Уроки дикции речи для ведущих. Как развить хорошую дикцию: упражнения и советы логопеда

По оценкам специалистов, нарушениями дикции страдают до 30% людей. Причем, судя по всему, большинство из них устраиваются на работу в аэропорты, чтобы объявлять о задержках рейсов по радио. Даже если ты не собираешься примкнуть к их числу, тебе не повредит научиться разборчиво заказывать в ресторане блюда с трудными названиями или удивлять окружающих молниеносно произнесенной эстонской скороговоркой.

Гхэ , славяне!

«Самым легким дефектом произношения является гэканье», – говорит Александр Кабин, режиссер и преподаватель сценической речи театрального объединения «Интерлюдия». Этот фрикативный «г» можно подхватить и в зрелом возрасте. Обладатель хорошего фонематического слуха после двухнедельной командировки в Восточную Украину или на юг России, вдоволь наобщавшись с местными жителями, незаметно для себя начнет разговаривать, как Настя Заворотнюк в образе прекрасной няни. Впрочем, после возвращения на родину акцент через пару недель сойдет на нет и не проявится до следующей командировки. Если же твое «гхэ» является врожденным, для приобретения невзрывного звучания четвертой буквы алфавита потренируйся в произнесении фраз с обилием «г». Проговаривай их медленно, а на звуке «г» поначалу делай паузу для выделения.

Прочти с выражением

  • Магнат Егор на горе загорал, на магната Егора магнит упал.
  • Гениальный гетеросексуал Гога горячо любит гейшу Галю.
  • Где же Гена-гастарбайтер? Этот гад гербарий сушит!

Грассирующая пуля

Кроме фамилии Зинбельшухер есть масса других, более уважительных, причин не выговаривать звук «р». Этот звук – самый сложный по артикуляции. Насчитывается 30 вариантов его искажений. Наиболее частые – отсутствие «р» («кообка пезевативов») и горловое произношение звука, называемое картавостью. «Иногда причиной дефекта является укороченная подъязычная связка, ограничивающая подъем языка. Это требует небольшого вмешательства хирурга», – замечает Александр. Но чаще все дело в закрепившейся с детства привычке и слабости мышц языка.

Чтобы разработать язык, сперва распластай его на нижней губе, при этом нелишне приговаривать «пя-пя-пя». (Звучит глупо, но что делать?) Когда язык привыкнет лежать расслабленным, научи его прикрывать верхнюю губу. Передний край языка должен закрыть всю верхнюю губу от уголка до уголка рта. (При особенно слабых мышцах первое время помогай языку удерживаться наверху чайной ложкой.) Следя за тем, чтобы язык оставался таким же широким, задвинь его за верхние зубы. Теперь тренируйся произносить «д-д-д», ударяя передним краем приподнятого языка по внутренней поверхности верхних передних зубов. Через несколько часов этих упражнений, чередуемых со скороговорками, у тебя начнет прорываться звук «р».

Прочти с выражением

  • Расскажи про скороговорки. Про какие скороговорки? Про скороговорки, про скороговорки, про скороговорочки мои!
  • Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик. Сунул Грека руку в реку, мяч за руку Грека – цап!
  • На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова, а пили дрова.

Што такое «ошень?»

Проверь, правильный ли у тебя прикус, все ли зубы на месте и нет ли на языке пирсинга. Если все в порядке, в твоей шепелявой речи виновен слабый язык.

«Иногда для разработки языка и восстановления правильного произношения согласных достаточно чаще читать вслух», – говорит Александр. В промежутках между чтением выполняй два простых упражнения.

1 . Растяни в натужной улыбке углы рта так, чтобы были видны зубы, и подуй на кончик языка для получения свистящего шума, типичного для звука «с».

2 . Потренируйся произносить слог «са». При этом звук «с» надо процедить сквозь зубы, а на звуке «а» открыть рот. Если овладеть верным произношением тебе так и не удастся, отправляйся в Польшу. Там ты не будешь чувствовать себя ущербным: польский язык изобилует шипящими.

Прочти с выражением

  • Шла Маша по шоссе и попала под автобус.
  • Расскажи мне про сосиски! Про какие про сосиски? Может, про покупки? А, ну да, про покупки.
  • Советские специалисты спешат на помощь специалистам из социалистических стран.

Очевидное , но невнятное

Положи в рот ложку каши и произнеси: «Отстаньте от меня, изверги». Теперь скажи то же самое без каши. Никаких отличий? Все ясно. Ты небрежно выговариваешь звуки, особенно согласные. А ведь значимость согласных выше гласных, потому что они несут больше информации, выполняя смыслоразличительную функцию.

Если ты привык говорить «чек» вместо «человек», «кочевря» вместо «короче говоря» и «ДНК» вместо «дезоксирибонуклеиновая кислота», не обижайся на специалистов, которые называют такую речь неразборчивой, неэстетичной и невыразительной*.

Конечно, трудно отказать себе в удовольствии рассказывать анекдоты, параллельно дожевывая шашлык, но в остальное время старайся говорить четче. Для развития этого навыка Александр советует тебе скандировать стихи, отбивая четкий ритм рукой по столу или молотком по батарее.

Начни коллекционировать слова с «букетом» согласных (боДРСТВовать, агеНТСТВо, поСТСКРиптум, паРТВЗНос), а также фразы из односложных слов, произнесение которых требует мускульного напряжения («Где стол был яств, там гроб стоит»). Когда слов и фраз соберется достаточно, составь из них небольшую повесть и пришли нам. Поэл?

Прочти с выражением

  • Сверхвстревоженный центрфорвард горазд всхрапнуть.
  • Трансплантация брандспойта отдавала дилетантством.
  • Всем был люб Пров, да впал в транс.
  • И ты, Брут?

Голосом можно убедить слушателей, завоевать доверие или оттолкнуть. Это особенно важно в телефонных конференциях и разговорах по телефону , когда голос – ваш единственный инструмент.

Великий древнегреческий оратор Демосфен обладал слабым голосом, нечеткой дикцией, картавостью и шепелявостью. Он проговаривал речи, перекатывая во рту камешки и добился больших успехов. Сегодня есть более безопасный способ улучшить дикцию – говорить с пробкой в зубах. Это лучшее упражнение для дикции, его практикуют все, кто работает на ТВ. В актерских школах пробку даже привязывают к веревочке и вешают на шею,чтобы практиковаться в любой момент.

Винную пробку нужно зажать между передними зубами (2-3 мм за линию зубов), рот должен быть приоткрыт, зубы обнажены. В таком положении громко говорить и читать, по 5 – 10 минут несколько раз в день. Упражнение развивает артикуляционный аппарат и голосовые связки (на них ложится часть нагрузки, когда артикуляционный аппарат не справляется, им приходится компенсировать то, что «губы не могут»).

Эффективен бег с наушниками в ушах с повторением за диктором всего, что он говорит. При беге вы запыхаетесь, это создаст дополнительные трудности для речевого и дыхательного аппаратов. По окончании тренировки вы сможете насладиться четкой дикцией, которая будет получаться сама собой.

Если вы страдаете от заикания – возьмите на заметку проверенный способ: каждый день переписывайте по несколько страниц книжного текста. Во время письма человек в мыслях проговаривает текст, а заикаться мысленно невозможно. Постепенно вы начнете говорить вслух без запинок.

Скороговорки – не совсем приятно, но отлично улучшает дикцию. Результаты слышны уже на 3-й день и остаются они надолго, если продолжать развивать дикцию. Важное условие: говорить их нужно громко.

Есть два типа скороговорок:
– для мозга – выговорить легко, но путаются слова (Клара у Карла украла кораллы
– для языка – если вам трудно говорить шипящие (Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовашегося Вавилу).
Не старайтесь произносить скороговорку сразу быстро. Сначала освойте ее в медленном темпе, читайте по слогам, затем переходите на средний темп, и только потом произносите скороговорку с ускорением.

Попробуйте произносить скороговорку с разными интонациями (удивленной, возмущенной, вопросительной и т.д.) или напевать ее на мотив песни.

Подключите к скороговорке движение: приседайте, прыгайте, танцуйте.

Кроме скороговорок, записывайте и прорабатывайте фразы и слова, которые у вас часто переспрашивают – в этих словах есть сочетание букв, которое вам плохо дается, нужно довести его до четкости.

Спите в очках для сна – они способствуют расслаблению всех мышц лица, в том числе губ и челюсти. Это улучшает дикцию.

Развитие артикуляционного аппарата

Для аудитории важно звучание вашего голоса и четкость произносимых слов. Тренировка голоса дается легко, если делать артикуляционную гимнастику. Она разрабатывает язык, губы, щеки, нёбо, нижнюю челюсть и помогает сделать вашу речь четкой и приятной для слуха.

Развитию артикуляционного аппарата способствует чтение вслух, оно помогает правильно расставлять акценты, делать нужные ударения и интонации.

Для чистого формирования звуков разрабатывайте язык: «почистите» языком десна, сделайте «уколы» языком в щёки, поводите по нёбу, вытягивайте язык, пощелкайте им.

Разминка для челюсти: возьмите себя двумя руками за нижнюю челюсть и откройте ее несколько раз, без усилий, не резко, только при помощи рук – это упражнение помогает снять напряжение с подчелюстных мышц.

Разминка для щек: надуть щеки, «покатать» воздух внутри рта, потом сбросить напряжение сделав «тпруу».

Чтобы речь была четкой и легкой, разрабатывайте губы: вытягивайте «трубочкой» и вращайте по кругу в обе стороны, произносите «ути – ути», вытягивайте трубочкой и захватывайте ими воздух, шлепайте расслабленными губами «пя-пя-пя» и собирайте их на «п-б-п-б», натягивайте губы на зубы.

Произносите «ма», «мама» про себя, а также «ха» на половине выдоха. Нёбо должно быть при этом приподнято, положение рта как при звуке «О» – эти упражнения делают звучание более глубоким и громким.

Постановка голоса оратора

Тренировать голос нужно регулярно – это главный инструмент в публичном выступлении, который нужно использовать с выгодой

Постановка голоса включает в себя упражнения, которые нужно отрабатывать каждый день, стоя перед зеркалом.

Для тренировки нижнего диафрагматического дыхания («животом»). Стать прямо, ноги на ширине плеч, расслабьте плечи и голову. Обхватить руками плечи сжимая грудную клетку, пальцы плотно прижать к лопаткам. Дышать животом, вдыхая через нос, выдыхая через рот, пальцы не должны сдвигаться, плечи не должны подниматься а локти двигаться.

Стать прямо, руки выпрямить перед грудью, ладони развернуть друг к другу. Глубоко вдыхать через нос и резко разводить руки в стороны, потом медленно сводить руки и выдыхать через рот со звуком «зззззз». Когда ладони коснутся друг друга – отпустить дыхание.

Чтобы «разогреть» голос, нужно стать прямо, расслабиться, дышать животом. Сложить ладони как рупор, «показать» горло врачу, опустить гортань, вдохнуть и произнести «ааааауууу». Сделать несколько раз, увеличивая громкость, но не напрягаясь.

Если голос звучит напряженно и его нужно расслабить – откройте рот, расслабьте мышцы лица, вдыхайте и выдыхайте, покачайте челюстью вниз-вверх 4-5 раз. Можно также издать скрип, похожий на звук открывающейся двери, при этом челюсть опущена, а зубы не должны быть сомкнуты.

Используйте скороговорку – проговорите «лри-лрэ-лра-лро-лру-лры», сперва медленно затем ускорьте. Важно хорошо артикулировать, произносить с разной интонацией, как вопрос и ответ. Затем расслабить мышцы рта – произнести на выдохе «Тпруу».

Чтобы сделать звук свободным и концентрированным, нужно поймать низкое положение гортани. Для этого нужно опустить челюсть на грудь, широко раскрыть рот, опустить корень языка вниз, словно вы показываете горло врачу, опустить напряжение и зевнуть 2-3 раза.

Голос, дикция и речь – важные составляющие для любого успешного публичного выступления. Многие люди имеют невнятную речь, тихий голос и хромающую дикцию. Причин этого бесчисленное множество. Ниже мы рассмотрим самые основные причины таких «болезней» , а так же рассмотрим способы, которые помогут Вам развить голос, развить дикцию и речь самостоятельно. Если Вас эта тема интересует, просьба читать эту статью внимательно и выполнять все упражнения, изложенные в ней.

Причины тихого голоса, плохой дикции и невнятной речи

Я знаю только несколько причин тихого голоса, плохой дикции и невнятной речи – это , низкая и . Есть и генетические причины, но их касаться мы не будем. Почему я считаю, что главными причинами всего этого является неуверенность в себе, и закомплексованность? А как Вы считаете, уверенные в себе люди, с высокой самооценкой имеют тихий голос? Разве они говорят тихо? У них невнятная речь? В большинстве случаев, такие люди не имеют проблем с речью. Посмотрите на политиков, актеров, певцов. Все они уверенные в себе люди, постоянно выступают перед публикой. Поэтому и речь у них развита, и голос громкий и с дикцией нет никаких проблем.

Теперь возьмем застенчивого человека. Во время общения этот застенчивый человек испытывает неуверенность в себе, он считает, что с ним что-то не так (комплексы), охватывает чувство и, как следствие, его голос тих, речь неразборчивая, и его просто невозможно слушать. Поэтому, если Вы хотите развить голос , если Вы хотите развить дикцию , если Вы хотите развить речь , Вам необходимо провести огромную работу над собой . Без труда и голос не станет громким. Теперь мы перейдем к упражнениям, которые помогут Вам добиться того, чего Вы хотите. Начнем всё по порядку.

Как развить голос?

Итак, как мы уже выяснили, развитие голоса является важной задачей для людей, профессия которых связана с публичными выступлениями. Постановка голоса важна не только для публичных людей. Развитый и громкий голос облегчит Ваше общение в повседневной жизни, и Вас не будут вечно переспрашивать: «Ааа?», «Что?», «Чего?» и прочие раздражающие вопросы. Выполняя ряд упражнений для развития голоса, Вы устраните множество дефектов и недостатков. Итак, приступим.

1) Чтобы голос был звучным, очень важно правильно дышать. Если Вы только начали развивать свой голос, то дыхательные упражнения это первое, чем Вы должны заниматься. Встаньте, выпрямите позвоночник, ноги поставьте на ширине плеч, одну руку положите на грудь, другую на живот. Когда вдыхаете носом, выдвигайте животик вперед (расширяя нижнюю область грудной клетки). Свободно и непринужденно выдыхайте воздух через рот, возвращая живот и грудную клетку в первоначальное положение. Таки образом Вы разрабатываете диафрагму.

2) Второе упражнение на дыхание связано с задержкой воздуха. Быстро вдохните воздух через нос, а затем задержите дыхание на три секунды. Потом выдохните воздух через рот. Проделайте это упражнение 5-10 минут.

3) Вдохните через рот максимум воздуха, затем плавно начните его выдыхать, произнося гласные буквы (а, о, у, и, э, ы). Старайтесь, чтобы звук гласной буквы звучал как можно громче и как можно дольше. Так же Вы можете при выдохе плавно перескакивать с одной гласной буквы с другой – ааааооооуууыыыы.

4) С закрытым ртом во время выдоха начните «мычать» - произнося ммм. Старайтесь мычать так, чтобы была щекотка в губах. Кроме этого обязательно меняйте громкость звука – с тихого звучания на громкое и наоборот. Это упражнение поможет развить артикуляционный аппарат, что придаст силу голосу.

5) Теперь начните рычать, произнося ррррр. Это упражнение тоже разрабатывает артикуляционный аппарат. Меняйте громкость звука, а также интонации от тонкой к грубой.

Как развить дикцию?

Дикция – это качество произношения слов (отчетливость), манера выговаривать слова. Дикция очень важна для актеров, певцов, политиков, преподавателей.

Для развития дикции подойдут скороговорки. Их Вы с легкостью можете найти в интернете. Вот Вам видео для примера!

Для того, чтобы начать развивать дикцию, сначала необходимо размять язык, губы, мышцы лица и артикуляционный аппарат.

1) Начнем с языка. Высунете язык вперед как можно дальше, затем засуньте его назад (только не проглотите его). Начните форсировать языком вперед, а затем назад. Продолжительность упражнения – 5-7 минут.

2) Укалывание щек языком. Начните колоть поочередно свои щеки языком. Сначала уколите левую щеку, потом правую. На выполнение потратьте 7-12 минут. Это отличное упражнение для тренировки языка.

3) Хорошее упражнение на язык – это «Чистка зубов» . Вы начинаете по кругу вращать язык. Рот при этом должен быть закрыт. Сделайте 20-30 вращений почасовой и против часовой.

4) Затем, высунете язык и начните крутить его по кругу. Сделайте 10-15 кругов почасовой стрелке, затем против часовой. После этого утритесь (витерите слюни с губ).

5) С губами почти то же самое. Упражнение называется «Трубочка - улыбка» . Сначала Вы вытягиваете губы вперед, через 3 секунды Вы начинаете улыбаться как можно шире. Сначала губы вперед, затем назад. Делайте это упражнение минимум 7 минут.

6) Далее, вытяните губы в трубочку и начните поднимать пяточек сначала вверх, затем вниз. Потом начните выполнять то же самое, только налево, направо. Потом начните крутить пятачок по кругу, почасовой и против часовой.

7) Следующее упражнение – «Пузырь» . Вы надумаете щеки и начинаете крутить этот пузырь по кругу.

8) Начните покусывать верхнюю губу своими зубками. Делайте это аккуратно, не откусите себе. Затем начните покусывать нижнюю губу. После этого начните верхней губой обтирать верхние зубы. Старайтесь обтирать так, чтобы нижняя губа не двигалась. Это сложно, но возможно. Делайте это упражнение перед зеркалом, чтобы контролировать себя. Затем начните обтирать нижние зубы нижней губой, верхняя губа тоже не должна двигаться.

9) После выполнения этой разминки, встаньте около окна и произнесите следующую фразу: «На улице хорошая погода, а у меня красивая, четкая, внятная речь» . Произнесите эту фразу громко, четко и внятно. На улице Вас должны услышать.

10) Для разминки лицевых мышц, начните мять лицо как попало. Корчите рожи, выпучивайте глаза. Со стороны выглядит не красиво, зато смешно и очень эффективно.

11) Чтобы произношения слов были отчетливыми, необходимо проговаривать окончания. Многие люди проглатывают окончания, особенно «ть» . Начните проговаривать следующий ряд:

ПТКА - ПТКО - ПТКУ - ПТКЭ - ПТКИ - ПТКЫ

ТПКА - ТПКО - ТПКУ - ТПКЭ - ТПКИ - ТПКЫ

КПТА - КПТО - КПТУ - КПТЭ - КПТИ - КПТЫ

БИ - ПИ - БЭ - ПЭ - БА - ПА - БО - ПО - БУ - ПУ - БЫ - ПЫ

ПИ - БИ - ПЭ - БЭ - ПА - БА - ПО - БО - ПУ - БУ - ПЫ - БЫ

МВСТИ - МВСТЭ - МВСТА - МВСТО - МВСТУ - МВСТЫ

ЗДРИ - ЗДРЭ - ЗДРА - ЗДРО - ЗДРУ - ЗДРЫ

ЖДРИ - ЖДРЭ - ЖДРА - ЖДРО - ЖДРУ - ЖДРЫ

Этот ряд развивает Вашу дикцию. Не забывайте про скороговорки.

Как развить речь?

Для развития речи Вам потребуется дисциплина, осознанный контроль и постоянство. Хорошая речь в наше время встречается все реже и реже. Одного человека можно слушать часами, а от другого хочется сбежать. От качества Вашей речи зависит Ваша профессиональная и личная жизнь. Половина успеха зависит от умения общаться , а чтобы уметь общаться, нужна не только эрудированность, но и развитая речь.

1) Для развития речи, первое, что я Вам советую, это читать газеты, журналы, . И читать нужно вслух. Во время чтения, старайтесь форсировать интонациями, не допускайте монотонности. Так же, меняйте скорость и громкость чтения. Проговаривайте все окончания, соблюдайте знаки препинания. Чтение вслух – это основное упражнения для развития речи.

3) В-третьих, как и при чтении вслух, следите за темпом речи. Обогатите её интонациями. Выделяйте паузами важные моменты разговора. Пауза должна быть уместной и не затянутой.

4) Четвертое, пополняйте свой словарный запас. Сделать это можно при просмотре фильмов, тренингов, чтении книг. Если Вы по телевизору услышали выступление президента, или другого политика, почему бы Вам не попробовать сказать то же самое у себя дома. Представьте, что Вы выступаете перед публикой в роли президента. Скажите своему воображаемому народу о политической и экономической обстановке в нашей стране. Это очень увлекательное занятие для развития речи и пополнения словарного запаса.

Тренирую голос, дикцию и речь по вышеизложенной методике, Ваша речь через три месяца преобразится до неузнаваемости. Поэтому не удивляйтесь, если знакомые начнут говорить Вам, что в Вас что-то изменилось. А изменился голос, дикция и речь. Практикуйтесь каждый день и тогда Ваши усилия повлекут за собой награду.

Как развить голос, Как развить дикцию, Как развить речь

Нравится

Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Четкое и ясное произнесение слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и, прежде всего, умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот. При плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы. Для развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения.

Своевременно не исправленные недостатки произношения звуков могут остаться на всю жизнь. Они нередко встречаются и у взрослых. Недочеты речи закрепляются, и люди, привыкая к ним, порой их не замечают. Иногда считают, что исправить недостатки произношения звуков и других дефектов речи во взрослом возрасте невозможно. Это неверно. Приложив некоторые усилия, можно улучшить свою речь и устранить дефекты звукопроизношения. Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо, прежде всего, укрепить мышцы языка, губ и нижней челюсти, наладить правильное речевое дыхание. Для этого используются специальные упражнения.

1. Речевое дыхание.

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо - и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания.

  1. Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).
  2. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.
  3. Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).
  4. Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:
    • аaaaa
    • аaaaaooooooo
    • аaaaaуууууу
  5. Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).
  6. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.
    • Капля и камень точит.
    • Правой рукой строят – левой ломают.
    • Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
    • На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
    • Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
    • На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.
    • Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...
    Интересно, сколько Егорок получится у Вас на одном выдохе? ;о)
  7. Прочитайте русскую народную сказку «Репка» с правильным воспроизведением вдоха на паузах.
    Репка.
    Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.
    Пошел дед репку рвать. Тянет - потянет, вытянуть не может.
    Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут!
    Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тяну т - потянут, вытянуть не могут!
    Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут!
    Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
    Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянули репку!

2. Голосовые упражнения

№ 1. "Стон"

Вообразите, что у вас болит горло, или голова, или просто ощущается усталость.
Губы слегка сомкнуты, мышцы шеи, плеч, рук свободные. Вы на звуке [м] тихо стонете.
Почувствуйте вибрацию на губах, носоглоточной области, в твердом небе, в головном резонаторе. Не завышайте и не занижайте звук! Отыскивайте свой "центр" голоса (тон, на котором особенно ровно и свободно звучит голос). Затем произносим звукосочетания:

  • [ма -- мо -- му -- мэ -- ми -- мы]
  • [ мам -- мом -- мум -- мэм -мим -- мым]...
Долго и протяжно тяните звук [м], после чего слитно как одно слово, произнесите на "стоне" фразу: "мам, меду нам". При произнесении фразы сливайте слова в одну непрерывную линию звучания: маммедунам.
А теперь произнесите во время "стона" слоги с другими сонорными:
[ллламм-ллломм-ллумм-ллэмм-ллимм-ллымм]

№ 2. "Гудок"

  • Слитно, как гудок, тяните гласный: ууууу... "Гудок" не громкий, без напряжения, губы в положении "хоботка".
  • А теперь к гласному [у] прибавьте гласный [о]: ууоууоууоуоууо...
  • А теперь с гласным [а]: ууаууаууаууа...
  • Затем с гласным [э]: ууэууэууэууэууэ...
  • Потом с [и]: ууиууиууиууиууи...
  • И, наконец, с [ы]: ууыууыууыууыууы...
Цель этого упражнения состоит в том, чтобы добиться единого качества звучания всех гласных [о, а, э, и, ы]. Для этого надо стараться оставлять губы все время (и при произнесении других гласных) в положении гласного [у] (ощутимы лишь легкие движения губ и языка).
  • А теперь гудите, сливая в одну непрерывную линию звучания все шесть гласных: ууоууаууэууиууы.
Все гласные звучат собранно и близко к губам, звук держится "на губах".
  • [ннамм-нномм-ннумм-ннэмм-ннимм-ннымм]
  • [ррамм-рромм-ррумм-ррэмм-рримм-ррымм]
Произносите гласные мягко. Рот открывается свободно на гласных звуках и сейчас же закрывается для "стона" на сонорных согласных

3. Подвижность органов артикуляции.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.

  1. Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца.
  2. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
    • ааааааааааааа
    • яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
    • ооооооооооооо
    • ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
    • иииииииииииии (рот слегка открыт).
  3. Произнесите гласные звуки с голосом:
    • аaaaaaaaaaaaa
    • яяяяяяяяяяяяяя
    • ооооооооооооо
    • ёёёёёёёёёёёёё
    • иииииииииииии
  4. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
    • аааааэээээ
    • аааааеееее
    • аааааиииии
    • иииииааааа
    • ооооояяяяя
    • аааааииииииооооо
    • иииииээээээааааа
    • аааааиииииэээээоооооо и т.д.
    Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.
  5. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.
    • Мал, да удал.
    • Два сапога - пара.
    • Нашла коса на камень.
    • Знай край, да не падай.
    • Каков рыбак, такова и рыбка.
    • Под лежачий камень вода не течет.
    • У ужа ужата, у ежа ежата.
  6. Прочтите стихотворение, четко произнося звуки "а", "я".
    Уж небо осенью дышало,
    Уж реже солнышко блистало,
    Короче становился день,
    Лесов таинственная сень
    С печальным шумом обнажалась,
    Ложился на поля туман,
    Гусей крикливых караван
    Тянулся к югу: приближалась
    Довольно скучная пора;
    Стоял ноябрь уж у двора...
    А. Пушкин
В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

Упражнения для развития подвижности губ.

При вялости и недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих гласных и согласных звуков. Так, для произнесения звука у(ю) требуется вытянуть губы вперед трубочкой, для о(ё) - округлить губы, для с(з) - растянуть губы в улыбке и т.д. Для развития губ полезно использовать следующие упражнения.
  1. Растяните губы в улыбке без обнажения зубов.
  2. Растяните губы в улыбке с обнажением зубов при закрытом рте.
  3. Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте).
  4. Вытяните губы вперед в форме трубочки.
  5. Попеременно чередуйте вытягивание губ в трубочку с растягиванием их в улыбке.
  6. Поднимите верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы.
  7. Протяжно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но с подчеркнутой артикуляцией, затем с голосом).
    • ииииии (губы растянуты в улыбке);
    • оооооо (губы овалом);
    • уууууу (губы трубочкой).
  8. Произнесите согласные звуки (сначала беззвучно, затем с голосом):
    • сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке);
    • шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед овалом).
  9. Слитно и протяжно произнесите несколько звуков на одном выдохе:
    • ииииуууу (губы сначала растянуты, затем принимают форму трубочки);
    • ууууииии (губы из формы трубочки переходят в форму улыбки);
    • оооуууииии (округлены, трубочка, улыбка);
    • ааааииииууууыыыы и т.д.
    • ссссссшшшшш (при произнесении звука с губы растянуты, при произнесении ш вытянуты вперед);
    • ззззззжжжжж (при произнесении з растянуть губы, при произнесении ж вытянуть вперед).
  10. При плотно сомкнутых губах образовывать взрыв при произнесении звуков п, б (папа, баба, бублик, крупа, барабан, палка).
  11. Закрепите четкость и ясность произношения звуков в словах:
    ива, игра, утюг, урок, утиль, окунь, ослик, юла, юрист, юг, ёжик, ёлка, Ирина, институт, инкубатор, изумруд, укрытие, улитка, удилище, ощущение, окулист, оборудование, сок, замок, колесо, шапка, школа, жук, живот, сушки, солнышко, железо, папка, барабан, веник, велосипед, фартук, фуфайка, кофта.
    При произнесении слов следите за положением губ перед зеркалом.
  12. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки. Следите за правильным положением губ, за четкостью и ясностью произнесения слов и фраз.
    Например:
    • Друг за друга стой и выиграешь бой.
    • От умного научишься, от глупого разучишься.
    • Капуста любит воду и хорошую погоду.
    • У осы не усы, не усищи, а усики.
    • Волки рыщут, пищу ищут.
    • У ёлки иголки колки.
  13. Прочтите вслух рассказ и проследите за тем, чтобы губы принимали активное участие в произнесении звуков и слов.
    Колокольчики.
    Я очень люблю эти простые цветы - веселые колокольчики. Выйдешь из лесу на нескошенный, заросший высокой травою луг и от радости ахнешь - столько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветет мышиный горошек. А выше всех, всех веселее - лиловые колокольчики. От легкого дыхания теплого летнего ветра колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя. Все лето цветут, неслышно звенят колокольчики, знакомые и милые цветы наших лугов и лесов.

Упражнения для развития мышц языка.

Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. От его работы во многом зависит отчетливость речи. Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости, перед тем как использовать упражнения в произнесении звуков, слов и фраз со стечением согласных, четко отработайте следующие движения.
  1. Высуньте язык наружу и произведите им движения влево, вправо, вверх, вниз.
  2. Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем наоборот - справа налево.
  3. При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, узким, чашечкой (кончик и боковые края слегка приподняты).
  4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка "почистите" верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной стороне и наоборот.
Контроль за правильным выполнением движений осуществляйте при помощи зеркала. Добейтесь, чтобы все движения языком выполнялись легко и свободно, без особого напряжения.

Упражнения в четкости произнесения согласных звуков в слогах.

Прочтите слоги.
  • па, по, пу, пы, пэ
  • пя, пё, пю, пи, пе
  • та, то, ту, ты, тэ
  • тя, тё, тю, ти, те
  • са, со, су, сы, сэ
  • ся, сё, сю, си, се
  • жа, жо, жу, жи, же
  • ап, оп, уп, ып, эп
  • ат, от, ут, ыт, эт
  • ас, ос, ус, ыс, эс
  • аш, ош, уш, ыш, эш

Упражнения в четкости произнесения слов со стечением согласных звуков.

Прочтите вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков: вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, плотва, штамп, прыщ, чванливый, взвод, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, мгновение, сгладить, столбняк, сгладить, столбняк, ствол, ястреб, костры, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, острастка, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция.

Упражнения в четкости и ясности произнесения звуков и слов во фразовой речи.

Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.
Прочтите скороговорки.
  • Прохор и Пахом ехали верхом.
  • Галка села на палку, палка ударила галку.
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • У быка бела губа была тупа.
  • Водовоз вез воду из водопровода.
  • У Фени фуфайка, у Фаи туфли.
  • На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
  • Цыпленок цыпли цепко цеплялся за цепь.
  • Пришел Прокоп - кипел укроп. Ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
  • Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
  • Зажужжала пчела, дожужжалась паука.
  • Чешуя у щучки, щетина у чушки.
  • Сшит колпак не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать.
  • На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора.
  • Корабли лавировали, да не вылавировали.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте плавность и слитность их произнесения.
Важно помнить, что:
  1. Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении вслух поэтических и прозаических текстов. При этом первое время необходимо продолжать следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных звуков (ударных и безударных), за четким произнесением согласных, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения.
  2. Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.
  3. При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух.
Занятия по отработке хорошей дикции проводятся ежедневно по 10-15 минут. Переход к следующему упражнению осуществляется только после того, как будет достаточно четко отработано предыдущее.

Ниже предлагаю упражнения, которые помогут Вам в работе над дикцией.

  1. Произнесите следующие строчки, соблюдая звонкость, собранность и свободу звука:
    Этот зверь зовется лама.
    Лама - дочь,
    И лама - мама.
    (В.В. Маяковский ).
    Русалка плыла по реке голубой,
    Озараяема полной луной.
    (М.Ю. Лермонтов )
    Упражнение следует выполнять вдвоем, чтобы взаимно контролировать друг друга. Разойдясь с товарищем на возможно большее расстояние, представьте, что вы разговариваете в присутствии третьего, спящего, которого вы не хотите разбудить. Естественно, что вы будете говорить тихо и одновременно постараетесь, чтобы тот, кому адресуете речь, слышал вас точно и отчетливо.
  2. Произнесите медленно и отчетливо следующие слова на различение гласных звуков.
    • Анна, адрес, автор, астра, алгебра, нас, бал, мак, старт, рука, як, яр, яд, ягода, яма, Аня, Ася, альт, Альбина, Алиса.
    • бок, вот, гость, горе, дождь, дом, зори, кот, комья, лом, мост, соль, лёд, слёзы, счёт, Лёня, тётя.
    • утро, уголь, ум, узы, узник, зуб, лук, шум, клуб, труд, зовут, пишу, утюг, союз, юг, юла, юноша, юродивый, юмор, в среду, в непогоду.
    • был - бил, выл - вил, мыл - Нил, тыл - тина, рысь - рис, пылать - пилить.
    • бы - бэ, вы - вэ, гы - ге, лы - лэ, мы - мэ, ны - нэ, пы - пэ, ры - рэ, ты - тэ, сы - сэ.
  3. Произнесите следующие фразы с различной интонацией: утверждения, вопроса:
    • Пословица не мимо молвится.
    • Написано пером, не вырубишь топором.
    • Дружба дружбой, а служба службой.
    • Крепкую дружбу и топором не разрубишь
    • Терпенье и труд все перетрут
  4. Произнесите на одном выдохе сочетания согласных. Сделайте это, сначала только артикулируя звуки беззвучно, потом шепотом, и, наконец, отчетливо, громко.
    • Ба - бо - бу - бэ - би - бы
    • ва - во - ву - вэ - ви - вы
    • да - до - ду - дэ - ди - ды
    • Па - по - пу - пэ - пи - пы
    • фа - фо - фу - фэ - фи - фы
    • та - то - ту - тэ - ти - ты
    • Га - го - гу - гэ - ги - гы
    • ка - ко - ку - кэ - ки - кы
    • ха - хо - ху - хэ - хи - хы
  5. Поиграйте с мячиком и слогами. Произнесите:
    • Ппа - ппо - ппу - ппэ - ппи - ппы
    • Бба - ббо - ббу - бби - ббы
    • Пабба - поббо - пуббу - пэббэ - пибби - пыббы
  6. Произнесите на одном выдохе звукосочетания с сонорными согласными. Произнесите сначала шепотом, потом громче и, наконец,громко (но не кричать).
    • лра - лро - лру - лрэ - лри - лры
    • рла - рло - рлу - рлэ - рли - рлы
  7. Произнесите правильно и отчетливо следующие сочетания согласных:
    • Птка - птко - птку - пткэ - птки - пткы
    • Тпка - тпко - тпку - тпкэ - тпки - тпкы
    • Кпта - кпто - кпту - кптэ - кпти - кпты
  8. "Барбанщик "
    Вспомните, как барабанщик отбивает походный марш. Произнесите следующие строчки в такт барабану:
    Пара барабанов -- 3 раза
    Била бурю!
    Пара барабанов -- 3 раза
    Била бой!
    И. Сельвинский.
    Следите за добором дыхания.
    Помните, что сила звука зависит от активности дыхания, а не от физического напряжения гортани, вызывающего перенапряжение голосовых связок.
  9. Произнесите скороговорки и чистоговорки сначала беззвучно, затем вслух, четко артикулируя.
    • Бык туп, тупогуб, тупогубенький бычок.
    • У быка бела губа была тупа.
    • В Чите течет Читинка.
    • Кукушка кукушонку сшила капюшон.
    • Надоел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.
    • От топора копыт пыль по полю летит.
    • Повар Петр, повар Павел Петр плавал, Павел плавал.
    • Пришел Прокоп - кипел укроп, ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
    • Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
    • Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла, наконец.
    • Добыл боболь бобов.
    • Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
    • В один, Клим, клин колоти.
    • Купи кипу пик.
    • Купи кипу пуха.
    • Стоит копна с подприкопеночком.
    • В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
    • Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено, граблями краб грабь.
    • Хвалю Халву.
    • Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.
    • У нас гость унес трость.
    • Дробью по перепелам, да по тетеревам.
    • Клара - краля кралась к Ларе.
    • На дворе трава на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
    • На дворе трава, на траве: Раз дрова, два дрова, три дрова.
    • Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
    • Съел молодец три пирога с пирогом, да все с творогом.
    • Талер тарелка стоит.
    • Идти на рать, так бердыш брать.
    • Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
    • Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
    • Город Нерль на Нерли реке.
    • А мне не до домогания.
    • На горе Арарат рвала Варвара виноград.
    • У сени и Сани в сенях сом с усами.
    • У осы не усы, не усища, а усики.
    • Осип охрип, Архип осип.
    • Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
    • Сачок зацепился за сучок.
    • По семеро в сани уселись сами.
    • Свиристель свиристит свиристелью.
    • По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.
    • Самшит, самшит, как ты крепко сшит.
    • Около колодца кольцо не найдется.
    • Жужжит жужжелица, жужжит, да не кружиться.
    • Яшма в замше замшела.
    • Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.
    • Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ша, ща, ж, ч, ша, ща.
    • Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
    • Щипцы да клещи - вот наши вещи.
    • Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
  10. Произнесите выразительно и ясно, на одном выдохе следующую скороговорку. Если дыхания не хватает, сделайте добор воздуха на ":".
    Везет Сеньку Саньку с Сонькой на санках: санки скок, Сенька с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
    Произнесите скороговорку весело, с юмором, озорно, посмеиваясь над происходящим.
    Затем произнесите ее с намерением сообщить нечто страшное, подробно и загадочно раскрывая каждую деталь этого необычайного происшествия.
    Теперь произнесите ее в быстром темпе, как будто вы бежите к остановке автобуса, вы добежали... но автобус ушел!
  11. "Фома неверующий"
    Произнесите следующие фразы с различной интонацией, выделяя отдельные слова.
    Вы как будто ведете диалог с товарищем, который, как "Фома неверующий ", подвергает сомнению каждое ваше слово. Отстаивайте правоту своих слов спокойно, убежденно. Большую убежденность придает речи понижение тона голоса на ударном слове. Последите за этим в упражнении.
    • (произносит с ровной, спокойной интонацией).
    • (логически, интонацией выделяя первое слово).
    • 1-ый. Мимозы Мила маме купила.(отвечая, также интонацией выделяет первое слово).
    • 2-ой. Мимозы Мила маме купила?
    • 1-ый. Мимозы Мила маме купила.
    • 2-ой. Мимозы Мила маме купила?
    • 1-ый. Мимозы Мила маме купила.
    • 2-ой. Мимозы Мила маме купила?
    • 1-ый. Мимозы Мила маме купила!
    Все слова фразы произносите слитно, спокойно, не роняйте концы фраз. Вся фраза до конца должна быть хорошо озвучена. Всегда добивайтесь этого.
    Используйте и другие тексты, в которых много сонорных звуков.Например:
    • На мели мы лениво налима ловили, и меняли налима мы вам на линя.
    • Лавр рвал ландыши и давал их Ларе.
  12. Произнесите стихотворные строчки, меняя темп произнесения (начинайте медленно, потом постепенно убыстряя и, наконец, быстро).
    Ландыши наш Лавр рвал.
    Ларе ландыши давал.
    Лара ландыши брала,
    Рада ландышам была.
  13. Поставьте несложные игровые задачи к следующим скороговоркам и произнесите их вслух:
    • Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
    • 33 корабля лавировали - лавировали да не вылавировали.
    • Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
    • Рапортовал, да недорапотовал, стал дорапортовывать - зарапортовался.
    • Сшит колпак не по-колпаковски, вышит колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
  14. Произнесите, соблюдая правильное дыхание:
    Во дни сомнений,
    Во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,
    Ты один мне поддержка и опора,
    О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
    Не будь тебя-
    Как не впасть в отчаяние при виде всего,
    Что совершается дома?
    Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
    (И. С. Тургенев)
  15. Прочитайте и осмыслите гекзаметр, составленный А. В. Прянишниковым. Задания:
    • Для развития устойчивости голоса, начинайте читать первую строку гекзаметра монотонно на средней высоте, затем, сделав добор воздуха, продолжайте читать вторую строку также монотонно и на средней ноте, потом третью и т.д. Следите, чтобы голос не дрожал, не качался, все время был ровным и на одной и той же ноте.
    • Для развития высоты голоса первую строку гекзаметра произнесите на самой низкой для вас ноте, вторую строчку выше по тону до самой высокой для вас ноты. Потом по гамме обратно.
    • Для развития силы голоса первую строку читайте шепотом, вторую громче, третью еще громче и т.д., но не кричите. Потом обратно до шепота.
    • Для развития темпа начинайте читать первую строку медленно, вторую быстрее, третью еще быстрее... Потом обратно.
    Твердо запомни, что прежде, чем слово начать в упражнении,
    Следует клетку грудную расширить слегка и при этом
    Низ живота подобрать для опоры дыхательной звуку.
    Плечи во время дыхания должны быть в покое, недвижны.
    Каждую строчку стихов говори на одном выдыханье
    И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи.
    Так как при выдохе движется только одна диафрагма.
    Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
    Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
    Воздуха часть добери, но лишь пользуясь нижним дыханьем.
    Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
    Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:
    Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;
    Рот не ленись открывать, чтобы для голоса путь был свободен;
    Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком -
    Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.
    Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и громкость,
    Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
    Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,
    Выдох вести экономно - с расчетом на целую строчку.
    Собранность, звонкость, устойчивость, медленность,
    Плавность - вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненье.
Отработанные умения можно и нужно закреплять и всесторонне применять на практике.
Желаю удачи!

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Постижение ораторского искусства - трудный и кропотливый процесс. С древних времен люди стремились познать искусство выступления перед толпой. Столетия спустя мы все так же желаем завладеть вниманием аудитории, правда, теперь используем современные методы.

сайт старательно отобрал несколько эффективных практик из книги Эльвиры Сарабьян "Научитесь говорить так, чтобы вас услышали".

1. Артикуляция звуков «Ш - Ж»

  • Шар - жар, ваш - важный, шутка - жутко, ширь - жир, жить - шить.
  • Жужжит жужелица, жужжит, кружится. Вожжи из кожи в хомут вхожи.

2. Артикуляция звуков «К - Г, X»

  • Качели - газели, кол - гол, кость - гость, код - год, кнут - гнут, клуб - глуп, Кеша - Геша.
  • Идет с козой косой козел. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: грабь граблями гравий, краб!

3. Отработка звука «Ц»

  • Цапля - сабля, цок - сок, цель - сель, цвет - свет, цирк - сыр, улица - лиса.
  • Молодец против овец, а против молодца сам овца. Цапля чахла, цапля сохла.

4. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, кждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

5. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

6. Тренировка произношения согласных:

  • К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть.
  • Верх - вверх, ведение - введение, толкнуть - оттолкнуть, держать - поддержать, тащить - оттащить, водный - вводный, сорить - ссорить.

7. Отработка сочетаний звуков в форме игры:

  • Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбде!
  • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
  • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

8. Произнесите фразы сначала медленно, затем быстро:

В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск - брызг блеск! Сто верст вскачь.

9. Отработка звуков:

  • Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.
  • Волховал волхв в хлеву с волхвами.
  • Рододендроны из дендрария даны родителями.
  • Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
  • Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.
  • Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
  • Интервьюер интервента интервьюировал.
  • Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
  • Четверть четверика гороха без червоточинки.
  • Яшма в замше замшела.

10. Повторите медленно, а затем быстро сложные слова:

  • (В, ш) - воспользовавшемуся
  • (К) - мелкокалиберными
  • (П, в) - опубликовывать
  • (П, р) - опосредованному субсидированию
  • (Р, т, с) - территориальная целостность
  • (Р, т) - проиллюстрировала
  • (Р, в) - ревербератор
  • (С, ф) - средств
  • (Ч, в) - четырехсотдолларового
  • (Ч, ф, р) - фантасмагорический