Сочинения. Образ и характеристика савелия в поэме кому на руси жить хорошо Характеристика савелия

«Счастливец тоже был»… Такими ироническими словами вводится в поэму Некрасова образ деда Савелия. Он прожил долгую, непростую жизнь и теперь доживает свой век в семье Матрены Тимофеевны. Образ Савелия, богатыря святорусского в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова очень важен, потому что он воплощает в себе идею русского богатырства. Тема силы, выносливости и долготерпения народа в поэме от главы к главе нарастает (вспомним историю силача на ярмарке, служащую предпосылкой к истории Савелия) и в конце концов разрешается в образе богатыря Савелия.

Савелий – выходец из глухих лесных краев, куда даже «черт три года дорогу искал». Уже само название этого края дышит мощью: Корега, от «корежить», т.е. гнуть, ломать. Покорежить что-либо может медведь, да и сам Савелий «на медведя смахивал». Сравнивается он и с другими зверями, например, с сохатым, причем подчеркивается, что он куда опаснее хищника, когда ходит по лесу «с ножищем и рогатиной». Сила эта проистекает из глубокого знания своего края, полного единения с природой. Видна любовь Савелия к своей земле, его слова «Мой лес!

» звучат куда более убедительно, чем такое же заявление из уст помещика Оболта-Оболдуева.

Но в любой, даже самый непроходимый край, дотянется барская рука. Вольная жизнь Савелия заканчивается с приездом в Корегу немца-управляющего. Поначалу тот казался безобидным и даже не требовал полагающейся дани, но поставил условие: отработать деньги рубкой леса. Простодушные мужики построили из лесу дорогу и тут-то поняли, как сильно их обманули: по этой дороге приехали в Корежину господа, немец привез жену с детьми, и начал вытягивать из деревни все соки.

«И тут настала каторга
Корежскому крестьянину –
До нитки разорил!»

Долгое время крестьяне терпят издевательства немца – он бьет их и заставляет работать без меры. Многое может вытерпеть русский мужик, оттого-то он и богатырь, – так считает Савелий.
Так говорит он Матрене, на что женщина с иронией отвечает: такого богатыря и мыши заесть могут. В этом эпизоде Некрасов намечает важную проблему русского народа: его безответность, неготовность к решительным действиям. Недаром характеристика Савелия совпадает с образом самого неподвижного из былинных богатырей – Святогора, который в конце жизни врос в землю.

«Недотерпеть - пропасть, перетерпеть - пропасть». Так мыслит богатырь Савелий, и эта простая, но мудрая народная философия приводит-таки его к бунту. Под придуманное им словцо «Наддай!» ненавистного немца-управляющего закапывают в землю. И хотя за этот поступок Савелий попадает на каторгу, начало освобождению уже положено. Всю оставшуюся жизнь дед будет гордиться тем, что он, хоть «клейменый, да не раб!

Но как же складывается его жизнь дальше? Больше двадцати лет провел он на каторге, еще двадцать отняли поселения. Но и там Савелий не сдавался, работал, смог собрать денег, и, вернувшись на родину, построил себе и своим домашним избу. И все же жизни его не дано завершиться спокойно: пока были у деда деньги, он пользовался любовью домашних, а когда они закончились – встретился с нелюбовью и насмешками. Единственной отрадой для него, как и для Матрены, становится Демушка. Он сидит на плече у старика «как яблочко в вершине старой яблони». Но происходит страшное: по его, Савелия, вине внук и погибает. И именно это событие сломило прошедшего через плети и каторгу мужика. Остаток жизни дед проведет в монастыре и скитаниях, молясь об отпущение грехов. Именно поэтому Некрасов и называет его святорусским, показывая еще одну черту, присущую всему народу: глубокую, искреннюю религиозность. «Сто семь годов» жил дед Савелий, но долгожительство не принесло ему счастья, а сила, как он сам с горечью вспоминает, «по мелочи ушла».

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Савелий воплощает именно эту, глубоко сокрытую силу русского мужика и его огромный, хотя пока что не реализованный потенциал. Стоит разбудить народ, убедить его на время отказаться от смирения, и тогда он сам завоюет себе счастье, вот о чем говорит Некрасов с помощью образа богатыря Савелия.

Тест по произведению

САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ Проект подготовили: Баринова Екатерина Малюженко Екатерина Галкина Валерия Григорян Каринэ Сабирова Алина

1. Сколько лет герою? Каков его внешний вид? «Не мог: ему уж стукнуло, По сказкам, сто годов» «С большущей сивой гривою, Чай двадцать лет нестриженной, С большущей бородой, Дед на медведя смахивал, Особенно как из лесу, согнувшись, выходил. Дугой спина у дедушки» «Входил он: ну, распрямится? Пробьет дыру медведище В светелке головой!» Художник В. Серов

2. Какова история героя? Какие беды и невзгоды выпали на его долю? «Во времена досельные» «Эх, доля святорусского Богатыря сермяжного! Всю жизнь его дерут. Раздумается временем О смерти - муки адские В ту-светной жизни ждут» . «Нас только и тревожили Медведи. . . да с медведями Справлялись мы легко» .

3. Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что отрицает в крестьянском укладе? «По времени Шалашников «Погибшие. . . пропащие. . . » Удумал штуку новую, Приходит к нам приказ: "Явиться!…» «Недотерпеть - пропасть! Перетерпеть - пропасть. . . » «Наддай! наддай!. . » «Наследник средство выдумал: К нам немца подослал» «Я каторжником был» «Сдавались люди слабые, А сильные за вотчину Стояли хорошо»

4. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится? Автор наделяет Савелия такими нравственными качествами как доброта, любовь к родине и народу. Савелию присуще также ум, терпение, упорство, чувство собственного достоинства. Савелий свободолюбивый, гордый человек. Он вопложение силы, мужества. «Клейменый, да не раб» Некрасов создает образ, где сочетаются противоречивые черты: богатырское терпение «до поры» , социальная активность, способность к бунту.

5. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут? Одним из условий счастья народного в понимании Савелия является свобода. «Люди холопского звания – Сущие псы иногда: Чем тяжелей наказание, Тем им милей господа. » Савелий видит его в протесте против общественной несправедливости, в раздумьях о судьбе крестьянина, в любви к родному народу-труженнику. «Куда ты сила делася? На что ты пригодилася? Под розгами, под палками По мелочам ушла!»

Савелий не понимал нынешний народ, который сразу сдавался и даже не пытался бороться. «вот были люди гордые А нынче дай затрещину – Исправнику, помещику Тащат последний грош. » Сам Некрасов глубоко убежден, что счастье возможно только в обществе свободных людей. «Еще народу русскому Пределы не поставлены Пред ним широкий путь. » Савелий умирает со словами о безнадежности крестьянской судьбы. И все же этот образ оставляет впечатление силы, неукротимой воли, тоски по свободе. В памяти остается мудрое пророчество Савелия: «Недотерпеть – пропасть, Перетерпеть – пропасть»

6. Почему странники не признали героя счастливыми? “Эх, доля святорусского Богатыря сермяжного! Всю жизнь его дерут. Раздумается временем О смерти - муки адские В тусветной жизни ждут”

7. Можно ли заметить смысл в говорящей фамилии героя? Савелий - настоящий русский богатырь, не признающий над собой никакого давления. Художник А. Лебедев

8. Какова смысловая роль фольклорных элементов в главе о герое? Некрасов считал свое произведение «эпопеей современной крестьянской жизни» . В ней Некрасов задался вопросом: принесла ли отмена крепостного права счастье крестьянству? Некрасов стремится дать яркое и эмоционально-действенное изображение крестьянской жизни, вызвать сочувствие к, крестьянству, пробудить стремление к борьбе за крестьянское счастье. Именно поэтому автор использует в большом количестве фольклорные элементы, такие как народные песни, просторечие, сказочные образы, загадки, приметы, поговорки, пословицы, былины. Это - поэма о «народе» и для «народа» , поэма, в которой автор выступает защитником «народных» (крестьянских) интересов.

В словах Савелия о богатырстве крестьянина, несомненно, слышится отзвук былины о Святогоре и тяге земной: «Ты думаешь, Матренушка, Мужик - не богатырь? И жизнь его не ратная, И смерть ему не писана В бою - а богатырь!» «Покамест тягу страшную Поднять-то поднял он, Да в землю сам ушел по грудь С натуги! По лицу его Не слезы - кровь течет!»

Следующая написанная Некрасовым глава - «Крестьянка» - также кажется явным отступлением от намеченной в «Прологе» схемы: странники вновь пытаются найти счастливого среди крестьян. Как и в других главах, важную роль играет зачин. Он, как и в «Последыше», становится антитезой дальнейшему повествованию, позволяет обнаружить все новые противоречия «загадочной Руси». Глава начинается описанием разоряемой помещичьей усадьбы: после реформы хозяева бросили усадьбу и дворовых на произвол судьбы, и дворовые разоряют и ломают красивый дом, некогда ухоженный сад и парк. Смешные и трагические стороны жизни брошенной дворни тесно переплетены в описании. Дворовые - особый крестьянский тип. Вырванные из привычной среды, они утрачивают навыки крестьянской жизни и главную среди них - «привычку к труду благородную». Забытые помещиком и не способные прокормить себя трудом, они живут тем, что разворовывают и продают вещи хозяина, обогревают дом, ломая беседки и точеные балконные столбики. Но есть и подлинно драматические моменты в этом описании: например, история певца с редкостно красивым голосом. Помещики вывезли его из Малороссии, собирались отправить в Италию, да позабыли, занятые своими бедами.

На фоне трагикомической толпы оборванных и голодных дворовых, «дворни ноющей», еще более «красивой» кажется «здоровая, поющая толпа жнецов и жниц», возвращающихся с поля. Но даже среди этих статных и красивых людей выделяется Матрена Тимофеевна , «ославленная» «губернаторшей» и «счастливицей». История ее жизни, рассказанная ею самой, и занимает центральное место в повествовании. Посвящая эту главу женщине-крестьянке, Некрасов, думается, не только хотел открыть читателю душу и сердце русской женщины. Мир женщины - семья, и рассказывая о себе, Матрена Тимофеевна повествует о тех сторонах народной жизни, что пока только косвенно затрагивались в поэме. Но именно они и определяют счастье и несчастье женщины: любовь, семья, быт.

Матрена Тимофеевна не признает себя счастливой, как не признает счастливой ни одну из женщин. Но недолгое счастье она знала в своей жизни. Счастье Матрены Тимофеевны - это девичья воля, родительская любовь и забота. Ее девичья жизнь не была беззаботной и легкой: с детства, уже с семи лет она исполняла крестьянскую работу:

Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.
За батюшкой, за матушкой,
Как у Христа за пазухой,
Жила я, молодцы. <...>
А на седьмом за бурушкой
Сама я в стадо бегала,
Отцу носила завтракать,
Утяточек пасла.
Потом грибы да ягоды,
Потом: «Бери-ка грабельки
Да сено вороши!»
Так к делу приобвыкла я...
И добрая работница,
И петь-плясать охотница
Я смолоду была.

«Счастьем» она называет и последние дни девичьей жизни, когда решалась ее судьба, когда она «торговалась» с будущим мужем - спорила с ним, «выторговывала» себе волю и в замужней жизни:

- Ты стань-ка, добрый молодец,
Против меня прямехонько <...>
Подумывай, смекай:
Чтоб жить со мной - не каяться,
А мне с тобой не плакаться... <...>
Пока мы торговалися,
Должно быть, так я думаю,
Тогда и было счастьице.
А больше вряд когда!

Ее замужняя жизнь, действительно, исполнена трагических событий: смерть ребенка, жестокая порка, добровольно ею принятое наказание, чтобы спасти сына, угроза остаться солдаткой. При этом Некрасов показывает, что источник несчастий Матрены Тимофеевны не только «крепь», бесправное положение крепостной женщины, но и бесправное положение младшей снохи в большой крестьянской семье. Несправедливость, торжествующая в больших крестьянских семьях, восприятие человека прежде всего как работника, непризнание его желаний, его «воли» - все эти проблемы открывает рассказ-исповедь Матрены Тимофеевны. Любящая жена и мать, она обречена на жизнь несчастливую и бесправную: на угождение семье мужа и несправедливые попреки старших в семье. Вот почему, даже освободившись от крепостной зависимости, став свободной, она будет горевать об отсутствии «волюшки», а значит - и счастья: «Ключи от счастья женского, / От нашей вольной волюшки / Заброшены, потеряны / У Бога самого». И говорит она при этом не только о себе, но о всех женщинах.

Это неверие в возможность счастья женщины разделяет и автор. Не случайно Некрасов исключает из окончательного текста главы строки о том, как счастливо изменилось тяжелое положение Матрены Тимофеевны в семье мужа после возвращения от губернаторши: в тексте нет рассказа ни о том, что она стала «большухой» в доме, ни о том, что она «покорила» «сварливую, бранчивую» семью мужа. Остались лишь строки о том, что семья мужа, признав ее участие в спасении Филиппа от солдатчины, «поклонилась» ей и «повинилась» перед ней. Но заканчивается глава «Бабьей притчей», утверждающей неизбежность неволи-несчастья для женщины и после отмены крепостного права: «А к нашей женской волюшке / Все нет и нет ключей! <...> /Да вряд они и сыщутся...»

Исследователи отметили замысел Некрасова: создавая образ Матрены Тимофеевн ы, он стремился к широчайшему обобщению : ее судьба становится символом судьбы каждой русской женщины. Тщательно, продуманно выбирает эпизоды ее жизни автор, «проводя» свою героиню по пути, по которому проходит любая русская женщина: недолгое беззаботное детство, привитые с детства трудовые навыки, девичья воля и долгое бесправное положение замужней женщины, работницы в поле и в доме. Матрена Тимофеевна переживает все возможные драматические и трагические ситуации, выпадающие на долю крестьянки: унижения в семье мужа, побои мужа, смерть ребенка, приставания управляющего, порку и даже - пусть и ненадолго - долю солдатки. «Образ Матрены Тимофеевны создан так, - пишет Н.Н. Скатов, - что она как бы все испытала и побывала во всех состояниях, в каких могла побывать русская женщина». Включенные в рассказ Матрены Тимофеевны народные песни, плачи, чаще всего «замещающие» ее собственные слова, ее собственный рассказ, - еще более расширяют повествование, позволяя осмыслить и счастье, и несчастье одной крестьянки как рассказ о судьбе крепостной женщины.

В целом история этой женщины рисует жизнь по Божьим законам, «по-божески», как говорят некрасовские герои:

<...> Терплю и не ропщу!
Всю силу, Богом данную,
В работу полагаю я,
Всю в деточек любовь!

И тем страшнее и несправедливее представляются несчастья и унижения, выпавшие на ее долю. «<...> Во мне / Нет косточки неломаной, / Нет жилочки нетянутой, / Кровинки нет непорченой <...>» - это не жалоба, а подлинный итог пережитого Матреной Тимофеевной. Глубокий смысл этой жизни - любовь к детям - Некрасовым утверждается и с помощью параллелей из природного мира: рассказу о смерти Дёмушки предшествует плач о соловьихе, чьи птенчики сгорели на дереве, зажженном грозой. Глава, повествующая о наказании, принятом во спасение другого сына - Филиппа от порки, называется «Волчица». И здесь голодная волчиха, готовая жизнью пожертвовать ради волчат, предстает как параллель к судьбе крестьянской женщины, легшей под розги, чтобы освободить от наказания сына.

Центральное место в главе «Крестьянка» занимает рассказ о Савелии, богатыре святорусском . Почему Матрене Тимофеевне доверен рассказ о судьбе русского мужика, «богатыря святорусского», его жизни и смерти? Думается, во многом потому, что Некрасову важно показать «богатыря» Савелия Корчагина не только в его противостоянии Шалашникову и управляющему Фогелю, но и в семье, в быту. Своей большой семье «дедушка» Савелий - чистый и святой человек, нужен был, пока у него были деньги: «Покуда были денежки, / Любили деда, холили, / Теперь в глаза плюют!» Внутреннее одиночество Савелия в семье усиливает драматизм его судьбы и одновременно, как и судьба Матрены Тимофеевны, дает возможность читателю узнать о бытовой жизни народа.

Но не менее важно, что «рассказ в рассказе», соединяя две судьбы, показывает взаимоотношения двух незаурядных людей, для самого автора явившихся воплощением идеального народного типа. Именно рассказ Матрены Тимофеевны о Савелии позволяет подчеркнуть то, что сблизило в общем-то разных людей: не только бесправное положение в семье Корчагиных, но и общность характеров. Матрена Тимофеевна, вся жизнь которой исполнена только любви, и Савелий Корчагин, кого тяжелая жизнь сделала «каменным», «лютее зверя», - похожи в главном: своим «гневным сердцем», своим пониманием счастья как «волюшки», как духовной независимости.

Матрена Тимофеевна не случайно считает Савелия счастливцем. Ее слова о «дедушке»: «Счастливец тоже был...» - не горькая ирония, ибо в жизни Савелия, полной страданий и испытаний, было то, что сама Матрена Тимофеевна ценит выше всего, - нравственное достоинство, духовная свобода. Будучи «рабом» помещика по закону, Савелий не знал духовного рабства.

Свою молодость Савелий, по словам Матрены Тимофеевны, называл «благоденствием», хотя пережил он немало и обид, и унижений, и наказаний. Почему же прошлое он считает «благодатными временами»? Да потому, что, огражденные «топкими болотами» и «лесами дремучими» от своего помещика Шалашникова, жители Корежины чувствовали себя свободными:

Нас только и тревожили
Медведи...да с медведями
Справлялись мы легко.
С ножищем да с рогатиной
Я сам страшней сохатого,
По заповедным тропочкам
Иду: «Мой лес!» - кричу.

«Благоденствие» не омрачала и ежегодная порка, которую устраивал своим крестьянам Шалашников, выколачивающий розгами оброк. Но крестьяне - «люди гордые», вытерпев порку и притворяясь нищими, они умели сохранить свои деньги и, в свою очередь, «тешились» над барином, не сумевшим отнять деньги:

Сдавались люди слабые,
А сильные за вотчину
Стояли хорошо.
Я тоже перетерпливал,
Помалчивал, подумывал:
«Как ни дери, собачий сын,
А всей души не вышибешь,
Оставишь что-нибудь» <...>
Зато купцами жили мы...

«Счастье», о котором говорит Савелий, - конечно, иллюзорное, - это год вольной жизни без помещика и умение «дотерпеть», выстоять во время порки и сохранить заработанные деньги. Но иного «счастья» крестьянину и не могло быть отпущено. И все же даже такого «счастья» скоро лишилась Корёжина: началась для мужиков «каторга», когда управляющим был назначен Фогель: «До нитки разорил! / А драл... как сам Шалашников!/ <...> / У немца - хватка мертвая: / Пока не пустит по миру, / Не отойдя, сосет!»

Савелий прославляет не терпение как таковое. Не все может и должен вытерпеть крестьянин. Савелий четко разделяет способность «недотерпеть» и «перетерпеть». Недотерпеть - значит поддаться боли, не вынести боль и нравственно подчиниться помещику. Перетерпеть - значит потерять достоинство и согласиться с унижением и несправедливостью. И то и другое - делает человека «рабом».

Но Савелию Корчагину, как никому другому, ясен и весь трагизм вековечного терпения. С ним в повествование входит чрезвычайно важная мысль: о напрасно потраченной силе крестьянина-богатыря. Савелий не только прославляет богатырство русское, но и скорбит об этом богатыре, униженном и изувеченном:

А потому терпели мы,
Что мы - богатыри.
В том богатырство русское.
Ты думаешь, Матренушка,
Мужик - не богатырь?
И жизнь его не ратная,
И смерть ему не писана
В бою - а богатырь!

Крестьянство в его размышлениях предстает как сказочный богатырь, скованный и униженный. Этот богатырь - больше неба и земли. Поистине космический образ предстает в его словах:

Цепями руки кручены,
Железом ноги кованы,
Спина... леса дремучие
Прошли по ней - сломалися.
А грудь? Илья пророк
По ней гремит-катается
На колеснице огненной...
Все терпит богатырь!

Небо держит богатырь, но великих мук ему стоит этот труд: «Покамест тягу страшную / Поднять-то поднял он, / Да в землю сам ушел по грудь / С натуги! По лицу его / Не слезы - кровь течет!» Однако есть ли смысл в этом великом терпении? Не случайно Савелия тревожит мысль о напрасно ушедшей жизни, даром растраченной силе: «Лежал я на печи; / Полеживал, подумывал: / Куда ты, сила, делася? / На что ты пригодилася? / - Под розгами, под палками / По мелочам ушла!» И эти горькие слова - не только итог собственной жизни: это скорбь по загубленной народной силе.

Но авторская задача - не только показать трагедию русского богатыря, чья сила и гордость «по мелочам ушла». Не случайно в завершении рассказа о Савелии появляется имя Сусанина - героя-крестьянина: памятник Сусанину в центре Костромы напомнил Матрене Тимофеевне «дедушку». Умение Савелия и в рабстве сохранить свободу духа, духовную независимость, не покориться душой - это тоже героизм. Важно подчеркнуть такую особенность сравнения. Как отмечает Н.Н. Скатов, памятник Сусанину в рассказе Матрены Тимофеевны не похож на реальный. «Реальный памятник, созданный скульптором В.М. Демут-Малиновским, - пишет исследователь, - оказался скорее памятником царю, чем Ивану Сусанину, который был изображен коленопреклоненным возле колонны с бюстом царя. Некрасов не только умолчал, что стоит-то мужик на коленях. В сравнении с бунтарем Савелием образ костромского мужика Сусанина получал впервые в русском искусстве своеобразное, по сути антимонархическое осмысление. В то же время сравнение с героем русской истории Иваном Сусаниным наложило последний штрих на монументальную фигуру корежского богатыря, святорусского крестьянина Савелия».

(372 слова) Герои поэмы Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» на пути своем повстречали «богатыря святорусского» Савелия, образ которого имеет огромное значение в произведении. Он воплощает в себе основные качества русского народа, которые отличают его от всех прочих. С одной стороны эти свойства – залог счастья, а с другой – проклятие простого человека.

На момент действия поэмы Савелий — уже столетний старик. Он прожил бурную жизнь, которая привела его, гордого и смелого, к смирению и покаянию. Будучи обыкновенным крестьянином, он был полностью подвластен немецкому приказчику. Барин прислал его управлять своими землями. Фогель за 17 лет деятельности полностью разорил подопечных. Изнурительный труд и черная неблагодарность начальника побудили Савелия и других мужиков расправиться с угнетателем. В этой ситуации проявляется феноменальное терпение русского народа – они почти два десятка лет терпели ужасное отношение! Но здесь же появляется и другая, темная сторона души русского человека – бессмысленность и беспощадность бунта, о которых говорил еще А. Пушкин. Они закопали живого приказчика в яму, которую он приказал вырыть. Тогда героя и его друзей отправили на каторгу, которая при всей своей мучительности не сломила духа этих людей. Савелий ни в грош не ставит телесные наказания: «Плохое там дранье» — сетует он. Известно также, что он несколько раз бежал, и наказание его тоже не смущало. Это говорит о смелости, выдержке и силе духа простого русского мужика. Его тяга к свободе и внутренняя независимость поражают и заставляют восхищаться им, как народным героем. Но после каторги, жизни на поселении и всех драматических событий он приходит к тяжелейшему испытанию – мукам совести. Их пробудила смерть его правнука. Савелий не досмотрел, и Дему съели свиньи. Тогда силач и гроза поселения начинает таить на глазах и постоянно пропадает на могилке мальчика. Он осознает вину не только перед Матреной, но и перед всем христианским миром за ту кровь, что обагрила его сильные руки. Непоколебимая нравственная основа его характера дает о себе знать, когда мы видим масштабы его покаяния: он уходит из мира в монастырь, дабы полностью отдаться скорби и сожалению.

Потенциал Савелия огромен: он и грамоте выучился в остроге, и силу имел недюжинную. Но таким героем необходимо задавать верное направление, ведь сами они не могут довершить свой бунт до конца, не могут произвести его честно и без лишней жестокости. Потому народным заступником является Гриша Добросклонов, который должен склонить народ к добру, что следует из его фамилии.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Невеселая судьба русского мужика описана в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Савелий – богатырь святорусский – не является главным героем произведения. Ему отводится сложная роль - показать, насколько может быть сильным русский человек, крепким телом, духом и верой.

Портретная характеристика

Савелий - обычный крепостной. Он принадлежал барину, как большинство крестьян на Руси. В поэме о старике рассказывает Матрена Корчагина, прозванная в народе счастливой. Савелий - «родитель свекра-батюшки», главы семьи, в которую попала женщина после замужества. Характеристика Савелия богатыря святорусского строится на описании его мощного телосложения. Внешность делает старика схожим с русскими сказочными персонажами:

  • большущая сивая грива;
  • большущая борода;
  • высокий рост;
  • крепкая фигура.

Грива не стрижена более 20 лет. Возраст согнул спину, сделал деда похожим на медведя. Сам Савелий сравнивает себя с деревенским колодцем - «очеп».

Автор подсказывает, что важна в человеке не только внешность, а внутреннее состояние. В колодце чистая вода - у Савелия светлая душа. Не может дед разогнуть спину, но не теряет чувства юмора. Когда улыбается, меняется лицо старика: появляется усмешка, «словно радуга». Другое сравнение - корёжский комар, костлявый и смешной.

Судьба героя поэмы

Старик с богатырской фигурой прожил сложную трудную судьбу. Характеристика Савелия «Кому на Руси жить хорошо» дается рассказами самого персонажа. Он сам делит ее на периоды, но за каждой фразой долгая, полная событиями жизнь.

Сначала был господин Шалашников, потом немец-душегуб, затем острог. Шалашников был мастером драть мужиков, он порол так, что спины становились крепкими, уже не ощущали той боли, которую доставляла порка.

Немец-душегуб достал мужиков, они закапывают его живьем в яме. Савелий попадает в острог и на каторгу. Не может крепостной смириться с такой судьбой, бежит с каторги, но его возвращают. Строгая каторга длилась 20 лет, затем столько же поселение. Сердце мужика становилось все черствее, каменело и закрывалось от людей. Доля «богатыря сермяжного» незавидная: его дерут, бьют и унижают. Горькая доля пахаря была основной темой рассказов Савелия. Он страдал за всех русских мужиков, молился в душе, надеясь на лучшее будущее для них. Острог научил старика грамоте.

На каторге дед стал разбираться во многих событиях русской жизни. Он не потерял надежды на свободу. Рабство – удел не для русского мужика: «клейменный, да не раб!

После гибели сына Матрены, заснул и «скормил свиньям» ребенка, Савелий уходит в монастырь. У Бога он просит не только прощения за судьбу Демушки, но и получения прощения от матери. Савелий - долгожитель. Он умирает в 107 лет. Жизнь и смерть были одинаково тяжелы. Если жизнь описывается целыми главами, но смерть несколькими фразами: «Сто дней не ел, хирел да сох…» «…и к ночи умер…»

Характер персонажа

Савелий встретил Матрену по-доброму, он единственный мог поговорить, утешить и поддержать бедную девушку, оказавшуюся в чужой семье. Сам старик был мил своим родственникам только первое время, когда пришел с каторги с деньгами. Потом он стал лишним, ушел в отдельную комнату, «светелочку», и читал там книги или святцы. Умный Савелий видел к себе отношение и понимал, чего хотят родственники. Он посмеивался над ними, подшучивал и терпел, понимая, что это его семья.

Савелий обладает особой храбростью. Он один ходил на медведя с рогатиной и ножом. Однажды крестьянин наступил на сонную медведицу. Савелий не испугался, а всадил рогатину в зверя. Богатырская сила была мужику от природы. Но на что она растратилась. Савелий говорит, что ушла по мелочам под розгами и под палками. Но что стало бы с русским народом, если бы не было у него этой силы? По мнению Савелия, богатырем нужно считать любого крестьянина. Он терпит, не сгибается и не ломается. Вся жизнь крепостного мужика - это бой, в котором он старается одержать победу.

Савелий - не главный герой поэмы. Его судьба типична для крепостной России. Написать сочинение «Характеристика Савелия, богатыря святорусского» станет проще после изучения предложенных рассуждений.

Тест по произведению