Тайна каменной головы (5 фото). Парк сергиевка в петергофе Парк сергиевка каменная голова как добраться

Старинная усадьба герцогов Лейхтенбергских красива в любое время года. Несмотря на некоторую запущенность, она до сих пор производит яркое впечатление на путешественников. Государь Николай I, подаривший поместье своей дочери Марии в честь ее бракосочетания с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским, пригласил для строительства дворца новобрачным архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера.

Дворцово-парковый ансамбль, созданный этим талантливым зодчим, был достоин своих царственных владельцев. Но в наше время, пожалуй, больше всего привлекает туристов таинственный памятник, расположенный в глубине парка. Никто не знает его автора и прототипа, а уж количество тайн и легенд, окутывающих его, может удивить любого.

И уйдет Санкт-Петербург под землю…

Пройдя по дорожке вдоль берега речки Кристательки, протекающей по дну каменистого оврага, вы выйдете на небольшую полянку. Что за необычное творение? Перед нами прямо из земли вырастает огромная голова-валун с родником, бьющим у ее основания. Массивное гранитное лицо высечено из цельного камня. Черты витязя лаконичны, выразительны и омрачены глубокой печалью. Что же так опечалило русского богатыря? Легенда гласит, что когда иссякнет родник, бьющий из под головы, то провалится она под землю. И случится тогда горе великое - исчезнет град Петров с лица земли вместе с людьми и домами.

“Пред ним живая голова”

Вы помните эти строки из “Руслана и Людмилы”? Исследователи пушкинского наследия утверждают, что в июле 1818 года Александр Сергеевич совместно со своим другом Николаем Раевским посетил Сергиевскую усадьбу. Возможно, именно эта каменная глыба и стала прообразом живой головы, так ярко нарисованной Пушкиным в поэме “Руслан и Людмила”.

Крестный отец

Третья легенда гласит, что в семье мастера-каменотеса с Петергофской Гранильной фабрики родилась дочь. Государь Петр I стал крестным отцом прелестной девочки. В память об этом событии благодарный мастер увековечил черты императора в камне.

Сам император

Еще одна, маловероятная, версия происхождения памятника гласит, что это - голова самого императора Петра I. Существует два варианта ее появления. Первый - памятник был заказан Сергеем Петровичем Румянцевым, потомком Александра Ивановича Румянцева, который приходился сподвижником и соратником государю. Но, якобы, памятник не понравился заказчику, и он велел его закопать. Второй - голова Петра выполнена по заказу императора Павла I, решившего таким образом увековечить память о своем предке.

Шведский герой

Ну, и последняя, самая невероятная история рассказывает, что голова - это часть памятника какому-то шведскому королю. Высеченная во времена господства шведов на берегах Финского залива, она по каким-то причинам не была вывезена владельцем, а осталась в глубоком овраге.

Мифы и реальность

Чьи же черты запечатлел в камне неизвестный автор? По некоторым сведениям каменная голова появилась в парке в 1800 году. Предположительно, автором проекта был довольно известный в то время архитектор Франц Петрович Броуэр. Имя самого каменотеса история от нас скрыла. В разнообразных документальных и художественных источниках скульптуру называют “Русич”, “Старик”, "Адамова голова", “Воин”. Пожалуй, название “Воин” подходит каменному изваянию больше всего - в переносице видно отверстие, в котором когда-то крепился металлический шлем. В настоящее время эта деталь утрачена.

Кроме головы в овраге ранее располагалось еще множество каменных памятников, но, более маленького размера. Например, обелиск из оврага в настоящее время установлен в Александрии и носит название Памятник работным людям. А на территории парка до сих пор можно найти скамью, вырубленную из цельного куска гранита.

Голова и современность

Интерес к скульптуре возродился в 1930-хх годах. Тогда в журнале “Спартак” была опубликована фотография юных пионеров, сидящих на гранитном памятнике. В эти годы появилась традиция коллективных снимков на фоне каменной головы. Среди творческой интеллигенции возникла примета - если погладить каменную скульптуру и выпить воды из родника, то всегда будет сопутствовать вдохновение и удача.

Если эту голову не раскапывают, и стараются не светить, значит знают, что это такое. Тоже самое и с

Оригинал взят у sibved в Петергоф. Сергиевский парк. Каменная голова

В Сергиевском парке - дворцово-парковом ансамбле, располагающемся в Петергофе, западнее дворца Лейхтенбергских, в овраге, у речки Кристательки находится вросшая в землю чудо-голова, высеченная из огромного валуна, под названием «Старик» или «Адамова голова».

Официальная версия. Появилась голова, по историческим записям, в 1800 году, при тогдашнем владельце - Сергее Румянцеве (потомке сподвижника Петра I - Александра Румянцева). Монумент выполнен по проекту архитектора Ф.Броуэра, работавшего на рубеже XVII-XVIII веков в Петербурге.

Такое ощущение, что где-то под землей скрыто тело этой головы (скульптура). Возможно, что уже в поврежденном, поломанном состоянии, но все же есть.
Трудно объяснить соседство следов эрозии камня и одновременные четкие линии каменных дел мастера. Либо на голове было еще что-либо (шлем витязя, например). Отверстие в носовой перегородке говорит о таком варианте. А может быть, кто-то проверял - не полая ли она?

Копать любителям запрещено. Это могут сделать только «аккредитованные» заведения, археологи. Но как видно, они сюда не спешат.

У Сергиевки есть и второе неофициальное имя - усадьба герцога Лейхтенбергского


Фото с близкого расстояния. Видны следы эрозии камня.


Отверстие неглубокое. Туристы как обычно оставляют монеты.

На территории парке кроме самого дворца и «каменной головы» так же есть и другие объекты из камня


Валуны, в числе которых встречаются экземпляры с плоскими гранями. Разрушенная древняя кладка?

Место очень интересное. Жаль только не так широко посещаемое, как достопримечательности самого Питера, да и сами культурные памятники (усадьба) находятся не в самом лучшем состоянии.
Тем более, далеко не все жители России, но и Питера знают про это место. Ранее выкладывал подобную информацию на форуме

Добро пожаловать в парк Сергиевка, что находится в окрестностях Санкт-Петербурга, на границе между посёлком Мартышкино и Старым Петергофом. Парк известен (но немногим) как бывшая усадьба Лейхтенбергских и считается уникальным памятником культуры и истории XIX (пишу прописью: «девятнадцатого», зачем - объясню позже) века.

Первоначально здесь было несколько «приморских мест» Петра Первого. Их владельцы: царевич Алексей, Пётр Второй (до коронации), графы А.И. Румянцев, П.А. Румянцев-Задунайский, В.Л. Долгоруков.

В 1820-м году все эти небольшие поместья были собраны в одну усадьбу Кириллом Нарышкиным, который и создал здесь парк со множеством построек.

В 1839-м имение было куплено у Нарышкина в качестве свадебного подарка для дочери императора Николая Первого, Марии, выходящей замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского. После чего сюда были вложены немалые средства с целью создания райского уголка для царской дочки. В планировке парка принял участие П. Эрлер, создававший Петергоф.

Такова, вкратце, история.

А теперь то, о чём хочу рассказать: если спуститься по одной из парковых дорожек вдоль ручья, текущего в овраг, перед нами откроется невероятное зрелище - огромная, каменная, наполовину вросшая в землю… ГОЛОВА!


Откуда она там взялась, кто её туда притащил, и когда - великая тайна, покрытая мраком. Её называют «Стариком», «Адамовой головой», «Самсоновой головой», «Русичем». Есть гипотезы:

Что она создана в 1800 г. по велению Павла Первого архитектором Броуэром.

Что у неё некогда был шлем, о чём свидетельствует отверстие на переносице, сделанное для крепления защитной пластинки и некая «недоделанность» черепа.

Что это голова Петра Первого, выточенная мастером Петергофской Гранильной фабрики в благодарность за то, что сам царь-амператор крестил дочь сего мастера (Какая, однако, гипертрофированная благодарность! И почему только голова?).

Пушкин видел это произведение искусства будучи совсем молодым, в 1818-м, отчего и вдохновился впоследствии на описание образа говорящей головы богатыря из «Руслана и Людмилы».


Фото для визуального определения размера артефакта

Подытожим:

Парк распланирован и обустроен после 1839-го.

Голова явно существовала до этого момента, она находится настолько ниже уровня проходящей мимо дорожки, что давность её появления здесь очевидна.

Она НИКАК не соответствует по стилю ни одной из тамошних скульптур.

И, вообще, откуда сей языческий гигантизм а-ля ольмеки-из-южной-америки в России, рядом с православной «домашней» церковью?

Усадьба находится в плачевном состоянии, экскурсий туда не водят - что, рассказать нечего?

Герцог, супруг Марии Николавны, был человеком умным и влюблённым в разного вида искусства. Он также написал несколько работ по гальванопластике,а в 1854-м открыл своё «Санкт-Петербургское гальванопластическое и художественной бронзы заведение», где с успехом занимался изготовлением статуй и барельефов, и даже делал что-то из убранства Исаакиевского собора.

Он мог добаловаться со своей гальванопластикой до вот такой совершенно потрясающей головы. Но - проблема в том, что сия штуковина мирно врастала в землю и ДО появления славного герцога Максимилиана.

Вопрос - так КТО ЖЕ ЕЁ СОЗДАЛ? Нет ответа….

Напоследок несколько фото из серии "допотопный Санкт-Петербург". Великолепные мостики и усадьбы в так называемом "античном" стиле, идеальная кладка из каменных (гранитных) блоков (ровных или с фаской по краям), колонны, статуи, портики...


Людей всегда интересовали древние цивилизации и их невероятные способности создавать мегалиты. Одной из таких тайн являются резные каменные головы цивилизации ольмеков, обнаруженные в Мексике. Эти древние гигантские скульптуры изображают головы людей с плоскими носами, слегка раскосыми глазами и пухлыми щеками. На данный момент раскопано семнадцать загадочных каменных голов, но никто не знает, почему они расположены в том или ином месте, зачем их делали и как их доставили в места, где сейчас находят.


Первые археологические исследования цивилизации ольмеков датируются 1938 годом. Как ни странно, эти экспедиции начали проводить через довольно длительное время после открытия первой гигантской головы в 1862 году в Трес-Сапотес.


Семнадцать гигантских каменных голов ольмеков были найдены в четырех местах вдоль побережья Мексиканского залива, в местах, в которых когда-то процветала цивилизация ольмеков.


Большинство каменных голов ольмеков были вырезаны из круглых валунов, кроме двух огромных голов из Сан-Лоренцо Теночтитлан, которые были вырезаны на гигантских каменных тронах. Любопытно, что еще один памятник, массивный каменный трон, который расположен в Такалик-Абах в Гватемале, возможно, был вырезан наоборот - из колоссальной головы.


Этот монументальный трон является единственным известным примером подобной резьбы, которую нашли не в 4 местах, где обнаруживали каменные головы. Точный возраст этих колоссальных голов до сих пор полностью не установлен. Ученые изучили четыре места, где находили головы ольмеков - Сан-Лоренцо, Ла-Вента, Трес-Сапотес и Ранчо-ла-Кобата, чтобы получить представление о том, как они связаны между собой.


Монументальные головы в Сан-Лоренцо были захоронены около 900 г. до н.э., но есть четкие свидетельства того, что их создавали намного раньше. Что интересно, несмотря на то, что (как считают ученые) головы с Сан-Лоренцо самые старые из всех, они поражают своей идеальной резьбой.


С датировкой в других местах раскопок все сложнее - скульптуры в Трес-Сапотес были перемещены из места их первоначального создания, прежде чем они были исследованы археологами, а головы в Ла-Венте были частично раскопаны и извлечены из земли, когда их обнаружили. Таким образом, фактический период создания гигантских голов ольмеков может охватывать как сто, так и тысячу лет.


Все ольмекские каменные головы относятся к раннему доклассическому периоду Мезоамерики (1500 г. до н.э. - 1000 г. до н.э.), хотя две головы в Трес-Сапотес и одна голова из Ранчо-ла-Кобата признаны как относящиеся к середине доклассического периода (1000 г. до н.э. - 400 г. до н.э). В основном цивилизация ольмеков располагалась на побережье Мексиканского залива на участке примерно в 275 км вдоль побережья и на 100 км вглубь территории (сейчас на этом месте находятся два современных мексиканских штата Табаско и Веракрус.


Цивилизация ольмеков считается первой «крупной» культурой в Мезоамерике - она существовала в этой области Мексики между 1500 г. до н.э. и 400 г. до н.э. Будучи одной из «Шести колыбелей цивилизации» в мире, цивилизация ольмеков является единственной, которая развивалась в тропическом лесу. Считается, что вырезание и размещение каждой колоссальной каменной головы должно было быть одобрено и скоординировано ольмекскими правителями.


Также строительство нужно было тщательно спланировать, принимая во внимание усилия, связанные с получением необходимых ресурсов и рабочей силы. Таким образом, кажется, что только самые влиятельные ольмеки могли позволить себе подобное. Что касается рабочей силы, то нужны были далеко не только скульпторы, но и лодочники, плотники, надзиратели и другие ремесленники, которые помогали создать и переместить скульптуру.


В дополнение к этому также нужен был персонал, необходимый, чтобы кормить всех работников. Также нужно было учитывать сезонные циклы и уровень воды в реках, чтобы планировать производство огромных скульптур. На самом деле, на весь проект, от начала до конца, могли потребовались годы. Археологическая экспертиза ольмекских творений позволяет предположить как именно делали эти каменные головы.


Во-первых, валуны сначала грубо обрабатывали, откалывая как крупные, так и небольшие фрагменты породы. Затем производилась более тонкая резьба с помощью скульптурного молотка. В завершающей стадии использовали абразивные материалы для шлифовки. Каменные головы ольмеков отличаются тем, что обычно у них были тшательно вырезаны лица, и намного менее скрупулезно подходили к деталям головных уборов и украшений на ушах.


Все семнадцать каменных голов были вырезаны из базальтового камня, который добывали в горах Сьерра-де-лос-Тукслас в штате Веракрус. Эти валуны находили в районах, пострадавших от крупных вулканических оползней, которые «спускали» огромные валуны вниз по горным склонам. Ольмеки тщательно отбирали валуны, которые изначально имели сферическую форму, чтобы им было легче придавать вид человеческой головы. Затем валуны перевозили от горных склонов на расстояние до 150 км.


Современные ученые недоумевают, как ольмеки могли транспортировать такие огромные массы базальта, тем более, что у них не было тягловых животных, а также эта цивилизация не использовала колесо. Головы ольмеков различаются по весу от от шести до пятидесяти тонн, а высотой примерно от 1,5 до 3,65 метров. Заднюю часть этих каменных памятников часто делали плоской.


Это заставило ученых предположить, что первоначально головы прислоняли к стене во время работы резчиков. Все гигантские каменные головы ольмеков имеют уникальные головные уборы. Предполагается, что ольмеки делали (естественно, в жизни, а не на скульптурах) подобные головные уборы из шкур животных или ткани.


На некоторых из каменных голов даже виден завязанный узел на задней части головы, а у других головные уборы украшены перьями. Также у большинства голов есть большие серьги в мочках ушей. Все головы являются реалистическими точными копиями мужчин. Вполне вероятно, что они были скульптурами известных правителей ольмеков. Все 17 каменных голов находятся на постоянной основе в Мексике, в основном в музеях антропологии.

По маиериалам: thevintagenews.com

В продолжение темы для всех, кому интересна история древних цивилизаций .

В Сергиевском парке - дворцово-парковом ансамбле, располагающемся в Петергофе, западнее дворца Лейхтенбергских, в овраге, у речки Кристательки находится вросшая в землю чудо-голова, высеченная из огромного валуна, под названием «Старик» или «Адамова голова».

Официальная версия. Появилась голова, по историческим записям, в 1800 году, при тогдашнем владельце – Сергее Румянцеве (потомке сподвижника Петра I – Александра Румянцева). Монумент выполнен по проекту архитектора Ф.Броуэра, работавшего на рубеже XVII-XVIII веков в Петербурге.

Такое ощущение, что где-то под землей скрыто тело этой головы (скульптура). Возможно, что уже в поврежденном, поломанном состоянии, но все же есть.
Трудно объяснить соседство следов эрозии камня и одновременные четкие линии каменных дел мастера. Либо на голове было еще что-либо (шлем витязя, например). Отверстие в носовой перегородке говорит о таком варианте. А может быть, кто-то проверял – не полая ли она?

Копать любителям запрещено. Это могут сделать только «аккредитованные» заведения, археологи. Но как видно, они сюда не спешат.

У Сергиевки есть и второе неофициальное имя - усадьба герцога Лейхтенбергского


Фото с близкого расстояния. Видны следы эрозии камня.


Отверстие неглубокое. Туристы как обычно оставляют монеты.

На территории парке кроме самого дворца и «каменной головы» так же есть и другие объекты из камня


Валуны, в числе которых встречаются экземпляры с плоскими гранями. Разрушенная древняя кладка?

Место очень интересное. Жаль только не так широко посещаемое, как достопримечательности самого Питера, да и сами культурные памятники (усадьба) находятся не в самом лучшем состоянии.
Тем более, далеко не все жители России, но и Питера знают про это место. Ранее выкладывал подобную информацию на форуме