Произведения писателей художников о космосе. Как выглядел космос в начале XX века? Космическая тема для самых маленьких

Тема космоса - его покорения и освоения, космических полетов и возможной встречи с другим, инопланетным разумом, иными цивилизациями не новая. Тема космических перелетов, казалось бы, абсолютно научная, тема узкопрофессиональная, с различной периодичностью и степени популярности поднимается в литературе и кинематографии.

Космос, идея освоения человеком Вселенной, тема покорения человеком иных, отличных от мира Земли, знакомства с иными цивилизациями не могла обойти стороной изобразительное искусство. Говоря о космической теме в живописи, хотелось бы выделить несколько направлений в теме «Космос и художник». Такими темами являются космический реализм, описывающий будни покорителей космоса, реалии сегодняшнего дня и, более популярная тема – научно-фантастическая.

Сама идея космической темы в живописи, имеет свои этапы развития, проходя свой путь – в зависимости, от понимания в обществе самой идеи космических полетов – от иллюстраций к произведениям Герберта Уэллса, Эдгара Берроуза и Константина Циолковского до полотен и выставок, посвященным будням космонавтов и астронавтов, видению технологий завтрашнего дня.

И с развитием науки, ростом технических знаний в начале ХХ века, меняется творческий подход писателей, которые от абсолютно фантастических идей покорения космоса и путешествий сквозь время силой разума (подобно героям романов Берроуза) к идее покорения космоса подходят более прагматично. И с переходом от «фэнтези» к научной фантастике в литературе, соответственно, меняются работы художников-иллюстраторов. Создание первых, нельзя сказать научных, но фантастических фильмов о полетах в космос и покорении Марса, также давало тему для размышлений и реализации в иллюстративных работах.

После публикаций Константина Циолковского книг различного направления, от научных трудов до научно-фантастических произведений, покорение космоса перестает быть фантастикой. Пусть в качестве иллюстраций к различным фантастическим рассказам, но идея была жива. Глядя на картины художников посвящающих теме космоса, путешествий по дорогам Вселенной, не видно и тени примитивизма, отсутствие понимания темы. Даже в иллюстрациях к работам К. Циолковского, где космонавт облачен в жесткий скафандр, явно прослеживается понимание опасности нахождения в безвоздушном пространстве. И ведь действительно, космонавт Алексей Леонов чуть не погиб во время своего первого выхода в открытый космос. Причина – мягкий скафандр, по вине которого он едва смог вернуться на корабль.

И все же стоить отметить, что приоритетным направлением оставался реализм. Задачей художника считалось показать героев своей эпохи. Летчиков, рабочих и колхозников – в довоенный период, героев фронта и тыла – военный период и народ- победитель в послевоенный.

Не занимая лидирующих позиций в изобразительном искусстве, тема «космических дорог» оставалась достаточно популярной в качестве иллюстраций к научно-фантастическим романам – как советских, так и зарубежных писателей. Одним из «гуру» такого направления, можно назвать Юрия Павловича Швеца, известного как по эскизам к фантастическим фильмам, так и своими отдельными работами на подобные темы.

Несомненно, интерес к космосу, его покорению человеком, возрос после полета Юрия Гагарина в космическое пространство 12 апреля 1961 года. Но собственно, кроме самой идеи говорить было не о чем. Работы художников представлялись в темах подобной: «Покорение космоса советским человеком» или на темы: «Есть ли жизнь на Марсе?», «Климат Венеры – планеты туманов». Это были в основном иллюстрации к научно-популярным изданиям и фантастическим рассказам.

Картины Алексея Леонова, увидевшие свет в 1967 году начинают менять ситуацию. Алексей Архипович Леонов, летчик-космонавт, совершивший свой первый полет в марте 1965 года – как второй пилот корабля «Восток-2». Во время этого полета, был совершен выход в открытый космос. В июле 1979 года, совместно с В. Кубасовым, на корабле «Союз-19» - совершил второй полет. Во время этого полета, была произведена стыковка кораблей «Союз» и «Аполлон».

Космонавт, знающий космос не из сюжетов романов и имеющий собственное представление о дорогах, ведущих во Вселенную, создает как собственные полотна, так и работы в соавторстве с Андреем Соколовым, творчество которого, с 1957 года – выхода первого советского спутника на орбиту Земли, посвящалось теме космоса. Творчество Андрея Константиновича, сыграло заметную роль не только в отечественной живописи, «Фонтаны рая» - книга писателя-фантаста Артура Кларка, написана под впечатлением от его картины «Лифт в космос».

Большую роль в развитие направления космической живописи, сыграл популярный журнал «Техника - молодежи», который не только рассказывал своим читателям о новейших достижениях, таких как ракетоплан или реактивный ранец, но и проводивший с конца 60-х годов конкурсы живописи, связанной с фантастикой, такие как «Мир завтрашнего дня» или «Сибирь завтра».

На территории бывшего СССР, космическая тема особо стала популярна в 70-х годах ХХ столетия. В 1973 году, на больших экранах станы под названием Советский Союз, выходит первая часть научно-фантастического фильма-дилогии «Москва – Кассиопея», в 1984 году – вторая, «Отроки во Вселенной». Эти фильмы, несомненно, лучшие в линейке фантастических фильмов для детей.

На подобных фильмах, в которых изображались космические корабли, показывалось предполагаемое оборудование, популярно доносились идей дальнейшего развития техники (фотонные двигатели, позволяющие развить и превысить скорость света). Фильмы, предназначенные для детей и подростков, доносили будущим художникам картину технологий завтрашнего дня, новых идей и устремлений человечества в понятном для них формате.

В 1977 году, журнал «Техника – молодежи» открывает конкурс «Время – Пространство – Человек». За три года первого этапа конкурса, на него было прислано свыше 1000 картин. 200 присланных работ, были опубликованы на страницах журнала, 500 авторских работ выставлены в галереи живописи связанной с фантастикой и космосом. Конкурс просуществовал до момента распада Советского Союза, впрочем, в тот период, сами исследования космоса и покорения Вселенной были «не на злобе дня».

Тема космоса конца 80-х – начала 90-х годов, это не просто мечты о звездных дорогах, это период, когда ломались стереотипы в политике и живописи, период, когда возможность сотрудничества двух великих держав, СССР и США, взаимопонимания между народами государств, находящихся в состоянии «холодной войны», начинали видеть друг в друге союзников. Это хорошо видно в совместных работах Андрея Соколова и Роберта МакКолла. Города будущего американского художника, космические станции и корабли в его картинах – это фактически, невоплощенная реальность.

Космическая реальность и фантастика, вымысел художника и научные знания. Насколько выдумка близка к действительности? В работах Уолтера Маейрса, американского художника, который увлекается астрономией, мы видим картины далеких планет нашей солнечной системы.

Время, пространство, человек. Тема космоса, покорения Вселенной – это то, что позволят увидеть будущее глазами художника, увидеть далекие миры, космические корабли и города. Фантазия, взгляд сквозь время и пространство – идея, которая была актуальной, и долгое время будет оставаться таковой.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Космос в литературе и искусстве «Уста премудрых нам гласят:Там разных множество светов:Несчётны солнца там горят,Народы там и круг веков…»/М.В. Ломоносов/ «Мечта-это не то, что уже существует, но и не то, чего не может быть…» Станислав Лем (12.09. 1921- 27.03.2006гг.) По образованию должен был стать военным врачом, а стал философом, футурологом и писателем – фантастом.Известные произведения: «Солярис», «Человек с Марса», «Астронавты».По роману «Солярис» поставлен одноимённый художественный фильм.Родился и жил в Польше. Аннотация к роману «Солярис» Кельвин попадает на станцию Солярис уже в самый закат интереса к живому Океану Соляриса. На станции к этому времени осталось лишь трое исследователей – Гибарян, Снаут и Сарториус. Однако, прибыв на станцию, Кельвин узнает, что Гибарян покончил жизнь самоубийством, Снаут выглядит маловменяемым и предупреждает Кельвина, что если тот увидит на станции кого-то еще, кроме Снаута и Сарториуса, то пусть держит себя в руках и не считает себя сумасшедшим, Сарториус вообще закрылся в лаборатории и никого не желает видеть.Все это и еще многое другое придется выяснить Кельвину. Но найденные ответы мало прояснят происходящее - скорее приведут к новым более сложным вопросам, которые касаются как разумного Океана Соляриса, так и человека. «Стоит нам только выйти за пределы Солнечной системы, как мы сталкиваемся с космической действительностью совершенно иного порядка …» Артур Кларк (16.12.1917-19.03.2008гг.) Писатель – фантаст, футуролог, учёный, изобретатель.Родился и жил в Англии.Известные произведения: «Космическая одиссея» (4 цикла), «Одиссея времени» (3 цикла), «Город и звёзды», «Пески Марса» и многие др.Предложил идеи создания глобальной связи, прогнозирования погоды из космоса, космического лифта. Отрывок из романа А. Кларка «Пески Марса» «Вы слушаете, Земля? Вы все знаете, что марсианским воздухом дышать нельзя. Он очень разрежен, в нём практически нет кислорода. Порт – Лоуэлл, наш самый большой город, расположен под шестью куполами из прозрачного пластика. Они поддерживаются давлением воздуха изнутри. Этим воздухом мы отлично дышим, хотя он и пожиже, чем ваш…На полянке было 10 существ, слишком занятых едой, чтобы обратить внимание на незваных гостей. Больше всего они напоминали очень толстых кенгуру. Почти шарообразные тела покачивались на длинностопых тонких ножках. Шерсти у них не было, а шкурка странно поблескивала, как полированная кожа. Слабые ручки, на вид чрезвычайно гибкие, находились там же, где и у людей, и заканчивались тоненькой кистью, маленькой, как птичья лапка, тоненькой и беспомощной. Шеи не было и следа …» «Ничто великое в мире не совершается без страсти» Александр Беляев (4.03.1884 - 6.01.1942гг.) По образованию юрист стал писателем – фантастом, основоположником советской фантастики.Известные произведения о космосе: «Звезда Кэц» , «Ариэль».Был лично знаком с К. Э. Циолковским. Отрывок из романа А. Беляева «Звезда КЭЦ» «..Пожалуйте, пожалуйте сюда, - зовёт нас Меллер. – Ну, чем вас потчевать? Передо мной на столе герметически закрытые банки, баллоны, кубы, шары. - Мы вас будем кормить из соски жидкой пищей, манной кашей. С твёрдыми кусками вы не справитесь: вылетят из рук – не поймаете. У нас всё больше вегетарианская пища…Но вот мы приблизились к черте, на которую непосредственно падали световые лучи. Снежинки, увлекаемые ветром, таяли; буран превратился в дождь, который падал не с неба, а налетал сзади; снег на земле быстро таял, становился рыхлым и водянистым. На склонах бугров и лощин уже журчали ручьи…В конце декабря далеко за Полярным кругом – свет, тепло и зелёная трава! Ущипните меня за ухо, чтобы я проснулся! – воскликнул мой приятель…. «Я искал до скончания дней в запылённых, зачитанных книгах сокровенную сказку о ней» Александр Казанцев (2.09.1906 – 13.09.2002гг.) Инженер – механик стал выдающимся писателем – фантастом. Особо популярные произведения: «Фаэты», «Пылающий остров», «Сильнее времени», «Планета бурь», «Иномиры» По роману «Пылающий остров» создан художественный фильм. Отрывок из повести А. Казанцева «Планета бурь» «..Погода на Венере улучшилась. Дул сильный, но ровный ветер. Небо было высокое и красное, по нему перемещалась заря невидимого Солнца. Вокруг ракеты кипела работа. Люди принялись за устройство укреплённого лагеря. Решено было соорудить вокруг корабля прочную изгородь, которая бы защитила «колонистов» от внезапных нападений. Конечно, в первую очередь имелись в виду ящеры, но…кто знает, могли быть и не только ящеры.…Накренив одно крыло выше другого, существо опустилось на поверхность и …сложило крылья, оно откинуло их на спину складками дымчатого плаща. Потом оно тряхнуло головой, и по плащу рассыпались длинные тёмные волосы. ..Конечно, у девушки было точно такое же лицо, как и у найденной скульптуры…» «Чтобы выжить и сохранить свой дом – Солнечную систему, человечеству мало овладеть временем…» Василий Головачёв (21.06.1948г) По специальности инженер – конструктор, стал писателем – фантастом, сценаристом, продюсером.Пишет о сильных и смелых покорителях космоса, о преодолении возможных проблем в космосе, благодаря благородству, мужеству и отвагеПроизведения: «Реликт», «Человек боя», «Схрон» и многие другие.По книге «Смерш» снят фильм «Запрещённая реальность» Отрывок из рассказа «Подача навылет» «… -Боже мой!- прошептала Ангелина, не сводя широко раскрытых глаз с удивительного явления. Лазорин тоже посмотрел назад. Гейзер быстро замерзал, подчиняясь температуре минус 220 градусов по Цельсию, но под давлением подкоркового океана планеты продолжал расти, как гигантское дерево, обвитое вихрями пара и ледяной пыли. Каллисто вибрировал, отчего кора его продолжала трескаться, покрываться волдырями проступающей воды, парить и кипеть….» «Сущность человека - в удивительной способности привыкать ко всему» Аркадий (28.08.1925 - 12.10.1991гг) и Борис (15.04.1933 -19.11.2012гг) Стругацкие Советские писатели – фантасты, соавторы и сценаристы.По многим их произведениям созданы художественные фильмы.Самые известные произведения: «Стажёры». «Путь на Амальтею», «Далёкая Радуга», «Обитаемый остров», «Пикник на обочине», «Аэлита» и др.По роману «Пикник на обочине» снят фильм «Сталкер» Аннотация к роману «Пикник на обочине» Одно из самых прославленных произведений братьев Стругацких, увлекательная история сталкеров - отчаянно смелых людей, на свой страх и риск снова и снова отправляющихся в место высадки пришельцев - аномальную Зону, полную опасностей и смертельных ловушек...Стругацкие очень часто задают человечеству сложные, трудноразрешимые или даже совсем неразрешимые вопросы. Сколько уже лет мы задаемся вопросом – одни ли мы во вселенной? И какими они будут – пришельцы из иных миров? Более развитыми и более гуманными? Более кровожадными? Какие цели они будут преследовать, идя на контакт с землянами? Захотят поработить или попытаются помочь нам подняться до их уровня развития? Уничтожат нас ненароком или просто поиграют, да и забудут навсегда, найдя себе новые более увлекательные занятия? «Космоскаф медленно плыл в двадцати пяти километрах от средней плоскости Кольца. Впереди исполинским мутно-желтым горбом громоздился водянистый Сатурн. Ниже, вправо и влево, на весь экран тянулось плоское сверкающее поле. Вдали оно заволакивалось зеленоватой дымкой, и казалось, что гигантская планета рассечена пополам» Алексей Леонов Родился 30.05.1934г.Дважды слетал в космос: 1965,1975гг.Первым вышел в открытый космос.Под впечатлением увиденного в космосе начал писать картины о космосе. Картины Алексея Леонова: лётчика - космонавта «Союз – Аполон» Вид из космоса Ютака Кагайя Родился в 1968 году в Саитами. Пишет замечательные картины о Космосе, но не только…С 1996 года пишет картины исключительно при помощи компьютерной техники. Картины Ютака Кагайя (Япония) Фантастические миры Фантастические миры Близнецы Пегас Ютака Кагайя Эти загадочные созвездия… Русские поэты о Вселенной Валерий Брюсов (1873 – 1924гг) Ещё быть может, каждый атом – Вселенная, где сто планет. Там всё, что здесь, в объёме сжатом, но также то, чего здесь нет …»«Я долго шёл, и, выбрав для ночлега Холм ледяной, поставил гибкий шест. В полярной тьме не Сириус, не Вега, - Как знак любви, сверкает Южный Крест…» Русские поэты о Вселенной Александр Блок (1880 – 1921гг.) «О край небес - звезда Омега, Весь в искрах, Сириус цветной. Над головой - немая Вега Из царства сумрака и снега Оледенела над землёй…»«Миры летят. Года летят. Пустая Вселенная глядит в нас мраком глаз. А ты, душа, усталая, глухая, О счастии твердишь, - который раз?...» Русские поэты о Вселенной Иван Бунин (1870 – 1953гг.) «Настала ночь, остыл от звезд песок. Скользя в песке, я шёл за караваном, И Млечный Путь, двоящийся поток, Белел над ним светящимся туманом…»«Тебя зовут божественною, Мира, Царицею в созвездии Кита. Таинственна, как талисманы Пирра, Твоей недолгой жизни красота…» Русские поэты о Вселенной Вероника Тушнова (14.03.1915 – 7.07.1965гг.) «Все было тихо и студеноМерцала инея слюдаНа мир глядела удивленноБольшая синяя звезда…»«К осеннему небу прикован мой взглядАвось я судьбу переспорюА звезды летят и летят, И падают в черное море…» Русские поэты о Вселенной Эдуард Асадов (7.09.1915 - 21.04.2004) «К рассвету все замолкло - Тишина.Медлительная, важная луна,Опутав звезды сетью золотой, Загадочно повисла над водой…»«У моста, поеживаясь спросонок,Две вербы ладошками пьют зарюКрохотный месяц, словно, котенокКарабкаясь, лезет по фонарю…» Эти необыкновенные созвездия … Контрольные вопросы: Назовите известных российских писателей – фантастов.Назовите известных зарубежных писателей - фантастов.Какие фантастические произведения о космосе вы читали?Назовите известных вам художников, которые свои работы посвящали Космосу.Поэзия один из методов выражения восторга Космосом. Назовите поэта, который вас поразил своим стихами.Назовите поэтов, посвятивших космосу свои стихи, но не названных в презентации. Литература 1 Асадов, Э.А. Избранное. – Смоленск: Русич, 2002. -624с.2 Беляев, А.Р. Звезда КЭЦ: Романы и повести. – М.: Эй-Ди-Лтд, 1993.-396с.3 Блок, А.А. Быть светлым меня научи: Избранная лирика 1898-1921гг. /Вступительная статья и составит. А. Черевченко/-Магаданское книжное Издательство, 1980. – 270с. 4 Бунин, И.А. Собрание сочинений в 4-х томах: т. 1. –М.: Правда, 1988.-480с.5 Головачёв, В.В. ВВГ, или власть времён Гармонии: Научно-фантастический романы. – М.: Изд-во «Эксмо», 2004. – 512с.6 Казанцев, А.П. Сильнее времени: Роман и повесть,- М.: Центрполиграф, 1997. – 489с.Интернет – ресурс7 www.liveininternet.ru (картины А. Леонова)8 www.tekku.ru (картины Ютака Кагайя)


За 52 года, прошедшие с момента первого полета человека за пределы Земли, космические путешествия и Космос как таковой много раз оказывались в зоне внимания художников. А потому сегодняшний наш обзор коснется самых лучших и интересных примеров влияния космической темы на современное искусство .



Картина Винсента Ванг Гога «Звездная ночь» является одной из самых популярных для всевозможных переделок-пародий. Одну из необычных ее копий создал астрофизик Алекса Харрисона Паркера (Alex Harrison Parker), «нарисовавший» реплику этого известного произведения из космических снимков.




Одним из самых известных деятелей современного уличного искусства является Space Invader, который расклеивает мозаичные изображения персонажей одноименной видеоигры по всему миру в весьма заметных местах. Одна из его работ, кстати, отправилась даже на Международную Космическую Станцию.




В 1960-х годах на волне всемирного восторга от успехов в освоении Космоса со стороны СССР и США, школьный учитель из Замбии набрал отряд из одиннадцати своих соотечественников, чтобы подготовить их к будущим полетам на орбиту. Он одевал афронавтов в специально созданные для этого костюмы, чем-то напоминающие скафандры, гонял по горам и заставлял жить в невыносимых условиях, готовя смельчаков к трудностям. Спустя пятьдесят лет фотохудожница Кристина де Миддел (Christina de Middel) решила восстановить эту ситуацию и создала серию удивительных фотографий, реконструирующих события тех лет.




Согласно одной из теорий, Элвис Пресли не умер, а улетел в Космос, туда, откуда он пришел на Землю. Эта идея и была обыграна в картине, представленной на выставке «Космическая Одиссея 2011» в музее Мыстецкий Арсенал в Киеве. А, вместе с Элвисом, астронавтом стал и комик Эдди Мерфи.






Два года назад Президент США Барак Обама объявил о существенном сокращении финансирования американский космических исследований, что привело к увольнению многих узкоспециализированных специалистов, в том числе, и астронавтов. Вот о реакции последних на эту новость и посвящена серия фотографий Astronaut Suicides, созданная Нилом Дакостой (Neil Dacosta).




Скандальный художник Олег Кулик известен не только своими необычными выходками, граничащими с приступами сумасшествия, но и гиперреалистичными скульптурами, одна из которых показывает летающего в открытом Космосе советского космонавта с надписью СССР на шлеме.



Contact 1 – город космической эпохи из LEGO от Майка Дойла (Mike Doyle)
Скульптор Майк Дойл (Mike Doyle) занимается созданием огромных работ из элементов конструктора LEGO. Новое его произведение, названное автором Contact 1, представляет собой фантастический космический город, будто бы содранный с иллюстраций научной фантастики 60-70-х годов двадцатого века.

Мы подготовили эту статью на основе лекции, прочитанной Ксенией Подлипенцевой, искусствоведом, куратором художественных проектов, в рамках фестиваля «Библионочь-2018».

Космос - тема, волновавшая художников в разные эпохи, но, пожалуй, наиболее своеобразно она была представлена в космизме, футуризме и супрематизме.

Космизм - особое явление первой половины XX века. Основоположником русского космизма считается Николай Фёдоров, создавший план так называемого «общего дела ». Согласно представлениям Фёдорова, человечеству надо объединить все усилия для того, чтобы достигнуть бессмертия и осваивать космос.

Конечно, можно сказать, что идея бессмертия восходит к православной традиции, но есть существенное различие. Прежде всего, в том, что Фёдоров говорил о бессмертии не только души, но и тела. Причём «бессмертные» должны были ещё и озаботиться тем, чтобы оживить всех, кто жил когда-либо ранее. Поскольку подобное рано или поздно привело бы к перенаселению Земли, Фёдоров предполагал, что к тому моменту люди уже достигнут такого уровня знаний, что им будет под силу переселиться на другие планеты, хотя в то время, естественно, никакого технического оснащения для полётов в космос ещё не было.

Помимо Фёдорова, это направление также разрабатывали Сергий Булгаков, Павел Флоренский, Константин Циолковский. А с точки зрения живописи самым известным космистом был Николай Рерих, обращавшийся к жанру философского пейзажа.

Прежде всего, это пейзаж «обобщённый», в нём нет акцентуации на индивидуальных чертах конкретной местности. Не менее важной особенностью является свет: свет на картине не столько явление физического мира, сколько маркер духовного состояния художника. Наконец, на полотнах Рериха всегда выделяется небо: даже горы принимают очертания облаков или напоминают иные небесные объекты.

Люди на полотнах Рериха, как правило, не располагаются в центре, то есть не являются главными героями, хотя и нельзя сказать, что их «задавливает» бесконечное небо: скорее, все элементы картины находятся в гармонии, ведь основная идея творчества художника - это гармония человека и Вселенной.

Пожалуй, высокой оценкой для Рериха можно считать признание Гагарина, который так описал свой полёт в космос:

«Лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, чёрному. Неописуемая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха».

Не менее значимым направлением в начале прошлого столетия был футуризм : зародившись в Италии, он наиболее громко заявил о себе в России, став одним из самых радикальных явлений авангарда. Футуризм считал себя провозвестником новой эры, воспевая, однако, не столько будущее, сколько стремительно развивавшееся настоящее заводов и машин.

Будетляне, первая группа писателей-футуристов, не раз в своём творчестве обращались к фантасмагорическим для того времени образам покорения Вселенной. Однако в футуристической живописи космический мотив всё же не являлся ведущим. Самыми яркими примерами здесь можно назвать «Пустоту» Натальи Гончаровой, произведение, написанное в период её увлечения беспредметной живописью, и серию картин «Пространство».

Несмотря на всю агрессивность и самоуверенность футуризма, к началу Первой мировой он начал потихоньку затухать, раскалываясь на разнообразные течения и уступая место другим направлениям искусства.

Супрематизм связывают, прежде всего, с его создателем - Казимиром Малевичем. И конечно же, самая знаменитая картина, ассоциирующаяся с именем этого художника, - «Чёрный квадрат», абсолютно уникальная вещь по количеству существующих интерпретаций. В этом периоде Малевич отказался от предметности, заявив, что живопись должна выражать не предмет, а ощущение художника от предмета. Иными словами, Малевич призывал отказаться от «посредника» формы и писать ощущение.

На картине - чётко очерченный чёрный квадрат, граничащий с белым фоном; необходимо учитывать, что произведение, как правило, экспонируют на белой стене. Представьте мысленно, как белый фон холста сливается с белым фоном окружения, а сам квадрат отдаляется всё дальше и дальше, постепенно превращаясь в чёрную точку… Нет смысла искать в «Чёрном квадрате» особый сюжет или иную картину, якобы спрятанную под слоем краски. По сути, «Чёрный квадрат» - это попытка графически представить бесконечность Вселенной.

Евгений Ковтун, искусствовед

из статьи «“Победа над солнцем” - начало супрематизма»

Супрематический метод состоял в том, что Малевич взглянул на землю как бы извне, внутренняя «духовная» вселенная подсказала ему этот взгляд, и сразу же рухнули незыблемые каноны пространствопостроения. В супрематических станковых работах исчезает представление о «верхе» и «низе», «левом» и «правом» - все направления равноправны, как в космическом пространстве. Пространство картины больше неподвластно земному тяготению (ориентация «верх - низ»), оно перестало быть геоцентричным, то есть «частным случаем» вселенной. Возникает самостоятельный мир, замкнутый в себе, обладающий собственным полем сцеплений-тяготений и в то же время соотнесенный как равный с универсальной мировой гармонией.

Главный элемент на картинах Малевича - супремы (от лат. supremus - наивысший), геометрические фигуры, нарисованные в отрыве от земли, отражали идею художника о космическом городе, комплексе, свободно парящем в воздухе, создание которого было бы возможно благодаря будущим научно-техническим достижениям.

Более конкретно разрабатывал космическую тему один из любимых учеников Малевича - Илья Чашник, считавший супрематизм «мироощущением беспредметных, природных и космических сложений». В его самой известной работе «Красный круг на чёрной поверхности» можно угадать планету в бескрайнем космическом пространстве и находящуюся рядом с ней космическую станцию, хотя по-прежнему речь идёт именно о супрематической композиции. Интересно, что эту картину часто можно встретить на обложках книг научной фантастики.

Конечно, перечисленными направлениями космическая тема не ограничивается: чего стоит причудливый «соцфутуризм», рисовавший светлое будущее освоения других планет и контактов с инопланетными существами. И хотя в XXI веке появились новые, небывалые возможности для изучения Вселенной, стоит признать, что в прошлом столетии тема космоса вызывала гораздо больший ажиотаж - по крайней мере, в искусстве.

Своими впечатлениями о выставке «Космос завтрашнего дня» делится известный американский художник, ученый, главный редактор журнала «Леонардо» Фрэнк МАЛИНА.

Здесь, на выставке в Баку, оценивая творения моих собратьев – художников-фантастов, беседуя с восторженными, скептически настроенными, потрясенными посетителями, я не раз задавался вопросом: каковы пути и возможности изобразительных искусств в эпоху освоения околоземных просторов? Древняя мечта человека обрести крылья, летать в воздухе осуществилась, как известно, в начале нынешнего века. Естественно, развитие авиации повлияло и на зрительное восприятие художников. Некоторые из них пытались создать на холстах впечатление быстрого движения тел, пользуясь обычными приемами живописи. Другие разрабатывали так называемое «кинетическое» искусство, создающее у зрителя ощущение реального движения во времени. Третьи как бы вводили в свои произведения «авиационные» сюжеты: так рождались пейзажи, напоминающие просторы матушки Земли, наблюдаемые с борта летящего самолета. Но в общем-то я бы не сказал, что искусство эпохи воздухоплавания можно было сравнить – с точки зрения эстетики – с достижениями классической живописи.

Что же нового привнесла (или привнесет) в искусство астронавтика, чем обогатят его новые представления о Земле и вселенной?

Для большинства из нас первый полет в самолете – переживание более острое, нежели первая поездка верхом на лошади или в автомобиле. А первый космический полет вызывает еще более сильные ощущения.

Искусство «космического века» вплоть до недавнего времени носило характер иллюстрирования пейзажей других планет на основании либо скупых астрономических сведений, либо научно-фантастических домыслов; встречались и сюжеты, взятые из космической технологии. Советский космонавт Алексей Леонов сделал несколько замечательных зарисовок Земли, видимой из космоса, – и сразу стало ясно, что действительность может быть намного прекрасней и неожиданней воображаемого. Именно творчество Алексея Леонова и его соавтора Андрея Соколова навело меня на мысль разнообразить свои творческие приемы. Так, к примеру, я начал вводить в кинетические картины и композиции изображения космических траекторий и орбит, хотя и реальных, но невидимых как для человека, так и для его приборов.

Выход представителя земной цивилизации в космическое пространство можно сравнивать по своему значению с переходом наших предков с дерева на землю. Психологические и философские последствия этого выхода для будущего развития человечества могут быть огромными. Впервые в истории человек получил возможность наблюдать самого себя в чуждой ему среде, которая простирается бесконечно во все стороны мира. Обживая эту среду, он должен заботиться не только о запасах воздуха и пищи, но и о том, чтобы не угас в нем прометеев огонь творчества. Какие полотна будут висеть на стенах космических кораблей, бороздящих эфирные волны? Что увидят наши дети (а может быть, и мы?) в картинной галерее на Луне или на Марсе? Вопросы далеко не праздные. Ибо там, в небе, законы восприятия разительно отличаются от земных.

Представим себя, например, на Луне. Там нет атмосферы и, стало быть, нет рассеяния света. Небо кажется черным, а звезды и планеты видны всегда. Тени тоже совершенно черные. Оценивать расстояние на Луне труднее, чем на Земле, смотреть на Солнце или на отражающие его лучи. полированные поверхности опасно. Очевидно, живописцу здесь легче всего будет создавать гравюры.

Зато возможностям скульптора на Луне позавидуешь! Тут можно без заметных усилий сооружать памятники под стать египетским пирамидам, притом практически вечные! Кинетические объекты, движимые ветром, на Луне невозможны, но энергия солнечного света в вакууме заставит двигаться кинетические скульптуры. Какой они будут формы? В какие цвета окрашены? Засияют ли фосфоресцирующим светом или будут подсвечены изнутри? На эти и другие бесчисленные вопросы ответит недалекое будущее. Но уже теперь я убежден: результаты, полученные на нынешней стадии выхода человека в космос, заслуживают большего внимания со стороны мастеров, работающих в области изобразительного искусства. Выставка «Мир 2000 года» – залог того, что искусство не стоит на месте, что оно вечно в движении, что спектр земных красок раздвигается в космические пределы. Удачи вам и вдохновения собратья-живописцы!