Ржд ударит по коробейникам в электричках крупными штрафами. На торговлю в электричках введут полный запрет Разнообразие в дорожную скуку вносят не только торговцы, но и музыканты

БИЗНЕС в электричках известен с конца 80-х годов прошлого века. Пригородные поезда тогда вмиг стали заманчивой торговой площадкой для предприимчивых людей. В вагонах то и дело предлагали календари с фотографиями эстрадных звезд, игральные карты, горячие пирожки и другие продукты питания, напитки, расписание движения поездов. Тогда родилась поговорка: «Электричка — коробейнику сестричка». Челночат по дизелям и электричкам и сегодня, может, не в таком массовом порядке, как прежде, но все же немало. Плюс такой торговли - товар, причем недорогой, сам приходит к покупателю. Какую же продукцию предлагают в общественном транспорте и насколько законна ее реализация? Корреспонденты «СГ» изучали «поездной» рынок в Гомельской, Брестской и Витебской областях.

В ПРИГОРОДНЫХ поездах в направлении на Оршу из Минска работает целая бригада коробейников. Они разделили между собой участки пути. Причем очень быстро смекнули, что в электричках пользуются спросом не просто привычные товары (газеты, продукты), но и вещи необычные: ночной мини-светильник, формочки для выпекания, супер-клей, лейкопластырь… В дачный сезон расходятся как горячие пирожки спреи и мази от насекомых и грызунов. Интересная деталь: у каждого коробейника свой товар, ассортимент не должен повторяться. Впрочем, что касается популярнейшего предложения - расписания движения поездов - ограничений нет. Да и продают распечатку гораздо раньше, чем информацию напечатают в газетах или вывесят на сайте.

Коробейник Андрей из Смолевичей посвящает меня в тайны профессии: «Главное для нас - товары должны быть малогабаритными, технически несложными. Ведь времени на их демонстрацию у продавца нет, гарантий тоже не даем. Плюс еще один немаловажный фактор - невысокая цена, иначе не продашь». Коробейник умалчивает, что стоимость на определенные виды продукции все же выше, чем в киосках и магазинах, потому что иначе остался бы внакладе. Товар закупает в основном на рынках.

Сам Андрей сменил две профессии. Но так и не нашел дела прибыльней, чем торговать в вагонах. Ведь налогов Андрей не платит, числится в соцслужбе как безработный, минимальное пособие получает, поскольку уволился по собственному желанию. Тем временем в месяц у него набегает не менее 5 миллионов рублей. Неплохо устроился?

А вот Алексей Небосько, который промышляет в дизелях Оршанского и Витебского направлений, продает… свой талант. Поет в вагонах песни под гитару. Да так вдохновенно, что пассажиров не нужно уговаривать бросать в его рюкзак деньги. Причем у Небосько все законно. Зарегистрирован как индивидуальный предприниматель. Ежемесячно платит налоги - до полутора миллионов рублей в месяц. На жизнь остается 7-8 миллионов рублей.

В Гомеле умудряются приторговывать и в городских автобусах. Совсем недавно в одном из них пассажирка продавала пуховые платки. Никто особо не возмущался. А водитель сделал вид, что ничего не замечает. В дизелях предлагают в основном продукты и предметы одежды: семечки, глазированные сырки в ассортименте, носки мужские и женские. В поездах эконом-класса это уже стало «доброй» традицией.

Вера работает коробейником с 90-х годов ХХ века. Она потеряла официальную работу - сократили. С тех пор жарит семечки, насыпает в кульки и продает их в поездах самых разных направлений. Также приторговывает сырками. Пробовала заработать на мороженом. Но оказалось невыгодно. Тем не менее, говорит, что «хотя и не разбогатела, но детей вырастила и выучила».

А вот в Жлобине славившуюся на всю страну «железнодорожную» торговлю мягкими игрушками приостановили. Точнее, окультурили. Ранее бизнес создавал проблему. Бывало, что поезд уже тронулся, а люди не успевали расплатиться, кто-то опаздывал... А теперь мягкие игрушки в Жлобине продаются на специализированном рынке возле вокзала. Тигры рядом с кошками и зайками в благоустроенных роллерах.

Судя по частоте появления торговцев с громадными сумками в салонах поездов, на железнодорожных станциях Брестчины, выходных у них нет. Предлагают всякую всячину, начиная от минеральной воды и заканчивая ножницами «по специальной акции».

Интересно, что цены на товары у коробейников выше, чем в киосках или магазинах едва ли не в два-три раза. В дизель-поезде Брест - Лунинец торговля начинается после станции Жабинка. Чего только нет в дорожном ассортименте: чипсы «Лейс», халва в шоколаде, лимонад и даже пиво. Некоторые пассажиры клюют на удочку продавца. Других вариантов ведь нет. Поезд в пути больше пяти часов.

По вагонам проносят кофе и чай, которые разливают в пластиковые стаканчики. Весьма кстати вафли, печенье и другие сладости. Товары пользуются спросом в основном у молодежи. Ножи и приспособления для их заточки охотно берут домохозяйки. Мужей больше интересуют карманные фонарики, зажигалки и прочие товары, которые часто нужны, но не всегда оказываются под рукой.

Особенно оживленная торговля по маршруту от Кобрина до Дрогичина. Дальше активность спадает. Свой товар уличные продавцы предлагают и на станциях, начиная от Бреста-Восточного и заканчивая Лунинцом. Торгуют и в дизель-поездах, следующих на Хотислав, Влодаву, правда, реже, чем на центральных направлениях. В электричках, которые идут из Бреста на Барановичи и Минск, людей, занимающихся таким бизнесом, тоже встретишь нечасто.

А ЧТО думают о деятельности коробейников сами железнодорожники? Как объяснили в моторовагонном депо Минского отделения БЖД, еще в 2009 году руководство дорогой ввело запрет на любую розничную торговлю в пригородных электропоездах. Решили, что их вагоны не могут служить площадкой для мелкорозничного торга. Что касается поездов дальнего следования, то коробейники здесь тоже не нужны. Во-первых, некому контролировать качество их товара, и пассажиры могут отравиться продуктами зачастую неизвестного происхождения. Во-вторых, у проводников есть все необходимое: чай, кофе, нехитрая снедь, печатные издания. Опять же работают вагоны-рестораны или буфеты.

Во всех пассажирских поездах продадут и бесплатно приготовят в купе чай, кофе, соки и другие безалкогольные напитки, - пояснил начальник отдела обслуживания пассажиров пассажирской службы управления Белорусской железной дороги Денис Тонконог. - В поездах международного сообщения категории «фирменный» в отдельных купейных и СВ-вагонах, помимо комплекта постельного белья, предоставляется набор питания, стоимость которого включена в стоимость проездного документа. В купе может быть доставлен заказ, сделанный пассажиром в вагоне-ресторане. Пример в этом отношении поезда «Беларусь» Минск-Москва, «Звязда» Минск-Санкт-Петербург, «Сож» Гомель-Москва, «Белый Аист» Минск- Киев. Стоимость набора питания в вагонах повышенной комфортности для купейных вагонов - 80 000 рублей. Для вагонов СВ - 100000.

В большинстве коробейники торгуют по мелочам. Вещи, которые они предлагают, не портятся, как правило, не требуют гарантии. Почему бы все-таки руководству железной дороги не пойти навстречу и не включить зеленый свет коробейникам? Многие из них не против зарегистрировать свою деятельность. Так они выйдут из подполья, а железная дорога и те, кто пользуется ее услугами, только от этого приобретут.

Борьба с незаконной торговлей в электричках пока терпит фиаско. Несмотря на все штрафы и запреты, число так называемых коробейников стремительно растет. А пригородные поезда превращаются в торговые центры с сомнительным ассортиментом.

За короткую поездку, например, от столицы до Мытищ пассажирам электрички успевают предложить: волшебный клей, спички, тетрадки, книжки, носки, ремни.

"Фактически рыбочистка действует как большая бритва, превращая долгий и нудный труд по чистке рыбы в очень легкое и приятное занятие", - расхваливает товар торговец.

Торговать в электричках сегодня полностью запрещено. Официальные продавцы остались только в поездах-экспрессах. Впрочем, коробейники никуда не делись.

- Вы знаете, что запрещена торговля в электричках?

- Я не продавала.

- Ну мы же видели. Можно посмотреть, что у вас в сумке?

- Нельзя!

- Почему?

- Потому что! - заявляет торговка.

- Я честно торгую, у меня товар непросроченный, все в упаковке.

- А где чеки, разрешение?

- А вам какая разница? - говорит коробейник.

Выскочив на ближайшей остановке, нелегалы спокойно садятся на следующую электричку. Контролеры их не пугают.

"Любой гражданин, имеющий билет, может спокойно осуществлять какую-либо деятельность, и мы как перевозчик повлиять на это не можем. Прав у нас на запрет или на выдворение данного пассажира нет", - признает директор по продажам Центральной пригородной пассажирской компании Сергей Русов.

Обычный вагон превращается в вагон-ресторан, когда сквозь него чередой идут торговцы едой и напитками. Подход к меню - творческий и смелый.

"Курица, фаршированная блинами! Простая котлета по-киевски! Куриный люля-кебаб!" - предлагает торговка.

Еду коробейники в основном готовят сами, а клей с носками берут на подпольных оптовых базах. Одна из них обосновалась прямо у Ярославского вокзала.

- Пришел человек, взял не одну вещь, а, допустим, три - пожалуйста!

- Они незаконно это в электричках продают.

- Ребята, это не мои проблемы, - говорит продавщица.

Ловить коробейников за незаконную торговлю имеют право полицейские. Но о массовых задержаниях что-то не слышно. На днях против начальника взвода полиции на станции "Кусково" возбудили уголовное дело. Следствие подозревает, что он покрывал нелегалов за вознаграждение. Частный случай, или все-таки хроническая болезнь?

Мы предложили стражам порядка совместный рейд на Курском направлении. Волшебство: торговцы в поездах испарились. Через пару дней то же Курское направление проверяем самостоятельно, без оповещения сотрудников полиции. И вот они - знакомые лица с котомками и баулами.

"Спайс один раз предлагали, насвай, алкогольные напитки. Даже такое бывает, не только салфетки. Надо в корне все это убирать", - считает пассажир.

Даже если коробейников ловят и штрафуют, то максимум на 2-3 тысячи рублей. Это средняя выручка любого нелегала в электричке за день. В РЖД уверенны: убрать полностью нелегальную торговлю из электричек поможет только многократное увеличение штрафов. Сумму сейчас обсуждают. Но эксперты уверенны: она должна быть не менее 100 тысяч рублей - чтобы этот бизнес перестал приносить прибыль.

Текст: "Вести-Москва"

В поездах пригородного сообщения хотят ввести полный запрет на торговлю. Также оператору пригородных электричек передадут право самостоятельно удалять нелегальных продавцов - сотрудники получат фото- и видеоустройства, чтобы фиксировать факт торговли в поезде. Столичный департамент транспорта разрабатывает соответствующую законодательную инициативу, которую затем направит в Министерство транспорта. Об этом «Извес­тиям» рассказал первый заместитель руководителя департамента транспорта Москвы Гамид Булатов. Эксперты опасаются, что полный запрет на торговлю в электричках лишь увеличит число нелегальных предпринимателей.

В настоящее время юристы департамента занимаются изучением юридической практики и подготовкой текста документа. Предполагается, что изменения будут вноситься в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» и приказ Минтранса № 473 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа железнодорожным транспортом». Направить официальные документы в Минтранс столичные власти планируют осенью.

Изначально департамент транспорта в качестве одной из мер борьбы с нелегальной торговлей планировал составить список продуктов, разрешенных для розничной продажи в электричках, но затем столичные власти пришли к выводу, что эффективнее будет ввести полный запрет на торговлю в электричках 6000-й нумерации («зеленые» электрички, которые составляют примерно 80% от всех поездов пригородного сообщения).

В ходе обсуждения вопроса с профильными ведомствами и департаментами мы пришли к выводу, что для повышения уровня комфортности в поездах необходимо ввести полный запрет на торговлю в обычных электропоездах (6000-й нумерации), - пояснил Гамид Булатов. - В часы пик наполняемость электричек достигает 150%, а по отдельным направлениям - 180–200%.

В этих условиях продавцы создают неудобство пассажирам. Кроме того, продукция, которой они торгуют, может быть несоответствующего качества и представлять опасность для потребителей - продолжает Гамид Булатов.

Булатов добавил, что вводимый запрет на торговлю в поездах не лишит пассажиров возможности перекусить в дороге - пассажиры могут купить продукты на вокзалах, где есть кафе, аппараты и киоски, работающие абсолютно легально.

Официальный запрет на торговлю все равно могут пытаться обойти нелегальные продавцы. При этом даже сейчас, когда торговать разрешено, поймать их крайне сложно, поскольку удалить таких пассажиров-предпринимателей могут только сотрудники полиции, которых физически не хватает для каждого состава. В связи с этим столичные власти настаивают на необходимости передать перевозчику полномочия по выдворению нелегальных торговцев.

Сейчас прорабатывается возможность наделения сотрудников и представителей перевозчика полномочиями удалять из поездов тех продавцов, которые работают там нелегально. Это будет организовано на основе фото- или видеофиксации с последующей передачей информации в правоохранительные органы для дальнейшего разбирательства, - пояснил Булатов. - Также сейчас совместно с сотрудниками внутренних дел в электропоездах проводятся регулярные рейды.

В настоящее время торговля в электропоездах пригородного сообщения никак законодательно не урегулирована. При этом штраф за торговлю «вне специально отведенных для этого мест» для физических лиц составляет до 5 тыс. рублей, для должностных - до 10 тыс. рублей, для юридических - до 200 тыс. рублей. Если нарушение совершается повторно, штрафы для юрлиц возрастают до 500 тыс. рублей.
В пресс-службе Минтранса «Известиям» пояснили, что они готовы рассмотреть предложение от столичных властей.

Если в результате проработки этого вопроса возникнет необходимость внесения соответствующих изменений в Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, Минтранс будет готов рассмотреть такое предложение, - сказали в пресс-службе.

В Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК), которая является основным оператором подмосковных электричек, подтвердили, что участвуют в подготовке законопроекта совместно с департаментом транспорта.

ОАО «Центральная ППК» выступает за исключительно легальную торговлю и только в экспрессах (комфортных поездах 7000-й нумерации). Ранее компания обращалась в органы государственной власти с инициативой ввести штрафы за нелегальную торговлю с целью урегулировать эту деятельность в пригородных поездах. На данный момент разрабатывается соответствующий законопроект, - рассказали в пресс-службе.

В ЦППК пояснили, что в июле 2014 года компания приняла решение об остановке торговли в обычных электричках, оставив торговлю только в экспрессах. Несмотря на запрет жалобы на нелегальных продавцов все равно продолжают приходить.

В 2014 году пассажиры направили 134 жалобы на нелегальную торговлю в поездах, за I квартал 2015-го - 29 обращений, - отметили в ЦППК. - Несмотря на получение жалоб, компания не имеет прав для удаления из поезда нелегальных торговцев, полномочиями для этого располагает полиция. В свою очередь, сотрудники ЦППК передают в полицию информацию о фактах несанкционированной торговли.
Сейчас в экспрессах официальной торговлей занимается одна организация - Железнодорожная торговая компания. В поездах работает около 50 продавцов, которые торгуют горячими и холодными напитками, чипсами, орехами, шоколадом, мороженым и товарами бытового назначения (ручки, карандаши, фонарики).

Глава департамента торговли и услуг Алексей Немерюк назвал предложение о введении полного запрета на торговлю разумным решением.
- Мы поддерживаем инициативу коллег, потому что считаем, что в электричках не должно быть никакой торговли. Во-первых, встает вопрос о происхождении этих продуктов, а во-вторых, в случае возникновения нештатных ситуаций продавцы со своими сумками и тележками могут заблокировать проходы и мешать эвакуации пассажиров, - считает Немерюк.

По оценкам экспертов, сейчас 90% торговли в электричках носит нелегальный характер - около 2 тыс. продавцов торгуют «на ходу» неофициально. Годовой оборот несанкционированной торговли в электричках Московского транспортного узла составляет 300–500 млн рублей. Специалисты прогнозируют, что запрет на торговлю в электричках приведет к росту нелегальных продавцов.

На практике нелегальный бизнес обычно вытесняют за счет предоставления легальных услуг. Эффективность процесса по борьбе с несанкционной торговлей в разы повышается, когда есть конкуренция с легальными товарами, в качестве которых потребители не сомневаются, - считает Константин Трофименко, директор центра исследований транспортных проблем мегаполисов при ВШЭ.

Руководитель комитета по вопросам потребительского рынка московского отделения «Опоры России» Сергей Рак тоже полагает, что запрет спровоцирует еще больший поток нелегальных продавцов.

Спрос со стороны пассажиров на торговлю в электричках все равно существует, поэтому полный запрет не сможет искоренить нелегальных продавцов, - говорит Рак. - Однако я полностью согласен с тем, что необходимо навести порядок с торговлей «на ходу». Пассажиры должны быть уверены, что продавцы, у которых они приобретают продукцию, имеют на это разрешение, у них есть медицинская книжка и т.д.

По мнению председателя Союза пассажиров Кирилла Янкова, полностью запрещать торговлю нельзя, стоит ограничить и упорядочить список продуктов.
- Есть ряд товаров, без которых пассажирам трудно обойтись во время поездки, например прохладительные напитки и газеты. Их продажу необходимо оставить, - считает Янков.

При этом эксперт отметил, что существует специальное подразделение - транспортная полиция, которая и должна заниматься выявлением нелегальных продавцов.

Это специально обученные люди. На мой взгляд, логичнее увеличить штат транспортной полиции, чем передать полномочия перевозчику, - сказал он.

В свою очередь, руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук полагает, что пассажиры не пострадают от введения запрета на торговлю в электричках.
- Во-первых, я полагаю, что эта инициатива стала ответом на поступающие от граждан жалобы на нелегальную торговлю. К тому же отсутствие постоянных криков и навязывания своей продукции только повысит комфортность поездки, - считает Савчук.

Департамент транспорта Правительства Москвы намерен направить в Минтранс законодательную инициативу о полном запрете мобильной торговли в электричках , пишут «Известия» со ссылкой на первого заместителя столичного транспортного ведомства Гамида Булатова. Юристы департамента планируют подготовить проект поправок к передаче в Минтранс до осени.Для контроля за соблюдением запрета предлагается наделить компании-операторы пригородных поездов правом удалять нарушителей из поездов самостоятельно – сейчас таким правом обладают только сотрудники транспортной полиции. Для того, чтобы удалить нарушителя, контролёрам придётся зафиксировать факт незаконной торговли при помощи фото- или видеоустройства.

Электрички переполнены

– В ходе обсуждения вопроса с профильными ведомствами и департаментами мы пришли к выводу, что для повышения уровня комфортности в поездах необходимо ввести полный запрет на торговлю в обычных электропоездах (6000-й нумерации), – приводят «Известия» слова Гамида Булатова. – В часы пик наполняемость электричек достигает 150%, а по отдельным направлениям – 180-200%.

Покупать в электричках продукты небезопасно

В департаменте считают, что торговцы создают пассажирам неудобства, а контроль за качеством продаваемой продукции фактически не осуществляется. Так, продукты питания и напитки, представляющие основу ассортимента торговцев в электричках , могут быть ненадлежащего качества и представлять опасность для потребителей. Однако, как отмечает Булатов, «вводимый запрет на торговлю в поездах не лишит пассажиров возможности перекусить в дороге - пассажиры могут купить продукты на вокзалах, где есть кафе, аппараты и киоски, работающие абсолютно легально».

Правовой базы торговли в электричках не существует

На сегодняшний день торговля в пригородных электричках не имеет никакого законодательного регулирования. Закон предусматривает лишь штраф за торговлю «вне специально отведенных для этого мест» (для физических лиц он составляет до 5 тыс. рублей, для должностных - до 10 тыс. рублей, для юридических - до 200 тыс. рублей), который, впрочем, напрямую торговцев в поездах не касается, а поэтому затрудняет регулирование их деятельности. Кроме того, регистрировать правонарушение могут лишь сотрудники транспортной полиции, которые не всегда оказываются поблизости.

В федеральном Минтрансе готовы поддержать инициативу московского департамента транспорта: – Если в результате проработки этого вопроса возникнет необходимость внесения соответствующих изменений в Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, Минтранс будет готов рассмотреть такое предложение, – приводят «Известия» комментарий пресс-службы министерства.

Мнение эксперта

Аналитик Центра энергетических исследований Дмитрий Мальцев прокомментировал в интервью изданию «Деловые Новости » возможный запрет на торговлю в поездах пригородного сообщения:

С проблемой регулирования торговли в пригородных поездах действительно следует разобраться: эта сфера коммерции фактически никем не контролируется, а потому может представлять угрозу для потребителей – в данном случае, пассажиров. Кроме того, с учётом переполненности поездов на наиболее популярных направлениях становится очевидно, что мобильная торговля чем бы то ни было создаёт дискомфорт для пассажиров, которые и без того нередко вынуждены всю дорогу ехать, стоя в проходе между сиденьями или в тамбуре.

Вопрос, как именно нужно эту сферу регулировать, на мой взгляд, гораздо более комплексный, чем может показаться на первый взгляд. В частности, решение о тотальном запрете такой торговле является неоптимальным: этот бизнес имеет многомиллионный ежегодный оборот, что подтверждает наличие спроса на его услуги. В отсутствие легальных альтернатив (конечно, таковой нельзя считать упомянутую торговлю на вокзалах – это разные услуги) тотальный запрет торговли в поездах пригородного сообщения лишь приведёт к увеличению количества нелегальных торговцев и усилению коррупционного потенциала данной сферы деятельности.

Кроме того, представляется, что контролёрам будет сложно доказать факт нелегальной торговли – ничто не мешает торговцу при виде контролёра (а их появление в вагоне в пригородных поездах предваряется, как правило, потоком «зайцев», следующих в другой конец состава) просто, условно говоря, замолкать – попробуй докажи, что это не просто пассажир. Скрытая съёмка, естественно, остаётся под запретом.

Для эффективного противодействия нелегалам нужно сначала создать легальную альтернативу. Например, официальных торговцев с товарами первой необходимости в пути, как это сделано в поездах-экспрессах. Причём формат «продавца с тележкой» можно заменить, например, на вендинговые автоматы в первом и последнем вагонах.

В конце прошлого года московские власти в очередной раз решили взяться за несанкционированную торговлю в электропоездах. Как писали тогда «Известия», к весне 2015 года департамент транспорта Москвы собирался обратиться с законодательной инициативой по регуляции стихийной торговли в Минтранс. Дошло ли дело до реального воплощения, или документ (если он вообще существует) всё ещё бродит по инстанциям - пока неизвестно.

Право на выживание

Обуздать нелегальных коробейников власти пытаются давно. По оценкам руководителя комитета по экономике московского отделения организации «Опора России» Алексея Канадского, до 90% всей торговли в электричках Московского региона находится вне закона. Управляют ей давно существующие крупные объединения — изначально полукриминальные, позже они частично легализовались и вошли в правовое поле.

В 2011 году ОАО «РЖД» сделало робкую попытку подмять под себя рынок: компания ввела правило, по которому на одном пригородном полигоне официально может торговать только одна компания. Московскую зону поделили между двумя конторами, в штате которых числилось на тот момент 400 человек. Нелегальным торговцам это пришлось не по душе: очень скоро на официальных торговцев, которых заставили носить форменную одежду и бейджи, начали нападать конкуренты. В итоге в московских электричках установилось равновесие - нелегалы никуда не делись и продолжают торговать барахлом наравне с коллегами в форме.

Для того, чтобы найти на них управу, нужно менять федеральные законы, сетуют чиновники. Сейчас любой человек с разрешением на торговлю и проездным билетом может свободно торговать в электричках, то же самое относится и к людям, нанятым юридическим лицом. Штрафы, которые теоретически угрожают за торговлю вне отведённых для этого мест - 5 тысяч рублей для физического лица, 10 тысяч для должностного и 200 тысяч для юридического - суды предпочитают не выписывать из-за неких юридических моментов. Реально торговцам угрожает только самоуправство полицейских, с которыми, конечно, у пригородных Рокфеллеров всё давно на мази.


Департамент транспорта в вышеупомянутой предновогодней инициативе предложил упорядочить не только сам факт торговли, но и ассортимент товаров, которыми торгуют продавцы. В частности, чиновники планируют составить список запрещённых к реализации товаров, однако что именно туда войдёт, они пока озвучили. Эксперты предположили, что под запрет попадут алкоголь, снеки, которые засоряют вагон, в частности, семечки, сложная техническая продукция, а также ещё некоторые товарные категории. В разрешённых же, помимо прочего, наверняка окажутся сезонные товары - от рассады в Подмосковье до пляжных тапочек на курортах. То есть то, на чём сейчас успешнее всего зарабатывают нелегалы.


Как всё устроено

По оценкам экспертов и самих участников стихийного рынка, сейчас в московской пригородной зоне нелегально торгует около двух тысяч человек. Большая часть из них работает в бригадах, отдавая часть выручки хозяину, меньшая - на себя.

Зоны влияния бригад чётко разделены: каждая окучивает своё направление в строго очерченных границах. Залезание на поляну конкурентов, мягко говоря, не поощряется: бизнес всё так же околокриминальный, можно и на телесные повреждения нарваться. Музыканты и попрошайки работают отдельно и к торговым бригадам отношения не имеют.


Товар продавцы организованно закупают у оптовиков, исходя из собственных представлений о ведении бизнеса. Оптовики, в свою очередь, давно уже жалуются на отток клиентов в доступные гипермаркеты, где мелочёвка стоит зачастую даже дешевле, чем в электричках. Талант продажника вообще крайне важен в этом деле - чтобы продавать такие залежи сомнительного товара, нужно тонко разбираться в человеческой психологии и не тушеваться, привлекая к себе внимание не всегда дружелюбной толпы. Разницу торговцы кладут в карман, предварительно отстегнув бригадиру.

В день коробейники получают 1000-3000 рублей, в зависимости от умения подобрать и затем втюхать товар. Для этого им приходится проехать в 8-10 электричках, на что в среднем уходит часов восемь. В поездах все торговцы соблюдают несколько негласных правил: не перебивают уже начавшего речь коллегу, выдерживают интервал, чтобы не раздражать пассажиров, и сообщают друг другу об очередной полицейской облаве. Как правило, в результате таких рейдов торговец отделывается либо «штрафом» в карман представителя власти, либо потерей дневной партии товара в недрах полицейского участка. Железнодорожным же контролёрам дела до продавцов нет - главное, чтобы билет был.



***

В 2008 году «Коммерсант» оценивал рынок нелегальной торговли в электричках московской пригородной зоны в $4,5 млн ежегодно. В 2014 источники «Известий» называли величину годового оборота торговли в той же зоне в 500 млн руб. В обоих вариантах - рынок внушительный, и РЖД вряд ли отстанет от этой потенциально прибыльной темы. Только изменится ли тогда что-то в пригородных поездах?

О бизнесе "на колёсах" рассказывал Алексей Максимук