Социальные функции культуры.

1. Образовательная и воспитательная функция культуры. Именно культура формирует человека. Индивид становится членом общества по мере социализации, то есть освоения знаний языка, символов, ценностей норм, обычаев, традиций своего народа и всего человечества.

2. Интегративная и дезинтегративная функция культуры. Освоение культуры создает у людей - членов того или иного общества чувство общности принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д.

Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность общества.

Но сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие общества и общности. Внутри этих более широких обществ и общностей могут возникать конфликты. Таким образом, культура может (и нередко выполняет) дезинтегрирующую функцию.

3. Регулирующая функция культуры. Она уже отмечалась ранее: в процессе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т.д., потому что она содержит систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит к определенным санкциям, которые установлены сообществом и поддерживаются общественным мнением и различными формами институционального принуждения.

Формы и виды культуры

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. В рамках любой культуры общества встречаются социокультурные различия и между поколениями, существуют контркультуры и т.д. Важно учитывать, что в принципе целостность культуры - состояние, далекое от однообразия, застоя.

Культура дифференцируется на обыденную (связанную с получением информации на уровне повседневного опыта) и специализированную (связанную с получением знания в процессе специальной профессиональной подготовки).

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три формы - элитарную, народную и массовую, и две разновидности: субкультуру и контркультуру. Основные формы культуры: высокая (элитарная) культура и народная культура (фольклор и т.д.) возникли еще со времен разделения умственного и физического труда, социального расслоения общества. Как правило, в качестве своей непосредственной предпосылки они имели прежде всего различный уровень образованности индивидов, в кругу которых преимущественно распространялись и развивались эти формы. По мере развития общей образованности населения, демократизации общества данные пласты культуры во все большей степени теряли свою социально-групповую привязанность, приобретали характер стилевого разнообразия, модификации художественной культуры, уровня доступности, ассоциативности и т.д. Сегодня для значительного числа людей это пласты их внутренней культуры.

элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитарная, или высокая культура, например живопись Пикассо или музыка Шнитки, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей - высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. Формула элитарной культуры - “искусство для искусства”.

народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

Народную культуру называют любительской (но не по уровню, а по происхождению) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). фольклор - еще одно название народного творчества.

массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью электронных носителей. Она не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления - середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка, цирк - примеры массовой культуры. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Это культура для повседневного потребления. Поп-культура - сленговое название массовой культуры, а китч - ее разновидность.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культуры. Она служит стандартизации и унификации личности, унижению ее духовной свободы, сводит любые явления высокой культуры до усредненного, содержательно выхолощенного потакания неразвитым вкусам.

Нельзя сказать, что сегодня массовая культура сама по себе уничтожила высокую и народную культуру, вобрав их в себя. Точнее было бы утверждать, что массовая культура, которая в определенных пределах вполне естественна и нормальна, благодаря смысловой и художественной упрощенности, технической доступности, способна в катастрофических масштабах вытеснить и уже вытесняет высокую и народную культуру.

Поскольку общество распадается на множество групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.

Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, одиноких, алкоголиков, спортсменов. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир.

С позитивными субкультурами мы имеем дело повседневно. Под ними имеются ввиду модификации культуры общества в соответствии с возрастными, профессиональными, поселенческими, территориальными, классовыми и т.д. особенностями той или иной группы людей. Речь идет именно о модификации, когда, сохраняя характерный для данной культуры менталитет, иерархию ведущих ценностей, норм и образцов поведения, в рамках той или иной группы, во-первых, возникают нормы, обеспечивающие регулирование связей в соответствующих социальных институтах: воинская, врачебная субкультуры и т.д., во-вторых, возникают стилевые отличия, акценты, которые выражают особенности типа жизнедеятельности носителей субкультуры, их истории (городская субкультура, субкультура казаков и т.д.), в-третьих, возникают определенные (идеологические) различия в понимании путей развития общества, не затрагивающие глубоко основные моральные и правовые устои общества (идеология рабочего класса и т.д.). Наличие субкультур - свидетельство внутреннего многообразия культуры данного общества, его способности к развитию и адаптации к новым условиям, готовности найти ответ на новые вызовы истории.

Например, наличие российской сельской субкультуры с присущей ей любовью к земле, лесу, умением брать у природы, не уничтожая ее, наверняка поможет формированию современной экологической культуры всего общества.

Субкультуры, в особенности профессиональные, поселенческие, классовые, встречаются в большинстве культур современного мира. Кросскультурный анализ аналогичных субкультур выявляет много общего, схожего и вместе с тем указывает и на наличие тех особенностей, которые объясняются прежде всего спецификой "маточной" культуры общества, в недрах которой развивается данная субкультура.

Необходимо отделить те субкультуры, которые противостоят культуре данного общества, являются ее антагонистами (субкультуру преступного, уголовного мира, а также так называемую контркультуру). контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями.

В контркультуре мы имеем дело с протестом, чаще всего части молодежи, которая не покушается на правовые основы существующего общества, но бросает вызов его морали, приличиям, принятым нормам поведения. Наиболее яркий образец контркультуры последних десятилетий - хиппи. Однако следует иметь в виду, что если субкультура террористов противостоит человеческой культуре, то молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

Наличие и распространение контркультуры как целостного образования, а не как отдельных остаточных явлений, - признак кризиса культуры того или иного общества, неудовлетворенности человека (чаще всего вновь вступающих в жизнь поколений) предлагаемыми данной культурой системой ценностей, норм и образцов поведения. Длительность существования контркультуры, ее устойчивость как целостности существенно зависит от способности общества преодолеть кризис своей культуры.

Наряду с понятиями субкультуры и контркультуры в социологию постепенно внедряется термин "суперкультура". Теория суперкультуры выдвинута американским экономистом и социологом К.Болдуингом. Суперкультура - это культура аэропортов, магистральных дорог, небоскребов, гибридных сортов злаков и искусственных удобрений, университетов и контроля над рождаемостью. Она характеризуется мировым размахом. У нее мировой язык - английский, и мировая идеология - наука. Сохранившиеся еще местные народные культуры вкрапляются в суперкультуру наподобие разрозненных точек, ибо они - дело семьи, клана, группы сверстников, неформальных организаций. Народная культура оберегает священное, а суперкультура поощряет светское. Ее распространяют формальное образование и формальные организации.

В социальных системах порядок поддерживается при помощи норм. Норма – правило, обеспечивающее определённый стандарт поведения, имеющий статус ценности в данном сообществе. Человек подчиняется такому стандарту, даже если он не соответствует его интересам. Для поддержания норм поведения устанавливаются определённые санкции – социальные поощрения или наказания. Поощрения (позитивные санкции) – в самых разных формах: от наделения властью до «тулупа с царского плеча» – стимулируют определённые действия. Наказания (негативные санкции) – выговор, штраф, понижение в должности, тюремное заключение и пр. – удерживают людей от определенных поступков. И те и другие санкции обретают легитимность (законность) на основе нормы.

Типизацию многочисленных норм, существующих в обществе, проводят по разным основаниям. В частности, Н. Смелзер их сводит к нормам-правилам и нормам-ожиданиям.

Нормы-правила регулируют общественную жизнь, создают единый порядок, скрепляют единство общества. Они обычно фиксируются в законах, а их нарушение влечёт за собой суровое наказание.

Нормы-ожидания подразумевают менее строгие правила, и к их нарушению (например, употребление ложки вместо вилки или появление человека в одежде, не соответствующей случаю) относятся снисходительно.

Практически в любом обществе есть возрастные нормы, которые иногда называют формальными. К ним относятся возрастные ограничения трудоспособного периода, участия в голосовании на выборах, покупки спиртных напитков, вступления в брак и т.д.

Существуют и иные классификации норм. Так, в зависимости от сферы, в которой они преимущественно функционируют и которую преимущественно упорядочивают, выделяют социальные, моральные и правовые нормы.

Социальные нормы – правила мирного сожительства и сотрудничества, позволяющие защитить слабого от притеснений сильного, приучить людей к обузданию своих страстей, воспитать в них умение жить друг с другом в мире и согласии, и в результате установить общественный порядок.

Моральные нормы регулируют поведение людей с позиций «добра» и «зла»; правовые нормы – с позиций «законного» и «незаконного».

Разработаны также нормы этикета, т.е. конкретные правила поведения в определённой ситуации: за столом, в театре, в гостях и т.п.

Своеобразной нормой являются стереотипы (от греческого стереос – твёрдый, типос – отпечаток) – устойчивые тенденции восприятия социального объекта максимально однородным и непротиворечивым. Обычно стереотипы формируются в условиях ограниченной информации о воспринимаемом объекте, что зачастую приводит к фиксации и возвышению второстепенных признаков. Иногда стереотипы выражают и заблуждения, и предубеждения, что наносит серьёзный вред человеческим взаимоотношениям.

Масса– совокупность людей, находящихся в одном социальном пространстве, но отдалённых друг от друга пространством физическим; их взаимодействие определяется единством, совпадением индивидуальных целей. Нормы массы – это регулятивы экономических, политических, религиозных и других отношений, формируемые на рациональной, осознанной основе.

Толпа– совокупность людей, находящихся в одном физическом пространстве. Толпой управляет не норма как выражение рациональности, а эмоции – страх, эйфория, агрессивность, которые находят выход в панике, вандализме и других асоциальных явлениях. Очевидно, что уже только в силу иррациональности поведения возникает весьма актуальная проблема управления толпой.

Впервые социальные, моральные и правовые нормы проявили себя в обычаях. Обычай – это, с одной стороны, общественные отношения, подразумевающие соблюдение правил, а с другой – исторически сложившаяся, закреплённая в общественном сознании и распространённая в обществе форма действий людей, повторяющаяся в сходных обстоятельствах. В обычае должное и сущее совпадают, а ещё не расчленённые социальные, моральные и правовые нормы функционируют в единстве.

Обычаи регулируют повседневную реальность общества и, как правило, имеют практически-прикладную, ситуативно-деятельностную природу. Дело в том, что в общественной жизни, при всей её сложности, противоречивости, многообразии, постоянно повторяются ситуации, которые требуют от людей одинаковых действий, поступков. Именно из этой однотипной деятельности и возникают обычаи.

Каждая социальная группа – от семьи до этноса – создаёт свои обычаи. П.Л. Кропоткин, в частности, отмечал, что ещё древние народы делили обычаи на обязательные и рекомендательные.

Обычаи обязательные фиксировали нормы, обеспечивавшие устойчивость самих оснований жизни племени и предполагавшие неукоснительное следование им в любых обстоятельствах. Это были нормы религиозных традиций, родовой иерархии, распределения труда, справедливого дележа добычи на охоте и т.д. За их нарушение, что, впрочем, случалось весьма редко, предусматривалось жестокое наказание, вплоть до изгнания из племени или смертной казни.

Обычаи рекомендательные имели преимущественно воспитательный характер, при их несоблюдении следовало напоминание, а сам нарушитель становился объектом для насмешек. Как описывал П.А. Кропоткин, у алеутов рекомендательные нормы касались того, что «стыдно делать». Например, мужчине стыдно бояться неизбежной смерти, просить пощады у врага, выходить в море во время бури, проявлять жадность при дележе добычи (в этой ситуации все остальные отдавали жадному свою долю, чтобы его пристыдить), хвастаться своими подвигами, ласкать жену в присутствии посторонних и др. Женщине стыдно не уметь шить и танцевать, ласкать мужа и даже разговаривать с ним на людях. Алеутские женщины о нарушителях рекомендательных обычаев сочиняли песни-насмешки. У славянских народов ту же роль выполняли и выполняют частушки.

Первоначально существовало три главных разряда правил, закреплённых в обычаях.

К первому разряду относились правила, регулировавшие производственные отношения, устанавливавшие основы пользования водами, лесами, плодовыми деревьями, угодьями, огнём.

Второй разряд объединял правила взаимоотношений между людьми – брачные нормы, нормы воспитания юношества, отношения к старикам и детям, нормы регулирования внутриплеменных конфликтов и др. Третий разряд – правила духовной жизни: обряды, связанные с охотой, временами года, переселением в другое место.

Со временем формируется и такая норма обычая, как справедливость, понимаемая как равноправие, восстановление нарушенного равновесия (например, «око за око») или равенство в распределении, а также норма дарообмена, сохранившаяся и до наших дней.

Однако особое значение в поддержании социального порядка имеет традиция, ибо общество формируется не только живущими сейчас людьми, но и наследием предыдущих поколений.

Традиция как процесс коммуникации между поколениями – это сохранение определённых материальных и духовных ценностей, а также передача многих жизненно важных норм, упорядочивающих общественную жизнь.

Будучи социальным феноменом, традиции носят противоречивый характер.

С одной стороны, они закрепляют устойчивые представления культурной, национальной, бытовой жизни и играют прогрессивную роль до тех пор, пока отвечают историческим требованиям, воплощают в себе объективно возможную степень гуманности межчеловеческих отношений. С другой – некоторые традиции становятся тормозом прогрессивного развития, способствуют возникновению противоречий, ведущих к беспорядку. Однако в любом случае традиции проявляются как результат ограничения свободы действий, как комплекс условий, которые необходимо учитывать и которые диктуют определённый порядок.

Сегодня много пишется о восстановлении исконно русских традиций. Возобновился старый спор славянофилов и западников о том, что нужно России для прогресса и порядка. Одни утверждают, что следует исходить из самобытных, коллективистских традиций России. Другие уверены, что только западный путь реформ даст нашей стране рыночную экономику и либеральный порядок.

Совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра.
Преемственность культуры достигается через социализацию. А надзирает за тем, правильно или неправильно проходит социализация, особый механизм, или, как говорили в старину, учреждение. Оно называется социальным контролем. Контроль пронизывает все общество, принимает множество форм и обличий (общественное мнение, цензура, сыск и т.п.), но состоит всего из двух элементов - социальных норм (предписаний, что должно делать) и санкций (вознаграждений и наказаний, стимулирующих соблюдение предписаний). Социальный контроль - механизм регуляции поведения индивидов и групп, включающий нормы и санкции. Когда в обществе нет законов и норм, устанавливается беспорядок, или аномия. А когда отдельный человек отклоняется от норм либо их нарушает, его поведение называют девиантным.
Когда мы заполняем пустые ячейки - статусы - людьми, то в каждой ячейке обнаруживаем по большой социальной группе: все пенсионеры, все русские, все учителя. Таким образом, за статусами стоят социальные группы. Совокупность больших социальных групп (их иногда называют статистическими или социальными категориями) называется социальным составом населения. У каждого человека есть потребности. Важнейшие, или фундаментальные, потребности у всех одинаковы, а второстепенные
различны. Первые универсальны, т. е. присущи всему населению, а стало быть, характеризуют общество в целом. Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества, называются социальными институтами. Семья, производство, религия, образование, государство - фундаментальные институты человеческого общества, возникшие в глубокой древности и существующие по сию пору. В своей зачаточной форме семья, по свидетельству антропологов, появилась 500 тыс. лет назад. С тех пор она постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная семья, расширенная семья, неполная семья и т.д. Государству 5-6 тысяч лет, столько же образованию, а религия имеет более почтенный возраст. Социальный институт - очень сложное учреждение, и самое главное - реально существующее. Ведь социальную структуру мы получаем, абстрагируясь от чего-то. Да и статус можно представить только мысленно. Конечно, соединить в единое целое всех людей, все учреждения и организации, которые на протяжении веков связаны с одной функцией - семьей, религией, образованием, государством и производством, - и представить их как один из институтов, тоже непросто. И все же социальный институт реален.
Во-первых, в каждый данный момент времени один институт представлен совокупностью людей и социальных организаций. Совокупность школ, техникумов, вузов, различных курсов и т.п. плюс министерство образования и весь его аппарат, научно-исследовательские институты, редакции журналов и газет, типографии и многое другое, что связано с педагогикой, составляют социальный институт образования. Во- вторых, основные, или общие институты в свою очередь состоят из множества неосновных, или частных институтов. Их называют социальными практиками. К примеру, в институт государства входят институт президентства, институт парламентаризма, армия, суд, адвокатура, полиция, прокуратура, институт присяжных и т. д. Так же обстоит дело с религией (институты монашества, крещения, исповеди и т.д.), производством, семьей, образованием.
Совокупность социальных институтов называется социальной системой общества. Она связана не только с институтами, но также с социальными организациями, социальным взаимодействием, социальными ролями. Одним словом, с тем, что движется, работает, действует.
Итак, сделаем вывод о социологии: статусы, роли, социальные группы существуют не сами по себе. Они формируются в процессе удовлетворения фундаментальных потребностей общества. Механизмами такого удовлетворения выступают социальные институты, подразделяющиеся на основные (их всего пять: семья, производство, государство, образование и религия) и неосновные (их гораздо больше), называемые еще социальными практиками. Вот мы и получили целостную картину общества, описанную при помощи социологических понятий. У этой картины две стороны - статическая, описываемая структурой, и
динамическая, описываемая системой. А исходные кирпичики здания - статус и роль. Они тоже двойственны. Для завершения картины не хватает еще двух важных понятий - социальной стратификации и социальной мобильности.

Еще по теме Культура:

  1. 4.5. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ПОДХОДА К КУЛЬТУРЕ. КУЛЬТУРА И ПРИРОДА. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕСТВЕ
  2. 14.1. _Понятие культуры. Сущность, структура и основные функции культуры. Культура и деятельность.
  3. 1.1 Культура как категория. Понятие и содержание организационной культуры
  4. § 1. Философия и культура. Культура как предмет философского анализа

Традиции - это воплощенный в социальных стереотипах некий исторически сложившийся групповой опыт, который аккумулируется и воспроизводится в социуме. Нужно отличать данное понятие от искусства, которое представляет более индивидуальную творческую деятельность. Посредством традиций определенный коллектив индивидуумов передает по наследству знания, необходимые для саморазвития и даже выживания. То есть данный термин можно трактовать как определенный механизм коллективной коммуникации. Специалисты выделяют основные типы традиций: народные (этнические), социальные, национальные, религиозные и культурные.

Происхождение термина

Всем известное слово "традиция" для многих имеет достаточно понятный смысл. Если говорить о дословном переводе, то в латинском языке термин означает «передача».

Первоначально понятие «традиция» использовалось лишь в буквальном значении и обозначало действие. Древние римляне употребляли его в том случае, когда им приходилось вручить кому-либо некий материальный предмет или же выдать замуж дочь. Впоследствии материальные предметы отошли на второй план, их оттеснили передаваемые умения и навыки. Таким "традиция", вернее, его семантический спектр, указывает на основное отличие от всего, что можно было бы подвести под данное понятие. Традиция - это то, что не принадлежит определенному индивидууму, так как передано извне. Производное значение ассоциируется со всем тем, что связано с давним прошлым, что бесповоротно утратило свою новизну, неизменно и символично стабильно. А точное следование обычаям избавляет многих от необходимости самостоятельно осмысливать ситуацию и принимать решение.

Традиции и социум

Каждое новое поколение, получая в полное распоряжение некую совокупность традиционных образцов, не принимает и не усваивает их в готовом виде, оно невольно осуществляет их собственную интерпретацию. Получается, общество выбирает не только свое грядущее будущее, но и канувшее в Лету прошлое. Социальные группы и общество в целом, избирательно принимая одни элементы социального наследия, одновременно отвергают другие. Поэтому социальные традиции вполне могут быть как позитивными, так и негативными.

Национальное наследие

В целом традиции — это так называемый элемент культуры, который возникает в одном поколении и передается от предков к потомкам, сохраняясь на протяжении долгого времени. Это некие нормы, правила поведения, обряды, процедуры, которые необходимо выполнять. Рассматривая вместе с данным термином определение слова «наследие», можно сказать, что понятия практически идентичны.

Если говорить о национальных традициях, то это правила, которые проявляются практически во всем. Это касается не только одежды, стиля и в целом поведения, они проявляются и в движениях, жестах и других элементах, которые имеются в психологии людей. Подобные понятия и проявления весьма важны для человека, так как именно они способны запускать бессознательный механизм в человеке, который четко способен определить грань «свой» и «чужой».

Национальные традиции - это явление, которое сформировалось в результате жизнедеятельности каждого народа или нации, регулируемое функциями в сознании человека. Другими словами, регулирование происходит в семейном быте, в общении, поведении. Традиции имеют свои характеристики, а именно обладают высокой устойчивостью, преемственностью и даже стереотипностью. Характеризуются долговременным фактором, который является регулятором общественных явлений.

Современное отношение к культурным традициям

Многообразие традиций большинства стран порой просто поражает. То, что для определённого народа является нормой обыденной жизни, в другой стране нередко могут воспринять как личное оскорбление. Можно сказать, что традиции являются одной из основополагающих вещей в культурах различных стран мира. Поэтому, если вы надумали отдохнуть в какой-нибудь экзотической стране, необходимо предварительно ознакомиться с ее обычаями, дабы не попасть в неловкое положение. Например, в Турции одной из важных традиций считается необходимость снимать обувь при входе в дом и в храм. Ещё ни в коем случае нельзя отказывать в предложении выпить чашку чая, это могут воспринять как оскорбление.

Не просто набор правил

Культурные традиции - это не только набор правил этикета, это определённый смысловой поток, направленный на то, чтобы показать глубину истории той или иной страны, это ценности, заложенные веками, передаваемые из поколения в поколение для поддержания и выявления уникальной ментальности её жителей. Например: страны, в которых распространён буддизм, считают, что прикосновение к голове человека неприемлемо, так как в ней обитает человеческая душа. К огромному сожалению, во множестве стран традиционные обряды вышли, так сказать, из моды и утратили свою ценность в связи с технологическим прогрессом. Хотелось бы, чтобы интерес к сохранению своей культуры не терял своей актуальности ни в одном уголке мира.

Синоним слова

Слово «традиция» является существительным женского рода, при необходимости его можно заменить на понятия обычай, устой (существительные мужского рода), наследие, предание (существительные среднего рода). Вместо единственного термина можно употреблять словосочетания со словом «так», например: так повелось, так заведено . У писателей, да и не только у них, традиции называют неписаными законами. Одним из самых необычных синонимов в русском языке к данному существительному является слово "итихаса", что в переводе означает «именно так и было». Большинство источников определяет синоним к слову "традиция" в нескольких вариантах, в которых, кроме представленных выше, лидируют норма, установление, обыкновение, ценность . Интересным вариантом является употребление слова «хашар» (термин, давно вошедший в тюркские и таджикский языки и обозначающий «совместный труд»).

Религиозные традиции

Религия также имеет свои традиции, что делает ее духовным и культурным кладезем. представляют собой совокупность устойчивых форм и приемов поклонения богам (Богу). Каждая из существующих на земле религий бережно хранит и всячески поддерживает свою традицию, но чаще всего в каждой религии существует сразу несколько традиций, например: православие, католицизм, протестантизм - в христианстве, шииты и сунниты - в исламе, махаяна и хинаяна - в буддизме. Религиозные традиции Востока практикуют определенную технику работы как с телом, так и с сознанием, которая направлена на просветление, т.е. получение крайне высоких состояний человеческого сознания. Христианские религиозные традиции включают в себя посещение церкви, молитвы, исповедь и почитание Самыми известными праздниками являются Пасха, Рождество, Крещение, Троица, Вознесение, Благовещение. Также не все традиции соблюдаются хотя бы потому, что в век цифровых технологий люди стали не такими набожными, как были их предки. Сейчас мало кто за праздничным столом просит урожая или дождя. Просто праздник стал еще одним поводом собраться всей семьей.

Без прошлого нет будущего

Традиции - это наследие, которое незыблемо авторитетно, они безропотно принимаются и передаются в согласии с тем, что ушедшие предки - «носители» - имеют основательное в жизни их наследников - «последователей».

Ее результат - социально зрелая личность. А какая же лич­ность без культуры?

культура - совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и переда­ваемых тем, кто будет жить завтра.

Преемственность культуры достигается через социализацию. А надзирает за тем, правильно или неправильно проходит социа­лизация, особый механизм, или, как говорили в старину, уч­реждение. Оно называется социальным контролем. Он пронизывает все общество, принимает множество форм и обличий (обще­ственное мнение, цензура, сыск и т.п.), но состоит всего из двух элементов - социальных норм (предписаний, что должно де­лать) и санкций (вознаграждений и наказаний, стимулирующих соблюдение предписаний).

социальный контроль - механизм регуляции поведения индиви­дов и групп, включающий нормы и санкции.

Когда в обществе нет законов и норм, устанавливается бес­порядок, или аномия. А когда отдельный человек отклоняется от норм либо их нарушает, его поведение называют девиантным.

Итак, сделаемтретий вывод: раствор, скрепляющий обще­ство, потому крепок, что он подвижен- Такое качество придает ему социальное взаимодействие огромных масс людей. Чтобы оно было упорядоченным процессом, общество выработало особый механизм регуляции поведения - социальный контроль. Он состоит из санкций и культурных норм, которым люди обу­чаются в процессе социализации.

Когда мы заполняем пустые ячейки - статусы людьми, то в каждой ячейке обнаруживаем по большой социальной группе: все пенсионеры, все русские, все учителя и т.д. Таким образом, за статусами стоят социальные группы.

Совокупность больших социальных групп (их иногда называют статистическими или социальными категориями) называется соци­альным СОСТАВОМ НАСЕЛЕНИЯ.

Им занимаются не только социологи, но и статистики.

У каждого человека естьпотребности, которые он обязан удовлетворить: физиологические, социальные, духовные. Важ­нейшие, или фундаментальные, потребности у всех одинако­вы, а второстепенные различны. Первые универсальны, т.е. при­сущи всему населению, а стало быть, характеризуют общество в целом.

Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные по­требности общества, называются социальными институтами.

Семья, производство, религия, образование, государство - Фундаментальные институты человеческого общества, воз­никшие в глубокой древности и существующие по сию пору. В своей зачаточной форме семья, по свидетельству антрополо­гов, появилась 500 тыс. лет назад. С тех пор она постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство нуклеарная семья, расширенная семья, неполная семья и т.д. Государству 5-6 тысяч лет, столько же образованию, а религия имеет более почтенный возраст. Социальный инсти­тут - очень сложное учреждение, и самое главное - реальна существующее. Ведь социальную структуру мы получаем, абстрагируясь от чего-то. Да и статус можно представить только мысленно. Конечно, соединить в единое целое всех людей, все учреждения и организации, которые на протяжении ве­ков связаны с одной функцией - семьей, религией, образо­ванием, государством и производством, - и представить их как один из институтов, тоже непросто. И все же социальный институт реален.

Во-первых, в каждый данный момент времени один инсти­тут представлен совокупностью людей и социальных организа­ций. Совокупность школ, техникумов, вузов, различных кур­сов и т.п. плюс министерство образования и весь его аппарат, научно-исследовательские институты, редакции журналов и газет, типографии и многое другое, что связано с педагоги­кой, составляют социальный институт образования. Во-вто­рых,основные, или общиеинституты в свою очередь состоят из множестване основных, или частныхинститутов. Их назы­вают социальными практиками. К примеру, в институт государ­ства входят институт президентства, институт парламентариз­ма, армия, суд, адвокатура, полиция, прокуратура, институт присяжных и т.д. Так же обстоит дело с религией (институты монашества, крещения, исповеди и т.д.), производством, се­мьей, образованием.

Совокупность социальных институтов называется социальной системойобщества.

Она связана не только с институтами, но также с соци­альными организациями, социальным взаимодействием, соци­альными ролями. Одним словом, с тем, что движется, работает, действует.

Итак, сделаем четвертый вывод: статусы, роли, социальный контроль существуют не сами по себе. Они формируются в про­цессе удовлетворения фундаментальных потребностей обще­ства. Механизмами такого удовлетворения выступают соци­альные институты, подразделяющиеся на основные (их всего пять: семья, производство, государство, образование и рели­гия) и неосновные (их гораздо больше), называемые еще соци­альными практиками. Вот мы и получили целостную картину общества, описанную при помощи социологических понятий. У этой картины две сторо­ны - статическая, описываемая структурой, и динамическая, описываемая системой. А исходные кирпичики здания - статус и роль. Они тоже двойственны. Для завершения картины не хвата­ет, пожалуй, еще двух важных понятий - социальной стратифи­кации и социальной мобильности.

социальная стратификация - совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по критерию социального не­равенства и называемых стратами.

Это иная версия социальной структуры. Статусы расположе­ны не горизонтально, а вертикально. Только на вертикальной оси они могут соединяться в новые группы - страты, слои, классы, сословия, которые отличаются друг от друга по призна­ку неравенства. Бедные, зажиточные, богатые - общая модель стратификации. Чтобы от общего перейти к частному, верти­кальное пространство мы разделим на четыре "линейки": шкалу доходов (в рублях, долларах), шкалу образования (лет обуче­ния), шкалу власти (число подчиненных), шкалу профессио­нального престижа (в баллах экспертов). Место любого статуса легко найти на этих шкалах и тем самым определить общее место в системе стратификации.

Переход из одной страты в другую, неравную (скажем, из бед­ных в богатые), либо в равную (скажем, из водителей в тракторис­ты) описывается понятием социальной мобильности, которая быва­ет вертикальной и горизонтальной, восходящей и нисходящей.

Вот и все, что можно сказать о предмете социологии. По су­ществу мы рассказали обо всей социологии, но в самых общих чертах. Книга в целом посвящена тому, чтобы детальнее осве­тить то, что кратко изложено в этом параграфе.

Выделим ключевые понятия, составляющие предмет социо­логии.