Произведения в которых звучит тема страха. Аргументы из литературы по направлению «Смелость и трусость

Тема материнского страдания в поэме Ахматовой Реквием

Поэма А. Ахматовой «Реквием» - особое произведение. Это напоминание о всех прошедших неслыханные испытания, это взволнованная исповедь исстрадавшейся человеческой души. «Реквием» - это летопись 30-х годов ХХ века. У Ахматовой спросили, сможет ли она это описать. Спросила незнакомка, стоя в очереди в тюремном коридоре. И Ахматова ответила утвердительно. К теме увековечения своего страшного времени она шла давно, с тех самых пор, когда впервые был арестован ее сын. Это был 1935 год. А потом были еще аресты. То, что выходило из-под ее пера в эти годы, продиктовано не одним лишь личным материнским горем - это горе миллионов, мимо которого Ахматова не могла пройти равнодушно, иначе она не была бы Ахматовой…

Поэтесса, стоящая в тюремной очереди, пишет не только о себе, а обо всех женщинах-матерях, говорит о «свойственном всем нам оцепенении». Предисловие к поэме, как и эпиграф, - ключ, помогающий понять, что эта поэма написана, как когда-то «Реквием» Моцарта, «по заказу». Женщина с голубыми губами просит ее об этом как о последней надежде на некое торжество справедливости и правды. И Ахматова берет на себя этот «заказ», этот столь тяжкий долг, нимало не колеблясь, - ведь она будет писать обо всех, в том числе и о самой себе.

У Ахматовой забрали сына, но она поднялась над собственным материнским страданием и создала поэму о страданиях Матери вообще: Марии - по Иисусу, России - по миллионам погибших ее детей. В поэме показано единство всех женщин - всех страдающих матерей, от Богоматери, «стрелецких женок», жен декабристов до «царскосельских веселых грешниц». И ощущая в своем страдании сопричастность страданию многих, поэтесса смотрит на него как бы со стороны, откуда-то сверху, возможно, с неба:

Тихо льется тихий Дон,

Желтый месяц входит в дом.

Входит в шапке набекрень.

Видит желтый месяц тень.

Эта женщина больна,

Эта женщина одна.

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне.

Лишь на пределе, наивысшей точке страдания, возникает эта холодная отрешенность, когда о себе и о своем горе говорится беспристрастно, спокойно, как бы в третьем лице… Мотив полубредового образа тихого Дона подготавливает другой мотив, еще более страшный - мотив безумия, бреда и полной готовности к смерти или самоубийству:

Уже безумие крылом

Души накрыло половину,

И поит огненным вином,

И манит в черную долину.

И поняла я, что ему

Должна я уступить победу,

Прислушиваясь к своему

Уже как бы чужому бреду.

И не позволит ничего

Оно мне унести с собою

(Как ни упрашивай его

И как ни докучай мольбою)…

В какой-то момент наивысшего напряжения страдания можно видеть не только тех, кто рядом во времени, но и всех когда-либо страдавших женщин-матерей одновременно. Объединяясь в страдании, разные времена смотрят друг на друга глазами своих страдающих женщин. Это демонстрирует, например, четвертая часть поэмы. В ней «царскосельская веселая грешница» глядит в глаза той, «трехсотой, с передачею», - это уже столкновение разных женщин. А преодоление временного разлома происходит через ощущение его в себе, когда действительно «сердце пополам» и две половины - это одновременно и одна и та же, и две разные женские жизни. Так и проходит она этот путь - по кругам ада все ниже и ниже,

и женские фигуры на пути -

Мне с Морозовою класть поклоны,

С падчерицей Ирода плясать,

С дымом улетать с костра Дидоны,

Чтобы с Жанной на костер опять -

как памятники страданию. А потом - резкий рывок назад в настоящее, к тюремным очередям Ленинграда. И все оказываются едины перед лицом пытки времени. Никакими словами не передать того, что происходит с матерью, сына которой мучают:

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Это такое же табу, как для Лотовой жены оглянуться. Но поэтесса - оглядывается, смотрит, и как жена Лота застыла соляным столбом, так и она застывает этим памятником - памятником живым, оплакивающим всех страдающих людей… Такова мука матери из-за распинаемого сына - мука, равносильная муке умирания, но смерть не приходит, человек живет и понимает, что надо жить дальше… «Каменное слово» падает на «живую грудь», душа должна окаменеть, и когда «надо память до конца убить», то жизнь начинается сначала. И Ахматова соглашается: все это «надо» И как спокойно, по-деловому звучит: «Справлюсь с этим как-нибудь…» и «У меня сегодня много дела!». Это свидетельствует о своего рода превращении в тень, превращении в памятник («душа окаменела»), и «снова научиться жить» - значит научиться жить с этим… «Реквием» Ахматовой - подлинно народное произведение, не только в том смысле, что он отразил великую народную трагедию. Народное прежде всего потому, что «соткан» из простых, «подслушанных» слов. «Реквием», исполненный большой поэтической экспрессии и гражданского звучания, выразил свое время, страдающую душу матери, страдающую душу народа…

Имя Анны Андреевны Ахматовой сегодня известно как имя великой русской поэтессы, творческое наследие кото­рой входит в мировой поэтический фонд четырнадцатью сборниками стихов. В 1962 году она была номинирована на Нобелевскую премию по литературе. В Санкт-Петербурге находится памятник поэтессе, открытый в 2006 году не­далеко от места ее страданий: «А здесь, где стояла я трис­та часов и где для меня не открыли засов». Известно, что судьба Ахматовой была необыкновенно трагичной, на ее долю выпали тяжелые испытания. В предисловии к своей поэме Ахматова поведала, как в очереди людей, стремя­щихся попасть на свидание с родными, заключенными в следственном изоляторе - в «Крестах» - одна жен­щина предложила поэтессе описать в стихах состояние отчаяния и боли, охватившее тех, кто остался на свобо­де, но обречен стоять без надежды под стенами тюрьмы. И Ахматова написала «Реквием».

Тематика творчества Ахматовой всегда основывается на взгляде в глубину человеческой души. Средствами по­этической речи можно в концентрированной форме по­этического образа передать психологическое состояние лирического героя, мотивировать его решения. Трагизм положения матери, сын которой подвергся аресту, трудно представить и понять тем, кто не видел своими глаза­ми лица жен и матерей, ожидающих приговора родных в очереди под тюрьмой. Политическое заключение мужа и сына - тяжелое испытание, ведь врагами народа в годы репрессий называли тех, кто не шел в ногу с духом совет­ской власти. Сама Ахматова подвергалась резкой оценке со стороны режима за то, что ее поэзия была «совершенно чуждой, безыдейной». Долгие годы ее поэзия теснилась цензурой: стихи исправляли, не считаясь с желанием ав­тора, безжалостно удаляя все «чуждые» моменты; книги не выходили в печать. Ахматова - одна из тех, кто на себе прочувствовал ужасное положение репрессирован­ных режимом людей.

Поэма «Реквием» посвящается материнскому страда­нию. Автобиографическая поэма, она, тем не менее, выхо­дит за рамки индивидуальной трагедии одного человека и становится памятником всем матерям, которых постиг­ла подобная участь. Реквием - это заупокойная служба католической церкви, это и музыкальное произведение скорбного характера. Именно скорбь является главным мотивом в поэме. «Надо память до конца убить, надо, чтоб душа окаменела», - убеждает себя лирическая ге­роиня, пытаясь осмыслить свое состояние. Но слишком много боли в сердце матери, и вот уже рассудок уступает: «Прислушиваясь к своему уже как бы чужому бреду», героиня ведет нас к страшным мыслям, решению траге­дии на высшем уровне бытия. В стихотворении «К смер­ти» она молит о приходе конца, который утолит боль, и говорит о моменте смерти: «Ты все равно придешь - зачем же не теперь?». Скорбь усиливается от осознания неспра­ведливости происходящего с сыном, от осознания непра­вого суда над жертвами режима:

Там тюремный тополь качается,

И ни звука - а сколько там

Неповинных жизней кончается...

Личная материнская трагедия Ахматовой перерастает в общую беду русских матерей и жен, познавших горечь разлуки, боль утраты и долгие-долгие дни ожидания, сначала приговора, потом возвращения. Сын Анны Ах­матовой вернулся из заключения в 1956 году, проведя в репрессиях около двадцати лет. Многие не вернулись. Поэма «Реквием» написана, чтобы сохранить память обо всех одиноких матерях, которым остается только молить­ся и надеяться: «А надежда все поет в дали...».

Имя Анны Андреевны Ахматовой сегодня известно как имя великой русской поэтессы, творческое наследие кото­рой входит в мировой поэтический фонд четырнадцатью сборниками стихов. В 1962 году она была номинирована на Нобелевскую премию по литературе. В Санкт-Петербурге находится памятник поэтессе, открытый в 2006 году не­далеко от места ее страданий: «А здесь, где стояла я трис­та часов и где для меня не открыли засов». Известно, что судьба Ахматовой была необыкновенно трагичной, на ее долю выпали тяжелые испытания. В предисловии к своей поэме Ахматова поведала, как в очереди людей, стремя­щихся попасть на свидание с родными, заключенными в следственном изоляторе - в «Крестах» - одна жен­щина предложила поэтессе описать в стихах состояние отчаяния и боли, охватившее тех, кто остался на свобо­де, но обречен стоять без надежды под стенами тюрьмы. И Ахматова написала «Реквием».

Тематика творчества Ахматовой всегда основывается на взгляде в глубину человеческой души. Средствами по­этической речи можно в концентрированной форме по­этического образа передать психологическое состояние лирического героя, мотивировать его решения. Трагизм положения матери, сын которой подвергся аресту, трудно представить и понять тем, кто не видел своими глаза­ми лица жен и матерей, ожидающих приговора родных в очереди под тюрьмой. Политическое заключение мужа и сына - тяжелое испытание, ведь врагами народа в годы репрессий называли тех, кто не шел в ногу с духом совет­ской власти. Сама Ахматова подвергалась резкой оценке со стороны режима за то, что ее поэзия была «совершенно чуждой, безыдейной». Долгие годы ее поэзия теснилась цензурой: стихи исправляли, не считаясь с желанием ав­тора, безжалостно удаляя все «чуждые» моменты; книги не выходили в печать. Ахматова - одна из тех, кто на себе прочувствовал ужасное положение репрессирован­ных режимом людей.

Поэма «Реквием» посвящается материнскому страда­нию. Автобиографическая поэма, она, тем не менее, выхо­дит за рамки индивидуальной трагедии одного человека и становится памятником всем матерям, которых постиг­ла подобная участь. Реквием - это заупокойная служба католической церкви, это и музыкальное произведение скорбного характера. Именно скорбь является главным мотивом в поэме. «Надо память до конца убить, надо, чтоб душа окаменела», - убеждает себя лирическая ге­роиня, пытаясь осмыслить свое состояние. Но слишком много боли в сердце матери, и вот уже рассудок уступает: «Прислушиваясь к своему уже как бы чужому бреду», героиня ведет нас к страшным мыслям, решению траге­дии на высшем уровне бытия. В стихотворении «К смер­ти» она молит о приходе конца, который утолит боль, и говорит о моменте смерти: «Ты все равно придешь - зачем же не теперь?». Скорбь усиливается от осознания неспра­ведливости происходящего с сыном, от осознания непра­вого суда над жертвами режима:

Там тюремный тополь качается,

И ни звука - а сколько там

Неповинных жизней кончается...

Личная материнская трагедия Ахматовой перерастает в общую беду русских матерей и жен, познавших горечь разлуки, боль утраты и долгие-долгие дни ожидания, сначала приговора, потом возвращения. Сын Анны Ах­матовой вернулся из заключения в 1956 году, проведя в репрессиях около двадцати лет. Многие не вернулись. Поэма «Реквием» написана, чтобы сохранить память обо всех одиноких матерях, которым остается только молить­ся и надеяться: «А надежда все поет в дали...».

Начало жизни сулило Анне Ахматовой счастливую судьбу, блестящее будущее. В ней рано пришла всероссийская известность, после выхода ее первой книги о ней заговорила вся читающая Россия. Однако жизнь обошлась с ней чудовищно жестоко. Ахматова пережила вместе со своим народом тяжелые для России времена. И страшные события в жизни страны прошли сквозь судьбу поэтессы. В поэме “Реквием” есть такие строки:
Показать бы тебе, насмешницы И любимице всех друзей, Царскосельский веселой грешнице. Что случится в жизни твоей…
Эти слова Ахматовой обращены к себе. Она говорит о том, что ни за что бы не поверила, скажи ей кто-нибудь раньше, что такое возможно в ее жизни. В конце августа 1921 года по ложному обвинению в принадлежности к контрреволюционному заговору был расстрелян Николай Гумилев. И хотя их жизненные пути разошлись к тому времени, из сердца Анны Ахматовой он не был вычеркнут. Слишком многое их связывало. В первую очередь – сын, Лев Гумилев.
По стране прокатилась волна репрессий, и в 1935 году сын Ахматовой был арестован. Вскоре его освободили, но он еще дважды подвергался арестам, тюремному заключению и ссылке. Именно об этом времени и написана ахматовская поэма “Реквием”.
В “Реквиеме” Ахматова пишет о том, что пережила сама, о том, свидетельницей чего она оказалась. Анна Андреевна “провела семнадцать месяцев в тюремных лагерях в Ленинграде”. Ее материнское горе соприкоснулось с горем многих тысяч матерей.
Задача, поставленная Ахматовой в “Реквиеме”, – создать памятник великой материнской скорби, всем обездоленным и замученным:
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов…
Поэма обращена к тем, кто стоял вместе с Ахматовой в тюремных очередях, к “невольным подругам”. Однако поэтесса не замыкается на пережитом горе отдельных людей, она говорит о том, что весь город – одна большая тюрьма, а вся Россия раздавлена “кровавыми сапогами”.
“Реквием” – поэма стихотворная, но с присущим Ахматовой творческим мастерством она прозаически, детально, шаг за шагом повествует о страшном для нее времени. Достоверность изображаемого настолько велика, что леденящее дыхание смерти ощущается в строках: “Уводили тебя на рассвете, За тобой, как на выносе, шла…”; “На губах твоих холод иконки. Смертный пот на челе… Не забыть!”.
В “Посвящении” она говорит о том, что горе матери настолько велико, что перед ним “гнутся горы, Не течет великая река”. Женщины, “мертвых бездыханней”, приходили ранним утром к стенам тюрьмы в надежде что-то узнать о своих родных. Портрет матерей становится в поэме обобщенным – горе уровняло всех:
Узналая, как опадают лица, Как из-под век выглядывает страх, Как клинописи жесткие страницы Страдание выводит па щеках. Как локоны из пепельных и черных Серебряными делаются вдруг…
Конкретные образы матерей всплывают в памяти поэтессы, и ей хотелось бы назвать всех “поименно” в своей поэме, “Да отняли список, и негде узнать”. Особенно запомнилась ей та, “что едва до окна довели”, и другая, которая не вынесла произошедшего и “родимой не топчет земли”. Говорит Ахматова и той женщине, которая уже настолько привыкла приходить к стенам Крестов, что ходит уже туда “как домой”. Вспоминае поэтесса и старуху, что “выла, как раненый зверь”.
Горе это настолько велико, что лишает человека душевных сил (“Уже безумие крылом Души накрыло половину…”), и заставляет сомневаться в возможности и необходимости такого существования. Возникают мысли о смерти как об избавлении от этого кошмара:
Ты все равно придешь – зачем же не теперь? Я жду тебя – мне очень пЦгудно.
Крик боли прорывается в поэме, но в основном Ахматова говорит негромко, а оттого и особенно страшно. В ахматовскую речь вливаются фольклорные мотивы: некоторые строки сродни народным причитаниям. Многие эпитеты очень близки к народным: “привет прощальный”, око “ястребиное”.
Страдание матерей выражается и через образ матери Христа, переносящей свое горе молча.
“Реквием” – заключительное обвинение по делу о кровавых злодеяниях страшного времени. Но Ахматова не выдвигает обвинения, она обращается к истории, к памяти человеческой. И не случайно в заключительных строках поэмы она говорит о том, что если ей “воздвигнуть задумают памятник”, то он непременно должен быть установлен именно у стен этой тюрьмы и пусть с неподвижных и бронзовых век, Как слезы, струится подтаявший снег, И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Имя Анны Андреевны Ахматовой сегодня известно как имя великой русской поэтессы, творческое наследие кото­рой входит в мировой поэтический фонд четырнадцатью сборниками стихов. В 1962 году она была номинирована на Нобелевскую премию по литературе. В Санкт-Петербурге находится памятник поэтессе, открытый в Read More ......
  2. Поэма А. Ахматовой “Реквием” – особое произведение. Это напоминание о всех прошедших неслыханные испытания, это взволнованная исповедь исстрадавшейся человеческой души. “Реквием” – это летопись 30-х годов ХХ века. У Ахматовой спросили, сможет ли она это описать. Спросила незнакомка, стоя в Read More ......
  3. Анна Ахматова в своей поэме “Реквием” поставила перед собой задачу создать памятник великому народному горю – и тем, кто стоял вместе с нею в тюремных очередях, и всей стране – обездоленной и замученной сталинскими репрессиями: Для них соткала я широкий Read More ......
  4. А. А. Ахматова начала писать свою поэму “Реквием” в 1935 году, когда ее единственный сын Лев Гумилев был арестован. Вскоре его освободили, но он еще дважды подвергался аресту, тюремному заключению и ссылке. Это были годы сталинских репрессий. Как и другие Read More ......
  5. У каждого поэта – своя трагедия. Именно она и интересная современникам. Трагедия Анны Ахматовой в том, что целое поколение не знало своего поэта. Для многих Ахматова оставалась автором любовных стихов, волшебных, глубоких, но далеких от тревог и ужасов современной жизни. Read More ......
  6. Анна Андреевна Ахматова – это Поэт, причем Поэт именно с большой буквы. Поэтессой можно назвать любую женщину, умеющую достаточно талантливо слагать стихи, а вот для звания Поэта необходимо нечто большее, чем просто талант стихосложения. Поэт – тот, кто сквозь призму Read More ......
  7. Имя Анны Андреевны Ахматовой часто связывают с любовной лирикой. Безусловно, в своих произведениях А. А. вдохнула новую жизнь в, казалось бы, давно исчерпанную тему. Так говорил о поэтессе А. Твардовский: “Действительно, тема любви в разнообразных, большей частью драматических оттенках – Read More ......
  8. Поэма “Реквием” имеет реальную основу: два года Ахматова стояла в тюремных очередях. В 1935 году был арестован ее сын Лев, в 1939 произошел второй арест сына и мужа. Поэма – это дань памяти тем страшным годам и всем прошедшим с Read More ......
Тема материнского страдания в поэме А. А. Ахматовой “Реквием”

Тема материнского страдания в поэме А.А. Ахматовой «Реквием» занимает важнейшее место. Это связано с тем, что образ матери – центральный в поэме. Он чрезвычайно сложен. В нем сплелись три ипостаси: мать – лирическая героиня (автобиографический образ), мать – обобщающий образ всех матерей и, наконец, мать – Россия.

В «Посвящении» Ахматова сразу вводит обобщающий образ Матери. Происходит это за счет употребления местоимения «мы» и глаголов во множественном числе. К финалу стихотворения из толпы матерей, ожидающих приговора, выделяется образ одной Матери, которой и суждено стать выразителем материнских страданий в поэме:

…И сразу слезы хлынут,

Ото всех уже отделена…

…Но идет…Шатается…Одна…

Во «Вступлении» появляется образ Руси. Используя прием олицетворения, поэтесса создает ощущение Руси как живого человека, женщины, которую в кровь избивают сапогами, давят шинами «чёрных марусь».

С первой по десятую часть разворачивается собственно сюжет поэмы. Сначала сына лирической героини уводят, и начинается полоса ожиданий и мытарств. Душу матери одолевают парадоксальные чувства. Примечательна в этом отношении часть третья:

Нет, это не я, это кто-то другой страдает.

Я бы так не могла, а то, что случилось,

Пусть черные сукна покроют,

И пусть унесут фонари…

Ночь – это состояние души матери. Беспамятство вдруг сменяется тихим плачем, а затем надрывным причитанием:

Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой,

Кидалась в ноги палачу,

Ты сын и ужас мой. (V часть)

Легкие летят недели.

Что случилось не пойму,

Как тебе, сынок, в тюрьму

Ночи белые глядели,

Как они опять глядят

Ястребиным жарким оком,

О твоем кресте высоком

И о смерти говорят (VI часть).

В седьмой части «Приговор» мать узнает об участи, уготовленной ее сыну: «И упало каменное слово // На мою еще живую грудь». Сумасшествие, надвигающееся на убитую горем женщину, начинается с просьбы о смерти прийти («К смерти»). Мать готова принять смерть в любом виде, только бы не видеть страданий своего сына. Апогей безумства наступает в девятой главе:

Уже безумие крылом

Души накрыло половину,

И поит огненным вином

И манит в черную долину.

Поразительно, но здесь мы уже не видим слез и причитаний. Окаменелость и усталость – вот чувства, охватившие лирическую героиню в этой части. Она как бы собралась и сжалась в комок, но в этой собранности сквозит безумие, отстраненность от мира и реальности.

Высшей точкой поэмы является десятая часть «Распятие». Ахматова использует здесь библейский мотив распятия Христа, но смотрит на все происходящее глазами Марии. В этом образе страдающей Марии сплелись воедино и мать-лирическая героиня, и все матери жертв террора, и Русь, униженная, растоптанная, вынужденная в молчании смотреть на убийство своих сыновей. Мария становится неприкосновенной и святой в момент перенесения ею таких же мученических страданий, какие переносит ее сын на кресте:

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Хотелось бы всех поименно назвать,

Да отняли список, и негде узнать.

Поэт призывает поставить памятник великой Матери для того, чтобы никогда не забывать тот ужас и боль, которую пришлось перенести русским женщинам в страшные годы террора.

Свою поэму Ахматова посвящает всем женщинам и матерям, которые, страдая, находились на грани истощения физических и душевных сил и жили лишь надеждой. Но благодаря их бесконечной любви и перенесенным мукам жизнь будет продолжаться.