Участник убийства майка науменко сбежал из россии в германию. Фильм «Лето»: какими были настоящие Виктор Цой и Майк Науменко Группа майка науменко

Мнение Гребенщикова о фильме Серебренникова «Лето» стало поводом обсудить правду и вымысел в картине

Скандал пришел, откуда не ждали. Скандалом стало мнение. Мнение Бориса Гребенщикова о фильме Кирилла Серебренникова «Лето» о Викторе Цое. Гребенщиков не хотел, но так получилось. Мы поговорили с Артемием Троицким, Александром Липницким и Евгением Додолевым о правде и вымысле в картине Серебренникова.

Презентация нового альбома БГ «Время N» шла как по маслу. Вдруг из зала задали вопрос о новом фильме Кирилла Серебренникова «Лето».

(Напомним, что сюжет фильма основан на мало известных фактах биографии рок-музыканта Виктора Цоя. События разворачиваются летом 1981 года в Ленинграде, где зарождается русский рок. В это время Цой знакомится с лидером группы «Зоопарк» Майком Науменко и его женой Натальей. К этому же году относится становление ленинградского рок-клуба и запись первого альбома Цоя).

Фильм - вернее, его сценарий - «ложью от начала до конца» и заявил, что ничего общего люди, о которых картина, с ее героями не имеют. «Мне кажется, в те времена сценарист работал бы в КГБ», - сказал музыкант.

Чтобы уточнить и понять ситуацию, мы обратились к свидетелям того времени.

Евгений Додолев, тележурналист:

Крайне редко бываю согласен с Борисом Борисовичем Гребенщиковым, но здесь я на все сто поддерживаю его тезис. Месяца два назад я читал сценарий: это удивительно дилетантская и безграмотная вещь. Единственная надежда на талант Кирилла, что он смог это облагородить.

Мотивации, которые приписаны героям, и вообще их портреты - я в этом вижу глубокую неприязнь автора сценария ко всему рок-движению и к людям, которые его персонифицировали в те годы. Они показаны там плоскими. примитивными. Человек совершенно не знает материала.

Александр Липницкий, рок-музыкант и режиссер-документалист:

Знаете, я не хочу, как раньше партийные деятели «Пастернака не читали, но осуждали». Сценарий я не читал, но в принципе выступаю против этого проекта.

В свое время я делал документальный фильм о группе «Кино» и брал тогда интервью у писателя Александра Житинского, который в то время работал над книгой о Цое. Он мне рассказал, что Наташа Науменко ему прислала свои дневничковые записи, где рассказала о легких романтических отношениях, которые у них были с Цоем. Такие легкие, на уровне флирта.

С тех пор прошло много лет. И когда я года два назад в Питере узнал о том, что на основании этих воспоминаний делается фильм, то отнесся к этому иронично, потому что там вся история высосана из пальца, она не тянет на фильм. Даже если это и правда, в чем я сомневаюсь. Поэтому у меня нет никаких иллюзий, что из этого получится что-то интересное. При том, что к Кириллу Серебренникову, как к театральному режиссеру, я отношусь с большим уважением.

Артемий Троицкий, музыкальный критик:

Я читал сценарий и еще попросил, чтобы мне показали Цоя и остальных героев этого фильма. Мне их показали, и у меня это раздражения не вызвало.

Гребенщиков, может, один из немногих, кто имеет право говорить об этом времени, поскольку на самом деле он там был от начала до конца, поэтому его мнение весит очень много. Но, думаю, Боря немного погорячился в том смысле, что его заявление только лишь по поводу одного сценария не вполне справедливо, тем более, что режиссер тут тоже неординарный - Кирилл Серебренников, который из любого сценария может сделать что-то интересное и стоящее. Но вся эта история кажется мне очень сомнительной и не вызывает положительных ответных чувств ни у кого, кто об этом слышал.

Говорить о романе Цоя с женой Майка Науменко Наташей - это, конечно, очень сильный перегиб палки. Если даже и было какое-то дуновение этого романа, то думаю, никто этого даже не заметил, включая, возможно, даже кого-то из участников «любовного» треугольника.

С другой стороны, я воспринял этот сценарий не более чем повод рассказать о по-настоящему веселых и вдохновенных временах, которые царили в Питере в начале 80-х годов. И вот тут уже надо смотреть фильм: насколько передана эта атмосфера и насколько убедительно то, что режиссер хотел этим фильмом высказать. А он, насколько я понимаю, хотел снять фильм в первую очередь о времени, а не о любовной драме.

Поскольку меня тоже снимали в качестве участника тамошних событий (там даже есть парень, который играет мою роль), то за свои речи я отвечаю, в них никакой фальши нет. А что уж из этого осталось в фильме, я понятия не имею. Но хочу сказать, что у зрителей будут все шансы для того, чтобы скорректировать впечатления от этой картины, потому что Алексей Рыбин, сооснователь группы «Кино», сейчас находится в процессе съемок фильма опять же о Цое, причем того же самого периода - начало 80-х. И в тоже время Алексей Учитель в будущем году запускается с фильмом о Цое и группе «Кино».

Остается надеяться, что г-н Учитель будет Учителем тех времен, когда он снял честный и настоящий документальный фильм «Рок», а не нынешних с его «Матильдой».

По официальным данным Майк Науменко, советский рок-музыкант, основавший группу «Зоопарк», умер в результате несчастного случая от кровоизлияния в мозг. Смерть наступила 27 августа 1991 года. Песни Майкла пользуются популярностью до сих пор.

Официальная причина смерти Майка Науменко – несчастный случай. Такое заключение было вынесено судмедэкспертами в процессе опознания тела советского музыканта, основателя и бессменного участника группы «Зоопарк».

Дата смерти

Жизнь артиста оборвалась 27 августа 1991 г. в его доме. Смерть наступила в результате обильного кровоизлияния в мозг. Однако друг и коллега по цеху, барабанщик группы Валера Кириллов, выдвигает иную версию: «Почему сотрудники милиции не рассматривают вариант того, что на Майка напали во дворе и ударили по голове тупым предметом?».

Тем более что в деле присутствуют показания молодого человека, видевшего, как Майку помогал встать с земли незнакомец. Из этого Кириллов предполагает, что после ограбления артист поднялся к себе в комнату и умер от вышеупомянутого кровоизлияния в одиночестве. Смерть наступила не сразу, а спустя некоторое время, после того как организм ослаб и не мог больше бороться.

Когда тело было обнаружено друзьями, вызванная карета «Скорой Помощи» помочь не смогла. Приехавшие врачи только констатировали смерть.

Похоронен артист на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

Семья

Родился Миша 18 апреля 1955 г. в Санкт-Петербурге, в семье интеллигентных родителей, уже имевших ребёнка. Сестра Майка была старше его на 8 лет. Отец работал на кафедре нынешнего СПбГАСУ, мать – в библиотеке.

В детстве герой не проявлял к музыкальному жанру никакого интереса. Первая тяга появилась после того, как он услышал знаменитый ливерпульский квартет – «The Beatles». Хорошее знание английского языка позволяло не только наслаждаться плавным течением музыки, но и оценивать поэтическое содержание стихов, звучащих на английском языке.

Примерно в 14 лет научился играть на гитаре, а на совершеннолетие бабушка подарила ему этот инструмент. Первые стихи в жизни были написаны на английском языке. Спустя некоторое время, под воздействием популярного в рок-тусовках Бориса Гребенщикова, начинает перефразировать их на русский.

Закончив школу, по настоянию отца поступает в архитектурно-строительный. Отучившись там 4 года, бросает учёбу и через знакомых устраивается работать звукорежиссёром в Большой театр кукол.

Творческий путь

Михаила Васильевича Науменко считают одним из родоначальников русского рока. Его концепция развития музыки кардинально отличалась от общепринятой. Все коллеги по цеху практиковали бардовские композиции, идеально приживавшиеся ввиду специфики русской культуры того времени.

Майк представлял слушателю свои песни иначе: он пытался внедрить западное рок-звучание. Таким образом, можно назвать его первооткрывателем данного жанра.

Несмотря на то, что некоторые композиции группы были явно схожи с иностранными произведениями, он наделял их особой индивидуальностью: яркое отличие текстов, удивляющих своей иронией и откровенными мыслями. Ценители его творчества подчеркивают, что песни, текст и музыка не содержат никакого плагиата, а только чистый русский рок-н-ролл.

Особой графой в биографии Науменко нужно отметить знакомство с Гребенщиковым. Сначала он просто подыгрывал на концертах «Аквариума», но в 1978 г они выпустили совместный альбом «Все братья – сестры». Посвящён он был рождению дочки Бориса Борисовича. Некоторые песни из него в дальнейшем стали хитами:

  • «Дочь»;
  • «Баллада о Кроки, Ништяке и Карме»;
  • «Ода ванной комнате».

Примерно в это время Майк выступает в Москве, концерт был организован неформально и проходил как подпольный. Настоящий фурор произвела его личная песня «Дрянь». Многозначный сюжет рассказывающий о распутной девушке, привёл к тому, что в зале произошла драка. С одной стороны выступали те, кто поддерживал такое поведение и стихи новичка, с другой – наоборот, осуждающие.

В 1980 г. Науменко, воспользовавшись поддержкой Гребенщикова, записывает свой первый альбом. В него были включены 16 личных композиций. После этого его стали называть «Ленинградский Боб Дилан».

Существует мнение, что формирование музыкальной направленности и стилистики героя произошло под пассивным воздействием его подруги, Татьяны Апраксиной. Журналист и музыкальный продюсер Александр Кушнир заявлял: «Однажды Майк признался мне, что все его первые песни были посвящены Танюше».

Организация группы «Зоопарк»

Идеи создания собственной группы терзали Майка уже давно. После ошеломляющего успеха своего сольного альбома решение приходит. По мнению друзей, название в любом случае должно было быть в виде какого-нибудь животного из зоопарка. Однако герой пошёл ещё дальше.

Объяснялось такое стремление тем, что он олицетворял себя и весь Советский Союз с неким «зоопарком», а людей в нём с животными, стремящимися к консерватизму, несвободе, и отказывающимися мыслить самостоятельно.

Дебют сложившегося коллектива прошёл на дворовой танцплощадке. Весной следующего 1981 г их уже приняли в Ленинградский рок-клуб, где был так называемый первый «полуофициальный» концерт.

Первая дебютная пластинка была записана не в студии звукозаписи а на живом концерте в одном из московских домов культуры. Название было соответствующим «Blues de Moscou». Все включенные произведения были написаны вокалистом и основателем коллектива – Майком Науменко.

Дискография

Творчество Майка Науменко включает в себя не только студийные работы в группе, но и несколько сольных, а также концертных подборок. Список впечатляет.

Одиночные личные альбомы:

  1. «Все братья – сестры» с Гребенщиковым;
  2. «Сладкая N и другие»;
  3. «LV».

Официальные альбомы группы «Зоопарк», записанные в студии:

  1. «Blues de Moscou»;
  2. «Уездный город N»;
  3. «Белая полоса»;
  4. «Музыка для фильма»;
  5. «Иллюзии»;

Кроме перечисленных, в творческой биографии Науменко присутствует ряд работ в концерном исполнении, а также записи объединённых творческих вечеров и тусовок, некоторые из них носили вполне легальный характер.

Отношения с Виктором Цоем

Взаимоотношения с Виктором Цоем частично можно проследить в художественном фильме «Лето», снятом в 2018г. Здесь очевидно, что ранний взлёт Майка и старший возраст преподносит его в роли старшего брата, дающего редкие советы и напутствия. Любопытно выглядит история любовного треугольника: мужчины и жена Науменко Наталья. Фильм затрагивает период становления личностей артистов и относится к первой половине 80-х.

Что касается истории о разгоревшемся романе Наташи и Виктора, сама она отрицает это. По её словам, нашумевшая история произошла из-за того, что несколько лет назад она неправильно выразилась по отношению к Вите. На самом деле она любила только Майка.

Слова самого Науменко, подтверждают: первое время он давал новому знакомому советы. По его просьбе свёл с Гребенщиковым, который помог раскрутиться. В дальнейшем два рокера много общались, проводили так называемые творческие вечера на которых пили портвейн и пели свои песни. Иногда оставались друг у друга ночевать. Но, как заверял после смерти Цоя Майк: «Друзьями мы никогда не были».

Для российской истории рока 2 кумира останутся в памяти как одни из первопроходцев, подвижников нового музыкального направления. Они действительно были чем то особенным для своих последователей, тем более что ушли из жизни практически в одно время, практически на пике своей карьеры (Майк пережил Виктора только на 12 месяцев).

Жена и сын

По фото кажется – это обычная среднестатистическая советская семья, но не так-то было. Несмотря на то, что у Натальи и Майка родился сын, девушка не вынесла постоянных эксцессов и подала на развод. Судя по стилю жизни артиста, её решение можно понять. Рок-звезда того времени – это вовсе не значит красивые машины и большие деньги. В Советском Союзе было всё иначе. Огромное количество концертов (по 3 – 4 в день), постоянные недосыпания, вино и стрессы – вот наверное и всё, чем выделялась тогдашняя жизнь рокера.

По воспоминаниям Натальи, у мужа была возможность сменить коммуналку, в которой они жили с ребёнком, на нормальную квартиру, но заниматься этим он просто не хотел. Да и времени особо не было. Постоянно выпивающий и угасающий от переутомления любимый мужчина будет угнетать любую женщину, тем более имеющую ребёнка. В результате она не выдержала и ушла, незадолго до того страшного дня. Майк Науменко остался один, в пустоте.

Гибель Науменко была заключительным эпизодом в специфическом явлении «заигрывания» с властью. В его композициях проглядывались элементы резервации, означающие, что талант стоит выше денег. В какой-то момент искра популярности «Зоопарка» разгорелась до такой степени, что начала затмевать самого Бориса Гребенщикова и тем более Макаревича. К сожалению, она потухла внезапно, так же как зажглась.

Видео

Оцифрованная видеозапись квартирника с участием Майка Науменко. Сделана за год до смерти.

Майк Науменко – советский музыкант, основатель и бессменный участник группы «Зоопарк». Он стал первым исполнять классический рок-н-ролл на русском языке. Его тексты поражали и подкупали слушателей своим бытовым реализмом. Публике он известен как автор песен «Буги-вуги каждый день», «Пригородный блюз», «Сладкая N».

Детство и юность

Родился Михаил Науменко 18 апреля 1955 года. Его родители были коренными ленинградцами. Отец Василий Григорьевич преподавал в Ленинградском инженерно-строительном институте. Мать Галина Флорентьевна работала библиотекарем. Читать Миша научился рано, в 5 лет. В детском саду воспитательница сделала его постоянным чтецом. В детстве будущий музыкант не пел и не любил публичных выступлений.

Учился мальчик в спецшколе с углубленным изучением английского языка. К слову, впервые Майком его назвала учительница английского в школе. До 15 лет он музыкой не увлекался, впервые ею проникся, когда послушал пластинки . Тогда же бабушка купила внуку его первую гитару. Учился на ней он играть самостоятельно, вскоре стал сочинять песни. Первые тексты, написанные еще в школьные годы, были на английском языке.

Также он занимался переводами, перевел огромное количество иностранной литературы, связанной с рок-музыкой. Много читал. Помимо музыки, Науменко увлекался конструированием моделей самолетов.


После школы по настоянию отца поступил в ЛИСИ. Студенческая жизнь ему нравилась. Он получал стипендию, режим обучения был менее строгий, нежели в школе. Правда, учился он без интереса. Дважды брал академический отпуск, но каждый раз родители настаивали на продолжении учебы.

В итоге он все же бросил институт на 4 курсе, не доучившись всего полтора года. Науменко начал работать: сначала звукорежиссером в Большом Театре Кукол, позднее – сторожем. Но все это время продолжал заниматься музыкой.

Музыка

В начале своей музыкальной карьеры Майк Науменко поменял не один коллектив, играл на бас-гитаре. Но в 1974 году познакомился с . Вместе они записывают акустический альбом «Все братья – сестры». Но делают это буквально «на коленке». Из звукозаписывающего оборудования у них был только магнитофон. Они пели песни на берегу Невы, играли на гитаре и губной гармонике.


В 1980 году он решил заняться сольной карьерой и записал альбом «Сладкая N. и другие». В него вошли такие песни, как «Пригородный блюз», «Дрянь», «Если ты хочешь», «Сладкая N», впоследствии став хитами. Науменко не обладал выдающимся вокалом, поэтому большинство песен он исполнял речитативом. И популярность музыкант завоевал благодаря ироническим текстам. Он пел от первого лица, поэтому некоторые полагали, что он поет о себе.

Например, всех интересовало, кто же скрывается под этой полумифической «Сладкой N», ведь Науменко посвятил ей не одну песню. Сначала он отрицал ее существование, но не раз признавался, что безумно любит эту женщину, правда, не уверен в ее существовании.

Писатель и продюсер Александр Кушнир утверждает, что музыкант пел о местной художнице Татьяне Апраксиной. Также он отмечает, что девушка была лишь прообразом. А жена Науменко в интервью сказала, что это все же некий собирательный образ, идеал женственности.

В 1980 году Майк Науменко собирает коллектив, не без оглядки на , назвав его . Репетиции начались в ноябре 1980 года, а уже на следующий год их приняли в рок-клуб. Сам музыкант участвовал в первом концерте группы , исполнив гитарное соло. Одна из наиболее известных совместных работ Цоя и Науменко – это песня «Видели ночь».


Майк Науменко и группа "Зоопарк"

Примечательно, что в Москве «Зоопарк» пользовался большим успехом, нежели в Петербурге. Но в любом случае свой слушатель у группы был везде и всегда.

Вскоре музыканты записали концертный альбом «Blues de Moscou». В 1983 году Майк выпускает при помощи друзей свой сольный альбом «LV». Это римские цифры, число 55 – год рождения Майка Науменко. Пластинка задумывалась как полуакустическая, все песни написаны в разных стилях. Некоторые композиции Майк посвятил питерским музыкантам – , Юрию Морозову, .

На следующий год Майк с группой «Зоопарк» записали альбом «Уездный город N». Одноименная песня на пластинке длилась почти 15 минут и состояла из 15 куплетов и 15 припевов, которые ни разу за всю композицию не повторяются. В эту пластинку вошла и песня «Д.К.Данс», другое ее название «Мажорный рок-н-ролл». Она записывалась без наложений и с первого раза.

В 1984 году вышел альбом «Белая полоса». Заглавной композицией стала песня «Буги-вуги каждый день». На эту композицию был даже снят любительский клип. Тут сразу становится понятно, что Майк являлся ценителем музыки Марка Болана, Лу Рида и . В основу этой песни легла рок-н-рольная композиция Марка Болана «I Love to Boogie».


Группа «Зоопарк» давала концерты по всему Советскому Союзу. Но вскоре музыкант устал и перестал получать удовольствие от собственного творчества. Его здоровье ухудшилось, он стал злоупотреблять алкоголем. Появились проблемы с рукой, ухудшилась ее моторика. На гитаре стало играть сложнее.

Он много сочинял, но тут же все выбрасывал в мусорное ведро. В последний раз Науменко появился на сцене 14 марта 1991 года на концерте, посвященном 10-летию Ленинградского рок-клуба.

Еще три альбома вышли после смерти Майка. В 1991 году появился альбом «Музыка для фильма», в который вошли неизданные композиции со времен последнего альбома. В 2000 году выпустили диск «Иллюзии» со студийными записями группы, а также «W» – компиляция, собранная из выступлений «Зоопарка» на фестивалях Ленинградского рок-клуба.

Личная жизнь

Майк был женат на , у них родился сын Женя. Близких отношений с сыном у него не случилось. В настоящий момент Евгений работает на телевидении, женат, воспитывает двоих детей.


С 1988 года в семье начались ссоры, Майк уходил в депрессию. Развелись супруги 15 августа 1991 года, а 27 августа его не стало.

В июле 2017 года начал съемки фильма «Лето». Сюжет картины основан на малоизвестных фактах биографии Виктора Цоя, Майка Науменко и его жены Натальи. Несмотря на арест режиссера, ему удалось его смонтировать. Но точная дата премьеры пока неизвестна.

Смерть

Обстоятельства смерти Майка Науменко до сих пор остаются невыясненными. Умер музыкант 27 августа 1991 года. Причиной смерти стало кровоизлияние в мозг. Мужчину обнаружили родственники в его комнате в коммуналке. Они сразу же вызвали "скорую", но, к сожалению, уже было поздно.


Но большинство родных и близких уверены, что случившееся кровоизлияние не случайно. Накануне он возвращался из гостей, скорее всего, во дворе дома на него напали, так как исчезли его личные вещи. По голове Майку нанесли удар, проломив основание черепа, но он смог после этого подняться домой. Всю ночь он лежал и слабел, а утром скончался.

Похоронили Майка в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище.

Дискография

  • 1978 – «Все братья –сестры» (совместно с Борисом Гребенщиковым)
  • 1980 – «Сладкая N и другие»
  • 1981 – «Blues de Moscou» (в составе группы «Зоопарк»)
  • 1982 – «LV»
  • 1983 – «Уездный город N» (в составе группы «Зоопарк»)
  • 1984 – «Белая полоса» (в составе группы «Зоопарк»)
  • 1991 – «Музыка для фильма» (в составе группы «Зоопарк»)
  • 2000 – «Иллюзии» (в составе группы «Зоопарк»)
  • 2000 – «W» (в составе группы «Зоопарк»)
Реклама

Режиссер Кирилл Серебренников работает над съемками фильма «Лето». В картине речь идет о знаменитых ленинградских рок-музыкантах. В центре сюжета - лидеры групп «Зоопарк» и «Кино» Майк Науменко и Виктор Цой.

Уже на стадии производства ленты с критикой на нее обрушились многие друзья и знакомые обоих (ныне покойных) музыкантов. Критиковалась в том числе и любовная линия, предполагающая некие романтические отношения между Цоем и супругой Майка. АиФ.ru поговорил с самой Натальей Науменко о том, как она расценивает ажиотаж вокруг этой истории, а также о том, что на самом деле связывало ее с Цоем, и о том, каким был сам Майк.

Майк Науменко на похоронах Виктора Цоя: Жена Майка Науменко рассказала о дружбе с Цоем

Наталья, могли бы вы прокомментировать ситуацию с фильмом?

А зачем? Не хочется уподобляться тем, кто Пастернака не читал, но осуждает. Подождем, посмотрим, вот тогда можно будет и поговорить предметно. То, что мне удалось увидеть на съемочной площадке - атмосфера, отношения актеров и режиссера - очень понравилось. Я Кириллу верю.

Да, мне было бы намного проще жить, если бы много лет назад не поддалась на уговоры старого нашего приятеля Александра Житинского: «Я пишу книгу о Цое, а никто не может толком рассказать о нем - не знаменитом, не плакатном, юном…». Мы договорились, что мой текст Александр будет использовать исключительно во вспомогательных целях. Поэтому и разоткровенничалась. Но Саша писал письма с просьбой оставить все как есть, потому что герои выглядят благородно, и все такое прочее. Опять повелась. Вот теперь и расхлебываю…

— Майк ревновал вас к Цою?

— Не было поводов ревновать. Хотя он считал, что такие дружеские отношения намного опаснее, чем всё остальное. Не пойму, что вдруг вцепились в эту историю? Я к Вите очень хорошо отношусь, но неинтересно мне быть его «одноклассницей» (условно говоря), которых, наверняка, уже набралось класса на три, подружкой, неизвестной любовью, известной любовью… В течение очень короткого времени у нас была, смею надеяться, нежная дружба. Поздравления с Днем Девочек и Днем Мальчиков (как в Японии, вместо 23 февраля и 8 Марта) и бесконечные разговоры (кто бы что ни твердил о Цое-буке, Цое-молчуне). Глубокий человек, умница. Не слишком часто, но мог и веселиться, и рассмешить отменными шутками. А вся наша «любовная история» - детский сад. Слава богу, можно вспоминать, не смущаясь, но с огромной нежностью.

А какие у Цоя и Майка были отношения? Они были друзьями?

— Нет, особой дружбы не было. Думаю, приятельские отношения… Какое-то время Майк для него был учителем. Цой говорил, что ему обязательно нужно знать мнение Майка о новой песне. В тот период он сильно комплексовал и был очень неуверен в себе. А Майку верил.

Майк Науменко на похоронах Виктора Цоя: Майк Науменко о Викторе Цое

Я познакомился с Виктором Цоем году в 1981-ом. Тогда мы жили рядом — у парка Победы, метрах в четырехстах друг от друга.

Пожалуй, мы не были друзьями — скорее, приятелями. Мне кажется, что друзей у него вообще не было — от него всегда исходил какой-то специальный флюид одиночества.

Мне очень понравились его песни. Сразу. Я тогда по юности и глупости считал себя крутой рок-звездой и мэтром. Естественно, начал давать ему советы. Кое-что рекомендовал и подправлял. Что-то из этого он принимал. Скажем, в «Бездельнике» слово «мама» — от меня. И таких примеров немало. Я же познакомил его — по-моему, по его просьбе — с БГ, который, в принципе, и сделал ему всю карьеру.

Цой и Рыбин заходили к нам с женой чуть ли не каждый второй день, приносили кучу сухого вина (в основном «Ркацители» дагестанского разлива по 1 руб. 70 коп.), пели новые песни, болтали, иногда оставались ночевать.

Я помню, как после своей самой первой записи они в состоянии некоторой эйфории ввалились к нам в квартиру около полуночи и буквально физически принудили нас прослушать пленку. Забавно, что по прихоти судьбы с ними тогда играл «наемный» барабанщик Валера Кирилов, который спустя лет пять стал членом нашей группы ЗООПАРК, где и работает по сию пору.

Цой вообще очень умело использовал людей. Он всегда знал, как заводить нужные знакомства, и был весьма холоден и расчетлив в отношениях.

Мне не нравилось то, как он изменился в последние годы. Вероятно, это болезнь, которой переболели многие рок-музыканты. Деньги, девочки, стадионы — и ты начинаешь забывать старых приятелей, держишь нос вверх и мнишь себя суперкрутым. Что же, не он первый и не он последний. Все мы люди. Просто я несколько удивлен тем, что после смерти из него пытаются сделать некоего ангела. Не был он ангелом, как не был и демоном. Как и все мы, он был просто человеком со сво- ими плюсами и минусами. Но в нашей стране желательно погибнуть, чтобы стать окончательно популярным. Пока ты жив, тебя почему-то не ценят. Примеров тому, как известно всем, масса.

Я помню самый первый концерт КИНО в Ленинградском рок-клубе. В одной песне («Когда-то ты был битником») я даже играл на лидергитаре. На бас-гитаре играл Михаил Васильев из АКВАРИУМА, а на фортепьяно — Андрей Романов. У Алексея Рыбина (кстати, одного из двух основателей группы КИНО, о чем почему-то никто не помнит) тогда прямо на сцене порвались штаны на самом интересном месте. Так что концерт был весьма забавным.

А вообще говоря, мне всегда больше нравился ранний материал Виктора. Хотя, кто знает?

Майк Науменко на похоронах Виктора Цоя: биография Майка

Михаил Васильевич Науменко (18 апреля 1955, Ленинград, СССР - 27 августа 1991, там же) более известен под сценическим именем Майк - советский рок-музыкант, основатель и лидер группы «Зоопарк». Автор таких песен, как «Сладкая N», «Пригородный блюз», «Дрянь» и др.

Родился 18 апреля 1955 года в семье ленинградских интеллигентов. Его отец (Василий Григорьевич, 1918-2007) был преподавателем в ЛИСИ, а мать (Галина Флорентьевна Науменко-Брайтигам, 1922-2010) - работником библиотеки. В детстве музыкой не занимался. Увлечение музыкой началось, когда Майк впервые услышал музыку The Beatles. Затем сильное влияние на его творчество оказали Чак Берри, Боб Дилан, Марк Болан, Лу Рид и др.

Писать песни начал ещё в школе, после того как бабушка подарила ему гитару. Первые песни Майк сочинял на английском. Науменко учился в спецшколе и неплохо владел языком. Там же он получил прозвище «Майк». Бывшая жена Майка, Наталья, утверждает, что так его впервые назвала школьная учительница английского языка. Первые тексты на русском были написаны в 1972 году под влиянием Бориса Гребенщикова. Кроме музыки увлекался изготовлением моделей самолётов, чтением советских детективов, переводами с английского языка.

После школы по настоянию отца поступил в ЛИСИ, но после четвёртого курса бросил учёбу. Работал звукорежиссёром в Большом Театре Кукол, потом - сторожем. Всё это время оставался музыкантом.

Умер 27 августа 1991 года у себя в квартире от кровоизлияния в мозг в результате несчастного случая. Барабанщик группы «Зоопарк» Валерий Кирилов высказал другую точку зрения: по его словам, Майк Науменко действительно умер от кровоизлияния в мозг, но оно произошло не по естественным причинам, а из-за перелома основания черепа в результате жестокого удара, нанесённого Майку при ограблении во дворе, о чём свидетельствует пропажа личных вещей музыканта. Существуют также свидетельские показания одного подростка, который якобы видел, как Майка во дворе кто-то поднимал с земли. После нападения Майк не умер на месте, а сумел подняться к себе домой, но там окончательно ослабел и пролежал в беспамятстве долгое время, никем в коммуналке не замечаемый. Когда его наконец обнаружили близкие и вызвали скорую помощь, было уже слишком поздно. Однако многие люди, знакомые с обстоятельствами гибели Майка, эту гипотезу не подтверждают.

Похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

Наталья Науменко – бывшая жена , музыканта группы . Была непосредственной свидетельницей расцвета русского рок-н-ролла и рока. В их коммунальной квартире на Боровой собирались музыканты, впоследствии ставшие легендами: , Алексей Рыбин и другие. В 2018 году на экраны выходит кино «Лето», рассказывающее о малоизвестных фактах из жизни Виктора Цоя, Майка Науменко и Натальи.

Детство и юность

Родилась Наталья Васильевна Науменко 21 января 1960 года в Ленинграде. Ее девичья фамилия Россовская.

Наталья – человек непубличный, в ее биографии масса пробелов. Все ее интервью посвящены знаменитому бывшему мужу, а о своей жизни до Майка она предпочитает умалчивать. О ее детстве, родителях и образовании ничего не известно.

Карьера

Когда Наташа познакомилась с Майком и они решили пожениться, ей пришлось пойти в «Теплоэнерго», так как работникам организации выдавали комнаты. Для миниатюрной девчонки все было в новинку. Неведомые механизмы немыслимых размеров на котельной вселяли страх, который ей пришлось перебороть. Она работала оператором газовой котельной, попросту кочегаром.

В 1997 году Алексей Рыбин издал книгу «Право на рок», в нее вошли воспоминания Натальи о жизни с Майком. Ее часть получила заглавие «Отель под названием “Брак”».

Личная жизнь

Со своим будущим мужем – музыкантом и лидером группы «Зоопарк» Михаилом Науменко – девушка познакомилась, когда ей было 19 лет. Впервые она увидела его в коммунальной квартире на Васильевском острове, Наталье его представил ее двоюродный брат Вячеслав. Через месяц они вновь увиделись на свадьбе Славы, Майк много шутил, а после пригласил девушку на репетиции в Большой Театр Кукол, где на тот момент он работал.


Наталья Науменко и Майк Науменко в молодости

Вскоре молодой человек сделал девушке предложение, но со свадьбой решили повременить, так как в первую очередь следовало решить квартирный вопрос. Наталья забеременела, ей пришлось лечь в больницу. А как только ее выписали, Майк сразу же повел девушку в ЗАГС. Он хотел узаконить их отношения. Поэтому к свадьбе не готовились, все прошло быстро и сумбурно.

В июле у Натальи родился сын. Изначально они планировали назвать мальчика Марком, в честь Марка Болана. Но как только малыш появился на свет, все сразу же стали отговаривать новоиспеченных родителей от этого имени. Поэтому долго тянули и определялись, а в итоге дали сыну имя Евгений.


Жили крайне бедно, но, как и все в молодости, своей бедности не осознавали. Тем более, что тогда все в стране жили примерно одинаково. В их коммунальной квартире постоянно были гости, среди них и лидер Виктор Цой.

В отличие от Майка, которому было сложно найти общий язык с младенцем, Виктор частенько помогал Наталье. Он с такой легкостью управлялся с маленьким Женей, будто вырастил уже как минимум троих детей.

Существует версия, что между Натальей и Виктором был роман. В 2007 году женщина по просьбе Александра Житинского, который писал книгу о Цое, предоставила писателю свои дневниковые записи. Но изначально Наташа договорилась с Житинским, что ее воспоминания будут ему в помощь, а не для публикации.


Позднее он уверил ее в том, что все выглядит благородно и следует все оставить в книге так, как написала она. Женщина согласилась. В интервью «Аргументам и Фактам», которое Наталья дала в 2018 году, она сказала, что ей намного проще было бы жить, если бы она не поддалась на уговоры Житинского, а «теперь расхлебывает».

В то время Цой постоянно пропадал в доме у Науменко, между Наташей и Витей складывались дружеские и доверительные отношения. Они много разговаривали, хотя в компании Цой прослыл вечным молчуном. Однажды, перед 22-летием девушки, она попросила Майка сделать ей подарок – разрешить поцеловать Цоя. И хотя муж удивился подобному вопросу, но позволил.

В день ее рождения Майк был на работе: ушел на сутки и на торжестве отсутствовал. Тогда и случился их первый поцелуй, но не последний. Правда, женщина описывает их отношения как «детский сад», даже целовались будто одноклассники на школьном вечере. По словам Натальи Науменко, в течение непродолжительного периода у них была нежная дружба, но не более. Хотя Майк считал, что такие дружеские отношения намного опаснее, чем все остальное.


С Майком Наталья прожила 10 лет. Развелись супруги 15 августа 1991 года. Сделали это без скандалов и ненужных выяснений отношений. Вместе с сыном женщина переехала в Москву. 27 августа 1991 – через 12 дней после официального развода – Майк скончался. Причиной смерти стало кровоизлияние в мозг. Но вот обстоятельства, при которых оно произошло, до сих пор остаются невыясненными.

Наталья Науменко сейчас

В 2018 году на Каннском фестивале режиссер Кирилл Серебренников представит фильм «Лето». События картины разворачиваются летом 1981 года в Ленинграде. В центре сюжета жизнь Виктора Цоя, Майка Науменко и Натальи. Женщину сыграла , известная зрителю по блокбастеру «Притяжение». Роли музыкантов достались и .


Однако еще до показа вокруг картины разгорелся скандал. – основатель , прочитав сценарий, сообщил, что это все ложь от начала и до конца. По его словам, герои картины Серебренникова не имеют ничего общего с теми людьми, которых он знал лично.

Режиссер-документалист Александр Липницкий тоже скептически отнесся к картине. Он считает, что сюжет «высосан из пальца». В свое время он делал документальную ленту о группе «Кино», разговаривал с Александром Житинским.


Из их беседы он понял, что между Наташей Науменко и Виктором Цоем были легкие романтические отношения, на уровне флирта. Липницкий отметил, что не очень верит вообще во всю эту историю с романом, и даже если это правда, то она явно не тянет на сюжет картины.

Наталья же на вопрос о сложившейся ситуации вокруг фильма ответила неоднозначно. То, что она увидела на съемочной площадке, ей понравилось, режиссеру Кириллу Серебренникову она верит. Но высказывать свое мнение о картине, не видя ее, не считает правильным.