Произведения короленко. Краткая биография короленко

Владимир Галактионович Короленко – русский писатель, общественный деятель, публицист и журналист.

Родился 15 (27) июля 1853 года в Житомире. Отец писателя был суровым уездным судьей и коллежским асессором. Мать была родом из Польши, отчего писатель с детства в совершенстве знал польский язык. Начальное образование Короленко получил в Житомирской гимназии, затем семья переехала в Ровно, где он поступил в местное училище.

После смерти отца Короленко поступил в Технологический институт в Петербурге, который не смог завершить из-за материальных трудностей. В 1874 году он перевелся в землевладельческую академию в Москве, где обучался на основе стипендии. В связи с тем, что писатель в юности участвовал в народнических движениях, он был исключен и выслан в Кронштадт. В 1877 году он вернулся в Петербург и поступил в Горный институт. Примерно в это же время началась его литературная карьера.

Первая новелла В. Г. Короленко, «Эпизоды из жизни “искателя”» появилась в 1879 году. Весной того же года, по подозрению в революционной деятельности, его вновь исключили из учебного заведения и выслали в Глазов. А когда в 1881 году он отказался от присяги Александру III, был выслан на несколько лет в Сибирь. Наиболее плодотворными для писателя стали 1885-1895 годы. Настоящим триумфом Короленко стал выход его лучших произведений - «Сон Макара» (1885), «В дурном обществе» (1885) и «Слепой музыкант» (1886). .

В 1890-е годы Короленко много путешествует. Он посещает различные края Российской империи (Крым, Кавказ). В 1893 году писатель присутствует на Всемирной выставке в Чикаго (США). Результатом этой поездки стал рассказ «Без языка» (1895). Короленко получает признание не только в России, но и за рубежом. Его произведения выходят на иностранных языках.

Владимир Галактионович Короленко вошел в сознание современников и потомства как писатель общественник и правдоискатель, кипучедеятельный и мятежный, с неукротимостью революционера боровшийся против веками царившего в России произвола и насилия, против любых форм проявлений социального зла, беззакония и несправедливости. Свобода и справедливость - это девиз его творчества, общественной деятельности, всей его жизни. Он был одержим гуманистической, романтически-красивой мечтой о вольном, как птица, человеке, о людском равенстве и счастье, и в то же время он каждодневно делал неисчислимо много для реальной защиты отдельной личности, попавшей в беду или несправедливо гонимой, для блага своего народа. Его гуманизм всегда был практически действенным, активным. Он был любим народом, пользовался в демократических низах непререкаемой славой правдолюбца, защитника и певца угнетенных. Имя его обладало в дореволюционной России огромной силой нравственного авторитета.

Мировоззрение Короленко формировалось в бурные и мятежные шестидесятые годы, с их реформами во многих областях общественной жизни и государственной системы, с пробудившимся свободомыслием и активной деятельностью "мужицких демократов". 1863 год вошел в историю как навеки памятный год польского восстания, одним из вождей которого был белорус Кастусь Калиновский. Эти события произвели глубокое впечатление на Короленко, жившего в той части Российской империи, где это восстание было особенно бурным.

Писательское имя В.Короленко впервые появилось на страницах печати в июле 1879 года, когда ему было уже 26 лет. Оно стояло под рассказом "Эпизоды из жизни искателя". Рассказ полемически направлен против террористических методов борьбы, против своеобразного "сектантства" в среде интеллигенции. Пафос рассказа - в призыве искать пути практического сближения революционеров с массами народа и новые способы борьбы за его освобождение. Автор не указывал в рассказе каких-либо конкретных и действенных рецептов: их не знает ни он, ни его герой. "Ищите!" - к этому звал Короленко радикальную интеллигенцию, студенческую молодежь России.

Сам писатель, внимательно вглядываясь в жизнь, упорно искал своего положительного героя. Он с глубоким сочувствием рисует людей большого мужества и стойкости, несгибаемых в борьбе со злом, наделенных сильным характером. В период, когда Россия после мартовских событий 1881 года была ввергнута в состояние духовного оцепенения вследствие наступившей общественной и политической реакции, а интеллигенция была охвачена настроениями апатии, тоски и уныния, Короленко создавал одно за другим произведения жизнеутверждающие, светлые по тону, оптимистичные. В большинстве из них разрабатывалась сибирская тематика, в центре повествования ставились типы бродяг, ссыльных, бывших каторжан. Короленко в этом случае продолжал традиции своих предшественников - Ф.Достоевского с его "Мертвым домом", С.Максимова, Н.Наумова, Н.Златовратского - и предвосхищал чеховскую прозу о каторге и ссылке ("Остров Сахалин"), книги П.Якубовича-Мельшина, Вас.Немировича-Данченко, В.Тана-Богораза, Максима Горького, А.Куприна и других писателей.

В произведениях Короленко о Сибири образы "отверженных", конечно, романтизированы, но, исследуя внутренний мир своих героев, писатель обычно рисовал их без идеализации: они в его рассказах человечны и одновременно жестоки, в их душе красота уживается с уродством, их страстное вольнолюбие порою оборачивается ницшеанским индивидуализмом. В таком смешении нравственно красивого и безобразного предстают и герои названных выше рассказов, и заглавный герой более поздней повести "Прохор и студенты" На материале сибирских впечатлений создан и рассказ "Сон Макара", написанный в 1883 году в якутской ссылке. Впрочем, тут речь идет уже не о революционерах и протестантах по убеждению и складу характера и не о бродягах, ссыльных и гулящих людях. Короленко изображает крестьянина-якута, всю жизнь бьющегося в безысходной нужде и бедности, как бы навеки обреченного на непосильный труд, молчаливого, покорного, во всех отношениях несчастного человека, - того самого Макара, на голову которого "все шишки валятся". До времени он безропотно сносил все невзгоды и бедствия, но, доведенный до последней степени отчаяния и глубоко возмущенный явной несправедливостью по отношению к себе и повсеместной неправдой, Макар взбунтовался. В его сердце раба "истощилось терпение", в душе созрел гнев, пробудилась воля к протесту и бунту, и в нем "забушевала ярость, как буря в пустой степи глухою ночью". И долго молчавший человек громко и гневно заговорил, проклиная людскую несправедливость и обвиняя в ней самого бога: "Он забыл, где он, перед чьим лицом предстоит, - забыл все, кроме своего великого гнева".

Короленко не раз говорил своим современникам о необходимости высоко ценить и свято чтить память тех, кто мужественно "исполнял свой долг, сопротивляясь насилию". Эти слова находим, в частности, в "Сказания о Флоре, Агриппе и Менахеме, сыне Иегуды". Короленко выступает против всякого смирения и малодушной покорности, бездействия и пассивности перед проявлениями социального зла. Насилие обычно питается покорностью, как огонь соломой. Значит, насилию над народом надо противопоставить революционное насилие, ибо "камень дробят камнем, сталь отражают сталью, а силу - силой...". Отвергая фаталистический взгляд на историю и общественную жизнь, писатель утверждает "завет борьбы" как единственное средство избавления людей от позора рабства, насилий, деспотизма, произвола. Насилие и гуманизм - одна из важных нравственно-философских и социальных проблем этого рассказа.

С философской аллегорией перекликается повесть "Слепой музыкант", в основном созданная в 1886 году и впоследствии неоднократно подвергавшаяся авторской доработке. "Основной психологический мотив этюда, - писал Короленко, - составляет инстинктивное, органическое влечение к свету. Отсюда душевный кризис моего героя и его разрешение". Поясняя идею повести (или этюда, как он именовал ее), писатель в другом месте сделал признание, что в этом произведении отразилось романтическое настроение его поколения в юности, и в этом своеобразный и живой колорит. В повести раскрыта душевная драма слепого, который через высокое и одухотворенное искусство понял и "увидел" мир. Под стремлением слепого музыканта "к свету" нетрудно было разглядеть глубоко социальное стремление угнетенных достичь таких общественных порядков, при которых было бы соблюдено их естественное право на счастье. Счастье героя повести как отдельной личности стало возможным только в результате сближения с народом, в готовности и способности служить ему своим талантом.

Сила Короленко - в критике и обличении всех сторон самодержавно-политического строя в России. В пореформенной действительности он обнаруживал явные следы "крепостнической традиции", показывал проявления всевластья помещиков над крестьянами и произвол чиновников, равнодушие властей к положению народа, задавленного и подверженного голоду, недоеданию и высокой смертности из-за нехватки питания и периодических неурожаев. Об этом Короленко поведал в книге очерков "В голодный год" (1892), которая в свое время глубоко потрясла всю Россию правдивым изображением трагедии современной писателю деревни.

Важное место в творчестве Короленко - художника слова и публициста - занимает тема капитализма. Народники отрицали возможность перехода России на буржуазно-капиталистический путь развития и признавали лишь кустарные формы хозяйства и труда. Короленко уже в 1890 году выступил с книгой "Павловские очерки", в которой поставил под сомнение правильность народнических теорий.

Вторая половина 19-ого века принесла нашей стране немало талантливейших литературных деятелей. Один из них – это журналист, прозаик и публицист Владимир Галактионович Короленко.

Владимир Короленко появился на свет в 1853 году в городе Житомир, Украина. Отец Владимира работал судьёй. Он имел довольно строгий, но неподкупный характер, что выделяло его среди других чиновников. Мать Владимира — уроженка Польши, и именно поэтому в ранние годы жизни польский язык стал родным для будущего писателя.

Семья была многодетная: Владимир жил вместе с двумя братьями и сёстрами. Всё детство он провёл на Украине, и воспоминаниями об этих годах он заполнил впоследствии многие свои сочинения.

Образование и юность

Владимир Короленко проходил обучение в польском пансионе и Житомирской гимназии. Когда его отец ушёл из жизни, оставив семью в трудном положении, сын получил образование в Ровенском реальном училище.

В дальнейшем ему пришлось покинуть Петербургский технологический институт, так как на обучение не хватало денег. Он продолжил учиться в Петровской земледельческой академии и Горном институте, из которых его последовательно исключили за революционные наклонности.

Отношение к революции

Уже с юношества Короленко разделял идею народничества. За смелую критику царского режима власть не жалела молодого человека, раз за разом отправляя его в новую ссылку.

Шесть лет в тяжёлых условиях не ослабили его, только закалили характер и послужили в дальнейшем хорошим материалом для рассказов. Но Владимир Короленко критиковал и Октябрьскую революцию, которая, казалось бы, как раз отвечала интересам народнического движения. Как истинный гуманист, он не приветствовал массовые расправы над людьми. Об этом он делился с Луначарким в «Письмах», написанных в 1920 году.

Творчество

В журнале «Слово» Владимир Короленко опубликовал своё первое произведение «Эпизод из жизни искателя». Но самое большое признание получили рассказы «В дурном обществе», «Сон Макара» и «Слепой музыкант». В основу этих сочинений Короленко заложил свои детские воспоминания о жизни на родине.

Помимо прозы, Владимир создал немало и публицистических работ, посвящённых остросоциальным проблемам его современности. Например, статья «Бытовое явление» о подавлении революции в 1905 году.

Личная жизнь: жена и дети

Короленко женился один раз, на своей старой знакомой Евдокии Ивановской, которая, как и он, была революционеркой-народницей. С ней он прожил до конца своих дней, и вместе они воспроизвели на свет двух дочерей – Наталью и Софию.

Уже при жизни Владимир завёл множество добрых знакомств среди известных литераторов, которые отзывались о нем как о добром, жизнерадостном, умном человеке, за которым можно пойти, куда угодно.

Смерть

Последние годы жизни Короленко провёл в Полтаве. Здесь у семьи была собственная дача, куда все её члены приезжали на лето.

На закате своей жизни писатель создавал объёмное автобиографическое сочинение «История моего современника». Он скончался от воспаления лёгких в 1921 году, не закончив четвертый том.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Биография Короленко

Короленко Владимир Галактионович (1853-1921) — русский писатель, публицист, общественный деятель.

Родился в г. Житомире в семье уездного судьи. Учился в Житомирской и Ровенской гимназиях. В 1871 г. поступил в Петербургский технологический институт, в 1874 перешел в Петровскую земледельческую и лесную академию в Москве. В 70-х гг сблизился с деятелями революционного народничества. В 1876 г. за подачу коллективного студенческого протеста исключен из Академии и выслан под надзор полиции в Кронштадт.

В 1877 поступил в Горный институт в Петербурге. В 1879 и 1880 гг. был несколько раз арестован. В 1881 г. за отказ присягнуть царю Александру III выслан в Якутию. В 1885 г. поселился в Нижнем Новгороде, где развернул активную литературную и общественную деятельность. В 1886 г. женился на Е.С. Ивановской. В 1893 г. совершил путешествие в Америку.

С 1896 г. — один из руководителей, а в 1904-1918 (с перерывами) ответственный редактор журнала «Русское богатство». С 1896 г. жил в Петербурге. В 1900 г. избран почетным академиком Петербургской АН (в 1902 г. вместе с А. П. Чеховым отказался от звания в знак протеста против незаконной отмены выборов М. Горького в Академию; в 1918 г. восстановлен в Академии).

В сентябре 1900 г. переехал с семьей в Полтаву. «Переезд в Полтаву, — вспоминала дочь Короленко Софья Владимировна, — был счастливым событием в жизни нашей семьи. В. Г. Короленко, который вырос на Украине, любил ее климат и природу … Мы часто ходили в городской сад и любовались красотой Полтавы. После Петербурга с его дождями и туманами Полтава казалась нам новым замечательным миром «.

Сначала писатель жил в доме Старицкого на ул. Александровской (ныне Октябрьская), с 1903 г. — в доме доктора Будаговська на ул. Мало-Садовой (ныне Короленко). Сейчас в доме Литературно-мемориальный музей В.Г. Короленко.

Дом писателя стал центром культурной жизни Полтавы, сюда шли письма Л.Н. Толстого, А. П. Чехова, М. М. Коцюбинского (побывал в Короленко в 1903 г.), М. Горького, приезжали А. В. Луначарский (1920), В. П. Катаев.

Короленко быстро включился в литературно-общественную жизнь Полтавщины. Наладил дружеские отношения с деятелями украинской культуры — Панасом Мирным, М. Коцюбинского, И. Тобилевичем, X. Алчевской, Г. Хоткевичем и др.. В 1901 послал в журнал «Русское богатство» новые биографические сведения о Т. Г. Шевченко, в 1902 г. участвовал в подготовке российско-украинского альманаха, посвященного 50-летию со дня смерти Н. В. Гоголя. В 1905 выступал на митингах в Полтаве, направленных на предотвращение еврейских погромов в городе. Осудил в прессе расправу над крестьянами во время Сорочинской трагедии 1905 г. (поместил в газете «Полтавщина» за 12 января 1906 открытое письмо, в котором обличил беззакония и массовые жестокости старшего советника А. Филонова, руководил подавлением крестьянского выступления). В 1911 г. выступил на открытии памятника Н. В. Гоголю в Сорочинцах.

Годы жизни в Полтаве были заполнены интенсивной творческой работой. Здесь он завершил очерки «У казаков», писал второй цикл сибирских рассказов («Мороз», «Феодалы» и др.), Рассказы «МиГ» и «Не страшно». В Полтаве В. Короленко продолжал свою работу редактора журнала «Русское богатство», публициста и газетного корреспондента столичных и провинциальных газет. В 1905 г. писатель начал работу над «Историей моего современника». В 1910 г. Короленко напряженно работал над циклом статей «Бытовое явление», направленных против военно-полевых судов и массовых смертных приговоров.

С 1905 г. почти каждое лето отдыхал на х. Домики. В 1912 г. побывал в Финляндии, в 1914 г. лечился за рубежом, во Франции. Вернулся домой в 1915 г.

Короленко принадлежит большая роль в защите евреев Полтавы от погромов в период 1905-1907 гг Он принимал активное участие в защите Бейлиса. В годы гражданской войны на Украине и террора военного коммунизма Короленко выступал против погромов, вступался как за евреев, так и людей других национальностей, репрессированных советскими властями.

Владимир Галактионович Короленко родился в 1853 г. в Житомире. Его отец Галактион Афанасьевич был уездным судёй, отличался нравом суровым и строгим, но был человеком великодушным. Гуманизм писателя Короленко сформирован в том числе наблюдением за собственными родителями. Характер отца Короленко описан в рассказе «В дурном обществе» в образе отца главного героя, справедливого судьи.

Из-за того что Галактион Короленко не брал взяток, он слыл в городе чудаком. После его смерти горожане укоряли судью в том, что он оставил детей нищими.

Отец Короленко происходил из казачьего рода. Согласно семейному преданию, Короленко были потомками Ивана Короля, казачьего полковника из Миргорода. От того же полковника происходил и академик Вернадский, довольно близкий родственник писателя Короленко (троюродный брат).

Мать писателя была дочерью польского помещика, исповедовала католицизм. Родным языком будущего писателя был польский. Обучение он тоже начинал по-польски в польском пансионе Рыхлинского. Потом Владимир учился в Житомирской гимназии, пока семья не переехала в Ровно.

У Короленко было два брата и три сестры, одна из которых умерла в младенчестве. Отец скончался, когда Владимиру было 15 лет, в 1868 г. После окончания Ровенского реального училища Короленко поступил в Петербургский технологический институт в 1871 г.

Попав в Петербург, Короленко увлёкся общественной жизнью, но вынужден был оставить учёбу из-за крайней бедности. Некоторое время он работал корректором, а в 1874 г. поступил в Петровскую земледельческую и лесную академию в Москве, где мог получать стипендию. Его учителем был молодой Тимирязев, впоследствии ставший знаменитым учёным. Тимирязев стал прототипом Изборского в повести «С двух сторон», о нём Короленко размышлял в «Истории моего современника».

Короленко стал активистом студенческих сходок, а в 1876 г. был исключён сроком на один год за составление коллективного заявления студентов против администрации академии. Вскоре он был арестован и сослан в Усть-Сысольск, а затем поселён в Кронштадте. Через год Короленко попытался восстановиться в академии, но ему было отказано из страха, что он увлечёт своими идеями других студентов.

Короленко вынужден был работать корректором в петербургской газете «Новости». В 1877 г. он поступил в Петербургский горный институт.

«Гниль и разложение. Ложь сверху донизу»

Так Короленко характеризовал современное ему общество. Юноша всё ещё считался неблагонадёжным и вскоре был арестован вместе с двумя братьями. Он был сослан в город Глазов на Урале. Побоявшись его «самостоятельных и дерзких наклонностей», исправник добился его поселения в Березовских Починках – страшной глуши. В 1880 г. Короленко был ложно обвинён в побеге и арестован, потом сослан в Восточную Сибирь и дошёл до Томска, но был возвращён и поселён в Перми. Чтобы прокормить себя и семью, он работал сапожником, пока не получил должность письмоводителя железной дороги в 1881 г. Но через полгода Короленко снова был арестован за нежелание подписать присягу Александру 3. Короленко был назван государственным преступником, сослан в Восточную Сибирь и после тюремного заключения отправлен на поселение в слободе Амге Якутской области. Только в 1885 г. Короленко было разрешено поселиться в Нижнем Новгороде. К этому времени им было создано немало рассказов, написанных в перерывах между сельскохозяйственным трудом в поселении и занятиями сапожным делом.

Начало литературного творчества

Первые рассказы Короленко напечатал в 1879 г., но вскоре был сослан в Амгу, где написал лучшие свои рассказы, опубликованные только в 1885 г: «Сон Макара», «В дурном обществе», «Соколинец». В 1886 г. вышла первая книга очерков и рассказов Короленко и была напечатана повесть «Слепой музыкант». О первой своей книге Короленко получил восторженные отзывы Чехова, Гаршина, Чернышевского. Рассказы посвящены людям, стремящимся к правде и свободе ценою собственных страданий («Чудная» о мужественной юной революционерке, «Яшка» об обличающем начальников крестьянине, «Соколинец» о потерявшем свободу человеке). Рассказы, написанные в ссылке, связаны с новыми впечатлениями писателя («Сон Макара» о трудной жизни якутского крестьянина, «Убивец» о правдоискательстве).

«Человек создан для счастья, как птица для полёта»

Этот известный афоризм произносит один из героев рассказа «Парадокс». Парадоксально то, что человек, чаще всего, не достигает своего предназначения. Короленко противился этому факту не только всей своей судьбой, но и наиболее значительным своим произведением – повестью «Слепой музыкант». Главный герой, слепой от рождения, преодолевает предназначенные ему темноту и несчастья, став знаменитым музыкантом и прозрев духовно, переключившись с собственного страдания на страдания других.

Короленко видел основную задачу писателя в том, чтобы менять общество и жизнь в целом. Он считал, что литература должна звать, отвергать, проклинать и благословлять.

За время жизни в Нижнем Новгороде (с 1886 по 1896 гг.) Короленко написал серию рассказов о сапожнике, обличающем общество, книгу очерков «В пустынных местах», «Павловские очерки» о тяжёлом труде павловских кустарей. В 1892 г. Короленко побывал в пострадавшем от неурожая Лукояновском уезде Нижегородской губернии и написал обличительный очерк «В голодный год».

Газетные статьи писателя направлены против власть имущих Нижнего Новгорода. Публицистика позволяла писателю вмешиваться в жизнь непосредственно.

Гуманизм Короленко

Короленко был величайшим гуманистом своего времени. Он ценил человека как такового, невзирая на его общественный статус или национальность. Доказательство этому – участие Короленко в «мултанском деле». Короленко выступил в защиту удмуртских крестьян, вотяков, которых обвинили в ритуальном убийстве и осудили на каторжные работы. Короленко добился пересмотра дела и взял на себя обязанности защитника. Через 8 дней после его защитной речи крестьянам вынесли оправдательный приговор.

Короленко трепетно относился к вопросу национальностей и рас, видя за условностью личность. Он защищал не только вотяков, но и евреев, описанных в повести «Без языка» с симпатией. В 1893 г. Короленко посетил выставку в Чикаго и был потрясён отношением к неграм, которых при первом же проступке ждали «линч и казнь», в стране, называющей себя свободной и демократической. В повести «Без языка» описаны приключения крестьянина Матвея Лозицкого, который с Волыни поехал в Америку искать лучшей жизни. Америка описана глазами этого прямого простодушного человека, честного и трудолюбивого. Встретив евреев-соотечественников, Матвей находит в них много общего с собой. Они оказываются такими же, как и он, жертвами обстоятельств, оторванными от дома и неуверенными в будущем. Так Матвей приходит к ценности человеческой личности. Ему самому помогают люди разных национальностей, убеждений, материального и социального положения.
В 1889 г. Короленко знакомится с Горьким, который считал Короленко писателем-демократом, продолжателем традиций русской литературы. Когда Николай I в 1902 г. отменил своим указом решение Академии наук о выборе Горького в его члены, Короленко, почётный академик по разряду изящной словесности, в 1902 г. подал заявление о выходе из академии.

Полтавский период жизни и творчества

В 1900 г. Короленко переезжает в Полтаву и живёт там до самой смерти. Всю жизнь семья Короленко жила очень скромно, довольствуясь самым необходимым и в быту, и в пище. Супруги Короленко воспитывали двух дочерей, а двое детей у них умерло в младенчестве. Рассказы Короленко этого периода посвящены героям, которые пошли на компромисс со своей совестью. «Смиренные» о ложном смирении, слепоте жителей деревни. «Не страшное» о вялой жизни обывателей, которые не отличают уже добра от зла.

С 1905 по 19011 гг. в ряде статей и очерков Короленко критикует действия правительства. Среди них «Сорочинская трагедия» - ответ писателя на обвинения в подстрекательстве к убийству полицейского Филонова, расправившегося над сорочинскими крестьянами. Книга «Бытовое явление», очерк «В успокоенной деревне» - о реакции правительства на революцию 1905 г.

Над книгой «История моего современника» Короленко работал с 1902 г. и до самой смерти. Последние главы о возвращении из якутской ссылки написаны за несколько дней до смерти. Книга – попытка осознать и проанализировать исторические и общественные события, свидетелем которых был писатель. В «современнике» угадывается он сам, описан жизненный путь Короленко с детства до становления его как писателя. Многие сюжеты и герои рассказов Короленко позаимствованы из его биографии.