Сотни мероприятий пройдут в россии во всемирный день театра. Какие спектакли можно посетить

Вот уже сорок пять лет «Ленком» задает высочайшую творческую планку для современного театра, являясь флагманом для других столичных коллективов.

- Марк Анатольевич, что наиболее важного, с вашей точки зрения, происходит сегодня в московских театрах?

Думаю, что одна из заметных тенденций - ставка на современных писателей. Тех, кто живет рядом с нами, проходит через все перипетии, невзгоды и радости бытия. В этом смысле наши спектакли оказались достаточно плодотворными - и «Вальпургиева ночь» по произведениям Венедикта Ерофеева, и «День опричника» по романам Владимира Сорокина. Особенно «День опричника»: он злободневен, несмотря на то что действие там происходит «через сто лет после премьеры». Говоря в целом, жизнь и других московских театров достаточно разнообразна.

- Кого из нынешних столичных режиссеров вы бы выделили?

Интересно работает Юрий Бутусов (ставил спектакли в «Сатириконе». - «ВМ» ) . Я симпатизирую Евгению Писареву (Театр имени Пушкина, МХТ имени Чехова, Большой театр). Держит марку качества Сергей Женовач в своем Театре-студии. Я мог бы еще перечислить фамилии, но боюсь кого-то забыть и обидеть.

- Как российский театр вписывается в контекст мирового театрального движения?

Мне видится, что сейчас нет какого-либо доминирующего направления, поскольку присутствует ставка на разно образие. Хотя недавно еще многим казалось, что на театре одно модно, а другое устарело. Сейчас такого ощущения нет, а есть многовариантность театральных поисков. Эта тенденция доминирует и в Москве, и в России, и в Европе. Там тоже идут поиски различных стилистических направлений. Это, помоему, правильно и хорошо.

- Двадцать пять лет назад вы с юмором говорили, что цена на театральный билет должна быть чуть ниже стоимости бутылки шампанского. А сегодня?

Сейчас у театров появилось право самим определять стоимость билета. Существует ошибочное мнение, что выручка в кассе - и есть весь бюджет. Но русский репертуарный театр, к сожалению, не может существовать только на деньги от продажи билетов. Нужна государственная помощь или надежная, вполне определенная помощь меценатов, которая всегда существовала на театре с начала XX века. Причем заблуждение о возможной самоокупаемости театров настолько сильно, что периодически мы слышим предложения снять репертуарный театр с государственных дотаций. Такое решение стало бы катастрофой.

- И что, даже коммерчески успешный «Ленком» не смог бы в этих условиях выжить?

Не смог бы. Мхатовским артистам, когда только организовался Художественный общедоступный театр Станиславского и Немировича-Данченко, тоже казалось, что они смогут сами просуществовать. Но это оказалось ошибкой. И если бы не Савва Морозов, театр не смог бы сделать лучшие из своих спектаклей - ни в начале века, ни в 1920-е годы.

- Чем же тогда объясняется окупаемость зарубежных антреприз?

Когда все ресурсы - финансовые и актерские - собираются под один проект (что невозможно в условиях русского репертуарного театра), то таковой действительно может существовать достаточно долго, разъезжая по регионам. Но антреприза, в принципе, себя давно дискредитировала. К ней множество претензий по части качества, аппаратуры, сценографии, театральных идей. И хотя я с уважением отношусь к проявлению любых сценических поисков, это все-таки не генеральное направление в театре. Репертуарный русский театр мне дороже.

- Сегодня ведется много споров о новой театральной реформе. Скажите, как вы к ней относитесь?

Вы знаете, мы с надеждой на это смотрим, но применительно к другим коллективам. Потому что «Ленкому» все-таки помогают: мы получаем определенную сумму на зарплату актерам. Все остальное зарабатываем с помощью наших продюсеров, которые предоставляют стартовый капитал для того, чтобы мы сделали стоящий спектакль, который сможет заинтересовать московского зрителя. Что сегодня очень трудно. У нас тут был достаточно откровенный разговор за круглым столом, где собрались под руководством президента руководители московских и региональных театров. Там приводился пример: когда кто-то приезжает из близких друзей в Москву и спрашивает, что посмотреть в театре, специалисты обозначают три-пять спектаклей. Вот попасть в эту обойму, которую надо непременно увидеть и оценить, - очень сложно. И это должна быть одна из стратегических задач столичного театра вообще и «Ленкома» в частности - делать спектакли, которые сегодня могли бы серьезно заинтересовать публику.

- Чем вы собираетесь удивлять эту публику в следующий раз? Говорят, что вы по ночам пишете новую сценическую фантазию…

Я изучаю Шекспира, которого, признаюсь, всю жизнь опасался. Но сейчас, после Сорокина, я осмелел. И думаю, что можно все-таки попробовать, как говорил герой Евстигнеева, «замахнуться на Вильяма нашего…» Образы Фальстафа и Генриха IV очень привлекательны. Не уверен, что что-то получится и сделаю интересную театральную версию. Но я над этим сегодня работаю и думаю.

(World Theatre Day) — профессиональный праздник деятелей театрального искусства.

Он был учрежден в 1961 году в Вене на IX конгрессе Международного института театра при ЮНЕСКО.

С 1962 года этот день вошел в календари знаменательных дат как ежегодный праздник всех театральных работников — актеров, режиссеров, продюсеров, звукоинженеров, светотехников, монтировщиков декораций, билетеров и гардеробщиков.

Международный институт театра (МИТ) при ЮНЕСКО — крупнейшая в мире неправительственная организация, занимающаяся исполнительским искусством.

Национальные центры, региональные советы и комитеты представлены в почти 100 странах мира . В СССР национальный центр МИТ был создан в 1959 году. Его президентами в разное время были народные артисты СССР Михаил Царев и Михаил Ульянов. С 2007 года президентом МИТ в России является народный артист СССР, художественный руководитель Государственного академического Малого театра Юрий Соломин. Российский центр МИТ включает в себя ряд известных театров, театральных организаций, компаний и физических лиц и существуют за счет членских взносов.

Ежегодно, по решению исполнительного совета МИТ, по случаю Международного дня театра к мировому театральному сообществу обращаются крупнейшие деятели мировой культуры. Первым автором международного послания ко Дню театра был французский писатель, художник и кинорежиссер Жан Кокто (1962). Среди авторов международного послания были три советских деятеля культуры: композитор Дмитрий Шостакович (1970), артисты Михаил Царев (1984) и Кирилл Лавров (1990).

В 2016 году в Международный день театра к общественности обращался известный российский режиссер Анатолий Васильев.

В 2017 году автором послания стала французская актриса театра и кино Изабель Юппер.

В России в рамках Международного дня театра проходят сотни мероприятий. Накануне праздника 26 марта начинается акция "Ночь театров".

Старт акции — одно из заключительных событий ежегодного Московского культурного форума в Манеже. В 2017 году специальную программу в эту ночь представят 60 театров, подведомственных Департаменту культуры города Москвы. Театры проведут традиционные экскурсии за кулисы, мастер-классы, творческие встречи с театральными деятелями, пройдут мероприятия, приуроченные к премьерным показам спектаклей.

Все мероприятия "Ночи театров" бесплатны для зрителей , но требуется предварительная регистрация.

В честь Дня театра в 2014 году впервые прошла масштабная акция "Театр.Go ", в рамках которой билеты на спектакли продаются со скидкой от 10% до 90%.

В 2016 году в акции "Театр.Go" принимал участие 61 театр из 14 городов России, было продано свыше 40 тысяч билетов.

В 2017 году в акции примут участие более 100 театров по всей России , в их числе Театр имени Вахтангова, "Сатирикон", "Школа современной пьесы", РАМТ, Et Cetera, Театр имени Маяковского, Театр имени Ленсовета, "Приют комедианта", Филармония джазовой музыки, Ростовский театр драмы имени Горького, Нижегородский театр драмы имени Горького и многие другие.

Электронные билеты со скидкой можно будет приобрести на специальной странице Яндекс.Афиши с 00:00 27 марта по 00:00 28 марта 2017 года. Организатором акции является ООО "Радарио".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Вся жизнь – театр, а люди в нём – актеры“ –
Сказал Шекспир, и как же был он прав!
Мы в жизни – сценаристы, режиссеры
И сами же – на основных ролях.

Но каждый наш спектакль не бесконечен,
И пусть мы в нём пока ещё живём,
Но понимаем всё же, что не вечен
Наш сказочный и благодатный сон.

Ну, что ж, мой друг! Нас ждут другие роли!
Не плачь и за былое не держись…
Огни погасли, и закончены гастроли
В театре под названьем “Наша Жизнь“…


«Всемирный день театра» (World Theatre Day), ежегодно отмечаемый Центрами ITI и международными театральными обществами 27 марта , установлен в 1961 году в Вене по инициатива делегатов IX конгресса Международного института театра (МИТ) (фр. Institut international du théâtre) - международной театральной организации, учрежденной ЮНЕСКО в 1948 году в Праге (Чехословакия), объединяющей национальные центры в 100 странах мира.


Люди всегда тяготели к представлениям. Когда они возникли, сказать никто не может, так же, как никто не знает, когда возникли мифы и легенды. Упоминание о первой театральной постановке датируется 2500 годом до нашей эры. Первая театральная игра состоялась в Египте, сюжетом послужили образы египетской мифологии — истории бога Осириса. Это было и зарождением долгой и прочной связи между театром и религией.


Как известно, слово «театр» произошло от древнегреческого слова theatron (θέατρον), что значит «место, где смотрят». Древние греки верили, что весь мир – это просто театральная сцена, на которой актеры играют свою роль и исчезают за кулисами, что все приходят с небес и уходят туда же, исполнив свою предначертанную роль и предназначение. Поэтому не удивительно, что театру уделялось так много внимания. В Древней Греции театр, имевший огромное значение в жизни людей, стал формироваться как искусство уже в V веке до н.э, устанавливались четкие определения трагедии и комедии, а также других театральных форм. Сценические представления в те времена были максимально насыщены высоким, героическим и торжественным космологизмом, использовались мифологические образы.


Театр - это род искусства, а также здание, предназначенное для представления драматических произведений перед публикой. Традиционно включает в себя сцену - площадку, где происходит действие, - и зрительный зал. Сцена, спроектированная под максимальное использование декораций, обычно обрамлена порталом. Противоположная крайность - выдающаяся в зал голая сцена, окруженная местами для зрителей с трех или даже четырех сторон. Впрочем, драматические представления могут проводиться и без подобного сооружения. Традиционно в театре играются два наиболее популярных жанра — комедия и трагедия, символами которых стали театральные маски.


Русская театральная школа богата и разнообразна. Многие специалисты сходятся во мнении, что она уникальна и служит образцом для подражания и изучения для многих зарубежных школ. Начальный, игрищный этап зарождается в родовом обществе и заканчивается к XVII веку, когда вместе с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением 22 июля 1795 года в Москве в имении графа Николая Шереметева постоянного государственного профессионального театра-дворца «Останкино».


«День театра» — профессиональный праздник работников театра: актёров, театральных режиссёров-постановщиков, продюсеров, светотехников, звукоинженеров, монтировщиков декораций и даже билетёров и гардеробщиков — потому что, еще 23 января 1933 года, в своём письме к цеху гардеробщиков МХАТ, писал великий русский театральный режиссёр и преподаватель актёрского мастерства Константин Сергеевич Станиславский: «…спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих зрителей…». Эта цитата, со временем трансформировалась в крылатую фразу: «Театр начинается с вешалки», которая подразумевает следующее: в театральном цехе нет второстепенных ролей и профессий.


Советский Союз получил членство в Международном институте театра еще в 1959 году, когда в Москве, на базе Всероссийского театрального общества, был создан Советский Национальный центр Международного института Театра. С 1961 года СССР, а затем Россия — постоянный член его исполнительного комитета.


В Украине традиционно по случаю Международного дня театра проводятся театральные фестивали, награждаются художественные коллективы, театры показывают свои лучшие спектакли. Несмотря на то, что «Всемирный день театра» не имеет в Российской Федерации официального государственного статуса, чиновники высших эшелонов власти РФ не скупятся в этот день на поздравления и комплименты адресованные работникам театров страны. В некоторых регионах представители власти награждают деятелей театра почётными грамотами, денежными премиями, благодарностями и ценными подарками, однако такие случаи происходят значительно реже.
Testament of Orpheus. 1960. France. Jean Cocteau
Каждый год Международный институт театра предлагает известному театральному деятелю обратиться к мировой общественности с неким посланием, международным обращением. Первое международное послание в честь Всемирного дня театра было написано в 1962 году Жаном Кокто (Jean Cocteau, 1889—1963), французским писателем, сценаристом, режиссером театра и кино.
Robert Lepage at BAM
В 2008 году такая миссия была возложена на известного канадского театрального режиссера Робера Лепажа (Robert Lepage), рассказавшего о том, что не стоит опасаться наступления технологии на театральные подмостки. "Технология лежит в основе театра, ее не следует опасаться, на нее следует опираться. Сохранение и выживание театрального искусства зависит от его способности видоизменяться, используя новые инструменты и новый язык", - говорилось в послании.


Международный день театра — это не просто профессиональный праздник мастеров сцены, это наш праздник — праздник миллионов неравнодушных зрителей. Для любителей театрального искусства «День театра» также является настоящим праздником, ведь к этому дню приурочены всевозможные торжественные мероприятия в «храмах культуры», различные театральные фестивали, а некоторые театры стараются к этому дню представить премьеры новых спектаклей.


Игорь Губерман в своём календаре тоже отмечает 27 марта "День театра"


Сметая наши судьбы, словно сор,
не думая о тех, кто обречён,
безумный гениальный режисёр
всё время новой пьесой увлечён.

Даже пьесы на краю,
даже несколько за краем
мы играем роль свою
даже тем, что не играем.

Кстати, если вас заинтересует каким боком БурундукЪ связан с театром, то могу сказать, что непосредственным:

К нам приехал наш любимый, именинник дорогой
я никогда не стану старым, пока поет цыганский хор
8e MAPTA (этикетка. дизайн мой)))
8e MAPTA. слева я
гусарская балда баллада
спектакли хоть и камерные, но у публики имели громкий успех

И напоследок анекдот
В Большом театре - премьера, билеты на спектакль раскуплены задолго наперед.
К администратору(А) подходит респектабельный мужчина (М) с женой (Ж) и вежливо так говорит:
М: Девушка, не могли бы Вы нам помочь? Дело в том, что я - эстет, моя жена - филолог, и нам бы очень хотелось посетить сегодня спектакль...
А: Извините, но билетов нет.
М: Вы, наверное, меня не совсем поняли. Видите ли, я - эстет, моя жена - филолог, и мы, как образованные люди, посещаем каждую премьеру в Большом театре.
А: Но что же я могу сделать? Все билет давно проданы.
М: Но нам просто жизненно необходимо посмотреть премьеру, ведь я - эстет, моя жена - филолог, поэтому нам очень трудно жить в обществе, в котором утрачиваются культурные ценности...
Диалог продолжается в том же духе минут пять, наконец, жене это надоедает, и она жалобно начинает ныть:
Ж: Вась, а, Вась? А может, ну его на фиг, спектакль этот? Пошли в киношку, а?
М: (жене) - Заткнись, дура!
(администратору): Девушка, понимаете, я - эстет, моя жена - филолог...
вариант:
Голос сзади.
- Товарищ, ну Вам же объяснили, что нет билетов. Что же тут непонятного? Придете в следующий раз.
- ПОШЕЛ НА Х@Й! БЫДЛО СРАНОЕ... сударыня, видите ли, я эстет..