Сколько носить траурный платок по умершему. Какой день называют днем траура

Строка поиска: 40 дней

Найдено записей : 975

Добрый день! У меня дома упала икона Божьей Матери Казанской. Как быть?

Ксения

Ксения, нужно бережно относиться к иконам и православным святыням. Нужно более надежно поставить икону или закрепить ее так, что бы больше не падала. Сходите в церковь и исповедуйтесь во всех своих грехах, и причаститесь. Перед причастием нужно подготовиться и попоститься не менее 3 дней. Будьте более осмотрительны в отношении к иконам.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! У меня умер дедушка, сколько нужно дней носить чёрную повязку на голове? Слышала, что до сорока дней, а кто-то говорит, до 9 дней. Заранее спасибо.

любовь

Любовь, подобных правил – о том, сколько носить траурную повязку на голове, - в церкви нет. Это всего лишь традиция. Сроков никаких нет, можете носить до 9 дня, а можете и вовсе не носить. Как хотите. Главное, помните, что первые сорок дней самые важные для души умершей, и в эти дни за нее нужно сугубо молиться.

иеромонах Викторин (Асеев)

На какой день после похорон бабушки можно идти на свадьбу к подруге?

Ирина Коваль

Ирина, обычно мы молимся за усопшую сугубо первые 40 дней, и, конечно, нежелательно посещать в эти дни свадьбы, дни рождения и другие увеселения. А вот после 40 дней можно спокойно идти к подруге на свадьбу.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, у меня умер дедушка 19 мая 2014 года, через сколько дней можно раздать его вещи? Благодарю Вас.

Наталья

Наталья, первые 40 дней после смерти душа проходит воздушные мытарства, и в эти дни идет борьба между бесом и ангелом за душу человеческую. Вот как раз и нужны душе добрые дела, молитва за нее и милостыня. Поэтому лучше всего раздать вещи умершей сразу после смерти, до 40 дней.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! У меня молодой человек в тюрьме, не знаю, как дождаться его, и стоит ли. Он меня очень любит и хочет, чтобы я его дождалась. Но в последнее время у меня нет сил уже, я устала. Хотя прошло только около 2 месяцев, он далеко. Осталось сидеть ему где-то полгода-год, общаться мы с ним пока не можем на протяжении всех этих дней, созванивались только один раз, но он очень надеется, что я его дождусь, ему это придает сил, он никого так не любил, как меня. Он искренне меня любит и готов на все ради меня. Не знаю, смогу ли я дождаться, и стоит ли. Может, посоветуете молитвы какие-нибудь и еще какие-нибудь советы по этому поводу? Спасибо!

екатерина

Дорогая Екатерина, Испытание разлукой может закалить любовь, а может и показать, что её не было. Стоит ли ждать, ответить можете только Вы. Будьте честны с собой. Если Вы ждете, потому что любите, - все преодолеете. Хорошо будет читать Евангелие, - например, по главе в день, поминая Вашего друга. Да поможет Вам Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте. Я слышала такую цитату: "Нехорошо быть человеку одному..." Я 10 лет назад сменила место жительства, съехалась с родней. Родня меня не поняла и не приняла (как принимали на прошлом месте жительства и работы), с местными людьми не нахожу общего языка - они по отношению ко мне хитрые, подлые и хамы. Друзей я не нашла, родственниками я не уважаема с первых дней - критика, сплетни, оскорбления - все исходит от моей крестной (она ненавидит своего крестника - за богатство, а меня - за прямолинейность и нежелание ей угождать по мелочам, хотя я выходила ее мужа после инсульта). В родне постоянные дрязги - общаться я с ними больше не могу, мне плохо с ними. Мама всегда оправдывает родственников и ищет мою вину перед ними. Я понимаю, как это выглядит: все плохие, а я хорошая, и конечно, так не бывает, но так было, лет с 5, как помню. Родственники говорили, что я издеваюсь над матерью и говорят так до сих пор, хотя я защищала ее от кидающегося на нее отца - ее все жалели, а я была нервомотатель. Мама - жертва, которая не понимала, когда нужно закрыть рот, даже после моих просьб замолчать (я видела, что отец распаляется и боялась). Сейчас я на месте отца - меня трясет от ее "Я просто сказала". Отец в тюрьме за убийство сожительницы (мы сбежали от него, когда мне было 13). Нервы у меня совсем истрепанные, боюсь стать как отец. Но я замечаю, что с матерью повторяются диалоги ее и отца, только теперь реплики отца - мои. Меня это пугает. Духовника я здесь себе не нахожу - я, наверное, никому уже не верю. Но душевное одиночество меня тяготит. Замуж я не вышла в свои 35. Детей нет. Моя жизнь с переездом перевернулась на 180 градусов. Почему Бог, хоть и выручает меня из бед, но как будто не подпускает ко мне хороших людей? Я знаю, что гордыня - это мой грех. Но не могу я дружить с кем попало и замуж выйти за первого подвернувшегося, и прощать родных, ни разу не попросивших у меня прощения за гадости, которые они мне походя бросают в лицо. И мне не хорошо одной, и в том обществе, где я оказалась, тоже не хорошо. Как быть?

Елена

Здравствуйте, Елена. Мне Вас искренне жаль, поверьте. Мы сами для себя создаем рай или ад, и носим их в себе. Вы перечислили все то зло, что Вас окружает, но ничего не сказали о своих собственных грехах. Ведь нам не дана заповедь требовать к себе любви, нам дана другая: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Не так, как они этого заслуживают, по нашему мнению, а так, как мы хотим, чтобы с нами поступали. Более того, даже не думайте о других то, что не хотите, чтобы думали о Вас. Мы не видим людей, не видим их сущности, их душ, их сердец, мы видим только их кожу. Согласитесь, что наивно и глупо считать, что кожа - это и есть человек. Мы видим действия, слышим слова, но не видим причины, не видим борьбы добра со злом в душе человека. А ведь она идет. Мы немногим больше знаем самих себя, но почему-то считаем излишним беспокоиться об изучении себя. Вы сейчас в сложном положении. Вы сначала строили крепость вокруг себя, а оказалось, что построили склеп. Надо его разрушить, а то так и останетесь в нем. Вам сейчас жизненно необходимо заставить себя оказывать помощь людям, которым очень плохо, безмерно хуже, чем Вам: безногим, безруким, умирающим. Выскочите из панциря саможаления, в который себя заточили. Поверьте, в нем смерть. Ведь Вы сейчас даже покаяться не сможете. Вам надо заплакать не от досады, обиды и жалости к себе, а от сочувствия к человеку, для которого не осталось надежды. Ведь у Вас-то, есть выход, есть надежда, есть будущее. Вот тогда и начнется и Ваше освобождение.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, у меня вопрос. Ситуация такая: у нас в семье умерла бабушка, но она не прямая мне бабушка, она сестра моего дедушки. 40 дней будет 3 июля, а 21 июня будет день рождения моей дочери, 2 года, можно ли отмечать? Очень жду ответа, так как запуталась. Спасибо заранее.

Софья

Софья, первые 40 дней нужно сугубо молиться за усопших, т.к. сами за себя они молиться уже не могут. Справлять день рождения сейчас не совсем уместно. Я советую отметить день рождения вашей дочери после 40 дней, например, 4 июля (так получится только в этом году, потом можно будет отмечать, как обычно). И душа Ваша будет спокойна.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! 1 июля у свекрови 40 дней. Так получается, что приехать к ним мы не можем, и большой поминальный обед устроить некому. Возможны поминки без такого обеда? С поминанием в церкви и поминальным обедом в нескольких домах?

Светлана

Светлана, а зачем столько суеты, зачем устраивать поминальные обеды в нескольких домах? Ведь самое главное в поминовении усопших - это молитва за них, а вовсе не поминальная трапеза. Сходите в церковь 1 июля и помолитесь о упокоении свекрови – это самое важное.

иеромонах Викторин (Асеев)

Христос Воскресе! Огромное спасибо за ответ на мой предыдущий вопрос, я все старалась делать, как советовал иерей Владимир Шлыков. Возникло еще несколько вопросов: 1) Можно ли читать Псалтирь (в частности, кафизму 17) по усопшему по прошествии 40 дней, и что еще можно почитать? 2) Батюшка в храме после моей первой исповеди не разрешил мне пока причащаться, поскольку я живу в греховном "гражданском браке". Заявление в ЗАГС подали, распишемся только через два месяца (раньше никак не получается, все занято), и поэтому я все думаю, помогаю ли я душе своего папы, усиленно молясь за него, но при этом являясь такой грешницей? 3) Могу ли я ходить исповедоваться без причастия и упоминания об этом конкретном грехе? Извините, что так много сразу вопросов, но я недавно пришла к вере в Бога, и в церкви никак не могу себя перебороть и подойти к батюшке все расспросить. Заранее благодарю за Ваш ответ.

Елена

Елена, любая молитва об усопшем только приветствуется. Возьмите благословение у батюшки и молитесь. Другие молитвы об усопшем можно найти на нашем сайте в разделе «Молитвослов» . Молиться за ближних - наша обязанность. Покаянная молитва всегда будет услышана Богом. Исповедоваться без причастия Вам можно и нужно. А после того, как зарегистрируете брак, придете к тому священнику, который запретил причащаться, и разрешите этот вопрос.

иерей Владимир Шлыков

1. В моем молитвослове в молитве о живых написано:"...спаси, Господи, и помилуй Святейшего Вселенского Архиерея (имя)" и т.д. Какое имя у Вселенского Архиерея? 2. Нужно ли креститься при входе на кладбище, при выходе и у могилки? Нужно ли читать при этом какую-нибудь молитву?

Татьяна

1. Здесь имеется в виду Вселенский Патриархат, он же Константинопольский. В наше время Патриархом Константинопольским является Варфоломей. 2. А это – дело Вашего произволения и желания: если душа просит, почему бы не перекреститься, доставьте себе эту радость. Молитв особых при входе на кладбище не положено, однако, из благочестивого чувства можно прочесть тропарь «Со святыми упокой» или, учитывая, что сейчас – дни Пасхальные, «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне», «Плотию уснув» и другие песнопения Пасхи. Да и «Христос воскресе» усопшим можно сказать. В житиях святых говорится о Киево-Печерском святом, преподобном Дионисии, который однажды спустился в пещеры, к усопшим братиям, и воскликнул им: «Христос воскресе!» И усопшие братия ответили ему: «Воистину воскресе!» В этот момент преподобного овеяла такая благодать, что он попросил позволения настоятеля более никогда не выходить из пещер и остаток дней провел там в подвиге и молитве.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Вот приносят люди продукты на канун. Это является жертвой Господу Богу, или просто это как бы награда за молитвенный труд священнослужителям, и к Господу Богу не имеет отношения? Просто в Третьей Книге Моисеевой Левит написано, что жертвы Господу не должно оставлять на несколько дней, их надо съедать либо в первый день, либо в первые два дня, срок зависит от Жертвы. Поправьте, если я не так написал. А потом надо сжигать то, что осталось не съеденным. Например, глава 22: "Если приносите Господу жертву благодарения, то приносите ее так, чтоб она приобрела вам благоволение; в тот же день должно съесть ее, не оставляйте от нее до утра. Я Господь". Так вот, являются ли такие продукты жертвой Господу, которые не должны быть оставляемыми на долгие дни? Простите за моё невежество и непонимание. Спасибо.

Андрей

Андрей, христианские каноны отличаются от ветхозаветных обычаев. Продукты на канун приносят для поминания усопших. Потом они частью отдаются священникам, частью остаются в церковной трапезной и раздаются неимущим. Не нужно ничего надумывать лишнего.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день, скажите, пожалуйста, можно ли раздавать вещи умершего до 40 дней, или это лучше делать после? Раздаются только личные вещи, или постельное белье и посуда тоже? И можно ли какие-то памятные вещи оставить себе? И как молиться за умершего?

Наталия

Можно раздать вещи, когда Вам удобнее. Что-то можно оставить себе, а что считаете нужным раздать – раздайте на молитвенную память об усопшем. Молится можно дома (например, есть соответствующая молитва в конце утреннего правила), в храме заказывайте литургию об упокоении, панихиды, поминание на Псалтири.

иерей Владимир Шлыков

Батюшка, Христос Воскресе! Помогите, пожалуйста, разобраться с правилами постных дней в среду и пятницу. С какого часа следует начинать пост в пище и воздержание от развлечений и супружеской близости? Встречала несколько разных мнений на этот счет: где-то и то, и другое - с полуночи до полуночи. Где-то сказано, что пост в еде - с полуночи (с 00 часов в среду) до полуночи (до 00 часов в четверг), а воздержание от супружеской близости - с 18 часов вторника до 18 часов среды. Как все-таки правильно? И какие часы относятся к развлечениям: как в питании или близости? Храни Вас Господь!

Пелагея

Воистину воскресе Христос, Пелагея! Пост в пище логично связать с евхаристическим постом и привязать к полуночи. Супружескую же близость христиане исключают "накануне" причастия, поэтому все темное время наступивших в 18 часов церковных суток воздерживаются. Какие часы отнесете к развлечениям, решайте сами; главное соблюдать установленное - чтобы пост не начинался в 24 часа, а заканчивался бы в 17. Храни Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, у меня умер папа. Нашли его поздно, долгое время спустя. Как отсчитать 40 дней? Как попросить у него прощения? Можно ли относить на кладбище иконки Матроны и Ангела-Хранителя? Что сделать, чтобы его душа успокоилась? Что делать, если зеркала были открыты, пока он был в помещении?

Диана

Диана, сорок дней в таком случае считают от даты, указанной в медицинском заключении о смерти. На кладбище иконы носить не нужно – нет смысла, к тому же они там испортятся от непогоды. Иконы должны висеть дома, перед ними нужно молиться. Прощение попросите на могиле у него, как сможете. Нужно в церковь ходить, исповедоваться в своих грехах и причащаться. Нужно, в первую очередь, самой жить достойно и не грешить. Упокоение его души зависит от его прожитой жизни и от Вашей молитвы за него. А зеркала зачем закрывать? Какой в этом смысл? В церкви нет таких суеверий.

иеромонах Викторин (Асеев)

Батюшка, подскажите, пожалуйста, как считать 40 дней? Папу обнаружили в его квартире, неизвестно, когда он умер. Эксперты не установили дату смерти, написали из головы. По сотовому телефону мы выяснили, когда был последний разговор, но он мог и по 5-7 дней им не пользоваться. Ориентироваться на дату его последнего разговора + 7дней? И еще вопрос, можно ли оставлять на могилке иконки из церкви: Ангела-Хранителя и св. Матроны? Возможно ли попросить прощения у покойного? Т.к. папу хоронили дополнительно в мешке целлофановом, мы на кладбище разрезали его, а ножницы батюшка сказал положить в гроб. Ножницы были из дома, правильно ли это? Спасибо.

Диана

Христос воскресе, Диана! Эксперты, вероятно, не сильнее ошиблись, чем на неделю от последнего звонка по папиному мобильному. Можете принять их дату, можете высчитать. Сейчас это не важно. Иконы с отпевания стоят в храме на каноне (столике с распятием и подсвечником) до сорокового дня (сейчас, бывает, отдают сразу), а потом берутся домой, на память. Попросить прощения можно даже после погребения. Помолитесь о усопшем, вспомните его и попросите прощения. Ножницы сказали положить в гроб, чтобы не нести домой - часто люди смущаются вещей, связанных с погребением. Это ничего не значит. Храни Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Я вышла замуж и прожила с мужем 2,5 года, он выпивал, не ночевал дома по 3, 4, 5 дней, пил иногда неделю, мы из-за этого ругались, он кодировался, но при этом я не хотела от него уходить, и надеялась на то, что он перестанет пить, мне было жаль его бросать, думала, что, может быть, это у него пройдет. Он не перестал пить, и я решила от него уйти, мне дали комнату в общежитии от работы. Прошло полгода, и мы вновь стали встречаться (оставались в браке), мы хотели опять жить вместе, он уговаривал меня, что все будет хорошо, и я его любила и поверила. Когда я узнала, что я забеременела, то он опять пил и не появлялся 3 недели, когда он приехал, я начала его ругать за это, и стал он приезжать ко мне раз в неделю, когда я ему звонила, он сбрасывал трубку, когда мы встречались, то я ему высказывала то,что он не правильно себя ведет и что мне обидно, что я живу одна в общежитии, что кроме его у меня там никого нет, и что зарплату не платят, и что я хотела быть рядом с ним, а он живет без проблем без меня, гуляет с друзьями и снимать квартиру уже и не думает. С тех пор он вообще перестал со мной видеться, и я узнала, что он живет с другой девушкой у нее в квартире и подал на развод. В это время я была на шестом месяце беременности, его мать меня не любила, потому что у меня не было богатых родителей, и вообще не было хорошего приданого и денег, она его поддерживала, и когда я лежала в больнице с угрозой выкидыша, она не пускала его ко мне и ругала, его если он ко мне ездил, я об этом знала и мне было очень обидно, мы из-за этого ругались с мужем, а теперь она была рада, что он меня бросил и что встретил девушку с квартирой, машиной и деньгами. Он во всем обвинил меня, что я во всем виновата, что я его пилила, что ругалась без повода, и что я сама все разрушила. Когда я ушла в декрет, то уехала домой, в деревню к родителям, далеко. Теперь я родили сына и мы развелись, ребенку год и три месяца, и все это время я мучаюсь и думаю, что это моя вина, что это грех. Скажите, кто виновен в разводе, прав ли он, грех ли это?

Ира, к сожалению, Ваша беда в том, что Вы вышли замуж, не думая о последствиях. Ваш муж, полагаю, пил и блудил и до брака? Но Вы рискнули создать с ним семью и зачать от него ребенка… То, что не сделали аборт, это Вы молодец! Ребенок за отца не отвечает. Но вот Ваше неразумие… В этом надо покаяться в храме на исповеди.

протоиерей Максим Хижий

Можно ли присутствовать на поминках (40 дней) отца, если этот день совпадает с моим днем рождения?

Спрашивает: Наталья г Порхов Псковской обл

Отвечает:

Уважаемая Наталья!

После похорон близкого человека многие люди, особенно близкие родственники, соблюдали траур.

Самый глубокий траур - до года - должна была соблюдать вдова. Ранее в это время на ней была только одежда преимущественно черного цвета, украшения полностью отсутствовали. Естественно, в глазах окружающих неприличными считались даже помыслы о повторном браке до истечения срока траура.

Дети должны были соблюдать траур по умершим родителям год, последовательно переходя от черных до более светлых оттенков одежды. Этот траур по умершим отцу или матери по продолжительности делился на глубокий - полгода, обыкновенный - три месяца и полутраур - остальные три месяца, когда к черному цвету одежды примешивался белый и серый. По бабушке и дедушке было принято носить полугодовой траур, который также условно поровну подразделялся на глубокий и полутраур. Такой же срок траура был по умершим сестре и брату.

Траурная одежда была темная, черного или синего цвета, в которой полностью исключались оттенки красного. Чаще не новая. В настоящее время при отсутствии в гардеробе подходящей одежды, головного убора, покупают черное платье (костюм), головной платок. Раньше во время траура даже не старались особо следить за одеждой, ибо, по народным поверьям, тщательный уход за ней являлся проявлением неуважения к памяти покойного. У женщин в период траура голова должна быть покрыта платком.

Существовал широко распространенный обычай в этот период не стричь волосы, не делать нарядные пышные прически, а в ряде случаев - даже заплетать косы девушкам. Вообще на Руси внешние знаки траура дольше должны были соблюдать, как правило, женщины, а мужчины черного, темного цвета одежду могли надевать только в дни поминовений, что не подвергалось осуждению в общественном сознании даже деревенских жителей.

Знаки траура в доме сохранялись продолжительное время в зависимости от уклада жизни. В большинстве случаев - до 40 дней, а также - до года.

В семьях верующих траур отмечался усиленными молитвами, чтением религиозных книг, воздержанием в пище, времяпрепровождении. Не было принято участвовать в различных увеселениях, праздниках, азартных играх.

Если на период траура выпадало венчание кого-либо из родственников, то в день свадьбы траурный наряд снимали, но на следующий день надевали снова.

В публичные и увеселительные места во время глубокого траура не было принято выезжать, даже появление в театре считалось допустимым только после полного снятия траура. Произвольное сокращение траура в обществе с определенным укладом, соблюдением народных традиций тотчас резко бросается в глаза и может вызвать осуждение.

В современных условиях, как правило, такое продолжительное время траура, как раньше, не соблюдают, особенно в городе. Все это индивидуально и в каждом конкретном случае зависит от целого ряда обстоятельств.

Нося траур, не следует выказывать безграничное горе, демонстрируя его окружающим. Все следует делать с достоинством, так как смысл траура заключается не только в соблюдении внешних приличий, признаков душевного состояния человека, но и в том, что он - время углубления человека в самого себя, время раздумий о смысле жизни. В конечном итоге от того, как мы чтим память своих родных, так и другие, возможно, будут чтить нашу память, ибо никто не вечен в этом мире.


Ответ на этот вопрос прочитали 3905 посетителей

В вашей семье случилось горе – умер человек. Что делать?

Христианство очень не любит слово «смерть». От него веет могильным холодом и безысходностью. Мы употребляем другие выражения, например — успение.

Успение – сон, засыпание. Заснуло смертным сном тело, а душа жива, душа бодрствует…

Или другое слово – преставление. Мы молимся о ново-преставленном рабе Божием. Был с нами – переставился в другой мир.

Для христиан – смерть лишь переход на иной уровень бытия, уход к Богу. И похороны для христиан – это не ужасное прощание с человеком, который был, и теперь его нет, а проводы в мир иной любимого человека, чья душа бессмертна.

И проводить человека за границу земного мира мы должны достойно. Достойные проводы – это церковное погребение.

Оно совершается только над крещеным православным человеком.

Придите в любой храм и обратитесь к женщинам, продающим свечи, или к священнику. Там вам расскажут, как организовать отпевание, как заказать поминание. Все это — продуманная и, если так можно выразиться, отработанная процедура, так что к вам отнесутся с вниманием и деликатностью и не будут мучить бюрократическими придирками (как часто встречается в государственных органах).

Отпеваем мы обычно в храме в день похорон. Потом покойного везут на кладбище, а в храме остается записанным для церковного поминания его имя. О нем молятся.

Какие существуют виды молитв за покойного?

Их много. Например, панихида – небольшая служба, во время которой мы просим Бога простить грехи покойного, принять его в Царство Небесное. (Именно панихиды служатся на кладбищах, когда мы приглашаем священника посетить могилку.)

Высшая форма поминовения – за Литургией. Тогда поминаемые люди становятся участниками Причащения, соединяются со Христом. За любой Литургией причащаются живые, находящиеся в храме (например, мы с вами), и душою причащаются все те, за кого молятся, хотя бы человек даже и умер.

В свечных ларьках, в которых принимают записки, обычно пишут: «На обедню» или «На проскомидию». Это как раз и означает поминание за Литургией.

А что такое сорокоуст?

А это поминание покойного за Литургией, которое будет совершаться на протяжении 40 дней. (Уточню: многте думают, что сорокоустное поминовение заказывают только об усопших. Это не так: на сорокоуст подают и о здравии.)

Кроме того, можно заказать поминание на полгода, на год и даже… вечное. Вечное поминание – это поминание человека, которое будет совершаться в этом храме до тех пор, пока стоит храм. (После революции, когда закрывались храмы и монастыри и из них изымались книги, находили поминальные списки еще домонгольского времени.)

Простите, а если человек был некрещен?..

О некрещеном человеке мы можем молиться только сами — дома или в храме. В записках, подаваемых на поминание, мы не пишем имена некрещеных. Это не значит, что такой человек проклят, как иногда приходиться услышать от несведущих людей. (У меня самого есть некрещеные родственники, о которых я вспоминаю с теплом и любовью.) Просто Церковь молится за богослужением только за своих членов, людей захотевших быть христианами, или тех, за кого это решение приняли родители (если человек был крещен во младенчестве)!

Что значат 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти?

Не буду подробно говорить об этом, но это особые дни для души, разлучившейся с телом. В эти дни, а также в годовщину смерти (это как бы новый день рождения, то есть рождения в новую жизнь) нужно прийти в храм и помолиться за усопшего.

Сколько носить траур?

Несколько дней назад ко мне в храм пришла женщина и попросила благословения выйти замуж. При этом она добавила: «Я вдова». Я спросил, когда она похоронила мужа. «Уже почти полгода…»

Вот это тот самый пример, когда мы делаем что-то не то… До года мы молимся о усопшем как о новопреставленном, это же время можно носить траур. Хотя бывают такие потери, что и по прошествии многих лет трудно смириться с утратой…

В заключение я хотел бы напомнить слова святителя Феофана Затворника, нашего отечественного подвижника XIX века. Он однажды сказал: «Давайте плакать о почившем… Но плакать по-христиански!» Это значит, что в наших слезах не должно быть безнадежности и отчаяния. Это разлука не навсегда, но лишь на какое-то время. В свое время все мы встретимся за порогом этой жизни».

Более того! Человек, который «ушел» от нас, – может участвовать в нашей жизни, он слышит наши просьбы, он любит нас. Когда мы молимся за покойного, этим самым мы устанавливаем связь с ним, как бы протягиваем ему руку поддержки.

И последнее: Все мы предстанем перед Богом. И дадим Ему ответ в том, как жили. Пока не поздно, пока еще можно что-то исправить (когда умрем – уже будет ничего не исправить), покаяться, измениться к лучшему, — воспользуемся этой возможностью.

Вконтакте

Одноклассники

Рано или поздно в жизни каждой женщины происходит скорбное событие – уходит из жизни родной и близкий ей человек, часто такой уход бывает трагическим и совершенно неожиданным. В таких случаях, по старой православной традиции, необходимо определенное количество дней в знак траура носить на своей голове простой черный платок. Вместе с тем, далеко не все знают, сколько именно дней необходимо носить платок черного цвета после похорон матери или после похорон отца и вообще обязательно ли это вообще делать. Ведь многие женщины покрывают голову траурным платком только на похоронах, а после низ - спокойно снимают данный скорбный аксессуар и убирают его с глаз подальше

Сколько дней нужно носит траурный платок после похорон и как его выбрать

Здесь существует только два расхожих мнения, одно из которых может стать для вас определяющим:

  1. Срок ношения черного платка определяется самими родными умершего человека. Если кто-то из близких хочет носить такой знак траура месяц или два, а то и год – это его личное дело, и никто не может запретить ему это сделать;
  2. Со стороны церкви это правило строго регламентировано, однако и здесь есть ряд предписаний, не обязательных к четкому исполнению. По церковным канонам дети должны носить траур по своим родителям полгода.

    Если вы никак не можете решить, сколько дней вам нужно носить траур по вашим родителям, просто попытайтесь внутри себе ответить на вопрос, как велика ваша скорбь по ним. И неважно при этом, как окружающие вас люди отнесутся по поводу того, что вы постоянно носите у себя на голове черный платок, который абсолютно не будет вязаться с вашим внешним видом, с вашим положением, с вашей профессиональной деятельностью.

    Если у вас дома нет подобного черного аксессуара, вовсе не обязательно его специально приобретать. В качестве траурного платка могут также подойти черный шарф, косынка, повязка или даже шляпа. При этом нет никаких строгих правил по выбору черного платка или ограничений по его внешнему виду.

    Очень многие современные женщины определяют, сколько дней им носить черный платок по тому, как этот платок сочетается с их повседневной одеждой. Если женщина работает в офисе с клиентами, и в компании существует строгий дресс код, то уже первый день, выйдя на работу после похорон, ей придется отказаться от ношения платка, чтобы не получить нареканий от руководства о несоответствии внешнего вида занимаемой должности.

    Если вы хотите как можно дольше носить траурный платок по своим родным, то важно правильно подобрать его текстуру – чаще всего для длительного ношения выбирается кружевной или шифоновый черный платок. Они выглядят не так угрюмо, как черные платки из других тканей, не привлекают к себе такого пристального внимания со стороны окружающих, при необходимости их легко можно опустить на плечи и носить уже там. Такие платки хорошо сочетаются с любыми нарядами и не будут слишком резко с ними контрастировать.

Проходит церемония похорон, заканчиваются обязательные дни поминовения, и близкие покойному начинают задаваться вопросами:

  • Траур. Сколько длится траур по умершему?
  • Будет ли пристойно появиться в светлой одежде на людях?
  • Можно ли посещать различные мероприятия?
  • Сколько длится траур?
  • Спустя какое время можно вновь выходить замуж вдове или жениться вдовствующему супругу?

Мы живём в обществе и потому внешнее соблюдение традиций очень важно. Ниже приведены различные мнения на этот счёт. Какой точки зрения придерживаться – решать вам.

Сколько длится траур

В различных культурах определяется разный временной промежуток для выражения своего горя. Также интересны предписания о том, как носить траур.

Древняя Греция

В античной Греции вдова была обязана носить чёрные одежды всю свою жизнь. Только если она вторично выходила замуж, тогда могла сменить одеяние на другое. Мужчины носили на рукаве чёрные повязки и не брились 40 дней.

Древний Рим

В Древнем Риме траур по детям устанавливался в соответствии с количеством прожитых ими лет. Если ребёнку на момент смерти исполнилось 7, то родители скорбели 7 месяцев. Максимальным сроком считалось 10 месяцев. По прошествии вдова уже могла выходить замуж, а близкие родственники снимали чёрные одежды.

Средневековая Франция

В Средневековой Франции вдовствующая королева не должна была год покидать комнаты, где услышала печальную весть. Знатным дамам также предписывалось первые 6 недель находиться на опустевшем супружеском ложе в знак выражения своей печали. Если сестра скорбела по брату, то только первые 9 дней она проводила в постели, а остальное время до 6 недель лишь сидела на чёрной материи. К мужчинам этикет был не настолько суров. Им было достаточно повязать на руку чёрную повязку и носить её в течение полугода.

Древний Китай и Корея

В Китае и Корее срок траура по близкому достигал 3-х лет. На протяжении этого времени можно было носить одежды из небеленного холста, а за завтраком ставили дополнительный прибор для покойного.

Япония

В Японии самыми важными считаются первые 49 дней после смерти. Родные истово молятся, чтобы душа усопшего обрела спокойствие и переродилась в Чистой Земле. Также в Стране Восходящего Солнца принято скорбеть в связи с кончиной императора или членов его семьи. Общенациональный траур длится год.

Сколько носят траур в зависимости от конфессиональной принадлежности

Самым строгим считается иудейский траур . Он разделён на 4 периода:

  • Онен – от смерти и до совершения погребения. Действия родственников направлены исключительно на организацию надлежащих проводов в иной мир.
  • Шива – первая неделя после смерти. На домочадцев налагается целый ряд запретов: стричь ногти, выходить из дома, изучать Тору, работать, мыться, одевать чистую одежду или кожаную обувь.
  • Шлошим – с 8-го по 30-й день. Уже разрешается выходить из дома, наносить женщинам косметику, а мужчинам подрезать бороду и усы.
  • Четвёртый период принято соблюдать лишь по умершим родителям. Он длится до годовщины со дня смерти.

Буддистские традиции предписывают носить траур по родителям и близким родственникам 100 дней. Если родственник дальний – скорбят об ушедшем 49 дней. В это время облачаются в платья серого цвета различных оттенков.

В странах ислама строго регламентировано поведение женщин в первое время после смерти супруга. Им нельзя носить украшения, делать причёски, красить волосы, использовать ароматизированные средства для ухода, ночевать вне дома. Допустимые цвета в одежде: белый, лиловый, чёрный и тёмно-зелёный. Траур по мужу длится 4 лунных месяца и 10 дней. По остальным родственникам – всего 3 дня. Мужчины в знак скорби не снимают головной убор при проведении церемонии погребения.

Православные священники не любят слова «смерть», «умерший». Чаще всего в речи они заменяют их на «успение», «усопший». Покойный до 40-го дня именуется «новопреставленным». В этот период покинувший бренную землю предстаёт пред Господом и лишь молитвы живущих могут склонить чашу весов при выборе, куда ему отправиться: в Ад или в Рай. Потому в христианстве строгий траур длится именно 40 дней. Выражать свою печаль о потере принято не стенаниями или плачем, а молитвами, обращениями к Богу, размышлениями о бренности бытия и воспоминаниях о благочестивых поступках почившего вечным сном. Спустя это время разрешается снять траурную повязку с головы. Впрочем, если вы чувствуете, что горе ещё теснится в вашем сердце, то можете дальше носить чёрный шарф или косынку до истечения года. Вдова решает сама, когда ей снять траур – через 2 года или сразу после поминальной трапезы.

Траур по умершему в наше время

В наше время траура определяется скорее религиозными верованиями и традициями региона.

К соблюдению религиозных канонов в наши дни относятся не столь трепетно. Если в сельской местности ещё придерживаются давних устоев, то городская жизнь налагает свои ограничения. Например, принятый во многих офисах дресс-код не предполагает наличие чёрной повязки. Это может оттолкнуть покупателей или потенциальных клиентов.

При невозможности явно носить траур по умершему родственнику можно решить данную проблему следующими способами:

Отказаться от внешней атрибутики . Для покойного важнее не то, что о вас подумают окружающие, а то, что вы реально думаете об ушедшем от вас навсегда.

Носить чёрную косынку или ленту вне работы . Достаточно сложно, но возможно для целеустремлённых людей.

Заменить цвет скорби . Наряду с чёрным, белый и красный также символизируют печаль и горе от невосполнимой утраты. У народности каракалпаков во время траура надевают синие одежды. Мусульманская женщина может одеть фиолетовое или тёмно-зелёное платье.

Возможно, вам будет интересно: