Уильям блейк - избранное. Уильям Блейк в переводах С

Ещё в детстве Блейк увлёкся копированием греческих сюжетов с рисунков, которые приобретал для него отец. Работы Рафаэля, Микеланджело, Мартина ван Хеемскерка и Альбрехта Дюрера привили ему любовь к классическим формам. Постепенно это занятие переросло в увлечение живописью. Родители, зная горячий темперамент мальчика и сожалея о том, что он не ходил в школу, отдали его на уроки живописи. Правда, в период этих занятий Блейк изучал только то, что было интересно ему. Тогда же он увлёкся и поэзией. В 1772 г. Блейка на 7 лет отдали в учение к гравёру Джеймсу Бэзиру. Нет никаких сведений о том, чтобы в период обучения между учителем и учеником были какие-либо серьёзные разногласия или конфликты. К концу обучения, в 21 год, Блейк стал профессиональным гравёром. В году Блейк поступил в Королевскую Академию искусств, где проявил себя приверженцем классического стиля эпохи Высокого Возрождения .

Библиография

  • Donald Ault (1974). Visionary Physics: Blake’s Response to Newton. University of Chicago. ISBN 0-226-03225-6.
  • Jacob Bronowski (1972). William Blake and the Age of Revolution. Routledge and K. Paul. ISBN 0-7100-7277-5 (hardcover) ISBN 0-7100-7278-3 (pbk.)
  • Jacob Bronowski (1967). William Blake, 1757-1827; a man without a mask. Haskell House Publishers.
  • G.K. Chesterton (1920s). William Blake. House of Stratus ISBN 0-7551-0032-8.
  • S. Foster Damon (1979). A Blake Dictionary. Shambhala. ISBN 0-394-73688-5.
  • Northrop Frye (1947). Fearful Symmetry. Princeton Univ Press. ISBN 0-691-06165-3.
  • Peter Ackroyd (1995). Blake. Sinclair-Stevenson. ISBN 1-85619-278-4.
  • E.P. Thompson (1993). Witness against the Beast. Cambridge University Press. ISBN 0-521-22515-9.
  • Victor N. Paananens (1996). William Blake. Twayne Publishers. ISBN 0-8057-7053-4.
  • George Anthony Rosso Jr. (1993). Blake’s Prophetic Workshop: A Study of The Four Zoas. Associated University Presses. ISBN 0-8387-5240-3.
  • G.E. Bentley Jr. (2001). The Stranger From Paradise: A Biography of William Blake. Yale University Press. ISBN 0-300-08939-2.
  • David V. Erdman (1977). Blake: Prophet Against Empire: A Poet’s Interpretation of the History of His Own Times. Princeton University Press. ISBN 0-486-26719-9.
  • James King (1991). William Blake: His Life. St. Martin’s Press. ISBN 0-312-07572-3.
  • W.J.T. Mitchell (1978). Blake’s Composite Art: A Study of the Illuminated Poetry. Yale University Press. ISBN 0-691-01402-7.
  • Peter Marshall (1988). William Blake: Visionary Anarchist ISBN 090038477
  • Dr. Malkin, A Father’s Memories of his Child, (1806)
  • Alexander Gilchrist, Life and Works of William Blake, (second edition, London, 1880)
  • Algernon Swinburne, William Blake: A Critical Essay, (London, 1868)
  • W. M. Rosetti (editor), Poetical Works of William Blake, (London, 1874)
  • Basil de Sélincourt, William Blake, (London, 1909)
  • A. G. B. Russell, Engravings of William Blake, (1912)
  • W. B. Yeats, Ideas of Good and Evil, (1903), contains essays.
  • Joseph Viscomi (1993). Blake and the Idea of the Book, (Princeton UP). ISBN 0-691-06962-X.
  • David Weir (2003). Brahma in the West: William Blake and the Oriental Rennaissance, (SUNY Press)
  • Sheila A.Spector (2001). «Wonders Divine»: the development of Blake’s Kabbalistic myth, (Bucknell UP)
  • Jason Whittaker (1999). William Blake and the Myths of Britain, (Macmillan)
  • Irving Fiske (1951). «Bernard Shaw’s Debt to William Blake.» (Shaw Society)

Ссылки

  • Сергей Сухарев: Два «Тигра» (о 2 переводах стихотворения Уильяма Блейка - на сайте Wikilivres )
  • Introduction to The Drawings and Engravings of William Blake, by Laurence Binyon at www.the3graces.info
  • Блейк Уильям в Библиотеке Александра Кобринского (на английском)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Уильям Боинг
  • Уильям Блетти

Смотреть что такое "Уильям Блейк" в других словарях:

    Уильям Блейк - (1757 1827 гг.) поэт и художник Вечность влюблена в творения времени. Ты никогда не будешь знать достаточно, если не будешь знать больше, чем достаточно. Проклятие бодрит, благословение расслабляет. Истину нельзя объяснять так, чтобы ее поняли;… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Блейк Уильям - Уильям Блэйк William Blake Дата рождения: 28 ноября 1757 Место рождения: Лондон, Великобритания Дата смерти: 12 августа 1827 Место смерти … Википедия

Уильям Блейк (англ. William Blake; 28 ноября 1757, Лондон - 12 августа 1827, Лондон) - английский поэт, художник и гравер. Почти непризнанный при жизни, Блейк в настоящее время считается важной фигурой в истории поэзии и изобразительного искусства романтической эпохи. Несмотря на то, что он всю жизнь прожил в Лондоне (за исключением трех лет в Фелфаме) его творчество охватило и «тело Бога» и «само человеческое существование».

Хотя Блейка его современники считали безумным, более поздние критики отмечали его выразительность и философскую и мистическую глубину его работ. Его картины и стихи были охарактеризованы как романтические, или как пре-романтические". Приверженец Библии, но противник Церкви Англии (как и в целом всех форм организованной религии), Блейк находился под влиянием идеалов Французской и Американской революций. Хотя позже он разочаровался во многих из этих политических убеждений, он поддерживал дружеские отношения с политическим активистом Томасом Пейном; и также испытал влияние философа Эммануила Сведенборга. Несмотря на все влияния работы Блейка трудно однозначно классифицировать.

Писатель 19-го века Уильям Россетти назвал его «славное светило», и «человек, ни предвосхищенный предшественниками, ни классифицированный современниками, ни замененный известными или предполагаемыми преемниками».

Сборник посвящен творчеству английского поэта и художника Уильяма Блейка (1757-1827). Предваряет издание очерк В.Жирмунского "Уильям Блейк". В сборник включены произведения из книги "Поэтические наброски", "Песни невинности" и "Песни опыта", стихи разных лет, из "Пророческих книг", афоризмы.

Уильям Блейк в переводах С. Маршака
Избранное

Вильям Блейк

Имя замечательного английского поэта и художника Вильяма Блейка стало известно широким кругам советских читателей в основном с 1957 года, когда Международный Совет Мира постановил отметить юбилеем двухсотлетие со дня его рождения. В нашей периодической печати появился ряд переводов из Блейка Самуила Яковлевича Маршака, из которых часть (14 номеров) была перепечатана в томе III собрания его сочинений (1959). Появились статьи и книги об английском поэте.

Имя Блейка было почти неизвестно и его английским современникам. Уроженец Лондона, по профессии гравер, он прожил свою жизнь на грани бедности, зарабатывая свой хлеб выполнением очередных заказов, которые доставляли ему время от времени его немногочисленные друзья и покровители. Картины Блейка при жизни почти не выставлялись, а когда выставлялись - проходили незамеченными. За невозможностью найти издателя для своих поэтических книг, он сам гравировал на меди их текст и иллюстрации к нему с помощью особой, изобретенной им для этого техники ("выпуклый офорт"). Немногочисленные экземпляры, раскрашенные им от руки, он продавал за бесценок тем же своим друзьям и почитателям; теперь они являются редким достоянием художественных музеев и частных коллекций и ценятся на вес золота. Как поэт Блейк фактически стоял вне литературы своего времени. Когда он умер, его похоронили на общественные средства в безымянной общей могиле. Теперь его бюст поставлен в Вестминстерском аббатстве рядом с памятниками крупнейших поэтов Англии.

"Открытие" Блейка произошло во второй половине XIX века, а в XX веке его творчество, получившее всеобщее признание, заняло по праву выдающееся место в богатом наследии английской поэзии.

Первым собирателем, издателем и сочувственным интерпретатором творчества Блейка явился глава английских "прерафаэлитов" Данте Габриэль Россетти, как и Блейк - поэт и художник. Россетти посчастливилось приобрести обширную коллекцию неизданных рукописей и гравюр Блейка, с которой и началось знакомство с его творчеством. При непосредственном участии Данте Габриэля и его младшего брата, критика Вильяма Майкеля Россетти, была издана первая двухтомная биография Блейка, пространное житие "великого незнакомца", написанное Александром Гилькристом (1863), представлявшее одновременно и первую публикацию некоторой части его поэтического и художественного наследия. Вслед за Россетти его ученик, молодой тогда поэт А.-Ч. Суинбери, ставший позднее одним из основоположников английского символизма, посвятил Блейку книгу, восторженную и благоговейную (1868). Культ Блейка получил дальнейшее развитие в кругу английских символистов. Блейк был объявлен "предшественником символизма". Соответственно этому и в настоящее время господствующее направление английской и американской критики рассматривает Блейка прежде всего как мистика и символиста.

С этой точки зрения к Блейку подошли и его первые русские ценители, принадлежавшие к тому же литературному лагерю.

Между тем на самом деле, как убедительно доказала современная передовая критика в Англии и Америке, мистик и "духовидец" Блейк был в то же время по своему общественному мировоззрению гуманистом и человеколюбцем с широкими демократическими симпатиями, пламенным обличителем социального зла и несправедливости. Хотя Блейк, подобно своим поздним современникам - английским романтикам, считал творческое воображение поэта-художника (Imagination) величайшей способностью человека, его собственная поэзия, порожденная огромным даром художественного воображения, никогда не была "искусством для искусства": она полна глубокого морального и социального пафоса, имеет своеобразную общественную тенденцию, воплощенную, однако, в лирически насыщенных образах, а не в абстрактных дидактических рассуждениях. Сквозь нежную поэтическую ткань его "песен", как и сквозь мифологическую тематику его "пророческих книг", просвечивает в художественно сублимированной форме современное и глубоко актуальное общественное содержание. Несмотря на то что при жизни его знали немногие, Блейк вовсе не смотрел на себя как на поэта для немногих; напротив, он чувствовал себя носителем высокой миссии, обращенной ко всему человечеству. Об этой миссии он писал: "Каждый честный человек - пророк; он высказывает свое мнение об общественных и частных делах. Он говорит: "Если вы поступите так-то, результат будет такой-то". Он никогда не скажет: "Как бы вы ни поступали, все равно то-то и то-то произойдет".

Биография Блейка не богата внешне примечательными событиями. Он родился и прожил всю свою жизнь в Лондоне. Отец его был мелкий продавец галантерейных товаров ("чулочник"), человек небогатый и многосемейный, сектант ("диссентер"), увлекавшийся, по-видимому, проповедью обосновавшегося в Лондоне шведского мистика Сведенборга. Среди широких демократических низов лондонской мелкой буржуазии в XVIII веке еще живы были традиции левых "еретических" сект времен английской революции, находившихся в оппозиции к господствующей церкви, государственному и общественному строю, одновременно мистических и революционных. В их учениях социальные утопии воплощались в библейские образы, получавшие мистическое истолкование. Просветительский рационализм и религиозный скептицизм рассматривались как выражение "светского духа" господствующих классов.

В этой атмосфере воспитался и молодой Блейк, и она определила своеобразие его духовного облика мистика-визионера и одновременно борца за социальную справедливость. Воспитанному на Библии и на "пророческих" книгах, имевших хождение в этой среде, наделенному живым поэтическим воображением поэту с детских лет являлись "видения", в реальность которых он верил до конца жизни, заслужив себе славу безумца и чудака. Он не получил никакого систематического образования, но много и беспорядочно читал. С детских лет он был знаком с сочинениями мистиков Сведенборга и Якова Беме, с Платоном и неоплатониками (в английском переводе Тэйло- ра), но также с английской философией эпохи Просвещения, к которой относился с предубеждением; он читал Шекспира и в особенности Мильтона и увлекался в юности литературой английского "готического возрождения" XVIII века, поэзией Оссиана, Чаттертона и английских народных баллад; он знал латинских и итальянских поэтов - Вергилия, Овидия и Ариосто; уже взрослым он выучился греческому и древнееврейскому языкам, чтобы читать в оригинале Библию, а в конце жизни - итальянскому, чтобы лучше понять и иллюстрировать "Божественную комедию" Данте.

Творческие способности Блейка проявились очень рано. В возрасте десяти лет он стал учиться рисованию; около этого времени написаны его первые стихи. Четыре года спустя, по своему желанию, он был отдан в обучение к граверу Безайру, опытному, но посредственному мастеру, у которого он проработал восемь лет как подмастерье. По поручению своего учителя и хозяина он делал для него зарисовки старинных готических надгробных памятников Вестминстерского аббатства и других лондонских церквей. "Готическая форма - живая форма", - писал позднее Блейк. Готика, гравюры Дюрера и творения Микеланджело были теми художественными образцами, которые определили основу оригинального стиля Блейка как гравера. Эта профессия служила в дальнейшем основным источником его существования. Помимо множества мелких и случайных работ, он выполнил большие циклы иллюстраций к сочинениям английских поэтов XVIII века - "Ночным думам" Юнга и "Могиле" Блейра, иллюстрировал эклоги Вергилия, "Книгу Иова" и "Божественную комедию" Данте. Заказы эти обычно плохо оплачивались. Не раз издатели-коммерсанты обманывали доверчивого художника, поручая более модному профессионалу гравировать сделанные им рисунки или отбирая из них для воспроизведения лишь небольшую часть. Оригинальные по замыслу и композиции, необычайные по выразительности и силе, художественные произведения Блейка не были замечены современниками и получили признание, как и его поэзия, лишь в новейшее время.

Художник, философ Уильям Блейк творил, обращаясь только к будущим поколениям. Он твердо знал, что только потомки сумеют оценить его произведения. А сейчас, на рубеже XVIII - XIX столетий, не найдет признания у современников. Он оказался прав: все тайны его гения не раскрыты до сих пор.

Жизненный путь

Уильям Блейк всей своей неяркой внешними событиями жизнью не дает особого простора биографам. Он родился в Лондоне в 1757 году в небогатой семье лавочника, там же прожил всю жизнь до самой смерти, до семидесяти лет. Заботу и участие родных, восхищение очень узкого кружка его почитателей и учеников - это Уильям Блейк получил в полной мере. Некоторое время он обучался ремеслу гравера и этим впоследствии зарабатывал. Повседневная жизнь, которую вел Уильям Блейк, была полна рутины и добывания Он занимался изготовлением гравюр по чужим оригиналам, гораздо реже - по своим собственным. Он создал иллюстрации к «Кентерберийским рассказам» Чосера, Книге Иова. Вот одна из иллюстраций к Данте «Вихрь любовников».

Это мощный и страшный поток, который не придет в голову простому обывателю, до которого художник не опускался. Поэтому когда Уильям Блейк пытался утвердить себя как художника, то сталкивался с глухой стеной непонимания. Лишь двадцать лет спустя после его смерти для широкой публики он был «открыт» прерафаэлитами. Не поняты до конца до сих пор тот мир и разнообразное творческое наследие, которые оставил Уильям Блейк. Биография духовная у него сложна и наполнена яркими событиями.

Поэзия

Одна из творческих задач, которую поэт решал на протяжении всей жизни, - создание новой мифологической системы, так называемой Библии Ада. Самое известное и в своем роде совершенное произведение - «Песни невинности и опыта». Его стихотворения бессмысленно рассматривать каждое по отдельности. Они связаны между собой множеством тончайших нитей и приобретают истинное звучание только в контексте всего цикла.

Внутренние переживания

У него были десятилетия, когда он надолго замолкал. Это показывает его мучительные и напряженные духовные искания. Современники его не понимали, но, возможно, именно поэтому его творчество было ориентировано на его внутреннее видение. А оно было макро- и микрокосмогоническим, смелым, фантастическим, с необычной игрой линий и острой композицией. Этим Уильям Блейк, картины которого не были приняты современниками, поражает нас сейчас. Он взял их из того мира, который знал или видел раньше. Это тот самый Блейк, который видел бесконечность в ладони и вечность в одном часе. «Ньютон» - одна из наиболее известных его картин.

В ней физик представлен Великим Архитектором Вселенной с одним из масонских символов в руках. Уильям Блейк предвосхитил Дали, который будет претендовать на звание первого в мире художника в области квантовой физики. Нет, Сальвадор Дали надолго опоздал.

Прошлое Альбиона

Англией правит ее мифологическое прошлое, считал Уильям Блейк. Картины пишутся на темы кельтов и друидов, обладавших особыми знаниями и мифами.

Именно воспоминания о них, по мнению Блейка, могут выявить ранее скрытые истины.

Иллюстрации к Библии

Создавая иллюстрации к Библии, он не пишет пастухов или младенца Иисуса, но мистически видит Сатану. «Брак Неба и Ада» - одна из его книг, написанная в подражание библейским книгам пророчеств. Это же мы видим на его картинах. То, что написал Уильям Блейк, «Красный дракон» - это серия акварельных картин, созданных для иллюстрации Библии, книги Это Большой с семью головами и коронами на них. Его хвост «смел» треть звезд с неба на землю. Эти картины изображают дракона в различных сценах.

Первая картина «Большой красный дракон и жена, облаченная в солнце». Разными богословами она толкуется примерно так. Жена - это Церковь, свет Христов, и солнце над ней священно. В муках она рожает ребенка, которого намерен поглотить дракон. Но ей удается спастись бегством.

От ярости дракон напускает воду, которая должна поглотить и жену, и землю.

Он невероятно страшен и уверен в своей силе.

Некоторые современные взгляды на теологию

На эти ужасы можно взглянуть иначе. Церковь Христа была создана как место Любви и Милосердия. Никакого дьявола в первоначальном учении не было. Его идея парадоксальным образом развилась и обрела силу в период Средневековья как и идея Ада для управления душами паствы. С одной стороны - Рай - пряник, с другой - Ад - кнут, к которому человека толкает дьявол. Так Дьявол обрел стараниями Церкви необыкновенную силу. А ныне близкий к музейному. Мало кто всерьез о нем задумывается.

Но это нисколько не умаляет работ Блейка. Они предлагают размышлять о том, что есть Добро и что - Зло. Он был пророком и многое предвидел, как и собственную смерть.

В шесть часов вечера в день своей смерти Блейк почувствовал ее, пообещал жене, что всегда с ней будет, и умер. Так чем же была для него смерть?

Увидеть мир в одной песчинке
И космос весь - в лесной травинке,
Вместить в ладони бесконечность
И в миге мимолетном вечность...
Уилья м Блейк

«В течение сорока лет не было ни единого дня, чтобы я не брался за медную доску. Гравирование -- это ремесло, которому я учился, мне не стоило и пытаться жить иным трудом. Мои небеса -- это медь, а земля моя -- это железо». Так писал о себе в начале девятнадцатого века многострадальный Уильям Блейк. Одна из комнатушек служила им с Кейт гостиной, другая -- спальней, кухней, кабинетом и мастерской. Вещей почти не было. Жена ходила в простом, несвежем платье. «От бесконечных невзгод, она давно утратила былую красоту, если не считать той, что придавала ей любовь и говорящие глаза, сверкающие и чёрные».

Книга Иова . Уильям Блейк


Блейк Уильям (Blake William) (28.11.1757-12.08.1827), английский живописец, гравер, поэт. Искусству живописи и гравюры учился в Лондоне у гравёра Дж.Безайра (с 1771), посещал Академию художеств (1778), испытал влияние Дж.Флаксмена. В творчестве Блейка, иллюстрировавшего акварелями и гравюрами собственные стихи («Песни неведения», 1789; «Песни познания», 1794; «Книгу Иова», 1818-1825; «Божественную комедию» Данте, 1825-1827 и другие произведения) , ярко отразились тенденции романтизма в английском искусстве конца XVIII - первой четверти XIX века: тяготение мастера к визионерской фантастике, аллегоризму и мистической символике, обращение к смелой, почти произвольной игре линий, острым композиционным решениям.

67% 4

BLAKE William The Lovers Whirlwind. Francesca Da Rimini And Paolo...

Блейк отрицает традиционную композицию и перспективу, изысканные линеарные формы работ живописца вызывают представление о потустороннем мире. Сам стиль отражает свойственное художнику уникальное мистическое видение мира, в котором сливаются воедино реальность и воображение.

Гравер и книжный иллюстратор по профессии, Блейк выразил свой талант в поэзии и в поразительных по воздействию мистических и символических картинах. Духовный мир представлялся Уильяму Блейку более важным, чем мир материальный, а истинный художник виделся ему пророком, наделенным божественным даром проникновения в сущность вещей. Блейк жил в бедности и умер непризнанным 12 августа 1827 года. В настоящее время Уильяма Блейка по праву считают одним из великих мастеров английского изобразительного искусства и литературы, одним из наиболее ярких и оригинальных живописцев своего времени.

Уильям Блейк. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте. "Ад"

Уильям Блейк. Беатриче с колесницы разговаривает с Данте

Уильям Блейк. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте. "Ад"

Уильям Блэйк (англ. William Blake; 28 ноября 1757, Лондон — 12 августа 1827, Лондон) — английский поэт и художник, мистик и визионер.

Сейчас, почти двести лет спустя, стал очевидным тот факт, что произведения Уильяма Блейка предназначались не для его современников. Всю жизнь он творил, обращаясь к своим потомкам, и по всей видимости сам это осознавал. Видеть полное равнодушие своих современников приносило ему немалое отчаяние, "Мои произведения более известны на небесах, нежели на земле" - так он говорил, и продолжал творить, надеясь на должное уважение и внимание своих потомков. Сегодня, окидывая общий взгляд на его творчество, мы можем понять насколько он обогнал свое поколение, возможно, на век, а, возможно, и более. Прошли два столетия после его жизни, можно назвать, два столетия его забвения, и только сегодня Уильям Блейк становится настоящим должным кумиром. Например, в Великобритании его поэма "Иерусалим" стала чуть ли не вторым национальным гимном, а в Америке грандиозный успех имела выставка его живописных и граверных работ, проходившая в 2001 году в нью-йоркском музее "Метрополитен". Сегодня книги Блейка выходят огромными тиражами во многих странах, в том числе и в России, и они не залеживаются на прилавках. Растет количество переводов.

100% 1

Феномен Блейка

Привлекает в Блейке не только его творчество, но и его загадочная личность. Привлекает его странная и незаурядная творческая судьба. Главная особенность его творческой жизни заключалась в том, что Блейк не был ни особенным поэтом, ни особенным художником, ни особенным философом. Мало того, его литературные труды очень часто идут вразрез нормам литературного английского языка, живопись часто противоречит общепринятым канонам, а философия его не всегда поледовательна и логична. Однако, если взять все его труды в совокупности, то они представляют собой нечто грандиозное, нечто завораживающее и величественное. В целом, его творческие труды являют собой вполне определенную завершенность, они представляют собой результат долгого, упрямого и глубокого искания творческой талантливой души. Блейка можно ценить прежде всего за то, что он пытался проникнуть во многие законы этого мироздания, понять и преподать саму духовность.

33% 7

Делал он это посредством написания литературных произведения (в стихах и прозе), дополняя их для лучшего усвоения многочисленными иллюстрациями. Такой литературный прием, объединяющий в себе философию, литературу и живопись, ранее никогда не встречался. Он особенный, и даже после Уильяма Блейка мало кто был способен на такое творческое подвижничество (в частности, Халиля Джебрана называют последователем приемов Уильяма Блейка). Однако, остается признать, что именно такой неординарный прием творческого самовыражения как нельзя эффективно подходит Уильяму Блейку для того, чтобы выразить свои пророческие идеи, выразить свой просвещенный взгляд на чистоту духовности.

83% 2

Произведения Блейка свидетельствуют нам о том, насколько был глубок и тонок внутренний мир автора. Он был совершенно не похож на тот, в котором живут остальные, что дает понять каков сам Блейк, и какова была его творческая миссия. Мы ясно осознаем, что человек, достигший подобного уровня самовыражения, был способен выходить за обычные условные рамки человеческого осознания, за пределы работы органов чувств и разума. На такое освобождение от условностей, углубленное восприятия реальности способен лишь только тот человек, кто всецело поглощен стремлением к духовности, к его законам, его бытию. Таков уровень мировоспрития Уильяма Блейка. Отсюда возникает вполне закономерный вопрос: а не был ли он сам наделен чем-то особенным, позволяющим ему видеть мир другими глазами - более сложным и многообразным, не находлся ли он на более высоком уровне человеческого осознания, иными словами, не обладал ли он действительно духовной самореализацией, чтобы быть способным так творить, так пропускать через себя окружающий мир?

67% 3

Чистота духовности Уильяма Блейка, свободная от оков рационализма и сухой догмы, была не только его творческим методом, но и образом мыслей, его состоянием, его внутренней сущностью. Он не был поэтом "для всех" и, как видно, не стремился к этому. Он писал для тех, кого, как и его самого, волновали темы духовности. Он верил в божественное предназначение поэта, в то, что вдохновение даровано свыше, верил в свою миссию Пророка, призванного открывать людям "очи, обращенные внутрь". Как бы то ни было, Уильям Блейк прошел его до конца, чтобы осветить дорогу тем, кто пойдет за ним следом. Итогом его пути стали его произведения как путеводные маяки для искателей, желающих подняться из косных и слепых идей, убеждений и условностей к высотам Духовности.

Уильям Блейк за свою жизнь успел создать огромное количество произведений в области живописи и литературы. Причем надо заметить, что в отличие от других художников кисти и слова, его творческое мастерство с возрастом не шло на убыль, а наоборот совершенствовалось. К концу жизни из под его пера и кисти выходили действительно шедевры его творчества, например, произведение "Лакоон" или иллюстрации к "Божественной комедии" Данте, где Уильям Блейк проявлял и глубину литературной мысли, и легкость во владении кистью, чего не наблюдалось за ним ранее.

В истории мировой литературы Уильяма Блейка принято считать первым английским поэтом-романтиком. Поражает невиданный колорит настроений автора, его непредсказуемость и неспособность понять и вместить в нас все то, что он выражал собой. Иногда у него проскальзывают мятежные настроения, и тут же они переходят в религиозный мистицизм. Его лирические мотивы сочетаются с образной мифологией и символикой. Его невинное радостное восприятие мира переходит впоследствие в некий мистицизм столкновения сил Добра и Зла, Неба и Ада. Его мифологическая система сложных символических образов и иносказаний долгое время оставалась непонятой и считалась не поддающейся какой либо расшифровке. Лишь сейчас ученые начинают подбираться к разгадке.

50% 5

Признание Блейка

Считается, что в 1863 году положено начало признания Уильяма Блейка и роста интереса к нему. В это время Александром Гилкристом была опубликована биография "Жизнь Блейка". Вскоре после этого были изданы никогда не публиковавшиеся ранние стихотворения Блейка, проявившего его как лирический поэт-романтик. Обнаруженные впоследствии гравюры Блейка, также ранее неизвестные, в огромной мере повлияли на развитие так называемого стиля "модерн". В 1893 году Иитс вместе с Эллисом выпустили в свет трехтомное, на ту пору самое полное издание произведений Блейка, сопроводив его краткой биографией поэта. Однако, настоящий интерес к творчеству и личности Блейка начался в двадцатом столетии.

67% 6

В 1966 году вышло "Полное собрание сочинений Уильяма Блейка". Блейк открылся миру не только как апокалиптический провидец, каким его привыкли считать, но и как автор остроумных эпиграмм и афоризмов, как оригинальный мыслитель и критик, намного опередивший свой ортодоксальный, закосневелый век.

Что касается России и стран бывшего СССР, то имя Уильяма Блейка стало известно широкой публике лишь с 1957 года, после того, как весь мир отметил двухсотлетие со дня его рождения. Его произведения стали тогда появляться и в периодической печати, и в отдельных сборниках. Издавался Блейк сравнительно редко, а многое из его творчества никогда не переводилось на русский язык. Остается надеяться, что с течением времени будет переведено все наследие его творчества.

33% 8

60% 9

83% 10