Тема: Вопросы чести и долга в повести Капитанская дочь. Тема: Вопросы чести и долга в повести Капитанская дочь Проблема чести в капитанской дочке план

В повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" изображены не только исторические события, но и жизнь обычных людей в сложившихся обстоятельствах и условиях пугачевского бунта. Жизненные испытания раскрывают в героях повести самые разные черты их характеров. Поэтому, одной из основных тем произведения Пушкина является проблема чести и долга.

Один из центральных персонажей повести – Петр Гринев. Он родился в дворянской семье и получил воспитание, соответствующее его происхождению. По совету отца, молодой человек старается жить по чести и по совести. А события Пугачевского бунта научили его осознавать, что такое воинский долг и верность присяге.

Главные испытания в жизни Гринева начинаются в день взятия крепости Пугачевым, который назвался законным царем Петром Третьим, и потребовал, чтобы все защитники крепости принесли ему присягу на верность. Но, для многих честь оказалась дороже собственной жизни, например, комендант крепости капитан Миронов до конца сражается с пугачевцами и честно выполняет свой долг, оставаясь верным данной им присяге.

Многие защитники крепости предпочли умереть, чем сдаться на милость восставших. Так же поступил и Гринев, отказавшись присягнуть Пугачеву. Несмотря на отказ, он был помилован потому, что задолго до бунта судьба свела Гринева с будущим предводителем восстания, и Пугачев не забыл пожалованный ему заячий тулуп. Но, и после помилования, приняв помощь и покровительство Пугачева, Гринев не изменил своим принципам – он отказался служить Пугачеву. Для него осквернение дворянской и офицерской чести и нарушение воинской присяги было гораздо хуже смерти, и недаром он говорит Пугачеву: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». И Пугачев, выслушав Петра Гринева, отпустил его. Я считаю, что это было сделано не только из чувства благодарности за старую услугу. Я думаю, Пугачев проникся уважением к Петру, увидел в Гриневе человека чести и высоких моральных принципов, человека, который сохраняет благородство души в любой жизненной ситуации.

Полная противоположность Гринева – Швабрин. Это образованный молодой человек, дворянин и офицер. Но, он при первой же возможности переходит на сторону Пугачева. Для него чужды понятия чести и долга, он старается спасти свою жизнь любой ценой. И ради своих личных целей Швабрин готов совершить любой бесчестный поступок. Он изменяет присяге, пользуясь силой, пытается принудить Машу Миронову к замужеству, и, даже после разгрома восставших, будучи арестованным, клевещет на Гринева.

Еще одним примером чести может служить Маша Миронова, дочь коменданта крепости капитана Миронова. Как и ее отец, она готова скорее умереть, чем совершить поступок, противоречащий совести и ее нравственным убеждениям. В ситуациях, когда речь идет о чести, достоинстве и справедливости, она, не колеблясь, выбирает их.

Характерна и встреча Маши Мироновой с императрицей. Осознавая несправедливость наказания Петра Гринева, и оставаясь верной своему долгу, девушка решается на поездку в Петербург, где встречается с дамой, оказавшейся впоследствии императрицей, которой рассказывает всю историю и просит о помиловании своего жениха. Помилование Петра Гринева становится еще одним доказательством того, что в обществе, живущем по законам чести и долга, легче добиться справедливости.

В переломные для общества моменты истории, каким стал пугачевский бунт, ярко проявляются человеческие качества, показывая благородство одних и подлость других людей, заставляя их действовать сообразно своему пониманию нравственных принципов. Именно поэтому, в повести А.С. Пушкина проблема чести и долга является центральной.

Проблема чести и долга. Основной проблемой повести является проблема чести и долга. Не случайно эпиграфом к повести служит народная пословица: «Береги платье снову, а честь смолоду».

В повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин воссоздал историю Пугачевского бунта в форме записок участника событий, офицера екатерининской армии Петра Гринева.

Для отца Петра Гринева - Андрея Петровича Гринева, представителя старого служивого дворянства, понятие чести - это прежде всего честь офицера и дворянина. «Служи верно, кому присягнешь. Слушайся начальников…», - так наставляет отец сына. Под стать Гриневу-отцу и комендант Белогорской крепости Миронов, который отказывается присягнуть Пугачеву: «Ты мне не государь. Ты вор и самозванец». Он понимает, что #го повесят, но даже под страхом смерти не нарушает присягу. Иван Кузьмич выполнил свой долг, до последней минуты обороняя крепость и не боясь смерти: «Умирать так умирать: дело служивое». Для Гринева-отца смерть тоже не страшна, а страшна потеря чести: «Не казнь страшна… Но дворянину изменить своей присяге…» Долг офицера он видит в служении Отечеству, а не в дуэлях и прожигании денег в столице, поэтому и отправляет сына Петра служить в Белогорскую крепость.

Петр Гринев - представитель уже другого поколения, поэтому и понятие о чести у него несколько другое. Он расширяет это понятие до общечеловеческого и гражданского значения. Петр вступает в борьбу за честь Маши Мироновой; дерется на дуэли, зная, что они запрещены. Он ставит человеческую честь выше офицерской. Гринев признает героические качества вождя восстания, но это не значит, что он может нарушить присягу: «Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Он пойдет против Пугачева: долг офицера повелевает сражаться против самозванца, вора и убийцы. Чувство долга стоит выше личных интересов.

Совсем другой человек Алексей Иванович Швабрин - бывший гвардейский офицер, переведенный служить в Белогорскую крепость за убийство. Он изменяет присяге и переходит на службу к Пугачеву, хотя глубоко презирает и народ, и самого вождя. Для него не существует понятий «честь», «долг», «присяга», ему важно спасти жизнь любым способом. Швабрин изменяет долгу офицера. Да и за Машей Мироновой он ухаживает из-за скуки гарнизонной жизни. Отвергнутый, он полон мести и всеми способами старается очернить Машу.

Гринев, общаясь с Пугачевым, понимает, что перед ним не просто бунтовщик, а человек со своими принципами, с чувством долга и чести. «Долг платежом красен», - говорит Пугачев. Оцепив доброту и смелость Гринева, самозванец не может повесить его. «Казнить - так казнить, жаловать - так жаловать». Он не видит в Гриневе врага. Впоследствии Пугачев поможет Петру и накажет Швабрина.

Для нас, как и для А. С. Пушкина, восстание под предводительством Пугачева - история. Но извечным остается выбор: честь или бесчестие, долг или безответственность.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 85 имени Героя РФ Г.П. Лячина

Дзержинского района Волгограда»

Методическая разработка урока литературы в 8 классе

Тема:

«Проблема чести, достоинства и нравственного выбора в повести

А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Гринев и Швабрин»

Разработала:

Учитель русского языка и литературы

Стретельникова Светлана Геннадьевна

Цель: проследить по тексту путь духовного становления Гринева; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, благородство, чувство чести и собственного достоинства,

развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.

Оборудование: учебники, тетради учащихся, записи на доске, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Методические приемы: слово учителя, работа с текстом: сжатый пересказ, аналитическая беседа, сравнительная характеристика, выразительное чтение эпизодов.

Ход урока:

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Эпиграфы урока: Береги честь смолоду.

Русская пословица.

Честь - это внешняя совесть, а

совесть - это внутренняя честь.

А. Шопенгауэр

Честь - это совесть, но совесть болезненно

чуткая. Это уважение к самому себе и к

достоинству собственной жизни, доведенное

до крайней степени чистоты и до величайшей

страстности.

А. Виньи

1. Вступительное слово учителя.

В своей повести «Капитанская дочка» автор размышляет о бесправии закабаленного крестьянства, о восстании, грозящем дворянскому государству, о судьбах России, о ее настоящем и будущем.

Но раздумья писателя касались не только исторического прошлого и настоящего страны, но и сложных нравственных вопросов. Вопросов свободы и независимости, чести, нравственного долга. И сегодня мы будем с вами говорить об этом. Запишите в тетради тему урока. Зачитаем эпиграфы нашего урока и подумаем над их смыслом. В конце урока мы постараемся составить кодекс чести главного героя произведения.

Итак, Пушкин проводит своих героев через испытания и трудности. Обратимся к главному герою повести Петру Гриневу, вспомним отдельные эпизоды его жизни. Обратите внимание на иллюстрации во время показа презентации к нашему уроку. Они помогут вам увидеть ту эпоху, в которой жили герои. Посмотрите на форму, которую носили в 18 веке, так выглядел офицер царской армии.

Всмотритесь в юного Петрушу Гринева. На экран проецируется слайд.

Расскажите о жизни Петруши в родительском доме.

Кто же оказал большое влияние на Петрушу? Найдите в тексте суждения отца Петруши о том, что сын его должен служить.

Вывод: Действительно, главные уроки жизни Гринев получил не от француза и даже не от Савельича, а от своего отца Андрея Петровича. Правда для старика- Гринева - это прежде всего честное служение своему Отечеству, верность императрице, тому, «кому присягаешь». Наставляя сына, он предостерегает его от корыстолюбия и карьеризма.

Что мы можем сказать о матери Гринева? (ответ ученика)

Вывод: Действительно, о ней сказано немного, но ее влияние скажется потом, когда станет раскрываться характер Петра. Доброта матери и весь быт семьи Гриневых развили в Петруше мягкость, совестливость.

И ведь доброе отношение к крепостному слуге - это результат воспитания, полученного дома.

Нельзя сказать, что Петруша вначале полностью усвоил взгляд отца на военную службу, в голове его была невероятная путаница.

Как представлялась военная служба юному Петруше?

Второй этап формирования Гринева начинается с момента отъезда его из родного дома. Вспоминаем, что первый удар мечтам наносит отец, решая Петрушу отправить в Армию и не в Петербург, а в Оренбург. Мечта о веселой и беззаботной жизни военного исчезает после пирушки с Зуриным.

Что же произошло?

Чем заканчивается эта история?

Какой урок преподал ему Зурин?

Какое разочарование ждет Гринева в Белогорской крепости?

Каким предстает перед нами русское семейство Мироновых?

Вывод: Вспомните строки из повести, где автор пишет: «Другого общества в крепости не было, но я другого и не желал». Уклад жизни Мироновых был очень близок семье Гриневых.

Как проявил себя Петруша в ссоре со Швабриным? Почему он согласился на дуэль, хотя дуэли были запрещены?

Как ведут себя оба противника во время поединка? Как был ранен Гринев?

Вывод: Швабрин воспользовался тем, что Гринева отвлек призыв Савельича, и нанес ему подлый удар. Это могло стоить Петруше жизни. Но ведь герой еще мало знает людей. Он думал, что Швабрин будет вести себя по правилам дуэли, также честно, как и сам Гринев. Возможно, это тоже урок - не быть слишком доверчивым.

Что защищал Гринев на дуэли? Какие его качества проявились в истории с дуэлью?

Вывод: Он защищал честь и достоинство свои и своей любимой. Он проявил благородство, не упомянув имя Маши. Василисе Егоровне Гринев, не называя истинных причин, объяснил, что они со Швабриным поссорились «за песенку». Гринев действовал храбро и мужественно, ведь Швабрин был старше и опытнее его, в том числе и в умении драться на шпагах.

Почему Гринев помирился со Швабриным?

Из текста: «Я был слишком счастлив, чтобы хранить в сердце чувство неприязненное». Гринев решил, что Швабрин искренне раскаялся, считал, что тот клеветал из чувства «оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви», и «великодушно» простил своего «несчастного соперника».

Почему отец Гринева отказал сыну в благословении на брак с Машей Мироновой?

Как Гринев-отец узнал о похождениях сына?

Работа по главе «Приступ»:

Какие чувства испытывают и как себя ведут перед боем с пугачевцами герои: Гринев, капитан Миронов, Василиса Егоровна, Маша?

Какие черты характера капитана Миронова раскрывает сцена его гибели?

(Бескорыстие, честность, верность присяге, государыне-императрице. Он жил честно, скромно, и смерть свою встретил так же достойно. Последние слова капитана: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышишь ты!»)

Как описан Швабрин в сцене казни? Какова роль этого описания?

(Швабрин описан несколькими точными штрихами: он успел не только переметнуться на сторону Пугачева, но и обстричься «в кружок» и одеться в казацкий кафтан. Кроме того, он успел что-то шепнуть Пугачеву, после чего Гринева поволокли на виселицу.)

В чем причина чудесного спасения Гринева?

Какие события особенно сильно повлияли на формирование духовного мира героя?

Что значит честь для Маши Мироновой? Какие черты характера проявляются в Маше в истории ее любви к Гриневу?

Вывод: Многое в ее поступках объясняется тем, что она - дочь Мироновых.

А что значит честь для семейства Мироновых?

Вывод: Действительно, скромно и честно жил Иван Кузьмич. И смерть свою встретил также достойно. И Василиса Егоровна до последнего момента была рядом с мужем.

Какие последние слова произносит Василиса Егоровна перед смертью? Найдите эти строчки в тексте.

Как произошло, что Гринева схватили мятежники? Какие качества проявил в этой ситуации Гринев?

Вывод: Гринев любит Савельича, как отца родного. Хотя они и стоят на разных социальных ступенях, их отношения ближе родственных: барин и слуга ссорятся, мирятся, дядька ворчит, денег барину не дает. Гриневское «мой Севельич» менее всего означает мой крепостной.

А есть ли представления о чести у Швабрина?

Что важно для формирования личности человека?

Вывод: Все мы родом из детства. И потому очень важно, в какой семье воспитывался человек. Во многом родители являются примером для своих детей. Кем были его учителя, друзья?

Для Пушкина в повести правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы приподняться над «жестоким веком», сохранив в себе человеческое достоинство и уважение к жизни других людей.

Попробуем составить кодекс чести Петра Гринева.

Ребята поочередно перечисляют качества главного героя. В подтверждение их слов, в дополнение к сказанному на экран проецируется слайд

Кодекс чести П. Гринева:

Бесхитростность, честность и искренность

Простодушие

Гуманное отношение к крепостному Савельичу

Великодушие

Бескорыстие в дружбе и любви

Благородство и доброта

Готовность защитить честь любимого человека вплоть до самопожертвования

Мужество

Верность воинской присяге и долгу

Верность данному слову

Чувство собственного достоинства

В. И Даль в своем словаре так определяет слово «честь» (записываем в тетради:

«Честь» - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть).

Как вы думаете, «честь» - качество сугубо дворянское или общечеловеческое? Докажите это.

Вывод: В нашем современном мире, в котором мы живем, к сожалению, эти понятия утратили ценность, стали почему-то несовременными. Но ведь если не лукавить, хотелось ли вам, мальчики, иметь такого надежного друга, как Петр Гринев, надежного и честного.

А девушки, я уверена, мечтают иметь в будущем такого мужу и отца своим детям.

Кого вы сегодня можете назвать честным, благородным человеком?

Вывод: Сегодня на уроке мы доказали с вами, что «честь» - качество не только сугубо дворянское, но и общечеловеческое.

Домашнее задание: 1. Перечитать главы 8 - 12.

2. Найти в произведении все эпизоды, в которых появляется Пугачев.

Сопоставить его портреты в главах «Вожатый», «Приступ»,

Проблема чести и долга в романе Пушкина Капитанская дочка

(1 вариант)

Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» – историческое произведение. Однако его главные герои – вымышленные автором персонажи. А.С. Пушкин ведет повествование о Пугачеве, народном бунте и Екатерине II от лица Петра Андреевича Гринева, офицера далекой Белогорской крепости.

Почему так важна история Гринева? С ее помощью автор решает важнейшие нравственные проблемы, такие, как проблема чести и долга. Ведь не случайно эпиграфом к роману стала народная пословица «Береги честь смолоду».

Принципы чести и долга воплощает отец Гринева, считающий, что служба не в том, чтобы угождать начальству и повесничать в гвардии. Так же считает его старинный друг, генерал из Оренбурга, куда прислали служить Петра Гринева. Такими же «добрыми и честными» людьми были капитан Миронов, поручик Иван Игнатьич, прошедшие войны с турками и шведами, служившие верой и правдой. Отказавшись присягнуть самозванцу, они погибают на виселице, оставшись верными присяге и воинскому долгу.

По какому пути пойдет Гринев? По легкомыслию он поддается влиянию Зурина, пьет с ним и играет в карты. Он верит, что в этом заключается солдатская доблесть: «надобно к службе привыкать». Но это чувство ложной чести. Не в распутных гулянках и не в дуэлях честь офицера, и вскоре Гринев в этом убедится.

Единственный из офицеров крепости, Швабрин, перейдет на сторону пугачевцев, нарушив присягу. Швабрин посадит Марью Ивановну под замок, на хлеб и воду, угрозами заставляя ее стать его женой. После разгрома восстания он донесет на Гринева, обвинив его в том, что он пугачевский шпион. Это доказывает, что люди без чести и совести, подобные Швабрину, не способны на благородные поступки. И достоинство Гринева в том, что в сложных жизненных испытаниях он сумел остаться верным своему чувству долга, «чести и совести христианской», своей любви.

(2 вариант)

Честь и долг – это понятия одинаково важные для молодого человека, вступающего в жизнь.

В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» одним из главных героев является Петр Гринев, недоросль, вступивший на путь военной службы. После беспечного детства единственный сын любящих родителей не сразу понимает, что такое долг офицера и честь дворянина. Завет отца служить верно, кому присягнешь, беречь честь смолоду Гринев осознает далеко не сразу.

Первое, что он делает, оказавшись «на воле», это учится играть в бильярд и пить в компании офицера Зурина, который уверяет его, что так «надобно» для будущей службы.

Любовь научила Гринева защищать честь любимой девушки, когда ее оклеветал Швабрин.

События Пугачевского бунта научили его осознавать, что такое воинский долг и верность присяге. Поэтому он готов предпочесть «самую лютую казнь такому подлому унижению», но не целовать руку самозванцу. «Признать бродягу государем» казалось Гриневу «малодушием непростительным». В ответ на посулы Пугачева произвести его в князья, Гринев «отвечал с твердостию»: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Такая искренность и прямота даже у Пугачева вызывают уважение.

Гринев служит, как и прежде, находясь на осадном положении в Оренбурге. И вдруг ему передают письмо от Марьи Ивановны, где она просит о помощи. Нравственный выбор Гринева между любовью и долгом решается им в пользу любви, ведь генерал отказывает Гриневу в разрешении отбить у повстанцев Белогорскую крепость. Да, Гринев нарушает свой долг офицера, самовольно оставляя Оренбург – место службы. Но его можно понять, ведь оставив Машу на произвол Швабрина, он навсегда запятнает свою честь позором. Честь любимой девушки и честь дворянина в этой ситуации для Гринева выше долга. И как только позволили обстоятельства, Гринев возвращается на службу: «я чувствовал, что долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы». Ложные обвинения, возведенные Швабриным, не пугают героя: «совесть моя была чиста; я суда не боялся». Герой не может оправдаться, так как мысль впутать Марью Ивановну «между гнусными изветами злодеев» кажется ему ужасающей. Его благородство только осложняет его положение, но честь любимой девушки обязывает Гринева принять на себя несуществующую вину.

Гринев при любых обстоятельствах остается человеком чести и долга, благородным и искренним, и получает в финале романа достойное вознаграждение: полное оправдание и любовь той, ради которой он рисковал жизнью.

План
Введение
Честь и долг - важные понятия для человека, вступающего в жизнь.
Основная часть
Понятие «долг и честь» Гринев понимает не сразу.
Любовь научила героя защищать честь любимой девушки.
Пугачевское восстание научило Гринева осознать, что такое воинский долг.
Нравственный выбор Гринева между любовью и воинским долгом:
а) Гринев нарушает долг офицера;
б) честь любимой девушки и честь офицера выше
долга;
в) ложные обвинения Швабрина не пугают Гринева;
г) благородство Гринева осложняет его положение.
Заключение
Гринев при любых обстоятельствах остается человеком долга.
Честь и долг - это понятия одинаково важные для молодого человека, вступающего в жизнь.
В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» одним из главных героев является Петр Гринев, недоросль, вступивший-на путь военной службы. После беспечного детства
единственный сын любящих родителей не сразу понимает, что такое долг офицера и честь дворянина. Завет отца служить верно, кому присягнешь, беречь честь смолоду Гринев осознает далеко не сразу.
Первое, что он делает, оказавшись «на воле», это учится играть в бильярд и пить в компании офицера Зурина, который уверяет его, что так «надобно» для будущей службы.
Любовь научила Гринева защищать честь любимой девушки, когда ее оклеветал Швабрин.
События Пугачевского бунта научили его осознавать, что такое воинский долг и верность присяге. Поэтому он готов предпочесть «самую лютую казнь такому подлому унижению», но не целовать руку самозванцу. «Признать бродягу государем» казалось Гриневу «малодушием непростительным». В ответ на посулы Пугачева произвести его в князья, Гринев «отвечал с твердостию»: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Такая искренность и прямота даже у Пугачева вызывают уважение.
Гринев служит, как и прежде, находясь на осадном положении в Оренбурге. И вдруг ему передают письмо от Марьи Ивановны, где она просит о помощи. Нравственный выбор Гринева между любовью и долгом решается им в пользу любви, ведь генерал отказывает Гриневу в разрешении отбить у повстанцев Белогорскую крепость. Да, Гринев нарушает свой долг офицера, самовольно оставляя Оренбург - место службы. Но его можно понять, ведь оставив Машу на произвол Швабрина, он навсегда запятнает свою честь позором. Честь любимой девушки и честь дворянина в этой ситуации для Гринева выше долга. И как только позволили обстоятельства, Гринев возвращается на службу: «я чувствовал, что долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы». Ложные обвинения, возведенные Швабриным, не пугают героя: «совесть моя была чиста; я суда не боялся». Герой не может оправдаться, так как мысль впутать Марью
Ивановну «между гнусными изветами злодеев» кажется ему ужасающей. Его благородство только осложняет его положение, но честь любимой девушки обязывает Гринева принять на себя несуществующую вину.
Гринев при любых обстоятельствах остается человеком чести и долга, благородным и искренним, и получает в финале романа достойное вознаграждение: полное оправдание и любовь той, ради которой он рисковал жизнью.