Судьба потомков Сталина: почему Александр Бурдонский отказался от фамилии деда. Дети василия сталина их судьба Александр бурдонский личная жизнь семья

Александр Васильевич Бурдонский (род. 14 октября , Куйбышев , РСФСР , СССР) - советский и российский режиссёр-постановщик Центрального академического театра Российской армии , Народный артист России () , Заслуженный деятель искусств РСФСР (1985).

Внук Председателя Совета министров СССР И. В. Сталина , старший сын генерал-лейтенанта авиации В. И. Сталина .

Биография

В течение десяти лет вместе с Элиной Быстрицкой преподавал в ГИТИСе .

Бездетный вдовец. Был женат на своей однокурснице Дале Тумалявичуте, которая работала главным режиссёром Молодёжного театра.

Творчество

Постановки

Центральный академический театр Российской армии

  • «Тот, кто получает пощёчину » по Леониду Андрееву
  • «Дама с камелиями » А. Дюма-сына
  • «Снеги пали » Р. Феденёва
  • «Сад» В. Арро
  • «Орфей спускается в ад » Т. Уильямса
  • «Васса Железнова » Максима Горького
  • «Ваша сестра и пленница » Л. Разумовской
  • «Мандат » Николая Эрдмана
  • «Условия диктует леди » Э. Элиса и Р. Риза
  • «Последний пылко влюблённый » Н. Саймона
  • «Британик » Ж. Расина
  • «Деревья умирают стоя » Алехандро Касона
  • «Дуэт для солистки» Т. Кемпински
  • «Шарады Бродвея» М. Орра и Р. Дэнем
  • «Арфа приветствия» М. Богомольного
  • «Приглашение в замок» Ж. Ануйя
  • «Дуэль королевы» Д. Маррелла
  • «Серебряные колокольчики«» Г. Ибсена
  • «Та, которую не ждут…» Алехандро Касона
  • «Чайка» А. Чехова
  • «Элинор и её мужчины » Джеймс Голдмен
  • «Игра на клавишах души» по пьесе «Лив Штайн» Н. Харатишвили
  • «С тобой и без тебя» К. Симонова
  • «Этот безумец Платонов» по пьесе «Безотцовщина» А. П. Чехова

Признание и награды

Напишите отзыв о статье "Бурдонский, Александр Васильевич"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Бурдонский, Александр Васильевич

Она остановилась. Ей так нужно было, чтобы он сказал это слово, которое бы объяснило ей то, что случилось и на которое она бы ему ответила.
– Nathalie, un mot, un seul, – всё повторял он, видимо не зная, что сказать и повторял его до тех пор, пока к ним подошла Элен.
Элен вместе с Наташей опять вышла в гостиную. Не оставшись ужинать, Ростовы уехали.
Вернувшись домой, Наташа не спала всю ночь: ее мучил неразрешимый вопрос, кого она любила, Анатоля или князя Андрея. Князя Андрея она любила – она помнила ясно, как сильно она любила его. Но Анатоля она любила тоже, это было несомненно. «Иначе, разве бы всё это могло быть?» думала она. «Ежели я могла после этого, прощаясь с ним, улыбкой ответить на его улыбку, ежели я могла допустить до этого, то значит, что я с первой минуты полюбила его. Значит, он добр, благороден и прекрасен, и нельзя было не полюбить его. Что же мне делать, когда я люблю его и люблю другого?» говорила она себе, не находя ответов на эти страшные вопросы.

Пришло утро с его заботами и суетой. Все встали, задвигались, заговорили, опять пришли модистки, опять вышла Марья Дмитриевна и позвали к чаю. Наташа широко раскрытыми глазами, как будто она хотела перехватить всякий устремленный на нее взгляд, беспокойно оглядывалась на всех и старалась казаться такою же, какою она была всегда.
После завтрака Марья Дмитриевна (это было лучшее время ее), сев на свое кресло, подозвала к себе Наташу и старого графа.
– Ну с, друзья мои, теперь я всё дело обдумала и вот вам мой совет, – начала она. – Вчера, как вы знаете, была я у князя Николая; ну с и поговорила с ним…. Он кричать вздумал. Да меня не перекричишь! Я всё ему выпела!
– Да что же он? – спросил граф.
– Он то что? сумасброд… слышать не хочет; ну, да что говорить, и так мы бедную девочку измучили, – сказала Марья Дмитриевна. – А совет мой вам, чтобы дела покончить и ехать домой, в Отрадное… и там ждать…
– Ах, нет! – вскрикнула Наташа.
– Нет, ехать, – сказала Марья Дмитриевна. – И там ждать. – Если жених теперь сюда приедет – без ссоры не обойдется, а он тут один на один с стариком всё переговорит и потом к вам приедет.
Илья Андреич одобрил это предложение, тотчас поняв всю разумность его. Ежели старик смягчится, то тем лучше будет приехать к нему в Москву или Лысые Горы, уже после; если нет, то венчаться против его воли можно будет только в Отрадном.
– И истинная правда, – сказал он. – Я и жалею, что к нему ездил и ее возил, – сказал старый граф.
– Нет, чего ж жалеть? Бывши здесь, нельзя было не сделать почтения. Ну, а не хочет, его дело, – сказала Марья Дмитриевна, что то отыскивая в ридикюле. – Да и приданое готово, чего вам еще ждать; а что не готово, я вам перешлю. Хоть и жалко мне вас, а лучше с Богом поезжайте. – Найдя в ридикюле то, что она искала, она передала Наташе. Это было письмо от княжны Марьи. – Тебе пишет. Как мучается, бедняжка! Она боится, чтобы ты не подумала, что она тебя не любит.
– Да она и не любит меня, – сказала Наташа.
– Вздор, не говори, – крикнула Марья Дмитриевна.
– Никому не поверю; я знаю, что не любит, – смело сказала Наташа, взяв письмо, и в лице ее выразилась сухая и злобная решительность, заставившая Марью Дмитриевну пристальнее посмотреть на нее и нахмуриться.
– Ты, матушка, так не отвечай, – сказала она. – Что я говорю, то правда. Напиши ответ.
Наташа не отвечала и пошла в свою комнату читать письмо княжны Марьи.
Княжна Марья писала, что она была в отчаянии от происшедшего между ними недоразумения. Какие бы ни были чувства ее отца, писала княжна Марья, она просила Наташу верить, что она не могла не любить ее как ту, которую выбрал ее брат, для счастия которого она всем готова была пожертвовать.
«Впрочем, писала она, не думайте, чтобы отец мой был дурно расположен к вам. Он больной и старый человек, которого надо извинять; но он добр, великодушен и будет любить ту, которая сделает счастье его сына». Княжна Марья просила далее, чтобы Наташа назначила время, когда она может опять увидеться с ней.
Прочтя письмо, Наташа села к письменному столу, чтобы написать ответ: «Chere princesse», [Дорогая княжна,] быстро, механически написала она и остановилась. «Что ж дальше могла написать она после всего того, что было вчера? Да, да, всё это было, и теперь уж всё другое», думала она, сидя над начатым письмом. «Надо отказать ему? Неужели надо? Это ужасно!»… И чтоб не думать этих страшных мыслей, она пошла к Соне и с ней вместе стала разбирать узоры.
После обеда Наташа ушла в свою комнату, и опять взяла письмо княжны Марьи. – «Неужели всё уже кончено? подумала она. Неужели так скоро всё это случилось и уничтожило всё прежнее»! Она во всей прежней силе вспоминала свою любовь к князю Андрею и вместе с тем чувствовала, что любила Курагина. Она живо представляла себя женою князя Андрея, представляла себе столько раз повторенную ее воображением картину счастия с ним и вместе с тем, разгораясь от волнения, представляла себе все подробности своего вчерашнего свидания с Анатолем.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Бурдонского Александра Васильевича

Александр Васильевич Бурдонский – российский театральный режиссер, внук советского государственного деятеля .

Ранние годы

Александр Васильевич родом из Куйбышева (Самары). В этом городе, расположенном в Среднем Поволжье, он появился на свет 14 октября 1941 года. В тот период гитлеровские войска уверенно продвигались вглубь СССР, и его родители, как и многие советские люди, были эвакуированы подальше от линии фронта. Отцом мальчика являлся сын всесильного главы государства .

Так же, как и отец, Саша носил знаменитую фамилию своего деда, но после его кончины пришлось ее сменить. Новые лидеры государства затеяли кампанию по осуждению культа личности диктатора, поэтому быть тогда было небезопасно. Александр взял фамилию матери Галины и стал Бурдонским.

Что касается отношений внука с дедом, то их как таковых не было. Александр видел своего выдающего родственника изредка, и то издалека. Приблизился к лишь на похоронах, когда тот лежал в гробу. В молодые годы Александр осуждал за тиранию, но со временем пересмотрел свои взгляды и признал его вклад в дело построения социалистического строя.

Семья распалась, когда Саше было четыре года. Мать не смогла добиться разрешения воспитывать сына, и его забрал к себе отец. О нем у Александра остались в основном теплые воспоминания, хотя обладал характером непростым, да и выпивал частенько. А вот о мачехе Екатерине, дочери бывшего наркома обороны Тимошенко, он отзывался нелестно.

Дабы ребенок не отнимал у него много времени, определил его в суворовское училище, которое тот успешно закончил. Но юноша не захотел связать свою жизнь с военной службой: его манил к себе театр.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Творческий путь

Александр Бурдонский пошел обучаться в ГИТИС искусству создания театральных постановок. Наряду с этим решил попробовать сделать актерскую карьеру и стал слушателем курса студии, которая готовила кадры для «Современника». Наставником Александра был незабвенный .

Выпускнику творческого ВУЗа не пришлось долго подыскивать себе работу. Начинающему актеру поступило предложение играть на подмостках Театра на Малой Бронной. Его пригласил туда Анатолий Эфрос. Новичку удалось вжиться в роль шекспировского Ромео, но через три месяца он сменил род деятельности.

Нет, со сценой Александр Бурдонский не распрощался, но перешел в Центральный театр Советской Армии. Там ему доверили готовить постановку спектакля «Тот, кто получает пощёчину». Руководство театра не пожалело о том, что сделало ставку на неопытного режиссера, еще не сделавшего себе имя. Бурдонский с честью справился с заданием, после чего окончательно закрепился в коллективе.

Александру приходилось добиваться признания исключительно благодаря своим способностям и стараниям, и он этим гордился. После смерти о родстве с ним лучше было и не заикаться. Кстати, и в Театр на Малой Бронной он попал вовсе не из-за своего знатного происхождения.

Личная жизнь

Избранницей режиссера стала очаровательная Даля, с которой он учился на одном курсе. Супруга Александра Васильевича, занимавшая должность главного режиссёра в Молодёжном театре, ушла из жизни раньше него. Детей у пары не было.

Уход из жизни

Александр Васильевич Бурдонский скончался в Москве 24 мая 2017 года. В последние годы режиссер страдал от тяжелой болезни, но умер внезапно от остановки сердца. Прощание с народным артистом России состоялось в театре армии, которому он отдал много сил и времени.

Прошло 40 дней, как ушел из жизни народный артист РФ Александр Бурдонский.

45 лет он верой и правдой служил Театру Российской армии. В одном из интервью признался, что хочет уйти на пике. Так и получилось… вспомнили Александра Васильевича вместе с его коллегами по сцене.

Поскольку печальное событие произошло совсем недавно, я в первую очередь спросила, при каких обстоятельствах это случилось.

– Когда Бурдонский попал в больницу, позвонила и спросила у него: «Вы не залежались?» Он ответил, что пока не будет выписываться. На него это было совсем непохоже, – сказала мне народная артистка России Ольга Богданова, ведущая актриса Театра Российской армии. – Александр Васильевич не казался здоровым: бледный, худенький, но у него была невероятная сила духа. На репетициях у него буквально открывалось второе дыхание и все болезни уходили. Казалось, что он на этой силе духа и продержится.

Однако через какое-то время, 9 мая, она позвонила актеру, чтобы поздравить с Днем Победы, и спросила, как бы он отнесся к визиту. Бурдонский сказал: «Обязательно приходи». Слово «обязательно» ее насторожило. И через два дня актриса решила его навестить.

– Честно говоря, немного побаивалась этой встречи, – призналась она мне. – Решила морально подготовиться, попросила медсестру, чтобы меня встретила. Но так получилось, что мы с Бурдонским столкнулись в коридоре. И он очень просто сказал: «Знаешь, у меня рак». У меня все тогда похолодело внутри. Стал рассказывать, что предстоит химиотерапия. Ему было важно знать, сколько еще отпущено и сможет ли после процедур вернуться домой, чтобы работать. Я подбадривала, говорила, что мы, актеры, его очень ждем и готовы бегать к нему на репетиции...

Прощание с Александром Бурдонским / Стоп-кадр YouTube

Почему не взял фамилию вождя?

Несмотря на то, что Александр Бурдонский был внуком Иосифа Сталина, знаменитого деда он видел только на похоронах. Бурдонский с рождения носил фамилию своего отца Василия, был Сталиным, но потом решил взять фамилию матери Галины. Будучи мальчиком, уже понимал, что его дед был палачом многих невинных душ, и называл его тираном.

– В день смерти Сталина мне было ужасно стыдно, что все вокруг рыдают, а я нет, – признавался в одном из интервью Александр Бурдонский. – Сидел возле гроба и видел толпы рыдающих людей. Я скорее был этим испуган, потрясен. А что хорошего я мог к нему питать? За что благодарить? За искалеченное детство, которое у меня было? Быть внуком Сталина – тяжкий крест.

С младенчества ему вбивалось в голову, что надо быть отличником в школе, вести себя примерно. Потом говорили, что должен быть воином, в Суворовское училище отправили, хоть Александр этому сопротивлялся.

Мама Бурдонского разошлась с Василием Сталиным, не выдержав его пьянок, измен и скандалов. Поговаривали, что Василия буквально с пеленок пристрастил к алкоголю его отец: он дразнил жену Надежду Аллилуеву, наливая рюмку годовалому мальчику. Василий лишил Галину возможности общаться с детьми. Ее место заняла мачеха Екатерина Тимошенко.

– Она была женщиной властной и жестокой, – вспоминал Бурдонский. – Мы, чужие дети, ее, видимо, раздражали. Нам не хватало не только тепла, но и элементарной заботы. Кормить нас забывали по три-четыре дня, одних запирали в комнате. Мачеха с нами страшно обращалась. Сестру Надю била жесточайшим образом – у нее почки были отбиты.

Детей у него не было

После таких испытаний Бурдонский все же смог не потерять веру в любовь. Со своей супругой Далей Тумалявичуте (ее не стало в 2006 году) режиссер прожил в счастливом браке 40 лет, но детей у них не было. Как он считал, потому что было слишком тяжелое детство. Свою нереализованную отцовскую любовь отдавал студентам ГИТИСа.

По словам Александра Васильевича, у него было три безумных любви – мама, жена и театр.

– Он был скептичным, саркастичным. Иногда и деспотичным, и грозным: мог прикрикнуть на актеров, если они его не слышали, не чувствовали или не шли с ним в одном русле, – поделилась воспоминаниями актриса Театра Российской армии Анастасия Бусыгина. – Он любил нас больше своей жизни. У него дома хранились все наши подарки, фотографии с нами. Он не был одиноким. И когда уходил из жизни, рядом были любимые люди.

В день, когда не стало Александра Васильевича, на сцене шел его любимый спектакль «Чайка» по А. П. Чехову.

– Он лежал в хорошей частной клинике, – говорит актриса Ольга Богданова. – Актеры пообещали заехать к нему после спектакля. Александр Васильевич дождался. Они рассказали, как прошел спектакль. И после этого на их глазах он впал в забытьё и покинул этот мир.

Накануне вечером ушел из жизни известный режиссер Александр Бурдонский

Накануне поздно вечером в одной из московских клиник не стало Александра Васильевича Бурдонского, режиссера Театра Российской армии, сына Василия Сталина, внука «отца народов». Вся его жизнь была преодолением обстоятельств его родства. Подробнее в материале «Реального времени».

Черный цыпленок на эскалаторе

Мы познакомились с Александром Васильевичем в октябре 1989 года, в одну из первых бесед он рассказал о документальном фильме, который когда-то видел на Московском кинофестивале. Это был фильм венгерских кинематографистов, рассказывающий о птицефабрике. Там по длинной ленте бежали желтые цыплята, и когда они добегали до автомата, он сбрасывал их в корзину.

Но вот на ленту попадал черный цыпленок, от также добегал до нужного места, и фотоэлемент не срабатывал: цыпленок был другого цвета. Трудно быть черным цыпленком, не таким, как все. Александр Васильевич изначально, по факту рождения, был «не такой, как все». Неслучайно, когда он окончил режиссерский факультет ГИТИСа, Юрий Завадский приглашал его в театр им. Моссовета на роль Гамлета, «черного принца». После долгих раздумий Бурдонский отказался.

В честь Суворова

Он родился 14 октября 1941 года в Самаре, тогда Куйбышеве, куда в эвакуацию был отправлен клан Аллилуевых-Сталиных. Его родители познакомились незадолго до войны, Василий Иосифович буквально увел у своего друга-хоккеиста его невесту - очаровательную блондинку Галину Бурдонскую. Ухаживал он красиво, например, мог подлететь к ее двору на небольшом самолете и сбросить букет цветов.

Отец вместе с другом-летчиком Степаном Микояном прилетели в Самару через пару дней - Василию Иосифовичу хотелось похвастаться сыном. Он назвал его Александром в честь Суворова и планировал для него карьеру военного.

Галина Бурдонская и Василий Сталин с маленьким Сашей. Фото bulvar.com.ua

Родители развелись практически сразу же после окончания войны, и Василий Иосифович в отместку бывшей жене не отдал ей детей и запретил даже видеться с ними. Однажды Александр Васильевич нарушил запрет и увиделся с матерью. Когда отец узнал об этом, последовало наказание: он «сослал» сына в Суворовское училище в Тверь.

Бурдонский никогда не видел деда, Сталин не интересовался внуками. Дед для него был символической фигурой на мавзолее, которую можно было видеть на демонстрациях. Не видела тестя никогда в жизни и Галина Бурдонская, хотя известно, что она даже после развода не попала под молот репрессий благодаря защите Сталина. Однажды он вызвал Берию и сказал ему: «Светлану и Галину не смей трогать!»

Когда Сталин умер, внука привезли на похороны деда, и он сидел возле гроба, глядя на длинную процессию идущих людей. Никаких эмоций кончина Сталина у него не вызвала. Вскоре был арестован отец, и Александра Васильевича вместе с сестрой Надеждой вернули матери.

Последние годы Василий Иосифович, фигура неоднозначная, трагическая, провел в ссылке в Казани. Здесь же он скончался при загадочных обстоятельствах. Бурдонский с сестрой приезжали в Казань на его похороны. Александр Васильевич потом вспоминал, что официально о смерти Василия Сталина не сообщалась, но весть об этом разнеслась по Казани, и проститься с ним пришло много народа. В его квартиру на Гагарина шли и шли люди, шли молча. Подходили мужчины в гражданской одежде, распахивали полы пальто, и под ними были видны ордена. Так фронтовики прощались с боевым генералом - смелым летчиком. Василий Сталин действительно был асом и на войне не прятался.

«Он же внук Сталина»

Бурдонский никогда не помышлял о карьере военного, с раннего детства он думал только о театре. Два его детских потрясения - это Галина Уланова, виденная в Большом театре, и Владимир Зельдин в спектакле «Учитель танцев».

Василий Сталин на церемонии прощания с отцом. Москва, Колонный зал Дома союзов, 6 марта 1953 года. Фото jenskiymir.com

Он решил поступить в ГИТИС, на режиссерский факультет. Курс набирала легендарная ученица Станиславского Мария Кнебель, чья семья пострадала от репрессий. Она потом рассказывала Александру Васильевичу: «Передо мной стоял внук Сталина, и я понимала, что сейчас могу решить его судьбу. Это длилось доли секунды, и я сказала себе: «Боже, о чем я думаю!.. Он же ни в чем не виноват». Бурдонский позже стал ее любимым учеником.

Он окончил ГИТИС, где учился в одно время и приятельствовал с будущим главным режиссером Камаловского театра Марселем Салимжановым, но не мог найти работу в Москве. Никто не хотел брать в штат внука Сталина. Помогла Мария Кнебель, она взяла его ассистентом на свою постановку «Тот, кто получает пощечины» в Центральный театр Советской армии. И после удачной премьеры Александра Васильевича взяли на работу в этот театр, которому он не изменил до конца жизни.

Помог «Взгляд»

Бурдонский никогда не афишировал своего родства со Сталиным. Его взгляд на деда всегда был взвешенным и объективным. Он принципиально никогда не ставил спектакли об Иосифе Виссарионовиче, хотя такие предложения были. И никогда не занимался политикой.

В годы перестройки он репетировал спектакль по комедии Эрдмана «Мандат», и спектакль, смелый по тем временам, пытались закрыть. Помог Александр Любимов, пригласивший режиссера в суперпопулярную тогда программу «Взгляд», тогда многие и узнали, что Александр Бурдонский - родной старший внук Иосифа Сталина.

Александр Васильевич был одним из ярких представителей романтизма в русском театре. Театр был самой большой любовью в его жизни. Он работал в русле русского психологического театра, не изменив ему ни разу. А на это сейчас уже нужна большая смелость. Его «Шарады Бродвея» или «Приглашение в замок» были безукоризненно стильными. «Дама с камелиями» - ностальгически-прекрасной. Постановки пьес Чехова подобны нежным ноктюрнам.

Театр был самой большой любовью в его жизни. Он работал в русле русского психологического театра, не изменив ему ни разу. Фото molnet.ru

Несколько лет назад Александр Бурдонский приезжал с гастролями в Казань, на его спектакли были аншлаги. Посетить могилу отца он уже не мог - непонятные «родственники» к этому времени уже перезахоронили прах генерала Василия Сталина в Москве.

Трудно быть «черным цыпленком». Трудно не впасть в искушение, почувствовав свою «особенность» в силу звездного родства, как и нелегко было выдержать годы ниспровержения Сталина и той нелюбви, что неумными людьми проецировалась на его родственников. Он выдержал все испытания достойно.

Татьяна Мамаева

История семьи, с которой Александр Бурдонский, естественно, был связан неразрывно, преследовала его всю жизнь. Он ставил спектакли, стал в театре авторитетом, очень много сделал для него, но при этом развивалась другая часть его жизни - состоящая из бесконечных «отсылов» к прошлому

Руслан Шамуков/ТАСС

Биография Бурдонского - это нелегкий путь борьбы за право быть самим собой. Он родился в 1941 году, после окончания Калининского суворовского училища и режиссерского факультета ГИТИСа учился еще и на актерском курсе при "Современнике" у Олега Ефремова. В театр первым его позвал Анатолий Эфрос, тогда работавший на Малой Бронной. Но вскоре ему предложили сыграть роли в постановке Центрального театра Советской армии, и все прошло так удачно, что после премьеры Бурдонского стали активно зазывать в театр "на постоянку". И он согласился. Этот театр и стал его судьбой.

История семьи, с которой он, естественно, был связан неразрывно, преследовала его всю жизнь. Он ставил спектакли, стал в театре авторитетом, очень много сделал для него, но при этом, почти параллельно, развивалась другая часть его жизни - состоящая из бесконечных "отсылов" к прошлому.

Бурдонский первым из потомков "отца народов" опубликовал результаты исследования своей ДНК, никогда не открещивался от этого родства, но безжалостно расставлял акценты. В его жизни все было завязано на прошлом - при том, что он хотел смотреть только в будущее.

Относительно смерти своего отца, Василия, в 1962 году Бурдонский так и не смог составить себе четкой картины. Как говорится, "вопросы остались". Это было еще одним "камнем преткновения" - не в его, но рядом протекающей жизни было слишком много запутанного, сложного, неоднозначного. Саша Бурдонский видел деда только на его собственных похоронах.

Отрешимся от всего и просто представим: вскоре после смерти деда, к которому внук просто не мог испытывать теплых чувств, Василий был арестован за "антисоветчину". Ему вменяли в вину и злоупотребление служебным положением, да и сам он подставлялся - был не раз застукан за вождение в нетрезвом виде и так далее. Литр водки и литр вина в день были для него "нормой"... Каково Саше было жить с этим? Можно догадаться, если в 13 лет он принципиально поменял фамилию на материнскую. Он был тих, неразговорчив, да и до последнего дня любые "семейные" темы были для него крайне болезненны. Вы только подумайте, какой это душевный разлом: многие родственники его матери, Галины Бурдонской, "сгорели" в "сталинских" лагерях. Как жить с этим?!

Сдержанный, застегнутый на все пуговицы Бурдонский безумно любил мать. И понимал, и знал, что она до последнего мгновения любила его отца - Василия - несмотря на то, что они расстались, хоть и не оформляя развод официально. Она была чужда тому кругу, к которому принадлежал Василий, не терпела его пьянства. По некоторой версии, их расставание с Василием изрядно "подогревал" глава охраны Сталина Николай Власик - это только версия, но у них с Галиной Бурдонской якобы возник конфликт, и всесильный тогда Власик буквально подсунул Василию другую женщину - дочь маршала Семена Тимошенко.

Трудно сказать, было ли именно так, или не было, но для Саши Бурдонского появление в семье мачехи обернулось адом. Екатерина Семеновна могла быть замечательной, но конкретно для них с сестрой, чужих для нее детей, она стала исчадием ада. Трудно себе представить, но внука и внучку Сталина по несколько дней могли не кормить, а сестру - так нехотя рассказывал Бурдонский - она еще и избивала. А дальше... Дальше дети просто наблюдали ужасные сцены выяснения отношений между отцом и мачехой. Бурдонский вспоминал, что когда мачеха получила, наконец, от ворот поворот, свои вещи она вывозила на нескольких машинах... Их общие дети имели несчастную судьбу: Светлана скончалась в 43 года, она от рождения была слаба здоровьем, а Вася в 21 год умер от передозировки наркотиков - он был законченным наркоманом.
А Бурдонские как-то выстояли...

Потом у Саши и Нади появилась другая мачеха - правда, ее, Капитолину Васильеву, чемпионку СССР по плаванию, Бурдонский всегда вспоминал с благодарностью - она и правда заботилась об отце, да и к ним с сестрой была добра. Вернуть детей Галина Бурдонская смогла только после письма Ворошилову. Тогда семья воссоединилась, они жили вместе, только Надя вышла уже замуж за сына актрисы Ангелины Степановой, Александра Фадеева-младшего. На перекрестье фантастического количества судеб младшие Бурдонские строили свою жизнь, пытаясь выпрыгнуть из жизни прошлой. Но она все время пыталась утянуть их обратно...

Подрастая, Саша Бурдонский начал лучше понимать отца. Он вспоминал, как навещал Василия Иосифовича в тюрьме, где видел мятущегося, страдающего человека, буквально загнанного в угол. В его жизни и поступках все было неоднозначно, но он был для Саши отцом. И каково ему было переживать все эти перипетии - можно лишь догадываться. И в итоге, уже став известным режиссером, выросший Саша Бурдонский откровенно выражал свое отношение к собственному искалеченному детству и всем событиям: он говорил, что видеть не может, когда вождя кто-то обожает. И тем более когда совершенным им преступлениям пытаются придать некое "обоснование". Он не рыдал на похоронах деда, не мог ему простить изуверского отношения к людям, болезненно переживал историю с отцом и был счастлив только работая и в кругу своей маленькой семьи.

Родившись в максимально приближенной к самым "верхам" семье, Александр Васильевич стал во многом ее заложником. И великое мужество и силы понадобились ему для того, чтобы сбросить с себя эти невидимые глазом оковы. Не всякому подобное по плечу. Но он был сильным...

Для театра Российской Армии это, конечно, потеря. Как и для тех, кто знал Бурдонского и любил его, его коллег и знакомых.

Редакция "ВМ" выражает глубокие соболезнования родственникам Александра Васильевича и его друзьям.