Сообщение на тему живопись народов ямала. Педразвитие

По статистике в ЯНАО проживает порядка 42 тысяч представителей коренных народов. Это 8% от всего населения автономного округа. Наиболее многочисленная народность ненцы – почти 30 тысяч человек, ханты – 9,5 тысяч и селькупы – около 2 тысяч человек. Порядка 40% представителей коренных народов Ямала ведут традиционный кочевой образ жизни, это 16,5 тысяч человек.

У каждого народа мира есть свои особенности, которые для него - абсолютно нормальны и обыденны, но очень удивляют человека стороннего. Ненецкая культура сегодня воспринимается настолько экзотичной, что не верится, что в век высоких технологий где-то на , а именно так переводится слово "Ямал" с ненецкого, люди до сих пор живут в чумах и кочуют.

В стойбищах древние традиции предков бережно хранятся. Гостей и сейчас встретят в любом чуме по всем правилам ненецкого гостеприимства. О них «Комсомольской правде – Ямал» рассказали специалисты Ямало-Ненецкого окружного МВК имени И.С. Шемановского.

1. Приехав в стойбище, надо обойти все чумы и в каждом из них по правилам гостеприимства принять угощение. Если гости не зашли в какой-то чум, хозяин может обидеться.

2. Заходят в чум, взяв одной рукой за края покрытия чума и, повернувшись через левое или правое плечо (смотря в какую сторону «дверь» открывается), той же рукой положить край чумового покрытия на исходное положение. Стучать или предварительно кричать «Есть кто в чуме?» не принято. По дыму из трубы, по прислоненному бревну или длинному шесту к двери это можно самим определить.

3. Хозяйка обязательно пригласит вас к маленькому ненецкому столику, который называется толь. На высоком столе «норам» располагают кухонную утварь.

4. Хозяин чума, увидев вашу пустую чашку, будет вам подливать чай до тех пор, пока вы не перевернете чашку вверх дном.

5. Гостей – мужчин укладывают на ночевку от середины чума к священному шесту симзы. Гости – женщины, наоборот, располагаются от середины к выходу – ближе к свежему воздуху, подальше от копоти.

6 . По тундровому этикету большой оплошностью считается назвать взрослого человека по имени, в иных случаях это может быть воспринято даже как за оскорбление. Ко взрослым обращаются словом, означающим степень родства, по имени старшего сына или дочери.

7. Ненцы угостят строганиной, а могут и «разбить рыбу» резким ударом о стол. «Колотушка» - это та же замороженная рыба, например, муксун или омуль. Осколки рассыпавшейся, как хрустальная ваза, рыбы выкладывает на блюдо, но для обычных приемов пищи. Для гостей и по праздникам чаще готовят строганину.

8. У ненцев за столом нельзя петь. Примета гласит: «все пропоешь».

9. Помогать хозяйке убирать со стола, мыть или вытирать посуду не стоит. Считается, что такая помощь гостей может обернуться для хозяйки неудачей, стол ее обеднеет, а все удачи перейдут к гостье. К посуде не должны прикасаться ни мужчина, ни мальчик. По поверьям, от звона посуды вся дичь испугается и убежит.

10. Не принято у ненцев уходить раньше окончания трапезы. Если гости торопятся, хозяйка чума должна подержаться за край стола, иначе гости «унесут» с собой достаток ее семьи.

11. Построить дом – женская забота. За возведение домов у ненцев отвечает исключительно «слабый пол». Они же бывают и собственниками чумов, которые обычно получают в приданое от своих родителей. Тундровую ненецкую семью называют мяд тер («мя» - чум по-ненецки) – что в буквальном переводе, означает «содержимое чума» - домочадцы.

12. Очажный круг на полу чума издревле воспринимался как вход в подземный мир. Когда чум разбирали и поднимали очажный лист, то на этом месте оставалось пятно, по которому можно узнать о том, что здесь стоял чум. Второй раз на это же пятно класть очажный лист не разрешается, считается, что это поранит землю.

13. Территорию после себя кочевники обязательно очищают, а мусор сжигают. Опасным считалось оставить на месте бывшего чума хотя бы волосок или обстриженный ноготь. Под ним, как считалось, злой дух может погубить человека.

14. Дети в тундре играют клювами птиц. Традиционная ненецкая кукла нухуко сделана из клюва, который играет роль головы куклы, с пришитыми к нему разноцветными лоскутами сукна в качестве туловища. Куклы из утиного клюва - женщины, а из гусиного - мужчины. Любимая игрушка ненецких мальчиков - оленьи рога. Они представляют, что это настоящие оленьи упряжки, и носятся друг за другом, изображая гонки.

15. Только хозяйка может прикасаться к очажным шестам, к очажному крюку. Она разговаривает с пламенем, высказывает пророчества по треску дров, дыму, силе и цвету пламени.

16. Ненецкие запреты («хэвы ») очень строги. Детям и даже собакам нельзя рыть и как-либо повреждать землю, играть с огнем и водой (особенно бить по ней палками). Нарушение строго каралось осуждением сородичей. В народных пословицах и поговорках была заложена воспитывающая мудрость: «На охоте знай меру», «Яйца в гнезде руками не трогай - птица оставит их навсегда», «Руку на оленя никогда не поднимай», «За жизнь свою сам держись – никто за тебя этого не сделает».


17. Ненцы едят рога. Летом у оленей отрастают молодые, покрытые мехом рога. Они называются пантами и считаются деликатесом. Нечаянно обломанные в оленьей толчее или аккуратно срезанные, молодые рога сначала опаливают над огнем, потом скоблят и снимают с костяной части лакомый слой кожи.

18. Ненцы не едят грибы, потому что они считаются едой оленя.

19. Во время каслания перерыв для утоления жажды и питания оленей делается в среднем через 25 км, летом, через каждые 5 км.

20. В тундре хозяева стараются не отпускать гостя без подарка. Мужчинам дарят ножны с ножом, пояса, подвязки для мужской обуви (кисы), сорочку для малицы, кисет для табака или курительную трубку. Женщинам - чашки, полоски разноцветного сукна, колокольчики, бусы, цепочки, серьги, платки, выделанные оленьи лапы, песцовую шкурку, кусочек бобрового меха. Детям - игрушки или вещи ровесника.

Цели урока:

A) познакомить учащихся с терминами Культура и культура Ямала.

Б) Рассказать о полуострове Ямал.

Оборудование: оформление стенда, карта ЯНАО, открытки, оформлние доски.

Тип урока: урок-путешествие.

Ход урока

1.Орг. момент.

2.Рассказ учителя.

Каждый человек обязан знать историю того края, в котором он живет. Мы с вами на этой земле гости. Какие же мы? Знаем ли мы историю этой земли, нравы… Но прежде нам необходимо узнать, что же обозначают такие понятия, как Культура, Культура Ямала.

3.Работа со словарем,с тетрадками.

Культура (в переводе с лат.- возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – это исторически развивающаяся мировая система созданных человеком материальных и духовных ценностей. (Ребята записывают определение в словарь.)

Вопрос: что мы подразумеваем под понятиями материальная и духовная ценность? Ответы учащихся или работа с толковым словарем.

Художественная культура понимается как часть культуры, она охватывает все отрасли художественной деятельности - словесную, музыкальную, театральную, изобразительную.

Культура коренных народов – это самобытные языки, разнообразный фольклор, представляющие интерес произведения изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, материальная культура.

При знакомстве с этим материалом, многие вспомнят такую загадку: какой из полуостровов Северного Ледовитого океана жалуется на свой маленький рост?

Ответ: Ямал.

Вопрос: а где он находится? Кто покажет на карте.

Слово учителя: но его размерам могут позавидовать многие государства мира. (работа с картой) Полуостров занимает площадь 148 тыс. кв. км. Однако Ямалом, Краем Земли (перевод с ненецкого) часто называют не только полуостров, но и весь ЯНАО, территория которого занимает 769,3 тыс. кв. км. По размерам округ находится на 2 месте среди 7 автономных округов. Климат суровый, лето короткое, зима продолжительная, кругом тундра и тайга.

Каждый народ веками, тысячелетиями приспосабливался к окружающей природе, стремился максимально использовать ее ресурсы. Но, по всей вероятности, нигде на земле не проходило это так трудно, как на Крайнем Севере, где и до настоящего времени жители тундры не могут перейти к оседлому образу жизни.

С раннего детства жители тайги и тундры усваивают знания, накопленные поколениями. Они хорошо знают повадки зверей, птиц, рыб, разбираются в травах, лишайниках и их питательных свойствах.

ЯНАО образован 10 декабря 1930 года. О древнейшей истории коренных народов ненцев, ханты, селькупов имеются скудные сведения. Первыми источниками, в которых встречаются упоминания о ненцах, являются летописи(работа со словарем).

В летописи Нестора 1095 года, говорится: “Югра же есть, людье язык нем и сидят с самоядью в ношных странах…” Большое количество сведений о ханты дает известное новгородское сказание “О человецах незнаемых в Восточной стране”15век: “над морем, живут люди самоядь… Ядь их мясо оленье да рыба… ездят на оленях и на собаках, а платье носят соболье и оленьи…”. Достоверные сведения о ненцах часто сочетается с фантастическим вымыслом. Якобы эти люди один месяц живут в море: “У них вверху рты, рот на темени, а не говорят. А коли говорят, и они крошат мясо или рыбу да кладут под колпак или шапку”. Встречаются и другие описания: “РТЫ У НИХ МЕЖ ПЛЕЧАМИ, а очи в грудях, а яд их головы сырые оленьи, а не говорят” – в этом рукописном свитке неизвестного автора мы находим первый связный рассказ о народах по нижнему течению реки Оби и реки Таз. В нем одновременно упоминаются каменные наконечники копий и средневековые кольчуги. Дореволюционная литература, посвященная коренным народам округа, довольна обширна. К ней относятся путевые заметки, публикации. Они интересны обычно своим фантастическим материалом. Труды авторов XVIII - XIXвеков, начала XX века являются незаменимыми источниками о прошлом аборигенов. Иностранные мореплаватели в разное время также оставили некоторые сведения о ненцах. В частности, капитан Барроу 1556 году прибыл на о.Вайгач и нашел множество самоедских идолов, имевших сходство с человеческими фигурами, со “ ртами, измазанными кровью…”, что было следами недавних жертвоприношений. Некоторые сведения по этнографии ненцев имеются в трудах голландского ученного 17 века Исаака Массы. Участник экспедиции, историк Г.Ф.Миллер в 1733-1743 годы собрал большой материал о народах Северо-Западной Сибири, используя личные наблюдения, архивы городов, фольклор. В 1750 году вышел 1 том его “Описания Сибирского царства” Другой участник экспедиции И.Э.Фишер пытался составить словарь самоедских языков. Много сделал для изучения Обского Севера В.Ф.Зуев - “Описание живущих в сибирской губернии в Березовском уезде инородческих народов остяков и самоедов”.

Большую роль в изучении этнографии/ работа со словарем/ самоедов сыграли работы финского ученого М.А.Кастрена. В начале XIX века изучение ненцев связано с именами П.И.Третьякова, Н.А.Кострова, Кушелевского…

После 1917 года развертывается деятельность по изучению быта и культуры Севера, преследующая как научные, так и практические цели скорого хозяйственного развития этих народов. В ЯНАО проживают представители более 80 народов, в том числе коренные малочисленные народы Севера: ненцы /около 21 тыс.чел./, ханты /около 12 тыс.чел./, селькупы /около 1600 чел./, коми /около 6 тыс.чел./.

Д/З.: подготовить сообщения об истории Тюменского края, о народах, проживающих на территории ЯНАО.

Слайд 2

Проект выполнили: Нистратова Дарья, Окинина Анастасия, Рыбакова София, Ситохин Иван, Аббасова Ирада - ученики 6 класса «А» ГОУ СОШ № 1970 Руководитель проекта: Карпенко Наталия Александровна - учитель русского языка и литературы

Слайд 3

За всё время своего существования человечество так и не смогло научиться жить в мире и согласии. Людям покорилась планета. Постепенно осваиваются космос и океанские глубины. Но мы так и не научились самому главному – мирно сосуществовать. Не смогли совладать с животной агрессией, которая в течение тысячелетий охватывала и терзала целые народы, ввергая их в пучину войн и конфликтов. Мы считаем, что конфликты между людьми зачастую вызваны непониманием друг друга, незнанием национально-культурных особенностей людей других национальностей. В нашей школе учатся ребята из многих регионов России. В наших семьях – разные традиции, разное воспитание. Но мы хотим, чтобы между нами было как можно меньше споров и разногласий, чтобы мы стали ближе друг к другу. Поэтому ребята нашего класса решили каждый год знакомиться с историей, культурой и традициями разных народов нашей многонациональной Родины. Мы думаем, что эти знания не только обогатят наш духовный мир, но и сблизят нас с другими народами России. Введение

Слайд 4

Изучить культурное наследие народов Севера, расширитьпредставление о творческой и духовной жизни северных народов, привлечь внимание учащихся к культуре других народов Российской Федерации. Цель проекта –

Слайд 5

1) Разработать и провести классный час «Путешествие на Ямал»; 2) подготовить презентацию в электронном виде для пополнения медиа-фонда «Библиотека будущего»; 3) разработать альманах «В гостях у народов Ямала». Задачи проекта:

Слайд 6

Мы считаем, что знакомство с историей, культурой и традициями разных народов России не только расширит кругозор учащихся, но и поможет им стать терпимее и уважительнее по отношению друг к другу. Идея проекта

Слайд 7

1. Научно-поисковые: - сбор и изучение литературы по данной теме; - проведение социологического опроса; - интервью с ребятами из других регионов России. 2. Аналитические: - анализ и синтез собранного материала; - анализ результатов опроса; 3. Систематизирующие: - систематизация полученных данных. 4. Практические: - разработка и проведение классного часа; - разработка альманаха «Путешествие на Ямал»; - компьютерная презентация. Методы

Слайд 8

Размерам полуострова Ямал могут позавидовать многие государства мира. Полуостров занимает площадь около 148 тыс. кв. км. Однако Ямалом часто называют не только полуостров, но и весь Ямало-Ненецкий автономный округ, территория которого занимает 769,3 тыс. кв. км. По размерам округ находится на 2 месте среди 7 автономных округов. Климат суровый, лето короткое, зима продолжительная, кругом тундра и тайга. 1. Географическое положение полуострова Ямал

Слайд 9

Карта Ямало-Ненецкого автономного округа

  • Слайд 10

    Каждый народ веками, тысячелетиями приспосабливался к окружающей природе, стремился максимально использовать ее ресурсы. Но, по всей вероятности, нигде на земле не проходило это так трудно, как на Крайнем Севере, где и до настоящего времени жители тундры не могут перейти к оседлому образу жизни. С раннего детства жители тайги и тундры усваивают знания, накопленные поколениями. Они хорошо знают повадки зверей, птиц, рыб, разбираются в травах, лишайниках и их питательных свойствах. Ямало-Ненецкий автономный округ образован 10 декабря 1930 года. О древнейшей истории коренных народов - ненцев, ханты, селькупов - имеются скудные сведения. Первыми источниками, в которых встречаются упоминания о ненцах, являются летописи. 2. Историческое развитие северных народов

    Слайд 11

    На Ямале проживают следующие коренные северные народы: ненцы, ханты, манси, селькупы, татары. Ненцы. Сами себя ненцы называют ненэй ненэць (буквально – ненецкий человек, человек-ненец. Буквосочетание ць близко по звучанию к русскому языку ч с придыханием). Это самый многочисленный из 26 народов российского Севера – его численность достигает 35 тысяч человек. В Ямало-Ненецком автономном округе проживает около 22 тысяч ненцев, они населяют также Ненецкий округ Архангельской области и Таймырский (Долгано-Ненецкий) округ Красноярского края. Раньше ненцев называли самоедами. Язык ненцев относится к самодийской группе уральской семьи языков. Ханты. Их в России около 21 тысячи человек. Проживают в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Александровском и Каргасоксом районах Томской области. В ЯНАО проживает 7,3 тысячи хантов. Прежнее название – остяки. 3. Национальности коренных народов севера

    Слайд 12

    Манси. Численность этого народа – около 8 тысячи человек. Проживают в основном в Ханты-Мансийском округе, на Ямале их единицы. Прежнее название – вогулы. Ханты и Манси (эти слова не принято изменять по падежам) называют ещё обскими уграми – поскольку они жили в доле Оби. Языки Ханты и Манси относятся к угорской группе уральской семи языков. Селькупы. (Остяко-самоеды) – народ, проживающий на востоке ЯНАО и насчитывающий одну и пять тысячи человек. Их язык относится к самодийской группе уральской семьи языков. Выше перечисленные народы объединены общей принадлежностью к уральской семье языков и исконным проживаниям на территории, примыкающей Полярному кругу. Татары. Особое место среди народов Ямала занимают татары. Их на Ямале около 27 тысяч, их язык относится к тюркской группе языков. Важно помнить, что сибирские татары также являются не пришлым, а коренным сибирским народом, поскольку они испокон веков жили в Сибири и потому отличаются от татар казанских, крымских, астраханских.

    Слайд 13

    Теперь приведём данные, касающиеся пришлых народов. Самыми многочисленными на Ямале являются русские (их около 300 тысяч). Затем следуют украинцы (86 тысяч) и белорусы (13 тысяч). Менее многочисленный коми (устаревшее название – зыряне) – 5,8 тысячи человек, их язык относится к финско-пермской группе уральской семьи языков. 4. Национальности пришлых народов севера

    Слайд 14

    5. Устное народное творчество

    Слайд 15

    Поговорки

    Поговорка - краткое народное выражение, характеризующее образное народное то или иное явление человека. Поговорка отличается от пословицы тем, что она более кратка и чаще всего не несёт морального смысла. Например: Семь пятниц на неделе>>; Положить зубы на полку>>; Чужими руками жар загребать>>; После дождичка в четверг>> и т. п. А вот интересная, на наш взгляд, северная поговорка:

    Слайд 16

    Пословицы

    Пословицы и поговорки северных народов часто перекликаются с русскими. Например: Сеткой воды не зачерпнёшь. – Носить воду в решете. Куда мышь бежит, туда и песец стремится. – Куда иголка, туда и нитка. Всякая сосна своему бору шумит. – Каждый кулик своё болото хвалит. Оленя узнаешь по упряжке, человека – на промысле. – Птицу видно по полёту, а человека - по труду. У неубитого рябчика перья не ощипывают. – Не дели шкурку неубитого медведя.

    Слайд 17

    Заговор (Заклинание)

    Заговор – словесная формула, якобы имеющая магическую (сверхъестественную) силу. Существуют заговоры земледельческие, охотничьи, медицинские, любовные и др. Вот пример обращения ненца к духу – Хозяину озера перед началом промысла (записано от уроженца Ямала А. Сэротэтто):

    Слайд 18

    Хозяин этого озера, где ты? Ты нужен людям. По словам шаманов и ясновидящих, Ты – как человек, только спина – как у щуки. К нам пусть подойдёт! Что мы будем обещать за хороший улов рыбы? Ясновидящие шаманы сказали: «Пусть будет человек!»

    Слайд 19

    Загадка

    Загадка – иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания. Вот загадка ненецкого писателя Прокопия Явтысия: Она, как оленья шкура, От моря до моря лежит – То рыжей, то белой, а то зелёной становится. Гусиный пух тундру заметает, А гусей нигде нет.

    Слайд 20

    Сказки

    Наверное, нет человека, который бы в детстве не любил сказок. Многие проносят эту любовь через всю жизнь, только у взрослых эти сказки называются иначе - научная фантастика, детективы, телевизионный сериал о любви.В русских сказках ум человека чаще всего торжествует над силой животного. А вот в сказках коренных народов Севера животные нередко выступают в роли учителя и наставника человека.

    Слайд 21

    Песня

    Песня для народов Севера есть нечто иное, чем то, к чему мы привыкли. Для европейцев песня – это либо торжественное произведение, например, гимн, либо же произведение, созданное для развлечения, словесно-музыкальное сопровождение обыденной жизни. В песнях северных народов – сама жизнь, отношение к миру, его восприятие и ощущение: доброе, радостное, тревожное, трагическое. В песнях ненцы, ханты, селькупы выражают сою душу, свои чувства по поводу даже самого незначительного события окружающей их жизни. То, что мы проговариваем как бы «про себя», внутри нашего сознания, северный человек склонен пропеть вслух: о себе, о своей земле, о своих способностях и возможностях, о том, что его более всего в данный момент волнует.

    Слайд 22

    Что глаз мой видит, О том и пою. Что ухо слышит, О том и пою. Что сердце чует, О том и пою. Слушай песню мою – Узнаешь душу мою. (Из народной песни)

    Слайд 23

    Первый букварь на Ямале был создан приобским ненцем П.Е. Хатанзеевым, выросшим среди ханты. Его « Ханты – книга» вышла в 1930 году. Первые книги на ненецком языке вышли под редакцией русского этнографа Г.Д. Вербова, который с помощью И.Ф. Ного, и Н. Салиндера выпустил в 1937 году две книги: «Ненецкие сказки и былины» и «Краткий ненецко-русский словарь». Первый букварь и учебник селькупского языка были созданы Г.Н. Прокофьевым и Е.Д. Прокофьевой в 1934 – 1935 годы. Появление письменности у народов Ямала способствовало формированию национальной культуры и литературы. У её истоков стояли Илья Константинович Тыко Вылка (1886 – 1960), Иван Федорович Ного (1891 – 1947) и Иван Григорьевич Истомин (1917 – 1988). 6. Создание письменности

    Посмотреть все слайды

    Таранова Елена Анатольевна
    «Традиционный календарь ненцев». Презентация к уроку «Культура народов Ямала» в рамках ФГОС в 5 классе

    Презентация к уроку Культура народов Ямала 5 класс в рамках ФГОС . Тема урока "Традиционный календарь народа ненцы "

    С древних времен были свои календари .

    Традиционные календари мало приспособлены к условиям жизни в современном обществе, но они приспособлены к природным условиям и традиционному хозяйству северных районов.

    У ненцев еще сто лет назад не было привычного сегодня летоисчисления.

    Люди не интересовались своим возрастом, а жизнь строили согласно временам года.

    У них не принято было праздновать дни рождения. Возраст считали до пяти лет и зим.

    Солнечный календарь (считали месяцы и недели по движению солнца, например как высоко оно поднимается над горизонтом)

    Лунный календарь (по фазам луны) .Год в календаре ненцев (делится на 2 полугодия

    зимнее и летнее. Недели считали по фазам луны

    Месяцы ненцы объединяли по сезонам

    Традиционный календарь ненцев смешанный (солнечно-лунный) .

    Им тоже известны 12 месяцев, но их месяцы не равнялись друг другу, т. как на севере, в отличие от юга, солнце то почти не заходит за горизонт, то почти не восходит.

    Зимние месяцы гораздо длиннее летних.

    Раз в несколько лет добавляется 13 месяц.

    Сезон нгэрей (начинается осенью) -

    месяц хор,иры (октябрь)

    Месяц оленя самца (забой оленей)

    Брачные бои самцов (хоров,они ухаживали за самками (важенками, начинались оленьи свадьбы.

    Публикации по теме:

    Название проекта:«В ожидании Деда Мороза!» (в рамках работы по развитию у детей ориентировки во времени). Цель проекта: формировать представления.

    Конспект внеурочного занятия во 2 классе «Как на масляной неделе…» по предмету «Культура добрососедства» Тема занятия: Как на Масляной неделе…. 2 класс Предмет: Культура добрососедства. Музыка Раздел: Традиционная и современная культура. Праздники.

    Презентация «О моем классе!» Много классов в школе нашей, И любой из них хорош, Ну а дружнее нашего 2-А Во всем мире не найдешь. Мне хочется немного рассказать о своём.

    Презентация «Педагогический проект «Культура и традиции народов Оренбуржья» Я и родители моих воспитанников – это две руки, которые неотделимы. Их нельзя противопоставить друг другу. Поэтому мы взаимодействуем по.

    Педагогический проект «Культура и традиции народов Оренбуржья» Вид проекта: творческий Продолжительность проекта: долгосрочный Участники.

    Презентация «Звуковая культура речи детей дошкольного возраста» Речь – это средство понимания окружающих, это выражение умственных, эмоциональных и аналитических способностей человека. Овладение родным.

    Презентация «Традиционные жилища народов мира» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию презентацию «Жилища народов мира». Цель данной презентации: - Знакомить детей с традиционными.

    Презентация к уроку окружающего мира «Что растёт на подоконнике?» (1 класс) Тема урока: "Что растёт на подоконнике?" Цель урока: познакомить учащихся с различными комнатными растениями. Если в классе присутствую.

    Слайд 1

    Описание слайда:

    Слайд 2

    Описание слайда:

    Слайд 3

    Описание слайда:

    Слайд 4

    Описание слайда:

    Слайд 5

    Описание слайда:

    Слайд 6

    Описание слайда:

    Слайд 7

    Описание слайда:

    Слайд 8

    Описание слайда:

    Слайд 9

    Описание слайда:

    Слайд 10

    Описание слайда:

    Слайд 11

    Описание слайда:

    Слайд 12

    Описание слайда:

    Слайд 13

    Описание слайда:

    Слайд 14

    Описание слайда:

    Слайд 15

    Описание слайда:

    Слайд 16

    Описание слайда:

    Слайд 17

    Описание слайда:

    Слайд 18

    Описание слайда:

    Описание слайда:

    Песня Песня для народов Севера есть нечто иное, чем то, к чему мы привыкли. Для европейцев песня – это либо торжественное произведение, например, гимн, либо же произведение, созданное для развлечения, словесно-музыкальное сопровождение обыденной жизни. В песнях северных народов – сама жизнь, отношение к миру, его восприятие и ощущение: доброе, радостное, тревожное, трагическое. В песнях ненцы, ханты, селькупы выражают сою душу, свои чувства по поводу даже самого незначительного события окружающей их жизни. То, что мы проговариваем как бы «про себя», внутри нашего сознания, северный человек склонен пропеть вслух: о себе, о своей земле, о своих способностях и возможностях, о том, что его более всего в данный момент волнует.

    Слайд 22

    Описание слайда:

    Первый букварь на Ямале был создан приобским ненцем П.Е. Хатанзеевым, выросшим среди ханты. Его « Ханты – книга» вышла в 1930 году. Первые книги на ненецком языке вышли под редакцией русского этнографа Г.Д. Вербова, который с помощью И.Ф. Ного, и Н. Салиндера выпустил в 1937 году две книги: «Ненецкие сказки и былины» и «Краткий ненецко-русский словарь». Первый букварь на Ямале был создан приобским ненцем П.Е. Хатанзеевым, выросшим среди ханты. Его « Ханты – книга» вышла в 1930 году. Первые книги на ненецком языке вышли под редакцией русского этнографа Г.Д. Вербова, который с помощью И.Ф. Ного, и Н. Салиндера выпустил в 1937 году две книги: «Ненецкие сказки и былины» и «Краткий ненецко-русский словарь». Первый букварь и учебник селькупского языка были созданы Г.Н. Прокофьевым и Е.Д. Прокофьевой в 1934 – 1935 годы. Появление письменности у народов Ямала способствовало формированию национальной культуры и литературы. У её истоков стояли Илья Константинович Тыко Вылка (1886 – 1960), Иван Федорович Ного (1891 – 1947) и Иван Григорьевич Истомин (1917 – 1988).