Тест. «Очерк жизни и творчества М
В сказках Салтыкова-Щедрина отображены основные социальные, политические, идеологические и моральные проблемы, которыми характеризовалась русская жизнь второй половины XIX века. В сказках показаны все основные классы общества - дворянство, буржуазия, интеллигенция, трудовой народ.
Сатира, бичующая правительственные верхи самодержавия, наиболее остро выделяется в трех сказках: «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и «Богатырь».
В сказке «Медведь на воеводстве» Салтыков-Щедрин рисует трех Топтыгиных. Они по очереди заступают на место воеводы. Первый Топтыгин съел чижика, второй задрал у мужика лошадь, корову, свинью, а третий вообще «жаждал кровопролитья». Всех их постигла одна участь: мужики расправились с ними после того, как их терпение кончилось. В этой сказке Салтыков-Щедрин призывает на борьбу против самодержавия.
В сказке «Орел-меценат» Орел выступает в роли чиновника-просветителя, который при своем дворе завел искусства и науки. Но роль мецената ему скоро наскучила: он загубил соловья-поэта, заточил в дупло ученого дятла и разогнал ворон. Автор делает вывод, что наука, просвещение, искусство должны быть только свободными, независимыми от разного рода орлов-меценатов.
Салтыков-Щедрин осуждает бездействие народа, его пассивность и долготерпение. Народ так привык к рабской покорности, что даже не задумывается над своим бедственным положением, кормит и поит бесчисленных дармоедов и позволяет себя же за это наказывать. Это наглядно отражено в сказке «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Два генерала, прослужившие всю жизнь в какой-то регистратуре, которую позже упразднили «за ненадобностью», попали на необитаемый остров. Они никогда ничего не делали и теперь полагают, что «булки в том самом виде родятся, как нам их утром к кофею подают». Не окажись под деревом мужика, генералы съели бы друг друга от голода. «Громадный мужчина» для начала накормил голодных генералов. Нарвал яблок и дал им по десятку, себе взял одно - кислое. Накопал из земли картофеля, разжег огонь, наловил рыбы. А дальше поистине чудеса стал творить: силок для рябчиков из собственных волос свил, веревку сделал, чтобы было чем генералам его к дереву привязывать и даже суп в пригоршнях готовить наловчился. Сытые и довольные генералы размышляют: «Вот как хорошо быть генералами - нигде не пропадешь!» По возвращении в Петербург генералы «денег загребли», а мужику выслали «рюмку водки, да пятак серебра: веселись, мужичина!» В этой сказке автор показывает долготерпение народа и его результат: сытые помещики и никакой благодарности мужику.
О том, что может случиться, если мужика под рукой не окажется, говорится в сказке «Дикий помещик». Жил помещик «глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». Действие происходит после отмены крепостного права, поэтому крестьяне «освобожденные». Правда, от этого им живется ничем не лучше: «куда ни глянут - все нельзя, да не позволено, да не ваше». Помещик боится, что мужики у него все проедят и мечтает от них избавится: «одно только сердцу моему непереносно: очень уж много развелось в нашем царстве мужиков». Мужикам тоже житья от помещика нет, и они Бога молят: «Господи! легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!» Бог услышал молитву, и «не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика». А что же помещик? Его теперь не узнать: оброс волосами, отрастил длинные ногти, ходит на четвереньках и на всех рычит - одичал.
Салтыков-Щедрин пишет иносказательно, то есть использует «эзопов язык». Каждая сказка Салтыкова-Щедрина имеет свой подтекст. Например, в сказке о верном Трезоре купец Воротилов, чтобы проверить бдительность пса, наряжается вором. Свое богатство купец нажил именно воровством и обманом. Поэтому автор замечает: «Удивительно, как к нему этот костюм шел».
В сказках наряду с людьми действуют звери, птицы, рыбы. Всех их автор ставит в необычные условия и приписывает им те действия, которые они не могут совершать на самом деле. В сказках удивительным образом переплелись фольклор, иносказание, чудеса и действительность, что придает им сатирическую окраску. Пескарь Салтыкова-Щедрина может разговаривать и даже где-то служит, вот только «жалованья не получает и слуги не держит». Карась не только умеет говорить, но и выступает в роли проповедника, вяленая вобла даже философствует: «тише едешь, дальше будешь; маленькая рыбка лучше, чем большой таракан... Уши выше лба не растут». В сказках много преувеличений, гротеска. Это тоже придает им сатирическую окраску и комичность. Дикий помещик стал похож на зверя, одичал, мужик готовит суп в пригоршне, генералы не знают, откуда появляются булки.
Почти во всех сказках употребляются фольклорные элементы и традиционные зачины. Так, в сказке «Дикий помещик» присутствуют сказочный зачин: «в некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик...» и реальность: «он читал газету "Весть"». В сказке «Богатырь» сам Богатырь и баба-яга являются сказочными персонажами: «В некотором царстве Богатырь родился. Баба-яга его родила, вспоила, вскормила и выхолила». В сказках много присказок: «ни пером описать, ни в сказке сказать», «по щучьему велению», «долго ли коротко», есть такие сказочные персонажи, как царь Горох, Иванушка-дурачок, устойчивые словосочетания: «путем-дорогою», «судили-рядили».
Рисуя хищных животных и птиц, Салтыков-Щедрин часто наделяет их такими несвойственными им чертами, как мягкость и способность прощать, что усиливает комический эффект. Например, в сказке «Самоотверженный заяц» Волк обещал помиловать зайца, другой волк однажды отпустил ягненка («Бедный волк»), Орел простил мышь («Орел-меценат»). Медведь из сказки «Бедный волк» тоже урезонивает волка: «да ты бы хоть полегче, что ли», а тот оправдывается: «Я и то... сколько могу, облегчаю... прямо за горло хватаю - шабаш!»
Салтыков-Щедрин высмеивал в своих сказках социально-политический строй царской России, изобличал типы и нравы, мораль и политику всего общества. Время, в которое жил и писал сатирик, для нас стало историей, но его сказки живы по сей день. Герои его сказок живут рядом с нами: «самоотверженные зайцы», «вяленые воблы», «караси-идеалисты». Потому что «всякому зверю свое житье: льву - львиное, лисе - лисье, зайцу - заячье».
Цель: развитие исследовательской компетенции учащихся на примере сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина, ассоциативного мышления, обучение работе в группах и сопоставительному анализу произведений, обогащение речи учащихся изобразительно-выразительными средствами языка.
Эпиграф:
Сатира провожает в царство теней всё отжившее…
М.Е.Салтыков-Щедрин
Сказки могучи по своей мысли, забавны
и вместе с тем
трагичны по своему ехидству, очаровывают своим
языковым
совершенством.
А.В.Луначарский
Оборудование: сборник сказок Салтыкова-Щедрина, иллюстративный материал к план анализа произведения.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
М.Е Салтыков-Щедрин - писатель-сатирик. Его творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое Грибоедовым и Гоголем. Щедрин писал романы, драмы, очерки, рассказы, рецензии, сказки.
Вершиной сатирического мастерства и воплощением идейных исканий писателя-гражданина стали знаменитые “Сказки”, которые современные литературоведы назвали “малой энциклопедией его сатиры”.
II. Актуализация знаний.
Что же такое сказка?
Когда и по какой причине Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки?
Что такое сатира?
Ответы учащихся:
Сказка - один из самых ярких фольклорных жанров.
В.И. Даль назвал ее “волшебным рассказом, небывалой и даже несбыточной повестью, сказаньем”. Сказка затейлива, причудлива, необычна. Она повествует о чудесных происшествиях, героических подвигах, верной любви. В каждой фантастической истории обязательно содержится серьезный нравственный урок, потому что сказка - это воплощение народной мудрости, народных идеалов добра и зла. Наверное, поэтому в отличие от других жанров устного творчества она продолжила свою жизнь в литературе.
По тематике сказки бывают волшебные, бытовые, о животных, по характеру отношения к изображаемому - юмористические и сатирические.
К жанру сказки в своём творчестве Салтыков-Щедрин обращался дважлы: 1-й раз – в 1869 г., 2-й раз – в 80-е годы. У сказок разные адресаты и проблематика. Всего у Салтыкова-Щедрина 32 сказки. В 1869.г. на страницах журнала “Отечественные записки” Щедрин приступил к публикации цикла “Для детей”. Начало сказочному циклу положили
- “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”.
- “Пропала совесть”.
- “Дикий помещик”.
Эти три произведения писатель сопроводил заявлением: “Автор настоящих рассказов предполагает издать книжку для детского чтения…”. Однако они вышли за границы детской тематики, и Щедрин решил, что большие возможности для художественного решения общественных вопросов даёт жанр сатирической сказки.
В последнее десятилетие своей жизни (1882-1886 гг.) Салтыков-Щедрин написал 29 сказок, объединив их в книгу “Сказки для детей изрядного возраста”. Расцвет жанра сказки не случайно приходится у Щедрина на 80-е годы. Именно в этот период политической реакции в России сатирику приходилось выискивать форму, наиболее удобную для обхода цензуры и вместе с тем наиболее близкую и понятную простому читателю. Адресат сказок, по определению автора - дети изрядного возраста, то есть те, кто сохранил наивные иллюзии и беззаботный детский взгляд на нелицеприятную действительность.
Цензор Лебедев, прочитав “Сказки” Щедрина, написал: “Намерение господина Салтыкова издать свои сказки отдельными брошюрами, стоящими не дороже 3-х копеек, а следовательно, для простого народа, более чем странно. То, что господин Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки - та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, более или менее направленная против общественного и политического нашего устройства…”.
Цензура запретила издание сказок, цель которых – пробудить народ, но они дошли до читателя.
III. Создание проблемной ситуации.
Прочитана ещё одна книга, состоялось знакомство с новыми героями, открылась интересная страничка русской классики - мир сказки Салтыкова-Щедрина.
Это и взгляд на нашу историю, и попытка осмыслить то, что происходило с людьми во 2-й половине ХIХ века. А для нас с вами - ещё одна возможность подумать, поразмышлять над теми проблемами, которые волновали автора и его героев и которые заставляют задуматься и нас, современных читателей.
IV. Работа в группах (исследование).
В основе сатирической фантазии итоговой книги Щедрина лежат народные сказки о животных. Заимствуя у народа готовые сказочные сюжеты и образы, писатель развивает в них сатирическое содержание, а фантастическая форма является надежным способом “эзопова” языка, понятного и доступного самым широким слоям русского общества.
Условно все сказки Салтыкова-Щедрина можно разделить на 4 группы:
1) сатира на правительственные круги и господствующее сословие;
2) сатира на либеральную интеллигенцию;
3) сказки о народе;
4) сказки, обличающие эгоистическую мораль и утверждающие христианские социалистические идеалы.
Общее задание: подобрать из самостоятельно прочитанных сказок одну, соответствующую названным группам, и исследовать ее.
Учащиеся предложили для исследования:
1 группа – “Медведь на воеводстве”.
2 группа – “Самоотверженный заяц”.
3 группа – “Карась – идеалист”.
4 группа – “Христова ночь”.
План анализа сказки.
1. Время создания сказки.
2. Основная тема сказки.
3. Художественное своеобразие сказки.
4. Особенности языка.
5. Значение сказки.
6. Создание иллюстрации к данной сказке.
7. Подбор эпиграфа к сатирическому произведению.
V. Итог исследования – выступление групп.
VI. Работа с эпиграфом к уроку и иллюстративным материалом к сказкам Салтыкова-Щедрина.
VII. Итог урока.
Сказки – это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. В них сплетается комическое и трагическое, сочетаются фантастика с реальностью, широко используется гипербола, гротеск, эзопов язык. В сказках, как и во всем творчестве М.Е. Салтыков-Щедрина, противостоят 2 социальные силы: трудовой народ, который выступает под масками беззащитных зверей и птиц, и эксплуататоры - в образе хищников. Автор вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Можно сказать, что и идейное содержание, и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях.
Сатирические сказки Салтыкова-Щедрина - особый жанр, вбирающий в себя
фольклорную традицию (зачины, присказки, поговорки, постоянные эпитеты) и авторские приёмы сатирического письма (памфлетность, “вечность” тематики, современные аналогии, смешение реального и фантастического, ирония, абсурд, “говорящая” символика, аллегоричность). Сатирическая сказка, близкая к басне, анекдоту, притче, легенде, явилась для Щедрина “гибким “жанром, ориентированным на самую широкую читательскую аудиторию и укорененным в отечественной словесной культуре.
Салтыкова-Щедрина трудно назвать сказочником: слишком горькие выводы делал он, размышляя над жизнью России второй половины XIX века. Но чем пристальнее вглядывался писатель в окружавшую его действительность, тем яснее различал опутавшие ее сети “небывальщины”. Неслыханная жестокость политического режима, чудовищное бесправие народа действительно граничили с фантастикой. Все это способствовало обращению Салтыкова-Щедрина к жанру сказки. Возможно, в маленьких шедеврах писателя нет правдоподобия, зато есть правда. Каждая из сказок - законченное и совершенное произведение.
- Каким литературным традициям следовал Салтыков-Щедрин, создавая сказки?
(Пушкинские традиции: “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка о царе Салтане”; басни Крылова - “эзопов” язык; можно сопоставить с произведениями Некрасова “Размышления у парадного подъезда”, “Железная дорога”: оба автора стремились пробудить народное самосознание и с горечью говорили о долготерпении народа).
- Назовите специфические особенности сказок Салтыкова-Щедрина.
(Писатель удивительно тонко сумел воссоздать духовный облик народного сказителя, воплотив в нем то свойство русского национального характера, которое Пушкин определил как “весёлое лукавство ума и живописный способ выражаться”. И лексика, и фразеология, и интонационный рисунок сказок Щедрина воспроизводят говор народного сказитедя).
- Что общего и отличительного в народных и щедринских сказках, сказках нового времени?
Сказки нового времени, как и народные, говорят о вечных проблемах, волнующих человека в любую эпоху: о жизни и смерти, любви и ненависти, благородстве и подлости, добре и зле. Правда, в сказках XIX и XX веков печального больше, чем радостного.
Слишком много страданий пришлось пережить людям. Пошатнулась их вера в “сбывшиеся сказки”. Однако обращение к любимому всеми жанру свидетельствует о стремлении писателей вылечить “болезни общества”, спасти человеческие души, вернуть им надежду на справедливость и счастье. Такая позиция близка и великому русскому сатирику М. Салтыкову-Щедрину.
Tестовые задания по творчеству
М.Е. Салтыкова – Щедрина
I уровень.
1. Какая из приведенных ниже сказок не принадлежит М.Е. Салтыкову-Щедрину?
а) «Карась-идеалист»
б) «Премудрый пискарь»
в) «Три медведя»
г) «Медведь на воеводстве»
2. Из какой сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина приведен следующий отрывок: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был..., жил, и, на свет глядючи, радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот... глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое»?
а) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
б) «Премудрый пискарь»
в) «Дикий помещик»
г) «Медведь на воеводстве»
3. Не является произведением М.Е. Салтыкова-Щедрина:
а) «Пошехонская старина»
б) «Богатырь»
в) «Обрыв»
г) «Господа Головлевы»
4. Найдите ошибку в названии сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина:
а) «Орел на воеводстве»
б) «Ворон-челобитчик»
в) «Карась-идеалист»
г) «Самоотверженный заяц»
5. Из каких сказок Салтыкова-Щедрина приведены отрывки:
а) «Служили [они] в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности»
б) «И вдруг он исчез. Что тут случилось! – Щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб или сам своей смертью умер и всплыл на поверхность, - свидетелей ему не было. Скорее всего – сам умер...»
в) «Прошла слава про Богатыря по всей земле. И свои, и чужие, и други, и супостаты не надивятся на него: свои боятся вообще потому, что ежели не бояться, то каким же образом жить?»
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
«Богатырь»
«Премудрый пискарь»
6. Подберите из правого столбика недостающие слова таким образом, чтобы названия сказок Салтыкова-Щедрина были восстановлены:
7. Главным «оружием» писателя является:
а) реальное изображение действительности
в) яркое изображение характеров
г) революционность
8. М.Е. Салтыков-Щедрин использовал в своем творчестве жанр сказки, прежде всего, потому, что:
а) стремился приблизить литературу к народу
б) очерк, фельетон, рассказ исчерпали свои возможности
в) сказка – аллегорический жанр, позволяющий в сжатой, лаконичной форме поставить и решить самые сложные, а порой и запретные проблемы
г) герои народных сказок привлекали своей удачливостью и неуязвимостью
9. В сказке «Медведь на воеводстве» беспощадно критикуется:
а) чиновничество
б) аристократия
в) интеллигенция
г) самодержавие
10. Какой прием использован писателем в следующем эпизоде («Дикий помещик»)?
«И вот он одичал. Хоть в это время наступила уже осень и морозцы стояли порядочные, но он не чувствовал даже холода. Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел.»
а) метафора
б) аллегория
в) гротеск
г) гипербола
II уровень.
Кто из сказочных персонажей «жил – дрожал и умирал – дрожал»?
Кому из литературных героев принадлежит высказывание: «Смотри, сынок, коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!»?
Назовите основные темы сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Назовите подзаголовок сборника сказок Салтыкова-Щедрина.
О каком произведении идет речь: это «история, содержанием которой является беспрерывный испуг», история, которая сводится к тому, что «градоначальники секут, а обыватели трепещут»?
III уровень.
Напишите развернутый ответ на выбранный вами вопрос.
Какие художественные приемы наиболее часто использовал М.Е. Салтыков-Щедрин в своих сказках?
На примере «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» покажите, как комическое выявляет идеал автора.
Чем можно объяснить обращение Щедрина к жанру сказки? Какие возможности перед ним как художником открывал этот жанр?
Что сближает сказки Щедрина со сказками народными и в чем их отличие?
Какой важный нравственный урок содержит сказка «Премудрый пискарь»?
1в; 2в; 3в; 4а;
5 а – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
б – «Премудрый пискарь»
в – «Богатырь»
6 а – «Медведь на воеводстве»
б – «Орел-меценат»
в – «Карась-идеалист»
г – «Ворон-челобитчик»
д – «Самоотверженный заяц»
7б; 8в; 9г; 10в.
М.Е.Салтыков-Щедрин
Тестовая проверочная работа по творчеству писателя
Сатира – это:
Один из видов комического, скрытая насмешка, основанная на том, что слово или выражение употребляется в значении, противоположном общепринятому.
Один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка.
Один из видов комического, изображение каких-либо недостатков, пороков человека или общества.
Гипербола – это:
Один из тропов, художественное преувеличение, суть которого заключается в усилении каких-либо качеств.
Один из тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобном художественном преуменьшении.
Один из тропов, заключающийся в сопоставлении предметов или явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим.
Эзопов язык – это:
Художественное преувеличение.
Иносказание.
Художественное сравнение.
Язык древних греков.
Гротеск – это:
Художественный прием намеренного искажения чего-либо, причудливого соединения фантастического с жизнеподобным.
Один из тропов: художественное преувеличение.
Один из видов комического: едкая, злая, издевательская насмешка.
То же, что ирония.
Из каких сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина приведены отрывки:
«Служили (они) в какой-то регистратуре, там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».
«В некоторм царстве, в некотором государстве жил-был …, жил и, на свет глядючи, радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот … глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое».
«И вдруг он исчез. Что тут случилось! – Щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб или сам своей смертьюумер и всплыл на поверхность, — свидетелей ему не было. Скорее всего – сам умер…»
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» —
«Дикий помещик» -
«Премудрый пискарь»
—
Подберите из правого столбика недостающие слова таким образом, чтобы названия сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина были восстановлены:
« … на воеводстве» орел ___
« …-меценат» медведь ___
« …-идеалист» заяц ___
« …-челобитчик» карась ___
«Самоотверженный …» ворон ___
Обрывок какой газеты читали на необитаемом острове генералы в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»:
«Петербургские ведомости»
«Правда»
«Московские ведомости»
«Московские новости»
Какой сон два раза видит центральный персонаж сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»?
Выиграл 200 тысяч рублей.
Стал свободным и счастливым.
Стал очень больным.
Стал мудрым.
Кто подвергся осмеянию в сказке «Премудрый пискарь»?
правительство
революционные демократы
обыватели
либералы
О ком писал Салтыков-Щедрин: «Если бывместо слова «ограничен» было бы поставлено слово «дурак», то рецензент, наверное, не нашел бы ничего неестественного…»
Угрюм-Бурчеев
Грустилов
Фердыщенко
Брудастый
Каждый образ градоначальника является обобщенным образом своей эпохи, общественного устроения. Казарменный идеал кого из градоначальников вбирает в себя наиболее яркие приметы реакционных политических режимов разных стран и эпох:
Бородавкин
Грустилов
Угрюм-Бурчеев
Брудатый
М.Е. Салтыков-Щедрин в «Истории одного города» доказывает враждебность государственной власти народу. Покорность народа в произведении наиболее ярко проявляется:
в психологическом изображении личности крестьянина
в изображении массовых сцен
в изображении сцен народных бунтов
Перу Салтыкова-Щедрина не принадлежат:
«Пошехонская старина»
«Господа Головлевы»
«История одного города»
«Накануне»
Главным «оружием» писателя является:
реальной изображение действительности
яркое изображение характеров
революционность
Ключ к тесту
5 — «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» —
«Дикий помещик » — -
«Премудрый пискарь» -
За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум – 3 балла.
6 — орел _2 __
медведь _1 __
заяц _5 __
карась _3 __
ворон _4 __
За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум – 5 баллов
Всего баллов за тест – 20 (максимум).