Советы по подводной фотографии. Профессия: Подводный фотограф

11195 Повышаем мастерство 0

Сколько всего замечательного и красивого на Земле можно сфотографировать, а сколько под толщей воды?! Сколько животных, рыб, красочных рифов находятся в царстве Нептуна! Или, быть может, Вам интересно снимать обнаженную натуру под водой? Или хочется запечатлеть подружку в виде русалки? Но как всё это запечатлеть? Что для этого надо? Именно об этом мы и поговорим в этом уроке.

Подводный мир — это другая среда обитания, с иными законами, ведь под водой вы можете «парить» и «летать», в окружении других обитателей, для которых вы чужак и совсем не Царь природы. Кроме этого, вы получите новые, невероятно яркие ощущения. Подводная фотосъёмка имеет две главные особенности, а именно: водная среда наделена физическими и оптическими качествами, отличными от воздушной среды. Во-вторых, вы должны уметь хорошо плавать. Также есть и ряд других нюансов, которые следует учитывать начинающему подводному фотографу, о них речь пойдёт далее.

В подводной фотографии работают все те же принципы и правила, которые применимы к фотографии «на воздухе». Но одних базовых знаний мало. Если уж вы решили снимать под водой, то придется обзавестись специальной фототехникой или купить для своей зеркалки водонепроницаемую «упаковку» - аквабокс, разобраться в особенностях фотосъемки под водой и только потом отправляться на съемку подводных пейзажей.

Конечно подводный фотограф должен уметь хорошо плавать, так как плохо получится, если это будут вашими последними снимками. С Вами будут (если вы решили глубоко погрузиться в пучину вод) акваланг, фотоаппарат, ласты, может быть фонарь. И за всем этим надо следить, а также передвигаться с этим в воде. Легче, если вы находитесь в бассейне, желательно всё таки с аквалангом, чтобы постоянно не подниматься на поверхность за свежим глотком воздуха.

Сложность фотографирования под водой во многом обусловлена непривычным поведением света. Сама вода представляет собой гигантскую преломляющую линзу, поэтому объекты кажется больше и ближе. При этом снижается угол обзора объектива.

Фототехника для подводной съемки

Камера, объективы, вспышки профессионального уровня — это удовольствие не из дешевых, и может обойтись в несколько тысяч долларов. Тем, кто не готов выложить такую сумму, можно пробовать свои силы, вооружившись подводной цифровой «мыльницей». У этих фотоаппаратов минимум кнопок управления и фиксированное фокусное расстояние объектива. Но на хорошие снимки с такой фототехникой не рассчитывайте, они сгодятся разве что для семейного альбома. Поэтому оптимальный вариант для любительской подводной съемки — зеркальная или системная камера, упакованные в водонепроницаемый бокс (стоит очень недешево) или подводный пакет (он же - чехол, стоит дешевле, чем бокс).

Поскольку водная толща изобилует миллиардами различных микроорганизмов и органической взвесью, которая поднимается в том числе и по вине передвижения самого дайвера, видимость под водой сокращается значительно, вплоть до одного-двух метров, а бывает достигает и нуля. В этих условиях, предпочтительными объективами для съёмки подводных пейзажей являются широкоугольные объективы, или насадки с применением мощных подводных вспышек. Но здесь нужно помнить одно правило — какой бы мощностью не обладала ваша вспышка, максимальное расстояние между вами и снимаемым объектом не должно превышать полтора-два метра, на большее её мощности всё рано не хватит. Оптика светосильная, предпочтительнее макро-объектив и широкоугольный. Макро даст возможность снимать крупный план, широкий угол идеален при съемке людей и подводных пейзажей.

Каждые 10 метров погружения в водную глубину уменьшают видимый спектр света на один цвет. Спектр состоит из таких цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. То есть через десять метров пропадает красный цвет, через двадцать — оранжевый, через тридцать — жёлтый и т. д.

Поскольку большая часть подводной фотосъёмки практикуется на глубине до 30 метров, можно смело представить воду как один сплошной сине-зелёный фильтр. Именно тут, начинающего фотографа и подстерегает первая серьёзная проблема. На такой глубине из цветового спектра уже «выбиты» самые тёплые цвета, но человеческий мозг, по прежнему продолжает выравнивать цветовой баланс, компенсируя их потерю, в результате чего фотограф видит полноцветную картинку. Похожую аналогию можно провести с флюорисцентным светом — все предметы будут окрашены в зелёный цвет, но человеческий глаз всё равно будет считать их разноцветными.

Поскольку, даже самые современные камеры не наделены таким мощным компенсатором цвета, в подводной фотосъёмке задействуется такой компенсирующий инструмент, как фотовспышка. Она решает такие задачи: выравнивает баланс цветов и конечно же исправляет проблему недостатка освещения.

Хорошо если над водой царит яркая солнечная погода, но если небо затянуто тучами? Время экспозиции под водой становится больше в разы, по сравнению с аналогичным процессом на суше. Эту проблему также способны решить импульсные осветители.

Условия для съемки

Под водой света гораздо меньше, поэтому выбирайте время, когда вода прозрачная, спокойная. Даже при небольшой волне колебания песка сократят видимость, цвета потеряют яркость. Вообще же, чем глубже, тем меньше теплых оттенков, и если вы хотите получить действительно цветную фотографию, то снимайте на небольшой глубине, около поверхности воды или подсвечивайте вспышкой. Лучшим временем для подводной съемки на небольшой глубине считается полдень, погода - ясная, солнечная.

Как снимать под водой

Старайтесь подобраться к тому, что снимаете, как можно ближе. Чем меньше воды будет между вами и объектом съемки, тем больше света попадет на матрицу, тем качественнее будет снимок. Если делать снимки с большого расстояния, то вы получите зеленовато-голубой фон с темным пятном, которое и будет тем самым, заинтересовавшим вас объектом. При обычной подводной съемке расстояние не должно быть больше 1-2 метров, при подводной макросъемке - буквально сантиметры.

Ловите игру света и тени. При недостатке освещения снимайте против света, снизу вверх, выставляя экспозицию по солнцу или по светлому слою воды. Тогда снимок получится очень контрастным - темный объект и яркий фон (силуэтная съемка). Коллег-дайверов стоит снимать в портретном жанре, т.е. так, чтобы человека можно было узнать. Расстояние - не более метра. Или же придумать сюжет для жанровой съемки и выбрать подходящий фон и антураж.

Также, под водой очень эффектно смотрится обнажённая натура. Но не стоит обольщаться отличными результатами, поскольку подводное «Ню» — довольно сложный жанр. Хотя бы для модели, ведь фотограф имеет с собой достаточный запас воздуха, тогда как девушке приходится позировать с задержкой дыхания, а это чревато недвусмысленным выражением лица и маленьким временным интервалом нахождения под водой. Да и недостаточно тёплая температура воды сыграет злую шутку с моделью, незащищённую гидрокостюмом — «гусиная» кожа смотрится конечно не ахти, вкупе с разъеденными морской солью глазами.

Композиция подводной съемки

Чтобы снимки были динамичными, «живыми», в силуэтной съемке объект съемки должен быть расположен немного под углом (учитывайте правило третей). Иначе кадр получится статичным, застывшим. В портретной съемке стандартная компоновка кадра выглядит так: на переднем плане кораллы, рыбки, растения, камни и тому подобное. Средний план - аквалангист, пловец, ныряльщик (в объектив не смотрим!). Задний план - вода, водоросли и прочее. Следите за тем, чтобы руки не оказались на переднем плане - снимок сразу потеряет эффектность. Если снимаете широким углом, отслеживайте что у вас в кадре - поскольку объектив берет широко, вероятность попадания в кадр посторонних предметов довольно велика. Фотографировать рыбок нужно «с головы», с максимально близкого расстояния — снимок получится с искажением, но очень эффектным и выразительным.

Не снимайте дайверов "вдогонку" и не гоняйтесь за уплывающей от вас рыбкой - хороших кадров все равно не получить. Лучше продумайте сюжет заранее, и договоритесь с коллегами кто и как будет вам позировать. Ну а с морскими обитателями - это как повезет.

В подводной фотосъемке творческий подход только приветствуется. Пробуйте совмещать и комбинировать разные жанры - пейзажную съемку с силуэтной, портретную с пейзажной. И не забывайте, что камеру нужно настраивать перед тем, как войти в воду, в подводной съемке все приготовления заканчиваются на берегу.

Ответы на самые популярные вопросы по подводной фотосъемке

Вопрос 1 - Почему стоит рассматривать водонепроницаемую камеру или дорогостоящий аквабокс? Существуют ведь пластиковые водонепроницаемые чехлы для цифровых камер.
Есть водонепроницаемые чехлы для цифровых фотоаппаратов. Они представляют собой плотный пластиковый пакет, который не позволяет воде попадать на камеру. В процессе использования качество чехлов значительно ухудшается. Качество изображения страдает, и стоимость у них не слишком высока. Да и согласитель - из-за дешевого пакета дать погибнуть вашей любимой и недешевой камере? - нет уж, увольте.

Существуют крепкие, прочные чехлы для определенных видов камер для подводной съемки - аквабоксы. Их стоимость выше самих камер, но обеспечивают очень высокий уровень защиты и удовлетворяют требованиям серьезных подводных фотографов.

Подводные камеры же оснащены толстым, прочным корпусом, который не только защищает внутренности камеры, но и делает съемку намного проще, так как камера полностью погружается под воду, и не всплывает на поверхность воды.

Вопрос 2 - Сейчас представлен большой выбор камер, какую лучше выбрать?
Выбор камеры будет зависеть от того, где вы будете ее использовать. Также немаловажный критерий при выборе камеры - это бюджет, которым вы располагаете. Если вы не ограничиваетесь конкретной суммой средств, то вам следует определиться, для каких целей вы приобретаете камеру. Если вы собираетесь фотографировать своих детей в бассейне или на пляже, то вам не понадобиться камера с опциями для ныряльщиков.
Вы собираетесь делать снимки при низких температурах, на большой глубине, то для вас будет лучше купить камеру, которая будет подходить именно для таких условий.

Вопрос 3 - Хорошо, я сузил свой выбор, какие характеристики имеют решающее значение?
Необходимо обратить внимание на следующие характеристики:

Максимальная глубина , на которой камера остается водонепроницаемой. Естественно вам необходимо знать, насколько глубоко можно погрузиться с вашей камерой. В среднем это глубина составляет 2,5 - 3 метра без специального подводного бокса. Некоторые более дорогие модели могут погружаться на глубину порядка 10 метров. Такие камеры более надежные и прочные. Однако не стоит забывать, если вы собираетесь использовать камеру для похода, катания на лыжах, в бассейне, то камеры с глубиной погружения 3 метра будет более чем достаточно.

Стабилизация изображения . Если камера оснащена объективом, стабилизирующим изображение, то это поможет вам при съемке под водой или в движении.

Емкость аккумулятора . Вполне вероятно, что камера будет вашим постоянным спутником на свежем воздухе. Следовательно, у вас не будет электрической розетки под рукой, чтобы зарядить вашу камеру. При подводной съемке необходимо использовать вспышку, а это грозит тем, что ваша камера разрядится еще быстрей. Поэтому, выбирая камеру, убедитесь, что емкости аккумулятора будет хватать на 150-200 снимков, без подзарядки. Чем выше, тем лучше.
Фокусное расстояние и макросъемка . При выборе камеры нужно проверять насколько широкий у нее угол обзора, и может ли она фокусироваться на отдельных элементах. Лучше всего приобрести камеру с широкоугольным объективом, с фокусным расстоянием 24мм или 28мм, но не более 35мм. Что касается макросъемки, то чем более детально камера может сфокусировать, тем лучше. Минимального расстояния фокусировки от 3см до 10см будет вполне достаточно.

Предел температуры . Выбирайте камеру, которая будет выдерживать температуру замерзания воды (0 градусов по Цельсию). Идеальной камерой будет та, которая выдерживает температуру до -8 градусов по Цельсию и даже ниже.

Ударостойкость . Не составит трудности подобрать камеру, удовлетворяющую этой характеристике. Камеры выполняют из прочных материалов. Внутренние детали камеры изготавливают из металла с резиновыми прокладками. Главное убедитесь, что камера не будет слишком тяжелой для вас.

Вопрос 4 - Я купил свою первую водонепроницаемую камеру. Что мне делать дальше?
Настало время съемки! Вам нужно подробно изучить руководство пользователя, и определить, какие функции наиболее значимы для вас. Нет ничего хуже, чем бегать и настраивать камеру, в то время когда прямо перед вами происходит что-то необычайное, что вам непременно хотелось бы снять на свою камеру.

Вопрос 5 - Качество снимков, сделанных на мою водонепроницаемую камеру намного хуже, тех, что сделаны на цифровую камеру. Означает ли это, что моя камера неисправна?
Во многих случаях качество съемки действительно уступает цифровым аналогам. Для чувствительной электроники и оптики необходима определенная защита. Поэтому подводные камеры оснащены толстым слоем защитного стекла. Изображения получаются не такими четкими и контрастными, как на цифровых камерах. Но они вполне приемлемы.

Вопрос 6 - Есть ли в моей подводной камере дефекты и неполадки?
Просто используйте ее, так как бы вам хотелось. Опустите камеру под воду, например. Главное не забывать о том, что проверять дефекты вашей камеры можно до тех пор, пока не истек гарантийный срок. Пока камера на гарантии, вы можете обменять ее на другую. Поэтому необходимо обнаружить дефекты (если они имеются) до окончания гарантийного срока.

Вопрос 7 - Почему у подводных камер есть ограничения по глубине погружения?
Подводная камера снабжена резиновыми уплотнителями и металлическими замками, которые не пропускают воду. Чем глубже вы погружаетесь под воду, тем большее давление оказывается на вашу камеру. Чрезмерное давление может привести к поломке. Поэтому важно не превышать предел допустимой глубины.

Вопрос 8 - Что нужно делать, чтобы подводная камера прослужила как можно больше времени?
Но не стоит думать, что если камера из прочного материала и водонепроницаемая, то ее можно забросить до следующей съемки. Помните, что морская вода, лед, хлорированная вода в плавательных бассейнах, грязь агрессивно влияют на вашу камеру. После съемки необходимо промыть камеру чистой водой, и тщательно просушить перед хранением.

Тем не менее, несмотря на все сложности, попробовать себя в подводном фотоискусстве непременно стоит каждому фотографу хотя бы раз, и достигнутые успехи будут зависеть от степени подготовленности к этому новому для себя делу.

Успехов Вам и всего фотографического!

Первые подводные фотографии September 7th, 2016

Первая и старейшая фотография была сделана в 1826 году.

Жозеф Нисефор Ньепс, французский фотограф, сделал этот снимок, используя восьмичасовую выдержку. Называется он «Вид из окна на Le Gras», последние годы демонстрировался в Harry Ransom Humanities Research Center в Техасском университете в Остине.

Про эту фотографию знают многие, а вот история о том, как начали снимать первый подводные фотографии.

Уильям Томпсон (William Thompson - английский ученый, который был первооткрывателем нескольких новых видов актиний и морских водорослей) со своим другом господином Кеньоном (Mr. Kenyon) выплыл в залив Уэймут, после чего в воду была опущена герметичная коробка размером примерно 13х10 см на шесте. Она и позволила сделать первый подводный кадр на глубине 5.5 метра. Томпсон сделал две попытки в тот день. Первый раз экспозиции в 5 минут было недостаточно – на пластине ничего не проявилось. Во второй раз он удвоил время экспозиции и хотя уже темнело, он получил удовлетворительный негатив из которого сделал отпечаток, на котором можно было слабо разглядеть очертания валунов и водорослей. Вода просочилась в камеру, но к удивлению Томпсона это не повлияло на качество изображения. Он также заметил, что изображение не было перевернутым и пришел к выводу, что толстая стеклянная пластинка перед объективом сработала как реверсивное зеркало.

Позже Томпсон разработал лучший аппарат, но потерял интерес к подводной сьемке и не продолжал работу в этом направлении.

В том же 1856 году немецкий изобретатель, конструктор подводных лодок Вильгельм Бауэр (Wilhelm Bauer) делал снимки с борта своей подводной лодки "Зеетойфель" во время испытаний в Кронштадтском порту. К сожалению, эти снимки не сохранились.

"Отцом подводной фотографии" во всем мире принято считать профессора морской биологии Парижского Университете Луи Бутана (Louis Boutan, 1859 - 1934 гг.). Он интересовался возможностью подводной съемки, поскольку подобный тип наблюдений позволял бы лучше изучить морскую флору и фауну. Его первые, дошедшие до наших дней снимки, были сделаны в 1893 году в заливе Баньюль-сюр-Мэр Средиземного моря. За короткое время Бутан добился неплохих результатов в съемке при естественном освещении.

Огюст - брат Луи, инженер - помог ему сконструировать камеру для подводных съемок. Созданная им модель подводной камеры позволяла управлять диафрагмой и затвором. Бутан поместил камеру в большой герметичный медный футляр с тремя застекленными отверстиями: двумя для видоискателя и одним для объектива. Устойчивость против давления толщи воды достигалось с помощью простого устройства: кожух камеры он соединил шлангом с резиновым баллоном, из которого воздух при повышении давления воды поступал в камеру; таким образом, давление внутри камеры выравнивалось. С наружной стороны футляра находился рычажок, служивший для заводки затвора и замены фотопластинок. Повернешь рычажок в одну сторону - затвор откроется; повернешь в другую - закроется. Одновременно выпадет экспонированная пластинка, освобождая место для следующей. Таким образом, подводный фотограф мог сделать до 6 снимков на стеклянные мокроколлоидные пластинки (9х12) см, не поднимаясь на поверхность для перезарядки. Указанный рычажок был единственным средством управления.

Но поскольку выдержка даже на небольших глубинах, доходила до 10 минут, Луи обнаружил очень серьезную проблему - недостаток освещения под водой. В обычных условиях фотографы для вспышки использовали магний или его смесь, однако под водой этот способ освещения не очень подходил, поскольку для поддержания процесса горения необходим кислород. Чтобы решить эту проблему Луи вместе со знакомым инженером-электриком сконструировал особый тип вспышки, который представлял собой герметичную лампу с лентой магния, заполненную чистым кислородом. Поджиг осуществлялся с помощью электрического заряда. Во время съемок лампы несколько раз взрывались под водой и Бутана отбрасывало в сторону, он не пострадал, но и этот способ не дал желаемого результата.

Позже вместе со своим ассистентом Джозефом Дэвидом (Joseph David) Луи создал новую модель вспышки. Она представляла собой лампу с бочкой, наполненной кислородом. Пламя лампы поддерживалось спиртовым раствором. С помощью специальной груши в лампу вдувался порошок магния, вызывавший вспышку. Нельзя сказать, что эта конструкция была очень удобной (приходилось тащить за собой под воду целую бочку), но в 1893 она позволила создать серию уникальных подводных фотографий.

Эту фотографию Луи Ботана в тяжелом водолазном облачении принято считать первым снимком человека, который был сделан под водой.

Луи Ботан также придумал ряд ухищрений и приемов, облегчающих подводную съемку в условиях плохой видимости. Например, чтобы снять красиво подводную стайку рыб, он использовал отражающий экран, который водолаз должен был держать в момент съемки как отражающий фон.

В 1899 г. одна фирма по производству оптических приборов, заинтересованная в получении подводных фотографий для выставки, предложила ему помощь. По указаниям Бутана были изготовлены две дуговые лампы с угольными электродами, которые однажды темной ночью были спущены на глубину 50 метров. За ними последовала и фотокамера. Ее поместили на одной раме с лампами, расположенными по бокам. Затвор был открыт. Бутан, находившийся на поверхности, включил на десять секунд дуговые лампы. После этого аппаратура была извлечена на поверхность, а пластинка проявлена; получился хороший, контрастный снимок. На проявленной пластинке было четко видно изображение вмонтированной впереди фотоаппарата доски с надписью: "Photographic Sous-Marine ("Подводная фотография"). Эту фотопластинку Бутан выставил для широкого обозрения.

В 1900 году Бутан опубликовал результаты своей работы в книге "Подводные съемки и развитие фотографии", в которой не только описал изобретенную им аппаратуру и методику подводной фотосъемки при естественном и искусственном освещении, но и изложил свои взгляды на значение фотографии для изучения подводной флоры и фауны. Его книга стала первым учебником для подводных фотографов.

Тогда он писал: "Я открыл новую область. Пусть теперь другие вступают в нее, протаптывают новые тропы, добиваются новых успехов".

После 1900 года Луи Бутан больше ни разу не фотографировал под водой. Он открыл свой способ искусственного жемчугообразования и стал крупнейшим специалистом по жемчужницам.

Интересно, что в Аквариуме Барселоны в рамках Выставки «Подводный мир через фотокамеру» воссоздали условия, в которых снимал Луи Бутон в далеком 1893 году. Что у них получилось можно посмотреть тут:

источники

Более 2500 фотографий из 40-ка стран мира были представлены на конкурсе «Underwater Photographer of the Year 2015». Звание «Подводный фотограф 2015 года» получил португальский фотограф Нуно Са за снимок морского конька. Смотрите лучшие подводные фотографии, которые были отмечены жюри конкурса.

15 ФОТО

1. Фотография «50 Tons of Me» или «50 тонн меня» португальского фотографа Нуно Са стала победителем конкурса «Подводный фотограф 2015 года» и заняла 1-е место в категории International Macro.

Нуно Са — автор снимка, который произвел самое большое впечатление на жюри конкурса, является специалистом по подводным фото- и киносъемкам с многолетним опытом работы. Интересно, что Нуно по профессии юрист, он окончил один из португальских университетов, но никогда не работал по специальности. После окончания университета он, не раздумывая ни минуты, уехал на Азорские острова — он решил посвятить себя двум самым большим увлечениям своей жизни — фотографии и дайвингу. Затем он создал собственную компанию, которая предоставляет услуги фото- и киносъемки под водой. Нуно Са — это единственный португальский фотограф природы, который выиграл множество призов на международных фотоконкурсах. Его работы постоянно публикуются в National Geographic и десятках других изданий.

«Для меня важным является распространение информации о океанской жизни и угрозах, с которыми сталкиваются многие виды», — говорит победитель конкурса. «85% видов морских коньков уже вымерли, а мы до сих пор каждый год вылавливаем 50 тонн этих животных, чтобы держать их в аквариумах». (Фото: Nuno Sá).


2. Победитель в категории «International Wide Angle» — «Из низин». (Фото: Raffaele Livornese).
3. Второе место в категории «International Wide Angle» — «Сокотранский баклан». (Фото: Hani Bader).
4. Третье место в категории «International Wide Angle» — «Вверх дном». (Фото: Morten Bjorn Larsen).
5. Второе место в категории «International Macro» — «Танец креветки в формации». (Фото: Theresa A. Guise).
6. Третье место в категории «International Macro» — «Пассажир». (Фото: Filippo Borghi).
7. Победитель в категории «British Waters Macro» — «Амфипод приземлился». (Фото: Trevor Rees).
8. Победитель в международной категории «Затонувшие корабли» — «Eelastic». (Фото: Tobias Friedrich).
9. Победитель в международной категории «Поведение» — «Выживание». (Фото: Montse Grillo).
10. Третье место в международной категории «Поведение» — «Специалист по услугам». (Фото: Cathy Lewis).
11. Победитель в категории «Up and Coming Worldwide» — «Angelita». (Фото: Fabrice Guerin).
12. Звание «Британского подводного фотографа 2015 года» получил Мэтт Доггет за снимок «Празднество бакланов». (Фото: Matt Dogget).

Если ваш следующий отпуск вас занесет в тропики, с теплыми, чистыми водами, щедрыми на живность, у вас может возникнуть желание привезти обратно фотографии из глубин. Если это так, то это руководство укажет вам верное направление, чтобы получить максимум от проведенного под водой времени!

Мы начнем с предположения, что вы еще не выбрали камеру для своего путешествия, а затем перейдем к рассмотрению техник, которые вы можете практиковать дома и на локации, чтобы гарантировать возвращение домой с незабываемыми и качественными подводными фотографиями.

Параметры камеры

В прошлом подводная фотография была прерогативой людей с очень глубокими карманами. Футляры для дайвинга стоили десятки тысяч долларов. Специально сконструированные камеры, такие как линейка Nikonos от Nikon, были ненамного дешевле. Вдобавок к стоимости, пленочные камеры были ограничены по числу кадров на катушке, доступных до подъема на поверхность для перезаправки камеры.

Но сейчас рынок переполняется множеством цифровых камер для подводной съемки, предназначенных для рядовых пользователей. Эти специальные камеры класса «мыльниц» достаточно маленькие, чтобы поместиться в карман, но все же полезные для съемки под водой.

Существует также ряд спортивных боксов для DSLR камер, но их стоимость все еще слишком высока для обычного отдыхающего. В этой статье мы сосредоточимся на рынке «мыльниц», также упомянув варианты DSLR для тех, кто в этом заинтересован.

Выбирая камеру для съемки под водой, убедитесь, что она может выдерживать погружение как минимум до 10м. Любые камеры с параметрами меньше этого могут начать протекать во время погружения с трубкой. Нередко хорошему пловцу требуется иметь возможность погрузиться дополнительно на 3-6 м в попытке подобраться поближе к коралловым рифам. Хорошие кадры, наиболее вероятно, получатся при погружении на несколько метров под поверхностью воды.

Также убедитесь, что камера располагает большим LCD дисплеем для удобства просмотра и настройки под водой. Большой экран также поможет вам в построении кадра. Вода искажает расстояние, так что чем больше экран, тем лучше. Также камера с возможностью съемки видео под водой подарит вам море удовольствия, и вы будете удивлены тем, как аудио будет работать для фиксации звуков в данных условиях.

Управляйте своими ожиданиями

Делая свои первые попытки снять кадры под водой, вы можете найти определенные расхождения между теми кадрами, которые вы видели, и теми, которые вы можете снять.

Если вы загорелись идеей заняться подводной фотографией, просматривая страницы National Geographic или посетив профессиональную выставку в соседней галерее, поймите, что это люди, которые потратили десятки тысяч долларов на свое ремесло. Они также провели часы и дни в ожидании идеального кадра, порой возвращаясь на одну и ту же локацию десятки раз, пока не нашли идеальные условия для создания фото.

В противоположность этому, вы, вероятно, гораздо сильнее ограничены по времени и ресурсам, в сравнении с профессионалами на задании. Но это не значит, что вы не можете принести из глубин потрясающие фотографии. На самом деле, советы в этой статье направлены на то, чтобы помочь вам в достижении этой цели!

Тем не менее, важно иметь реалистичные ожидания. Вода может оказаться мутнее, чем вы предполагали (даже если она и выглядит кристально чистой и синей с берега), и эти рыбки могут быть гораздо более скоростными пловцами, чем вы! Как и в случае с любым аспектом фотографии, для оттачивания искусства необходима практика, так что совершая свои первые пробы, разрешите себе допустить несколько ошибок в процессе обучения.

Практикуйтесь дома

В этот волнующий день, когда прибывает ваша новая камера для подводной съемки, зарядки аккумулятора, кажется, приходится ждать целую вечность. Используйте это время для чтения инструкции, чтобы понять ограничения по использованию вашей камеры. Что более важно, изучите, как правильно ухаживать за уплотнительными кольцами круглого сечения (O-rings) вашей камеры, если они у нее имеются (они служат для того, чтобы не пропускать внутрь воду).

Если вы работаете с DSLR камерой и используете бокс или чехол для подводной съемки, применяйте то же правило. Вам также придется потратить определенное время, чтобы привыкнуть к большим рычагам управления и возможным ограничениям бокса (не все они позволяют использовать полный набор функций камеры под водой).

Я обнаружил, что размещение камеры в боксе требует определенной практики, чтобы гарантировать правильную установку. Если камера и элементы управления не соединены правильно, вы можете обнаружить себя дрейфующим на волнах и извергающим проклятия через трубку.

Также если по соседству имеется бассейн, возьмите туда свою камеру и добровольца в ассистенты, чтобы помочь вам привыкнуть к работе оборудования под водой. Это отличный способ поиграться с техникой, без необходимости разбираться во всем этом на вашей любимой тропической локации.

Одна вещь, которую вы можете обнаружить, это то что держать камеру в положении для съемки не так просто, как на земле, поскольку вы часто используете свои руки для придания телу устойчивости в воде. И не забудьте ополоснуть камеру по окончании!

Используйте подводные настройки

Теперь, когда вы изучили все стандартные настройки своей камеры, пришло время поиграться с установками для подводной съемки. На ряде мыльниц присутствует режим «сюжет» («scene») для фотосъемки под водой. Он приспособлен под оттенок, свойственный пространству под поверхностью воды.

Вы должны быть знакомы с этими великолепными глубокими синими и светлыми зелеными оттенками воды на тропических картинках, снятых с пляжа. Многие из нас представляют именно этот идеальный вид, думая о тропиках. Цвет на поверхности обычно совпадает с тем, что мы обнаруживаем в воде (за исключением самого темного синего цвета, который идет из самой глубины).

То, что выглядит хорошо снаружи, может выглядеть сомнительно в воде. По своей природе, вода рассеивает свет. В зависимости от состава минералов и солей, растворенных в воде, вода также поглощает определенные цвета больше, чем другие. В довершение всего, жизнь в океане - ее малые представители вроде планктона - влияют на окрас воды.

Говоря проще, обычно вода не такая прозрачная, как воздух над ней!

В этой связи производители камер добавили предустановленные настройки в режиме «сюжет», которые помогают скомпенсировать цвета, обычно видимые под водой. Если вы используете эти настройки над водой, вы увидите, что цвета стремятся к желтому и оранжевому оттенкам. Это сделано для компенсации изменения цвета под водой.

Изучите, как настройки изменяются на вашей камере, чтобы не слишком удивиться тому, что видимое вами под водой и на экране компьютера не совпадает.

Если вы снимаете на DSLR или другую камеру, в которой нет подводного режима, я настоятельно рекомендую снимать в RAW с одной настройкой баланса белого («sunlight» - хороший вариант для начала). Это обеспечит вам большую гибкость настройки по возвращению домой.

Подберитесь ближе

Вода усиливает определенные вещи. Например, ее вес увеличивает давление на ваше тело. Дайверы это знают, и вы тоже это испытывали, если когда-либо погружались на дно бассейна. Погружение на 5 футов под воду ведет к гораздо большей разнице в давлении, чем подъем на 5 футов над поверхностью. Там просто больше вещества на заданный квадратный фут. Все эти свойства воды, включая изменения света, влияют и на вашу фотографию тоже.

Именно поэтому так важно подобраться как можно ближе к вашему объекту съемки (при этом сохраняя безопасную дистанцию до выбранного вами коралла, рыбы или представителя растительной жизни). Чем меньше толща воды между вами и вашим объектом, тем ярче будут цвета. И если вы будете в тропиках, там будет множество цветов. Хотя многие из оттенков, создаваемых водой, могут быть впоследствии удалены на компьютере после съемки, лучше попытаться для начала зафиксировать все возможные цвета и снимать вблизи.

Используйте вспышку

Одна вещь, которая способна выровнять оттенки в воде, это старый добрый строб, или встроенная вспышка. Если вы погрузитесь в этот процесс с головой, на рынке присутствуют высококачественные и дорогие вспышки. Но даже маленькая вспышка на мыльнице будет полезна.

И опять же, чрезвычайно важно подобраться поближе. Если на вашей вспышке есть рассеиватель (как на многих кейсах для камер от Canon), используйте его. Рассеивание света от маленькой вспышки на мыльнице поможет сделать фотографии мягче, не такими жесткими. Просто помните, что под водой дальность рассеивания света вспышки меньше, чем на земле.

Просушите и почистите

Последний шаг наиболее важен для поддержания вашей камеры в хорошем состоянии и съемки потрясающих подводных фотографий на протяжении долгих лет (или пока не выпустят новую модель камеры с функциями, которые всенепременно нужно заполучить!). Если это возможно, ополосните камеру или бокс свежей водой до того, как их открывать: вынимая ли камеру из бокса, или карту памяти из камеры.

На лодках для погружений часто есть бак со свежей водой для камер, но на меньших суднах для погружения с трубкой их не будет. Затем обязательно просушите камеру или бокс перед тем, как открывать их и доставать карту памяти.

В мыльницах для подводной съемки карта памяти обычно расположена рядом с батарейным отсеком - не лучшее место для попадания туда воды. При доставании DLSR из бокса это не так критично, но все же важно максимально тщательно смыть соленую воду перед тем, как открывать кейс.

До того как убирать камеру до следующего приключения, не забудьте хорошенько протереть ее влажной салфеткой, а затем окончательно ее просушить. Нет, я сам не всегда следую этому совету, я признаю это. Но это полезно в долгосрочной перспективе, не позволять соленой воде находиться на вашем оборудовании дольше положенного.

Наконец, проверьте все уплотнители на камере или боксе перед тем, как убрать их на хранение. Большинство боксов не должны храниться с установленными уплотнительными кольцами и закрытыми, поскольку так кольца будут находиться в сжатом положении продолжительное время, и это их ослабит.

Исследуйте все на предмет трещин и отслоений, и обязательно смажьте кольца силиконовой смазкой перед хранением. Это также стоит сделать перед тем, как отправляться с камерой в следующее приключение под водой!

Поделитесь своими кадрами

Есть ли у вас особенные подводные кадры, снятые во время отпуска? Не стесняйтесь делиться ими в комментариях!

Подводный мир не может не привлекать людей. Но вот погрузиться с аквалангом под воду могут не все: у кого-то нет времени или возможностей, а кому-то это кажется слишком опасным. Так или иначе, но потому-то так и востребованы подводные фотографы, способные показать реалии этого загадочного мира даже тем, кто никогда и близко не подойдет к берегу океана. В этой статье мы подобрали для вас 15 лучших подводных фотографов России, у каждого из которых за спиной немалый опыт и коллекция выдающихся снимков, неизменно радующих зрителя.

Андрей Нарчук, один из самых известных российских фотографов, твердо убежден в том, что и для общества в целом, и для каждого человека в отдельности очень важно любить природу и наблюдать за ней. Андрей знает об этом не понаслышке, поскольку, еще будучи студентом, со своей первой камерой оказался на Красном море, где впервые увидел подводный мир. «Это было потрясение. И первое, что я сделал по возвращении, - купил подводный бокс к своей камере. Через пару месяцев я снова плавал в Красном море, но теперь уже мог снимать всю эту красоту, чтобы привезти домой в заснеженную Москву. В ту поездку мне повезло поплавать наедине с огромным скатом мантой. Можно сказать, что эти полчаса, проведенные под водой, окончательно изменили мою жизнь».

С тех пор море стало неотъемлемой частью жизни и творчества Андрея Нарчука. Он много путешествует, много снимает - не только подводные пейзажи или макро, но и просто огромный и многообразный мир вокруг себя: «Жизнь не дает зациклиться на ежедневной рутине, а в природе не бывает наигранности и фальши. Видя разнообразие видов, начинаешь верить, что границ для творчества не существует. И у нас всегда есть возможность двигаться дальше...»

Виктор Лягушкин

Путь Виктора Лягушкина к подводной фотосъемке был отнюдь не прямолинеен: выпускник Санкт-Петербургской театральной академии, художник-декоратор по образованию, с 1993 года он работал графическим дизайнером. И лишь в 1998 году Виктор начал по-настоящему увлекаться фотографией. На его хобби огромное влияние оказала поездка в Мексику, где он впервые познакомился с подводными пещерами.

Через несколько лет съемка в них стала его главным увлечением и любимой работой. Сегодня он автор книг, победитель многих международных конкурсов и лауреат национальной премии «Подводный мир», но все так же увлечен подводными пещерами: «В своих фотографиях я стараюсь отразить сказочность и архетипичность этих мест, волшебный мир, который, несомненно, существует. Люди потеряли ключ к восприятию природы как чего-то удивительного. Осталось лишь восхищение технической стороной работы фотографа».

Дмитрий Мирошников - один из известных российских подводных фотографов, сайт которого наполнен множеством чудесных снимков. И трудно поверить, что работать в жанре подводной фотосъемки он начал всего порядка пяти лет тому назад! «Мир фотографии я открыл для себя в одной из поездок, так называемых дайв-сафари, когда живешь на корабле одну-две недели и каждый день погружаешься; я познакомился с известным подводным фотографом Александром Сафоновым, призером конкурса BBC Wildlife Photographer of the Year. Его увлечение этим жанром буквально заразило меня».

Сегодня Дмитрий не просто профессионально занимается подводной съемкой: для него это и отдых, и творческий вызов, и просто любимое дело. «Я стараюсь показать то, что для себя называю „нереальной реальностью“ - отображение другого, сюрреалистического, мира, который находится совсем рядом с нами, но очень не похож на наш. Я весьма ценю художественность снимка, цвет и композицию; ценю больше, чем документальность кадра и биологическую редкость увиденного».

Александр Сафонов

Александр Сафонов родился в Воронеже, но в силу профессии и увлечений предпочитает большую часть времени проводить в Юго-Восточной Азии, прежде всего в Японии и Гонконге. Большую часть времени Александр работает программистом, хотя вот уже более десяти лет он профессионально занимается дайвингом и подводной съемкой.

Начав с компактных мыльниц, он быстро перешел к профессиональной фототехнике и сегодня является одним из признанных мастеров своего жанра и победителем различных конкурсов, включая авторитетный Wildlife Photographer of the Year.

Виталий Сокол

Виталий Сокол - не совсем типичный для данного обзора фотограф. Подводная фотография не является его основным направлением, более того, подводный мир для него - в большей степени способ показать на его фоне нечто совсем другое, скажем, фэшн-съемку.

Снимать Виталий начал еще в школе, пленочным фотоаппаратом, и испробовал, по его словам, весь жанровый арсенал, доступный мальчишке с развитым воображением - «от фотомонтажа и мультиэкспозиционных фотоиллюзий на черном фоне до макро и репортажей с соревнований по боксу». Возможно, именно благодаря этому у Виталия сложилось не совсем привычное представление о фотоискусстве - он не считает его чем-то уникальным и обособленным, а рассматривает лишь как один из приемов изобразительного искусства в целом.

Дмитрий Виноградов

Как и многие, Дмитрий Виноградов увлекся фотосъемкой еще в детстве, будучи школьником. Сегодня он профессиональный фотограф, заслуженно считающийся одним из лучших мастеров в стране, путешественник, председатель Московского открытого фотоклуба, член Союза журналистов России, член Российского географического общества. Кроме того, с 2003 года он профессионально занимается дайвингом и после первой же поездки на Красное море, по его словам, понял, что «дайвинг - это болезнь, и теперь придется снимать еще и под водой».

Всю подводную фотографию Дмитрий условно разделяет на широкоугольную и макро. При этом, как он считает, характер съемки в большей степени зависит не от творческих идей фотографа, а от места погружения: «Есть так называемые макросайты, где в изобилии представлена подводная макрожизнь. Туда берем камеру с макрообъективом. А есть подводные сайты с великолепными морскими пейзажами, и значит, надо ставить на камеру фишай». Ну а больше всего Дмитрий любит снимать затонувшие корабли.

Андрей Некрасов

Сегодня Андрей Некрасов - один из самых увлеченных и награждаемых авторов на постсоветском пространстве, несмотря на молодость и не самый большой стаж подводной фотосъемки, всего чуть больше десяти лет. А начинал он подростком, будучи с детства увлечен морем. К слову, Андрей окончил морскую школу ДОСААФ по специальности «легкий водолаз», имеет звание инструктора подводного спорта.

В подводной съемке Андрей Некрасов придерживается своего, вполне обособленного, стиля: «Большинство подводных фотографов избегают снимать с задержкой дыхания, и напрасно - в этом я убедился за пять дней подводной съемки у берегов Египта. Чуть задержав дыхание, можно приблизиться к самым недоверчивым морским обитателям, которые, пугаясь шума и пузырьков, остаются невидимыми для большинства. К таким осторожным и пугливым относится и морская щука - сарган. На этот редкий экземпляр я потратил почти целую пленку», - рассказывает Андрей.

Алексей Зайцев

Алексей Зайцев, возможно, наиболее профессиональный российский подводный фотограф. Он не только снимает, но и является автором известной книги «Школа подводной фотографии. Практическое руководство для начинающих», был редактором журналов «Подводный клуб», «Дайв тек» и «Предельная глубина», наставник многих фотографов из этого списка. Кроме того, он высококлассный дайвер, имеющий степень инструктора PADI MSDT и CMAS One Star.

Дыхало-отверстие в мантии моллюска, тридакны. Красное море, сафари на дальний юг.

А началось все очень давно, еще в 1986 году, когда Алексей сделал свои первые подводные снимки. С тех пор он стал лауреатом многих конкурсов, но по-прежнему восторгается подводным миром - и совершенно необязательно это должна быть красочная глубина южных морей: «Меня вдохновляет подводный мир как таковой, и мне одинаково интересно нырять и снимать как в подмосковном озере, так и в тропиках. Ведь практически в любом водоеме можно, неожиданно для себя, найти нечто удивительное, а лучшей наградой для фотографа являются интересные снимки», - утверждает Алексей.

Ольга Каменская

Ольга Каменская по образованию учитель химии. Но так случилось, что она всерьез увлеклась дайвингом и даже дошла до уровня инструктора CMAS. Профессией это, впрочем, не стало, хотя по-прежнему остается заметной частью ее жизни.

А с 2003 года Ольга Каменская является еще и подводным фотографом. И не просто фотографом, а профессионалом и инструктором по подводной съемке. За прошедшие годы она побывала практически во всех основных дайверских регионах - в странах Америки, Европы, Азии и Океании. Не забывает Ольга и о подводном мире российских водоемов. К слову, она является автором прекрасного альбома «Байкал. Царство воды и льда», который был презентован в Марселе во время Всемирного фестиваля подводных изображений.

Оксана Истратова

Оксана Истратова - один из крупнейших в России специалистов по затонувшим кораблям. Она автор книги «Загадки затонувших кораблей. Черное море. Крым». С 2004 года занимается техническим дайвингом, который предполагает глубоководные и затяжные погружения в ограниченном пространстве.

И практически всегда Оксана Истратова берет с собой камеру. За годы работы она создала огромную коллекцию фотографий затонувших кораблей и подводных лодок, но по-прежнему каждое погружение для нее - событие и всплеск эмоций. «Опуститься на корабль, где, ты точно знаешь, погибли люди, - как прийти на мемориал. Я ощущаю некое почтение к умершим. Естественно, ни о каких поисках наживы и речи не идет. Ты словно приходишь отдать дань памяти этих людей», - рассказывает Оксана.

Сергей Шанин

Сергей Шанин - один из самых нестандартных и талантливых современных российских фотографов. Он сумел совместить этот вид творчества с техническим и даже в чем-то научным процессом.

Подводной фотографией Сергей занимается вот уже 20 лет и, как он сам уверяет, в своих снимках пытается показать красоту и многообразие подводного мира. Сергей Шанин - признанный автор, победитель и лауреат многих конкурсов, в том числе он дважды побеждал в «Золотой черепахе».

Надежда Кулагина

Надежда Кулагина подводной фотографией занимается очень недолго, всего с 2010 года, но уже добилась признания и известности. По собственным словам, ее всегда интересовало, каково это - нырять на немалую глубину с аквалангом за плечами и пытаться снять нечто такое, что было бы достойно внимания и восхищения. Впрочем, для нее фотография - скорее, хобби, приложение к основной работе переводчика и многочисленным путешествиям по всему миру.

Работы Надежды Кулагиной всегда проникнуты каким-то оптимизмом и вызывают доверие к обитателям морских глубин. Возможно, все дело в ее отношении к жителям моря: «Находиться среди морских обитателей вовсе не страшно. В эти моменты меня больше заботит выбор правильного ракурса, настройки камеры и положение вспышек. А еще я боюсь, что в самый ответственный момент, когда я нажму кнопку спуска, моя модель уплывет».

Константин Новиков

Константин Новиков в подводную фотосъемку пришел благодаря своей любви к природе. Кстати сказать, она привела его не только в фотографию, но и на биологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. Более всего Константина интересовали биомедицина и иммунология, так что он даже стал лейтенантом медицинской службы и кандидатом биологических наук. После защиты диссертации Константин продолжил работу в качестве старшего научного сотрудника на том же биофаке, на кафедре физиологии микроорганизмов.

Подводной съемкой Константин Новиков увлекся в 1997 году, впервые оказавшись под водой с аквалангом. Сегодня же он - инструктор по дайвингу PADI, а также имеет звание ER Instructor TDI. Также он занимается фридайвингом, то есть погружается под воду без запаса воздуха, исключительно за счет возможностей организма, являясь инструктором AIDA.

Такой немалый запас профессионализма позволяет Константину Новикову делать впечатляющие снимки из морских глубин. И хотя фотосъемка является лишь увлечением, результаты, регулярно демонстрируемые Константином, не позволяют усомниться в том, что и к этому занятию он подходит предельно серьезно.

Тарас Скидоненко

Тарас Скидоненко относится к тому типу подводных фотографов, которые до первых погружений и камеру-то в руках не держали. И лишь оказавшись на глубине, впечатлившись ее пейзажами и обитателями, ощущали в себе потребность как-то зафиксировать свои эмоции и передать их другим людям.

По словам самого Тараса, нырять он начал случайно - в 1995 году в Турции, будучи в отпуске, решил попробовать любительское погружение с аквалангом. Что интересно, первые погружения в мутную воду у берегов Антальи не оставили особенных впечатлений, но зародили интерес. И вот уже почти 20 лет Тарас Скидоненко погружается в самые разные водоемы самых разных регионов мира, отовсюду привозя чудесные фотоснимки.

Вадим Зверев

Вадим Зверев - состоявшийся бизнесмен, немалого добившийся на почве коммерции и предпочитающий осваивать новые направления бизнеса, которые соответствовали бы его увлечениям. Как говорит он сам: «Мне нравится фотографировать - я открываю профессиональную фотостудию; мне нравится нырять - я открываю дайв-центр „Барракуда“; мне нравится путешествовать - я открываю туристическое агентство и ныряю по всему миру».

И пусть фотография и дайвинг - лишь увлечения для Вадима, он все равно многого достиг и в том и в другом. Его снимки, быть может, не несут в себе какой-либо философии или глобальной идеи, но зато они честно и восторженно показывают мир, скрытый от нас толщей воды.

«В первую очередь мне хочется показать и раскрыть образы „коренных обитателей“ моря, потому что они - его естественная и гармоничная составляющая, и все мы ныряем прежде всего, чтобы познакомиться с ними и узнать их поближе. Да и, честно говоря, мне легче входить в контакт с морскими обитателями. Я просто разговариваю с ними на их языке» - рассказывает Вадим Зверев.