Русские народные инструменты. Народный оркестр

Инструменты русского народного оркестра Презентация Федотова Алексея о бучающегося объединения «Солисты» МОУ ДОД «ЦДОД» Заводского района города Саратова Руководитель: Федотов Игорь Юрьевич

Первый оркестр русских народных инструментов О ркестр русских народных инструментов - оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты. Первый подобный коллектив был создан в 1888 году в Санкт-Петербурге балалаечником Василием Васильевичем Андреевым как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и за рубежом получивший название «Великорусского оркестра». После Октябрьской революции оркестры русских народных инструментов получили широкое распространение, и существовали практически повсеместно: в концертных организациях, домах культуры, клубах и т. п. Репертуар русских народных оркестров включает обычно обработки русских народных песен и переложения сочинений, написанных для других составов, но также и произведения, написанные специально для них. Современные оркестры русских народных инструментов - серьёзные творческие коллективы, выступающие на крупнейших концертных площадках в России и за границей.

Группа балалаек Название «балалайка» происходит от слова «балакать», «пустозвонить ».

Балалайка прима Балалайка секунда

Балалайка альт Балалайка бас

Контрабас

Группа домр Домра – с таринный струнный щипковый инструмент.

Домра пикколо Домра малая

Домра альт Домра бас

Баян Бая́н - русский язычковый кнопочно -пневматический музыкальный инструмент с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым (аккордовым) или готово-выборным аккомпанементом на левой. Современная разновидность ручной гармоники.

Гусли Гу́сли (др.-рус. гусли, связанное с гудеть) - различные по конструкции и происхождению струнные музыкальные инструменты, распространённые в России. В древности гуслями могли называться все струнные музыкальные инструменты.

Гусли клавишные Гусли крылавидные

Группа духовых инструментов П ринцип игры основывается на посылании направленной струи воздуха в специальное отверстие и для регулировки высоты звучания закрывания специальных отверстий клапанами. На ранних этапах своего развития эти инструменты изготавливались исключительно из дерева, откуда исторически и получили своё наименование.

Жалейки Свирель

Группа ударно-шумовых инструментов Звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) [молоточков, колотушек, палочек и т. п.] по звучащему телу (мембране, металлу, дереву и др.). Самое многочисленное семейство среди всех музыкальных инструментов.

Музыкальные ложки Рубель

Трещотка Круговая трещотка

Спасибо за внимание

Цели урока :

  • познакомить с составом народного оркестра, с тембрами народных инструментов;
  • учить внимательно слушать музыкальные произведения от начала до конца, воспринимать музыку, проникаться её эмоциональным содержанием, делать посильный разбор произведения;
  • формировать навыки исполнительских приёмов на простейших музыкальных инструментах;
  • побуждать интерес к инструментальному творчеству и музицированию в оркестре;
  • воспитывать чувство единения, любовь к музыке.

Оборудование :

  1. Изображение инструментов симфонического оркестра (с обратной стороны доски)
  2. Мультимедийное оборудование
  3. Музыкальные инструменты: баян, гармонь, балалайка, домра, шумовые.
  4. Словарь эмоциональных терминов.
  5. Подарок на каждого «чудо – остров».
  6. Гр. записи:
  • Приветствие.
  • «Светит месяц», р.н.п.;
  • «Калинка», р.н.п.;
  • «Во поле берёза стояла», р.н.п.;

Ход урока

I. Организационный момент .

1. Музыкальное приветствие.

2. Слово учителя.

Музыка – волшебная страна
Пусть тебе откроется она!
Обо всём, что слышишь ты вокруг.
Музыка тебе расскажет, друг!

ІІ Основная часть урока .

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие на один волшебный остров. Сели все поудобнее, итак, в путь.

А вот вдалеке уже виднеется этот остров. Интересно, кто же живёт на нем?

Заглянем туда?

Давайте заглянем.

Ребята! Посмотрите, какое необычайное чудо – дерево растёт на этом острове. Давайте рассмотрим его повнимательнее. Плоды какие – то интересные растут на нем, фрукты это или овощи, понять никак не могу?

2. Работа с загадками.

Точно! Это же музыкальные инструменты! Давайте рассмотрим их повнимательнее.

Ребята, а вы сможете угадать о каком инструменте я буду вам говорить?

Давайте попробуем:

В руки ты её возьмёшь;
То растянешь, то сожмёшь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
(Гармонь, баян )

А это что за инструмент? Угадаете?

Ой, звенит она, звенит!
Всех игрою веселит
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
(Б алалайка, домра )

Молодцы! Хорошо справляетесь! А сейчас послушайте ещё одну загадку:

Очень весело поёт,
Если дунете в неё,
Вы все в неё играете
И сразу отгадаете.
(Дудочка, рожок, жалейка )

Несколько слов об этих инструментах.

Ребята, а может кто то из вас знает, к какому виду музыкальных инструментов все они относятся?

Правильно! Конечно же все эти инструменты входят в состав народного оркестра.

Несколько слов о народном оркестре.

Ребята, а как вы думаете, когда эти инструменты заиграют, то что мы услышим?

Правильно, мы услышим звук. А хотите послушать как они звучат?

Сядьте все как слушатели. Мы послушаем с вами в исполнении этих инструментов русскую народную песню «Светит месяц». Слушайте внимательно, а потом мне расскажете звуки каких инструментов вы услышали.

3. Слушание р.н.п. «Светит месяц».

4. Беседа по прослушанному.

Звуки каких музыкальных инструментов вы услышали?

Понравилась ли вам музыка? А чем она вам понравилась?

Какое настроение вызвала у вас эта музыка?

Ребята, а вы хотели бы стать участниками такого вот инструментального народного оркестра?

Хорошо, ребята вы сегодня станете участниками, т.е. исполнителями народного оркестра, но если только отгадаете несколько загадок. Вы согласны?

Итак, слушаем загадку:

Слушаем следующую загадку:

Каким инструментом можно и щи хлебать, и музыку играть? (Ложки )

Несколько слов об этом инструменте.

Ребята, а когда мы играем на барабане, на ложках, то что мы слышим?

Да, правильно, мы слышим шум, и поэтому эти инструменты называют – шумовые. К шумовым инструментам так же относятся и трещётки, и маракасы, и колокольчики.

Все эти инструменты так же входят в состав народного оркестра.

Итак, у нас есть все необходимые инструменты и мы сейчас попробуем подыграть народному оркестру русскую народную песню «Калинка».

5. Исполнение в ансамбле с учителем р.н.п. «Калинка».

6. Беседа.

Ну, что, понравилось вам быть исполнителями народного оркестра?

А каким стало ваше настроение?

Эх, оркестр народный,
Раздольно – хороводный!
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую,
Если песню грустную –
Грусть в душе почувствую!
То он плачет,
То хохочет –
С нами делает,
Что хочет.

Вот такое замечательное стихотворение сочинил про народный оркестр Леонид Яковлев.

- «То он плачет, то хохочет…» Как вы понимаете эти слова?

Так, значит народный оркестр исполняет музыку разного характера: и весёлую, задорную, и грустную, и спокойную, хороводную.

Наши девочки для праздника готовили хоровод под музыку р.н.п. «Во поле берёза стояла». Давайте попросим их, чтобы они показали нам своё выступление, а мы с вами подпоём им и подыграем с помощью инструментов, которые у вас на столах. Согласны?

Итак, приготовились.

7. Исполнение в ансамбле с учителем р.н.п. «Во поле берёза стояла».

8. Беседа.

- Ну как, понравилось вам?

Да, ребята, как же хорошо нам на этом чудо-острове, но всё таки пора возвращаться домой. А чтобы путь домой был удачным, чтобы по пути нам не встретились пираты, мы должны выполнить небольшое задание. На дереве растут музыкальные инструменты, а вы ничего такого не заметили?

Правильно здесь растут не только инструменты, входящие в состав народного оркестра, но и инструменты симфонического оркестра.

Так вот задание следующее: мы должны отправить каждый инструмент в свой оркестр.

Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданием, и вот мы дома.

ІІІ. Итог урока .

Скажите, вам понравилось сегодняшнее путешествие? А чем оно вам понравилось?

Что вам запомнилось больше всего?

(Отметить детей.)

Весь урок мы пели и плясали,
И от счастия кружится голова,
Потому что каждый понимает,
Рядом с нами музыка была.
Пусть музыка повсюду путь нам открывает,
Ни капли грусти и фальшивых нот,
А только радостный, уверенный аккорд.
Пусть вечно длится музыки урок!

На этом наш урок окончен, всем спасибо за работу!

Материал из Юнциклопедии


Многие народы имеют не только любимые инструменты, но и оркестры из этих инструментов. Они могут быть однородными, включающими иструменты одного вида, например оркестр итальянских мандолин, украинских бандур, и смешанными - из различных типов национальных инструментов. Издавна существуют традиционные составы инструментальных ансамблей народных инструментов: троисти музыкы - на Украине; в Молдавии и Румынии - тараф; сазандари распространен в Азербайджане, Армении, Грузии, а также в Иране и других странах Ближнего Востока; гамелан - в Индонезии и др.

Один из наиболее популярных национальных оркестров - русский народный оркестр. Его основоположник - выдающийся энтузиаст возрождения русских народных инструментов, блестящий мастер игры на балалайке, композитор и дирижер В. В. Андреев. Оркестр возник из маленького ансамбля - «Кружка любителей игры на балалайках», состоявшего из 8 человек. Постепенно ансамбль увеличивался в своем составе: к балалайкам добавились домры, гусли, ударные, и в 1896 г. коллектив был переименован в Великорусский оркестр.

Вскоре после своего создания Великорусский оркестр приобрел известность как в России, так и далеко за ее пределами. Триумфальным успехом пользовались гастроли коллектива в США, Франции, Германии, Англии. Репертуар включает обработки народных песен и плясок, переложения музыкальной классики, сделанные композитором Н. П. Фоминым, а также сочинения Андреева. И сегодня вы можете послушать андреевские вальсы, полонезы, мазурки, обработку русской народной песни «Светит месяц». В 1905 г. А. К. Глазунов специально для оркестра написал «Русскую фантазию», положив тем самым начало созданию в этом жанре значительных, масштабных произведений.

Состав современного русского народного оркестра включает 4 основные группы: домр, балалаек, баянов (или оркестровых гармоник) и ударных инструментов. Помимо этого в оркестр входят гусли (клавишные, иногда клавишные и щипковые), вводятся дополнительные инструменты - флейта, гобой и их разновидности, народные духовые - рожки, брелка, жалейка и т. д.

Много интересных коллективов образовалось после Велдарй Октябрьской социалистической революции Доступность начального освоения входящие в оркестровый состав инструментов, соответствие возможностям народной песни способствовали их популярности. Повсеместно в клубах и Домах культуры стали создаваться различные самодеятельные оркестры, порою весьма большие по составу. Так, на 1-й музыкальной рабочей олимпиаде, проведенной в 1927 г. в Ленинграде, участвовал русский народный оркестр численностью в 1500 человек.

Ведущие профессиональные коллективы - Государственный академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова в Москве, Русский народный оркестр Ленинградского телевидения и радио имени В. В. Андреева, Академический народный оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Национальные оркестры и ансамбли есть во всех республиках нашей страны: в Казахстане - Государственный оркестр народных инструментов имени Курмангазы, в Молдавии - оркестр народных инструментов «Флуераш», Государственный белорусский оркестр народных инструментов имени И. И. Жиновича, оркестр народных инструментов Таджикского радио и телевидения, Киевский оркестр украинских народных инструментов и др. Широко развита сеть самодеятельных оркестров народных инструментов, оркестров в музыкальных учебных заведениях.


Якутский музыкальный колледж (училище) им. Жиркова
РЕФЕРАТ
по предмету: Народная музыкальная культура
на тему: Инструменты русского народного оркестра
Выполнила:студентка 1 курсаВокального отделения,Хисматулина Фаина ТахировнаПреподаватель:Давлетова Розалия Рашитовна
Якутск, 2016
Содержание:
Введение
Классификация инструментов по источнику звука и способу звукоизвлечения:
Струнные русские народные инструменты
Духовые русские народные инструменты
Ударные русские народные инструменты.
Состав оркестра русских народных инструментов:
Струнные
Духовые
Ударные
3.Заключение
Введение
Первые русские народные музыкальные инструменты возникли еще в незапамятные времена. О том, на чем играли наши предки, можно узнать из картин, рукописных брошюр и лубков. Некоторое количество инструментов было найдено во время раскопок, и теперь уже ни у кого не может быть сомнений, что они действительно были распространены на Руси. Наши предки жить не могли без музыки. Очень многие из них умели самостоятельно изготавливать простейшие инструменты, которые затем передавались по наследству.
Оркестр русских народных инструментов – это оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а так же гусли, баяны, жалейка и другие русские народные инструменты.Первый подобный коллектив был создан в 1888 году в Санкт-Петербурге балалаечником Василием Васильевичем Андреевым как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и за рубежом получивший название «Великорусского оркестра». После Октябрьской революции оркестры русских народных инструментов получили широкое распространение, и существовали практически повсеместно: в концертных организациях, домах культуры, клубах и т.п.
Репертуар русских народных инструментов включает обычно обработки русских народных инструментов и переложения сочинений, написанных для других составов, но также и произведения, написанные специально для них.
Современные оркестры русских народных инструментов – серьезные творческие коллективы, выступающие на крупнейших концертных площадках и России и за границей.
Классификация инструментов
по источнику звука и способу звукоизвлеченияВ соответствии с источником звука русские народные инструменты делятся на:
- Струнные (Хордофоны)
- Духовые (Аэрофоны)
- Оболочкозвучащие (мембранофоны)
- Самозвучащие (с определенной высотой звука и неопределенной)
а. Струнные народные инструменты
Щипковые народные инструменты
К щипковым народным инструментам (звук извлекается защипыванием струны) относятся инструменты грифные, или танбуровидные – домра, балалайка и безгрифные – различные виды гуслей. На первых высота звука изменяется, в основном, укорочением струн на грифе пальцами левой руки при их защипывании или тремолировании, а на вторых – в результате перебора струн и быстрого проведения по ним пальцами рук или специальной пластинкой – медиатором (плектром).
Балалайка – щипковый инструмент украинского происхождения (вероятно, происходит от старой русской домры). Она была известна уже в эпоху Петра I. Для нее характерна треугольная форма корпуса. В верхней деке сделан круглый вырез.
Балалайка имеет три струны, настроенные по квартам, но у некоторых инструментов две нижние струны настроены в унисон.
В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас – функцию баса.

Домра - русский народный струнный щипковый инструмент. Домра имеет корпус полусферической формы. Защипывание струн производится при помощи медиатора. Характерным приёмом звукоизвлечения является тремоло. Существуют два вида домр: трёхструнная (русская) домра с квартовым строем, традиционно использующаяся в России, и четырёхструнная домра с квинтовым строем, получившая наибольшее распространение в Белоруссии и на Украине. Домра используется для сольного исполнительства (домра малая, прима) и в составе ансамблей и оркестров русских народных инструментов.

Гусли – различные по конструкции и происхождению струнные музыкальные инструменты, распространённые в России. Наиболее древним русским струнным щипковым инструментом являются гусли лирообразные. В древности гуслями могли называться все струнные музыкальные инструменты. Традиционно различают несколько видов щипковых гуслей, которые связанны между собой общим названием, при этом являются разными инструментами.
В состав русского народного оркестра входят клавишные и звончатые гусли.
Устройство, внешний вид и диапазон клавишных гуслей схож со щипковыми, но все струны расположены в одной плоскости, а над струнами имеется ящик с системой глушителей – демпферов. Управляют всей этой системой при помощи 12 клавиш одной октавы фортепьянной клавиатуры, находящейся на краю демпферного ящика. При нажатии на клавишу поднимается связанный с ней демпфер и открывает соответствующие данному звуку струны сразу во всех октавах. Чаще всего на клавишных гуслях играют арпеджированные аккорды. Правой рукой исполнитель проводит медиатором (тонкой пластинкой с заостренным концом) по струнам, а левой нажимает на необходимые клавиши. С помощью педали, расположенной у клавиш, сразу поднимаются все демпфера. При нажатой педали клавишными гуслями можно пользоваться как щипковыми.
В современном русском народном оркестре используется именно этот тип гуслей; в профессиональных коллективах встречается дуэт щипковых и клавишных гуслей.
Гусли звончатые – прямые наследники древних крыловидных гуслей. Они обычно имеют форму трапеции. При игре исполнитель держит их на коленях, извлекая звук несколькими способами: защипывает струны пальцами обеих рук либо только правой рукой, а левой приглушает струны; пользуется плектром, тогда звук становится особенно звонким. Играют на этих гуслях и бряцанием, как на балалайке.

Б. Духовые русские народные инструменты
Источником звука здесь является поток воздуха. По способу звукоизвлечения группа подразделяется на свистковые, язычковые и мундштучные.
К свистковым русским народным инструментам относятся различные продольные дудочки.
Одноствольная дудка – продольная трубка, обычно с шестью игровыми отверстиями, дающими диатонический звукоряд.
Двуствольная дудка (ее так же называют двойчаткой, двойницей или свирелью) на каждой трубке обычно потри отверстия, дающие звукоряды, находящиеся в квартовом соотношении.
Кугиклы (кувиклы, кувички) – многоствольные дудки – это несколько дудочек, обычно от двух до пяти игровых отверстий, с диатоническим звукорядом и небольшим диапазоном в пределах квинты.
Окарины – пустотелые керамические фигурки, обычно в виде птицы или животного, с двумя-тремя игровыми отверстиями, в некоторых инструментах – до десяти, с диатоническим звукорядом в пределах ноны.
Свирель – древний духовой музыкальный инструмент, род продольной флейты. Иногда он может быть двуствольным, при этом один из стволов имеет обычно длину 33-35 см, второй – 45-47 см. В верхнем конце ствола- свистковое устройство, в нижней части – по 3 боковых отверстия для изменения высоты звуков. Изготавливается из дерева, имеющего мягкую сердцевину: бузины, ивы, черемухи. Предполагается, что этот инструмент перекочевал в Россию из Древней Греции.
Язычковые духовые инструменты
Звук возникает в результате колебания язычка – металлической пластинки. Могут быть двух типов: бьющие язычки (во время подачи воздуха язычок ударяет по краям прорезей), с проскакивающими, обычно металлическими язычками (издают один звук, соответствующий частоте колебаний самой металлической пластинки). Проскакивающие язычки являются основой гармоник – от простейших конструкций гармоней до современных концертных баянов и аккордеонов.
К бьющим язычкам относятся:
Жалейка – дудочка с небольшим количеством игровых отверстий.
Волынка – язычковый духовой инструмент с особым резервуаром для воздуха, или мехом. Воздух нагнетается в мех ртом либо с помощью специальных полостей, управляемых рукой исполнителя. Поскольку трубки инструмента издают звук благодаря потоку воздуха из меха, а не изо рта, исполнитель может дышать во время игры и таким образом не прерывать звучания. Мех обычно изготовлялся из шкуры животного, в которую вставляется шантер, или мелодическая трубка с пальцевыми отверстиями.У русской волынки – двойной шантер со сделанными из рога раструбами.История возникновения волынки неясна, но очевидна родственность ее с теми инструментами, в которых вся трость берется внутрь рта. Волынки были известны еще во времена Древнего Рима.

Аккордеон – духовой язычковый инструмент, ручная гармоника. В русской традиции обычно принято называть только инструменты с правой клавиатурой фортепьянного типа (обычно несколько тембровых регистров) – в отличие, например, от баяна. Однако иногда встречается и наименование «кнопочный аккордеон». Некоторые его разновидности называют баяном.

Баян – духовой язычковый музыкальный инструмент, разновидность гармоники с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым аккордовым аккомпанементом на левой; назван в честь древнерусского певца-сказителя Бояна.Современный баян оснащён пятирядной правой клавиатурой с регистрами-переключателями и готово-выборной шестирядной левой и обладает отличными художественно-исполнительные возможностями, позволяет играть не только простейшие мелодии, но и шедевры мировой классики.
Баян состоит из трёх частей – правый полукорпус, левый полукорпус, меха. Фактически, баян является разновидностью аккордеона. Причём выделяют эту разновидность как отдельный инструмент (боян) только в России (и странах СНГ). В других же странах этот инструмент остаётся аккордеоном.
Мундштучные духовые инструменты
Звук вызывается вибрацией напряженных губ исполнителя, прикладываемых к узкому концу трубки или к мундштуку.
Пастуший рожок – деревянная трубка с мундштуком, раструбом и небольшим количеством игровых отверстий(чаще всего 5-6). Рожки часто используются в ансамблях и могут иметь различные размеры и тесситуру.

Пастушья труба – древний духовой инструмент. Изготавливался либо из коры деревьев, либо из двух выдолбленных половинок, обернутых берестой. Не имеют игровых отверстий.
Рог – это изогнутый канонический инструмент, в котором звук производится посредством вибрации губ исполнителя. Самые простые разновидности изготовляются из рогов животных, и именно рога животных послужили образцом для иных разновидностей примитивных рогов. Вдувание воздуха может производиться с конца либо сбоку; мелодический объем инструментов без пальцевых отверстий весьма ограничен. Они широко используются в сигнальных и ритуальных целях.
в. Ударные русские народные инструменты
Оболочкозвучащие
Источник звука – упругая мембрана, колеблющаяся в результате удара по ней. Среди русских мембранных инструментов наиболее известен бубен – в виде деревянного обруча, одна сторона которого обтянута кожаной мембраной. В отверстия стенок обруча обычно вставляются маленькие металлические тарелочки, дополняющие звучание бубна звенящими призвуками.

Самозвучные (с определенной высотой звука)
В качестве исконно русского инструмента широко известны колокола. На протяжении многих веков формировались на Руси самые различные виды колокольных звонов, характерных большой мелодической и ритмической самобытностью – праздничные, набатные, встречные, проводные, похоронные и т.д.
Колокола средних размеров и колокольчики включены уже давно в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определенную звучность. Колокола бывают различных величин и всех строев. Чем колокол больше, тем ниже его строй. Каждый колокол издает только один звук. Партия для колоколов средних размеров пишется в басовом ключе, для колоколов малых размеров - в скрипичном. Колокола средних размеров звучат октавой выше написанных нот.

Дровá – русский народный ударный музыкальный инструмент наподобие ксилофона. Состоит из небольших деревянных брусков («поленьев» или «полениц») полукруглой формы, одинаковой толщины, но разной длины, скреплённых между собой верёвкой. На внутренней (плоской) стороне каждого бруска выдалбливают резонирующую полость. Точную подстройку брусков под определённый музыкальный тон делают, подгоняя глубину полости – чем полость глубже, тем ниже звук. Готовые бруски покрывают лаком и соединяют верёвками. Играют на «дровах» молоточками, сделанными из твёрдых пород дерева.

Самозвучные (с неопределенной высотой звука)
В русской этнической среде наибольшей популярностью пользовались ложки – в виде деревянных столовых ложек с несколько удлиненными рукоятками, к которым иногда привязываются бубенчики.Большой популярностью так же пользуются также трещотки – чаще всего, в виде деревянных столовых ложек с несколько удлиненными рукоятками, к которым иногда привязываются бубенчики.
Коробочка – это очень скромный, но важный инструмент русского народного оркестра. Это небольшой, продолговатый, тщательно обструганный и даже отшлифованный со всех сторон деревянный кленовый или берёзовый брусок с небольшой полостью под верхней частью корпуса, которая служит резонатором. Звук извлекают барабанными или ксилофонными палочками. Коробочкой подчёркивают отдельные ритмические точки, имитирующие цоканье копыт.
Шаркун – в народе его ещё называют шаркунок или шергунок. Сейчас этот инструмент можно встретить у нас, на Севере. Это плетёные берестяные или складные деревянные погремушки, в которых «звучит» насыпанный внутрь сухой горох. Иногда шаркунок делали как головоломку: его деревянные детали, ступенчатые, похожие на современный «конструктор», плотно подгоняли друг к другу. Их складывали в ребристую шишку. А в пустоты внутри головоломки вкладывали бусины или горох.

Для академического инструментария важно, что все мембранные и самозвучащие (за исключением варгана) составляют группу ударных инструментов оркестра, в частности русского народного. Способ звукоизвлечения на них - удар - практически оказывается существеннее, чем источник звука. Поэтому в музыке нотной традиции представляется, гораздо более важным классифицировать ударные инструменты не на мембранные и самозвучащие, а на инструменты с определенной высотой звука (литавры, колокола, колокольчики, вибрафон и др.) и с неопределенной высотой звука (бубен, большой и малый барабан, треугольник, тарелки, ложки, трещотки и проч.)Состав оркестра народных инструментов
Группы инструментов русского народного оркестра
Ударные:ЛожкиШаркунКоробочкаКопытцеТрещетки Дрова (аналогичны ксилофону)
Духовые:СвирельОкарина БречкаЖалейкаРожокВолынка

Язычково-меховые:ГармоньБаян
Струнные:
ГуслиДомраБалалайка

Оркестр русских народных инструментов обычно включает в себя следующие инструменты (в порядке расположения в партитуре и примерного количества исполнителей):
- Трёхструнные домры: пикколо, малые (6―20), альтовые (4―12) и басовые (3-6)
- Духовые инструменты:
Русского происхождения – свирели, жалейки, волынки, владимирские рожки (в настоящее время редки в составе оркестра).
Европейские – флейты, гобои (используются чаще, так как обладают тембром, почти идентичным русским инструментам, но бо́льшим диапазоном), иногда включаются медные духовые.
- Оркестровые гармоники – в большинстве случаев используются современные баяны (от двух до пяти): обычно половина из них исполняет мелодию, остальные – басовые партии. В некоторых оркестрах могут также использоваться региональные варианты двухрядных гармошек: «ливенки», саратовские, «хромки» и т.д.
- Ударные инструменты
Русского происхождения – бубенцы, ложки, трещотки, бубен и т.п.Европейские – литавры (первоначально Андреев планировал ввести в оркестр родственные им накры, однако этот инструмент из-за некоторого несовершенства своей конструкции быстро вышел из употребления), колокольчики и другие (аналогично симфоническому оркестру).
- Гусли клавишные и звончатые
- Балалайки: примы (3-6), секунды (3-4), альтовые (2-4), басовые (1-2) и контрабасовые (2-5.)
Заключение
Сто лет назад впервые в музыкальной практике был создан национальный по составу инструментов русский оркестр, ставший органичной частью профессиональной художественной культуры и вместе с тем – частью массового музыкального быта. В этом его большое просветительское значение: сегодня русский народный оркестр является важным средством активного приобщения к музыке широких слоёв населения. Отсюда ясно, насколько важна роль русских народных оркестров в современной музыкальной культуре.
До наших дней дошли многочисленные свидетельства большого разнообразия русского музыкального инструментария. Здесь и струнные щипковые, и смычковые, и духовые, и ударные инструменты. С изменением социальных условий, жизненного уклада менялись и видоизменялись музыкальные инструменты. Некоторые получили широкое распространение по всей стране, некоторые только в определённой местности. Основой народного инструментального искусства является коллективность. Идея возрождения коллективной игры на русских народных инструментах возникла у В.В. Андреева не случайно.
Даже краткий обзор фактов истории свидетельствует о глубокой исторической почвенности ансамблевого музицирования в России. Создание Андреевым Русского оркестра было уникальным явлением, ведь никогда ранее ни в отечественной, ни в зарубежной практике не существовало оркестра, инструментарий которого был бы столь доступен для начального освоения, и именно на этом моменте Андреев акцентировал особое внимание. Оркестровое исполнительство на русских народных инструментах имеет богатые традиции. В настоящее время этот жанр занимает видное место в музыкальной культуре. Сегодня можно с уверенностью сказать, что искусство оркестрового исполнительства на русских народных инструментах находится на подъеме.
Источники информации
Антонин Модр «Музыкальные инструменты».
«Музыкальные инструменты мира» (Иллюстрированная энциклопедия).
Интернет: www.aveclassics.net, «Википедия».