Тема ума в комедии «Горе от ума. Вечные вопросы в комедии а

Основной идеей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» является противопоставление крепостническому строю прогрессивных революционных идей декабристов. Но проблемы, затронутые в произведении, намного шире, глубже и многостороннее. Они касаются нравственного, духовного развития общества, моральных, общечеловеческих ценностей.

Уже само название пьесы - «Горе от ума» - говорит о том, что в ней важная роль отведена вопросу «ума», или учения, знания, образования. Этой темы, так или иначе, касаются все персонажи. Размышляя о том, что есть ум, что разумно, что истинно, автор показывает две точки зрения: Чацкого, для которого высшая ценность - «ум, алчущий познаний», и Фамусова, придерживающегося мнения, что «ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений». Подлинному уму фамусовское общество стремится противопоставить другие ценности: Фамусов - устои крепостнического дворянства, Софья - сентиментальную чувствительность, - заветы служебной иерархии, - железную дисциплину. При этом все они пускаются в рассуждения об уме, восхваляют его как благонравие, как «умение жить».

Представители дворянской среды искренне считают себя умными, то есть именно «умеющими правильно жить»: «Не то на серебре, на золоте едал», - заявляет один, «мне только бы достал ось в генералы», - мечтает другой, «барон фон Клотц в министры метил, а я к нему в зятья », - хвалится третий. Любой действительно здравомыслящий человек сразу понимает, насколько смешными являются подобные заявления, насколько далеко фамусовское общество от настаю щей образованности. Молодое поколение в кругу Фамусова получает такое воспитание, при котором заранее исключается возможность истинного просвещения: «Чтоб наших дочерей учить всему - и типцам! и пению! и нежностям! и вздохам». Ведь основное в этом обществе - «балы, обеды, карты, сплетни». Тут нет места настоящему уму и высокой культуре.

Чацкому же, единственному умному человеку среди всех этих глупцов, неприемлемы и чужды их взгляды. Он смеется над Фамусовым и его окружением, разоблачает их жизнь и нравы. Он обличает тех, кто без зазрения совести меняет верных слуг на «борзые три собаки», обрушивает свой гнев на того «любителя» искусства, которой «на крепостной балет согнал на многих фурах от матерей, отцов отторженных детей», а затем распродал их поодиночке.

За плечами Чацкого большой жизненный опыт. Несмотря на молодые годы, он уже занимался литературной работой, состоял на военной службе, имел связи с министрами, три года провел за границей, что обогатило его разум новыми впечатлениями, значительно расширило его кругозор. К каждому делу, которым занимался герой, он относился со всей серьезностью и ответственностью - потому II нем чувствуется любовь к родине, к своему народу, вынесенные из поенной службы. Но порядки в современной ему армии не удовлетворяли Чацкого. Он, имеющий высокое чувство личного и национального достоинства, независимость взглядов и суждений, не признает чинопочитания и угодничества, распространенных не только в военной среде, но и во всем московском обществе того времени. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», - вот основной принцип грибоедовского героя. Он считает, что только ум, человечность, прямота - качества, достойные настоящего человека.

В фамусовском же обществе все наоборот. Все его представители - невежественные, ограниченные люди, бездумно следующие устаревшим принципам и взглядам. Они - настоящие враги просвещения и образования, науки и культуры. Скудость духа и умение удачно устраиваться в жизни, нетерпимость ко всему новому и непривычному - основные черты этих людей. Их жизнь основана на морали «покорности и страха», на пресмыкательстве перед сильными мира сего и на угнетении и унижении слабых. Это настоящее сборище ханжей, « знатных негодяев », мелких подлецов и отъявленных мошенников, объединенных круговой порукой, непримиримой враждой к «свободной жизни», культуре и просвещению, к малейшему проявлению независимой мысли и свободного чувства. В этом мире без тени смущения меняют крепостных на борзых собак, любы-ми средствами добывают почести и богатства, «разливаются в пирах и мотовстве», живут по заветам и преданьям «минувшего века», когда идеалом человека считался удачливый вельможа, достигший «степеней известных» благодаря своему унизительному раболепству и шутовству. Фамусовское общество чуждо национальной культуре, русским обычаям, преклонение перед иностранным стало здесь модой, в этом мире готовы обменять «и нравы, и язык, и старину святую, и величавую одежду на другую по шутовскому образцу».

В подобном обществе все светлое и чистое обречено на гибель или изгнание. Здесь нет места искренним чувствам и естественным человеческим отношениям.

Не случайно автор вводит в свое произведение историю «любовного треугольника» Чацкого, Софьи и Молчалина. В отношении к самому возвышенному чувству - чувству любви раскрывается истинная натура человека, его духовный мир. Отношение Чацкого к Софье глубоко и серьезно. Он по-настоящему любит и ценит девушку, хочет видеть ее своей женой. Тогда как Молчалив:, вся жизнь.-которого сосредоточена на стремлении «добиться степеней известных», в любви видит одно из средств для достижения собственной цели. Сама Софья значительно выделяется из фамусовского общества: она намного умнее остальных, отличается независимостью поведения, ценит в людях ум, доброту, скромность, чистоту души. Именно потому ее и заметил и полюбил Чацкий. Но, несмотря на свои положительные качества, Софья все-таки принадлежит к московскому дворянскому обществу. И это общество с каждым годом все больше «подминает ее под себя», заставляя жить по его законам и принципам, разделять его взгляды и поддерживать его «приговоры». Так, она, не задумываясь, верит сплетням про сумасшествие героя и даже передает эти слухи другим.

Конечно, безумный, бездушный мир Фамусовых, Скалозубов и Молчалиных не способен понять и принять умного, образованного, чуткого, независимого в суждениях и поведении Чацкого. Лучшие человеческие качества и склонности делают героя в представлении окружающих сначала « чудаком », « странным человеком », а потом - просто безумцем.

Таким образом, А. С. Грибоедов поднимает в своей комедии важнейшие общечеловеческие вопросы: вопросы нравственности, морали, образования, воспитания; вопросы любви, чести, достоинства, благородства, искренности; вопросы истины, правды, человечности. Он разоблачает ничтожный мир фамусовского общества, которое характеризуется низким уровнем образованности и культуры, в котором отсутствуют высокие чувства, преобладают эгоистические интересы, угодничество, низкопоклонство, деспотичное отношение к крестьянам. Автор очень метко формулирует идеалы этого общества: «и награжденья брать и весело пожить». Но вместе с тем писатель показывает, что в русском обществе есть и люди, подобные Чацкому: умные, честные, благородные, искренние, независимые, решительные. И таких людей становится все больше. А значит, общество идет по пути прогресса.

Если домашнее задание на тему: » ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». (5) И. А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» так писал Идейный замысел комедия и её композиция. Замысел комедии «Горе от ума» возник у Грибоедова в то время, когда в России, в МОЖНО ЛИ СЧИТАТЬ ЧАЦКОГО ЛИШНИМ ЧЕЛОВЕКОМ? В первой трети XIX века в русской литературе складывается тип лишнего человека. Герои эти, среди Время: его герой и антигерой. "Горе от ума" как политическая комедия (продолжение) Итак, Чацкий - новый человек. Его идейные убеждения рождены 0 "Горе от ума" - сатирическая комедия Александра Сергеевича Грибоедова. В этой пьесе через столкновения характеров отражены важные явления общественной
  • Рейтинг сочинений

      Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в

      Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Роль частей речи в художественном произведении

  • Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Само название комедии «Горе от ума» знаменательно. Для просветителей, убеждённых во всемогуществе знаний, ум — синоним счастья. Но силам разума во все эпохи выпадали серьёзные испытания. Новые передовые идеи не всегда принимаются обществом, а носители этих идей часто объявляются сумасшедшими.

Не случайно, что к теме ума обращается и Грибоедов. Его комедия — это повествование о передовых идеях и реакции общества на них. Поначалу название пьесы «Горе уму», которое писатель потом заменит на «Горе от ума».

Ещё до приезда Чацкого в доме Фамусова витает идея безумия. Связана она с отрицательным отношением к образованию, просвещению. Фамусов прямо Софье говорит, что проку в чтении не видит. Каждый герой комедии выскажет своё мнение по поводу учёности. Но все они сойдутся в одном: «Ученье — вот чума». Вот так просто «фамусовская Москва» объяснит причину безумия Чацкого, не принимая его критику, высмеивания их образа жизни.

У каждого из героев комедии есть своё определение умного человека.

Для Фамусова умён тот, кто практичен. Чацкого он считает умным, но совсем неподходящей партией для своей дочери. А вот Скалозуб — это то, что надо: «И золотой мешок, и метит в генералы». Именно со Скалозубом Фамусов будет говорить об опасности таких умников в обществе, как Чацкий. Ведь Чацкий, по мнению Фамусова, не умеет использовать полученные знания: ни богатства, ни чинов знания не помогли ему добиться. У Фамусова даже есть идеал умного человека — Максим Петрович. Фамусов о нём говорит: «По-нашему смышлён». А вся смышлёность Максима Петровича заключалась в умении отважно жертвовать своим затылком в надежде на царское внимание. Благодаря этой своей «смышлёности», то есть умению «сгибаться вперегиб», прислужить, где надо, Максим Петрович и добился чинов и богатства.

У Молчалина, секретаря Фамусова, тоже своё представление об уме. Это — ум практический. У Молчалина есть мечта: стать каким-нибудь высоким чиновником или генералом. Ради этого он готов на многое. Не иметь своего мнения, показать, что способен выполнить любую работу, унижаться перед кем угодно, льстить всем подряд. Молчалин — человек без веры, без идей, без мыслей. У Молчалина своя программа действий. И он следует ей, не задумываясь, какими средствами можно достичь цели. Он — воплощение идеи Фамусова: «угождать всем людям без изъятья», жить, «как делали отцы». Да и Софью он любит «по должности».

Чацкий — полная противоположность Молчалина. Он умён, у него есть сердце, при этом он безукоризненно честен. Речь Чацкого метка и выразительна, полна иронии и негодования. Любовь его к Софье бескорыстная и честная. Герой — патриот, верящий в силы русского народа, его талантливость. Его раздражает подражание всему иностранному. Он хочет служить настоящему делу, а не унижаться ради чинов. Ум Чацкого — это ум передового человека. Но общество не принимает его взгляды, так как они противоречат укладу московского дворянства.

Софья — девушка неглупая. Ум её тоже практический. Ведь все знания о жизни она черпает из французских сентиментальных романов. Поэтому её возлюбленным становится Молчалин. Всё, как в романах: бедный юноша, которого полюбила девушка из знатной семьи.

В пьесе представлен ещё один тип ума — природный, житейский ум простолюдинки. Воплощён он в образе служанки Лизы. Это именно она говорит о Чацком, что он «чувствителен, и весел, и остёр». О Фамусове Лиза скажет, что «как все московские желал бы зятя он с звездами да с чинами». Конечно, Лиза умна, хитра, находчива, но всё же очень предана своей хозяйке.

Итак, в комедии «Горе от ума» Грибоедовым представлены разные типы ума: от ума практического до житейски мудрого. А воплощением ума передового стал Чацкий. Но фамусовское общество такой ум пугает, и лучше представителя прогрессивного ума объявить сумасшедшим и заставить покинуть Москву.

    • Великий Воланд говорил, что рукописи не горят. Доказательством этому является судьба блестящей комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» - одного из самых неоднозначных произведений в истории русской литературы. Комедия с политическим уклоном, продолжающая традиции таких мастеров сатиры, как Крылов и Фонвизин, быстро стала популярной и послужила предвестником грядущего взлета Островского и Горького. Хотя комедия была написана еще в 1825 году, но вышла они лишь спустя восемь лет, пережив своего […]
    • Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия «Фамусов» проис­ходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамосус» - знаменитый, известный Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он извест­ный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком […]
    • Прочитав комедию А. С. Грибоедова "Горе от ума" и статьи критиков об этой пьесе, я тоже задумалась о том: "Какой же он, Чацкий"? Первое впечатление о герое, что он совершенство: умный, добрый, весёлый, ранимый, страстно влюблённый, верный, чувствительный, знающий ответы на все вопросы. Он за семьсот вёрст мчится в Москву, чтобы встретиться с Софьей после трёхлетней разлуки. Но такое мнение возникло после первого прочтения. Когда же на уроках литературы мы разобрали комедию и прочитали мнение разных критиков о […]
    • Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и […]
    • Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина. «...Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен», - писал критик. Примерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой. Наконец, подобного мнения придерживался и сам […]
    • «Общественной» комедией с социальным столкновением «века минувшего» и «века нынешнего» называют комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». А построена она так, что о прогрессивных идеях преобразования общества, стремлении к духовности, о новой морали говорит только Чацкий. На его примере автор показывает читателям, как сложно привносить в мир новые идеи, которые не понимаются и не принимаются закостеневшим в своих взглядах обществе. Тот, кто начинает это делать, обречен на одиночество. Александр Андреевич […]
    • А. А. Чацкий А. С. Молчалин Характер Прямолинейный, искренний молодой человек. Пылкий темперамент часто мешает герою, лишает непредвзятости суждений. Скрытный, осторожный, услужливый человек. Основная цель – карьера, положение в обществе. Положение в обществе Небогатый московский дворянин. Получает теплый прием в местном обществе благодаря происхождению и старым связям. Провинциальный мещанин по происхождению. Чин коллежского асессора по закону дает ему право на дворянство. В свете […]
    • Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» состоит из ряда небольших эпизодов-явлений. Они объединяются в более крупные, такие, например, как описание бала в доме Фамусова. Анализируя этот сценический эпизод, мы рассматриваем его как один из важных этапов разрешения основного драматургического конфликта, который заключается в противостоянии «века нынешнего» и «века минувшего». Исходя из принципов отношения писателя к театру, стоит отметить, что А. С. Грибоедов представлял его в соответствии с традициями […]
    • В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов изобразил дворянскую Москву 10-20-х годов XIX столетия. В обществе того времени преклонялись перед мундиром и чином, отвергали книги, просвещение. О человеке судили не по личным качествам, а по количеству крепостных душ. Все стремились подражать Европе и поклонялись чужой моде, языку и культуре. Для «века минувшего», представленного ярко и полнокровно в произведении, характерна власть женщин, их большое влияние на формирование вкусов и взглядов общества. Московские […]
    • ЧАЦКИЙ - герой комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (1824; в первой редакции написание фамилии - Чадский). Вероятные прототипы образа - ПЯ.Чаадаев (1796-1856) и В.К-Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии. Александр Андреевич Ч. - один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, […]
    • Редко, но все же случается в искусстве, что создатель одного «шедевра» становится классиком. Именно так произошло с Александром Сергеевичем Грибоедовым. Его единственная комедия «Горе от ума» стала национальным достоянием России. Фразы из произведения вошли в нашу повседневную жизнь в виде пословиц и поговорок; мы даже не задумываемся, кем они пущены в свет, говорим: «Вот то-то невзначай, за вами примечай» или: «Друг. Нельзя ли для прогулок // Подальше выбрать закоулок?» И таких крылатых выражений в комедии […]
    • Само название комедии парадоксально: "Горе от ума". Первоначально комедия носила название "Горе уму", от которого Грибоедов впоследствии отказался. В какой-то степени заглавие пьесы - "перевертыш" русской пословицы: "дуракам счастье". Но разве Чацкого окружают одни дураки? Посмотрите, так ли много глупцов в пьесе? Вот Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича: Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб... ...А? как по-вашему? по-нашему - смышлен. И сам […]
    • Знаменитый русский писатель Иван Александрович Гончаров сказал замечательные слова о произведении «Горе от ума» - «Без Чацкого не было бы комедии, была бы картина нравов». И, мне кажется, что в этом писатель прав. Именно образ главного героя комедии Грибоедова Александра Сергеевича «Горе от ума» является определяющим конфликт всего повествования. Такие люди как Чацкий – всегда оказывались непонятыми обществом, они несли в общество прогрессивные идеи и взгляды, но консервативное общество не поняло […]
    • Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20‑х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег (по мере необходимости) некоторыми законами ее построения. Любое классицистическое произведение (драма) должно было […]
    • В комедии «Горе от ума» Софья Павловна Фамусова является единственным персонажем, задуманным и исполненным, близким Чацкому. Грибоедов о ней написал: «Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку...». Грибоедов отказался от фарса и сатиры в изображении характера Софьи. Он представил читателю женский характер большой глубины и силы. Софье «не везло» в критике довольно долго. Даже Пушкин считал неудачей автора образ Фамусовой; «Софья начертана неясно». И только в 1878 году Гончаров в своей статье […]
    • Знаменитая комедия АС.Грибоедова "Горе от ума" создавалась в первой четверти XIX столетия. Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно-крепостнической системы и созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма, с его пристрастием к "высоким жанрам, к романтизму и реализму. Одним из ярких представителей и родоначальников критического реализма и стал А.С.Грибоедов. В его комедии "Горе от ума", удачно сочетающей […]
    • Характеристики Век нынешний Век минувший Отношение к богатству, к чинам «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» Отношение к службе «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту […]
    • Молчалин - характерные черты: стремление к карьере, лицемерие, умение подслужиться, немногословие, бедность лексикона. Это объясняется его боязнью высказать своё суждение. Говорит, преимущественно, короткими фразами и подбирает слова в зависимости от того, с кем говорит. В языке нет иностранных слов и выражений. Молчалин выбирает деликатные слова, прибавив постительно "-с". К Фамусову - почтительно, к Хлёстовой - льстиво, вкрадчиво, с Софьей - с особой скромностью, с Лизой - не стесняется в выражениях. Особенно […]
    • Галерея человеческих характеров, удачно подмеченных в комедии «горе от ума» актуальна и сегодня. В начале пьесы автор знакомит читателя с двумя молодыми людьми, во всем противоположными друг другу: Чацким и Молчалиным. Оба персонажа представлены нам таким образом, что о них складывается обманчивое первое впечатление. О Молчалине, секретаре Фамусова, мы судим из слов Сони, как о «враге дерзости» и человеке, который «за других себя забыть готов». Молчалин впервые предстает перед читателем и влюбленной в него Соней […]
    • При виде богатого дома, радушного хозяина, нарядных гостей невольно любуешься ими. Хочется знать, каковы эти люди, о чем говорят, чем увлекаются, что им близко, что - чуждо. Затем чувствуешь, как первое впечатление сменяется недоумением, потом- презрением как к хозяину дома, одному из московских «тузов» Фамусову, так и к его окружению. Есть другие дворянские семьи, из них вышли герои войны 1812 года, декабристы, великие мастера культуры (а если великие люди вышли из таких домов, какой мы видим в комедии, то не […]
  • Основной идеей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» является противопоставление кре­постническому строю прогрессивных революци­онных идей декабристов. Но проблемы, затрону­тые в произведении, намного шире, глубже и многостороннее. Они касаются нравственного, духовного развития общества, моральных, обще­человеческих ценностей.

    Уже само название пьесы - «Горе от ума» - говорит о том, что в ней важная роль отведена вопросу «ума», или учения, знания, образования. Этой темы, так или иначе, касаются все персона­жи. Размышляя о том, что есть ум, что разумно, что истинно, автор показывает две точки зрения: Чацкого, для которого высшая ценность - «ум, алчущий познаний», и Фамусова, придержива­ющегося мнения, что «ученье - вот чума, уче­ность - вот причина, что нынче пуще, чем ког­да, безумных развелось людей, и дел, и мнений». Подлинному уму фамусовское общество стремит­ся противопоставить другие ценности: Фаму­сов - устои крепостнического дворянства, Софья - сентиментальную чувствительность, Молча­лин - заветы служебной иерархии, Скалозуб - железную дисциплину. При этом все они пуска­ются в рассуждения об уме, восхваляют его как благонравие, как «умение жить».

    Представители дворянской среды искренне считают себя умными, то есть именно «умеющи­ми правильно жить»: «Не то на серебре, на золо­те едал», - заявляет один, «мне только бы дос­талось в генералы», - мечтает другой, «барон фон Клотц в министры метил, а я к нему в зятья», - хвалится третий. Любой действительно здра­вомыслящий человек сразу понимает, насколь­ко смешными являются подобные заявления, насколько далеко фамусовское общество от насто­ящей образованности. Молодое поколение в кру­гу Фамусова получает такое воспитание, при ко­тором заранее исключается возможность истин­ного просвещения: «Чтоб наших дочерей учить всему - и танцам! и пению! и нежностям! и вздо­хам». Ведь основное в этом обществе - «балы, обеды, карты, сплетни». Тут нет места настояще­му уму и высокой культуре.

    Чацкому же, единственному умному челове­ку среди всех этих глупцов, неприемлемы и чуж­ды их взгляды. Он смеется над Фамусовым и его окружением, разоблачает их жизнь и нравы. Он обличает тех, кто без зазрения совести меняет верных слуг на «борзые три собаки», обрушива­ет свой гнев на того «любителя» искусства, кото­рый «на крепостной балет согнал на многих фу­рах от матерей, отцов отторженных детей», а за­тем распродал их поодиночке.

    За плечами Чацкого большой жизненный опыт. Несмотря на молодые годы, он уже зани­мался литературной работой, состоял на военной службе, имел связи с министрами, три года про­вел за границей, что обогатило его разум новыми впечатлениями, значительно расширило его кру­гозор. К каждому делу, которым занимался ге­рой, он относился со всей серьезностью и ответ­ственностью - потому в нем чувствуется любовь к родине, к своему народу, вынесенные из воен­ной службы. Но порядки в современной ему ар­мии не удовлетворяли Чацкого. Он, имеющий высокое чувство личного и национального досто­инства, независимость взглядов и суждений, не признает чинопочитания и угодничества, распро­страненных не только в военной среде, но и во всем московском обществе того времени. «Слу­жить бы рад, прислуживаться тошно», - вот ос­новной принцип грибоедовского героя. Он счита­ет, что только ум, человечность, прямота - ка­чества, достойные настоящего человека.

    В фамусовском же обществе все наоборот. Все его представители - невежественные, ограни­ченные люди, бездумно следующие устаревшим принципам и взглядам. Они - настоящие враги просвещения и образования, науки и культуры. Скудость духа и умение удачно устраиваться в жизни, нетерпимость ко всему новому и непри­вычному - основные черты этих людей. Их жизнь основана на морали «покорности и стра­ха», на пресмыкательстве перед сильными мира сего и на угнетении и унижении слабых. Это на­стоящее сборище ханжей, «знатных негодяев», мелких подлецов и отъявленных мошенников, объединенных круговой порукой, непримиримой враждой к «Свободной жизни», культуре и про­свещению, к малейшему проявлению независи­мой мысли и свободного чувства. В этом мире без тени смущения меняют крепостных на борзых собак, любыми средствами добывают почести и богатства, «разливаются в пирах и мотовстве», живут по заветам и преданьям «минувшего века», когда идеалом человека считался удачли­вый вельможа, достигший «степеней известных» благодаря своему унизительному раболепству и шутовству. Фамусовское общество чуждо нацио­нальной культуре, русским обычаям, преклоне­ние перед иностранным стало здесь модой, в этом мире готовы обменять «и нравы, и язык, и стари­ну святую, и величавую одежду на другую по шу­товскому образцу».

    В подобном обществе все светлое и чистое об­речено на гибель или изгнание. Здесь нет места искренним чувствам и естественным человече­ским отношениям.

    Не случайно автор вводит в свое произведение историю «Любовного треугольника» Чацкого, Софьи и Молчалина. В отношении к самому воз­вышенному чувству - чувству любви раскрыва­ется истинная натура человека, его духовный мир. Отношение Чацкого к Софье глубоко и се­рьезно. Он по-настоящему любит и ценит девуш­ку, хочет видеть ее своей женой. Тогда как Мол­чалин, вся жизнь которого сосредоточена на стремлении «добиться степеней известных», в любви видит одно из средств для достижения соб­ственной цели. Сама Софья значительно выделя­ется из фамусовского общества: она намного ум­нее остальных, отличается независимостью пове­дения, ценит в людях ум, доброту, скромность, чистоту души. Именно потому ее и заметил и по­любил Чацкий. Но, несмотря на свои положи­тельные качества, Софья все-таки принадлежит к московскому дворянскому обществу. И это об­щество с каждым годом все больше «подминает ее под себя», заставляя жить по его законам и принципам, разделять его взгляды и поддержи­вать его «приговоры». Так, она, не задумываясь, верит сплетням про сумасшествие героя и даже передает эти слухи другим.

    Конечно, безумный, бездушный мир Фамусо­вых, Скалозубов и Молчалиных не способен по­нять и принять умного, образованного, чуткого, независимого в суждениях и поведении Чацко­го. Лучшие человеческие качества и склонности делают героя в представлении окружающих сна­чала «чудаком», «странным человеком», а по­том - просто безумцем.

    Таким образом, А. С. Грибоедов поднимает в своей комедии важнейшие общечеловеческие вопросы: вопросы нравственности, морали, обра­зования, воспитания; вопросы любви, чести, до­стоинства, благородства, искренности; вопросы истины, правды, человечности. Он разоблачает ничтожный мир фамусовского общества, которое характеризуется низким уровнем образованнос­ти и культуры, в котором отсутствуют высокие чувства, преобладают эгоистические интересы, угодничество, низкопоклонство, деспотичное от­ношение к крестьянам. Автор очень метко фор­мулирует идеалы этого общества: «и награжденья брать и весело пожить». Но вместе с тем пи­сатель показывает, что в русском обществе есть и люди, подобные Чацкому: умные, честные, бла­городные, искренние, независимые, решитель­ные. И таких людей становится все больше. А значит, общество идет по пути прогресса.

    Сочинение на тему: ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

    5 (100%) 1 vote

    На этой странице искали:

    • сочинение на тему проблема ума в комедии грибоедова горе от ума
    • сочинение на тему проблема ума в комедии горе от ума
    • сочинение рассуждение на тему Горе от ума
    • сочинение на тему фамусовское общество в комедии горе от ума
    • какие проблемы поднимает грибоедов в комедии горе от ума

    Цели урока:

    • продолжать формирование навыков анализа драматического произведения, стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы;
    • развивать навыки сопоставительного анализа, умения выделять главное, обобщать, делать выводы, развивать речь учащихся;
    • воспитывать нравственные качества учащихся (совесть, долг, честность).

    Наглядность:

    Оборудование:

    • компьютер,
    • проектор,
    • презентация ученика,
    • карточки с критическими высказываниями писателей о герое комедии, Чацком.

    Предварительное домашнее задание:

    • в тексте комедии найти афоризмы (всем),
    • подготовить презентацию (готовит один учащийся с помощью учителя).

    План урока

    1. Организационный момент урока. Постановка целей урока.
    2. Проверка домашнего задания:
      1. викторина “ Знаешь ли ты афоризмы комедии “Горе от ума”?;
      2. презентация ученика “Фамусовское общество в комедии “Горе от ума”;
      3. характеристика Чацкого и Фамусова.
      • По каждому пункту проверки домашнего задания следует вывод.
    3. Беседа по ранее изученному материалу. Выводы.
    4. Изучение новой темы:
      1. вступительное слово учителя;
      2. беседа по теме урока. Выводы;
      3. практическая работа с карточками (критические высказывания о герое комедии, Чацком);
      4. работа класса с таблицей;
      5. обобщение по теме урока (дается сопоставительная характеристика героев, Чацкого и Молчалина).
    5. Итоги урока.
    6. Домашнее задание:
      1. анализ монолога Чацкого (из последнего действия) письменно(всем);
    7. Выставление мотивированных оценок учащимся за урок.

    Ход урока

    I. Организационный момент урока.

    Слово учителя:

    Здравствуйте, ребята! Пожелаем друг другу успехов. Сегодня мы с вами продолжим изучение комедии “Горе от ума”, будем говорить о представителях фамусовского общества, увидим, насколько различными могут быть мнения молодого поколения на те или иные вещи.

    II. Проверка домашнего задания.

    Вашему вниманию предлагается викторина “Знаешь ли ты афоризмы комедии “Горе от ума?”

    Вопросы викторины:

    1. Чего не наблюдают счастливые?
    2. Смешенье каких языков господствовало в Москве времен Грибоедова?
    3. Где хорошо нам?
    4. Какими словами заканчивается комедия?
    5. Закончите афоризмы:
      1. Свежо преданье…
      2. Вкус, батюшка…
      3. Ах! Злые языки…

    Презентация ученика на тему “Фамусовское общество” отражены взгляды и позиции представителей этого общества). Презентацию подготовила ученица 9 класса Толстова Даша.

    III. Беседа по ранее изученному материалу

    1. К какому направлению принадлежит комедия? Почему? Вспомните – 4 действия, прототипы героев, живой язык, 3 единства, говорящие фамилии;
    2. В каком явлении и действии появляется Чацкий? Закономерно ли это?;
    3. Почему в I действии так много места отводится описанию дома Фамусова?;
    4. Кого бы вы отнесли к “веку нынешнему”, а кого к “веку минувшему”? Что для них является главным, мы с вами могли узнать из презентации;
    5. Кому из героев вы симпатизируете? Какими нравственными качествами обладает этот персонаж?

    IV. Изучение новой темы

    1.Слово учителя (запись темы в тетрадях)

    Итак, в центре наших взглядов - Чацкий Александр Андреевич – умнейший человек, который должен был стать героем своего времени. Грибоедов первым в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя, воплотившего в своем мировоззрении реальные черты человека XIX века. Чацкий и еще один молодой человек по фамилии Молчалин являются современниками. И как не им являться опорой и надеждой своей страны. Вот только какие пути они изберут? Что является для них главным? Нужны ли они обществу?

    2. Беседа по теме урока(работа с привлечением текста комедии)

    • Давно ли знакомы Чацкий и Молчалин?
    • При каких обстоятельствах они вновь встречаются?
    • Что говорят герои друг другу при встрече?
    • Дает ли Грибоедов характеристики героев? Если да, то, какие?
    • Симпатичны ли вам Чацкий и Молчалин?

    3. Практическая работа (учащиеся делятся на группы).

    Раздаются карточки с критическими высказываниями о Чацком. Выслушиваются мнения учащихся. Общий вывод: восприятие образа Чацкого в литературе.

    Карточка № 1

    Григорьев А. А.: “ Чацкий до сих пор единственное героическое лицо нашей литературы…честная и деятельная натура, притом еще натура борца…”

    Карточка № 2

    Достоевский Ф.М.: “ Чацкий – декабрист. Вся его идея в отрицании прежнего, недавнего, наивного поклонничества. Европы все нюхнули, и новые манеры понравились. Именно только манеры, потому что сущность поклонничества и раболепия в Европе та же”.

    Карточка № 3

    Грибоедов А. С.: “…и этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих…”

    Карточка № 4

    Герцен А. И.: “…Это декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра I и силится разглядеть, по крайней мере, на горизонте обетованную землю… которой он не увидит”.

    Карточка № 5

    Белинский В. Г.: “…Это просто крикун, фразер, идеальный шут, на каждом шагу профанирующий все святое, о котором говорит. Неужели войти в общество и начать всех ругать в глаза дураками и скотами, - значит быть глубоким человеком?.. Это новый Дон-Кихот, мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади…Глубоко оценил эту комедию кто-то, сказавший, что это горе, - только не от ума, а от умничанья…Мы ясно видим, что поэт не шутя хотел изобразить в Чацком идеал глубокого человека в противоречии с обществом, а вышло Бог знает что”.

    Карточка № 6

    Гончаров А. И.: “ Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Положение Чацкого на общественной лестнице разнообразно, но роль и участь все одна, от крупных государственных и политических личностей, управляющих судьбами масс, до скромной доли в тесном кругу”.

    Обратить внимание на выставку книг о жизни и творчестве А.С. Грибоедова.

    4. Работа класса с таблицей.

    Ребята работают с таблицей “ Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина” (подводят выводы 2 учащихся).

    Физминутка (проводит учитель).

    5. Обобщение по всей теме

    Выводы. Жить так, как Молчалин, неприемлемо (постоянно угождать всем, быть нечестным, постоянно обманывать и т.п.). “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, - такова позиция Чацкого. Естественно, мы видим различия между этими представителями молодого поколения. Человек сам выбирает тот путь, которому он будет следовать…

    V. Итоги урока.

    • Почему представители фамусовского общества не принимают Чацкого?
    • Кто является “настоящим” искренним человеком в комедии?
    • Кто из героев комедии нам должен быть ближе?
    • Какие ассоциации у вас возникают с именами Чацкого и Молчалина?
    • Чем запомнился вам сегодняшний урок? Помогут ли знания, приобретенные вами на уроке, написать сочинение, если таковая тема будет заявлена?

    VI. Домашнее задание:

    1. анализ монолога Чацкого (из последнего действия) письменно(всем);
    2. подготовить тест по пройденной теме (по желанию).

    VII.Выставление мотивированных оценок учащимся за урок.

    Тема:Образ Чацкого в системе образов комедии «Горе от ума»

    Цели урока:

    • продолжать формирование навыков анализа драматического произведения, стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы;
    • развивать навыки сопоставительного анализа, умения выделять главное, обобщать, делать выводы, развивать речь учащихся;
    • воспитывать нравственные качества учащихся (совесть, долг, честность).

    Ход урока

    I. Организационный момент урока.

    Слово учителя:

    Здравствуйте, ребята! Пожелаем друг другу успехов. Сегодня мы с вами продолжим изучение комедии “Горе от ума”, будем говорить о представителях фамусовского общества, увидим, насколько различными могут быть мнения молодого поколения на те или иные вещи.

    II. Проверка домашнего задания.

    Вопросы:

    III. Беседа по ранее изученному материалу

    Вопросы:

    1. К какому направлению принадлежит комедия? Почему? Вспомните – 4 действия, прототипы героев, живой язык, 3 единства, говорящие фамилии;
    2. В каком явлении и действии появляется Чацкий? Закономерно ли это?;
    3. Почему в I действии так много места отводится описанию дома Фамусова?;
    4. Кого бы вы отнесли к “веку нынешнему”, а кого к “веку минувшему”? Что для них является главным, мы с вами могли узнать из презентации;
    5. Кому из героев вы симпатизируете? Какими нравственными качествами обладает этот персонаж?

    IV. Изучение новой темы

    1/Характеристика главного героя по плану

    1. Личная драма Чацкого.
    2. Против чего протестует Чацкий; каковы его собственные идеалы?
    3. Одинок ли Чацкий?
    4. Кто Чацкий – победитель или побеждённый?
    5. Значение образа Чацкого.

    1.Слово учителя (запись темы в тетрадях)

    Итак, в центре наших взглядов - Чацкий Александр Андреевич – умнейший человек, который должен был стать героем своего времени. Грибоедов первым в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя, воплотившего в своем мировоззрении реальные черты человека XIX века. Чацкий и еще один молодой человек по фамилии Молчалин являются современниками. И как не им являться опорой и надеждой своей страны. Вот только какие пути они изберут? Что является для них главным? Нужны ли они обществу?

    1 Чацкий взволнован, оживлён, счастлив. Его появление вызывает симпатии. Но он не знает, что Софья его не любит.

    Что вызывает гнев Чацкого?

    Что провозглашает Чацкий?

    Крепостное право; жестокость помещиков.

    Гуманность, уважение к простому русскому человеку.

    Карьеризм, чинопочитание.

    Службу делу, а не лицам.

    Невежество.

    просвещение

    Рабская мораль, безгласие.

    Свободу мысли и высказываний.

    Пренебрежение к национальной культуре

    Уважение к национальным нравам, языку; развитие национальной культуры.

    1. Чацкий в борьбе со старым миром.

    : Казалось бы порок не наказан, и добродетель не торжествует в комедии. Однако читатель твёрдо убеждён в моральной победе Чацкого над старым миром.

    1. Чтение фрагмента статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» о Чацком.Слайд 7
    2. Слово учителя о значении образа Чацкого.

    Значение образа Чацкого не только в разоблачении старого мира, но и в утверждении новых, декабристских идеалов. У Чацкого они ясно выражены: он требует освобождения закрепощённой личности, уважения к простому народу, развития науки и национальной культуры, свободы мнений, свободного выбора профессий, справедливой оценки человека по его качествам.

    1. Одинок ли Чацкий?

    С первого взгляда кажется, что Чацкий совершенно одинок. Но если вчитаться в пьесу, можно увидеть, что за Чацким стоят его единомышленники. Кроме двоюродного брата Скалозуба, князя Фёдора и профессоров Педагогического института, «упражняющихся» «в расколах и безверьи», к ним относятся и те студенты, которые обучались у этих профессоров.

    Итак, круг единомышленников Чацкого шире, чем кажется на первый взгляд.

    1. Чацкий – образ типичный. Таких людей, как он, в русской жизни было не так уж много, протестовало меньшинство, но Грибоедов понял, что за такими людьми – будущее, и создал образ передового человека первого периода освободительного движения в России.

    4. Работа класса с таблицей.

    Ребята работают с таблицей “ Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина” (подводят выводы 2 учащихся).

    Сопоставительные признаки

    Происхождение

    Воспитание, образование

    Свободное, в доме Фамусова

    Жизненные ценности

    “ И награжденья брать и весело пожить”

    Отношение к Софье

    “ И вот любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека”

    Отношение к фамусовскому обществу

    Не приемлет мораль фамусовского общества

    Физминутка (проводит учитель).

    5. Обобщение по всей теме

    Выводы. Жить так, как Молчалин, неприемлемо (постоянно угождать всем, быть нечестным, постоянно обманывать и т.п.). “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, - такова позиция Чацкого. Естественно, мы видим различия между этими представителями молодого поколения. Человек сам выбирает тот путь, которому он будет следовать…

    V. Итоги урока.

    Вопросы:

    • Почему представители фамусовского общества не принимают Чацкого?
    • Кто является “настоящим” искренним человеком в комедии?
    • Кто из героев комедии нам должен быть ближе?
    • Какие ассоциации у вас возникают с именами Чацкого и Молчалина?
    • Чем запомнился вам сегодняшний урок? Помогут ли знания, приобретенные вами на уроке, написать сочинение, если таковая тема будет заявлена?

    VI. Домашнее задание:

    1. анализ монолога Чацкого (из последнего действия) письменно.характеристика образа Чацкого на основе монологов
    2. статья уч.с.152-157

    VII.Выставление мотивированных оценок учащимся за урок.