Усадьба киселевых. Чехов в усадьбе бабкино, неподалеку от воскресенска - чеховская истра

Израиль. Иерусалим. Дормиицон. Горница Тайной Вечери....

Место это находится на вершине горы Сион, уже за стенами Старого Города, около Сионских ворот. Сейчас там аббатства Дормицион. Архитектура церкви сочетает элементы византийского и современного мусульманского стиля. (Эта фотография, простите, не моя, но дает общее представление. Извините.)
Считается, что именно в этой Горнице на горе Сион апостолы устроили Иисусу Христу праздничную трапезу - Пасхальную вечерю, которая известна под названием Тайной вечери.

Евангелия от Луки (22:10-12):
«Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального [агнца], и послал [Иисус] Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху». (Лк.22:7-13)
Где могли находиться ворота, через которые ученики вошли в город? Скорее всего там, где расположены кварталы ремесленников и торговцев, а не дома знати, царские дворцы и и покои храмовых священников. В местах, где жили богачи, за водой ходить было не нужно: в каждом доме имелись свои водные цистерны.

Значит, эти ворота вели в Нижний город, и назывались они в то время «воротами ессеев». Из города через эти ворота можно было спуститься в мусорный овраг, называемый Бен Гей-Енном. Там в древности стояли капища языческих богов и приносились человеческие жертвы. Народ прозвал это место адом, присподней. «Гей-Енном» по-русски звучит как «Геена огненная».
Через те же ворота, по дну этого оврага поздней ночью Иисус с учениками направится на восток, и, обогнув городские стены в самой нижней части Иерусалима, там, где находился превращенный царем Иродом в городскую купальню Силоамский бассейн, по ущелью Кидрона поднимется вверх, к подножию Елионской горы...

В те времена кувшины с водой носили не мужчины, а женщины. Мужчина с кувшином – это нечто из ряда вон выходящее. Значит, в доме, где Иисус наметил провести пасхальную трапезу, не было женщин! Такого не могло быть в древней Иудеи, где закон обязывал всех здоровых мужчин обзаводиться семьей. Единственными, кто давал обет безбрачия, были в те времена только ессеи. А рядом с воротами, которые вели в их квартал, проходил акведук, подводящий воду к городским бассейнам.

Там, по преданию, находился дом апостола Иоанна Богослова, где провела свои последние дни в этом мире Богородица. Сейчас там находится Монастырь Успения Богородицы. Дормицион – современное название храма – означает Успение.

Исторически сложилось, что здание это принадлежит трем религиям. Первый этаж иудаизму, второй христианству, третий исламу.

Во дворе храма скульптура царя Давида, подаренная Россией.

Поскольку иудеи не приемлют изображений, то местные иудейские "гопники" периодически памятник, что называется, оскверняют. То яйцами забросают, то краской. И надписи на иврите рисуют. Струны из псалтыри повыдирали.

Нам повезло, мы застали памятник в «почти» полном здравии. Немного был поврежден нос, но на этой фотографии не видно, поскольку надо зайти слева, чтобы увидеть.

Памятник поставлен недалеко от гробницы царя Давида прямо у стен, Храма Успения Пресвятой Богородицы.

По традиции считается, как уже сказано, что могила Давида находится здесь. Хотя аутентичность могилы не доказана, возможно, Давид был похоронен в долине Кедрона, там же, где и все владыки Израиля. Споры о местонахождении могилы ведутся до сих пор.
В храме над алтарем – Богоматерь Царица Небесная, на руках которой Иисус во всём Своём величии и славе.

Под основным залом церкви находится крипта со статуей, лежащей на смертном ложе Марии.
В крипте церкви – уснувшая Богородица, работа из вишневого дерева начала 20 века.

Горница Тайной Вечери
Здание Горницы Тайной Вечери сооружено над гробницей царя Давида в XII веке крестоносцами в качестве церкви, называемой «Наша Госпожа». Позже в 1335 г. церковь была перекуплена францисканским орденом.
Сегодняшняя "Горница Тайной Вечери" – это зала на втором этаже в здании, сохранившемся со времен крестоносцев. Наивные паломники с подачи недобросовестных гидов порой принимают ее за комнату, где Иисус "возлег с двенадцатью учениками". Только зала эта не имеет ничего общего с той древней комнатой в ессейском доме, которая давно погребена под руинами разрушенного римлянами города.

Для традиции важно само место – Сионская гора, где две тысячи лет назад произошло событие, изменившее всю историю человечества...
Это просторная комната, выстроенная в стиле ранней готики.

Никаких икон и распятий здесь нет. Зато колонны в центре Горницы явно свидетельствуют о своем византийском происхождении: когда-то на этом месте стояла церковь, построенная в пятом веке нашей эры.

Сионскую горницу нередко именуют «Матерью всех церквей», поскольку здесь самим Иисусом было утверждено Таинство Евхаристии, и была утверждена сама Церковь. Здесь апостолы и их первые ученики, и преемники совершали Божественную литургию.

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего». (Мф. 26:20–29).
По сути своей, это и есть часть Нового Завета: вместо тела животного человек должен съесть хлеб, символ последней искупительной жертвы Иисуса.
Иными словами, Иисус приносит себя в жертву за грехи всего человечества, и тем самым как-бы отменяет прошлый храмовый ритуал жертвоприношения. Отныне верующие в Него не проливают кровь, а пьют вино, символизирующее эту жертвенную кровь.

Здесь, на Тайной Вечери господь заповедал ученикам: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22:19). В этот день всякий православный человек, кроме катастрофической невозможности, старается причаститься с благодарностью Богу за все совершенное Им ради нашего спасения и в твердом намерении не уподобляться предателю Иуде. Нельзя не причащаться, ведь именно сегодня Христос говорит о Своей Крови: «Пийте от нея вси» (Мф 26:27).
На Тайной Вечере Господь предсказал также предательство Иуды
«Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал». (Мф. 26:20–29)
и отречение Петра.
Он [Пётр] отвечал Ему: Господи! с Тобой я готов и в тюрьму и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня. (Мф.26,34; Мк.14,30; Ин.13,38).
В последнюю ночь перед Своей крестной смертью на праздничной трапезе Он разломил хлеб, дал чашу и сказал: «Это Мое тело и Моя кровь». На древнееврейском языке, на котором Он говорил, эти слова означают: «Это Я». Когда говорится «плоть и кровь», это означает личность человека. Таков был способ выражения. И вот Он показывает, как проливается красное вино и разламывается хлеб, и говорит: «Так проливается Моя кровь за вас и так раздробляется Моя плоть».
И дальше Он прибавил: «Это творите в Мое воспоминание». В древности считалось, что, когда человек приглашает друзей и с молитвой они совершают трапезу, Божество невидимо присутствует здесь. Жертва и трапеза всегда сливались. И вот Христос установил трапезу Нового Завета, Он заключил Новый союз Неба и земли через Свою смерть, которая обозначена была вот этой трапезой. И Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание». Это не просто воспоминание и память, а это вечно повторяющаяся Тайная Вечеря. Она всегда с нами.
Когда мы поднимаем чашу и хлеб на престоле в Церкви, это значит, что Христос приходит вновь и снова наступает ночь Тайной Вечери. Он соединяет нас между собой и соединяет с Самим Собой. Таинство трапезы - это таинство единства с Богом и людей между собой. Вот что значит «плоть и кровь».
В Горнице Тайной Вечери Иисус Христос совершил с апостолами первую евхаристию (таинство причащения) - претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову.

Обратите внимание на небольшую арку и мраморную колонну справа от выхода. На капители вы увидите барельеф – два пеликана терзают грудь третьего.
Искупление через самопожертвование - типичный сюжет христианской символики того времени, характерный для крестоносцев, один из лучших образцов, найденных на территории Иерусалима.

В это же Горнице Тайной Вечери семью неделями спустя на Пятидесятницу произошло сошествие Святого Духа на апостолов и Богородицу, и с этого момента апостолы заговорили на разных языках и отправились проповедовать Новый Завет.
Турки в 16 веке превращают это место в мечеть, о чем свидетельствуют надписи, посвященные мусульманскому пророку Дауду (библейскому Давиду) и Сулейману Великолепному, правителю, возродившему к новой жизни древний, многострадальный Иерусалим. От мечети остались - михраб - ниша, указывающая направление Мекки.

Напротив арки внутри такая же на улице.


Место, где проходила Тайная Вечеря, и могила Давида расположены в одном и том же здании.

Францисканцы приобрели и перестроили это сооружение в 1335 году, придав ему его современный вид. В начале 15-ого века евреи совершили попытку выкупить здание. Это привело к некоторым распрям между иудеями и христианами. Мусульмане же поставили себе целью получить контроль над зданием, что и произошло в 1524 году. Именно тогда францисканцы были изгнаны с Сионской Горы.

Грбница Царя Давида

В период Второго храма на Сионской горе находилась одна из семи синагог Иерусалима. Здесь, по легенде, был похоронен Царь Давид (1 Цар. 2:10). В византийский период при Давиде и Джеймсе, еврейском и хркстианском основоположниках города Иерусалима, эти синагоги были центром литургического восхваления во время церковной службы, проводимой в церкви на Горе Сион. Это дало основание полагать, что оба они были похоронены на Горе Сион. По традиции считается, что могила Давида находится здесь, в том же здании, где проходила Тайная Вечеря, а могила Джеймса - в Армянском Кафедральном Соборе.

Из уединенного дворика францисканского монастыря 14-ого века мы попадаем в помещение на нижнем этаже, которое сегодня является синагогой. Дверь, расположенная по правую сторону комнаты, открывает вход в помещение для молитв.

В южной стене находится михраб (молитвенная ниша в мечети, в стене, обращенной к Мекке), покрытый керамической плиткой. Михраб был построен в период правления мамелюков и теперь скрыт за книжными полками. В следующей комнате располагается огромный саркофаг – кенотафий: на этом месте, по легенде, покоится прах Царя Давида. Саркофаг покрыт бархатом, а на нем венцы Торы из различных синагог еврейских общин, которые были уничтожены во время Холокоста. На бархате золотыми буквами написано (на иврите): "Царь Израиля, Давид, живет и существует". На могильной плите виден резной орнамент, выполненный еще во времена крестоносцев. Ниже уровня этажа, на котором располагается кенотафий Царя Давида, находятся подземные уровни строения, относящиеся ко временам крестоносцев, византийцев и римлян. Таким образом, первоначальное строение относится ко второму веку нашей эры. Под усыпальницей находится вход в пещеру, обнаруженную И. Пьеротти в 1859 году.
Горница Тайной Вечери

В греческом варианте Святых Писаний речь идет о двух местах: anagaion (относится к месту проведения Последнего Ужина во время первой Христианской Пасхи), и huperion (место, где апостолы находились во время Вознесения и, предположительно, в Троицын День). Вопрос о том, является ли это одним и тем же местом или нет, остается открытым. В своем переводе Нового Завета на латинский язык, известным под названием Вульгата (переведено в 382 – 405 гг.), Иероним объединил эти два греческих слова в одно латинское – cenaculum, что означает "трапезная комната" или "столовая" (по традиции располагающаяся на втором этаже). Со временем, переводчики на английский интерпретировали это понятие как cenacle, что изначально переводится на русский как "пиршественный зал", но в дальнейшем приобрело еще одно устойчивое значение – "горница, где проходила Тайная Вечеря". Таким образом, правильно ли это заключение или нет, но с тех пор в христианской традиции принято считать, что эти два места являются одним и тем же. Итак, по легенде, это то самое место, где Иисус Христос и его двенадцать апостолов устроили пасхальную трапезу, Тайную Вечерю, после которой Иисус был арестован (Мат. 26:17-29).

В этом самом месте, по христианской легенде, Иисус явился после Воскресения, и здесь же произошло чудо Пятидесятницы, когда Святой Дух снизошел на апостолов, и они заговорили на разных языках (Деян. 2:1-4).

Архитектурный стиль, в котором выполнена "верхняя комната" – это кипрский готический стиль. На колонне, расположенной с правой стороны входа, есть изображение щита крестоносцев, на котором написано название немецкого города Регенсбурга. Колонны, расположенные у входа в верхние помещения, старше, чем сооружение периода крестоносцев. Над лестничной площадкой, на самом верху лестницы, находятся мраморные колонны, поддерживающие небольшое куполообразное сооружение. На одной из колонн есть капитель с изображением двух пеликанов, терзающих грудь третьего пеликана – это христианский мотив изображения искупления грехов. Это куполообразное сооружение, а также михраб относятся к периоду правления мамлюков.

Сионская горница по праву считается четвертой по значимости христиан-ской святыней в Иерусалиме, где впервые совершилось таинство Причастия.

Гора Сион почиталась у иудеев святой и домом Божьим, а потому здесь располагался престижный район города. Здесь был и дом иудейского первосвященника. В дом на Сионе, который находился недалеко от дома апостола Иоанна, приходит в Великий Четверг Иисус Христос со своими двенадцатью учениками. Сюда вошел Он совершить иудейскую Пасху, здесь состоится знаменитая Тайная Вечеря. Мы не знаем имени человека, в доме которого произошло это великое событие, евангелия не сохранили его. Не сохранилось уже и первоначального здания, но великое событие, произошедшее здесь, положило основание главному таинству всей Церкви.

«И взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою... И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк. 22: 17-20).

Изображение Тайной Вечери является неотъемлемой частью росписи иконостаса любого православного храма. Оно традиционно помещается над Царскими Вратами, на первом плане, потому что на ней впервые было совершено таинство Святой Евхаристии. Причащение верующих специально приготовленными хлебом и вином стало центральным событием в литургии. Поэтому Тайная Вечеря называется так не только потому, что проводилась тайно от иудейских книжников, но и потому, что там была явлена тайна человеческого жительства и путь к спасению.

С древнейших времен в ритуалах многих народов существовало тождество понятия «вина и крови», которые были тесно связаны с мифологическими представлениями о смерти и возрождающейся жизнью. Чаша также всегда была носителем благодати и священного начала. Эта традиция воплотилась и в Новом Завете, данном Господом.

В доме, где состоялась Тайная Вечеря, произойдет еще немало священных событий. Здесь апостолы позднее будут оплакивать смерть Иисуса Христа, сюда они пришли после Его Вознесения. Здесь, вместо предателя Иуды, бу-дет избран в число Двенадцати учеников Матфий, а в день Пятидесятницы на апостолов здесь сойдет Святой Дух. В 50 г. в этом доме пройдет первый апостольский собор под председательством святого Иакова, брата Господня. Но здание, где произошли священные для христианства события, долго не просуществовало.

В IV в. на этом святом месте была воздвигнута Сионская церковь, или церковь Святого Сиона, именовавша-яся также византийцами Матерью всех Церквей. Огромную роль она играла в тот период, являясь местом прохож-дения всех процессий по городу. При строительстве новой городской стены гора Сион со всеми святынями была включена в городскую территорию. Храм был позднее разрушен персами, а в эпоху крестоносцев восстановлен заново. Еще в XII в. при строительстве повой церкви случайно была обна-ружена пещера и гробница, которую иудеи сразу же объявили гробницей Давида. Хотя подтверждений тогда найдено не было. Крестоносцы под-держали эту версию, и историческая сакральность Сионской горы навсегда переплелась с христианским наследием, подчеркнув и священную библейскую преемственность, ведь происхождение человеческой природы Иисуса ведется из царского рода Давидова.

В построенной крестоносцами 2-этажной Сионской церкви христиане стали почитать (на нижнем этаже) гробницу ветхозаветного Давида. Соору-жение крестоносцев было разрушено уже в начале XIII в. и лишь в XIV в. восстановлено францисканцами, обустроившими здесь свой монастырь, который просуществовал до 1551 г.

После турецкого завоевания христиан надолго изгнали с Сиона, а Горница Тайной Вечери, как называют ее православные, превратилась в мечеть Про-рока Давида, который почитается также и у мусульман. Доступ сюда иновер-цам, как христианам, так и иудеям, стал надолго закрыт. Позднее рядом была обустроена и гробница царя Соломона. Лишь в конце XIX в., с ослаблением Османской империи, частично, а с установлением английского мандата над Палестиной в 20-х гг. XX в. окончательно, христиане и иудеи получили доступ к сионским святыням.

Иногда паломникам, несмотря на категорические запреты, удавалось проникать в запретную святыню. Так, в 1830 г. русский путешественник Д.Н. Муравьев, оставивший воспоминания о Святой Земле, писал, что он, преодолев препоны, наблюдал посреди горницы большой стол, который выдавался за стол, где проходила Тайная Вечеря. Теперь трудно установить истину.

Сегодня Сионская Горница мало похожа на первоначальную евангельскую Горницу. Даже от древнего храма крестоносцев осталось лишь несколько величественных колонн, готические арки и свод с изображением пасхального агнца. Об эпохе крестоносцев говорит и маленькая деталь колонны у лестницы, на капители которой изображен пеликан, кормящий собственной плотью свое потомство. Этот распространенный образ Средневековья символически трактовал жертвенность самого Иисуса Христа. Другая древняя восточная легенда отождествляет пеликана с Воскресением, потому что считается, что эта птица спасает своих птенцов, ужаленных змеей, собственной кровью, в которой всегда имеется противоядие. Взрослый пеликан часто питается змея-ми и в его крови сохраняются крошечные доли яда. В критический момент пеликан с такой силой бьет крыльями себе в грудь, что сочится кровь. Эти капли крови, когда попадают в клювы птенцов, их оживляют, как бы вос-крешая от неизбежной смерти. Так говорят восточные легенды.

Предполагаемое место омовения ног ученикам ограждено деревянной решеткой, а место, где возлежал Спаситель, отмечено камнем в северной сте-не. Шесть истертых временем ступеней в юго-западном углу ведут в комнату сошествия Святого Духа на апостолов.

На южной стене зала расположен мусульманский михраб - ниша для молений. А на восточной стене мусульманская надпись сообщает о «великом деянии» турецкого султана Сулеймана Великолепного, повелевшего превра-тить церковь неверных в мечеть.

Церковь давно стала храмом трех религий, куда приходят поклониться святыням христиане, иудеи и мусульмане. В XX в. здание вновь сменило своих недолговечных владельцев: оно стало принадлежать теперь государству Изра-иль. Верхний этаж, где находится Сионская Горница, принадлежит иудейской общине, и христианские богослужения здесь, к сожалению, запрещены. А на нижнем этаже находится часовня царя Давида с каменным кенотафом, где у особо почитаемой иудеями святыни теперь проходят официальные государственные церемонии.

В Сионской Горнице Господь омыл ноги своим ученикам. «Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал Вам». В память об этом собы-тии Патриарх Иерусалимский ежегодно, в Великий Четверг, совершает чин омовения ног двенадцати иерархам Церкви. Раньше он совершался в самой Горнице, а теперь перед храмом Воскресения Христова.

По преданию древневосточной православной сирийской церкви, Тайная Вечеря совершилась в доме Марии, матери святого евангелиста Марка. Сюда потом придет апостол Петр после освобождения из темницы ангелом (Деян. 12: 12). Сегодня на этом месте возведен сирийский храм Святого Марка, расположенный в Армянском квартале, где хранятся святыни: чудотворная икона Богоматери, написанная на коже, по преданию, евангелистом Лукой, и древняя купель, в которой, также по преданию, была крещена Богородица.

Необходимо отметить, что сегодня ведутся долгие переговоры о передаче помещения Сионской Горницы Ватикану, в обмен на предоставление еврей-ской общине в г. Толедо (Испания) древней синагоги, где сейчас находится католическая церковь. Это приветствует и РПЦ, во имя долгожданного возвращения христианских богослужений в древнюю намоленную святыню.

Горница Тайной Вечери она же Сионская горница – место, где совершили Тайную Вечерю. Согласно традициям христианства, которые опираются на книгу Деяний Святых апостолов, эта комната является ко всему и обычным помещением, где находились иерусалимские апостолы, а еще это первая христианская церковь. За приданием на этом месте произошло много значимых событий для верующих христиан. Все они описаны в Новом Завете: некоторые явления Христовы, омовение ног, послания последователям после Воскресения, зачисление Матфея к 12-ти апостолам и другие.

О предании

Тайная вечеря

Молодой человек по имени Ирод, которого после прозвали Великий, встретил человека Менахема. Тот предсказал юноше, что в будущем он сядет на трон Иудеи. Ирод не воспринял всерьез его слова, но после того, как предсказанное сбылось, отдал приказ отыскать ведуна.

Менахем состоял в религиозной общине ессеев, они преследовались властями на протяжении многих лет. И причины на то были достаточно веские. Ессеи несли свой Новый Завет, отрекались от большинства традиций Иудеи и не ходили на жертвоприношения в Храме. Большая часть общины ессеев скрывалась в Кумране, на берегу Мертвого моря.

Ирод не просто одарил Менахема, но и позволил его секте обосноваться под горой Сион в Иерусалиме.

В некоторых записях упоминается о вратах Иерусалима, или же ворота Ессеев, они вероятнее всего и вели именно к поселению членов ессейской общины. После многочисленных раскопок, некоторые ученые стали утверждать, что в этом квартале и проводили Тайную Вечерю.

В Евангелие от Луки написаны строчки, в них указано: чтобы попасть в секретный зал, где Христос со своими апостолами будет проводить пасхальную трапезу, следует проследовать за мужчиной. Тот будет идти с кувшином, наполненным водой, и укажет правильный путь. Раньше не принимали во внимание такую деталь, как мужчина несущий наполненный кувшин. Хотя это очень важно. В то время воду приносили только женщины, представители сильного пола этим не занимались, поскольку это не входило в их обязанности. Следует сделать вывод, что в здании, которое было назначено местом пасхальной трапезы, совсем не было женщин. В Иудеи каждый здоровый мужчина обязан был иметь семью. Только ессеи давали обед безбрачия. Отсюда и теория: собрание состоялось в домике одного из ессеев, он почитал Новый Завет Иисуса. Так, поэтому Сионская гора и считается точкой Тайной Вечери.

Еще одна святыня, что подтверждает подлинность тайной горницы – Давидова царская могила. За верованиями иудеев ее почитают с XIII века.

Сегодня горница представляет собой комнату на втором этаже здания, которое сохранилось еще со времен крестоносцев.

Важно! Многие паломники, послушав недалеких гидов, считают, что эта комната и есть тем самым местом, где Иисус встречался со своими учениками. Но сегодняшний представлений зал не является древней комнатой. Город был разрушен римлянами, так и таинственный зал похоронен под развалинами.

Для соблюдения традиций чтится сама Сионская гора, здесь и произошло это значимое действие около 2000 лет назад, перевернувшее человеческую историю.

Здание горницы

Горница тайной вечери

Постройка располагается на вершине горы Сион, за стенами Старого города. За многие годы она неоднократно разрушалась и перестраивалась.

Св. Елена в IV века здесь расстроила небольшую церквушку. По записям она состояла из 80 колон, которые держали потолок из дерева. С потолка свисал терновый венец Спасителя. Эта базилика была построена рядом с горницей, примыкала к ней. Здесь располагался древний алтарь. Позже церковь разрушили персы, но ее восстанавливали не один раз. Также при базилике обустроили монастырь сионистов. В начале XII века церковь вновь разрушили, на этот раз мусульмане. После этого ее не восстанавливали, целым осталось только здание горницы в два этажа.

Сицилийский король Роберт Анжуйский взялся за восстановление горницы, после того как перекупил всю территорию вместе с руинами у Дамасского султана. Он и отдал всю постройку францисканским монахам.

Будучи имуществом ордена католиков, церковь была перестроена в мечеть. Все связанно с захороненным здесь царем Давидом. Сверху установили михраб, который, до сих пор уцелел.

Сегодняшнее здание построили францисканцы в XIV веке. Помещение имеет два этажа. Верхний был реставрирован в готическом стиле, чтобы отразить близость к первичному виду комнаты. На нижнем этаже расположена синагога, где собственно и находится гробница Давидова. Сионская горница сегодня не является ничьим владением. Ею опекается израильское правительство. Каждый желающий может посетить ее абсолютно бесплатно.

С 2014 года власти Израиля позволили молиться в горнице, но только шепотом.

По лестнице в горницу

На втором этаже просторная комната, в стилистике ранней готики. Здесь вы не найдете распятий или икон и изображениями святых. На византийское происхождение указывают колонны, которые расположены в самом центре. Возле выхода расположена маленькая арка и колонна из мрамора. Особенно впечатляюще смотрится барельеф на капители. На нем изображены пеликаны, два из них раздирают грудью третьего. Это замечательный образец символики времен крестоносцев – искупление возможно лишь через жертву.

Здесь также сохранились настенные надписи, подтверждающие, что когда-то это место было мечетью.

Горница Тайной Вечери в Иерусалиме на латыни пишется как Coenaculum, что переводится«верхняя комната в римском доме». Это название можно увидеть, посещая священные места на горе Сион.

Св. Иероним ввел это название, он же и перевел на латинский язык два завета. Жил он еще во времена византийцев на Святой Земле. И считается, что он был достаточно осведомлен о месте Тайной Вечери. Так, например, именно он обозначил, что дом, где Иисус собирался с апостолами, состоял из двух этажей. Именно в его честь в наше время и существует день переводчика. Также в Вифлееме находится его келья, которой можно поклониться, будучи в Храме Рождества.


Сегодня немыслимо представить художника без работы на натуре – великолепные русские пейзажисты Саврасов и Шишкин и не менее превосходные мастера французского Барбизона Руссо и Милле в середине XIX столетия открыли миру пленэрную живопись. Их последователь, подаривший миру более тысячи «пейзажей настроения», Исаак Левитан, руководствуясь советами учителей и французскими альбомами, пришел к собственному неповторимому стилю. Для пленэра необходима натура, в поисках которой мастера кисти забирались в неведомые дали, отыскивая их через знакомых, друзей или коллег. Часто это были усадьбы, с их буйной природой, чарующими садами, музыкой по вечерам, театральными постановками, рыбалкой и охотой. Усадьба давала возможность работать и отдыхать. Здесь завязывались дружеские и любовные отношения - это была маленькая жизнь.

Личность и размах художественного творчества Исаака Ильича Левитана представляют собой поистине уникальное явление XIX столетия. При этом для профессионалов и любителей искусства еще во многом неизвестным остается значение в жизни и творчестве художника усадеб, с которыми было связано более 10-ти лет его жизни, самые яркие впечатления юности и зрелой поры, о чем свидетельствуют дневники современников, статьи, письма. Усадьбы Бабкино Киселевых, Затишье, Мелихово Чеховых, Болдино, Островно Ушаковых, Горка Турчаниновых, Успенское С.Т. Морозова, Богородское Олениных, Дугино Н.В. Мещерина, Гарусово, Берново, Покровское становились для Левитана и его друзей приютом, импульсом для творчества, дарившим миру шедевры русской живописи.

Одной из самых светлых страниц усадебной жизни Левитана стало лето 1885 г., а затем 1886 г., проведенные в окрестностях Нового Иерусалима. Имение находилось в пяти верстах от Воскресенска (сейчас г. Истра). Иван Павлович Чехов, работавший в Воскресенске учителем, познакомился с Алексеем Сергеевичем Киселевым - владельцем усадьбы Бабкино - коллежским секретарем, племянником русского посла и друга А.С. Пушкина графа Николая Киселева. Чеховы стали часто бывать в семье Киселевых, а с 1885 года три лета подряд жили у них на даче в Бабкине, где «не говоря уже о действительно очаровательной природе, к услугам были и большой английский парк, и река, и леса, и луга, и самые люди собрались в Бабкине точно на подбор». Киселевы были культурны и образованы. Матери А. С. Киселева - E. H. Ушаковой Пушкин посвящал стихи. Жена Киселева - Мария Владимировна была дочерью бывшего директора московских императорских театров В. П. Бегичева. Она сотрудничала в ряде детских журналов, и Антон Павлович неоднократно помогал ей, давая критические замечания на ее рассказы. Живший летом в усадьбе В. П. Бегичев был близко знаком с А. С. Даргомыжским, П. И. Чайковским, А. Г. Рубинштейном и А. Н. Островским. Его рассказы и воспоминания были очень интересны для молодого Чехова.



Семья Чеховых занимала отдельный флигель. Работая за столиком у большого окна, Антон Павлович любовался красотой бабкинского пейзажа. «Перед моими глазами расстилается необыкновенно теплый, ласкающий пейзаж: речка, вдали лес, Сафонтьево, кусочек Киселевского дома... Слушал я, как поет соловей, и ушам не верил». Бабкинские впечатления широко отразились в чеховских произведениях. «Во всех почти рассказах того времени, - вспоминает М. П. Чехов, - можно увидеть ту или иную картину Бабкина», то или иное лицо из жителей Бабкина и окрестных деревень. «Дочь Альбиона», «Налим», «Верочка» - лишь небольшая часть рассказов, написанных на основе бабкинских впечатлений. Впоследствии Чехов неоднократно бывал в Бабкине наездами. В 1897 году, тяжело больной, он писал из Ниццы М. В. Киселевой: «Здесь очень хорошо, но, тем не менее, все-таки я с удовольствием провел бы Рождество не здесь, а в Бабкине, которое мне так мило и дорого по воспоминаниям».

С Антоном Павловичем Левитана связывала нежная дружба, и естественно, что Чеховы были очень обрадованы, узнав, что Левитан живет по соседству с ними. Однако не обошлось без волнений: однажды Антону сообщили о том, что у художника вновь начались часто мучившие его приступы. Несмотря на ночь и проливной дождь братья Чеховы с фонарями отправились в Максимовку. Долго сидели у постели больного художника, шутили, острили, и Левитан, поддавшись общему настроению, успокоился. Вскоре после этого он поселился вместе с Чеховыми в Бабкине, в отдельном маленьком флигельке.


Бабкино. "Вид с висячего балкона". С рисунка М. Я. Чехова


И. И. Левитан. "К вечеру. Река Истра"

Нередко А. П. Чехов и И. И. Левитан ходили на охоту в Дарагановский лес, расположенный около Максимовки. На опушке леса, вспоминает М. П. Чехов, «стояла одинокая Полевщинская церковь (сейчас памятник архитектуры XVII века), всегда обращавшая на себя внимание писателя. В ней служили всего только один раз в год, на Казанскую, и по ночам до Бабкина долетали удары колокола, когда сторож звонил часы. Эта церковь с ее домиком для сторожа у почтовой дороги, кажется, дала брату Антону мысль написать «Ведьму» и «Недоброе дело».

Несомненно, Бабкино сыграло выдающуюся роль в развитии таланта юных Левитана и Чехова. Молодежь, поселившаяся в имении, наполняла все вокруг кипучей энергией. Вставали в Бабкино рано, с семи утра юный писатель и художник уже работали, потом гуляли по парку, играли в крокет. Из развлечений предпочитали рыбалку, Мария Владимировна простаивала часами с удочкой на берегу и вела литературные беседы с гостями усадьбы. Левитан цитировал множество стихов о природе Тютчева, Фета, Некрасова и Пушкина. Здесь царили шутки, юмор и всяческие забавы. Над флигелем Левитана однажды появился стишок:

А вот и флигель Левитана,
Художник милый здесь живет,
Встает он очень-очень рано
И тотчас чай китайский пьет.
Позвав к себе собаку Весту,
Дает ей кринку молока.
И тут же, не вставая с места,
Этюд он трогает слегка.

В истории Бабкино есть еще одна любопытная страница, связанная с сестрой А.П. Чехова - Марией. В 1885 году, когда началась бабкинская дачная «эпопея» семьи Чеховых, Марии Чеховой было 22 года. Она заканчивала историко-филологический факультет Московских высших женских курсов профессора В.И. Герье и была на пороге самостоятельной жизни. Лето 1885 года стало для Маши своеобразным рубежом. Бабкинское общество (помимо дворян Киселевых - владельцев усадьбы, его составляли весьма образованные, художественно одаренные гости усадьбы) оказалось ее первым опытом светского общения. Она впервые ощутила себя взрослой и привлекательной барышней. «Редко в нашей дальнейшей жизни было столько искреннего веселья, юмора, сколько было их в Бабкине», - вспоминала Мария Павловна Чехова. Главными зачинщиками веселых бабкинских «мероприятий» была семья Чеховых. И неудивительно - Чеховы были неистощимыми выдумщиками шуточных импровизаций, розыгрышей, представлений. Непременной участницей их была и обаятельная Мария. Более того, в Бабкине она была всеобщей любимицей. К тому времени Левитан стал своим человеком в семье Чеховых.


Мария Павловна Чехова вспоминала: «Левитан стал постоянно бывать у нас и сделался для нашей семьи близким человеком … Ближе всего Левитан сошелся с нашей семьей, когда мы поселились в красивом имении Бабкино под Новым Иерусалимом … Я не помню, в каком году я познакомилась с Исааком Ильичом Левитаном, но приблизительно это было в начале 80-х годов, когда Антон Павлович уже переехал в Москву. Левитан учился вместе с братом Николаем в Училище живописи, ваяния и зодчества. Одно время они и жили вместе в номерах на Садовой, где обычно ютилась бедная учащаяся молодежь. Как-то я зашла к брату. Сижу, разговариваю, - входит его товарищ. Коля познакомил нас. «А сестга Чехова уже багышня!» - как бы удивленно сказал товарищ брата, здороваясь со мной. Это и был И. И. Левитан. Он сильно картавил, не произносил звука «р», а вместо «ш» у него получалось «ф», меня, например, он всегда называл Мафа».

Итак, Левитан в Бабкино. Счастливое это время было для Левитана как художника! По словам Антона Чехова, Левитан «чуть не сошел с ума от восторга, от богатства материала» - богатства чудесной природы Бабкино и его окрестностей. Ему вторит брат Михаил: «Бабкино сыграло выдающуюся роль и в художественном развитии творца русского пейзажа И.И. Левитана». Будучи очень эмоциональным, крайне импульсивным человеком, Левитан временами впадал прямо-таки в жесточайшую меланхолию, с другой стороны, эта же предельная, обостренная до болезненности впечатлительность помогала Левитану творить. А в Бабкино - с его радушными, добросердечными Киселевыми, с близкой по духу семьей Чеховых («милая Чехия» - как говорил Левитан) - ему было так хорошо, как редко где бывало. Это было желанное и, увы, совсем не часто посещавшее художника состояние душевного равновесия.


После ужина в главном усадебном доме Киселевых зажигались все лампы. Собирались гости, в том числе московские - певцы, музыканты, актеры. М.П. Чехова, вспоминала: «Представьте себе теплый летний вечер, красивую усадьбу, стоящую на высоком крутом берегу, внизу реку, за рекой громадный лес, ночную тишину... Из дома через раскрытые окна и двери льются звуки бетховенских сонат, шопеновских ноктюрнов... Киселевы, мы всей семьей, Левитан сидим и слушаем великолепную игру на рояле Елизаветы Алексеевны Ефремовой - гувернантки детей Киселевых... Иногда пел гостивший у Киселевых бывший премьер московского Большого театра тенор М. П. Владиславлев. Пела и сама Мария Владимировна Киселева».

Кстати, и сам Левитан отличался музыкальностью. Рассказывали, что Исаак Левитан неплохо пел романсы, подыгрывая себе на гитаре. Именно в Бабкино с Левитаном случилось нечто им непредвиденное: он влюбился. И удивительным было то, что влюбился он не в очередную гостью - молодую московскую актрису, не в «новенькую», а в такую знакомую ему Мафу - Машу Чехову.

Вскоре все стены флигеля Левитана не вмещали всего того, что было написано. Об этом лете, о дружбе, о молодости напоминает картина «Река Истра» (1885-1886, ГТГ), подаренная Чехову. Об этой картине М.П. Чехова вспоминала: «Картина эта написана в 1885 г. и представляет собою вид на реку Истру со стороны усадьбы Бабкино, в которой в то время жили Чеховы и Левитан. Усадьба эта находилась на высоком берегу, несколько отстоявшем от самой реки. Большой дом, в котором жили владельцы Бабкина Киселевы, был построен у самого обрыва этого берега от него открывался широкий вид на окрестности. На этой картине, на горизонте, чуть обозначена деревня Сафонтьево, а справа - тянущийся к горизонту Дарагановский лес». «Бабкинский период» Левитан посвящает пленэрной живописи. В еще одной знаменитой работе видно, насколько тонко молодой художник чувствует обаяние и поэтичность природы: в 1885 г. в Бабкино Левитан начал писать «Березовую рощу», дописанную позже в Плесе в 1889 г. Мария Чехова вспоминала: «Левитан иногда прямо поражал меня, так упорно он работал… Стены его «курятника» быстро покрывались рядами превосходных этюдов». В Бабкино и окрестностях Левитан написал около 20 картин и этюдов, Федоров-Давыдов с грустью заметил: «… конечно не все «бабкинские» этюды дошли до нас. Их сохранилось сравнительно немного». Парадокс бабкинского периода в жизни Левитана заключен в том, что из воспоминаний и писем современников мы очень подробно о нем знаем, но самих живописных работ Левитана сохранилась лишь малая часть: «К вечеру. Река Истра» (Башкирский худ. Музей), «Река Истра», «Усадьба Бабкино» (ялтинский музей А.П. Чехова), «Бабкино» (музей А. Чехова в Таганроге), «Осенний лес» (Музей-усадьба В. Д. Поленова), «Половодье» (Гос. Худ. Музей Белоруссии), «Река Истра», «Портрет Антона Павловича Чехова» (ГТГ) и работы из частных собраний.

Современное состояние Бабкино плачевно, и о замечательной его истории теперь можно говорить лишь в прошедшем времени: в 1929 году сгорел главный усадебный дом, уцелевшие в годы Великой Отечественной войны флигели и часть надворных служб усадьбы оказались в запустении и в середине 50-х годов были разобраны на стройматериалы, а единственно сохранившееся от усадьбы - парк обезображен карьером и превращен в место свалки. Но краеведы верят, что возрождение усадьбы еще возможно, т.к. сохранились план строений усадьбы, фотографии, иконографический материал и макет усадьбы Бабкино. Хочется надеяться, что меры, принятые для сохранения этого уникального историко-архитектурного и мемориального памятника позволят вдохнуть новую жизнь в этот уголок Подмосковья, отмеченный именами Левитана и Чехова.

Трудно переоценить значение Бабкино в творческой судьбе художника, в пространстве усадьбы он работал и отдыхал, пребывал в художественных поисках, наслаждался обществом хозяев и гостей, здесь были созданы благоприятные условия для рождения новых шедевров живописи. После мрачных меблированных комнат Москвы для Левитана усадьба с ее невероятными пейзажами должно быть казалась раем. Не случайно в одном из писем Левитан признался: «Я не дождусь минуты увидеть поэтичное Бабкино: о нем все мои мечты».

Источники и литература .

1. А.А. Федоров-Давыдов. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество. - М., 1966.
2. Н.И. Сергиевская. Левитан. – М., 2010.
3. Левитан. Письма. Документы. Воспоминания. - М., 1956.
4. В.А. Петров. Исаак Ильич Левитан. - СПб., 1993.
5. С. Пророкова. Левитан. - М., 1960.
6. Е. Кончин. Загадочный Левитан. - М., 2010.
7. Российская газета от 14.08. 2009. «Усадебный комплекс Бабкино взят под защиту» И. Огилько.
8. С. Голубчиков. К истории усадьбы Бабкино. http://ns.istra.ru/opus4.html.