Тайна разрытой могилы. Меры предосторожности, ошибки и преступления

Невероятные факты

Мы склонны полагать, будто археологи - это "пыльные" эксперты, которые изучают людей и их культуру с помощью артефактов и человеческих останков.

Но иногда они больше похожи на древних сказителей, которые при помощи найденных древностей рассказывают интереснейшие сюжеты, волшебно переносящие нас в далёкие времена и места.

В историях, представленных ниже, мы перенесёмся в древние миры давно забытых детей. Некоторые истории трогают за душу, другие просто загадочны, а некоторые ужасны.

10. Возрождение Ориенса

В октябре 2013 года на одном из полей Лестершира, Англия, охотник за сокровищами с помощью металлоискателя обнаружил метровый гроб римского ребёнка . Чтобы не говорит о ребёнке в третьем лице, научное сообщество решило назвать его "Ориенс", что означает "восходить" (как Солнце).

Считается, что Ориенс был захоронен в 3-4 веках. Доподлинно неизвестно, сколько лет было ребёнку, но браслеты на руках позволяют предположить, что это была девочка .

Браслеты с руки девочки

Застёжка браслетов

Ориенс, должно быть, жила в богатой семье или её родные имели высокий социальный статус, потому как её нашли свинцовом гробе, который был редкостью в то время, особенно в вопросах детских захоронений.

Гроб внутри

Большинство детей тогда предавали земле, одев в саван (одежда для усопшего). От малышки осталось лишь несколько фрагментов костей. Тем не менее, археологам удалось собрать воедино некоторые подробности её жизни, в том числе и информацию об обществе, в котором она жила.

Они многое узнали, анализируя некоторые смолы, найденные в её гробу.

Молочные зубы Ориенса

По рассказам Стюарта Палмера (Stuart Palmer) из команды археологов Уорикшира (Archaeology Warwickshire ), присутствие ладана, оливкового масла, а также масла фисташковых орехов в почве, найденной в гробу, говорит о том, что Ориенса можно отнести к очень небольшому количеству римских захоронений людей с самым высоким статусом.

Девочка была похоронена по очень дорогим средиземноморским и ближневосточным обычаям.

"Гвозди", которые удерживали внутренние составляющие гроба

Смолы маскировали запах разлагающего тела во время проделывания загробных ритуалов, что, по мнению древних, облегчало переход к загробной жизни. С социальной точки зрения это говорит о том, что жители Римской Британии продолжали следовать континентальным обрядам захоронения, поэтому они должны были импортировать масла и смолы с Ближнего Востока.

9. Секреты ребёнка – певца

Почти 3000 лет назад семилетняя Tjayasetimu пела в хоре в храме фараонов Древнего Египта. Несмотря на то, что большинство секретов девочка унесла с собой в могилу, кураторы Британского музея, где в 2014 году была выставлена её мумия, сумели выяснить некоторые детали о ребёнке.

Доподлинно неизвестно, где она жила и работала, потому что Британский музей купил мумию у дилера ещё в 1888 году. Однако, тело Tjayasetimu невероятно хорошо сохранилось. В 1970-х годах в рамках проекта по реставрации были найдены иероглифы и рисунки под почерневшими от масел повязками на теле.

Инструменты, которыми, возможно, пользовалась Tjayasetimu

Благодаря надписям удалось выяснить её имя и должность. Имя Tjayasetimu, которое означает "богиня Исида победит их", защищает от злых духов. Её работа певицы в храме считалась очень важной для бога Амона.

Неизвестна и причина получения девочкой такой "должности": её голос или семейные связи. Известно лишь, что она была важной персоной, потому как тело мумифицировалось с золотой маской на лице.

Сканирование показало молочные зубы девочки

В 2013 году компьютерная томография показала, что её тело, в том числе лицо и волосы, до сих пор хорошо сохранилось. В связи с отсутствием признаков длительной болезни и травм, она, как полагается, умерла от непродолжительного по времени заболевания, такого как холера.

8. Загадка "канализационных" младенцев

В Римской империи детоубийство широко практиковалось с целью ограничить размеры семьи, потому как надёжных методов контроля над рождаемостью не существовало. Это помогало сохранить дефицитные ресурсы и улучшить жизнь других членов семьи.

К детям в возрасте до 6 месяцев в римском обществе вообще не относились как к людям.

В этом колодце было обнаружено захоронение

Тем не менее, даже зная этот факт, исследователи всё равно ужаснулись, когда в 1988 году в Ашкелоне, на южном побережье Израиля, сделали страшное открытие. Археологи обнаружили в древней канализации, находившейся под римскими банями, массовое захоронение почти 100 детей.

Развалины церкви в Ашкелоне

Большинство найденных костей были нетронутыми, и, по мнению учёных, дети были брошены в канализацию сразу после смерти. Учитывая общий возраст деток и отсутствие признаков заболеваний, причиной смерти почти наверняка служило детоубийство.

По этим костям эксперты определили, что погибшие были младенцами

Хотя римляне больше предпочтения отдавали детям мужского пола, исследователи не сумели найти доказательства того, что они намеренно убивали больше младенцев женского пола. Они не сумели найти этому подтверждение и при исследовании этой находки.

Некоторые эксперты отмечают, что баня над канализацией работала и как публичный дом. Они предполагают, что младенцы были нежелательными детьми женщин древнейшей профессии, которые там работали.

Некоторым младенцам женского пола, возможно, жизнь была сохранена, чтобы они впоследствии стали куртизанками. Несмотря на то, что в Римской империи древнейшей профессией занимались и женщины, и мужчины, всё-таки первые были более востребованными.

Древние археологические раскопки

7. Необычный ребёнок рабочих – металлистов

Около 4000 лет назад в доисторической Британии дети получали задание украшать ювелирные изделия и оружие золотыми, тонкими как человеческий волос, нитями. На некоторых экземплярах на одном квадратном сантиметре дерева располагалось более 1000 таких нитей.

Учёные обнаружили это после того, как в 1800-х годах в районе кургана Буш возле Стоунхенджа была найдена богато украшенная ручка деревянного кинжала.

Найденные тогда же в Буше кинжалы. Равнина Солсбери. Были обнаружены в самой богатой и в самой важной могиле бронзового века, среди всех, когда-либо найденных в Британии

Работа настолько ювелирная, что невооружённым глазом сложно разглядеть все детали. После проведённых исследований эксперты пришли к выводу, что, скорее всего, подростки и дети в возрасте до 10 лет были авторами такого чрезвычайного мастерства на ручке кинжала.

Без увеличительного стекла обычный взрослый человек не смог бы такое сделать, потому что его зрение не обладает достаточной резкостью. Уже после 21 года зрение человека постепенно начинает ухудшаться.

Хотя дети и пользовались простыми инструментами, у них было особое понимание дизайна и геометрии. Однако, за красивую ручную работу они платили высокую цену. Их зрение быстро портилось, миопатия настигала их в возрасте 15 лет, а к 20 годам они уже были частично слепы.

Это делало их непригодными для другой работы, поэтому они вынуждены были полагаться на свои общины.

6. Очень хорошие родители

Полагая, что к неандертальцам отношение со стороны некоторых учёных было не совсем объективное, археологи из университета Йорка решили переписать историю этих доисторических людей. До недавнего времени считалось, что дети неандертальцев проживали опасную, трудную и короткую жизнь.

Однако, команда вышеуказанных археологов пришла к другим выводам после того, как изучила социальные и культурные факторы жизни первых людей по находкам разных времен в разных местах по всей Европе.

"Мнение о неандертальцах меняется", - рассказывает Пенни Спайкинс (Penny Spikins), ведущий исследователь. "Отчасти из-за того, что они спаривались с нами, а это уже говорит о нашем сходстве. Но не менее важными оказались и последние находки. Существует принципиальное различие между суровым детством и детством, проведённом в суровых условиях".

Неандертальский ребёнок исследует своё отражение в воде. Неандертальский музей в Кропине, Хорватия

Спайкинс полагает, что дети неандертальцев были очень сильно привязаны к своим семьям, а семьи были сплочёнными. Он также отмечает, что детей обучали обрабатывать инструменты. В двух местах двух разных стран команда археологов обнаружила камни, которые были хорошо обработаны на фоне других, обладавших сколами.

Они выглядели так, будто дети обучались у взрослых, как делать инструменты.

Хотя нет никаких убедительных доказательств этому заявлению, Спайкинс считает, что доисторические детки «играли в пикабу», подражая взрослым, потому что в такую же "игру" играли люди и большие обезьяны.

При изучении захоронений неандертальских младенцев и детей Спайкинс пришла к выводу, что родители предавали земле своё потомство с большой осторожностью, так как чаще находились сохранившиеся до наших дней останки детей, а не взрослых.

Команда археологов также подчёркивает, что есть свидетельства, подтверждающие факт заботы родителей в течение нескольких лет о своих больных или травмированных детях.

Древнейшие находки археологов

5. Бой скауты Древнего Египта

Чтобы узнать о том, как жили дети в городе Оксиринх Древнего Египта, историки исследовали около 7500 документов предположительно шестого века. В городе проживало более 25 000 человек, а сам он считался римским административным центром своего района, в котором процветала ткацкая промышленность Египта.

Более века назад были найдены артефакты времён существования Оксиринха, после анализа которых историки пришли к выводу, что в Древнем Египте активно работала молодёжная группа бойскаутов, известная как "гимназия", где молодые люди обучались тому, чтобы стать хорошими гражданами.

Мальчики на верблюде. Мозаика периода поздней античности, начало 6 века.

Мозаичный музей Great Palace в Стамбуле, Турция.

На обучение принимали мальчиков, родившихся в свободных египетских, греческих и римских семьях. Несмотря на "богатую" демографию, членство в гимназии ограничивалось 10-25 процентами семей города.

Для мальчиков, оставлявших заявки на обучение в гимназии, - это был переход ко взрослой жизни. Они становились полноценными взрослыми, когда женились в возрасте "слегка за двадцать". Девочки, которые вступали в брак в подростковом возрасте, готовились к своей роли, работая в родительских домах.

Мальчики из свободных семей, которые не попадали в гимназии, начинали работать, будучи детьми, по контракту в течение нескольких лет. Многие контракты были на работу в ткацком производстве.

Римский мальчик с причёской в египетском стиле. Боковая прядь волос отрезана и пожертвована богам перед предстоящей церемонией совершеннолетия. Первая половина второго века нашей эры. Музей истории культуры, Осло.

Историки обнаружили один ученический контракт, заключённый с девочкой. Но, как выяснилось, её случай был уникальным, потому что она была сиротой и вынуждена была погашать долги её покойного отца.

Дети рабов могли заключать такие же рабочие контракты, как и мальчики, родившиеся в свободных семьях. Но в отличие от последних, которые жили со своими семьями, дети рабов могли быть проданы. В таком случае они проживали со своими владельцами. Обнаруженные документы показали, что некоторые детки рабов продавались уже в возрасте двух лет.

4. Загадка "лосиного" геоглифа

В этой истории наше открытие прошлого вызвано любопытством относительно того, что же будет в будущем. Изображения, полученные из космоса в 2011 году, поведали о существовании гигантского лосиного геоглифа (нанесённый на землю геометрический узор) в Уральских горах, который, как предполагается, предшествовал известным в геоглифам Наски тысячелетнего возраста, найденных в Перу.

Тип кладки, известный как "каменный скол", говорит о том, что эта структура могла быть построена примерно в 3000 – 4000 гг. до н.э.

Геоглифы Наски

Структура около 275 метров в длину с двумя рогами, четырьмя ногами и длинной мордой, обращённой к северу. В доисторические времена геоглиф можно было разглядеть с соседнего хребта. Он выглядел как блестящая белая фигура на фоне зелёной травы. Сегодня это место покрыто почвой.

Археологи были поражены продуманностью конструкции. "Копыта лося были сделаны из мелких дроблёных камней и глины", - объясняет Станислав Григорьев, специалист Российской академии наук. "Стены были очень низкими, как я полагаю, а проходы между ними очень узкими. Также ситуация обстояла и в области морды: щебень и глина, четыре небольших широких стены и три прохода".

"Лосиный" геоглиф

Исследователи также обнаружили свидетельства наличия двух мест, в которых лишь единожды разжигали костры. Они полагают, что эти места использовались для проведения важных ритуалов.

Однако, много вопросов осталось без ответов, в особенности таких, как: кто построил этот геоглиф и почему. Нет никаких археологических доказательств того, что культура в тот период была настолько продвинутой, чтобы люди могли построить такую структуру в этом регионе.

Но эксперты полагают, что наиболее интересное открытие касается детей. Им удалось найти более 150 инструментов на месте, длиной 2-17 сантиметров. Они считают, что эти инструменты принадлежали детям, которые работали бок о бок со взрослыми в рамках общественного проекта.

То есть это был не рабский труд, а совместные усилия во имя достижения важной цели.

Археология: находки

3. Дети облаков

В июле 2013 года в высотной области региона Амазонас в Перу археологи обнаружили 35 саркофагов, каждый из которых был длиною не более 70 сантиметров. Небольшие гробы навели исследователей на мысль, что они принадлежат детям таинственной культуры Чачапоя, известной также как "воины облаков", потому что они жили в тропических лесах гор.

В период между 9 веком и 1475 годом, когда их территории были завоеваны инками, Чачапоя основывали деревни и фермы на крутых горных склонах, растили там свиней и лам, а также воевали между собой.

Их культура, в конечном счёте, была уничтожена заболеваниями, такими как оспа, которые принесли с собой европейские исследователи.

О Чачапоя и их детях известно очень мало, потому что они не оставили никакого письменного языка после себя. Однако, согласно испанским документам 1500-х годов, они были свирепыми воинами.

Педро Сьеса де Леон (Pedro Cieza de Leon), который вёл хронику истории Перу, так описал их внешний вид: "Они самые белые и самые красивые из всех людей, которых я видел в Индии, а их жены настолько прекрасны, что из-за их мягкости, многие из них заслуживают быть женами инков и жить в храме Солнца".

Но эти воины облаков всё же оставили кое-что после себя: мумифицированные тела в необычных и странных саркофагах, которые были найдены на высоких уступах с видом на долину. Глиняные гробы были расположены вертикально и по оформлению очень напоминали по декорированию людей: туники, украшения и даже трофейные черепа.

Но никому неизвестно, почему детей хоронили на их собственном кладбище отдельно от взрослых. Также непонятно, почему все маленькие саркофаги «смотрели» на запад, в то время как взрослые гробы были расположены иначе.

Загадочные археологические находки

2. Дары богам озёр

Древние деревни бронзового века раскинули свои просторы вокруг альпийских озёр Германии и Швейцарии. Когда некоторые из деревень были обнаружены в ходе раскопок 1970-х и 1980-х годов, археологи не могли нарадоваться, потому что они нашли более 160 домов возрастом 2600 – 3800 лет.

Это были дома вдоль прибрежной полосы озера, которые оказались затопленными. Чтобы защититься от подъёма уровня воды, жители часто переселялись на менее опасные территории, поближе к суше. Когда же условия улучшались, они снова возвращались.

«Могилы вампиров» находят по всей Европе. Это могут быть захоронения с отрубленной головой или же с придавленным камнями телом, а могут быть просто останки, перевернутые лицом вниз. Любопытно, но первоначальная интерпретация всех подобных захоронений как «могил вампиров» была предложена даже не профессиональным ученым, а всего лишь рабочим, трудившимся на одном из раскопов.

Интерес ко всему загадочному и опрокидывание в прошлое нынешних представлений сделали свое дело: далеко не бесспорная версия стала общим местом в научных работах и в масс-медиа. Корреспонденты вместе с польскими историками решили проверить на прочность эту гипотезу.

В мировой прессе и даже в серьезных научных журналах регулярно появляются публикации о том, как археологи находят все новые и новые могилы вампиров. В 2009 году вампиршей итальянские криминалисты объявили женщину, чей череп с кирпичом в зубах нашли на острове Лаццаретто Нуово (Венеция) среди умерших во время эпидемии чумы в XVI веке. В 2011 году вампирами (причем едва ли не древнейшими в Европе) назвали двух мужчин из захоронений IX века в Килтешин (Ирландия).

Камни во рту, по мнению археологов, должны были не дать им восстать из могил и вредить живым существам. Но чаще всего могилы упырей находят на территории Польши: от Западного Поморья до Подкарпатья и от Кракова до Гданьска. Возможно, дело в том, что страх перед вампирами стал распространяться по Европе из славянского фольклора, и в Польше упыри преследовали людей чаще, чем в других местах (по крайней мере, так верили их жертвы).

Новое поколение польских ученых предложило иную, не менее любопытную гипотезу: многочисленные «могилы вампиров» возникли из-за методологических ошибок и домыслов археологов ХХ века, с легкостью подаривших все необычные захоронения кровососам. Авторы статьи в журнале World Archeology создали типологию странных могил и рассмотрели самые разные варианты их возникновения - от неумелости могильщиков до показательных казней преступников.

Живые и мертвые

Выяснение реального статуса колдунов, ведьм, оборотней и вурдалаков остается одним из наиболее интригующих вопросов истории и антропологии. До сих пор неясно, существовали ли они на самом деле (по крайней мере как люди, сознательно практикующие запретные магические обряды) или были просто больными невинными людьми, жертвами оговоров, фобий и психозов родственников и соседей. Достаточно вспомнить поражавшие многие страны массовые охоты на ведьм, жертвами которых становились тысячи людей.

Тот же вампиризм можно объяснить редким генетическим заболеванием крови (порфирией), симптомы которого вписываются в облик классического вурдалака. Больным противопоказан солнечный свет, кожа вокруг губ и десен высыхает, из-за чего резцы обнажаются до десен; порфирин оседает на зубах, окрашивая их в красный цвет.

Но, кем бы ни были ведьмы и вампиры на самом деле, их существование было бесспорным фактом психологии и духовной жизни людей Средневековья, которая, в свою очередь, влияла и на жизнь материальную. Реконструировать же истинные события истории и их психологические мотивы ученым приходится в том числе по таким объектам, как захоронения.




В Средние века на землях славян, как и в других частях Европы, церковь с ожесточением боролась с языческими погребальными обрядами. Славяне и германцы продолжали класть в могилу ценные вещи, которые пригодятся покойнику в загробной жизни. Во время ночных бдений над умершим они исполняли песнопения-заклинания сопровождая их ритуальными танцами. Священники относились к этому крайне негативно: ведь согласно христианскому учению душа человека отправлялась в рай или в ад, к Богу, а не в особый «мир мертвых», куда, по мнению простого народа, надо было обеспечить с помощью магических обрядов безопасный переход, чтобы покойник не навредил живым.

Однако даже с распространением христианства в широких массах европейцев (в том числе славян) сохранилось разделение мертвецов на «чистых», умерших естественной смертью, и «нечистых» - в эту категорию могли входить самоубийцы, утопленники, казненные, иноверцы, колдуны и некрещеные младенцы. Таких покойников хоронили за оградой церкви, на распутье или иным необычным образом - так как боялись, что те вернутся вредить миру живых.

Невыносимая легкость интерпретаций

В 1957 году историк Бонифаций Зилонка (Bonifacy Zielonka) опубликовал статью с описанием необычных захоронений в Куявии (северная Польша): женщины, закопанной лицом вниз, и обезглавленного мужчины (череп обнаружили между его ногами). Один из рабочих на раскопе решил, что перед ним могила ведьмы (стржиги) - и ученый согласился с этой версией! С легкой руки неизвестного работника лопаты такая интерпретация вошла в научный обиход.

Раскопки на древнем кладбище «вампиров» в польском Гливице

В 1960-е - 1990-е годы археологи описывали десятки подобных захоронений, но не стремились размышлять об их причинах. Короткое упоминание о том, что так хоронили опасных мертвецов, чтобы не дать им вернуться с того света, стало догмой и кочевало из одной монографии в другую. В то же время у историков нет доказательств того, что западные славяне в раннем средневековье верили в «живых мертвецов». С 1970-х годов все странные захоронения стали называть «антивампирскими».

Только в 2000-е годы археологи, объединив усилия с историками-медиевистами, стали уделять должное внимание социальному и юридическому контексту захоронений - правовой культуре Средневековья, изучению конкретных орудий казни и, главное, текстов (летописей и рассказов о судах и казнях преступников). Авторы статьи в World Archeology не дают окончательной и бесспорной интерпретации странных захоронений X-XIII веков, а предлагают коллегам и читателям вместе с ними подумать о том, кто, как и почему мог быть в них погребен.

Меры предосторожности, ошибки и преступления

Первые известные атипичные захоронения на территории Польши датируются X веком. До этого мертвецов западные славяне сжигали, а по кремированным останкам невозможно обнаружить странности в судьбах покойников. Археологи описывают три основных типа аномальных захоронений: покойник лежит ничком, он обезглавлен, и на трупе лежат камни.

Схемы некоторых аномальных захоронений: из Злоты Пинчовской, Стары Замека, Цедыни и Радома

Захоронения «лицом вниз» встречались по всей раннесредневековой Европе - у англосаксов, скандинавов и славян. В Польше хорошо известно захоронение молодой женщины из Гвяздово (западная Польша), обнаруженное еще в 1937 году. Ее похоронили ничком, головой на юг, повернув лицо к западу. В могиле лежало три височных кольца из свинца, бронзовое и серебряное кольца, и железный нож в кожаных ножнах.

Изобилие ценностей в сочетании с необычным способом расположения покойника стали для археологов загадкой. В фольклоре первые указания на такое обращение с мертвецами встречаются в XVI веке, а самый знаменитый текст («Трактат о стржигах») повествует о том, как в 1674 году один силезец после смерти превратился в стржигуна (демона), пьющего кровь.

Местный священник приказал разрыть могилу и переложить покойника лицом вниз, но на следующую ночь он снова встал из могилы и забил до смерти своего сына. Только когда у трупа отрубили голову, он перестал беспокоить общину.

Впрочем, напоминают археологи, за столь живописными источниками нового времени можно забыть о том, что в Средние века головой вниз хоронили людей, с которыми в жизни случилось нечто постыдное и которые, буквально, не могли глядеть соседям в глаза. Так, например, похоронили французского короля Пипина Короткого.

Идентичным образом поступали для того, чтобы спастись от сглаза покойника. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и промахи могильщиков, в спешке предававших трупы земле. То есть страх перед тем, что покойник вернется с того света пить кровь живых, не является самой вероятной причины захоронений лицом вниз.

Обезглавленные трупы на территории Польши находили очень часто: это и черепа без скелетов, и скелеты без черепов, и могилы, где череп подвергался перезахоронению. Например, в Дембчино (Западное Поморье) нашли останки женщины лет 50 без головы. Ее череп, скорее всего, выкопали из земли и перезахоронили лицом вниз по соседству.

В Калдусе (Куявия) обнаружили двойную могилу: мужчину, которого, судя по рубцам на позвонках, обезглавили, а у женщины рядом с ним были сломаны ключицы. Конечно, отрубание головы в фольклоре и даже в письменных источниках описывается как одна из важных мер, не дающих опасному мертвецу восстать из могилы.

Однако, пишут ученые, и тут есть более обыденные объяснения: головы очень часто отрубали преступникам. Во многих могилах на черепах есть характерные отверстия, сделанные острым инструментом: скорее всего, отрубленные головы сначала вывешивали на кольях и столбах.

Так, в Средние века одновременно наказывали преступника и устрашали тех, кто мог бы последовать его примеру. Даже деревянный кол в могиле, по данным стратиграфии, был не орудием борьбы с вампирами, а средством устрашения народа - насадив на него голову, шест втыкали в землю на вершине холма, где находилось кладбище (захоронение в Волине, Западное Поморье).

Захоронение из Цедыни (реконструкция художника)

Наконец, могилы с камнями - в Польше их нашли более двадцати, датируются они X-XIII веками. В таких захоронениях камень обычно находили на месте черепа (могила из Цедыни, на иллюстрации) или на разных частях тела покойного. О побивании камнями, как наказании за ведовство, пишут скандинавские источники, но польские тексты об этом молчат.

Вполне возможно, что камни были призваны не выпускать мертвецов из могил, однако есть и более прозаическая версия: камень удерживал повернутую в сторону голову покойника, заставляя его «смотреть» на восток (как того требовали христианские погребальные обряды). Все может объясняться и еще проще: камни могли защищать могилы от грабителей и диких животных (радомское захоронение, на иллюстрации).

Страхи и мифы

История «могил вампиров», их популярности в научном мире, а потом и в масс-медиа, говорит о том, насколько часто людям присуще «опрокидывать» собственные страхи и любимые мифы в прошлое. В том же ряду - поиск изображений инопланетян на наскальной живописи и храмовых фресках. Люди средневековья жили очень непростой жизнью, и у них было множество собственных страхов: перед голодом и болезнями, рыцарями и разбойниками, дьяволом и адом, сглазом и проклятием, ведьмами и кровососами.

Переход в мир иной был одной из точек, где фокусировались эти страхи, а также средства борьбы с ними. Только недавно ученые начали понимать, что обращение современных представлений в прошлое не только искажает историю, но и дает куда более бедную и блеклую картину былого, чем оно являлось на самом деле.




Метки:

Долина Царей, Египет. Тадж-Махал, Агра. Индия. Гробница царя Пакаля, Паленке, Мексика. Эти названия известны всем. Но менее «популярные» грандиозные погребальные комплексы тысячи лет встречаются по всему миру. Согласно мнению ученых традиционного толка – эти комплексы являются местом упокоения древних правителей. Но могло ли у них быть более серьезное, возможно, внеземное предназначение?

Так почему в древности было построено такое множество великолепных гробниц?

Север Перу. 1987 год. Археолог Вальтер Альва обнаружил так называемую гробницу «Правителя Сипана». Эта гробница (нетронутая и без признаков разграбления), считается одной из самых богатых гробниц в мире. «Правитель Сипана» был одним из царей культуры моче, властвовавший в Ломбайеке, прибрежном регионе Перу. В гробнице нашли золото, серебро, ткани, украшения и прочие предметы. Перуанские археологи иногда называют ее «Южноамериканской гробницей Тутанхамона». Объекты, найденные в этой гробнице, были очень необычными. В погребальной камере было множество предметов: керамическая посуда, утварь из золота, серебра и меди, а также украшения из перьев. Некоторые исследователи считают, что они должны были сопровождать и охранять «Правителя Сипана» в ином мире. Некоторые археологи предполагают, что часть его слуг, жен и приближенных лиц были намеренно умерщвлены, а их тела помещены в гробницу для его сопровождения в иной мир, что весьма напоминает древнеегипетские ритуалы.


Как мы видим, «Правитель Сипана» был похоронен не один, а вместе с другими людьми. Делая логическое умозаключение и учитывая тот факт, что и в других культурах делали нечто подобное, мы понимаем, что эти люди верили, что загробный мир является вполне физическим местом. Они считали, что там ему понадобятся эти помощники. Они верили, что он, возможно, захочет там вновь увидеться со своими родственниками и наиболее приближенными советниками. Среди удивительных богатств, лежавших рядом с «Правителем Сипана» были необычные статуэтки, которые некоторые исследователи считают доказательством существования инопланетян: помимо слуг и различных предметов, там были найдены необычные антропоморфные статуэтки, похожие, по мнению некоторых, на внеземные существа. Это существа с крупными выпуклыми глазами, непохожие на обычных людей…

Итак, в Сипане существует гробница, в которой, получается, представлены инопланетяне, антропоморфные существа, наполовину животные, наполовину люди. Эти существа выглядят не как обычные люди, а как «классические» инопланетяне. В гробнице «Правителя Сипана» есть несколько интереснейших предметов, которые никак невозможно соотнести с вещами, бытовавшими в те времена в «земном» обиходе. Возможно, эти существа вместе со своими артефактами помогали человеку на пути в иной мир, например, обратно в космос или на небеса. Последователи теории «Правителя Сипана» считают, что он был не простым смертным, а получеловеком – полубогом.

Интереснее всего то, что у него на лице золотая маска, а тело по большей части защищено медными доспехами. Таким образом, мы видим человека, чье мертвое тело должно напоминать нечто иное - сияющее существо, божественное существо, каким он был когда-то и будет после смерти, как считается, вновь ставшее таким существом. Возможно ли, что найденные в гробнице статуэтки действительно представляют инопланетное происхождение этого древнего правителя? И если это так, возможно ли, что это гробница, как и гробница в Египте, действительно является звездным порталом? Адепты подобной теории на этот вопрос, отвечают, разумеется, утвердительно. Они уверены, что доказательство этому можно найти, изучая выполненные в виде лодок гробы и необычные погребальные ритуалы древних представителей племени Тораджей.

Юг острова Сулавеси. Индонезия. Здесь находятся могильные пещеры Тана Тораджа, место, где проводятся сложные погребальные ритуалы, берущие начало около 3000 года до н.э. Тораджи верят, что смерть- это постепенное продвижение к иному миру. Многие культуры верят в загробную жизнь, в то, что после смерти тела что-то продолжает существовать. Тораджи, жители Индонезии, в этом плане очень интересны и необычны, поскольку большинство проводимых ими ритуалов посвящены не жизни, а смерти. У них удивительные ритуалы: когда кто-нибудь умирает, они устраивают пышную трапезу и роскошное торжество в честь покойного. Люди племени тораджа кладут своих мертвых в гробы необычной формы, напоминающие модель космического корабля. Потом они заносят их в пещеры. Они верят, что, в конце концов, мертвые возвращаются к звездам, и что они, ныне живущие, тоже вернутся к звездам.


Слово «тораджа» в переводе означает «верхние люди». Тораджа верят, что их предки прибыли со звезд на «небесных кораблях». Их украшенные гробы выполнены в форме лодки, напоминающей, как считается, «небесные корабли», на которых их предки прибыли на Землю. Деревянная кукла, называемая тау-тау, вырезается в форме мертвого человека, выставляется у входа, чтобы представлять усопшего и охранять его останки. Эти куклы - красивая иллюстрация, с помощью которой они хотят показать, что когда человек умирает, он по-прежнему может смотреть на людей сверху, ведь сам факт смерти еще не означает, что все кончено. Смерть человека означает, что он переходит на следующий этап существования и эта идея присутствует не только в этой культуре, но и во всех древних цивилизациях и даже в современном обществе. Люди племени Тораджа верят в богов, которые сошли с неба, оставили после себя определенные знания, а после этого исчезли. Они искренне верят, что делая то, что делали их предки, когда эти существа были здесь, они тоже смогут присоединиться к этим божественным существам, когда-то прибывшим сюда, и, следовательно, после смерти смогут воссоединиться с ними, уже в месте пребывания этих богов.

Эти верования не отличаются от тех, которые существуют и в других местах. Возможно ли, как считают некоторые исследователи, что древние пришельцы, посетившие Землю несколько тысяч лет назад, вдохновили наших предков на создание гробов в виде лодок, напоминающих их космические корабли? И если это так, может ли наличие этих гробов в виде лодки доказать, что наши предки готовились к путешествию к звездам? Кое-кто верит, что бесспорное доказательство находится в месте таинственных захоронений в Ирландии, где Звездные карты указывают не только на то место, откуда прибыли древние пришельцы, но и на те места, куда мертвые должны хотеть вернуться.

Олдкасл. Ирландия. Среди развалин кладбища времен каменного века находится 5000-летняя гробница, чей диаметр - около 35 метров. Она названа по имени легендарного короля - поэта Оллама Фодла. В гробнице Оллама Фодла видна связь между Землей и Небесами. Некоторые считают, что это обсерватория. Но логично предположить, что это был храм, место поклонения, связывавшее Землю с Небесами. Некоторые ученые говорят, что астрономические символы, вырезанные на каменных стенах, возможно, сделаны внеземными существами.


В Оллам Фодла находится необычайно точная астрономическая карта. Остается лишь удивляться, как древние люди создали ее, не обладая никакими познаниями в астрономии. Однако, согласно местным легендам, они получили определенную помощь: знаниями по этой теме их снабдили не кто иные, как сияющие существа, сошедшие с небес.

В гробнице Оллам Фодла находятся уникальные и странные звездные карты. Следует задаться вопросом, не карты ли это, указывающие инопланетным гостям обратную дорогу домой, к звездам. Могли ли инопланетяне, как утверждают некоторые ученые, обучить наших предков искусству строительства того, что называется «небесной обсерваторией»? И если это так, могло ли это кладбище служить своего рода «зоной ожидания», местом, где инопланетяне наблюдали, предсказывали движение небесных тел, подготавливая свое возвращение к звездам? Возможно, ответ на эти вопросы можно найти, изучая древние погребальные сооружения в Японии.

Сакаи. Япония. Здесь, в городе, расположенном в 400 км к юго-западу от Токио, находится «Дайсен-кофун», один из сорока древних могильных комплексов, лежащих в радиусе 10 км. Это сооружение, длина которого вдвое превышает длину пирамиды Хеопса, является одной из крупнейших гробниц в мире. Она создана в пятом веке нашей эры и считается местом упокоения Нинтоку, 16-го императора Японии. Среди всех сооружений, составляющих гробницу, или кофун, самыми загадочными являются та, чья форма напоминает замочную скважину. Однако определить эту форму можно лишь смотря сверху. Тот факт, что они выполнены в форме замочной скважины, и то, что это можно увидать лишь глядя сверху, является ясным указанием Богов, говорящих: «Смотрите сюда». Это было своего рода обращение к звездам со стороны тех, кто находится в гробнице. Может быть, эти гробницы предназначены для инопланетных богов, чтобы те могли найти обратную дорогу к звездам, с которых они прибыли?

Провинция Шэньси. Китай. В 1974 году крестьяне, рывшие колодец у города Сиань, нашли нечто удивительное - тщательно изваянную глиняную статую солдата в натуральную величину и в боевом облачении. В ходе начавшихся раскопок были обнаружены тысячи подобных статуй, получивших название Терракотовой армии. У каждого из солдат было удивительно реалистическое выражение лица. Простоявшие в земле более двух тысяч лет, эти статуи были частью гигантского мавзолея, построенного для первого китайского императора династии Цинь Шихуанди. Гробница Цинь Шихуанди - экстраординарное сооружение. Там было обнаружено более 8000 терракотовых солдат, 520 коней и 130 боевых колесниц. Большинство из них по-прежнему находится в земле.


Цинь Шихуанди был первым императором Китая: он создал династию Цинь в 221 году до нашей эры. Многие основанные им социальные институты продолжали действовать в течение всей эпохи власти императоров в Китае. Цинь Шихуанди завоевал и объединил Китай, построил Великую Китайскую стену и создал единый монетный стандарт и правовую систему Китая. Кроме того, он был одержим идеей найти секрет вечной жизни. Этот император искал острова, на которых есть бессмертие. А еще он с одержимостью искал утраченные знания. Он стремился уже при жизни стать равным богам…

По приказу Цинь Шихуанди более 700 тысяч рабочих в течение 30 лет строили состоящий из четырех уровней подземный город, который стал бы для него местом упокоения. В центре этого древнего комплекса находится величайшая загадка Китая. Сама гробница занимает очень большую площадь, а раскопаны были лишь немногие прилегающие к ней участки. Археологи считают, что под этим центральным курганом расположена камера, в которой находятся останки императора. Весь комплекс и по сей день еще не раскопан из-за высокого содержания в нем ртути, опасной для жизни. Считают, что внутри находится точная модель Вселенной в миниатюре. Потолок выполняет роль неба, а жемчужины изображают звезды. На полу камеры расположены реки Китая, а вместо воды в этих реках течет ртуть, используемая в измерительных приборах, электронике и автомобилях (ртуть - это жидкий металл). Археологи обнаружили ртуть в Египте в гробнице 1500 года до н.э.!

Некоторые исследователи считают, что наличие там ртути указывает на существование в античном мире технологии, подобной современной. Наличие ртути в этих гробницах явление необычное. Ртуть сама по себе - не самое полезное для человека вещество, применяемое разве что в высокотехнологичных приборах. Возможно, она присутствовала в технике, используемой инопланетянами на этой планете. Действовал ли первый император Китая под влиянием внеземных гостей, строя этот монумент? Может ли ртуть, обнаруженная в гробнице, быть свидетельством наличия в Китае инопланетной технологии несколько тысяч лет назад, предназначенной не только для того, чтобы с ее помощью хоронить мертвых, но и для того, чтобы отправлять инопланетян обратно в космос. Возможно, новые данные будут найдены в ходе внимательного изучения таинственных могильных курганов, разбросанных по всему миру.

Кенджу. Южная Корея. Здесь, недалеко от побережья Японского моря, лежат руины Чхонмачхона, гробницы «Небесного коня». Они были обнаружены в 1973 году и ученые полагают, что эта гробница в форме кургана была построена в 5-м веке для царя из династии Силла, правившей в Корее около тысячи лет. Главной достопримечательностью этой гробницы является так называемый «небесный конь» и поэтому ее часто называют гробницей «небесного коня». У этого коня восемь ног, охваченных пламенем. Ясно, что это не настоящий, встречающийся в природе конь. Он скорее кажется гибридом коня и дракона, летящим по воздуху. Возможно, он символизирует путешествие души, или же он несет душу в загробную жизнь. Большинство историков утверждает, что изображение этого коня указывает не только на важную роль коня в культуре Древней Кореи, но и на веру царя в мир духов. У адептов теории «древних пришельцев» есть другое более глубокое толкование. Они верят, что изображение крылатого коня показывает, как умерший вельможа переносится в другой далекий мир.


У жителей Тибета и у монголов тоже есть подобные легенды о крылатых конях и эти кони, очевидно, являются неким аналогом виман, описанных на санскрите, летающих машин, «Колесниц бога», о которых говорил Эрих фон Даникен. Их часто изображают в виде этого коня, привычного средства передвижения для людей той эпохи. Только эти кони могли летать: это были летающие аппараты. Присмотревшись к нему внимательно, мы увидим, что он похож на дракона, поскольку из его ног исходит огонь, а сами ноги не так уж и напоминают ноги. Они больше похожи на какой-то вид крыльев. Необходимо помнить, что древним людям не были известны космические корабли, и поэтому то, что они видели в небесах, лучше всего было описать как коня с восьмью ногами, сошедшего с небес. Возможно ли, что так называемый «Небесный конь» Чхонмачхона действительно символизирует металлический аппарат инопланетян, как считают приверженцы теории полеоконтакта? И если это так, доказывает ли это теория о том, что древние гробницы на самом деле являлись порталами в другие, инопланетные миры? Возможно, новые сведения можно найти, изучая таинственные рисунки в другом могильном кургане, находящимся в 8000 км оттуда.

Долина реки Бойн. Ирландия. Здесь, в 50 км к северу от Дублина, находится Ньюгрейндж, древний могильный курган, датируемый 3200-м годом до н.э., очень похожий на курган, обнаруженный в Южной Корее. Среди всех древних курганов, найденных в этом районе, он сохранился в наилучшем виде. Ньюгрейндж был одним из крупнейших созданных человеком сооружений на время его постройки. Ему 5000 лет, а может и больше и, таким образом, он старше пирамиды Хеопса. Это грандиозное сооружение, созданное крайне развитой культурой, раз они смогли его построить.


Внутренний коридор Ньюгрейнджа выстроен с удивительной точностью: его структура позволяет проводить точные вычисления солнечного года. Он сориентирован по дню Зимнего солнцестояния таким образом, что в день Зимнего солнцестояния, и только в этот день, солнечные лучи проходят напрямую через коридор к самой гробнице и освещают ее внутреннюю камеру. Внутренняя камера покрыта загадочными мегалитическими символами, смысл которых до сих пор не ясен. Они подтверждают удивительный уровень развития этой культуры. Мы не знаем, что именно этот курган означал для древних людей, но можем представить, как в день Зимнего солнцестояния здесь устраивали празднество, а жрецы и жрицы заходили во внутреннюю камеру гробницы, чтобы наблюдать это ежегодно повторяющееся чудо. Зимнее солнцестояние символизирует, главным образом, смерть солнца. В этот день солнце находится в самой низкой точке над горизонтом, а потом наступает новое рождение и новая жизнь. Что лучшее объясняет смысл гробницы и идею путешествовать в иной мир, чем смерть, последующее воскрешение и возобновление цикла?

Возможно ли, что ориентировка Ньюгрейнджа по небесным объектам была задумана, как символ путешествия к загробной жизни, как считают некоторые приверженцы теории инопланетного вмешательства? Мы постоянно используем термин «спиральная галактика». Возникает вопрос, не связаны ли некоторые из этих спиралей каким-то образом с межгалактическим путешествием. В соответствии с тем, что мы знаем о верованиях строителей Ньюгрейнджа и, главным образом, об их верованиях относительно путешествий мертвых, мы понимаем, что речь идет о космическом путешествии.

При рассмотрении знаменитых могильных курганов, разбросанных по всему миру, этих курганов круглой формы, сама их форма наводит на мысль о летающих тарелках или об НЛО, а строения в виде спирали нередко использовались, как символы путешествия во времени, а именно так инопланетяне, вероятно, и попадали на Землю. Могут ли сотни могильных курганов, существующих на Земле, сообщаться между собой посредством какой-либо внеземной связи? И если это так, возможно ли, что инопланетяне использовали эти курганы как порталы для межгалактических путешествий, как предполагают сторонники теории палеоконтакта? Возможно, эти нереальные (на первый взгляд) идеи не так сложно представить себе, как кажется, особенно, если учесть, что подобные явления происходят в наше время в юго-западном регионе Северной Америки.

Округ Сьерра. Штат Нью-Мексика. 2010 год. Три, два, один, пуск! Авиакомпания «Селестис Инкорпорейтед» осуществляет один из первых личных космических полетов, оказывая новые похоронные услуги уникального свойства. Эта компания отправляет в космос прах умерших. Среди них, создатель сериала «Звездный путь» Джин Родденберри, символ 60-х годов Тимоти Лири и даже астронавт Гордон Купер, участник программы НАСА «Меркурий». «Селестис» арендует камеры на конвенционных ракетах, выводящих на орбиту Земли спутники и другие объекты. Они берут семь граммов пепла и запускают их в космос в миниатюрных контейнерах. Это невероятное достижение, так как на данный момент у нас есть возможность отправить в космос прах умерших. Стоит задаться вопросом, не воссоздание ли это древней идеи использования лодок или каких-нибудь других символов, с помощью которых царей и фараонов готовили к возвращению на небеса.

Но почему люди хотят отправить своих усопших в космос? Является ли это воплощением неосознанного стремления человека вернуться к звездам после смерти? Можно ли связать это каким-то образом с существованием уже сотни лет верой людей в рай, в утопический мир, находящийся где-то далеко, за пределами нашего мира? Интересно, что это происходит именно с теми людьми, которые обладали каким-то предвидением, которые хотели повести человечество в космос, повести его на поиски открытий, чтобы попытаться узнать, нет ли там других живых созданий. Интересно, что в будущем нам предстоит встречаться с этим все чаще и чаще, и мы станем ближе к образу мыслей наших предков. Возможно, когда-нибудь людям удастся отправить в космос целое тело, с целью восстановления связи с нашими предками. Мы сделаны из звездного материала, а вся Вселенная состоит из звездной пыли. Поэтому вполне естественно, что некоторые люди хотят, чтобы их прах отправили обратно в космос. В античном мире люди считали себя бессмертными душами, на короткое время оказавшимися в человеческом теле. Возможно, эти реинкарнации происходят снова и снова. Считалось, что какая-то часть личности продолжает существовать вне физического мира и гробница, в определенном смысле, является бессмертным домом для этой части личности человека.

Возможно ли, как считают некоторые исследователи, что люди уже давно пытаются связаться со своими внеземными источниками? И если это так, могли ли древние гробницы, существующие по всему миру, быть построены для того, чтобы легче было совершать путешествие в космос, даже после смерти? Сложно сказать, что думали наши предки, глядя в ночное небо: может быть, они чувствовали свою ничтожность рядом с его величием, может быть, задумывались о том, чем являются звезды на небе. Возможно, поэтому у них возникла мифология о богах, богинях и других существах, живущих в небесном мире над нами. Может быть, именно поэтому многие их древние храмы ориентированы по небесным телам.


Никто из живущих на земле людей не знает, что нас ждет после смерти. В земной жизни человека точку ставит могила, однако, в некоторых случаях даже в ней усопший не может обрести покой. Далее вас ждут самые таинственные захоронения в мире, вокруг которых ходит немало мистических легенд.

Розалия Ломбардо (1918 - 1920, катакомбы капуцинов в Италии)

В возрасте 2-х лет эта девочка умерла от пневмонии. Безутешный отец не мог расстаться с телом дочери и обратился к Альфредо Салафия, чтобы тот забальзамировал тело ребенка. Салафия проделал колоссальную работу (высушил кожу смесью спирта и глицерина, заменил кровь на формальдегид и использовал салициловую кислоту для предотвращения распространения грибка по телу). В результате тело девочки, находящееся в герметичном гробу с азотом, выглядит так, как будто она уснула.

Клетки для мертвецов (Викторианская эпоха)

Во времена Викторианской эпохи над могилами сооружали металлические клетки. Их предназначение точно не известно. Одни полагают, что так могилы защищали от разорителей, другие думают, что это делалось для того, чтобы мертвецы не выходили из могил.

Таира но Масакадо (940, Япония)

Этот человек был самураем и в эпоху Хэйан он стал лидером одного из крупнейших восстаний против правления Киото. Восстание подавили и в 940-м году Масакадо обезглавили. Согласно историческим хроникам, голова самурая не гнила три месяца и все это время быстро вращала глазами. Потом голову захоронили, а позже на месте захоронения был построен город Токио. Могилу Таира берегут до сих пор, так как японцы верят в то, что если ее потревожить, то можно навлечь беду на Токио и на всю страну. Сейчас эта могила является старейшим в мире захоронением, которое поддерживают в идеальной чистоте.

Лилли Грэй (1881-1958, кладбище Солт Лэйк Сити, США)

Надпись на надгробие гласит «Жертва зверя 666». Муж Лилли Элмер Грей называл так правительство США, которое он и обвинял в смерти своей супруги.

Семейный склеп Чейзов (Барбадос)

Фамильный склеп этой четы - одно из самых загадочных мест на Карибских островов. В начале XIX века здесь несколько раз обнаруживали, что гробы перемещались после того, как их помещали в склеп, при этом было установлено, что в склеп никто не входил. Некоторые гробы стояли вертикально, другие находились на ступеньках у самого входа. В 1820 году по распоряжению губернатора гробы перевезли на другое место, а вход в склеп навсегда закрыли.

Мэри Шелли (1797 - 1851, часовня Святого Питера, Дорсет, Англия)

В 1822 году Мэри Шелли кремировала тело своего супруга Перси Биши Шелли, погибшего в результате несчастного случая в Италии. После кремации среди праха обнаружили неповрежденное сердце мужчины, его женщина забрала домой в Англию и хранила до самой смерти. В 1851-м году Мэри скончалась, и ее похоронили вместе с сердцем мужа, которое она хранила в рукописи «Адонай: Элегия смерти».

Русская мафия (Екатеринбург, Россия)

Памятники в полный рост, установленные на могилах представителей криминального мира, видели многие из нас. На некоторых памятниках даже можно встретить видеокамеры, защищающие их от вандалов.

Инес Кларк (1873 - 1880, Чикаго, США)

В 1880-м году 7-летняя Инес скончалась от удара молнии. По заказу родителей на ее могиле установили скульптуру-памятник в кубе из оргстекла. Скульптура выполнена в рост девочки, изображая ее сидящей на скамейке с цветком и зонтиком в руках.

Китти Джей (Девон, Англия)

Невзрачный холм, поросший травой, местные жители называют могилой Джей. В конце XVIII века Китти Джей покончила жизнь самоубийством, а ее могила стала культовым местом для охотников за привидениями. Так как самоубийц нельзя было хоронить не кладбище, Китти похоронили на перекрестке дорог, чтобы ее душа не смогла найти путь к загробной жизни. До сих пор на ее могиле постоянно появляются свежие цветы.

Елизавета Демидова (1779 - 1818, кладбище Пер-Лашез, Париж, Франция)

В возрасте 14 лет Елизавету Демидову выдали замуж за первого князя Сан-Донато, которого она не любила. Несчастная была одной из самых богатых женщин своего времени, и в наследстве все свое состояние она завещала тому человеку, который сможет провести неделю в ее склепе без еды. До сих пор это никто так и не сделал, а потому ее состояние остается невостребованным.