Сочинение на тему Роль личности в истории по роману А.Толстого "Петр Первый". Роль личности в истории по роману А.Н

Фигура Петра I и переломный характер его времени всегда интересовали русских писателей. Петровская тема нашла отражение в произведениях А. Д. Кантемира, М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, А. Н. Радищева, А. С. Пушкина.

Личность в романе трактуется как точка приложения исторических сил, которые действуют иногда наперекор желанию человека. Роль личности зависит от того, совпадает ли ее путь с дорогой истории. Для прогрессивного деятеля важно не только подчинятся ее воле, но и проявлять инициативу, быть активным творцом народной судьбы. Такое представление требовалось правилами социалистического реализма: изображать героя как преобразователя жизни.

Роман назван именем главного героя. Внимание к нему объясняется не столько его личными качествами, сколько той ролью, какую он сыграл в истории России. Появление Петра подготовлено показом государственного кризиса в России. Умирает царь Федор Алексеевич, и ближайшая царская родня и бояре выбирают, кого из двух его младших братьев назвать царем. В этот решительный час имя Петра звучит во многом случайно. Необходимость сильного царя выдвинута временем. На фоне народной нищеты и неразберихи во власти появляется «мальчик в пестром узком кафтанчике».

Петр выступает перед нами не готовой, сложившейся личностью. Писатель показывает своего героя в движении, в развитии, в процессе его сложного формирования. Первый том охватывает самое раннее детство Петра. Впервые мы видим его еще испуганным ребенком в съехавшей набок мономаховой шапке, когда по требованию бунтующих стрельцов царица и Матвеев показывают мальчика с крыльца народу. Далее даются другие эпизоды реальной биографии Петра.

Образ героя в последующих главах меняется. То это подросток лет двенадцати, «мальчик с глуховатым голосом и немигающими совиными глазами», которого Алексашка Меньшиков, будущий его фаворит, учит хитрости. То это Петр, уже расправляющий крылья, дающий первый отпор императорским притязаниям своей старшей сестры. Во время торжественного крестного хода в Успенском соборе герой нарушает чистый и благолепный церковный ритуал, в присутствии бояр вступает в пререкания с Софьей. Вот он нескладный, долговязый юноша с непомерно большими красными руками, с маленькими, еще пробивающимися усиками на загорелом лице.

В сюжете романа правильно подчеркивается, что юность и молодость Петра были полны острых драматических столкновений и напряженной борьбы за власть. Петр противопоставлен фавориту Софьи, Голицыну, как внешне, так и в политическом поведении. Будущий царь обладает деятельным характером, стремлением проявить себя в деле. Первым из таких дел были потешные полки, в отношении к которым в полной мере проявился горячий, необузданный нрав царя. Эта черта объясняется в романе безграничной властью и вседозволенностью государя и безусловной покорностью всех окружающих. Постепенно потешные войска, превращаясь в Преображенский и Семеновский, становятся силой, опорой мужающего Петра в борьбе со старым укладом жизни, хранительницей которого является царевна Софья. Ее поддерживают бояре и стрельцы.

Главным общественно-политическим конфликтом того времени стал переломный момент в определении исторического пути России. Известный исторический эпизод проясняет роль личности Петра в судьбе нашей страны.

Исключительность натуры героя граничит с демонизмом. Его взгляд «темный, пристальный, нечеловеческий». Его резкость, несдержанность, жестокость по отношению к врагам, мнительность, подозрительность крайне обострены. Черты героя приобретают все более неличностный характер. Историческая необходимость усиливает, даже утрирует, те из них, в которых передается общество, страна в данный момент времени. Характер Петра, хорошо известный по документальным источникам, приобретает художественную достоверность.

Несмотря на сюжетную незавершенность романа, характер правителя обрисован достаточно полно. В его образе проглядываются черты народного вождя, знающего дорогу к новой лучшей жизни и готового ради нее пожертвовать своей и чужой судьбой. Сочетание в образе реального и вымышленного делает изображение героя противоречивым. Петр I показан как воплощение лучших черт национального характера, как «народный царь-труженник» и как вершитель мировой истории.

Он всеобъемлящей душой На троне вечный был работник А.С. Пушкин I Идейный замысел романа. II Становление личности Петра I. 1) Формирование характера Петра I под воздействием исторических событий. 2) Вмешательство Петра I в исторический процесс. 3) Эпоха, формирующая исторического деятеля. III Историческая и культурная ценность романа. Созданию романа "Петр Первый" предшествовала длительная работа А.Н.Толстого над целым рядом произведений о Петровской эпохе. В 1917 - 1918 годах были написаны рассказы "Наваждение" и "День Петра", в 1928 - 1929 годах он пишет историческую пьесу "На дыбе". В 1929 году Толстой начинает работу над романом "Петр Первый", третья незаконченная из-за смерти писателя книга датирована 1945 годом. Идейный замысел романа нашел свое выражение в построении произведения. Создавая роман, А.Н.Толстой меньше всего хотел, чтобы он превратился в историческую хронику царствования прогрессивного царя. Толстой писал: "Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композиция…, установление центра… зрения. В моем романе центром является фигура Петра I". Одной из задач романа писатель считал попытку изобразить становление личности в истории, в эпохе. Весь ход повествования должен был доказать взаимовлияние личности и эпохи, подчеркнуть прогрессивное значение преобразований Петра, их закономерность и необходимость. Другой задачей он считал "выявление двигающих сил эпохи" - разрешение проблемы народа. В центре повествования романа - Петр. Толстой показывает процесс становления личности Петра, формирование его характера под воздействием исторических обстоятельств. Толстой писал: "Личность является функцией эпохи, она вырастает на плодородной почве, но, в свою очередь, крупная, большая личность начинает двигать события эпохи". Образ Петра в изображении Толстого очень многопланов и сложен показан в постоянной динамике, в развитии. В начале романа Петр - долговязый и угловатый мальчик, яростно отстаивающий свое право на престол. Затем мы видим, как из юноши вырастает государственный муж, проницательный дипломат, опытный, бесстрашный полководец. Учителем Петра становится жизнь. Азовский поход приводит его к мысли о необходимости создания флота, "нарвская конфузия" - к реорганизации армии. На страницах романа Толстой изображает важнейшие события в жизни страны: восстание стрельцов, правление Софьи, крымские походы Голицына, азовские походы Петра, стрелецкий бунт, война со шведами, строительство Петербурга. Толстой отбирает эти события, чтобы показать, как они воздействуют на формирование личности Петра. Но не только обстоятельства воздействуют на Петра, он активно вмешивается в жизнь, изменяет ее, презрев вековые устои, велит "знатность по годности считать". Сколько "птенцов гнезда Петрова" объединил и сплотил вокруг него этот указ, скольким талантливым людям он дал возможность развить свои способности! Используя прием контраста, противопоставляя сцены с Петром сценам с Софьей, Иваном и Голицыным, Толстой оценивает общий характер вмешательства Петра в исторический процесс и доказывает, что только Петр может встать во главе преобразований. Но роман не становится биографией Петра I. Также Толстому важна эпоха, формирующая исторического деятеля. Он создает многоплановую композицию, показывает жизнь самых различных слоев населения России: крестьян, солдат, купцов, бояр, дворян. Действие разворачивается в различных местах: в Кремле, в избе Ивашки Бровкина, в Немецкой слободе, Москве, Азове, Архангельске, Нарве. Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников, действительных и вымышленных: Александра Меньшикова, Никиты Демидова, Бровкина, выдвинувшихся из низов, и с честью сражавшихся за дело Петра и России. Среди сподвижников Петра немало и потомков знатных родов: Ромодановский, Шереметьев, Репнин, которые не за страх, а за совесть служат молодому царю и его новым целям. Роман А.Н. Толстого "Петр Первый" ценен для нас не только как историческое произведение, Толстой использовал архивные документы, а как культурное наследие. В романе множество фольклорных образов и мотивов, использованы народные песни, пословицы, поговорки, шутки. Толстой не успел завершить свой труд, роман остался незаконченным. Но с его страниц встают образы той эпохи и центральный ее образ - Петр I - преобразователь и государственный деятель, кровно связанный со своим государством и эпохой.

Урок-спектакль

Тема: История и личность в романе А.Толстого «Петр I»

Цель: показать какую роль играет личность в истории, необходимость петровских преобразований;

Оборудование: мультимедийная система.

Наглядность: портрет писателя и Петра I.

Запись на диске: (о Родине) «… В жизни нет горячее, глубже и освящение чувства, чем любовь к тебе».

«Родина - это движение народа по всей земле из глубины веков»

Музыка: Мусоргский «Богатырские ворота»

Колокольный звон

Ход урока:

(Звучит музыка)

Учитель начинает урок.

Сего месяца 16 дня собрались мы в публичную ассамблею. Для сего дела определили мы хозяйку магистра словесности, а токмо учинили свободный доступ всех, какого бы чина и достоинства, кто ни был:

Матушка- государыня Наталья Кирилловна Нарышкина,

Самодержица всея Руси Софья Алексеевна;

Светлейший князь Александр Данилыч Меньшиков;

Адмирал Франц Лефорт;

Начальник стрелецкого приказа Д.Л. Шокловитый;

Князь Буйнов со своими дочерьми: Натой, Ольгой, Антонидой.

Люди подлого рода:

Иван Бровкин со своими сыновьями: Алешкой и Артомошкой и дочерью Санькой;

кузнец Жомов и Андрей Голиков;

учитель истории Степанова Н.В.

Учитель : Велено в ассамблее к пользе общего блага прилежное старание иметь и себя проявить. Гостей зело потчевать и речами умными занимать.

Сегодня мы собрались благодаря А.Толстому, который написал роман, ставший вершиной исторической романистики и его творчества. Взор к авторской теме он обратил в 1917 году, под влиянием событий, решительно менявших облик России. В 1929 году – первая книга вышла в свет, в 1934 году – вторая. В те годы он поставил одну из важных проблем: и о роли личности в истории, которая будет волновать и нас сегодня – это становление личности Петра I и его роли в судьбе страны.

Когда начинаешь читать роман, то видишь, что автор выражает свое отношение к Петру I через героев, их движения, действия, слово. Поэтому и мы не будем нарушать эту авторскую традицию, и сегодня на нашей ассамблее герои будут говорить сами, а мы только слушая их, постараемся понять, каким же был Петр I и закономерны ли и необходимы преобразования.И какова его роль в судьбе страны.

Меньшиков: Ваша правда, сударыня. Не раз говорил я Петру Алексеевичу: «Молчи, терпи». А он мне: «Они меня зарежут, я знаю». «Да зря Вы чай так-то думаете», - успокаивал я его. А он все одно: «Сонька, подколодная змея. Милославская саранча алчная. И сабли и копья не забуду. С крыльца меня скинуть хотели, да народ страшно закричал. Они меня ядом травили, с ножом подсылали, - и все повторял - Проклятые.»

Софья: Не успели оглянуться, подрос волчонок. Перевернуться бы ему на потешном корабле.

Шакловитый: Выходили волчонка, ему лихое дело начать. Ждите его на Москве А еще шепчут в Преображенском « мол сильный царь подрастает. А царевна моя только трет спиной горностай»

Софья: Сильный царь. Да какой же он царь, который бросает на полуслове читать Апостола, торопливо крестится запачканными в чернила пальцами и несется нетерпеливо по лестнице своими косолапыми ногами, пугая старух в темных углах Преображенского дворца.

Учитель истории:

Однако перемены мог осуществить только просвещенный монарх. Знавший наверняка, что и как нужно делать. Образованность и просвещенность Петра была двоякой. С одной стороны он лишь в 15 лет узнал о 4 правилах арифметики, а грамотно излагать на бумаге свои мысли затруднялся до конца жизни. Он не раз сокрушался о своем плохом образовании.

С другой стороны, лишенный тогдашнего хорошего, но строго церковного образования, ради того, чтобы не стал слишком умным, он самостоятельно воспитывал и образовывал себя на светский лад. Сам подыскивал себе учителей, сам находил нужный выход своим способностям, был сообразительным и достойным учеником, доходивший до всего своим пытливым умом.

Какую же Россию получил Петр в наследство?

Читает учитель литературы из произведения отрывки : «Царская казна пощады не знает. Что ни государственный наказ, новые деньги- кормовые, дорожные, дани и оброки. Себе много ли перепадет? И все спрашивают с помещика – почему ленив выколачивать оброк. А с мужика больше одной шкуры не сдерешь. Истощало государство при покойном царе Алексее Михайловиче, от войн, от смут и бунтов».

И вот ночь без сна… удивить- то он удивил, а что ж из того? Какой была, сонной, нищей, не поворотной, - такой лежит Россия.

Какой там стыд… черт привел царем в такой стране родиться!

Историк: Страницы романа красочно рисуют нам картины допетровской России.

Феодальная, крепостная, с отсталой экономикой, устаревшей системой государственного управления, лишенная выхода в Балтийское и Черное моря, не имеющая регулярной армии и флота, с патриархальной культурой- Россия требовала энергичных и незамедлительных перемен. Она ждала своего часа. И час России пробил в лице молодого, энергичного, не вписывающегося в привычные рамки, царя Петра.

Меньщиков: Эх! Все-таки я расскажу, как я с молодым царем впервые познакомился.

Сидел наш мин херц по лопухом. Помню, его тогда сказал он нам с Алешкой Бровки – «сижу от баб прячусь». Алешка шепнул мне тогда, что это царь. Сначала мы оробели и хотели бежать. А тут я возьми и скажи: « Ты не наш ли царь». А ты удивился нашей смелости. «Ну– царь. А тебе, что!» А я ему: «Раз царь, сбегай, принеси пряник - принесешь, одну хитрость покажу».

Я взял иглу и протащил ее через щеку. Пристально, не улыбаясь, глядел он на меня. И тут его любопытство взяло верх. Петр решил сам попробовать, смело сказав: «Дай-ка иглу!». Быстро это проделав, радостно закричал: «Не хуже тебя, не хуже!». Забыв о нас, побежал он к дворцу видимо учить бояр иглу протаскивать. Поистине, царское было любопытство.

Лефорт: О, молодой Петр Алексеевич хотел все узнать, это похвально! Помню, как при нашей первой встрече я показал, как работает мельничное колесо, ткацкий стан, музыкальный ящик Ивана Монса. Гер Питер смотрел на все широко округлившимися глазами, понял и спрашивает: «А это зачем? А это как устроено?» Да, молодой Петр Алексеевич хотел все узнать! Позже Петр Первый пригласил старика Картера Бранда, хорошо понимавшего морское дело и знавшего математику.

Буйносов: Математику «Поставлена Москва без математики, и жили слава богу 500 лет без математики лучше нынешнего». До чего знания царя довели. С подлым народом работал и жил бок о бок и за трапезой кусок хлеба делил. Не царское это дело! Вот давеча гонец с депешей прискакал. И думает, где его нашли. В кузне Жомова.

Жомов: Слышу про кузню мою речь.

Буйносов: Вот. Легок на помине.

Жомов: Жаден был до работы Петр Алексеевич. Бывало кричу ему: « Не ленись, подавай. Что же ты! Давай!»

А он мне: Есть. А глаза счастливые, подмигивает мне. Справный помощник был, да и силой бог его не обидел.

Шакловитый: Хорош государь! Потный, в грязной белой рубахе, в парусиновом фартуке, с мазками копоти на лице. Да еще с клещами.

Буйносов: Да, еще позволяет командовать собой, всякой черни.

Жомов: Я Вам так скажу: «Все равно Петр Алексеевич великий государь, а кузнечное дело знал, дай бог каждому»

Шакловитый: Хорош государь! С утра до вечера по верфям, кузням, мастерским мотается, да в чертежи глаза таращит. Мало ему самому жизни такой, да еще и за детей наших взялся. Вот указ: «50 лучших московских дворян собрать, отправить за границу учиться математике, фортификации, кораблестроению и прочим наукам» (оглядел всех, увидел Артомошку)

Бровкин: Намедне Петр Алексеевич зашел к нам и говорит: «Иван приведи сына». А Артамошка мой чуть побледнел. А потом без запинки, как горохом осыпал, (тащит сына) Ну скажи, что ты государю ответил

Артамошка: Разумею по – французски и по – немецки, пишу и читаю способно. Ich kann französisch und deutsch.Ich lese und schreibe begabt.

Бровкин: Переведи, народу не понятно.

Артамошка: Я сказал, государю (повторить фразу)

Бровкин: Петр Алексеевич аж рот разинул, стал его целовать, хлопать ладонью пхать и тащить на себя (целует). Ну спасибо Иван за подарок… Вот теперь за границу едет учиться.(воет тетка)

Историк: С помощью учителей- иностранцев, образы которых предстают перед нами на страницах романа(Лефорта Тиммермана, Брандта) Петр усвоил основы арифметики и геометрии, артиллерийской и фортификационной наук! Узнал правила возведения крепостей, мог управляться с астролябией. Тяга к техническим знаниям, мастеровым, практическим занятиям была свойственна его натуре и крепла под влиянием деловых и практичных иностранцев.

Все это пригодилось ему впоследствии. Подобные знания и навыки он накапливал всю жизнь. Он подавал пример неустанного овладения знаниями и требовал того от других.

… Буйносов: Откуда вонище? Опять кофей варят?

Шакловский: (с иронией) Царь-государь приказал боярам и боярышням с утра кофей пить.

Буйносов: Знаю… Не скаль зубы…(под музыку Мусоргского «Богатырские ворота» вносят кофе).

Лефорт : Откушайте, гости дорогие!

Меньшиков: Мин херц не только кофей пить приказывал, а надысь приказал и зубы чистить.

Буйносов: Не буду!!! (Вскакивает)

(Появляются дочери - Наталья, Ольга и Антонида. Смеются, отдают реверанс.)

Антонида: Здравствуй, батюшка! (мать встает) Сядьте,мутер …

Буйносов: Чего сь кофей не хочу сегодня. Прихватило на крыльце, что ли …Крепкого бы сейчас.

Наталья: У вас, фатер, один разговор каждое утро – водки.

Буйносов: Молчи, кобылище.

Учитель: Культура! Вопрос, который всегда волновал Петра. Сударыни, я вижу уроки культуры Петра Алексеевича пошли вам на пользу. А ведь помнится мне, как господин Сидней говорил Петру Алексеевичу: «Жизнь русских женщин в теремах подобна жизни животных». Петр Алексеевич с иным уровнем культуры еще столкнулся в немецкой слободе. Вспомните, Алексей Данилович, как вы сказали, впервые посетив слободу:

« Мать честная! Вот живут чисто!»

Еще более резкий контраст культурного уровня обнаружил Петр при посещении курфюрстов. И здесь А.Толстой очень образно показал, что русскому царю не хватало должного культурного уровня в общении.

Но все же пишет А.Толстой… курфюрстины были в восторге...(зачитывается отрывок из текста)

Шакловский: В храме орал как в кабаке.

Учитель: Есть правда в ваших словах. Но правда и в том, что Петр видел эти недостатки и пытался бороться с ними. И все начинал с себя.

Санька: Бонжур, принцесс! (поведение семьи Буйносова см. в тексте) Надысь от моего Васи письмо получила (лезет в корсаж, достает письмо) .

Буйносов: Что пишет? Про государя что описывает?

(Санька читает письмо по слогам)

«Сашенька, здравствуй, мой свет, на множество лет…,У нас в Воронеже вот такие дела. Скоро флот будем спускать в Дон. Гер Питер тебе кланяется. Он во все дни в трудах. Работает на верфи как простой. Сам и гвозди, и скобы кует. Зело всех торопит, людей загонял. Но флот построил…»

Историк: (Историческая справка о русском флоте)

Учитель: Петр Алексеевич с детства был любознательным.

Наталья Кирилловна: Да, да! Петенька, сын мой и любознательным был и играть был горазд – мог сутки без сна, без еды играть во что ни попало, было бы шумно, весело потешно - стреляли бы пушки били барабаны. Помню! Как- то я выглянула в окно и увидела, как по двору бежал Петенька, спотыкаясь от торопливости. За ним- долговязые парни из дворцовой челяди,- с мушкетами и топориками на длинных древках.

Они испуганно глядели на бегущего вприскочку царя, потому что забыли как нужно играть. Не по его - так убьет, в кого только был нрав у него горячий?

Софья: Волчонок!

Лефорт: (засмеялся) Помню, при обучении пот е шных войск Симоном Зоммером, который был строг, что даже Гер Питер вытягивался, со страхом выкатывал глаза, проходя мимо.

Да, шутки шутками, крепость- потешная, но при случае в ней можно было отсидеться.

Историк: А потешные полки со временем превратились в прекрасно обученных и профессиональных солдат. Ничем не уступающих европейским.

Именно эти потешные полки: Семеновский и Преображенский были единственными, кто не дрогнул при Нарве и не обратился в бегство. Поражение было сокрушительным. Но Петр из этого вынес хороший урок и укрепился в желании создать армию нового строя:

1.Он ввел систему рекрутских наборов. С 1699 – 1725 г. Провели 53 набора, давших более 284 тысяч человек.

2. Военно - морской и сухопутный уставы.

3. Перевооружение.

4. Мануфактуры.

Меньшиков: Всю зиму Петр провел между Москвой, Новгородом и Воронежем (где шла напряженная стройка кораблей для черноморского флота). В Москву было свезено 90 тысяч пудов колокольной меди. Начальником работ по отливке новой артиллерии назначен знаток горного дела старый думный дьяк Виниус. При литейном заводе в Москве он учредил школу, где 250 детей боярских, посадских и юношей подлого рода, но бойких, учились литью, математике, фортификации и гиштории. Не хватало красной меди для прибавки к колокольной,- Петр послал Виниуса в Сибирь – искать руду. В Льеже … закуплено было 15 тысяч новейших ружей, скорострельные пушки, подзорные трубы, страусовые перья для офицерских шляп. В Москве работали 5 суконных и полотняных мануфактур… От зари до зари шли солдатские ученья…

Буйносов: От этой войны, само собой, ждать нечего, кроме конечного разрушения… Как пить дать, швед побьет наше войско, и еще татары, давно этого дожидаясь, выйдут ордой из Крыма, полезут через Оку…

Историк: Северная война разрешила одну из важнейших исторических задач - был завоеван выход в Балтийское море. Это создало необходимые условия для дальнейшего экономического и культурного развития России и способствовало укреплению ее позиций в мире.

Учитель: Невольно вспоминаются строки из поэмы А.С. Пушкина. (учащийся читает отрывок из поэмы «Медный всадник» от слов …Далече грянуло ура… до слов…И счастья, баловень безродный, Полудержавный властелин…)

Меньшиков: Да, Мин Херц умел разглядеть в людях талант во благо Отечества. Мне пророчили должность шута.

Иной раз соберутся генералы, инженеры, думают, как сделать то-то и то-то, уставятся в планы, Петр от нетерпения грызет заусеницы, я уже тянусь из-за чьего-нибудь плеча и – скороговоркой, чтобы не прогнали:

Так это же надо вот так делать- проще простого.

У Петра вспыхнут глаза:

Верно!

А возьмите вы подполковника Бровкина. А ну, Алексей Иванович, расскажи с чего ты начал.

Бровкин: Я никогда не забуду этот день, когда ты привел меня к Петру Алексеевичу и сказал «прикажи показать барабанную ловкость… Петр Алексеевич только сумел произнести «ух ты!» С этого все и началось.

(На фоне панорамы битвы через мультимедийную систему)

Голиков: И я благодарен Петру Алексеевичу за все, что он для меня сделал. Долго искал я с ним встречи и показал таки я свое искусство.

Изобразил я как-то углем на штукатурной стене на завитых пеной волнах 2 шведских корабля в пушечном дыму, окруженные лодками, с которых русские солдаты лезли на абордаж. Все было изображено правильно. Петр Алексеевич разобрал даже Александра Даниловича с пистолетом и шпагой, лезущего по штурмовому трапу. И узнал себя, стоял он тогда под самой неприятельской кормой, на носу лодки, кричал и кидал гранаты.

«Ну и ну,» - проговорил он тогда и сказал: «Эдак я тебя в Голландию пошлю – учиться.»

Учитель: (читает отрывок из текста) Здесь, на краю земли, у отвоеванного морского залива, за столом у Меньшикова сидели люди новые,- те,что по указанию царя Петра: « отныне знатность по годности считать»- одним талантом своим выбились из курной избы, переобули лапти на юфтевые тупоносые башмаки с пряжками и вместо горьких дум: «За что обрекаешь меня, господи, выть с голоду меня на холодном дворе?» - стали, так вот, как сейчас, за полными блюдами, хочешь не хочешь,думать и говорить о государском. Здесь были братья Бровкины, Федосий Скляев и Гаврило Авдеевич Меньшиков – знаменитые корабельные мастера,Терентий Буда, якорный мастер, да Ефим Тараканов – преславный резчик по дереву и золотильщик.

За столом были и не одни худородные: по левую сторону руки Петра Алексеевича сидел Роман Брюс – математик и читатель книг, так же как и брат его Яков»

Поистине, перед нами национальный герой, подчинивший всю свою жизнь и деятельность судьбе державы. Жизни людей порой он не щадил, но он не щадил и своей жизни. И причиной - то его тяжелой болезни и смерти явилось спасение утопающих в ледяной воде моряков. И, наверно, не случайно, как Пушкин так и А. Толстой видели в Петре Первом прежде всего героя – реформатора и преобразователя России.

Действительно, « в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе»(к Родине)

Итог урока: (беседа с учащимися) Каким был Петр, можно ли назвать его личностью и национальным героем?

Учитель: Итак, перед нами неординарная,своеобразная личность, которая формировалась в труднейших исторических условиях и тем не менее сумевшего сделать великие преобразования.

Нашу ассамблею мне бы хотелось закончить вновь колокольней звонницей, символизирующей мир, счастье, очищение души человеческой.

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по теме «Почему Петру Первому удались все его преобразования?»


Как было сказано выше, «Пётр Первый» - исторический роман. Тема его - изображение России эпохи Петра. Идея романа - положительная оценка характера и деятельности царя-реформатора. Следовательно, Пётр является главным героем романа.

Сюжет произведения построен на описании жизни главного героя с ран него детства до первых побед русской армии в Прибалтике в начале Северной войны (последняя четверть XVII века и начало XVIII века). Толстой планировал создать роман в трёх книгах. В первой он подробно рисует детство и раннюю молодость царя на фоне широкой исторической картины русской жизни. Эта книга заканчивается рассказом о первом заграничном путешествии Петра и о стрелецком бунте 1698 года. Вторая книга показывает реформаторскую деятельность молодого царя и начало Северной войны. Здесь автор особое внимание уделяет Нарвской битве 1700 года, которая сыграла важнейшую роль в последующей истории России. Обидное поражение под Нарвой заставило Петра предельно напрячь собственные силы и силы всей страны для того, чтобы в конце концов победить Швецию в Северной войне (1721). События второй книги заканчиваются первыми маленькими, но такими важными для Петра победами над шведскими крепостями в Прибалтике и закладкой Петербурга в 1703 году.

В третьей книге писатель хотел показать Петра - зрелого государственного деятеля, замечательного полководца, мудрою чело века, несмотря на все его личные недостатки. Однако Толстой не успел написать эту книгу, и о его замыслах можно судить только по предварительным планам и наброскам. Таким образом, писатель подробно изобразил только детство и юность Петра, но уже в этих двух книгах сумел создать сложный и интересный образ главного героя.

Образ Петра складывается в романе постепенно на фоне важнейших исторических событий конца XVII века. Толстой изображает сонную, нищую, неповоротливую допетровскую Русь, над которой висят «столетние сумерки - нищета, холопство, бездолье» (1,2, 1). Писатель показывает, как рождаются и переплетаются личные и социально-исторические мотивы поступков будущего царя. В душе Петра появляется и укрепляется неприятие старого уклада русской жизни, старых порядков. Сначала властолюбивая сестра Софья олицетворяет для него старозаветную Россию, и Пётр вынужден бороться с сестрой буквально не на жизнь, а на смерть. Постепенно страх за свою жизнь в душе Петра перерастает в осознанную ненависть не к отдельным людям, но вообще к старым порядкам.

В этой эволюции важны несколько эпизодов, например, сцена в Архангельске, когда Пётр посещает иноземный торговый корабль: «Уж до того жалки показались домодельные карбасы, когда проплывали мимо высоких бортов кораблей... Стыдно! Все это почувствовали: и помрачневшие бояре, и любезные иноземцы на берегу, и капитаны, и выстроившиеся на шканцах матёрые, обветренные океаном моряки...» (1, 5, 15). По возвращении из Архангельска Пётр решает, что должен ближе познакомиться с Европой, и поэтому отправляется туда под именем Петра Алексеева в свите Великого посольства. Он хочет своими глазами увидеть европейскую жизнь и научиться строить корабли.

Пётр как государь описывается в сравнении с князем Голицыным (всесильным фаворитом царевны Софьи), с Карлом XII (шведским королём) и Августом Великолепным (польским королём). Василий Голицын задумывал государственные реформы, понимал экономическую необходимость выхода России к морям, но ему недостало воли, настойчивости, а может быть, и власти, чтобы воплотить в жизнь свои планы. Пётр не только понял веление времени - необходимость реформ, но и проявил в борьбе за эти реформы весь свой темперамент борца и одно временно терпение, столь характерное для русского человека. Царь не останавливается ни перед чем, не жалеет ни себя, ни других, но осуществляет многие проекты, о которых Голицын только мечтал, сочиняя прожекты в своём роскошном московском дворце (1,2,5).

Отличительной чертой шведского короля Толстой считает поглощающее всё стремление к личной славе. Мечтой Карла является слава непобедимого полководца, второго Цезаря (2, 2, 5). При этом его мало заботит благополучие собственной страны: она должна дать средства для ведения европейской войны, а всё остальное не имеет для Карла никакого значения. От Карла XII Петра отличает высокий патриотизм: во всех делах русского царя прослеживается не столько желание личной славы, сколько стремление вывести Россию из «тьмы невежества и запустения». Для этого Пётр, ломая всякие традиции, занимается любой, даже «чёрной» работой. Толстой изображает его в Воронеже на строительстве очередного корабля. Работая в кузнице с мастером Жемовым, Пётр выполняет обязанности подмастерья и неловко тащит лапу якоря, за что Жемов кричит на него. Царь спокойно относится к этой ситуации (в России учеников не только ругают последними словами, но, бывает, и бьют) и никак не наказывает кузнеца, которого уважает за его мастерство и глубокое знание кузнечного ремесла (2, 1, 10).

Польского короля Августа писатель изображает как человека безответственного, легкомысленного, считающего, что королевская власть дана ему для того, чтобы он удовлетворял все свои желания и прихоти. Это отчётливо проявляется в образе жизни Августа и его двора во время Северной войны. Польский король колесит по своему королевству, спасаясь от преследования Карла XII, но думает только о балах и флирте с прекрасными дамами, среди которых оказалась и Санька Бровкина-Волкова (2, 3, 2). От Августа Петра отличает чрезвычайная личная скромность и благородное убеждение, что царь обязан служить своему отечеству, а не отечество - царю.

Пётр в романе характеризуется через отношение к своим приближённым. В людях его привлекает верность, живость ума и характера. умение профессионально делать своё дело. Самые близкие друзья царя (Меншиков и Лефорт) обладают этими качествами. В Меншикове Петру нравятся деловая энергия, неутомимость, весёлость: «Ловок был, бес, проворен, угадывал мысли: только кудри отлетали, - повернётся, кинется и - сделано. Непонятно, когда спал, - проведёт ладонью по роже и, как вымытый, - весёлый, ясноглазый, смешливый» (1, 3, 4). При этом царь знает и недостатки своего «сердечного друга» - вороватость, хвастливость. В Лефорте Пётр нашёл тактичного наставника и любезного друга, который ненавязчиво направляет деятельность молодого царя. В Архангельске после посещения гостиного двора иноземных купцов Пётр выслушивает совет именно от Лефорта - отвоевать у Швеции балтийские земли: «Ты спросил меня, отвечаю: замахивайся на большее, а по малому - только кулак отшибёшь...» (1, 5, 15), - учит Лефорт. Во время пира, накануне смерти, Лефорт строит прожекты преобразований в России, которые совершенно совпадают с планами самого Петра. Поэтому царь так тяжело переживает смерть Лефорта: «Другого такого друга не будет. Радость - вместе, заботы - вместе. Думали одним умом... (...) Плохим был адмиралом, а стоил целого флота» (2, 1, 5-6).

В романе описываются три истории любви главного героя. Толстой показывает, что Пётр в женщинах ценил не только внешнюю привлекательность, но и чуткость, умение понять мысли близкого человека, живость и оптимистичный взгляд на мир. Ничего этого не оказалось в вялой и недалёкой Евдокии Лопухиной, поэтому она так и не смогла добиться любви мужа. Достаточно вспомнить, как она вела себя в день похорон Натальи Кирилловны. Пётр испытывал тяжёлое чувство одиночества и подавленности, ждал от жены сочувствия, ободрения, а вместо этого услышал от неё замечание, что в грязной одежде лёг на атласное одеяло (1,5, 17).

Петру показалось, что он нашёл понимание и сердечное тепло в Анне Монс, образованной и воспитанной в европейской культурной традиции. Но и тут он ошибся: в этой женщине было слишком много эгоизма и мещанского желания стабильной, уверенной и, конечно, обеспеченной жизни (2, 1, 6). Царь благородно поступает с Анной, когда узнаёт о её измене. Он оставляет ей все свои подарки (дом, деревни с крепостными, карету, драгоценности), но приказывает забрать свой портрет. Он никак не мстит Анне, но больше никогда не соглашается встречаться с ней. Пётр не показывает вида, однако, по наблюдениям Меншикова, царь тяжело переживает разрыв с Анхен и остро чувствует снова вернувшееся к нему душевное одиночество (2, 5, 5).

Роман обрывается в тот момент, когда Петру снова кажется, что он нашёл женщину, которая близка ему по характеру и которую он может полюбить. Именно поэтому Пётр так радостно разглядывает платочек с виноградными листочками, вышитый для него Екатериной (3, 6, 1).

Толстой не скрывает отрицательных черт характера и страшных поступков царя: в романе есть сцены, где Пётр проявляет жестокость, подозрительность, несправедливость. При этом писатель опирается на принцип исторического детерминизма, то есть не спешит осуждать, но пытается разобраться в негативных, с точки зрения просвещенного человека XXвека, поступках Петра. Одну из причин жестоких поступков Петра автор видит в самой русской средневековой жизни. Например, английский купец Сидней ужасается древнему русскому обычаю закапывать по плечи в землю женщину, убившую мужа, а после её мучительной смерти вешать труп на виселицу за ногу. Пётр сначала не понимает сэра Сиднея: «А что? Она же убила... Так издавна казнят... Миловать разве за это?» (1, 5, 3). Но, прервав пир, царь едет на площадь и приказывает солдату-охраннику застрелить закопанную убийцу, чтобы разом прекратить её мучения. Писатель рисует царя человеком своего времени, выросшим среди жестоких обычаев своего народа, когда человеческая жизнь, а тем более человеческое достоинство мало ценились и в государстве, и в семье. Как царь не жалеет каторжников на строительстве Петербурга (2, 5, 7), так и раскольники, вдохновлённые старцем-проходимцем Нектарием, предпочитают сгореть в церкви вместе с детьми, но не сдаться государевым солдатам (2,2, 8). Подобные сцены объясняют стремление Петра распространить, пусть даже насильно, при помощи палки, просвещение, образование, гуманистическую культуру в русском народе.

Итак, Толстой создал сложный, многоплановый характер первого русского императора. Писатель изобразил своего героя в самых разных жизненных ситуациях, в отношениях с разными людьми. Из текста романа понятно, что автор выделяет положительные черты характера Петра, но не скрывает и отрицательные. Так Толстой сохраняет правду характера, или, как говорил В.Г.Белинский, «идею лица». Эта «идея» не позволяет сделать из личности Петра, при всех его известных недостатках, «уродливого карлу вместо великана человечества» (В.Г.Белинский «"Ледяной дом". Сочинение И.И.Лажечникова»).

Без сомнения, образ Петра сложился у Толстого в противовес образу Петра из романа Д.С.Мережковского «Пётр и Алексей» (1905). Последний сосредоточил внимание на одном позднем эпизоде петровского царствования - наделе царевича Алексея. Мережковский изобразил царя исчадием ада, подчёркивая жестокость, властолюбие, сластолюбие государя, который своими кровавыми реформами разрушил благочинную Московскую Русь и, казнив собственного сына Алексея, навлёк проклятие на государство и династию царей Романовых. Толстой показал Петра в развитии (с самого ран него детства), на широком фоне русской жизни, поэтому реалистический образ Петра, созданный Толстым, кажется более убедительным, чем мистический (дьявольский) образ Петра у Мережковского.

Толстой сделал главным героем своего романа крупнейшего исторического деятеля России, но показал его и великим человеком в решительные моменты истории, и неповторимой личностью, понятной читателю XX века. Многостороннее изображение царя у Толстого можно объяснить тем, что автор, в отличие от Мережковского, положительно оценивает государственную деятельность Петра и, следовательно, его личность. Подобная оценка Петра Первого кажется более справедливой, а роман Толстого - более талантливым произведением, благодаря широкому охвату событий, удачной композиции, многогеройности, замечательному языку.

Создавая роман, А.Н.Толстой меньше всего хотел, чтобы он превратился в историческую хронику царствования прогрессивного царя. Толстой писал: "Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композиция…, установление центра… зрения. В моем романе центром является фигура Петра I".

Одной из задач романа писатель считал попытку изобразить становление личности в истории, в эпохе. Весь ход повествования должен был доказать взаимовлияние личности и эпохи, подчеркнуть прогрессивное значение преобразований Петра, их закономерность и необходимость.

Другой задачей он считал "выявление двигающих сил эпохи" - разрешение проблемы народа. В центре повествования романа - Петр. Толстой показал процесс становления личности Петра, формирование его характера под воздействием исторических обстоятельств. Толстой писал: "Личность является функцией эпохи, она вырастает на плодородной почве, но, в свою очередь, крупная, большая личность начинает двигать события эпохи".

Образ Петра в изображении Толстого очень многоплановый и сложный, показан в постоянной динамике, в развитии. В начале романа Петр - долговязый и угловатый мальчик, яростно отстаивающий свое право на престол.

Затем мы видим, как из юноши вырастает государственный муж, проницательный дипломат, опытный, бесстрашный полководец. Учителем Петра стала жизнь.

Азовский поход привёл его к мысли о необходимости создания флота, "нарвская конфузия" - к реорганизации армии. На страницах романа Толстой изобразил важнейшие события в жизни страны: восстание стрельцов, правление Софьи, крымские походы Голицына, азовские походы Петра, стрелецкий бунт, войну со шведами, строительство Петербурга.

Толстой отобрал эти события, чтобы показать, как они воздействовали на формирование личности Петра. Но не только обстоятельства воздействуют на Петра, он сам активно вмешивался в жизнь, изменял ее, презрев вековые устои, велел "знатность по годности считать".

Сколько "птенцов гнезда Петрова" объединил и сплотил вокруг него этот указ, скольким талантливым людям он дал возможность развить свои способности!

Используя прием контраста, противопоставляя сцены с участием Петра сценам с Софьей, Иваном и Голицыным, Толстой оценивал общий характер вмешательства Петра в исторический процесс и доказывал, что только Петр мог встать во главе преобразований.

Но роман не стал биографией Петра I . Толстому также важна эпоха, формирующая исторического деятеля. Он создал многоплановую композицию, показал жизнь самых различных слоев населения России: крестьян, солдат, купцов, бояр, дворян.

Действие развернулось в разных местах: в Кремле, в избе Ивашки Бровкина, в Немецкой слободе, Москве, Азове, Архангельске, Нарве.

Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников, действительных и вымышленных: Александра Меньшикова, Никиты Демидова, Бровкина, выдвинувшихся из низов и с честью сражавшихся за дело Петра и России.

Среди сподвижников Петра немало и потомков знатных родов: Ромодановский, Шереметьев, Репнин, которые не за страх, а за совесть служили молодому царю и Отчизне.

"Петр Первый" был начат Толстым в 1929 году, работу над ним прервала смерть писателя в 1945 году. Роман ценен для нас не только как историческое произведение, но и как культурное наследие. С одной стороны, Толстой использовал архивные документы; с другой - множество фольклорных образов и мотивов, народные песни, пословицы, поговорки, шутки. Толстой не успел завершить свой труд, роман остался незаконченным. Но с его страниц встают образы той эпохи и центральный ее образ - Петр I - преобразователь и государственный деятель, кровно связанный со своим государством и эпохой.