Старик и море отношение старика к природе. Сочинение Хемингуэй Э.М

Сочинение

Эрнест Миллер Хемингуэй - крупнейший американский писатель XX века, лауреат Нобелевской премии. Это был неповторимый, талантливый человек, мужественно и вольно проживший свою жизнь, не раз подтвердивший оброненную когда-то фразу: «Я ничего не боюсь». Создатель известных всему миру романов «Прощай, оружие!», «По ком звонит колокол?», Хемингуэй писал повести, рассказы, стихи, был прекрасным журналистом.
Весной 1936 года Хемингуэй опубликовал очерк, в котором рассказывал об эпизоде рыбной ловли в Гольфстриме. Старый рыбак поймал большую рыбу, долго тянувшую лодку. Когда его нашли, рыба была обглодана акулами, а рыбак в отчаянии рыдал. Этот подлинный случай стал основой для философской повести «Старик и море», в которой автор рассматривает важные социальные и нравственные темы. Одна из них - взаимоотношения человека и природы.
Старик Сантьяго - бывалый рыбак, который всю жизнь трудится, борясь с лишениями и опасностями. Шрамы на его руках «стары, как трещины в давно уже безводной пустыне». Вся его жизнь связана с морем. Море кормит рыбаков. Но оно ничего не хочет отдавать добровольно. Люди ведут вечную борьбу со стихией, именно эта борьба сделала Сантьяго сильным и волевым человеком. Только таким людям уступает природа часть своих богатств, если человек научится понимать язык природы, чувствовать ее глубокую и сложную жизнь. Проводя много дней в океане, старик Сантьяго ощущает себя частью природы. Герой Хемингуэя связан с морем какими-то внутренними узами. Даже в старости глаза его похожи были цветом на море. «Это были веселые глаза
человека, который не сдается», - пишет Хемингуэй. Трехдневный поединок с пойманной рыбой Сантьяго «выиграл». «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить», - говорит старый рыбак.
Сантьяго понимает и ответственность человека перед природой, чувствует свою вину перед ней. Пойманной рыбе он говорит: «Рыба, я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя, прежде чем настанет вечер... Худо тебе, рыба? Видит Бог, мне самому не легче». Старика тяготит мысль о том, что человек вымогает пищу у моря, убивает своих собратьев - рыб, птиц, зверей. «Как хорошо, что нам не приходится убивать солнце, луну, звезды...»
Повесть «Старик и море» не только вызывает гордость за человека, которого нельзя победить. Она заставляет задуматься о принципах его существования, об отношении к жизни и природе. Человек может многое, он может быть сильнее самой природы. Но он должен понимать свою вечную связь с ней и вечную вину. Пока человек руководствуется совестью и разумом в отношениях с природой, она терпит наше существование и делится своими богатствами.

Другие сочинения по этому произведению

Человек и природа (по рассказу Э. Хемингуэя «Старик и море») (Первый вариант) Старик Сантьяго побежденный или победитель «Старик и море» - книга о человеке, который не сдается Анализ «Старик и море» Хемингуэя Главная тема романа Хемингуэя «Старик и море» Проблематика и жанровые особенности повести Э. Хемингуэя «Старик и море» Гимн человеку (по повести Э. Хемингуэя «Старик и море») Мужественный герой мужественного писателя (по повести Хемингуэя «Старик и море») "Человек создан не для того, чтобы терпеть поражения" (По повести Э. Хемингуэя "Старик и море") Сюжет и содержание повести притчи «Старик и море» Мир был взбудоражен великолепной повестью «Старик и море» Жизненный сюжет и содержание повести притчи Э. Хемингуэя «Старик и море» Особенности стиля Хемингуэя Как я понимаю подвиг старика рыбака в повести «Старик и море» Творчество Э. Хемингуэя после второй Мировой войны Эрнест Миллер Хемингуэй - крупнейший американский писатель XX века, лауреат Нобелевской премии. Это был неповторимый, талантливый человек, мужественно и вольно проживший свою жизнь, не раз подтвердивший оброненную когда-то фразу: «Я ничего не боюсь». Создатель известных всему миру романов «Прощай, оружие!», «По ком звонит колокол?», Хемингуэй писал повести, рассказы, стихи, был прекрасным журналистом.
Весной 1936 года Хемингуэй опубликовал очерк, в котором рассказывал об эпизоде рыбной ловли в Гольфстриме. Старый рыбак поймал большую рыбу, долго тянувшую лодку. Когда его нашли, рыба была обглодана акулами, а рыбак в отчаянии рыдал. Этот подлинный случай стал основой для философской повести «Старик и море», в которой автор рассматривает важные социальные и нравственные темы. Одна из них - взаимоотношения человека и природы.
Старик Сантьяго - бывалый рыбак, который всю жизнь трудится, борясь с лишениями и опасностями. Шрамы на его руках «стары, как трещины в давно уже безводной пустыне». Вся его жизнь связана с морем. Море кормит рыбаков. Но оно ничего не хочет отдавать добровольно. Люди ведут вечную борьбу со стихией, именно эта борьба сделала Сантьяго сильным и волевым человеком. Только таким людям уступает природа часть своих богатств, если человек научится понимать язык природы, чувствовать ее глубокую и сложную жизнь. Проводя много дней в океане, старик Сантьяго ощущает себя частью природы. Герой Хемингуэя связан с морем какими-то внутренними узами. Даже в старости глаза его похожи были цветом на море. «Это были веселые глаза
человека, который не сдается», - пишет Хемингуэй. Трехдневный поединок с пойманной рыбой Сантьяго «выиграл». «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить», - говорит старый рыбак.
Сантьяго понимает и ответственность человека перед природой, чувствует свою вину перед ней. Пойманной рыбе он говорит: «Рыба, я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя, прежде чем настанет вечер... Худо тебе, рыба? Видит Бог, мне самому не легче». Старика тяготит мысль о том, что человек вымогает пищу у моря, убивает своих собратьев - рыб, птиц, зверей. «Как хорошо, что нам не приходится убивать солнце, луну, звезды...»
Повесть «Старик и море» не только вызывает гордость за человека, которого нельзя победить. Она заставляет задуматься о принципах его существования, об отношении к жизни и природе. Человек может многое, он может быть сильнее самой природы. Но он должен понимать свою вечную связь с ней и вечную вину. Пока человек руководствуется совестью и разумом в отношениях с природой, она терпит наше существование и делится своими богатствами.

Цель урока: способствовать воспитанию негативной позиции к хищническому, потребительскому отношению к природе; формировать навыки сравнения, анализа, обобщения; умения связывать экологические проблемы с нравственными; развивать самостоятельность суждений учащихся.

Оборудование:

Портреты Э. Хемингуэя, В. Астафьева. Иллюстрации к произведениям.

Эпиграф на доске:

Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить.

Э. Хемингуэй.

Люди повинуются законам природы, даже когда действуют против них.

И.В. Гете.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

Наш урок посвящается теме человека и природы в произведениях американского писателя Э. Хемингуэя и русского писателя В. Астафьева. Наша задача – определить сходство и различие повести “Старик и море” и рассказа “Царь-рыба” путем сравнения, анализа, обобщения, а также выразить свое отношение к проблемам, поднимаемым в них.

Великий немецкий поэт и мыслитель XIX века Иоганн Вольфганг Гёте утверждал: “Люди повинуются законам природы, даже когда действуют против них”, а американский писатель XX века Эрнест Хемингуэй писал: “Человека можно уничтожить, но его нельзя победить”. Как же решаются проблемы взаимоотношений человека и природы в этих произведениях?

II
. Работа по содержанию произведений.

1. Вспомните краткое содержание повести “Старик и море”.

Старый рыбак Сантьяго вот уже 84 дня возвращался без рыбы. Помогавший ему мальчик обнадеживал его, провожая на 85-й день в море. Уплывшему далеко в море старику с трудом удалось поймать огромную рыбу. Трое суток боровшись с ней, обессилев, он пустился в обратный путь, привязав рыбу к лодке. Но на рыбу напали акулы и съели ее, как ни боролся старик с ними. Старик вернулся со скелетом рыбы только на четвертые сутки, голодный, ослабевший, но с уверенностью, что его никто не победил.

2. Краткое содержание рассказа “Царь – рыба”.

Браконьер Игнатьич на Енисее поймал огромную рыбу – осетра. Но при попытке перевалить ее в лодку сам упал в воду и зацепился за крючки самолова. Так человек оказался в ловушке вместе со своей жертвой. Выбившись из сил, запутавшись в крючках из собственных самоловов, связанный одной гибельной цепью с царь-рыбой, в итоге герой покаялся в своих грехах и отказался от добычи. В конце рыба освобождается и уходит.

3. Учитель:

К моменту создания Виктором Астафьевым рассказа “Царь-рыба” уже мировую известность получила повесть Хемингуэя “Старик и море”, написанная в 1952 году и принесшая автору Нобелевскую премию. Сюжеты этих произведений несколько схожи. Зачем же Астафьеву нужно было создавать такое произведение спустя 24 года после Хемингуэя? Какие проблемы решаются в них?

В них поднимаются разные проблемы. Если в “Старике и море” основная проблема - победа и поражение человека, то в рассказе “Царь – рыба” - взаимоотношения человека с природой в новых, иных условиях. Здесь проблема не только экологическая, но и нравственная.

Да, хотя и в обоих произведениях описывается поединок человека с рыбой, они отличаются во многом. Вот эти отличия мы с вами должны найти.

III.
Сравнительная характеристика героев.

Что вы можете сказать о героях этих произведений? - Ответы учащихся по примерному плану:

Как относится герой к своей жертве?

Игнатьич

Уважение к рыбе:

-“Рыба, я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя прежде, чем настанет вечер”.

Заботится: “Худо тебе, рыба?”

“Если ты еще не устала, то на самом деле – необыкновенная рыба…”

- “Как хорошо, что нам не приходится убивать звезды!”

- “Жалко рыбу, которой нечего есть. Сколько людей она насытит! Но достойны ли люди ею питаться? Конечно, нет. Никто на свете не достоин ею питаться: поглядите только, как она себя ведет и с каким благородством.”

- “Может быть, грешно было убивать рыбу. Хоть я и убил ее для того, чтобы не умереть с голоду и накормить еще уйму людей.”

Старик – частица этого мира природы.

- “Я все равно ее одолею. Хоть это и несправедливо, но я ей докажу, на что способен человек и что он может вынести.”

- “Мне жаль, рыба, что все так получилось. Ты уж прости меня, рыба.”

Опасная работа Игнатьича вызвана не стремлением избыть голод, обрести кусок хлеба, а жажда обогащения, жадность заставляют рисковать жизнью и проливать кровь человеческую и “братьев наших меньших”.

Называет рыбу Царь – рыбой.

- “Уходи!” - дубасит рыбину по башке.

Уговаривает рыбу скорее умереть:

“Ну что тебе! Все равно околеешь”.

Отвращение к рыбе:

“Почему же он раньше-то не замечал, какая это отвратная рыба на вид!… все-все отвратно, тошнотно, похабно!

Из-за нее, из- за этакой гады забылся в человеке человек! Жадность его обуяла! Сколь помнит себя, все в лодке, все на реке, все в погоне за нею, за рыбой этой клятой”

Царь-рыба – олицетворение жадности. Она кажется уже оборотнем.

- “Иди, рыба, иди!”

Ее спасение символизирует торжество жизни, спасение природы, а значит, и самой жизни от погубления человеком.

IV. Обсуждение идейного содержания.

Хемингуэй:

Астафьев:

“Я попытался дать настоящего старика и настоящего мальчика…” “Мне повезло, что у меня были хороший старик и хороший мальчик”

Автору больно смотреть, как его земляки преступили старинную заповедь и решили на разбойный, зверский лов рыбы. Он не судит героев, а заботится об их душевном исцелении, выступает с позиций добра, гуманности, но против варварской позиции.

Что можно сказать об идее произведений?

- “Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить”. Хотя старик и терпит поражение, но в высшем смысле он остается непобежденным, его человеческое достоинство торжествует.

Не зря в конце повести старику снятся львы. Он, как и в юности, вновь молод и непобедим.

- “Жить и верить в свои силы, в человека, любить человека – вот что делает человека непобедимым”. Это и есть нравственный вывод писателя.

Протест против хищничества.

Вмешиваясь в жизнь природы грубо, нарушая экологическую среду, человек совершает нравственное преступление.

Кто беспощаден к природе, беспощаден ко всему живому, а стало быть, и к себе самому. В символической картине единоборства человека с природой ни на чьей стороне не может быть победа, так как человек и природа “повязаны одним смертным концом”. Гармонические отношения могут быть сохранены только благодаря духовно-историческому опыту предшествующих поколений. Человек у Астафьева не торжествует, доказывая свое превосходство, а вымаливает у рыбы спасение. Можно согласиться, что люди действуют против законов природы, но повинуются законам природы.

V.Учитель:

Государство серьезно заботится о сохранении уникальных природных богатств: на карте заповедников России можно увидеть и созданный в Туруханском районе заповедник на Енисее. Вот об этих местах писал Астафьев, болея душой за природу. Но все же человек не останавливается в своем желании покушения на природу. Например, и на территории нашего Государственного природного комплексного заказника “Кичкетан”, несмотря на жесткие меры, еще продолжают действовать браконьеры. (Краткое сообщение ученицы по цифровым данным, полученным в администрации заказника)

Что вы можете сказать об этих людях?

Хотя и они, наверное, неплохие люди, как и Игнатьич, но все же это – браконьеры. За сотни километров они приезжают сюда ради рыбы, и часто бывают наказаны самой природой.

Проблемы, поднятые в произведениях Астафьева, актуальны и сейчас. Астафьев напоминает, что человек и природа – единое целое, что все мы – ее часть, что волей-неволей человек, как бы цивилизован он ни был, находится под властью законов природы.

VI.
Минуты творчества.

А как вы относитесь к этим образам? Подведем итоги своим размышлениям при помощи создания маленьких пятистиший – синквейнов.

Учащиеся имеют опыт создания синквейнов. Слово “синквейн” происходит от французского слова, означающего “пять”. Синквейн создается по определенным правилам.

  1. В первой строчке указывается тема стихотворения, для этой цели обычно используется существительное.
  2. Во второй строчке двумя прилагательными дается описание темы.
  3. В третьей строчке тремя словами дается описание действия в рамках этой темы.
  4. Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме, его чувства.
  5. Пятая строчка – это одно слово, по сути своей синонимичное тому, с которого синквейн начинается. Рифма не требуется.

Например, у учащихся получились такие пятистишия:

Рыба,
Красивая и сильная,
Попалась, утащила, уморила,
Держалась достойно до конца,
Умница!

Старик,
Смиренный и гордый,
Любуется, борется, теряет.
Твое человеческое достоинство торжествует,
Победитель!

Игнатьич,
Умный и жадный,
Ловит, истребляет, раскаивается.
Природа не терпит алчности,
Браконьер.

Природа,
Красивая, чистая,
Дыши, радуйся, живи.
Я восхищаюсь твоей добротой,
Родная! (и другие).

VII. Выставление работ, обсуждение. Оценка работы учащихся на уроке.

Эрнест Хемингуэй - классик мировой литературы, лауреат Нобелевской и Пулитцеровской премий. Будущий писатель родился в 1899 году в Оук-Парке, привилегированном пригороде Чикаго. Его отец был врачом. Он постарался привить сыну любовь к окружающему миру. Также на мировоззрение писателя повлиял его дед. В 12-летнем возрасте Эрнест получил от него подарок - однозарядное ружье. Именно с этого началось увлечение Хемингуэя охотой.

Первые рассказы будущего классика были напечатаны в школьном журнале «Скрижаль». Также в школьные годы Хемингуэй начинает писать спортивные репортажи и желчные заметки о светской жизни.

Во время Первой мировой войны Хемингуэй ушел добровольцем на фронт - из-за плохого зрения ему досталась должность водителя транспорта Красного Креста. Впоследствии он не только управлял санитарной машиной, но и доставлял продукты солдатам - прямо в окопы. Во время одного из таких визитов Хемингуэй спасал от минометного огня раненого итальянского солдата и сам был посечен осколками. Из его ран извлекли 26 кусочков стали. В Америку Эрнест вернулся героем с серебряной медалью «За доблесть» и Военным крестом на груди - обе награды вручил ему король Италии. Впоследствии он признавал, что первая поездка на фронт была юношеской ошибкой. Однако этот поступок во многом показывает характер Хемингуэя: до конца жизни он также стремился быть в центре событий, познать все на собственном опыте, увидеть происходящее своими глазами.

Это устремление бросает писателя в постоянные вояжи и переезды. Пришедшее в 30-е годы литературное признание Хемингуэй отмечает путешествием в Африку - здесь он полностью отдается охоте, убивает нескольких львов, множество антилоп и другой дичи.

Повесть «Старик и море» относится к более позднему периоду творчества писателя, когда позади остались Вторая мировая война и Гражданская война в Испании. Именно это произведение принесло Хемингуэю Пулитцеровскую премию и стало основным мотивом для присуждения ему премии Нобеля.

Старик Сантьяго живет рыбным промыслом. Действие повести относится к периоду, когда он доходит до крайней черты бедности - у рыбака даже нет сети для поимки мелкой рыбешки, которая могла бы стать наживкой при ловле крупной добычи. Однако гордость не дает ему просить взаймы и даже принимать помощь. Он полагается лишь на свои убывающие силы - в повести старик не раз высказывает мысль, что жизнь - это постоянная борьба. И он продолжает бороться, не теряя надежды на улов. Восемьдесят четыре дня подряд старик выходит в море и возвращается ни с чем. Неудачи нисколько не озлобили его - у этого человека своя философия. Море он воспринимает как одушевленную и весьма своенравную стихию. Хемингуэй говорит, что старик «постоянно думал о море, как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные или недобрые поступки, - что поделаешь, такова уж ее природа».

Старик живет уединенно, единственным его товарищем является мальчик Манолин. Старик привязан к мальчику, он считает его не только учеником и собеседником, но и настоящим другом. Но, несмотря на то, что круг общения старика формально ограничивается мальчиком, его нельзя назвать одиноким: «старик понял, что человек в море никогда не бывает одинок». Старик чувствует единство со всеми живыми существами, в каком-то смысле обитатели океана для него - тоже люди. Он с нежностью смотрит и на ласточек, и на летучих рыб. В этом плане характерны его мысли о морских свиньях: «Они хорошие… Играют, дурачатся и любят друг друга. Они нам родня, совсем как летучая рыба». По мнению старика, человечество - лишь одна из разновидностей живых существ в природе, в которой все существа разумны.Огромная меч-рыба, с которой старик сражается посреди океана в своей маленькой рыбацкой лодке, - серьезный и уважаемый противник. Старик относится к ней как к существу, наделенному разумом. Он разговаривает с рыбой и выражает ей свое восхищение: «Ни разу в жизни я не видел существа более громадного, прекрасного, спокойного и благородного, чем ты».

Поимка этой огромной рыбы становится для старика выполнением жизненного предназначения. Он говорит себе: «Теперь время думать только об одном. О том, для чего я родился. Где-нибудь рядом с этим косяком тунцов, может быть, плывет моя большая рыба». Когда этот самый важный в его жизни поединок заканчивается потерей добычи, ход мыслей старика почти не меняется: «Может быть, мне не нужно было становиться рыбаком, - думал он. - Но ведь для этого я родился».

Силой своего упорства старику удается одолеть рыбу. Но впереди его ждет бой с совсем иным противником - подлыми акулами, которых привлекла к его лодке кровь большой рыбы. Исход этой схватки ясен - акул слишком много и ничто не отпугнет их от привязанной к лодке рыбы. Старик это понимает, но сражается до последнего. Потеряв гарпун, он привязывает к веслу нож, атакует акул деревянными обломками - всеми средствами защищает рыбу, которую он убил «для того, чтобы не умереть с голоду и накормить уйму людей». Старик уверен, что «человек не для того создан, чтобы терпеть поражения… Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

Ему удается лишь отсрочить неизбежное. Он обращается к рыбе: «Мне жалко, рыба, что так получилось». Меч-рыба достается акулам - подлым хищникам, которые были не в состоянии тягаться с ней, когда рыба была жива. Старик думает о своем поражении спокойно - он даже не уверен, можно ли это назвать поражением: «А как легко остановиться, когда ты побежден! - подумал он. - Я и не знал, что это так легко… кто же тебя победил, старик? - спросил он себя… - Никто, - ответил он. - Просто я слишком далеко ушел в море».

Эрнесту Хемингуэю удалось создать уникальную повесть, показывающую силу духа, которая дает человеку возможность выполнить свое предназначение наперекор всем обстоятельствам, одержать блистательную победу при кажущемся поражении. Нужно лишь до конца честно делать дело, для которого человек и создан. «Старик и море», вероятно, сильнейшее произведение великого писателя.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Урок-размышление по теме: «Человек и природа» в рассказе В.Астафьева «Царь-рыба» и повести Э.Хемингуэя «Старик и море»

2 слайд

Описание слайда:

Цель урока: способствовать воспитанию негативной позиции к хищническому, потребительскому отношению к природе; формировать навыки сравнения, анализа, обобщения; умения связывать экологические проблемы с нравственными; развивать самостоятельность суждений учащихся.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Основная проблема произведений: В повести Хэмингуэя“Старик и море” основная проблема - победа и поражение человека В рассказе “Царь – рыба” - взаимоотношения человека с природой в новых, иных условиях. Здесь проблема не только экологическая, но и нравственная.

5 слайд

Описание слайда:

Сравнительная характеристика героев. План Старик Игнатьич портрет героя; занятие, социальное положение; взаимоотношения с окружающими; качества личности.

6 слайд

Описание слайда:

Сравнительная характеристика героев. Сантьяго Игнатьич «Все у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается» Руки: «на руках виднелись глубокие шрамы, прорезанные бечевой, когда он вытаскивал крупную рыбу «Лицо уИгнатьичацветущее, с постоянным румянцем на круто выступающих подглазьях и чуть впалых щеках. СтриженИгнатьичпод бокс, коротко и ладно» Руки: «без трещин и царапин, хоть и с режущими инструментами дело имеет» Описание лодок:«парус был весь в заплатах из мешковины и, свернутый, напоминал знамя наголову разбитого полка» На его душе нет грехов, он наивен и по-детски доверчив. Для него мир наполнен друзьями: «Море и ветер – мои друзья», «Рыба – она тоже мне друг» «глядь, издали несетсядюралька, задрав нос, чистенькая, сверкающая голубой и белой краской, мотор не трещит, не верещит, поет свою песню довольным, звенящим голоском – флейта, сладкозвучный музыкальный инструмент» По словам автора, к односельчанам – с некоторой долей снисходительности и превосходства. На его совести – «варначество», «грех», «вина» – унижение женщины,ГлашкиКуклиной Оба они привыкли везде и всюду обходиться своими силами, они «мастера» и «хозяева», знающие свое дело

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Как относится герой к своей жертве? Старик Игнатьич - Уважение к рыбе: -“Рыба, я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя прежде, чем настанет вечер”. - Заботится: “Худо тебе, рыба?” “Если ты еще не устала, то на самом деле – необыкновенная рыба…” - “Как хорошо, что нам не приходится убивать звезды!” - “Жалко рыбу, которой нечего есть. Сколько людей она насытит! Но достойны ли люди ею питаться? Конечно, нет. Никто на свете не достоин ею питаться: поглядите только, как она себя ведет и с каким благородством.” - “Может быть, грешно было убивать рыбу. Хоть я и убил ее для того, чтобы не умереть с голоду и накормить еще уйму людей.” - Опасная работаИгнатьичавызвана не стремлением избыть голод, обрести кусок хлеба, а жажда обогащения, жадность заставляют рисковать жизнью и проливать кровь человеческую и “братьев наших меньших”. -Называет рыбу Царь – рыбой. - “Уходи!” - дубасит рыбину по башке. - Уговаривает рыбу скорее умереть: “Ну что тебе! Все равно околеешь”. - Отвращение к рыбе: “Почему же он раньше-то не замечал, какая это отвратная рыба на вид!… все-все отвратно, тошнотно, похабно!

9 слайд

Описание слайда:

Старик – частица этого мира природы. - “Я все равно ее одолею. Хоть это и несправедливо, но я ей докажу, на что способен человек и что он может вынести.” - “Мне жаль, рыба, что все так получилось. Ты уж прости меня, рыба.” Из-за нее, из- за этакой гады забылся в человеке человек! Жадность его обуяла! Сколь помнит себя, все в лодке, все на реке, все в погоне за нею, за рыбой этой клятой” - Царь-рыба – олицетворение жадности. Она кажется уже оборотнем. - “Иди, рыба, иди!” Ее спасение символизирует торжество жизни, спасение природы, а значит, и самой жизни отпогублениячеловеком.

10 слайд

Описание слайда:

Обсуждение идейного содержания Хемингуэй: Астафьев: “Я попыталсядать настоящего старика и настоящего мальчика…” “Мне повезло, что у меня были хороший старик и хороший мальчик” «Всем строем своей повести я хотел сказать читателю: настало время хранить, а еще вернее – охранять природу. И если нельзя не тратить, то надо делать с умом, бережно… Тут, как нигде, со всей наглядностью ясно, что защита природы – это глубоко человеческая задача, если хотите, это защита самого человека от нравственного саморазрушения»

11 слайд

Описание слайда:

Что можно сказать об идее произведений? - “Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить”. Хотя старик и терпит поражение, но в высшем смысле он остается непобежденным, его человеческое достоинство торжествует. - Не зря в конце повести старику снятся львы. Он, как и в юности, вновь молод и непобедим. - “Жить и верить в свои силы, в человека, любить человека – вот что делает человека непобедимым”. Это и есть нравственный вывод писателя. Протест против хищничества. Вмешиваясь в жизнь природы грубо, нарушая экологическую среду, человек совершает нравственное преступление. Кто беспощаден к природе, беспощаден ко всему живому, а стало быть, и к себе самому. В символической картине единоборства человека с природой ни на чьей стороне не может быть победа, так как человек и природа “повязаны одним смертным концом”. Гармонические отношения могут быть сохранены только благодаря духовно-историческому опыту предшествующих поколений. Человек у Астафьева не торжествует, доказывая свое превосходство, а вымаливает у рыбы спасение. Можно согласиться, что люди действуют против законов природы, но повинуются законам природы.

12 слайд

Описание слайда:

Особо охраняемые природные территории Республики Саха (Якутия) (1997г) «Олекминский» (1984г) заповедник, «Усть -Ленский» (1985г), «Ленские столбы» (1995г), национальные природные парки: «Сиинэ» (1996г), «Муома» (1996г), «Усть -Вилюйский» (1997г)

13 слайд

Описание слайда:

«Усть Вилюйский» национальный природный парк, образован 1997 г. 15 мая на территории «Түѳрт уон арыы». Плошадь-1016,0 тыс. га

14 слайд

Описание слайда:

Минуты творчества Н.Заболоцкий «Одинокий дуб». Дурная почва; слишком узловат И этот дуб, и нет великолепья В его ветвях. Какие-то отрепья Торчат на нём и глухо шелестят. Но скрученные намертво суставы Он так развил, что кажется, - ударь – И запоёт он колоколом славы И из ствола закапает янтарь! Вглядись в него: он важен и спокоен Среди своих безжизненных равнин. Кто говорит, что в поле он не воин? Он воин в поле, даже и один!