Сколько лет прожил шопен. Фредерик Шопен: биография, интересные факты и видео

Таинственный, дьяволический, женственный, мужественный, непонятный, всем понятный трагический Шопен.
С. Рихтер

По словам А. Рубинштейна, «Шопен - это бард, рапсод, дух, душа фортепиано». С фортепиано связано самое неповторимое в шопеновской музыхе: ее трепетность, утонченность, «пение» всей фактуры и гармонии, обволакивающей мелодию переливающейся воздушной «дымкой». Вся многокрасочность романтического мироощущения, все то, что обычно требовало для своего воплощения монументальных композиций (симфоний или опер), у великого польского композитора и пианиста выразилось в фортепианной музыке (произведений с участием других инструментов, человеческого голоса или оркестра у Шопена совсем немного). Контрасты и даже полярные противоположности романтизма у Шопена претворились в высшую гармонию: пламенное воодушевление, повышенная эмоциональная «температура» - и строгая логика развития, интимная доверительность лирики - и концепционность симфонических масштабов, артистизм, доведенный до аристократической изысканности, и рядом - первозданная чистота «народных картинок». Вообще своеобразие польского фольклора (его ладов, мелодий, ритмов) пропитало собой всю музыку Шопена, ставшего музыкальным классиком Польши.

Шопен родился неподалеку от Варшавы, в Желязовой Воле, где его отец, выходец из Франции, работал домашним учителем в графской семье. Вскоре после рождения Фридерика семья Шопенов переезжает в Варшаву. Феноменальная музыкальная одаренность проявляется уже в раннем детстве, в 6 лет мальчик сочиняет первое произведение (полонез), а в 7 впервые выступает как пианист. Общее образование Шопен получает в Лицее, он также берет уроки фортепианной игры у В. Живного. Формирование музыканта-профессионала завершается в Варшавской консерватории (1826-29) под руководством Ю. Эльснера. Одаренность Шопена проявлялась не только в музыке: с детских лет он сочинял стихи, играл в домашних спектаклях, замечательно рисовал. На всю жизнь Шопен сохранил дар карикатуриста: он мог так нарисовать или даже изобразить кого-нибудь мимикой лица, что все безошибочно узнавали этого человека.

Художественная жизнь Варшавы давала множество впечатлений начинающему музыканту. Итальянская и польская национальная опера, гастроли крупнейших артистов (Н. Паганини, И. Гуммеля) вдохновляли Шопена, открывали перед ним новые горизонты. Часто во время летних каникул Фридерик бывал в загородных имениях у своих друзей, где не только слушал игру деревенских музыкантов, но иногда и сам играл на каком-нибудь инструменте. Первые композиторские опыты Шопена - опоэтизированные танцы польского быта (полонез , мазурка), вальсы , а также ноктюрны - миниатюры лирико-созерцательного характера. Обращается он и к жанрам, составлявшим основу репертуара тогдашних пианистов-виртуозов - концертным вариациям, фантазиям, рондо. Материалом для таких произведений служили, как правило, темы из популярных опер или народные польские мелодии. встретили горячий отклик Р. Шумана, написавшего о них восторженную статью. Шуману принадлежат и следующие слова: «...Если в наше время родится гений, подобный Моцарту, он станет писать концерты скорее шопеновские, чем моцартовские». 2 концерта (особенно ми-минорный) стали высшим достижением раннего творчества Шопена, отразили все грани художественного мира двадцатилетнего композитора. Элегическая лирика, родственная и русскому романсу тех лет, оттеняется блеском виртуозности и по-весеннему светлыми народно-жанровыми темами. Моцартовски совершенные формы проникаются духом романтизма.

Во время гастрольной поездки в Вену и по городам Германии Шопена настигла весть о поражении польского восстания (1830-31 гг.). Трагедия Польши стала сильнейшей личной трагедией, соединилась с невозможностью возвращения на родину (Шопен был другом некоторых участников освободительного движения). Как отметил Б. Асафьев, «коллизии, волновавшие его, сосредоточились на различного рода стадиях любовных томлений и на ярчайшем взрыве отчаяния в связи с гибелью отечества». Отныне в его музыку проникает подлинный драматизм (Баллада соль минор , Скерцо си минор , до-минорный Этюд , часто называемый «Революционным»). Шуман пишет, что «...Шопен, ввел бетховенский дух в концертный зал». Баллада и скерцо - жанры, новые для фортепианной музыки. Балладами назывались развернутые романсы повествовательно-драматического характера; у Шопена это крупные произведения поэмного типа (написанные под впечатлением от баллад А. Мицкевича и польских дум). Переосмысливается и скерцо (обычно бывшее частью цикла) - теперь оно стало существовать как самостоятельный жанр (совсем не шуточного, а чаще - стихийно-демонического содержания).

Последующая жизнь Шопена связана с Парижем, куда он попадает в 1831 г. В этом кипучем центре художественной жизни Шопен встречается с людьми искусства из разных стран Европы: композиторами Г. Берлиозом, Ф. Листом, Н. Паганини, В. Беллини, Дж. Мейербером, пианистом Ф. Калькбреннером, литераторами Г. Гейне, А. Мицкевичем, Жорж Санд, художником Э. Делакруа, написавшим портрет композитора. Париж 30-х гг. XIX века - один из очагов нового, романтического искусства, утверждавшегося в борьбе с академизмом. По словам Листа, «Шопен открыто становился в ряды романтиков, написав все-таки на своем знамени имя Моцарта». Действительно, как бы далеко ни ушел Шопен в своем новаторстве (его не всегда понимали даже Шуман и Лист!), его творчество носило характер органичного развития традиции, ее как бы волшебного преображения. Кумирами польского романтика были Моцарт и в особенности И. С. Бах. К современной ему музыке Шопен относился в целом неодобрительно. Вероятно, здесь сказался его классически-строгий, рафинированный вкус, не допускавший никаких резкостей, грубостей и крайностей выражения. При всей светской общительности и дружелюбии он был сдержан и не любил открывать свой внутренний мир. Так, о музыке, о содержании своих произведений он говорил редко и скупо, чаще всего маскируясь какой-нибудь шуткой.

В созданных в первые годы парижской жизни этюдах Шопен дает свое понимание виртуозности (в противоположность искусству модных пианистов) - как средства, служащего выражению художественного содержания и неотрывного от него. Сам Шопен, однако, мало выступал в концертах, предпочитая большому залу камерную, более уютную обстановку светского салона. Доходов от концертов и нотных изданий недоставало, и Шопен вынужден был давать уроки фортепианной игры. В конце 30-х гг. Шопен завершает цикл прелюдий , ставших настоящей энциклопедией романтизма, отразивших основные коллизии романтического мироощущения. В прелюдиях - самых миниатюрных пьесах - достигается особая «плотность», концентрированность выражения. И снова мы видим пример нового отношения к жанру. В старинной музыке прелюдия всегда являлась вступлением к какому-то произведению. У Шопена это самоценная пьеса, сохраняющая в то же время некоторую недосказанность афоризма и «импровизационную» свободу, что так созвучно романтическому мироощущению. Цикл прелюдий был окончен на острове Майорка, куда для поправления здоровья Шопен предпринял поездку совместно с Жорж Санд (1838). Кроме этого, из Парижа Шопен выезжал в Германию (1834-1836), где встречался с Мендельсоном и Шуманом, а в Карлсбаде увиделся с родителями, и в Англию (1837).

для фортепиано:

Фредерик Шопен - гениальный музыкант, обладавший редким мелодическим даром, виртуозный пианист, чьи произведения отличаются глубоким лиризмом, доходчивостью, тонким и чутким ощущением настроений национальных песен, танцевальных мотивов. Этот человек сумел по-новому истолковать и передать многие музыкальные жанры, сделать более романтичными и в то же время драматичными различные музыкальные жанры (прелюдию, вальс, мазурку, полонез, балладу и т.д.). Это композитор, которого считают национальным достоянием, и в честь которого открыто много музеев, созданы памятники, названы музыкальные заведения.
1 марта 1810 года в польской деревне Желязова-Воля, расположенной неподалёку от Варшавы, появился на свет будущий музыкальный гений - Фредерик Францишек Шопен. Интерес и способности к музыке родители мальчика заметили ещё в раннем возрасте и всячески его поддерживали. Будучи ещё маленьким пятилетним ребёнком, Шопен уже выступал в концертах. А в 7 лет его отдали учиться музыке у знаменитого в то время польского пианиста Войцеха Живного. И уже спустя всего пять лет обучения Фредерик превратился в настоящего виртуозного пианиста, ничуть не уступающего взрослым опытным музыкантам. А в 1817г. будущий композитор сочиняет своё первое музыкальное произведение (полонез).
Начиная с 1819г. Шопен музицирует в качестве пианиста в различных аристократических салонах Варшавы. В 1822г. он заканчивает своё обучение у В. Живного и поступает на учёбу к известному варшавскому музыканту Юзефу Эльснеру, у которого берёт уроки композиции. В 1823г. Фредерик поступает учиться в лицей г. Варшавы. В это же время подрастающий композитор путешествует и посещает различные оперные театры в Праге, Варшаве, Берлине. Ему удаётся завоевать расположение и покровительство влиятельного в то время польского князя А. Радзивилла и стать вхожим в польское высшее общество.
1826г. ознаменовался для Ф. Шопена поступлением в Главную школу музыки, находящуюся в г. Варшава. Во время учёбы в этой консерватории талантливый юноша сочиняет ряд пьес, среди которых Вариации для фортепиано с оркестром (опера Моцарта «Дон Жуан»), Первая соната и др. Окончив в 1829г. обучение, молодой человек выступает в концертах в качестве пианиста в Кракове, Варшаве, исполняя также и свои произведения. Эти выступления пользовались огромным успехом и принесли юному дарованию заслуженную популярность и среди слушателей, и в музыкальных кругах.

В 1830г. музыкант отправляется в гастрольное турне в Берлин, Вену. И эти выступления также увенчались небывалым успехом. Но в этом же году на родине пианиста, в Польше происходит восстание, закончившееся поражением. Шопен был сторонником польской независимости, и это неприятное известие весьма огорчило музыканта. Он отказался возвращаться в Польшу и остался жить во Франции, где и был признан лучшим пианистом современности. Молодой человек знакомится с парижскими аристократами, музыкальной и художественной элитой Франции. Он много путешествует. В 1835-36гг. совершал поездки в Германию, 1837г. - в Англию. Эти годы становятся периодом расцвета его творческой деятельности.
Но Шопен известен нам не только как гениальный пианист и композитор, он проявил себя ещё и достаточно талантливым педагогом. Он обучал будущих пианистов по своей авторской методике, что помогло им полностью раскрыть талант и в будущем стать настоящими виртуозами. В это же время, в 1837г. он знакомится с французской писательницей Жорж Санд, молодой и достаточно эмансипированной особой. Их отношения складывались непросто и спустя десять лет, в 1847г. пара рассталась. Расставание не лучшим образом отразилось на здоровье Шопена, у которого ещё с 1837г. наблюдались первые приступы астмы.
В 1848г. композитор окончательно поселился в Лондоне, где и продолжал заниматься преподаванием. От концертной деятельности он отказался в связи с пошатнувшимся здоровьем, Последнее выступление пианиста произошло в ноябре 1848г. А в октябре 1849г. великий композитор умирает от туберкулёза лёгких.

Фридерик Шопен относится к числу композиторов, сыгравших основополагающую роль в национальной музыкальной культуре. Подобно Глинке в России, Листу в Венгрии, он стал первым польским музыкальным классиком. Но Шопен - это не только национальная гордость поляков. Не будет преувеличением назвать его одним из самых любимых слушателями всего мира композиторов.

Шопену пришлось жить и творить в трудную для польского народа эпоху. С конца XVIII века Польша, как самостоятельное государство, перестала существовать, ее поделили между собой Пруссия, Австрия и Россия. Не удивительно, что вся I половина XIX века прошла здесь под знаменем национально-освободительной борьбы. Шопен был далек от политики и не принимал непосредственного участия в революционном движении. Но он был патриотом, и всю жизнь мечтал об освобождении своей Родины. Благодаря этому всё творчество Шопена оказалось тесно связано с самыми передовыми устремлениями эпохи.

Трагичность положения Шопена как польского композитора заключалась в том, что он, горячо любя родную страну, был оторван от нее: незадолго до крупнейшего польского восстания 1830-го года он выехал за границу, откуда ему никогда уже не суждено было вернуться на Родину. В это время он был на гастролях в Вене, затем отправился в Париж и на пути туда, в Штутгарте, узнал о падении Варшавы. Это известие вызвало у композитора острейший душевный кризис. Под его влиянием сразу изменилось содержание шопеновского творчества. Именно с этого момента начинается подлинная зрелость композитора. Полагают, что под сильнейшим впечатлением трагических событий был создан знаменитый «Революционный» этюд, прелюдии a-moll и d-moll, возникли замыслы 1-го скерцо и 1-й баллады.

С 1831 г. жизнь Шопена связана с Парижем, где он жил до конца своих дней. Таким образом, его творческая биография складывается из двух периодов:

  • I - ранний варшавский ,
  • II - с 31 года - зрелый парижский .

Вершиной первого периода стали сочинения 29-31 годов. Это 2 фортепианных концерта (f-moll и e-moll), 12 этюдов ор.10, «Большой блестящий полонез», баллада № I (g-moll). К этому времени Шопен блестяще завершил учебу в «Высшей школе музыки» в Варшаве под руководством Эльснера, завоевал славу замечательного пианиста .

В Париже Шопен познакомился со многими крупнейшими музыкантами, писателями, художниками: Листом, Берлиозом, Беллини, Гейне, Гюго, Ламартином, Мюссе, Делакруа. На протяжении всего зарубежного периода он неиз-менно встречался с соотечественниками, в частности с Адамом Мицкевичем.

В 1838 году композитор сблизился с Жорж Санд, и годы их совместного проживания совпали с наиболее продуктивным периодом шопеновского творчества, когда им были созданы 2, 3, 4 баллады, сонаты b-moll и h-moll, фантазия f-moll, полонез-фантазия, 2, 3, 4 скерцо, был завершен цикл прелюдий. Обраща-ет на себя внимание особый интерес к крупномасштабным жанрам.

Крайне тяжелыми были последние годы Шопена: катастрофически развивалась болезнь, мучительно переживался разрыв с Жорж Санд (в 1847 г.). В эти годы он не сочинил почти ничего.

После смерти композитора сердце его было перевезено в Варшаву, где хранится в костеле св. Креста. Это глубоко символично: сердце Шопена всегда принадлежало Польше, любовь к ней была смыслом его жизни, она стимулировала всё его творчество.

Тема родины - главная творческая тема Шопена , которая определила основное идейное содержание его музыки. В шопеновских сочинениях бесконечно варьируются отзвуки народных польских песен и танцев, образы национальной литературы (например, навеянные поэмами Адама Мицкевича - в балладах) и истории.

При том, что Шопен мог питать свое творчество лишь отзвуками Польши, тем, что сохранила его память, музыка его прежде всего польская. Национальная характерность - это самая замечательная черта шопеновского стиля, и именно она в первую очередь определяет его неповторимость. Интересно, что собственную индивидуальную манеру Шопен нашел очень рано и не изменял ей никогда. Хотя его творчество прошло ряд этапов, между ранними и поздними сочинениями нет столь резкого отличия, которое характеризует, к примеру, стиль раннего и позднего Бетховена.

В своей музыке Шопен всегда очень прочно опирается на польские народные истоки, на фольклор . Особенно наглядна эта связь в мазурках, что закономерно, ведь жанр мазурки непосредственно перенесен композитором в профессиональную музыку из народной среды. Следует добавить, что прямое цитирование народных тем вовсе не характерно для Шопена, как и связанная с фольклором бытовая простота. Фольклорные элементы удивительным образом сочетаются с неподражаемым аристократизмом. В тех же мазурках музыка Шопена насыщена особой духовной утонченностью, артистизмом, изяществом. Композитор как бы возвышает народную музыку над бытом, поэтизирует ее.

Еще одна важнейшая черта шопеновского стиля - исключительное мелодическое богатство. Как мелодист он не знает себе равных во всей эпохе романтизма. Шопеновская мелодия никогда не бывает надуманной, искусственной и обладает удивительным свойством сохранять одинаковую выразительность на всем своем протяжении (в ней совершенно нет «общих мест»). Достаточно вспомнить лишь одну шопеновскую тему, чтобы убедиться в сказанном - о ней с восторгом сказал Лист: «Я отдал бы 4 года жизни за то, чтобы написать этюд № 3» .

Антон Рубинштейн назвал Шопена «бардом, рапсодом, духом, душой фортепиано». Действительно, все самое неповторимое в шопеновской музыке - ее трепетность, утонченность, «пение» всей фактуры и гармонии - связано с фортепиано. Произведений с участием других инструментов, человеческого голоса или оркестра у него совсем немного.

Несмотря на то, что за всю свою жизнь композитор выступил публично не более 30 раз, а в 25-летнем возрасте фактически отказался от концертной деятельности из-за физического состояния, слава Шопена-пианиста стала легендарной, с ней могла соперничать разве что слава Листа.

😉 Приветствую любителей искусства и гостей сайта! В статье «Фредерик Шопен: биография, факты и видео» — о жизни известного польского композитора и пианиста. Здесь вы можете послушать произведения гениального композитора.

На вечеринке, посвященной отъезду на гастроли в Вену, друзья торжественно вручили Фредерику кубок с землей — чтобы легче было переносить разлуку с родиной. Он счел это удачной шуткой – уезжал-то ненадолго.

Такой же кубок с родной землей привезут девятнадцать лет спустя. В день его похорон на парижское кладбище Пер-Лашез, а в Польшу, согласно последней воле гения, вернется его сердце. Колонна варшавского костела, в которой оно замуровано, станет местом паломничества миллионов почитателей его таланта со всего мира.

Биография Фредерика Шопена

Родился Фредерик Францишек Шопен недалеко от Варшавы 1 марта 1810 года в интеллигентной и очень музыкальной польско-французской семье. Прекрасно играла на фортепьяно и пела мать. Отличным музыкантом был отец – он, по легенде, играл на скрипке даже в момент рождения сына.

Дом в Желязовой-Воле, в котором родился Фредерик Шопен

Как и положено настоящему гению, необычайные способности ребенок проявил очень рано. Пятилетним малышом, еще не освоив нотную грамоту, на слух подбирал на фортепиано народные мелодии и несложные пьесы. В семь лет дал свой первый концерт. О нем заговорила вся Польша. В этом два гения Шопен и очень схожи.

Публика восторгалась удивительной, «польской» музыкой юного композитора, а еще больше его виртуозной игрой.

К двадцати годам Шопен считался лучшим польским пианистом. Он успешно окончил лицей и высшую музыкальную школу. Свободно владел немецким и французским, отлично рисовал.

Он был желанным гостем в модных аристократических салонах. Послушать новые сочинения «духа и души фортепиано» съезжалось высшее общество со всей страны.

В 1829 г. состоялось его первое выступление за границей. Грандиозный успех и восторженный прием, оказанный молодому пианисту избалованной венской публикой, вдохновил его на более длительное концертное турне.

Поздней осенью 1830 г. Фредерик отправился покорять Европу. Через две недели после его отъезда в Польше вспыхнуло, и было жестоко подавлено восстание. Начались репрессии, возвращение домой стало невозможным.

Париж

Вместо Варшавы, в 1831 г. он приехал в Париж — город, о котором мечтал с детства. Началась новая жизнь, если и не очень счастливая, то, по крайней мере, вполне благополучная. Первый же концерт «поэта фортепиано» имел грандиозный успех.

Воздушные мазурки, утонченные этюды, гордые полонезы, торжественно-траурные марши, романтические баллады, печальные ноктюрны и невыразимо-прекрасные вальсы – непривычная, необычная музыка удивляла и завораживала. Манера игры вызывала мистический трепет.

Были написаны лучшие произведения композитора. Его боготворили слушатели, с ним дружили знаменитые поэты, музыканты, художники.

Публикации произведений, частные уроки «высокопоставленным» ученикам, редкие публичные и частые салонные концерты, выступления для венценосных особ, позволяли вести светский образ жизни, не особо заботясь о деньгах. Все было бы неплохо, если бы не мучительная тоска по родине, не дававшая покоя.

Шопен и Жорж Санд

А еще любовь — изматывающие душу десятилетние отношения с «ядовитым растением» — знаменитой писательницей Жорж Санд. Роман закончился болезненным разрывом, который, в конечном итоге и свел композитора в могилу, усугубив болезнь легких.

Амандина Аврора Люсиль Дюпен, псевдоним — Жорж Санд (1804-1876)

Он умер молодым – в 39 лет, в октябре 1849 года. Главное настроение всех своих произведений Шопен выразил одним словом — «жаль». И, правда, очень жаль — что умер так рано, многое не успел, жил на чужбине, был несчастлив.

С другой стороны – не будь в его жизни минора — лишилось бы человечество самых пронзительных и трепетных его произведений. «Лишь тот творит, в ком сердце плачет…»

В этом видео подробная информация по теме «Фредерик Шопен: биография и творчество». Смотрите и слушайте музыку!

Чудесная музыка Фредерика Шопена. Милый друг, забудьте ненадолго обо всем. Послушайте музыку, которая пережила века и продолжает восхищать и наполнять душу ↓

Выполняем все виды студенческих работ

Жизнь и творчество Фредерика Шопена

Реферат Помощь в написании Узнать стоимостьмоей работы

Наиболее интимным, «автобиографическим» жанром в творчестве Шопена являются его вальсы. По мнению российского музыковеда Изабеллы Хитрик, связь между реальной жизнью Шопена и его вальсами исключительно тесна, и совокупность вальсов композитора может рассматриваться как своеобразный «лирический дневник» Шопена. Шопен отличался выдержанностью и замкнутостью, поэтому его личность раскрывается только…

Жизнь и творчество Фредерика Шопена (реферат , курсовая , диплом , контрольная )

http://allbest.ru

1.Биография

1.1 Происхождение и семья

1.2 Детство и юность

2.Творчество

2.1 Память

3.Произведения Заключение Список использованной литературы Введение Фредерик Франсуа Шопен родился 1 марта (по другим данным, 22 февраля) 1810 в деревне Желязова-Воля, близ Варшавы. Умер 17 октября 1849 в Париже. Польский композитор и пианист-виртуоз, педагог.

В силу того, что Польша перестала существовать как государство еще в 1795 году, а Варшава, по итогам Наполеоновских войн, находилась на территории, отошедшей к Российской Империи, Шопен, до отъезда на запад, жил на территории, являющейся частью Российской империи. Исключением являются первые годы жизни, вплоть до 3 мая 1815 года. В это время данная территория являлась частью Варшавского Герцогства, вассального Французской Империи.

Автор многочисленных произведений для фортепиано. Крупнейший представитель польского музыкального искусства. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.

Среди сочинений Шопена 2 концерта, 3 сонаты, фантазия, 4 баллады, 4 скерцо, экспромты, ноктюрны, этюды, вальсы, мазурки, полонезы, прелюдии и другие произведения для фортепиано. Также присутствуют и песни. В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.

В 1830 году прибыла весть о вспыхнувшем восстании за независимость в Польше. Шопен мечтает вернуться на родину и принять участие в боях. Сборы закончены, но по дороге в Польшу его застала страшная весть: восстание подавлено, руководителя взяли в плен. Шопен глубоко верил в то, что его музыка поможет родному народу добиться победы. «Будет Польша блестящая, могучая, независимая!» — так он написал в своем дневнике. Последний концерт на публике Фредерика Шопена состоялся 16 ноября 1848 года в Лондоне. Композитор завещал, чтобы его сердце после смерти перевезли в Польшу.

1.Биография

1.1 Происхождение и семья Отец композитора — Николя Шопен в 1806 году женился на дальней родственнице Скарбков, — Юлиане Кируджиной. По сохранившимся свидетельствам, мать композитора получила хорошее образование, владела французским языком, была чрезвычайно музыкальна, хорошо играла на фортепиано, обладала красивым голосом. Своей матери Фредерик обязан первыми музыкальными впечатлениями, привитой с младенческих лет любовью к народным мелодиям. Осенью 1810 года, спустя некоторое время после рождения сына, Николя Шопен переселился в Варшаву. В Варшавском лицее он, благодаря протекции Скарбков, у которых он был гувернёром, получил место после смерти преподавателя пана Маэ. Шопен был учителем французского и немецкого языков и французской литературы, содержал пансион для воспитанников лицея.

Интеллигентность и чуткость родителей спаяли всех членов семьи любовью и благотворно сказывались на развитии одаренных детей. Кроме Фредерика в семействе Шопенов было ещё три сестры: старшая — Людвика, в замужестве Енджеевич, бывшая его особенно близким преданным другом, и младшие — Изабелла и Эмилия. Сёстры обладали разносторонними способностями, а рано умершая Эмилия — выдающимся литературным талантом.

1.2 Детство и юность Уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Он был окружён особым вниманием и заботой. Подобно Моцарту, он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом. Его восприимчивость и музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычно. Он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд.

В своём январском номере за 1818 год одна из варшавских газет поместила несколько строк о первой музыкальной пьесе, сочинённой композитором, учащимся ещё в начальной школе. «Автор этого „Полонеза“ — написала газета, — ученик, которому ещё не исполнилось 8 лет. Это — настоящий гений музыки, с величайшей лёгкостью и исключительным вкусом. Исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей. Если бы этот вундеркинд родился во Франции или Германии, он привлёк бы к себе большее внимания».

Молодого Шопена учили музыке, возлагая на него большие надежды. Пианист Войцех Живный, чех по происхождению, начал заниматься с 7-летним мальчиком. Занятия были серьёзные, несмотря на то, что Шопен, помимо того, учился в одном из варшавских училищ. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его.

Окончив училище и завершив продолжавшиеся семь лет занятия у Живного, Шопен начал свои теоретические занятия у композитора Йозефа Эльснера.

Покровительство князя Антона Радзивилла и князей Четвертинских ввело Шопена в высшее общество, которое было впечатлено обаятельной внешностью и изысканными манерами Шопена. Вот что об этом говорил Ференц Лист: «Общее впечатление его личности было вполне спокойное, гармоничное и, казалось, не требовало дополнений в каких-либо комментариях. Голубые глаза Шопена блистали более умом, чем были подёрнуты задумчивостью; мягкая и тонкая его улыбка никогда не переходила в горькую или язвительную. Тонкость и прозрачность цвета его лица прельщали всех; у него были вьющиеся светлые волосы, нос слегка закруглённый; он был небольшого роста, хрупкого, тонкого сложения. Манеры его были изысканны, разнообразны; голос немного утомлённый, часто глухой.

Его манеры были полны такой порядочности, в них была такая печать кровного аристократизма, что его невольно встречали и принимали, как князя… В общество Шопен вносил ту ровность расположения духа лиц, которых не беспокоят заботы, которые не знают слова «скука», не привязаны ни к каким интересам. Шопен был обыкновенно весел; его колкий ум быстро отыскивал смешное даже и в таких проявлениях, которые не всем бросаются в глаза".

Поездки в Берлин, Дрезден, Прагу, где он побывал на концертах выдающихся музыкантов, способствовали его развитию. С 1829 г. начинается артистическая деятельность Шопена. Он выступает в Вене, Кракове, исполняя свои произведения. Возвратившись в Варшаву, он её покидает навсегда 5 ноября 1830 года. Эта разлука с родиной была причиной его постоянной скрытой скорби — тоски по родине. К этому прибавилась в конце тридцатых годов любовь к Жорж Санд, которая дала ему больше огорчения, чем счастья вдобавок к расставанию с невестой. Проехав Дрезден, Вену, Мюнхен, он в 1831 году приехал в Париж. В пути Шопен написал дневник (так называемый «Штутгартский дневник»), отражающий его душевное состояние во время пребывания в Штутгарте, где его охватывало отчаяние из-за краха Польского восстания. В этот период Шопен пишет свой знаменитый «Революционный этюд». Первый концерт Шопен дал в Париже в 22 года. Успех был полный. В концертах Шопен выступал редко, но в салонах польской колонии и французской аристократии слава Шопена росла чрезвычайно быстро. Были композиторы, которые не признавали его талант, например, Калькбреннер и Джон Филд, но это не мешало Шопену приобрести множество преданных поклонников, как в артистических кругах, так и в обществе. Любовь к преподаванию музыки и пианизма была отличительной чертой Шопена, одного из немногих великих артистов, которые посвятили этому много времени.

В 1837 году Шопен почувствовал первый приступ болезни лёгких (согласно последним данным — муковисцидоза). С этим временем совпадает связь с Жорж Санд. Пребывание на Мальорке вместе с Жорж Санд негативно отразилось на здоровье Шопена, он страдал там от приступов болезни. Тем не менее, многие величайшие произведения, в том числе 24 прелюдии, созданы именно на этом испанском острове. Зато он много времени проводил в сельской местности во Франции, где у Жорж Санд было имение в Ноане.

Десятилетнее сожительство с Жорж Санд, полное нравственных испытаний, сильно подточило здоровье Шопена, а разрыв с ней в 1847 г. помимо того, что вызвал у него значительный стресс, лишил его возможности отдыхать в Ноане.

Желая покинуть Париж, чтобы сменить обстановку и расширить свой круг знакомств, Шопен в апреле 1848 г. отправился в Лондон — концертировать и преподавать. Это оказалось последним его путешествием. Успех, нервная, напряженная жизнь, сырой британский климат, а главное, периодически обострявшееся хроническое заболевание лёгких, — всё это окончательно подорвало его силы. Вернувшись в Париж, Шопен умер 5 октября 1849 года.

О Шопене глубоко скорбел весь музыкальный мир. На его похороны собрались тысячи поклонников его творчества. Согласно желанию покойного, на его похоронах известнейшими артистами того времени был исполнен «Реквием» Моцарта — композитора, которого Шопен ставил выше всех других (а его «Реквием» и симфонию «Юпитер» называл своими любимыми произведениями), а также была исполнена его собственная прелюдия № 4 (ми-минор). На кладбище Пер-Лашез прах Шопена покоится между могилами Керубини и Беллини. Сердце Шопена было, согласно его воле, отправлено в Варшаву, где оно замуровано в колонну церкви Святого Креста.

2.Творчество В полонезах, балладах Шопен рассказывает о своей стране, Польше, о красотах её пейзажей и трагическом прошлом. В этих произведениях он использует лучшие черты народного эпоса. Вместе с тем Шопен исключительно самобытен. Музыка его отличается смелой изобразительностью и нигде не страдает причудливостью. После Бетховена классицизм уступил место романтизму, и Шопен стал одним из главных представителей этого направления в музыке. Если где-то в его творчестве и чувствуется рефлексия, то, наверное, в сонатах, что не мешает им быть высокими образцами жанра. Часто Шопен достигает вершин трагизма, как, например, в похоронном марше в сонате op. 35, или предстает замечательным лириком, как, например, в Larghetto из второго фортепианного концерта.

К лучшим произведениям Шопена можно отнести этюды: в них, помимо технических экзерсисов, бывших до Шопена главной и чуть ли не единственной целью этого жанра, слушателю раскрывается удивительный поэтический мир. Эти этюды отличаются то юношеской порывистой свежестью, как, например, этюд ges-dur, то драматизмом (этюды f-moll, c-moll). В них имеются замечательные мелодические и гармонические красоты. Этюд cis-moll достигает бетховенских высот трагизма.

Наиболее интимным, «автобиографическим» жанром в творчестве Шопена являются его вальсы. По мнению российского музыковеда Изабеллы Хитрик, связь между реальной жизнью Шопена и его вальсами исключительно тесна, и совокупность вальсов композитора может рассматриваться как своеобразный «лирический дневник» Шопена. Шопен отличался выдержанностью и замкнутостью, поэтому его личность раскрывается только тем, кто хорошо знает его музыку. Многие знаменитые артисты и литераторы того времени преклонялись перед Шопеном: композиторы Ференц Лист, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Джакомо Мейербер, Игнац Мошелес, Гектор Берлиоз, певец Адольф Нурри, поэты Генрих Гейне и Адам Мицкевич, художник Эжен Делакруа, журналист Агатон Гиллер и многие другие. Встречал Шопен и профессиональную оппозицию своему творческому кредо: так, один из его главных прижизненных конкурентов, Сигизмунд Тальберг, по преданию, выйдя на улицу после концерта Шопена, громко закричал и на недоумение своего спутника ответил: весь вечер было одно piano, так что теперь нужно хоть немного forte.

Шопен был гениальным пианистом. Одновременно с Ф. Листом он проложил новые пути фортепианной игры, обогатил ее небывалыми еще техническими приемами. Шопен не создавал ни опер, ни ораторий, его не тянул к себе симфонический оркестр. Почти все произведения Шопена написаны для фортепиано. Исключение составляют юношеское трио для скрипки, виолончели и фортепиано, а также несколько пьес для виолончели, в том числе и соната для виолончели с фортепиано. Сверх того около двух десятков обаятельных лирических песен, по большей части создававшихся по разным поводам. Своих песен Шопен не публиковал, но после смерти композитора один из его друзей собрал их и выпустил в одной тетради.

В юные годы Шопен создал ряд концертных пьес с сопровождением симфонического оркестра (среди них два фортепианных концерта, Вариации на тему Моцарта, Фантазия на польские темы, Рондо в духе краковяка). Позднее он отказался от сочинения блестящих концертных пьес.

Разнообразные в жанровом отношении произведения его зрелого творческого периода совершенно новы и по содержанию и по формам.

Видное место в творчестве Шопена занимают польские национальные танцы: мазурки, полонезы.

Мазурка, или мазур, — польский танец в трехдольном размере, оживленного движения, с преобладанием прыжкового шага. Для мазурок характерно ритмическое дробление сильной доли, а также капризная изменчивость акцентов: очень часто они располагаются на слабых долях такта. Свои первые мазурки Шопен сочиняет в возрасте 14 -15 лет. Как правило, это задорно-веселые мажорные пьесы. Однако очень скоро, наряду с непритязательными пьесами, воссоздающими атмосферу польского бала, появляются чисто лирические мазурки, задумчивые, нежные или проникнутые страстным порывом. Некоторым из них присуща тонкая психологичность, например самой последней фа-минорной мазурке, сочиненной Шопеном незадолго до смерти (ор. 68, No 4). Иные из мазурок — своего рода картинки сельского народного быта, живые зарисовки с натуры. Их простодушно веселые или трогательно лирические мелодии словно бы звучат на фоне народных инструментальных наигрышей. Слышатся звуки волынок и дудок, деревенских скрипок, доносится гудение «толстой Марини» — самодельного контрабаса (мазурки до мажор, ор..

Сочиняя свои мазурки, Шопен опирался на ритмику и характер движения не только народного мазура, но и других сельских танцев.

В отдельных эпизодах его мазурок звучат мягкие вальсообразные мелодии, напоминающие деревенский куявяк или же стремительный оберек. Очень часто мазурка Шопена содержит все три указанные разновидности польских народных танцев в трехдольном размере. Всего Шопен написал около 60 мазурок. Мазурочные ритмы можно встретить и в других произведениях Шопена, в его втором Рондо, в средних частях полонезов, в песнях («Желанье», «Гулянка»).

Первые полонезы Шопен сочинил еще в детстве. Юношеские его полонезы (не включенные в основной список сочинений) своей выразительной напевностью и нарядной узорчатостью родственны полонезам польского композитора конца XVIII — начала XIX пека Михаила Огинского.

Полонез, или польский, получил распространение в быту польских городов с XVI века. Это было величавое шествие в трехдольном размере, мужской «пеший танец» воинов-рыцарей с характерным для него ритмическим дроблением сильной доли. В XVIII веке полонез получает общеевропейское распространение в качестве церемониального шествия, открывающего бал.

Полонезы Шопена в период его творческой зрелости — это широко развернутые поэмы героико-эпического или драматического характера. Справедливо писал Ф. Лист, что «…энергические ритмы полонезов заставляют трепетать и электризуют самых косных и безучастных. Большая часть полонезов носит воинственный характер, в них храбрость и доблесть сочетаются с простотой выражения. Они дышат спокойной, сознательной силой, чувством твердой решимости… Слушая некоторые полонезы Шопена, будто видишь твердую, тяжелую поступь людей, выступающих с доблестной отвагой против всего самого несправедливого в судьбе человека».

Во многих полонезах Шопен повествует о напряженной драматической борьбе польского народа за свою национальную независимость, о его стремлении к победе. В некоторых полонезах оживают картины величия Польши прошлых веков, в других звучит скорбь о великих страданиях народа, в их гордой, пламенной музыке живо ощутим призыв к непреклонной борьбе за лучшее будущее. Таков ми-бемоль-минорный полонез, в котором суровый, сумрачный колорит сочетается с огромной внутренней напряженностью. Стремительное динамическое нарастание приводит к кульминации — как бы вспышке пламенного гнева. В музыке звучат уже не жалобы и крики отчаяния, а твердая решимость бороться.

В блестящем и мужественном полонезе ля-бемоль мажор нарисована монументальная картина величия и славы польской земли. В серединном эпизоде словно бы слышится мерный топот приближающейся конницы. На этом фоне раздаются воинственные ликующие фанфары. Создается впечатление неукротимого, могучего движения вперед, способного смести на своем пути все препятствия.

Как и другие композиторы XIX века, Шопен сочинял и вальсы. Их у него семнадцать. Возникнув из незатейливых австрийских и немецких народных танцев, вальс в XIX веке быстро становится излюбленным европейским танцем. Его кружащееся «полетное» движение сразу же привлекло внимание композиторов-романтиков. Обращаясь к вальсу, Шопен поэтизирует этот простой бытовой танец. Большинство его вальсов — широко развернутые пьесы трехчастного строения. Им присущи яркие контрасты. По своему художественному замыслу и образам они разнообразны. Есть среди них мечтательные лирические с широкими напевными мелодиями (No 3, 10), иным присуще стремительное вихревое движение, полетность (No 14). Сочинял Шопен также эффектные концертные вальсы (No 1, 2, 5). При жизни Шопен издал восемь вальсов. После его смерти были напечатаны вальсы, созданные в молодые годы.

2.1Память Шопен является одним из основных композиторов в репертуаре многих пианистов. Записи его произведений появляются в каталогах крупнейших звукозаписывающих компаний. С 1927 года в Варшаве проводится Международный конкурс пианистов имени Шопена. Среди его победителей были выдающиеся пианисты Лев Оборин, Яков Зак, Белла Давидович, Галина Черны-Стефаньска, Маурицио Поллини, Марта Аргерих.

В 1934 году в Варшаве был основан университет имени Шопена, который впоследствии был преобразован в Общество им. Шопена. Обществом неоднократно издавались произведения Шопена и статьи о его творчестве.

В 1949—1962 гг. польским музыковедом Людвиком Бронарским было опубликовано полное собрание сочинений Шопена — «Fr. Chopin, Dzieіa wszystkie», PWM, Krakуw.

В честь Шопена назван кратер на Меркурии.

В 1960 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Шопену.

В 2001 году аэропорту Окенче (Варшава) было присвоено имя Фредерика Шопена.

1 марта 2010 года в Варшаве после реконструкции и модернизации был открыт музей Фредерика Шопена. Данное событие приурочено к 200-летию со дня рождения знаменитого польского композитора и музыканта.

Постановлением Сейма Польской Республики 2010 год объявлен Годом Шопена.

2 декабря 2010 год В Казахской Национальной Консерватории им. Курмангазы (в Алматы) посольством Польши в честь Года Шопена открыт концертный зал имени Фредерика Шопена.

В 2011 году в России Иркутский музыкальный колледж стал носить имя Ф. Шопена

3.Произведения шопен композитор мазурка Для фортепиано с ансамблем или с оркестром Трио для фортепиано, скрипки и виолончели Op. 8 g-moll (1829)

Вариации на тему из оперы «Дон-Жуан» Op. 2 B-dur (1827)

Rondo a la Krakowiak Op. 14 (1828)

«Большая фантазия на польские темы» Op. 13 (1829—1830)

Концерт для фортепиано с оркестром Oр. 11 e-moll (1830)

Концерт для фортепиано с оркестром Oр. 21 f-moll (1829)

«Andante spianato» и следующий «Большой блестящий полонез» Ор. 22 (1830—1834)

Соната для виолончели Op. 65 g-moll (1845—1846)

Полонез для виолончели Op. 3

Мазурки (58)

Op. 6 — 4 мазурки: fis-moll, cis-moll, E-dur, es-moll (1830)

Op. 7 — 5 мазурок: B-dur, a-moll, f-moll, As-dur, C-dur (1830—1831)

Op. 17 — 4 мазурки: B-dur, e-moll, As-dur, a-moll (1832—1833)

Op. 24 — 4 мазурки: g-moll, C-dur, A-dur, b-moll

Op. 30 — 4 мазурки: c-moll, h-moll, Des-dur, cis-moll (1836—1837)

Op. 33 — 4 мазурки: gis-moll, D-dur, C-dur, h-moll (1837—1838)

Op. 41 — 4 мазурки: cis-moll, e-moll, H-dur, As-dur

Op. 50 — 3 мазурки: G-dur, As-dur, cis-moll (1841—1842)

Op. 56 — 3 мазурки: H-dur, C-dur, c-moll (1843)

Op. 59 — 3 мазурки: a-moll, As-dur, fis-moll (1845)

Op. 63 — 3 мазурки: H-dur, f-moll, cis-moll (1846)

Op. 67 — 4 мазурки: G-dur, g-moll, C-dur, № 4 a-moll 1846 (1848?)

Op. 68 — 4 мазурки: C-dur, a-moll, F-dur, № 4 f-moll (1849)

Полонезы (16)

Op. 26 № 1 cis-moll; № 2 es-moll (1833—1835)

Op. 40 № 1 A-dur (1838); № 2 c-moll (1836—1839)

Op. 44 fis-moll (1840—1841)

Op. 53 As-dur (Героический) (1842)

Op. 61 As-dur, «Полонез-фантазия» (1845—1846)

WoO. № 1 d-moll (1827); № 2 B-dur (1828); № 3 f-moll (1829)

Ноктюрны (всего 21)

Op. 9 b-moll, Es-dur, H-dur (1829—1830)

Op. 15 F-dur, Fis-dur (1830—1831), g-moll (1833)

Op. 27 cis-moll, Des-dur (1834—1835)

Op. 32 As-dur (1836—1837)

Op. 37 № 2 G-dur (1839)

Op. 48 c-moll, fis-moll (1841)

Op. 55 f-moll, Es-dur (1843)

Op. 62 № 1 H-dur,№ 2 E-dur (1846)

Op. 72 e-moll (1827)

Op. posth. cis-moll (1830), c-moll

Вальсы (17)

Op. 18 «Большой блестящий вальс» Es-dur (1831)

Op. 34 № 1 «Блестящий вальс» As-dur (1835)

Op. 34 № 2 a-moll (1831)

Op. 34 № 3 «Блестящий вальс» F-dur

Op. 42 «Большой вальс» As-dur

Op. 64 № 1 Des-dur (1847)

Op. 64 № 2 cis-moll (1846—1847)

Op. 64 № 3 As-dur

Op. 69 № 1 As-dur

Op. 69 № 10 B-moll

Op. 70 № 1 Ges-dur

Op. 70 № 2 f-moll

Op. 70 № 2 Des-dur

Op. posth. e-moll, E-dur, a-moll

Прелюдии (всего 24)

24 прелюдии Op. 28 (1836—1839)

Прелюдия cis-moll op","45 (1841)

Экспромты (всего 4)

Op. 29 As-dur (около 1837)

Op, 36 Fis-dur (1839)

Op. 51 Ges-dur (1842)

Op. 66 «Фантазия-экспромт» cis-moll (1834)

Этюды (всего 27)

Op. 10 C-dur, a-moll, E-dur, cis-moll, Ges-dur, es-moll, C-dur, F-dur, f-moll, As-dur, Es-dur, c-moll (1828—1832)

Op. 25 As-dur, f-moll, F-dur, a-moll, e-moll, gis-moll, cis-moll, Des-dur, Ges-dur, h-moll, a-moll, c-moll (1831—1836)

WoO f-moll, Des-dur, As-dur (1839)

Скерцо (всего 4)

Op. 20 h-moll (1831—1832)

Op. 31 b-moll (1837)

Op. 39 cis-moll (1838—1839)

Op. 54 E-dur (1841—1842)

Баллады (всего 4)

Ор. 23 g-moll (1831—1835)

Op. 38 F-dur (1836—1839)

Op. 47 As-dur (1840—1841)

Op. 52 f-moll (1842)

Сонаты для фортепиано (всего 3)

Op. 4 № 1, c-moll (1828)

Op. 35 № 2 b-moll (1837—1839).

Oр. 58 № 3 h-moll (1844)

Другие Фантазия Op. 49 f-moll (1840—1841)

Баркарола Op. 60 Fis-dur (1845—1846)

Колыбельная Op. 57 Des-dur (1843)

Концертное Allegro Op. 46 A-dur

Тарантелла Op. 43 As-dur

Болеро Op. 19 C-dur

Другие произведения Соната для виолончели и фортепиано Op. 65

Песни Op. 74

Заключение

Композиторская техника Шопена весьма нетрадиционна и во многом отступает от принятых в его эпоху правил и приемов. Шопен был непревзойденным творцом мелодий, он одним из первых привнес в западную музыку неизвестные ей дотоле славянские ладовые и интонационные элементы и таким образом подорвал незыблемость классической ладогармонической системы, сложившейся к концу 18 в. То же касается ритма: используя формулы польских танцев, Шопен обогатил западную музыку новыми ритмическими рисунками. Он разработал сугубо индивидуальные — лаконичные, замкнутые в себе музыкальные формы, которые наилучшим образом соответствовали природе его столь же самобытного мелодического, гармонического, ритмического языка.

Фортепианные пьесы малых форм: Эти пьесы могут быть условно разделены на две группы: преимущественно «европейские» по мелодике, гармонии, ритму и отчетливо «польские» по колориту. К первой группе относится большинство этюдов, прелюдий, скерцо, ноктюрнов, баллад, экспромтов, рондо и вальсов. Специфически польскими являются мазурки и полонезы.

Шопен сочинил около трех десятков этюдов, цель которых — помочь пианисту в преодолении специфических художественных или технических трудностей (например, в исполнении пассажей параллельными октавами или терциями). Эти упражнения принадлежат к высшим достижениям композитора: подобно баховскому. Хорошо темперированному клавиру, этюды Шопена — прежде всего гениальная музыка, притом блестяще раскрывающая возможности инструмента; дидактические задачи уходят здесь на второй план, часто о них и не вспоминают.

Хотя Шопен сначала освоил жанры фортепианной миниатюры, он ими не ограничился. Так, в течение зимы, проведенной на Майорке, им был создан цикл из 24 прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях. Цикл построен по принципу «от малого к большому»: первые прелюдии — лаконичные виньетки, последние — настоящие драмы, диапазон настроений — от полной безмятежности до яростных порывов. Шопен написал 4 скерцо: эти масштабные пьесы, исполненные мужества и энергии, занимают почетное место среди шедевров мировой фортепианной литературы. Его перу принадлежит более двадцати ноктюрнов — прекрасных, мечтательных, поэтичных, глубоко лирических откровений. Шопен — автор нескольких баллад (это единственный у него жанр программного характера), в его творчестве представлены также экспромты, рондо; особой популярностью пользуются его вальсы.

«Польские» жанры: Шопен поразил Париж своими оригинальными мазурками и полонезами — жанрами, в которых нашли отражение славянские танцевальные ритмы и гармонический язык, типичный для польского фольклора. Эти очаровательные, красочные пьесы впервые привнесли в западноевропейскую музыку славянский элемент, что постепенно, но неотвратимо изменило те гармонические, ритмические и мелодические схемы, которые великие классики 18 в. оставили своим последователям. Шопен сочинил более полусотни мазурок (их прототип — польский танец с трехдольным ритмом, похожий на вальс) — небольших пьес, в которых типичные мелодические и гармонические обороты звучат по-славянски, а иной раз в них слышится и нечто восточное. Как почти все написанное Шопеном, мазурки весьма пианистичны и требуют от исполнителя большого искусства — даже если не содержат явных технических трудностей. Полонезы крупнее мазурок и по протяженности, и по фактуре. Полонеза-фантазии и полонеза, известного под названием «военного», вполне хватило бы, чтобы обеспечить Шопену одно из первых мест в ряду самых оригинальных и искусных авторов фортепианной музыки.

Крупные формы: Время от времени Шопен обращался к крупным музыкальным формам. Возможно, наивысшим его достижением в этой области следует считать отлично выстроенную и очень убедительную по драматургии фантазию фа минор, сочиненную в 1840—1841. В этом сочинении Шопен нашел модель формы, полностью отвечавшую характеру избранного им тематического материала, и таким образом разрешил задачу, которая оказывалась не под силу многим его современникам. Вместо того чтобы следовать классическим образцам сонатной формы, он позволяет замыслу сочинения, мелодическим, гармоническим, ритмическим особенностям материала определять структуру целого и способы развития. В баркароле, единственном шопеновском произведении данного жанра (1845−1846), прихотливая, гибкая мелодия в размере 6/8, характерном для песен венецианских гондольеров, варьируется на фоне неизменной фигуры сопровождения (в левой руке).

Список использованной литературы Википедия [Электронный ресурс]: науч. журн. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%BD,_%D0%A4%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA#.D0.91.D0.B8.D0.BE.D0.B3.D1.80.D0.B0.D1.84.D0.B8.D1.8F

Фредерик Шопен [Электронный ресурс]: науч. журн. — Режим доступа: http://fchopin.ru/9.php

Мой сайт [Электронный ресурс]: науч. журн. — Режим доступа: http://rughwatcolly.ucoz.ru/news/proizvedenija_shopena_kharakteristika_proizvedenij_shopena/2014;08−06−101

Эссе.РФ [Электронный ресурс]: науч. журн. — Режим доступа: http://эссе.рф/%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0/p15d44tln166020/

Классическая музыка [Электронный ресурс]: науч. журн. — Режим доступа: http://www.classic-music.ru/zm124.html

Orpheus [Электронный ресурс]: науч. журн. — Режим доступа: http://orpheusmusic.ru/publ/frederik_shopen_osobennosti_muzykalnogo_stilja/479−1-0−532

Классика [Электронный ресурс]: науч. журн. — Режим доступа: http://www.classic-musik.com/velikie-kompozitori/41-frederik-shopen

Стоимость уникальной работы

Стоимость уникальной работы

Заполнить форму текущей работой
Другие работы

Дипломная

Школа игры П. Агафошина (2) представляет собой методическое пособие, состоящее из четырех частей, в ней представлена продуманная и последовательная методика обучения игре на гитаре. Приемы игры на ней, а также сведения теоретического характера даны подробно, сложность упражнений и пьес постепенно нарастает по мере приобретения учеником необходимых знаний и умений. Все гитарные приемы тщательно…

Контрольная

Алексей Николаевич Апухтин. Родился в небогатой дворянской семье, где помимо него потом росли ещё трое сыновей Николай (1842−1878), Афиноген (1849−1908) и Владимир (1851−1927). Детство прошло в родовом имении отца (Николая Фёдоровича) — деревне Павлодар. По мироощущению близок М. Ю. Лермонтову . Был весьма мнителен, легко раним, «поэт милостью божией», вместе с тем имел репутацию шутника…