Произведение мамина сибиряка вертел. План-конспект урока по чтению (4 класс) на тему: Слушание и работа с книгами

I

Летнее яркое солнце врывалось в открытое окно, освещая мастерскую со всем ее убожеством, за исключением одного темного угла, где работал Прошка. Солнце точно его забыло, как иногда матери оставляют маленьких детей без всякого призора. Прошка, только вытянув шею, мог видеть из-за широкой деревянной рамы своего колеса всего один уголок окна, в котором точно были нарисованы зеленые грядки огорода, за ними – блестящая полоска реки, а в ней – вечно купающаяся городская детвора. В раскрытое окно доносился крик купавшихся, грохот катившихся по берегу реки тяжело нагруженных телег, далекий перезвон монастырских колоколов и отчаянное карканье галок, перелетавших с крыши на крышу городского предместья Теребиловки.

Мастерская состояла всего из одной комнаты, в которой работали пять человек. Раньше здесь была баня, и до сих пор еще чувствовалась банная сырость, особенно в том углу, где, как паук, работал Прошка. У самого окна стоял деревянный верстак с тремя кругами, на которых шлифовались драгоценные камни. Ближе всех к свету сидел старик Ермилыч, работавший в очках. Он считался одним из лучших гранильщиков в Екатеринбурге, но начинал с каждым годом видеть все хуже. Ермилыч работал, откинув немного голову назад, и Прошке была видна только его борода какого-то мочального цвета. Во время работы Ермилыч любил рассуждать вслух, причем без конца бранил хозяина мастерской, Ухова.

– Плут он, Алексей-то Иваныч, вот что! – повторял старик каким-то сухим голосом, точно у него присохло в горле. – Морит он нас, как тараканов. Да… И работой морит и едой морит. Чем он нас кормит? Пустые щи да каша – вот и вся еда. А какая работа, ежели у человека в середке пусто?.. Небойсь сам-то Алексей Иваныч раз пять в день чаю напьется. Дома два раза пьет, а потом еще в гости уйдет и там пьет… И какой плут: обедает вместе с нами да еще похваливает… Это он для отводу глаз, чтобы мы не роптали. А сам, наверно, еще пообедает наособицу.

Эти рассуждения заканчивались каждый раз так:

– Уйду я от него – вот и конец делу. Будет, – одиннадцать годиков поработал на Алексея Иваныча. Довольно… А работы сколько угодно… Сделай милость, кланяться не будем…

Работавший рядом с Ермилычем чахоточный мастер Игнатий обыкновенно молчал. Это был угрюмый человек, не любивший даром терять слова. Зато подмастерье Спирька, молодой, бойкий парень, щеголявший в красных кумачных рубахах, любил подзадорить дедушку, как называли рабочие старика Ермилыча.

– И плут же он, Алексей-то Иваныч! – говорил Спирька, подмигивая Игнатию. – Мы-то чахнем на его работе, а он плутует. Целый день только и делает, что ходит по городу да обманывает, кто попроще. Помнишь, дедушка, как он стекло продал барыне в проезжающих номерах? И еще говорит: «Сам все работаю, своими руками…»

– И еще какой плут! – соглашался Ермилыч. – В прошлом году вот как ловко подменил аметист проезжающему барину! Тот ему дал поправить камень, потому грань притупилась и царапины были. Я и поправлял еще… Камень был отличный!.. Вот он его себе и оставил, а проезжающему-то барину другой всучил… Известно, господа ничего не понимают, что и к чему.

Четвертый рабочий, Левка, немой от рождения, не мог принимать участия в этих разговорах и только мычал, когда Ермилыч знаками объяснял ему, какой плут их хозяин.

Сам Ухов заглядывал в свою мастерскую только рано утром, когда раздавал работу, да вечером, когда принимал готовые камни. Исключение представляли те случаи, когда попадала какая-нибудь срочная работа. Тогда Алексей Иваныч забегал по десяти раз, чтобы поторопить рабочих. Ермилыч не мог терпеть такой срочной работы и каждый раз ворчал.

Всего смешнее было, когда Алексей Иваныч приходил в мастерскую, одетый, как мастеровой, в стареньком пиджаке, в замазанном желтыми пятнами наждака переднике. Это значило, что кто-нибудь приедет в мастерскую, какой-нибудь выгодный заказчик или любопытный проезжающий. Алексей Иваныч походил на голодную лису: длинный, худой, лысый, с торчавшими щетиной рыжими усами и беспокойно бегавшими бесцветными глазами. У него были такие длинные руки, точно природа создала его специально для воровства. И как ловко он умел говорить с покупателями. А уж показать драгоценный камень никто лучше его не умел. Такой покупатель разглядывал какую-нибудь трещину или другой порок только дома. Иногда обманутые являлись в мастерскую и получали один и тот же ответ, – именно, что Алексей Иваныч куда-то уехал.

– Как же это так? – удивлялся покупатель. – Камень никуда не годится…

– Мы ничего не знаем, барин, – отвечал за всех Ермилыч. – Наше дело маленькое…

Все рабочие обыкновенно покатывались со смеху, когда одураченный покупатель уходил.

– А ты смотри хорошенько, – наставительно замечал Ермилыч, косвенно защищая хозяина, – на то у тебя глаза есть… Алексей-то Иваныч выучит.

Всех больше злорадствовал Спирька, хохотавший до слез. Все-таки развлечение, а то сиди день-деньской за верстаком, как пришитый. Да и господ жалеть нечего: дикие у них деньги, – вот и швыряют их.

Работа в мастерской распределялась таким образом. Сырые камни сортировал Ермилыч, а потом передавал их Левке «околтать», то есть обколоть железным молотком, так, чтобы можно было гранить. Это считалось черной работой, и только самые дорогие камни, как изумруд, окалтывал Ермилыч сам. Околтанные Левкой камни поступали к Спирьке, который обтачивал их начерно. Игнатий уже клал фасетки (грани), а Ермилыч поправлял еще раз и полировал. В результате получались играющие разными цветами драгоценные и полудрагоценные камни: изумруды, хризолиты, аквамарины, тяжеловесы (благородный топаз), аметисты, а больше всего – раух-топазы (дымчатого цвета горный хрусталь) и просто горный бесцветный хрусталь. Изредка попадали и другие камни, как рубины и сапфиры, которые Ермилыч называл «зубастыми», потому что они были тверже всех остальных. Аметисты Ермилыч называл архиерейским камнем. Старик относился к камням, как к чему-то живому, и даже сердился на некоторые из них, как хризолиты.

Саратов ОАО "Приволжское книжное издательство", 1983 г.

Аудио рассказ для детей младшего школьного возраста, известного русского писателя конца XIX - начала XX века Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка "Вертел" повествует о тяжелой судьбе мальчика-сироты, лишённого радостей детства. Звали мальчика Прошка. Жил он, а скорее существовал в городе Екатеринбурге, в предместье (примерно как микрорайон) Теребиловка, где работал вертелом в ювелирной мастерской Алексея Ивановича Ухова.
Вы можете прочитать краткое содержание каждой из 4-х глав аудио рассказа, прослушать онлайн или скачать бесплатно и без регистрации любую из глав или весь рассказ "Вертел".

Аудио рассказ Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка "Вертел", глава 1. О двенадцатилетнем мальчике Прошке, круглом сироте, который работал в ювелирной мастерской Екатеринбурга, в предместье Теребиловка. Должность его называлась вертел, так как мальчику по 12 часов и больше приходилось вращать колесо. В 1 главе описано как распределялась работа...

Аудио рассказ Д. Н. Мамина-Сибиряка для младших школьников "Вертел", глава 2, Богатая покупательница. "Солнце светило во все глаза, как оно светит только в июле... Прошка думал целое утро об обеде. Он постоянно был голоден и жил только от еды до еды, как маленький голодный зверёк..." - так талантливо автор подчёркивает губительную работу...

Аудио рассказ Д. Н. Мамина-Сибиряка "Вертел", глава 3, В барском доме. Бедного Прошку часто занимал вопрос о тех неизвестных людях, для которых он должен был с утра до ночи вертеть в своём углу колесо, точно он был привязан к своему колесу. Прошка понимал, что у других детей есть отцы и матери, которые их берегут и жалеют; а он круглый сирота и...

Цель: Создание условий для формирования системы знаний: учить понимать поступки героев, их эмоциональное состояние, прививать нравственные качества, обогащать чувственный опыт ребенка путем анализа героев, мотивов их поведения.

Познакомить с жизнью и творчеством Д.Н. Маминого-Сибиряка;

расширять знания детей о творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка;

формировать навык осознанного и выразительного чтения;

показать необходимость внимательного чтения;

развивать любознательность, наблюдательность, устную речь.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

П о л е ч у д е с «Вертел»

Что мог видеть Прошка в уголок окна мастерской? Зелёные грядки огорода, блестящую полоску реки. Сколько человек работало в мастерской? пять Кто считался лучшим гранильщиком в Екатеринбурге? Старик Ермилыч.

Как называлось место, в котором была мастерская? е р л о е и б к а т в

Как звали хозяина мастерской? Ухов Алексей Иванович. Сколько лет проработал в мастерской у Ухова Ермилыч? Одиннадцать. С кем сравнивает автор Ухова? С голодной лисой.

ь т а т л о к о Что должен был делать Лёвка с камнями?

Какие самые дорогие камни гранились в мастерской? изумруды С кем автор сравнивает Прошку? С пауком и маленьким голодным зверьком. Для чего годилась мастерская по словам Алексея Иваныча? Только свиней держать.

Как Ермилыч называл рубины и сапфиры? и м ы т с а б у з

Игра со зрителями

Какой камень был редкостью в мастерской? т и р д н а с к е л а

Финальная игра

Каким словом выразился Спирька про то, что Алексей Иваныч ни за что взял с барыни деньги? л и ч а п л о к о

Суперигра

Каких камней не заказывала барыня, а Алексей Иваныч дал их для неё? ы н и д н а м ь л а

С п а с и б о за и г р у Спасибо за игру!

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению

в 4 классе УМК «Начальная школа XXI века»

Тема урока «Вертел. Д.Н.Мамин-Сибиряк»

Цель: Создание условий для формирования системы знаний: учить понимать поступки героев, их эмоциональное состояние, прививать нравственные качества, обогащать чувственный опыт ребенка путем анализа героев, мотивов их поведения.

Задачи:

Познакомить с жизнью и творчеством Д.Н. Маминого-Сибиряка;

расширять знания детей о творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка;

формировать навык осознанного и выразительного чтения;

показать необходимость внимательного чтения;

развивать любознательность, наблюдательность, устную речь.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация к уроку, выставка книг Д.Н. Мамина-Сибиряка, барабан с числами.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Я вижу,что вы готовы к уроку и настроены на позитивную и продуктивную работу. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

Ребята, с каким произведением вы познакомились дома? (Тема на доске – (Вертел )

Как вы готовились к сегодняшнему уроку? (Работали по блокам )

Кто работал в блоке А,? Б,?В. Есть ребята, которые выполнили задания всех блоков?

Замечательно, дома вы оценили свою работу. Проверив ваши труды, мы узнаем будут ли у нас расхождения в оценке.

Давайте сформулируем урока. Чему мы будем учиться, чтобы вы хотели узнать?

На доске:

У - правильно и выразительно читать, узнать биографию М.С.

Р - (развивать речь, внимание, наблюдательность, память, кругозор, словарный запас)

О - объяснять значение непонятных слов,

К - контролировать ответы свои и товарищей.

Предлагаю, работу построить в форме игры « Поле чуде», т.о. проверить насколько внимательно вы читали текст дома и работали с ним.

Давайте послушаем сообщение о Д.Н. Мамине-Сибиряке. (рассказывают 3 учащихся)

1.Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 г., в заводском посёлке Висимо-Шайтанском Верхотурского уезда Пермской губернии в семье бедного заводского священника. Настоящая фамилия Мамин.(слайд2)

3Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих.(слайд 3)

4. В 1866г. был определён в Екатеринбургское духовное училище. Затем 4 года отучился в Пермской духовной семинарии. Потом будущий писатель учился на ветеринара в Петербургской медико-хирургической академии, затем на юридическом факультете Петербургского университета. Но, проучившись год, вынужден быть оставить из-за материальных трудностей и резкого ухудшения здоровья (начался туберкулез).( слайд 4)

5.Летом 1877 вернулся на Урал, к родителям. В следующем году умер отец, и вся тяжесть забот о семье легла на Мамина-Сибиряка. Чтобы дать образование братьям и сестре и суметь заработать, решено было переехать в крупный культурный центр. Был выбран Екатеринбург, где начинается его новая жизнь. (Слайд5)

6 В эти годы он совершает много поездок по Уралу, изучает литературу по истории, экономике, этнографии Урала, погружается в народную жизнь, общается с "простецами", имеющими огромный жизненный опыт.( слайд6)

7 В 1890 писатель переезжает в Петербург, где проходит последний этап его жизни (1891 - 1912). Через год умирает его жена, оставив больную дочь Аленушку на руках отца, потрясенного этой смертью.( Слайд7)

8.После горькой утраты любимой жены, Мамин-Сибиряк выдвигается еще как прекрасный писатель о детях и для детей. Его сборники "Детские тени", "Аленушкины сказки" (1894-1896) имели очень большой успех и вошли в русскую детскую классику.( слайд8)

9.Произведения Мамина-Сибиряка для детей "Зимовье на Студеной" (1892), "Серая шейка" (1893), "Зарницы" (1897), "По Уралу" (1899) и другие приобрели широкую известность. Некоторые критики сравнивают сказки Мамина с андерсеновскими.( Слайд9)

10.К детской литературе Дмитрий Наркисович относился очень серьезно. Обращаясь к писателям, своим современникам, Мамин-Сибиряк призывал их правдиво рассказывать детям о жизни и труде народа. "Детская книга - это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян".( слайд10)

11.Последние годы жизни писатель тяжело болел. 26 октября 1912 года в Петербурге отмечалось сорокалетие его творческой деятельности, но Мамин уже плохо воспринимал пришедших поздравить его - через неделю, 2 (15) ноября 1912 года, он скончался. С 1956 года прах писателя, его дочери и жены находятся на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.( Слайд11)

12 Памятник Д.Н.Мамину- Теплоход «Мамин-Сибиряк»

Сибиряку в Екатеринбурге.

Музей в доме, где родился писатель
(посёлок Висим Пермской области) (слайд12)

13.Музей в доме в Екатеринбурге, где жил Мамин-Сибиряк(слайд 13 )

Ребята, вы принесли книги Мамина-Сибиряка.Рассмотрите их обратите внимание на слайд.

II. Рассматриваем книги Д.Н. Мамина-Сибиряка.

(выставка книг) принесённые детьми в класс и как итог книги на слайде 3. (на слайде обложки книг, которые читали ранее на уроках)

III. Беседа о прочитанном дома произведении Д.Н. Мамина-Сибиряка «Вертел».

– Кто главный герой рассказа? (Прошка)

– Что мы о нём узнали? (Был круглый сирота и его тётка отдала в мастерскую, чтобы он мог сам себя прокормить, хотя ему было 12 лет)

– Прочитайте, в каких условиях работал Прошка. с.180

– Что больше всего любил Прошка? Найдите, зачитайте с. 190 (Лес, природу)

– Что случилось с Прошкой? (Заболел и умер) стр.199

– От чего это произошло? (От наждачной пыли, от плохого питания и непосильной работы.

– Какие чувства вызвала у вас жизнь Прошки? (Сожаления, жалости и т. д.)

IV. А теперь я проверю, как внимательно вы читали этот рассказ и для этого мы поиграем в «Поле чудес».

(Слайд 4 – с титрами «Поле чудес», когда прошли эти титры, по щелчку мыши появляется название рассказа «Вертел».

Напоминаются правила игры.

За наш барабан будут выходить те, кто точно и правильно ответит на вопрос.

Выбираем первую тройку игроков. (Слайд 5 – 1 тур)

Слайд 6. (По щелчку мыши открывается вопрос. Дети отвечают на него. Выслушиваются ответы нескольких учеников и за барабан выходит тот, кто ответил правильно и точнее других. На слайде три вопроса. После ответа, по щелчку мыши, открывается ответ.)

Посла выбора первой тройки слайд 7 с заданием. Читается задание и по букве отгадывается слово. Названная буква, которая есть в слове, открывается, путём наведения на это место курсора и щелчка мыши. Отгадывают по очереди. Отгадавший правильно букву, имеет право крутить барабан, набирать очки и отгадывать следующую букву.

Ответ: Теребиловка. (Смена слайда после тура по щелчку на стрелке)

Победитель первой тройки выходит в финальную игру.

Выбираем вторую тройку. (Слайд 8 – 2 тур. Слайд 9, на нём тоже три вопроса с ответами, открываются после полученного ответа по щелчку мыши.)

Победитель выходит в финальную игру.

Слайд 10, для второй тройки.

Ответ: околтать.

(Спросить, как понимают это слово.) Победитель тура выходит в финальную игру.

Выбирается третья тройка.

Слайд 11 – 3 тур и слайд 12 с вопросами и ответами третьего тура.

Слайд 13, с заданием для третьей тройки.

Ответ: зубастыми.

Присутствующим уместно задать вопрос, почему он их так называл. (Были крепкими, и точить их было труднее.)

Проводится игра со зрителями. Слайд 14, со словами: игр со зрителями.

Слаид 14 с заданием для зрителей. Отгадывают целым словом.

Ответ: александрит

Проводится финальная игра. Слайд 16 со словами – финальная игра.

К барабану выходят победители троек. Слайд 17 с заданием для финалистов.

Ответ: околпачил.

– Как понять это слово? (обманул)

Проводится суперигра с победителем. Слайд 18 со словом суперигра.

Слайд 19 с заданием.

Ответ: альмандины.

Подводятся итоги урока.

Чествуется победитель. Можно приготовить какой-нибудь сувенир.

Слайд 20 с титрами: Спасибо за игру.



Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Летнее яркое солнце врывалось в открытое окно, освещая мастерскую со всем ее убожеством, за исключением одного темного угла, где работал Прошка. Солнце точно его забыло, как иногда матери оставляют маленьких детей без всякого призора. Прошка, только вытянув шею, мог видеть из-за широкой деревянной рамы своего колеса всего один уголок окна, в котором точно были нарисованы зеленые грядки огорода, за ними – блестящая полоска реки, а в ней – вечно купающаяся городская детвора. В раскрытое окно доносился крик купавшихся, грохот катившихся по берегу реки тяжело нагруженных телег, далекий перезвон монастырских колоколов и отчаянное карканье галок, перелетавших с крыши на крышу городского предместья Теребиловки.

Мастерская состояла всего из одной комнаты, в которой работали пять человек. Раньше здесь была баня, и до сих пор еще чувствовалась банная сырость, особенно в том углу, где, как паук, работал Прошка. У самого окна стоял деревянный верстак с тремя кругами, на которых шлифовались драгоценные камни. Ближе всех к свету сидел старик Ермилыч, работавший в очках. Он считался одним из лучших гранильщиков в Екатеринбурге, но начинал с каждым годом видеть все хуже. Ермилыч работал, откинув немного голову назад, и Прошке была видна только его борода какого-то мочального цвета. Во время работы Ермилыч любил рассуждать вслух, причем без конца бранил хозяина мастерской, Ухова.

– Плут он, Алексей-то Иваныч, вот что! – повторял старик каким-то сухим голосом, точно у него присохло в горле. – Морит он нас, как тараканов. Да… И работой морит и едой морит. Чем он нас кормит? Пустые щи да каша – вот и вся еда. А какая работа, ежели у человека в середке пусто?.. Небойсь сам-то Алексей Иваныч раз пять в день чаю напьется. Дома два раза пьет, а потом еще в гости уйдет и там пьет… И какой плут: обедает вместе с нами да еще похваливает… Это он для отводу глаз, чтобы мы не роптали. А сам, наверно, еще пообедает наособицу.

Эти рассуждения заканчивались каждый раз так:

– Уйду я от него – вот и конец делу. Будет, – одиннадцать годиков поработал на Алексея Иваныча. Довольно… А работы сколько угодно… Сделай милость, кланяться не будем…

Работавший рядом с Ермилычем чахоточный мастер Игнатий обыкновенно молчал. Это был угрюмый человек, не любивший даром терять слова. Зато подмастерье Спирька, молодой, бойкий парень, щеголявший в красных кумачных рубахах, любил подзадорить дедушку, как называли рабочие старика Ермилыча.

– И плут же он, Алексей-то Иваныч! – говорил Спирька, подмигивая Игнатию. – Мы-то чахнем на его работе, а он плутует. Целый день только и делает, что ходит по городу да обманывает, кто попроще. Помнишь, дедушка, как он стекло продал барыне в проезжающих номерах? И еще говорит: «Сам все работаю, своими руками…»

– И еще какой плут! – соглашался Ермилыч. – В прошлом году вот как ловко подменил аметист проезжающему барину! Тот ему дал поправить камень, потому грань притупилась и царапины были. Я и поправлял еще… Камень был отличный!.. Вот он его себе и оставил, а проезжающему-то барину другой всучил… Известно, господа ничего не понимают, что и к чему.

Четвертый рабочий, Левка, немой от рождения, не мог принимать участия в этих разговорах и только мычал, когда Ермилыч знаками объяснял ему, какой плут их хозяин.

Сам Ухов заглядывал в свою мастерскую только рано утром, когда раздавал работу, да вечером, когда принимал готовые камни. Исключение представляли те случаи, когда попадала какая-нибудь срочная работа. Тогда Алексей Иваныч забегал по десяти раз, чтобы поторопить рабочих. Ермилыч не мог терпеть такой срочной работы и каждый раз ворчал.

Всего смешнее было, когда Алексей Иваныч приходил в мастерскую, одетый, как мастеровой, в стареньком пиджаке, в замазанном желтыми пятнами наждака переднике. Это значило, что кто-нибудь приедет в мастерскую, какой-нибудь выгодный заказчик или любопытный проезжающий. Алексей Иваныч походил на голодную лису: длинный, худой, лысый, с торчавшими щетиной рыжими усами и беспокойно бегавшими бесцветными глазами. У него были такие длинные руки, точно природа создала его специально для воровства. И как ловко он умел говорить с покупателями. А уж показать драгоценный камень никто лучше его не умел. Такой покупатель разглядывал какую-нибудь трещину или другой порок только дома. Иногда обманутые являлись в мастерскую и получали один и тот же ответ, – именно, что Алексей Иваныч куда-то уехал.

Урок 45. Тема: Произведения русских писателей о детях.
Дополнительное чтение. Д. Н. Мамин-Сибиряк
«Вертел».

создание условий для полноценного восприятия идейно-художественного смысла произведения .

Тип урока

Применение знаний и способов действий

Планируемые

результаты

(предметные)

знакомить с творчеством Д.Н. Мамина – Сибиряка, развивать умение работать с текстом, предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, продолжать развивать умение анализировать прочитанное произведение, умение ориентироваться в тексте, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние.

Личностные

результаты

создать условия для формирования положительного отношения к чтению, воспитывать сострадание и милосердие.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать.

Регулятивные: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу, развивать наблюдательность к слову, обогащать словарный запас учащихся, развивать творческие способности.

Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитие речевых умений, монологической и диалогической речи.

Основное содержание темы, понятия и термины

Д. Мамин-Сибиряк «Вертел». Тема, жанр, главная мысль произведения. Характеристика образа Прошки (внешний вид, поступки). Сравнение рассказов Н. Г. Гарина-Михайловского, К. М. Станюковича и Д. Н. Мамина-Сибиряка

(сюжет, судьбы героев). Анализ внутритекстовых иллюстраций для более глубокого понимания содержания произведения. Соотнесение иллюстраций с эпизодами произведения. Сравнение своего представления о прочитанном

Формы, методы

Действия учителя

Действия обучающихся

I. Организационный момент

Мотивационное стихотворение

Улыбнитесь друг другу, садитесь

Руки? На месте!

Ноги? На месте!

Локти? У края!

Спина? Прямая!

Приветствуют учителя.

II. Актуализация

Фронтальная беседа

Недосказанное предложение

На прошлом уроке мы с вами начали знакомство с произведением Д.Н. Мамина-Сибиряка, которое называется….

А так же мы с вами касались предмета …

Посмотрите на доску и прочитайте эпиграф к уроку.

Как вы понимаете смысл данных слов?

В каком веке мы с вами живем?

А произведение «Вертел» о каком веке?

Что вы помните об этом времени?

Тяжелая доля выпала детям старой России. Нищета и разруха в стране заставляла посылать родителей своих детей на работу, иначе не прожить, не прокормиться. Кругом безысходность. Кругом горе. И как бы ни жалко было матери отдавать своё дитё в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. И не смотря ни на что, люди верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает.

О чем мечтали богатые?

О чём мечтали бедные дети? Вы должны были дочитать дома.

Посмотрите на фотографии и скажите, какая из них лишняя и почему?

Как вы думаете, а какова тема нашего сегодняшнего урока?

Какую цель поставите перед собой?

Какие задачи?

Вертел

Истории

Высказывание детей.

XXI

XIX

В конце XIX века шло резкое разделение людей на бедных и богатых. Богатые имели всё, а бедные - ничего. Бедным приходилось много работать. Работали они в основном на богатых. Работали на износ.

Они работали на заводах, в домах богатых, а иногда прямо на улицах (чистили обувь, побирались). У тех и других были дети. Их отличало, то, что детям бедных, чтобы хоть как-то прожить, надо было работать.

И те, и другие любят мечтать.

Рассказов о жизни детей того времени много.

Дают ответы.

Лермонтов, потому что он поэт.

Анализирование произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Вертел»

Анализирование произведения «Вертел»

Вспомнить, что узнали об авторе?

Ответить на вопросы

Составить план

Охарактеризовать героев

Найти тропы

III. Применение знаний и способов действий

Осознанное выразительное чтение. Поисковое чтение. Характеристика героев рассказа. Самостоятельное выполнение заданий

- Что вы узнали на прошлом уроке об авторе? (оцените себя на листах самооценки)

- На сколько частей можно разделить рассказ?

Давайте составим план в парах (карточки). (оценивание)

Где работал Прошка?

Как выглядела мастерская?

Докажите, что работа в мастерской представляла опасность для здоровья людей.

Какую работу в мастерской выполнял Прошка?

Назовите имена рабочих.

- Охарактеризуйте несколькими слова героев, чем они занимались. (по карточкам) (Слабые учащиеся в т. С. 64 1 задание) (оценивание)

Чем кормил хозяин рабочих в мастерской?

Зачем в мастерскую привела своих детей богатая дама?

- Индивидуальна работа по карточкам. (Найдите в тексте и допишите предложения, восстановить текст)

а ) Вспомните, чем была мастерская раньше?

Найдите фрагмент, доказывающий это

Хотели бы вы работать в такой мастерской?

Почему?

б) Найти в 3 части произведения то место, где написано, о чем мечтал Прошка.

О чем ещё мечтал Прошка? (3 часть)

Зачем в мастерскую привела своих детей богатая дама?

Чтение по ролям 2 части ( со слов «Мать Володи заглянула в угол…)

Физминутка(Если согласны- приседаем, не согласны-прыгаем) – Игра «Верно - неверно»

Прошке было 14 лет.

Ухов вдоволь кормил своих рабочих

Ухов – хозяин мастерской

У Анны Ивановны было трое детей

У Прошки были родители

Ручка колеса, которое вертел Прошка была блестящей потому, что она новая

Хозяин мастерской обманывал не только своих рабочих, но и покупателей;

Писатель Ухова сравнивает с медведем

Лёвка – молодой, бойкий, любит подразнить Ермилыча

Самое главное в человеке – доброе сердце

Предлагает выполнить задания в РТ № 1

(с. 64–65)

- Отчего же умирает Прошка?

рассказ о писателе.

На 4

Ермилыч, Игнатий, Спирька, Прошка, Лёвка.

Читают вслух по частям. Отвечают на вопросы. Находят в тексте ответы на вопросы. Характеризуют героев рассказа.

Выполняют задания в рабочей тетради

Баней

(читают отрывок из 1 части, 2 абзац)

неверно, ему 12 лет

неверно, кормил очень плохо

верно

неверно, двое

неверно, он сирота

неверно, она была светлая от рук

верно

неверно, с лисой

неверно, он немой с рождения

верно

От наждачной пыли , непосильной работы и плохого питания

IV. Закрепление знаний и способов действий

Сравнение

- Ребята, как вы думаете, кто кроме писателей мог нам рассказать о жизни детей далекого прошлого? (слайды) В.Е.Маковский «Свидание», В.Г. Перов «Тройка»

Не только писатели писали о трудностях и лишениях детей, но художники в своих бессмертных полотнах отражали их горькую участь.

Вглядитесь внимательно в героев картины.

Какими вы видите детей?

Что выражают их лица?

На чью судьбу похожа судьба детей с картины?

На картинах мы не видим их хозяев, но что о них можно сказать?

Итак, мы с вами разобрались, что погубило Прошку, но сделали мы это с моральной точки зрения. Мы попробуем сопоставить правовое положение сегодняшнего ребенка и нашего героя. Поэтому на данном этапе мы с вами постараемся определить, какие права ребенка современного времени не были даны Прошке, а поможет нам это сделать Конвенция прав ребенка (слайд)

Предлагает сравнить рассказы Н. Г. Гарина-Михайловского, К. М. Станюковича

и Д. Н. Мамина-Сибиряка (сюжет, судьбы

героев)

Художники

Прошки

Жадные, злые, бессердечные, угрюмые.

V. Рефлексия

Грамотное выражение своих эмоций

Что же побудило писателя к написанию рассказа «Вертел»?

Чему учит рассказ Мамина - Сибиряка?

Что нового вы узнали для себя?

Выполнили ли поставленные задачи?

Синквей 1 группа - о главном герое произведения

2 группа - о хозяине мастерской

Отвечают на поставленные вопросы

Домашнее задание

Развитие навыков чтения