Символы в китайской живописи. Пантеон китайских богов

Амулет "Три сома с грибами линчжи". Синьцзянский нефрит, резьба. Конец ХХ в.

Для китайцев счастье - не абстрактное понятие и не труднодостижимая цель. Это вполне определенная категория, состоящая из простых ценностей, ощутимых даже на бытовом уровне: здоровье, счастливая семья (много детей и прочные отношения супругов), богатство и успешная карьера. Издревле известны и воплощены в орнаментах «Пять видов счастья» (уфу) -долголетие, богатство, покой, высокая мораль и естественная смерть от старости.

На предметах быта и искусства наиболее распространены следующие мотивы.


СЧАСТЬЕ И РАДОСТЬ

♦♦♦Иероглиф «счастье» (си).

♦♦♦Летучая мышь (бянъфу) - созвучно словосочетанию «повсеместное, полное счастье» (бянъфу); в благопожелательном сюжете может быть или одна, или несколько летучих мышей, окруженных другими счастливыми символами. «Пять видов счастья, гармония и согласие» (уфу хэ хэ) - намек-пожелание большого счастья и согласия. Изображены пять летучих мышей, вылетевших из шкатулки. Слова «вместе со шкатулкой» (хэ хэ) звучат как «гармония и согласие» (хэ хэ). Этот сюжет также часто именуют «Пять летучих мышей явились ко двору» (у фу лай чао).

♦♦♦Олень (лу) - одинаково звучит со словом «радость» (лэ).

♦♦♦ Сорока (сицю) - символ радостных дел и событий. Сорока, сидящая на сливе, - это ожидание радостного события, или «Радость на бровях» (сишан мэйшао). Кроме того, она может ассоциироваться с беременностью, родами, счастливым событием.

♦♦♦Три звезды светят свысока (санъсин гао чжао) - это намек-пожелание большого счастья, успешной карьеры и долголетия. Три звезды (санъсин) символизируют счастье, карьеру и долголетие (фу лу шоу). От них зависит счастье и несчастье человека. Звезда Фусин управляет бедой и благополучием, Лу-син - богатством и знатностью, Шоусин -рождением и смертью.



ЗДОРОВЬЕ И ДОЛГОЛЕТИЕ

♦♦♦Сосна и кипарис - древние вечнозеленые деревья, символизируют долголетие.

♦♦♦Бессмертный журавль - в мифах говорится, что он живет несколько тысяч лет.

♦♦♦Гриб линчжи - если человек съест этот гриб, то он сможет прожить до 100 лет.

♦♦♦Персики бессмертия - в романе «Путешествие на запад» говорится, что во дворце (тянъ) в специальном саду растут персики (панътао), дающие один плод в 3000 лет; если съесть его, никогда не постареешь.

♦♦♦Черепаха (гуй) - долгожительница, символизирующая покой и здоровье.

♦♦♦Бессмертный (сянъжэнъ) - легендарные персонажи, которые живут бесконечно долго и не стареют, например Восемь Бессмертных (басянъ).

♦♦♦Звезда долголетия (лаошоусин) - древний символ мира и богатства, пожелание хорошей красивой жизни и похвала.

♦♦♦Иероглиф и стилизованные знаки «долголетие».


БОГАТСТВО И ПРОЦВЕТАНИЕ

♦♦♦Рыба (юй) - созвучно иероглифу «достаток» (юй).

♦♦♦Пион Сиуданъ) - символически указывает на знатность и богатство.

♦♦♦Люхай - мифический персонаж; приручив волшебную жабу, выплевывающую золотые монеты, стал помогать нуждающимся.

♦♦♦Жаба - золотая жаба небожителя Люхая.

♦♦♦Монеты и слитки - привлекают и усиливают богатство.

Цикада на листе лотоса - "Возродиться с чистыми помыслами". Фрагмент совочка для чая. Дерево, резьба.Современная работа.


СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ И МНОГОЧИСЛЕННОЕ ПОТОМСТВО

♦♦♦ Гранат (шилю) - его раскрытый плод является метафорой, указывающей на большое количество детей. Сюжет с раскрытым гранатом называется «На радостное событие в смехе раскрывается лицо» (сисяо янъкай).

♦♦♦Виноград (путао) - символизирует большое количество сыновей.

♦♦♦Гуаньинь - олицетворяет сострадание и утешение, ей возносят молитвы те, кто хочет спастись от страданий и несчастий.

♦♦♦Цилинь - приносит детей.

♦♦♦Утки-мандаринки (юанъян), коробочки лотоса (биндилянъ), пара цветов напротив друг друга (хуа чэн дуй). И цветы, и птицы образуют пары, - это намек-пожелание удачного супружества.

Миниатюрная фигурка «Обезьяна с персиками». Дерево, резьба. Конец XX в.


ПРОДВИЖЕНИЕ ПО СЛУЖБЕ И ДОСТИЖЕНИЕ ЧИНОВ

♦♦♦Обезьяна (хоуцзы) - созвучно слову «князь» (хоу); это высший титул в социальной иерархии.

Петушиный гребешок (цзигуанъхуа) -символизирует чиновника (гуанъ).

♦♦♦Алебарда (цзи) - указывает на продвижение по службе, звучит как «степень на службе» (цзи).

♦♦♦Большие львы, маленькие львы (тайили, шаоши) - символизируют две степени продвижения по службе: крупный полководец, полководец (тайили, шаоши).

♦♦♦Сосуд из высушенной тыквы (хулу) -указывает на продвижение по службе, прибавку к жалованию, намек на продвижение в карьере.

В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

В день рождения традиционно желают долголетия. С пожеланием долгих лет счастливой жизни связан и символический смысл подарков. Ко дню рождения одного из супругов преподносят изображение с райскими птицами, что означает «С глубоким почтением поздравляю с днем рождения» (чжу мэй шоу или). Орнамент построен на сходстве звучания слов «бамбук-:: «поздравляю», «слива» и «брови», «долгожитель» и «райские птицы».

Для дня рождения также подходят сюжеты: «Краса Неба», чудесный гриб и камень долголетия (тянъ чжу сянъ лин шоу) - пожелание долгой жизни, «Небесный чиновник дарует счастье». Женский сюжет - с феей Магу, которая по легенде приносит молодость и здоровье на долгие годы.

Тетушка Ma дарует долголетие (магу сянъшоу)
Изображены тетушка Ма (Магу), несущая корзину с персиками и грибами, аист (символ долголетия) и олень (символ счастья). Магу - звучит как слово «грибы» (могу). Пожелание долголетия.

Небесный чиновник дарует счастье (тянъгуанъ сифу)
Изображен небожитель, глава небесного чинов (глянь гуань, шан юань), разворачивающий свиток; гичной фразой. Подлетающая летучая мышь символ ниспосылаемого с неба счастья.

Шоу Син - божество долголетия. Дерево, резьба. Конец XIX в.

НОВОГОДНИЕ МОТИВЫ

Новый год в Китае - это праздник Весны, самый почитаемый праздник нации на протяжении нескольких тысяч лет. За это время сложилось множество чудесных обычаев и традиций, но во всей Поднебесной основа праздника одна - убрать старое и встретить новое, отплатить благодарностью за все, что тебе дали в прошлом году, положить новое начало будущему.

Приготовления ведутся с полнолуния, которое предшествует наступающему новому году. После того, как в доме наведен порядок, его украшают. По традиции обязательными являются специальные парные надписи - «пары у дверей» (мэнтуй), или «весенние наклейки» (чунътэ), или «весенние связки» (чунълянъ). Их пишут на бумаге красного цвета и вывешивают по обеим сторонам входной двери. Тысячи и тысячи домов встречают приход весны этими яркими украшениями.

Китайскому народу известно, что счастье и несчастье приходят в дом через отверстия - окна и двери. Накануне праздника рождения года важно пригласить все благое и защитить жилище от бед, поэтому помимо благопожелательных надписей у входной двери часто можно увидеть изображения стражей - Вэй Чихуна и Чубао, а также вывешенные на входе персиковые амулеты» - дощечки с изображениями Шень Шу и Юй Лэя, которые надежно защищают двери. На стекла окон наклеивают нарядных петушков, вырезанных из красной или цветной бумаги. Еше один обычай, возникший во времена династии Сун, - вешать на дверях иероглиф - счастье» в перевернутом виде: «перевернутое благополучие» (даофу) звучит так же, как « достигать благополучия ».

Новогодние развлечения. Народная картинка, няпъхуа. Бумага, цветная печать, подкраска от руки. Современная копия

Мэнь-шэни - духи-хранители входа в дом. Народная картинка, шнъхуа. Бумага, цветная печать, подкраска от руки. Конец XIX в

Крыса женится - будет богатый урожай.
Народная картинка, нянъхуа.
Бумага, цветная печать, подкраска от руки. Конец XIX в.


Есть и множество других символов, которые в дни новогодних торжеств по традиции наполняют жилища. Для привлечения счастья рядом с подушкой кладут «плоды, усмиряющие год», - мандарины (цзи) и личжи (ли), что звучит как «счастье и прибыль». Ваза символизирует мир и покой, золотые рыбки - богатство, персики - долголетие, лианы и тыквы - стабильность и долгую жизнь. Кипарисовые веточки, украшающие большой мандарин, завернутый в блин, символизируют большой успех для множества дел. Новогодние узлы из красных нитей на кольцах (панчан цзе), известные со времен династии Тан (618-907), завязывают специально как символ счастливого соединения и неразрывной связи мужчины и женщины.

Сам праздник открывается церемонией почитания Цзао-вана, Дедушки-хранителя очага. В течение года он защищает дом со
всеми его домочадцами, а в 23-й или 24-й день двенадцатого месяца поднимается на Небо с докладом небесному владыке обо всех делах своих подопечных - и добрых, и дурных. Нефритовый император на основании этого доклада выдает предписания счастья-несчастья на будущий год.

Еще одно ритуальное новогоднее действо посвящено Богу богатства, Цай-шеню. Открываются «ворота для богатства», и участники действия, одетые в красные халаты и особые шапки, с искусственными бородами и украшениями, держат в руках связки монет и печатное бумажное изображение Цай-шеня. Они кричат за ворота: «Приходите провожать дедушку Цай-шеня!». В это время хозяин дома, выражая свое почтение Богу богатства, раздает деньги приходящим людям и произносит приветственные пожелания: «Пусть потоком идут золото, серебро и драгоценности», «Слева пусть будет пара золотых львов, а справа пусть будет пара золотых фениксов».
Традиционные новогодние благопожела-тельные орнаменты в виде лубочных картинок (нянъхуа) - это «Небесный чиновник дарует счастье», «Пять злаков восходят обильно», «Процветание шести домашних животных», которые призывают в дом богатство, счастье, карьеру и долголетие. Часто дарят изображения Ван Чжаоцзюнь, Ян Гуйфэй. Бань Си и Люй Чжу - четырех красавиц древности. Самый распространенный новогодний сюжет - «Крыса женится», где крыса-жених в сопровождении брачной процессии берет крысу-невесту в жены. В новогоднюю ночь домочадцы кладут под кровать.лакомства крысиной невесте, чтобы получить богатый урожай на будущий год, а бабушки перед сном говорят детям: «Спрячь хорошо свои ботинки, а то крыса украдет их и сделает себе свадебный паланкин», отчего дети неизменно восторженно хохочут.

Еще один популярный новогодний сюжет - «Люхай, играющий с жабой». По преданию он притягивает в дом богатство и счастье.

Флаг КНР 五星红旗 wǔ xīng hóng qí

Флаг Китая представляет собой красное полотнище (пропорции 2:3), в левом верхнем углу которого изображено пять пятиконечных звезд желтого цвета. Одна звезда больше, чем остальные – символизирует Коммунистическую партию Китая, а четыре маленьких желтых звезды - четыре класса населения: крестьян, рабочих, интеллигенцию и буржуазию.

Правда, существуют также и другие интерпретации этих звезд: некоторые считают, что они означают Ханьцев и 4 других народности Китая (самых распространенных), или, например, коммунистическую партию и другие партии Китая. Но исторически это не подтверждено. Единственное, что объединяет все эти интерпретации, так это то, что в любом случае 5 звезд символизируют единение и сплочение народа Китая. Почему красный цвет? Дело в том, что он символизирует революцию 1949 года, ведь именно тогда было образовано КНР и принят этот флаг.

27 сентября 1949 г. именно этот вариант флага был утвержден как официальный флаг КНР. Стоит заметить, что был проведен большой конкурс, на котором были представлены и другие варианты флагов. Один из них, например, на красном фоне изображал одну большую желтую звезду, а под ней три линии. Три линии символизировали три главных реки Китая – Хуанхэ, Янцзы и Чжэцзян, красный цвет – цвет пролитой во время революции крови, а большая желтая звезда – Коммунистическую партию Китая. Но этот вариант не был принят, так как три линии были восприняты как нечто, разобщающее население.

Гимн Китая

Гимн был написан в 1935 году поэтом Тянь Хань и композитором Не Эр. Впервые он был использован в качестве официального гимна КНР в 1949 году на международной конференции в Праге. Во времена культурной революции 60-годов Тянь Хань был арестован и гимн был запрещен. В это время официальным гимном КНР была композиция 东方红 (Dōngfāng Hóng) "Красный восток".

В 1978 году "Марш добровольцев" был вновь принят в качестве официального гимна, но с другими словами. Поддержки народа новые слова гимна не нашли, и поэтому в 1982 году было принято решение восстановить в качестве государственного гимна "Марш добровольцев" 1935 года.

Марш добровольцев 义勇军进行曲 yìyǒngjūn jìnxíngqǔ

Слова гимна

起来!不愿做奴隶的人们!
Qĭlái! Búyuàn zuò núlì de rénmen!

把我们的血肉,筑成我们新的长城!
Bă wŏmen de xuèròu zhùchéng wŏmen xīn de chángchéng!

中华民族到了最危险的时候,
Zhōnghuá Mínzú dào liǎo zùi wēixiăn de shíhòu,

每个人被迫着发出最后的吼声。
Měigerén bèipò zhe fāchū zùihòu de hŏushēng.

起来!起来!起来!
Qĭlái! Qĭlái! Qĭlái!

我们万众一心,
Wŏmen wànzhòng yīxīn,

冒着敌人的炮火,前进!

冒着敌人的炮火,前进!
Mào zhe dírén de pàohuŏ, Qiánjìn!

前进!前进!进!
Qiánjìn! Qiánjìn! Jìn!

Перевод гимна

Вставай, кто рабом стать не желает!
Из своей плоти Великую стену поставим!
Для судьбы нации грозный час наступил,
И из груди рвётся клич наш последний:
Вставай! Вставай! Вставай!
Нас миллионы, но сердцем мы едины,
Под огнём канонады смело мы в бой пойдем,
Вперёд! Вперёд! Вперёд!

Государственный герб Китайской Народной Республики
中华人民共和国国徽
zhōnghuá rénmín gònghéguó guóhuī

Создателем герба КНР является известный архитектор Лян Сычэн. Государственный герб Китайской Народной Республики представляет собой ворота Тяньаньмэнь (Ворота небесного спокойствия) в красном круге. Над воротами изображены 5 желтых звезд, как и на флаге. Красный круг окружен колосьями пшеницы – символом крестьянства и аграрной революции в Китае. А внизу, под воротами, находится зубчатое колесо, которое символизирует рабочий класс. 20 сентября 1950 года он был утвержден в качестве официального герба Китайской Народной Республики.

Китай удивительная страна, разительно отличающаяся от всех остальных своей культурой, философией и основными жизненными принципами. У большинства европейцев упоминание о Китае вызывает в воображении целый ряд символов: Великая китайская стена, драконы, инь и ян, панды и бамбук, кунг-фу и каратэ, китайский шелк и чай. О некоторых из этих символов и пойдет речь.

Большая панда

Большая панда занимает особое место в китайских культурных традициях, так как многие особенности поведения и характер животного — это качества, почитаемые китайским обществом в целом.

Во времена династии Сичжоу у жителей города Пингу панда считалась нежным животным, так как не причиняла вред человеку или крупному животному. Таким образом, бамбуковый медведь стал символом мира. Если в те воинственные времена одна армия поднимала флаг с изображением панды, битва прекращалась, и наступало временное перемирие. Китайский поэт Бэй Джуйи (772-846 гг. н.э.) приписывал панде мистические силы, способные предотвратить стихийные бедствия и изгнание злых духов.

Есть два вида большой панды и оба живут в дикой природе только в Китае. Наиболее известна черно-белая панда. Другой вид большой панды имеет темно-коричневый или светло-коричневый мех, череп меньшего размера и более крупные моляры. Такая панда обитает только в горах Циньлин.

Живут бамбуковые медведи в густых горных лесах. Питаются бамбуком, растущим под деревьями, который составляет до 90 % рациона животного. В день взрослый зверь съедает до 18 кг стеблей растения. Помимо бамбука иногда панды едят и другие травы, а в голодные времена не брезгуют мелкими грызунами или детенышами кабарги. В поисках пищи бамбуковый медведь проводит 10-16 часов ежедневно.

Женские особи способны иметь потомство с ежегодно 4-8-летнего возраста и до 20 лет. В помете 1-2 детеныша, но в дикой природе выживает, как правило, только один. Медвежата могут оставаться при матери до 3-х лет, после чего начинают самостоятельную жизнь.
Сегодня гигантская панда один из наиболее узнаваемых символов Китая. За убийство животного в стране предусмотрена смертная казнь.

В зарубежных зоопарках животное начали демонстрировать только в 70-х годах ХХ века, причем ежегодно владельцы таких заведений должны уплачивать правительству Китая до 1 млн. долларов.

В китайской философской системе инь и ян являют собой единство противоположностей. Темное и светлое, отрицательное и положительное — явления фактически взаимодополняющие, взаимосвязанные и взаимозависимые во внешнем мире. Свет-темнота, огонь-вода, расширение-сжатие считаются физическими проявлениями дуальности (двойственности), символизируемой инь-ян.

Эта двойственность лежит в основании многих отраслей классической китайской науки, служит основным ориентиром в традиционной китайской медицине, является оснвополагающим принципом некоторых форм китайских боевых искусств, таких как багуачжан, тайцзицюань или цигун. Помимо выше перечисленного, идея инь-ян заключена в Книге перемен - известной китайской философско-гадательной системе.

Многие географические названия или топонимы страны содержат слово ян — «солнечная сторона», а некоторые содержат «тенистую сторону» — инь. В Китае, как и в других районах Северного полушария, солнечный свет идет преимущественно с юга, поэтому южная сторона горы получает больше прямых солнечных лучей, чем противоположная.

Инь — черная сторона с белой точкой в ней, а ян — белая сторона с черной точкой внутри. Инь характеризуется как медленный, мягкий, уступающий, диффузный, холодный, влажный и пассивный; связан с водой, землей, луной, женственностью, ночью.

Ян, напротив, быстрый, жесткий, твердый, сфокусированный, горячий, сухой и активный; связан с огнем, небом, солнцем, мужественностью, дневным временем.
Также инь и ян относятся к человеческому телу. В традиционной китайской медицине хорошее самочувствие напрямую связано с балансом между их качествами. Когда равновесие нарушается в какую-либо сторону, у человека могут возникать проблемы со здоровьем.

Китайские боевые искусства

Первые упоминания о китайских боевых искусствах восходят ко временам правления Хуанди, императора династии Чжоу (1122-255 до н.э.), который был известным военным генералом, прежде чем стать лидером Китая. Именно он написал трактат о боевых искусствах и стал основателем старейшего известного боевого стиля «длинный кулак»

Китайские боевые искусства разделяются на две категории: внешние (Вайцзя) и внутренние (Нэйцзя). Внешние используют мышечную силу, в сочетании со скоростью и энергией. Многие северные китайские внешние боевые искусства имеют военное происхождение, потому что Китай управлялся с севера, с помощью армий, происходящих из северных городов, обеспечивающих на юге соблюдение диктата северных правил.

Внутренние стили соответственно опираются на внутренние ресурсы человека - силу духа и разума, а также на энергию Ци. В отличие от внешних стилей, стремящихся максимально увеличить врожденную силу и ловкость, внутренние стили развивают способности сосредоточения и концентрации. Считается, что отличные физические данные даже могут стать препятствием в постижении Нэйцзя.

Китайский шелк

В Китае шелк был настолько популярен среди знати, что потребовалось ввести специальные правила, ограничивающие его использование только членами императорской семьи. В течение 10 веков право носить одежду из шелковой ткани, принадлежало лишь императору и высшим сановникам. Из-за роскошного внешнего вида, шелк был тогда символом большого богатства.

Через некоторое время материал постепенно стал доступен и другим классам китайского общества. Шелк стал использоваться не только для декоративных нужд, но и для более прозаичных целей: рыбалки, изготовления струн или тетивы для луков.

Крестьянам не разрешалось шить одежду из шелковой ткани вплоть до правления династии Цин (1644-1911).

Во время династии Хань шелком оплачивались услуги правительственных чиновников и награждались особо достойные граждане. Шелковая ткань стала денежным эквивалентом в стране, наравне с бронзовыми монетами. Богатство, которое шелк принес в Китай, вызвало зависть у соседних народов, грабивших провинции ханьских китайцев начиная со II-го века до н.э., в течение двух с половиной сотен лет.

Десяток столетий шелковая ткань оставалась главным дипломатическим даром Китая правителям или послам других стран. Шелком награждал император наиболее преданных своих вассалов.
Хотя шелковые ткани были хорошо известны и востребованы в Европе и Азии, долгое время Китайцам удавалось сохранить практически полную монополию на их производство. Императорский декрет, осуждал на смерть каждого, кто пытался экспортировать шелкопрядов или их яйца.

Сегодня КНР является первым в мире производителем шелковой ткани. В среднем, ежегодно китайская промышленность производит около 70% всего шелка мире.

Китайский дракон

Дракон - мифологическое существо в фольклоре и культуре страны, имеющее множество животноподобных форм (например, черепахи или рыбы). Однако чаще всего его принято изображать со змеевидным телом на 4-х лапах. Традиционно китайские драконы символизируют мощные и благоприятные силы, особенно контроль над водной стихией — осадками, тайфунами и наводнениями. Во времена империи дракон символизировал власть и силу правителя.

Дракон также является символом силы и удачи для людей достойных. В китайской культуре выдающиеся люди сравниваются с драконом, в то время как бездарные ассоциируются, например, с червями. В ряде китайских пословиц и идиом есть ссылки на дракона, например, «надеяться, что его сын станет драконом».

В китайской культуре дракон несет в своей сути совершенно иной смысл, чем в европейской, где он представляет собой огнедышащее существо с агрессивными намерениями. В Поднебесной это духовный и культурный символ процветания и удачи, а также божество дождя, способствующее гармонии внешнего мира. Согласно легендам, большинство выдающихся людей древнего Китая (императоров, военачальников или ученых) появились на свет от связи их матерей с драконами.

Во время олимпиады 2008 года китайское правительство приняло решение не использовать дракона в качестве официального символа из-за неблагоприятных ассоциаций, которые эти мифические существа вызывают за пределами страны.

Китайцы удивительный народ, свято чтущий древние традиции - несмотря на весь технический прогресс, сделавший страну мировым экономическим лидером, в Китае при строительстве небоскребов до сих пор предусматривается ниша, где мог бы поселиться дракон.

Китайская Великая стена

Сооружение является в буквальном смысле одной из самых больших достопримечательностей в мире – объект можно наблюдать даже с околоземной орбиты. Великая китайская стена — впечатляющий подвиг древней оборонительной архитектуры, история которого насчитывает более 23 столетий, а длина составляет более 21 тыс. км.

Сооружение возводилось для защиты приграничных территорий несколькими династиями.
Считается, что начал строить стену первый император династии Цинь (221-207 до н.э.), однако попытки ее возведения предпринимались еще во времена династии Чжоу (770-221 г. до н.э.).

Первый Император Цинь начал возведение северной части стены, чтобы предотвратить вторжение с той стороны света. Императоры династии Хань удлинили стену до сегодняшнего западного Китая, чтобы защитить торговлю на Шелковом пути.

Так называемая стена – не просто обычные крепостные стены. Это была комплексная военная оборонительная система, со сторожевыми башнями для наблюдения, крепостями для командных пунктов и логистики, сигнальными башни для связи и т. д.

Во времена династии Мин (1368-1644) Великую стену реконструировали и укрепили с помощью более изощренных и прогрессивных для того времени строительных технологий. Стена Мин, как правило, имела зубцы высотой 1,8 метра с лазейками и бойницами, а также стены парапетов высотой 1,2 метра. Примерно через каждые полкилометра на стене сооружалась фланговая башня, позволяющая защитникам обстреливать нападавших из луков. Хранилища крепости были самыми сильными и неприступными сооружениями на Великой стене.

Сегодня из-за естественной эрозии и повреждений, нанесенных человеком, больше трети Великой стены Мин разрушено. Чтобы предотвратить дальнейшее уничтожение этого памятника архитектуры, правительство страны приняло специальные законы для ее защиты.

Учеными доказано, что чайные кусты распространились по всему миру с территории Китая – именно его территории являются родиной этого растения.

Письменные упоминания об употреблении чая в качестве напитка встречаются в книге Чжоу-Гуна, датированной 770 г. до н.э. Прославившийся своим искусством врачевания, величайший целитель древнего Китая Хуа То (II-III века н.э.), упоминает о чае в своей работе «Теория еды».

В Японию, известную сегодня во всем мире своей чайной церемонией, продукт попал лишь в начале VIII века нашей эры.

Книга «Чацзин», китайского поэта Лу Юй, изданная в 709 году н.э., стала первым обобщающим трудом, посвященным китайскому чаю. Автор описал известные на тот момент сорта чая, уделил внимание его выращиванию, приготовлению и церемонии употребления.

Наиболее популярная на сегодняшний день классификация основана на степени ферментации чайного листа:

  • белый;
  • желтый;
  • зеленый;
  • красный (в наших широтах именуемый черным);
  • улун;
  • пуэр.

Китайская чайная церемония называется Гунфу Ча. В отличие от японской церемонии здесь нет строгих правил и излишней ритуализации – основная суть процесса сводится к максимальному раскрытию напитка. Дословно «гунфу ча» можно перевести как «мастерство чая». Существует и более упрощенный вариант китайского чаепития – пинча. По сути, пинча это и есть самое обыкновенное чаепитие, без излишних ритуалов и церемоний – термин можно перевести как «дегустация чая».

Лет пять назад в преддверии праздника жизнь бурлила лишь на вокзалах, а остальной город, казалось, уходил в глубокое подполье. И если бы не канонады фейерверков, то ничто не выдавало бы «веселье в самом разгаре». Все-таки это праздник семейный, интимный. Но даже он не смог избежать влияния современной жизни. Мы попытались разобраться, как новогодние традиции китайцев изменились в 21-м веке.

Генеральная уборка (春节大扫除)

Большая уборка. Источник: 海城资讯网

За неделю до Нового года в китайских домах начинается Большая уборка. Кажется, что этого момента ждали целый год: несмотря на погодные условия, хозяйки (или их помощницы) моют окна, стирают подушки и одеяла, избавляются от хлама.

В последние годы Большая уборка в крупных городах стала распространенной услугой. Вместо того, чтобы отмывать кондиционеры, вытяжки и покрытую ровным слоем масла печь самостоятельно, проще пригласить профессионального уборщика, вооруженного современными техническими и химическими средствами. Услуги по Большой уборке предлагают как частники, так и профильные компании. Стоимость зависит от города, площади квартиры и набора услуг: в Нанкине, например, компании предлагают уборку от 300 юаней за 60 кв. м, в Ханчжоу — от 350 юаней, услуги независимой обойдутся дешевле.

Корпоратив (公司年会)


Няньхуэй. Источник: 励志

Для большинства организаций и компаний новогодняя вечеринка уже превратилась в обязательный элемент Праздника весны. Однако китайский няньхуэй имеет мало общего с принятым у нас форматом корпоратива. Проводится он обычно заранее — самый пик приходится на время за 10-14 дней до кануна, так как многие сотрудники берут дополнительный отпуск до Нового года.

Мероприятие необязательно проходит в вечернее время: оно вполне может начаться в обед и завершиться к концу рабочего дня. Как правило, арендуются банкетные залы отелей. Среди обязательных элементов — шоу-программа и конкурсы, а также розыгрыш (红包). От няньхуэя никто не ожидает безудержного веселья: все-таки Новый год — прежде всего семейный праздник.

Существует огромный рынок услуг по организации няньхуэев : от продажи тематических сценариев, поиска и оформления помещений и до шоу-программ и видео-съемки. Однако появляются и более современные решения — например, специальные приложения, которые помогают подготовить и провести корпоратив с помощью мобильного телефона: от рассылки приглашений и регистрации пришедших до видео- и музыкального сопровождения и различных конкурсов (также с применением мобильных телефонов). Стоимость услуг такого мобильного «мастера няньхуэев » — от 2000 юаней для 50 гостей и до 12 500 юаней для 1000 гостей за один вечер.

Возвращение домой (春节回家过年)


Дорога домой. Источник: 点力文秘网

Многие китайцы после окончания школы покидают родной город или село и возвращаются домой лишь раз в год, чтобы встретить с семьей Праздник весны. Скоростные поезда в значительной степени упростили задачу: теперь добраться из Гуанчжоу до родного Чанша можно за три часа, а не за восемь. Да и число рейсов возросло в разы: билеты, конечно, стоит покупать заранее, но ситуация не , как даже в начале 2000-х.

Культурный разрыв преодолеть намного труднее: возвращаясь из большого города, молодой человек или девушка сталкиваются с необходимостью соответствовать стандартам. Предполагается, что они смогут продемонстрировать родственникам определенный уровень дохода (а значит подготовить соответствующие подарки) и готовность продолжить род (привезти знакомиться будущего супруга или обрадовать семейство скорым пополнением).

Для многих молодых людей именно отсутствие потенциального спутника жизни становится основным стрессом новогоднего воссоединения. Некоторые даже прибегают к услугам фальшивых бойфрендов и герлфрендов, лишь бы избавить себя от ритуала «когда же ты, наконец, выйдешь замуж или женишься». Аренда временного спутника на Новый год дорожает: в обычное время день будет стоить 600-1000 юаней , во время праздников — от 1000 юаней. Конечно, существуют определенные риски, но, видимо, иногда это лучшее решение для сохранения мира в семье.

Семейный ужин (团圆饭)


Ужин в кругу семьи. Источник: 台词网

Семейный ужин — это святое. К нему готовятся заранее: многие люди среднего возраста по-прежнему соблюдают традиции — балконы современных жилых районов часто с середины декабря «украшены» домашними колбасами и вяленым мясом. Да и многие молодые люди, вернувшись домой, присоединяются к лепке пельменей и активно делятся результатами своего труда в соцсетях.

Однако и подготовка новогоднего ужина перестала быть прерогативой семьи: некоторые решают избавить себя от хлопот и приглашают профессионального повара. Существует огромный выбор приложений для телефона, с помощью которых можно заказать услуги домашнего повара. Стоимость будет зависеть от репутации повара, выбора блюд и размера семьи. В Шанхае новогодний стол «под ключ» для 15-20 человек будет стоить от 2000 до 9000 юаней.

Петарды и фейерверки (烟花爆竹)


Уборка улиц после взрыва петард.

Священные существа
В мифологии китайцев большое место отводилось четырем священным существам: дракону, тигру, фениксу, черепахе. Дракон считался символом весны и востока, феникс - лета и юга, тигр - осени и запада, черпаха - зимы и севера.

По китайским народным верованиям, дракон - повелитель водной стихии - дарил людям влагу. Он щедро орошал поля тех, кто верно ему служил, защищая крестьян от неисчислимых бедствий. В иерархии китайских божеств дракон занимал третье место после неба и земли. Его изображали в самых причудливых формах. Глаза дракона похожи на кроличьи, а уши - на коровьи; у него растут длинные усы; туловище походит на тело змеи, покрытое чешуей; четыре тигровые лапы имеют орлиные когти. Встречается и другой вариант: голова дракона, как у верблюда, усы, как у зайца, глаза, как у быка, шея, как у змеи, брюхо, как у ящерицы, чешуя, как у карпа, когти, как у орла, лапы, как у тигра. Иногда дракона изображали в виде большой змеи или животного, напоминавшего одновременно и тигра и лошадь. Но во всех случаях облик чудовища был величественным, суровым и воинственным.

Существовали четыре типа драконов: небесный дракон, охранявший обители богов; божественный дракон, посылавший ветер и дождь; дракон земли, определявший направление и глубину рек и ручьев; дракон, охранявший сокровища.

Народная фантазия создала множество разновидностей драконов - повелителей водной стихии. Существовало поверье, будто моря, реки и озера управляются драконами, которые не поднимаются в небо. Они известны под названием: желтый дракон (хуан лун), змеевидный дракон (цзяо лун), извивающийся дракон (пань лун). Чуть ли не все непонятные явления природы люди стали связывать с проделками дракона. Его изображали в облаках и в тумане или в волнах, чтобы создать представление о способности вызывать ветер и волны. Он взмывал в небо и парил в облаках, скалил клыки и выпускал когти.

Изображение дракона в Китае можно было увидеть повсюду: в храмах, во дворцах, на мемориальных обелисках, на древних сооружениях, на стенах крестьянских домов (в виде картинки или вырезки из бумаги). В разное время, особенно часто в мае и июне, проходили религиозные процессии в честь дракона - "Моления о дожде". Составным элементом такой процессии был танец дракона. Рядом с мифическим чудовищем колыхались знамена различных цветов: желтые и белые символизировали ветер и воду, черные и зеленые - тучи. На пути процессии раскладывали костры - на них сжигали "жертвенные деньги".

Из всех животных в мифах и легендах особенно почитался тигр, который олицетворял силу, властолюбие, суровость, отвагу и свирепость. Он символизировал также военную доблесть. Изображение тигра находят на бронзовых и фарфоровых изделиях далекого прошлого. Вход в монастыри, правительственные здания, богатые магазины, жилые дома феодалов украшали и оберегали каменные изваяния тигра.

В Древнем Китае тигра соотносили с женским началом инь, с подземным миром и Западом (где солнце опускается под землю). В системе геомантики фэн-шуй его противоположностью был зеленый дракон, носитель мужского начала ян. Только позднее, в буддизме, тигр и зеленый дракон поменялись местами: иероглифом ян стали обозначать мужественное благородство тигра, тем более, что его лоб украшен знаком, в котором узнается иероглиф ван, что означает "царь". Образ тигра (инь) в бамбуковой роще (ян) соответствовал древнему китайскому образу испорченного, больного общества: т. е. тьмы, внедрившейся в область света.

Особую роль в Китае играло тигроподобное чудовище дао-дай ("пожиратель"), упоминания о котором относятся еще к эпохе династии Хань. Изображения дао-дай встречаются, как правило, на предметах похоронного культа, и порой сама погребальная урна выполнялась в форме тигра. Этот образ - земля, пожирающая мертвецов и тем самым дающая пищу живым.

Изображение тигра использовалось в борьбе с ядовитыми пресмыкающимися. Поэтому в праздник лета изготовлялись большие и маленькие тигровые маски из шелка, бархата и хлопчатобумажной материи. Голову хищника рисовали на щитах воинов; ее гравировали на деревянных дверях военных укреплений для устрашения неприятеля. Изображение тигра, вышитое на одежде военных чинов, служило знаком различия. В древние времена, стремясь вселить страх в стан противника, китайские воины в тигровых шкурах шли на врага с дикими криками, напоминавшими рев настоящего тигра.

Чтобы тигр наводил ужас на злых духов, голову этого хищника рисовали на стенах жилых домов и монастырей и вышивали на одежде и обуви детей.

Наряду с тигром большим уважением в народе пользовался лев, хотя царь зверей никогда не водился в Китае (китайское слово "лев" - ши происходит от персидского шир). В его честь устраивался танец львов. Обычно по улицам проносили двух ярко окрашенных игрушечных львов, которые состязались друг с другом в борьбе или играли "жемчужиной" - своеобразным шаром. Покрытый материей деревянный каркас льва поддерживали несколько человек. Под бой барабанов и звуки музыкальных инструментов игрушечный лев подпрыгивал, вскидывал голову, махал хвостом, раскрывал пасть.

Самой красивой и самой почитаемой среди пернатого племени была причудливая мифическая птица феникс. У нее горло ласточки, клюв петуха, шея змеи, хвост рыбы, лоб журавля, головка утки, расцветка дракона, спина черепахи. Перья у феникса пяти цветов - желтые, белые, красные, синие, черные. Они символизируют пять добродетелей: человеколюбие, долг, пристойность, знание обрядов, верность.

Волшебная птица феникс добра и милосердна: она не клюет насекомых, пищей для нее служат семена бамбука, а жажду она утоляет только из чистого родника. Происхождение птицы феникс связывают с солнцем и огнем, поэтому она символизирует тепло, неотделимое от лета и хорошего урожая. Феникс - эмблема императрицы. Черепаха также считалась священным животным; она олицетворяла долголетие, силу, выносливость. Ее куполообразную спину уподобляли небесному своду, а брюхо - земле. Долголетие черепахи стало символом вечности; верили, что она живет до трех тысяч лет. Священная черепаха имела голову змеи и шею дракона. Ее изваяние служило украшением императорских дворцов и постаментов для памятников на могилах знатных людей. Обожествлялись и другие живые существа. Широкое распространение получил в народе культ змей, лисиц, обезьян, ящериц, крыс. Сверхъестественными свойствами наделялась лисица: она якобы могла творить чудеса. Считалось, что лисица может вызвать пожар, отравить пищу и вообще причинить человеку вред, а также превратиться в кого угодно. Когда лисице исполняется 50 лет, она способна превратиться в обычную женщину, в возрасте 100 лет - стать прекрасной молодой девушкой или кудесником, владеющим всеми тайнами чародейства; достигнув тысячелетнего возраста, лисица может быть допущена на небо и тогда превратиться в "небесную лисицу".

Чаще всего волшебница-лисица старалась, приняв образ красивой женщины, выйти замуж за обыкновенного человека. Разумному мужу, не доискивающемуся до тайн жены, лисица могла принести счастье; стремление же проведать о е прошлом могло привести к большим неприятностям. Чтобы узнать в женщине лисицу, нужно было рассмотреть ее тень при лунном свете. В этом случае тень даже самой красивой женщины давала точное изображение вытянутой лисьей морды с острыми ушами. Лисица чрезвычайно осторожна и недоверчива, но решается на самые хитрые проделки, чтобы заручиться доверием смертных. Если человек нравственно испорчен и склонен к разврату, то лисица может причинить ему особенно много бед. Если же человек честен, лисица страшится его прямодушия и избегает его. Нравственно слабая и лживая, она почерпнула свое могущество от темного, холодного начала инь. Честный же человек получает знания и добродетели от животворящего начала ян.

Чтобы умилостивить лисицу, ей приносили жертвы. Крестьяне, дабы предохранить себя от ее гнева, рисовали большие белые круги на стенах и граде домов. Умертвить лисицу считалось большим преступление, и виновнику грозило серьезное наказание.

Проделки лисы прекрасно описаны китайским писателем Пу Сун-лином (18 в.) в новеллах "Лисьи чары". Обезьяна также считалась одним из священных животных. Особую популярность приобрел герой народных сказаний - царь обезьян, которого называли Сунь Хоуцзы или Сунь Укун. О нем существовали различные легенды.

Четыре небесных создания
К ним относятся ДРАКОН, ФЕНИКС, ЕДИНОРОГ и ЧЕРЕПАХА; считается, что они имеют священные духовные силы и символизируют различные аспекты счастья. Их изображения, особенно Дракона, встречаются повсеместно.

ДРАКОН или Лунг символизирует силу и великодушие, мужество и выносливость. Он несет дух возрождения и изменений, живительный дождь, представляя собой продуктивные силы природы. Это также символ бдительности и безопасности, который отдельно отстоит от всех небесных созданий и объединяет всех чешуйчатых созданий Вселенной. Он может жить на суше, в воде и летать в небе без крыльев, быть размером с шелковичного червя или с гору. Однако, Дракон не является богом, и существует он на самом деле или нет - неизвестно. Для китайцев Дракон - это символ их нации и всех благ, поэтому многие китайские рестораны и компании используют его изображение; а в течении многих столетий с ним отождествлялась императорская власть в Китае. Образ Дракона особенно подходит тем, кто родился в год петуха, наиболее удачливые из которых могут трансформироваться в Феникса, супругу Дракона. Эти два существа настолько часто встречаются в китайской литературе и мифологии, что занимают основное положение в символизме.

ФЕНИКС или Фэн Хуанг объединяет всех пернатых созданий Вселенной. Считается, что он появляется лишь во время мира и процветания. Феникс символизирует тепло солнца, лета и огня и помогает бездетным парам, а в паре с Драконом - плодотворный союз и изображается во время свадьбы. В Фэн-Шуй это создание символизирует юг, поэтому дома, обращенные входом к нему, будет посещать удача, так как юг - это лето, тепло, жизнь и время урожая.

ЕДИНОРОГ или Чи Линь - третье небесное создание, мистическое доброе предзнаменование. Символизирует долгую жизнь, празднество, великолепие, радость, знаменитых потомков и мудрость. Иногда называемый конем дракона, Единорог несет качества мягкости, доброты и благожелательности по отношению ко всем живым созданиям. Китайцы считают, что он всегда одинок и появляется лишь во времена правления государством великодушным руководителем или когда рождается великий мудрец. К его образу обращаются, когда требуется помощь в организации филиала или успеху детей.

ЧЕРЕПАХА - четвертое небесное создание, которое считается священным животным. Этот символ долгой жизни, силы и выносливости считается бессмертным. Она отождествляется с севером и зимой. Те, кто хочет прожить долгую здоровую жизнь, держат у себя дома черепах.

Животные, символизирующие долголетие
Одной из важных составляющих счастья для человека по восточным понятиям - возможность прожить долгую, здоровую и достойную жизнь, пожиная плоды своего труда и наслаждаясь счастьем наблюдать за своими наследниками, которые с честью несут родовое имя. Кроме черепахи и единорога существует еще несколько существ, символизирующих долгожительство. Это - ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ, ОЛЕНЬ, ЗАЯЦ, ЦИКАДА и ЖУРАВЛЬ.

ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ - символ счастья и долгой жизни; происхождение его основано на семантике сочетания "летучая мышь", которое по-китайски значит "счастье". Если он используется как символ удачи, то рисуется красным цветом - цветом радости. Изображения летучей мыши часто встречается на мантиях китайских чиновников, и иногда вырисовывается столь тщательно, что напоминает бабочку. Среди керамических изделий и изображений летучая мышь встречается в группах по пять, символизируя тем самым пять земных благ: старость, богатство, здоровье, добродетельность и естественная смерть, которые составляют суть понятия счастье в китайском менталитете.

ОЛЕНЬ - единственное животное, сумевшее найти гриб бессмертия, поэтому он символизирует долгую жизнь. Олень всегда изображается рядом с Богом Долголетия.Как и олень, ЗАЯЦ означает долгожительство, а если встречается его изображение красного цвета, то это считается благоприятным предзнаменованием.

ЦИКАДА - насекомое, летнее "пение" которого так любят китайцы, считается символом бессмертия и воскрешения. В давние времена среди богатых китайцев бытовал обычай класть цикаду, сделанную из жадеита в рот умершего перед похоронами, чтобы обеспечить ему вечную жизнь. Она также олицетворяет счастье и вечную юность, так как является единственным насекомым живущим более семнадцати лет. Цикады, сделанные из жадеита очень популярны среди жителей Гонконга, ведь считается, что эти крошечные создания вселяют великие идеи и символизируют живость мысли.

И, наконец, красавец ЖУРАВЛЬ, крайне популярная птица, часто изображаемая на картинах, ширмах и применяемая в других формах китайского искусства. Считается, что он наделен многими мистическими свойствами и атрибутами, среди которых непорочность и способность к долгой жизни. Обычно журавль изображается стоящим под сосной, еще одним символом долгожительства.

Защищающие животные
Еще одна группа животных, которая очень значима в символизме, и смысл которых важно понять в контексте Фэн-Шуй. Некоторые из них дают защиту дому, другие - мужество и выносливость. Это - МЕДВЕДЬ, ТИГР, СЛОН, ЛОШАДЬ, ЛЕОПАРД и ЛЕВ.

МЕДВЕДЬ означает мужество и силу, а его изображения, повешенные у входа в дом является действенной защитой против взломщиков.

ТИГР - символ военной доблести, изображения которого используется в борьбе с демонами и наглыми духами. В Фэн-Шуй это животное фигурирует как 500-летний Белый Тигр, который соединяется с Зеленым Драконом и производит огромные объемы космической Ци. Символ Тигра используют с большой осторожностью, так как это - очень свирепое животное, которое при несоответствующем обращении может "пожрать" своего хозяина. Используя его для защиты дома, проверьте, нет ли среди членов вашей семьи тех, кто родился в год животных, составляющих пищу тигра (кабан, кролик, петух и т.д.). Это предупреждение настолько серьезно, что матери сыновей, рожденных в эти годы сильно возражают, если те хотят жениться на девушке, рожденной в год тигра; считается, что такая жена может вызвать преждевременную смерть своего супруга. Женщин, рожденных в год животных, составляющих пищу тигра, предупреждают о том, чтобы они не рожали детей в год тигра, так как маленький "тигр" может "поглотить" мать во время родов. Несмотря на все это, китайцы считают, что дух Тигра настолько силен, что лучшей защиты от внешних злобных намерений не найти.

СЛОН, хотя и не так часто встречается в китайском искусстве, тем не менее является символом силы, несокрушимости и мудрости. Это животное - одно из семи сокровищ буддизма, и в таких странах как Таиланд и Индия, где эта религия широко распространена, слон считается священным животным. Для китайцев он также символизирует силу и энергию и используется как эффективное средство борьбы с ужасными духами. Возле надгробий династии Минг огромные каменные слоны, стоя и коленопреклоненные, охраняют путь, ведущий к гробницам. Легенда говорит, что к этим слонам приходят бездетные женщины, моля их о помощи, чтобы родился наследник.

ЛОШАДЬ так же, как и слон, одно из семи сокровищ буддизма; она символизирует скорость и упорство, а китайцы часто сравнивают умных детей с молодыми конями. Она не является небесным созданием, но, все же, из-за своих благородных качеств очень популярна в народе.

ЛЕОПАРД символизирует мужество и воинственную свирепость.

ЛЕВ издавна ассоциировался с энергией и доблестью. Каменных львов часто располагали у входных ворот в храмы и большие семейные дома. Они воспринимаются как превосходные защитники дома и общественных мест, особенно против злых духов. В буддизме - лев - священное животное, а китайцы часто по праздничным случаям танцуют под громкую музыку специальный танец Льва, который отпугивает демонов и привлекает удачу.

Птицы, приносящие радость и счастье
Кроме феникса и журавля, некоторые другие крылатые создания также символизируют радость, красоту и счастье. Среди них наиболее выделяются ФАЗАН, ПАВЛИН, ПЕТУХ и УТКА.

ФАЗАН - широко используемая эмблема красоты и счастья, а ПАВЛИН - красоты и благородства. Столетиями благодаря прекраснейшим оттенкам перьев его хвоста, павлин символизировал официальные звания, особенно, во времена правления династии Минг.

ИМПЕРАТОРСКАЯ УТКА ассоциируется с супружеской верностью и счастьем. Этот красивый вид уток считается наилучшим среди своего рода и дарится молодым супружеским парам, чтобы в их отношениях всю жизнь оставались нежность и счастье.

ПЕТУХ считается основным символом элемента Ян и носителем множества достоинств. Корона на голове говорит о его литературном даре, шпоры на ногах - о смелости и мужестве, защитный инстинкт по отношению к своим курам отражает его благожелательность, а ежедневный ранний клич - надежность. Китайцы считают, что изображение Красного Петуха в доме или на рабочем месте Является действенной защитой против пожара, а Белый Петух отгоняет злых духов ночью.

Деревья и плоды долголетия
Всего их четыре: БАМБУК, СОСНА, СЛИВА и ГРУША.

БАМБУК - во все времена почитаемое растение, широко представленное в искусстве, поэзии и литературе китайской нации и обладающее значением долгожительства, прочности и выносливости, которое остается зеленым на протяжении всего года. Китайцы считают, что он имеет мистическую силу, и, повесив его дома, вы будете надежно защищены от воздействия злых духов. Бамбук в виде флейты или "поющего ветра" также является проводником благоприятной энергии, и поэтому широко рекомендуется мастерами Фэн-Шуй.

СОСНА наиболее известный символ долгой жизни, в основном из-за того, что это вечнозеленое растение. Ее часто сажают рядом с КИПАРИСОМ, а так как они не вянут и способны переносить даже самые сильные морозы, то являются знаком вечной дружбы, способной выдержать любые испытания. Они часто встречаются в поэзии и ландшафтных рисунках на тему верности и преданности.

СЛИВА наряду с пионом, лотосом и хризантемой символизируют четыре времени года (слива соответствует зиме). Цветы сливы в силу своего аромата и чистоты ценятся так же высоко, как и ее плоды, от которых при одном взгляде "текут слюнки". Слива является символом долголетия, так как ее цветы появляются на практически голых и, как кажется, безжизненных ветвях даже когда дерево достигло очень зрелого возраста. Считается, что Лао Цзы родился под сливовым деревом.

Цветы, приносящие блаженную радость
Насчитывается пять значимых цветов, которые приобрели исключительную популярность в Китае и символизируют удачу и множество счастливых случаев, и которые выставляются в домах по праздникам. Это ПИОН, ХРИЗАНТЕМА, ЛОТОС, МАГНОЛИЯ и ОРХИДЕЯ.

Величественный ПИОН высоко ценится в Китае и справедливо называется "королем цветов". Он также известен как цветок богатства и почестей, символизирующий элемент Ян, весну, любовь и привязанность. Когда расцветает куст пиона, это считается хорошим предзнаменованием, и поэтому его стараются выращивать рядом с домом.

Как и пион, ХРИЗАНТЕМУ, которая символизирует осень, радость и легкую жизнь, очень любят в Китае. Особенно распространен обычай дарить друг другу в праздники желтые хризантемы, которые создают атмосферу счастья.

Священный ЛОТОС занимает особое место в сердцах китайцев, особенно тех, кто практикует буддизм. Он часто изображается утонченно и величественно парящим над темной водой, символизируя ошеломляющую чистоту среди загрязненного окружения. Это цветок, символизирующий лето; цветок, в котором был рожден возлюбленный Будда Падмасамбхава.Изображения или цветы лотоса в доме используются для создания спокойной, умиротворенной атмосферы, а также для пробуждения духовного сознания.

Другие прекрасные цветы - МАГНОЛИЯ и ОРХИДЕЯ - символизируют сладость, любовь и изысканность.

Плоды счастья
К ним относятся ПЕРСИК, АПЕЛЬСИН, ГРАНАТ и ХУРМА, каждый из которых ценится по разным причинам.

ПЕРСИК - китайский символ вечности и супружества. Древняя легенда описывает персиковое дерево богов, которое росло в садах королевы Запада, Си Ванг Му и приносило плод вечной жизни раз в три тысячи лет, который давал силу восемнадцати Бессмертным, а сам бог бессмертия произошел от бессмертного персика. Картины, изображающие этого бога, Сау Сенг Кунга, с персиком в руке - популярный подарок главе семейства, так как он символизирует долгую жизнь и долголетие.

АПЕЛЬСИН означает счастье, изобилие и процветание. Его часто дарят друг другу, а изображения вывешивают в доме в период Лунного Нового года, не только из-за названия ("кум", апельсин, по-китайски значит "золото"), но и благодаря его насыщенному радостному цвету и сочному аромату. Наконец, ГРАНАТ символизирует многочисленное потомство и успех в деятельности филиала компании, а также честь, славу и успех; ХУРМА же означает радость.