«Триумфальная арка» (нем. Arc de Triomphe)

Роман «Триумфальная арка» написан известным немецким писателем Э. М. Ремарком (1898–1970). Автор рассказывает о трагической судьбе талантливого немецкого хирурга, бежавшего из фашистской Германии от преследований нацистов. Ремарк с большим искусством анализирует сложный духовный мир героя. В этом романе с огромной силой звучит тема борьбы с фашизмом, но это борьба одиночки, а не организованное политическое движение.

Эрих Мария Ремарк

Триумфальная арка

I

Женщина шла наискосок через мост прямо на Равика. Она шла быстро, но каким-то нетвердым шагом. Равик заметил ее лишь тогда, когда она оказалась почти рядом. Он увидел бледное лицо с высокими скулами и широко поставленными глазами. Это лицо оцепенело и походило на маску, в тусклом свете фонаря оно казалось безжизненным, а в глазах застыло выражение такой стеклянной пустоты, что Равик невольно насторожился.

Женщина прошла так близко, что едва не задела его. Он протянул руку и схватил ее за локоть. Она пошатнулась и, вероятно, упала бы, если бы он ее не удержал.

Равик крепко сжал руку женщины.

Куда вы? - спросил он, немного помедлив. Женщина смотрела на него в упор.

Пустите! - прошептала она.

Равик ничего не ответил. Он по-прежнему крепко держал ее за руку.

Пустите меня! Что это? - Женщина едва шевелила губами.

Равику казалось, что она даже не видит его. Она смотрела сквозь него, куда-то в пустоту ночи. Просто что-то помешало ей, и она повторяла одно и то же:

Пустите меня!

Он сразу понял, что она не проститутка и не пьяна. Он слегка разжал пальцы. Она даже не заметила этого, хотя при желании могла бы легко вырваться.

Равик немного подождал.

Куда же вы, в самом деле? Ночью, одна, в Париже? - спокойно спросил он еще раз и отпустил ее руку.

Женщина молчала, но с места не сдвинулась. Раз остановившись, она, казалось, уже не могла идти дальше.

Равик прислонился к парапету моста. Он ощутил под руками сырой и пористый камень.

Уж не туда ли? - Он указал вниз, где, беспокойно поблескивая в сероватой мгле, текла Сена, набегая на тени моста Альма.

Женщина не ответила.

Слишком рано, - сказал Равик. - Слишком рано, да и слишком холодно. Ноябрь.

Он достал пачку сигарет, затем нашарил в кармане спички. На картонке их оказалось всего две. Слегка наклонившись, он прикрыл ладонями пламя от легкого ветра с реки.

Равик выпрямился и показал пачку.

Алжирские. Черный табак. Его курят солдаты Иностранного легиона. Пожалуй, для вас слишком крепок. Других нет.

Женщина покачала головой и взяла сигарету. Равик поднес ей горящую спичку. Она сделала несколько глубоких затяжек. Равик бросил спичку через парапет. Словно маленькая падающая звезда, спичка пролетела сквозь тьму и погасла, достигнув воды.

На мост медленно въехало такси. Шофер остановил машину, посмотрел на них, немного выждал и двинулся дальше, вверх по мокрой, поблескивающей в темноте авеню Георга Пятого.

Внезапно Равик почувствовал, как сильно он устал. Весь день напролет он работал и, придя домой, не мог уснуть. Тогда он вышел на улицу - хотелось выпить. И теперь, в промозглой сырости глубокой ночи, он чувствовал неодолимую усталость.

Равик посмотрел на женщину. Почему, собственно, он ее остановил? С ней что-то стряслось, это было ясно. Но ему-то какое дело? Мало ли он встречал женщин, с которыми что-то случалось, особенно ночью, особенно в Париже. Сейчас это ему было безразлично, он хотел лишь одного - спать.

Ступайте домой, - сказал Равик. - Что вам здесь делать в такое время? Еще, чего доброго, не оберетесь неприятностей.

Он поднял воротник, намереваясь уйти. Женщина смотрела на него непонимающими глазами.

Домой? - повторила она.

Равик пожал плечами.

Домой, к себе на квартиру, в отель - куда угодно. Неужели вам хочется попасть в полицию?

В отель! О Боже! - проговорила женщина. Равик остановился. Опять кому-то некуда идти, подумал он. Это следовало предвидеть. Всегда одно и то же. Ночью не знают, куда деваться, а утром исчезают прежде, чем успеешь проснуться. По утрам они почему-то знают, куда идти. Вечное дешевое отчаяние - отчаяние ночной темноты. Приходит с темнотой и исчезает вместе с нею. Он бросил окурок. Да разве он сам не сыт всем этим по горло?

Пойдемте куда-нибудь, выпьем рюмку водки, - сказал он.

Так проще всего - расплатиться и уйти, а там пусть сама позаботится о себе.

Женщина сделала неверное движение и споткнулась. Равик снова поддержал ее.

Устали? - спросил он.

Не знаю. Наверно.

Настолько, что не можете спать?

Она кивнула.

Это бывает. Пойдемте. Я провожу вас.

Они пошли вверх по авеню Марсо. Женщина тяжело опиралась на Равика - опиралась так, будто каждую минуту боялась упасть.

Роман повествует нам о хирурге из Германии, который долгое время находился у гитлеровцев в лагере для военнопленных, откуда он успешно сбегает и работает нелегально под чужой фамилией во Франции.

С первых страниц произведения мы видим, как Равик, возвращаясь поздно с работы, проходив по мосту, встретил незнакомку, которая, как ему показалось, хочет умереть. Он не мог этого допустить и пригласил ее посидеть с ним и поговорить в одном из питейных заведений. При свете наш герой наконец-то мог разглядеть женщину. Из всей внешности ему понравились ее волосы необычайно золотистого цвета.

Когда они вышли из кафе, оказалось, что женщине идти было некуда, и Равик решил пригласить ее к себе в гостиницу, где он проживал. Отдохнуть он так и не смог, так как он должен был вновь идти на работу.

Равика считали идеальным хирургом. Давно он бежал из концлагеря и укрылся в Париже. Здесь он трудился нелегально в больнице Вебера. Этот вечер был для врача неудачным, операция прошла плохо, и пациентка скончалась. Идти домой ему не хотелось, но его очень сильно интересовала оставшаяся дома женщина. Плохое настроение заставило мужчину купить спиртного и напиться. Домой он пришел в нетрезвом состоянии и соблазнил незнакомку, на что она согласилась спокойно.

Утром женщина рассказала, что она приехала во Францию вместе со своим любовником и поселилась неподалеку от его гостиницы. Но внезапно ее сожитель скончался, и она осталась одна. Одна, без денег, она готова была свести с жизнью счеты, но ее спас врач. Доктор, выслушав до конца всю ее историю, позвонил своему хозяину и тот, помог уладить все вопросы по оплате в отеле этой женщины. А Равик поселил ее в другой отель, где она и сказала ему, что ее зовут Жоан Маду.

Так шел день за днем. Равик постоянно находился в клинике и продолжал жить в своем отеле, где хозяйка спокойно относилась к тому, что у нее проживают беженцы без документов. Он уже несколько раз попадал в полицию по этому поводу, и ему не хотелось снова сесть в тюрьму.

В больнице все обращались к профессору Дюрану. Однако, он только вводил больных людей в гипноз, а операции все проделывал Равик. Но никто об этом не догадывался, и Дюрана считали знаменитым хирургом. Но, он все-таки не забывал своего помощника и отдавал ему небольшую часть заработка. Однажды, беседуя со своим другом Борисом Морозовым, который работал в ночном клубе «Шахерезада», Равик увидел у него статуэтку Мадонны. И он вспомнил о незнакомке, которая вероятно ждет от него помощи.

Когда он пришел к женщине, и увидел, что та была в плохом настроении. Тогда доктор через Морозова помог ей устроиться на работу в «Шахерезаду». Как-то раз, обедая в кафе и наблюдая за прохожими на улице, Равик узнает гитлеровского палача, который давно допрашивал его и пытал девушку. Сибилла вскоре повесилась в лагере. О своих подозрениях он поделился с Борисом, но тот сказал, что видно друг обознался.

У Равика с Жоан начинаются глубокие отношения. Прогуливаясь под Тримфуальной аркой, они поняли, что рождены друг для друга. Но временами Равик отстранялся от Жоан, прекрасно понимая, что этот роман недолгий. Все равно она с ним расстанется, так как моложе его.

Помимо этого он думал еще про того фашиста, который пытал его в гестапо. И когда, они сидели с Морозовым в уличном кафе, хирург снова увидел Хааке. Он занервничал, и перед ним опять всплыла картина дней, проведенных в неволе, и измученное лицо Сибиллы. Ведь они вместе бежали из Германии, но неудачно, их поймали гитлеровцы. Он смог выдержать все испытания, а девушка погибла.

Но доктор отогнал от себя все эти мысли о прошлом, принял решение с Жоан съездить отдохнуть к Средиземному морю. Прожив неделю в Антибе, Равик заскучал, хотя и играл иногда в казино. Жоан же нравилась здешняя жизнь. Мужчина порвал с ней отношения и вернулся в Париж.

Его отзывчивость и клятва Гиппократа как врача подводит Равика. Он оказывает помощь женщине, пострадавшей при обрушении части здания. И тут же появляется полиция, которая проверяет документы у доктора. Он попадает под арест, и его депортируют в Швейцарию.

Вернувшись, Равик узнал, что нацисты господствуют по всей Франции. От Морозова он узнает, что Жоан становится актрисой. Встретившись однажды с Жоан, Равик видит ее с двумя незнакомцами. Она была веселая и красивая. Между ними произошла ссора, но потом они помирились.

Равику не нравится отношение Жоан к нему, и он просит Вебера снова взять его на работу, для того, чтобы забыть эту женщину. Он трудился изо всех сил и старался о ней не думать. Но, Жоан вновь появилась на горизонте и пригласила его к себе. Он пришел к ней и увидел, что ее любовник снимает для Жоан хорошую квартиру. Ему не понравилось, что женщина играет его чувствами, и он уходит.

В один из дней он видит опять своего врага. Равик не выдерживает и подходит к нему, назвавшись другим именем. Доктор давно наметил план, как он отомстит Хааке. Гестаповец не узнал свою бывшую жертву и был очень рад встрече, ведь он подумал, что это его давний знакомый. Равик назначает ему встречу в одном из публичных домов, но сам привозит его в Булонский лес и убивает его. Наконец-то. Его мучитель мертв. Но на этом трагические события в жизни нашего героя не заканчиваются.

Он узнает, что Жоан ранена. В нее стрелял ревнивый любовник. Равик уверен, что если даже он вытащит пулю, женщина все равно умрет, и он, чтобы облегчить ее мучения дает ей яд.

Разуверившись во всем, Равик добровольно сдается полицейским и называет свое настоящее имя.

Роман учит нас оставаться милосердными, стойкими и уметь преодолевать всевозможные жизненные тяготы, не предавать друзей в тяжелую минуту и уметь любить.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Ремарк. Все произведения

  • Возвращение
  • Триумфальная арка
  • Чёрный обелиск

Триумфальная арка. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Оруэлл Скотный двор по главам

    Владелец двора закрывает ночью курятник и удаляется в дом, готовится ко сну. Все животные собираются на рассказ хряка по имени Главарь. Он хочет поведать всем о своем сне. Хряк утверждает, что они живут очень плохо и умирают ни за что

  • Краткое содержание Жуковский Светлана

    Баллада В.А. Жуковского «Светлана» начинается с описания традиционных крещенских гаданий девушек. Пытаясь узнать свою судьбу, они бросают за ворота башмак, полют снег, кормят курицу посчитанным зерном, поют подблюдные песни, слушают под окном, льют воск

Роман Эриха Марии Ремарк «Триумфальная арка» известен по всему миру. Писателю удаётся невероятно реалистично описать войну, любовь, переживания героев и тронуть сердца читателей. Книга написана в середине 20 века, входит в список лучших книг, обязательных к прочтению.

Писатель переносит нас в предвоенное время. Главный герой – немец, хирург Равик. Он помогал своим друзьям, пережил пытки и смерть любимой женщины. Ему удалось сбежать во Францию, где он живет без документов, постоянно опасаясь быть пойманным. Равик живёт в гостинице для беженцев, но, несмотря на свою тяжёлую жизнь, он помогает людям. Втайне от закона он делает операции людям, подменяет французских хирургов. Он удивляет своим талантом и работоспособностью.

Во Франции он знакомится с Жоан. Она итальянская актриса, у которой тоже есть своя история. Равик и Жоан очень разные, но они хотят быть вместе. Пара постоянно ссорится и мирится, они ищут пути к взаимопониманию. Их отношения изображены откровенно, без излишней сказочности, но эти люди вдохновляют друг друга, заставляя меняться. Равик хочет отомстить человеку, который его пытал, в его душе есть место не только для любви, но и для ненависти.

Эта книга оставит сильное впечатление, о ней будешь помнить спустя долгое время после прочтения. Её не назовешь сладкой сказкой, здесь изображена реальность жизни, настоящее, с его болью и правдой. Писателю удаётся чётко передать ощущения героев, любовь и страдания, атмосферу предвоенного времени, когда страх будто витает в воздухе. На примерах жизни героев писатель говорит о том, что боль не уходит совсем даже спустя время. Она может немного приглушиться, но если потревожить старые раны, то всё возвратится вновь. И тем не менее, нужно продолжать жить и что-то делать, нужно не опускать руки и помогать другим людям.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Триумфальная арка" Эрих Мария Ремарк бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Великолепный романист, чья сумрачность и циничность оправдана глубоким знанием людей и жизни в целом, Эрих Мария Ремарк мне кажется несколько недооцененным в наших широтах. Даже вернее будет сказать – неправильно оцененным. Ведь два наиболее «раскрученных» у нас его романа – «Три товарища» и «На западном фронте без перемен» лично мне не кажутся лучшими образчиками его творчества.

Совсем другое дело – гениальная «Триумфальная арка», книга о любви и глубочайшей преданности, которая может быть даже сильнее. Книга о чудовищной силе прошлого, вечно живущего в наших душах, и об отчаянии настолько глубоком, что оно позволяет выйти «с другой стороны» и увидеть покой и свет.

1938 год прошлого века. Главный герой книги, немецкий хирург Равик, живет в Париже и пьет горькую эмигрантскую чашу до дна. Не имея возможности доказать свою квалификацию должными официальными документами, он вынужден ассистировать бездарному и тупому местному хирургу. Кочует по гостиницам, спасаясь от полицейских облав, общается с такими же безнадежными бедолагами. Размышляет о двух спасенных из лап гестапо людях, за которых он платит собственным изгнанием. Нельзя задумываться о том, стоил ли этот благородный поступок такой жертвы – мучительной гибели возлюбленной. И Равик бродит ночами по равнодушному городу, куря и наблюдая странные сцены ночной жизни – ведь ночью люди совсем не те, что днем. Ночь все меняет. На одном из мостов он встречает итальянку Жоан – такую же неприкаянную душу со столь же банальными неразрешимыми проблемами в ее бездарной эмигрантской жизни…

Живописание истории любви Жоан и Равика настолько реально, что их чувства в буквальном смысле можно понять и почти пережить при чтении. Говорят, под этими именами Ремарк вывел себя и Марлен Дитрих – как раз перед началом Второй Мировой эти двое замечательных персонажей встретились в том же романтичном Париже.

Впрочем, как и в жизни, в момент встречи с единственным и любимым человеком никакого чуда не происходит и жестокое колесо жизни не прекращает своего вращения. Влюбленные не питают надежд и иллюзий, и как ни странно, это лишает их неизбежной отравы взаимных обид – любовь изначально поражена горечью безнадеги, а ночной кальвадос с дешевыми сигаретами не особенно смягчает этот привкус. К тому же в жизни Равика появляется новая, поглощающая и сжигающая его страсть – роковая встреча с бывшим мучителем-гестаповцем приводит в движение совсем другие шестеренки механизма, дергающего марионеток жизни за нитки…

Невероятный юмор Ремарка – не столько насмешливый, сколько глубокий и мудрый, позволил книге разойтись на множество потрясающих цитат. И от его глубочайшего понимания механизмов, движущих нашими душами, становится больно сквозь восхищение. «Триумфальная арка» — книга многогранная и населенная живыми людьми, все эти потрясающе убедительные второстепенные персонажи будут жить вечно благодаря гению писателя. А прочтение ее (и перечитывание, разумеется) делает нас чуть мудрее и чуть светлее через печаль. И заставляет задуматься о хрупкости чудесных вещей и чувств, делающих нашу жизнь стоящей. Берегите любовь, дамы и господа.

«Нигде ничто не ждёт человека, всегда надо самому приносить с собой всё» — Эрих Мария Ремарк.

Самый романтичный город мира между двумя драматичными войнами прошедшего столетия предстает как один из героев романа. Париж, любовь и надвигающаяся буря – три основные темы Триумфальной арки.

Эрих Мария Ремарк — об авторе

Герои книги Триумфальная арка

Главный герой Равик — немец, который был врачом в Первую Мировую, а потом подвергался пыткам гестапо, живет в Париже без родных и документов в отеле для таких же беженцев, как и он. Он блестящий профессионал, но, живя без паспорта, он вынужден отдавать всю славу другим, и оперирует за знаменитых французских хирургов, которые наживаются на его таланте. Равик, супермен со скальпелем, старается спасти даже самых безнадежных больных, но это получается не всегда, и Ремарк ярко показывает его переживания. Герой много философствует, его изречения становятся популярными цитатами – «В наши дни даже самого Христа, окажись он без паспорта, упрятали бы в тюрьму.»

Главная героиня Жоан Маду – потерянная в начале истории, но постепенно обретающая силу и желание жить, женщина которая хочет любить и быть любимой. Она актриса итальянского происхождения, не обладающая особым талантом, не красавица, но она – «Женщина с горящим глазами, которая любит жизнь» — это в ней и привлекает.

Отрицательный герой- немецкий офицер Хааке – именно он мучал Равика в гестапо, и убил на допросе его возлюбленную. Равик случайно замечает его на улицах Парижа, а потом встречает в кафе.

Сюжет книги Триумфальная арка

В одну дождливую ночь судьба сталкивает его с абсолютно потерянной Жоан, от которой он не смог отвязаться, и по доброте душевной решает помочь. По закону жанра у героев завязывается роман, и медленно, но верно Равик влюбляется, но герой не готов к серьезным отношениям, и не может любить так, как хочет Жоан, и оба чувствуют скорую разлуку. Которая и происходит, когда Равика в очередной раз высылают из страны.

По возвращению в любимый Париж, Равик случайно замечает Хааке на улице и забывает обо всем. Волею случая герою удается встретить мучителя в кафе, и позже, заманив дешевыми развлечениями, привезти в Булонский лес. Отомстив за все страдания герой освобождается от оков прошлого, его сердце открыто для любви. Завораживающее окончание книги, которое заставит Ваши чувства пробудиться, принуждает задуматься.

Мое мнение о книге Триумфальная арка

Сейчас очень сложно представить страх горечь и обреченность, которые испытывали люди на войне, на мой взгляд, автору удалось донести эти чувства до читателя. Ремарк показывает, как люди спешили жить в мирное время, как будто предчувствовали, что передышка будет короткой, и скоро снова начнется новая бойня.

Книга написана красивым языком, особенно понравилось, как Ремарк показывает чувства героев, и как эти чувства находят отражение в описании города.