Проблема трусости: аргументы из литературы и рассуждения на данную тему. Нужна ли смелость в любви

Каждому человеку присущи две борющиеся между собой стороны, это трусость и смелость. Наука задается этим вопросом уже достаточно много лет. Психологи, философы и поэты начали говорить об этом несколько веков назад.

Я думаю, что быть смелым Это значит иметь возможность при необходимости побороть свои страхи. А ведь они присущи каждому человеку на Земле. Мужественные люди обладают уверенностью в себе, которой сложно даже позавидовать. Также люди не боятся преград на своем пути. Даже если уж говорить точнее они отважно преодолевают эти страхи. Они несомненно найдут выход из любой ситуации. Такой человек всегда, не смотря ни на что, достигает цель, которую поставил перед собой. У храбрых личностей есть большой запас терпения, что также является немаловажным и имеют огромную силу воли.

Я считаю, что это очень здорово, когда таким качеством обладает доброжелательный и милосердный человек, который будет использовать ее в благотворительных целях. Гораздо хуже будет, если мужество проявляется в отрицательном свете. Такое проявление сможет нести угрозу и для самого человека, обладающего мужеством. Трусость похожа на смелость тем, что она также имеет две стороны одной медали. Есть благоприятные проявления этого качества, но, к сожалению, есть и негативные проявления. Иногда трусость срабатывает рефлекторно, как защита, когда человек чувствует себя в опасности. И тогда она спасает человека от чего-то нехорошего. Это относится к положительной стороне. А вот к обратной стороне можно отнести человека, который не может принимать решения, постоянно сомневается в своих действиях, он боится трудностей. Также люди неуверенны в себе.

Мне кажется, что робость – это просто недостаточно развитая сила воли. Это невозможность управлять собой. К сожалению эти люди не имеют целей в жизни, потому что бояться сложностей и если даже и имеют, то опускают руки при первой же возникшей проблеме.

Люди должны развиваться душевно, учиться контролировать свои эмоции и уметь брать себя в руки. Нужно учиться преодолевать все преграды и не давать страху узды правления. Храбрый человек всегда рассчитывает на свои силы, а не на помощь других людей, и уж тем более не на волю случая.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» пи­сатель показал нам знатного по происхождению, но бесчестного по своей сути человека, приятеля главного героя - дворянина Швабрина, который был способен не только мстить девушке, отказавшей ему, но и нане­сти подлый удар в спину Гринёву во время дуэли.

Забыв о присяге, данной государю, утратив поня­тия о чести и достоинстве, Швабрин даже совершает измену, предательство, нарушает свой долг офицера.

При захвате Белогорской крепости Пугачёвым Швабрин нарушил присягу дворянина (защищать власть) и перешёл на сторону бунтовщика Пугачёва. Гринёв же готов был пожертвовать своей жизнью.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Грушницкий был трусом. Он проявил сла­бую волю, сцена его дуэли показывает его слабохарак­терность. Он вызвал на дуэль Печорина и стрелял в него из заряженного пистолета, хотя знал, что у того пули в пистолете нет. Этот ложный романтический па­фос обличает главный герой, давая шанс Грушницко- му раскаяться, но тот отказывается.

Л. Н. Толстой «Война и мир»

В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» трусом был и адъютант Жерков, уклоняющийся от боёв и прикры­вающийся поисками своей батареи. Когда его направи­ли на батарею Тушина, он, боясь оказаться на передо­вой, искал её в другом месте. Такими видит Толстой большинство штабных офицеров. За внешней холёно- стью и знатным происхождением скрывается трусли­вая душа неумных, недалёких людей.

Им противопоставлен храбрый Андрей Болконский, который поехал на передовую и своей смелостью вдох­новил всех вокруг. Хотя он и испытывал чувства стра­ха, но сам себя убедил: «Я не могу бояться». Князь Ан­дрей передал приказ об отступлении, а также помог солдатам отойти в тыл. До батареи Жерков подменяет храбрость простой бравадой, желанием показать себя. Он струсил доехать до батареи Тушина, однако на офи­церском ужине смеялся над робким капитаном, которо­го Багратион ругал за то, что тот оставил орудие. Никто из офицеров не нашёл в себе смелости сообщить, что ба­тарея Тушина была совершенно без прикрытия. Лишь князь Андрей назвал капитана и его солдат героями, которым все обязаны успехом.

А. С. Грибоедов «Горе от ума»

Чацкий не боится высказывать своё мнение. Он поднимается против толпы. Однако бунтарь и мятеж­ник оказывается в одиночестве.

В монологе «А судьи кто?» Чацкий смело и реши­тельно утверждает право заниматься наукой, искус­ством: «В науки вперит ум, алчущий познаний / Или в душе его сам Бог возбудит жар к искусствам твор­ческим, высоким и прекрасным…», раскрывает своё отношение к московскому обществу. Обнажаются его чувства, его боль за народ, за страну. Конфликт с обще­ством вскрывает его истинную сущность. Он не согла­сен жить по заветам отцов-лицемеров, прислуживать мелким, недостойным людям, терять своё достоинство ради благ и удобств. Фамусов выступает в роли челове­ка, охраняющего это общество. Как любящий отец, как крупный чиновник он не может допустить распростра­нение идей, которые бы подрывали его основу. Его пу­гает ум молодого человека, он кажется ему странным.

Фамусов хочет по-отечески «вразумить» его, «на­ставить на пусть истинный». Но Чацкий не согласен, он сопротивляется. Он отстаивает свою правду и дока­зывает, что мир богаче, чем это представляется отцу любимой, он многогранен, в нём так много такого, что нужно исследовать и изучать.

Однако людям, не понимающим Пылкость его нату­ры, сложно разгадать его сложные мысли. Они не гото­вы к таким трудностям, им легче признать этого чело­века, который так не похож на них, сумасшедшим.

Чацкий всё же отстоял своё право думать так, как он этого хочет, право быть самим собой. Целеустрем­лённость героя сохраняет в нём тягу к науке, к разви­тию и самосовершенствованию. Человечество всегда будет стремиться к познанию, несмотря на сопротив­ление косности, обывательщины и глупости.

Толпа не готова и не способна услышать крик и от­чаяние Чацкого. Они не хотят внимать разуму, исти­не, боятся её услышать, они бесчувственны.

Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»

Сентиментальная повесть Н. М. Карамзина «Бед­ная Лиза» показывает нам пример предательства, со­вершённого по отношению к самому себе. Эраст - на­делённый умом и довольно обеспеченный молодой дворянин, полюбивший бедную девушку не своего круга, предаёт свои чувства, выбрав материальное благополучие и женившись на другой, что приводит к трагедии как для Лизы, так и для самого героя.

Судьба дворянина, ведущего ветреную светскую жизнь, думающего только о собственном удоволь­ствии, доказывает, что слабость характера, неправиль­ный выбор ценностей, трусость делают человека не­счастным, приводят к ошибкам, трагедии и подлости.

М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»

Проблема обывательщины, пустой и никчёмной жизни отражена в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь». Олицетворением этой пошлой обывательщины стал щедринский премудрый пес­карь, смыслом жизни которого становится самосохра­нение, уход от столкновений, борьбы.

Да, этот трус дожил до глубокой старости, остался невредимым, но его жизнь была ничтожна, никчём­на и унизительна. Она вся состояла из постоянного, непрерывного дрожания за свою шкуру. Писатель не зря лаконично, но очень чётко охарактеризовал его жизнь: «Он жил и дрожал - только и всего».

А. Н. Островский «Гроза»

Сложна и противоречива натура Катерины. Она об­ладает чувством собственного достоинства, смелостью, силой характера и природным чувством прекрасно­го. Её характер своеобразен. Н. А. Добролюбов видел величие образа Катерины в цельности её характера, в способности всегда быть самой собой, ни в чём и ни­когда не изменять себе.

С любимым человеком Катерину навсегда разлуча­ют. В душе у неё нет мира, так как она осознаёт, что совершила смертный грех и потеряна в глазах Бога. Единственным выходом оказывается самоубийство. Она избавилась от страданий единственным возмож­ным, по её мнению, способом.

Катерина не захотела мириться с убивающей её достоинство действительностью, не могла жить без любви и гармонии. Это не поражение, а утверждение силы свободного человека, протест против тёмного царства, «страшный вызов самодурной силе». Катери­на не смогла жить без нравственной чистоты, любви и гармонии. Она проявила смелость и решительность, не уступила и пошла до конца.

Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Героем произведения стал реальный человек, само­отверженно и героически сражавшийся с врагом за штурвалом самолёта. Он показал нам, как можно одержать победу над самим собой. Лётчик-истреби­тель Алексей Мересьев, сбитый в бою над оккупиро­ванной территорией, несколько недель пробирался по заснеженным лесам, пока не выбрался к партизанам. Продолжением подвига на войне для него стало жела­ние победить во что бы то ни стало и продолжать бо­роться с врагом.

И он совершил этот подвиг. Потеряв обе ноги, герой проявляет волю к победе, силу характера и мужество, заставив себя подняться, встать на костыли и снова сесть за штурвал самолёта.

Этот человек даже после поражения вновь возвра­щается в строй. Он, как и прежде, опять увеличивает число своих воздушных побед над врагом.

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

В романе писатель поднимает проблему трусости и предательства как духовного поражения человека. Великий кесарь Иудеи Понтий Пилат отдаёт распоря­жение о казни Иешуа, хотя и не считает его винова­тым. В душе Пилата борются два противоположных начала - добро и зло. Побеждает зло. Палач предаёт Иешуа страшной казни.

Пилат, струсив, совершает предательство, обрекая Иешуа на мучительную смерть. Таким образом, он предал свои убеждения и человека, который стал для него близким. Пилат признаётся: «Предательство - самый страшный грех человека». Он испытывает не­стерпимые муки от содеянного. Он будет терзаться и мучиться до конца своих дней, потому что предатель­ство никогда не забывается, оно живёт, пока жив чело­век, его совершивший.

А. А. Фадеев «Молодая гвардия»

Массовый героизм во время войны был проявлен не во имя личной славы, а во имя победы. Главным было не допустить покорения страны - молодые юноши и девушки на оккупированной немцами территории, не боясь смерти, вели подрывную деятельность. Герои романа создали подпольную антифашистскую органи­зацию. Олег Кошевой и Сергей Тюленин, Ульяна Гро­мова и Любовь Шевцова, а также Иван Земнухов - реальные юноши и девушки, призывавшие население встать на борьбу с врагом, вселявшие в окружающих веру в непобедимость с помощью листовок и водруже­ния флагов на оккупированной немцами территории, а также спасшие многих своих ровесников от угона на принудительные работы в Германию. Они уничтожили документацию, совершив поджог здания, где храни­лись списки.

Смелые, героические поступки этих людей были обусловлены чувством великой любви к родине, жела­нием победить во что бы то ни стало.

Б. Л. Васильев «В списках не значился»

Герой романа смело отдаёт свою жизнь во имя побе­ды. Подвиг Николая Плужникова, показанный в ро­мане, является примером цельного характера.

Война требует сосредоточиться на главном - на по­беде над врагом. Именно ради этого он до самой весны без еды, без воды, без оружия вёл «свою войну» с нем­цами, сохраняя знамя Брестской крепости. Плужни­ков соглашается выйти из подземелья только после того, как узнаёт о положении советской армии. Вый­дя наверх, он достойно ведёт себя перед врагом. Се­дой, слепой, с отмороженными пальцами, Плужников предстал перед немцами как гордый человек, гордо сказав: «Я - русский солдат».

Немецкий генерал приветствовал этого человека, приложив руку к козырьку фуражки, а его солдаты салютовали. Он умер свободным, одержал победу в схватке с немецкими захватчиками.

Человек на войне думал прежде всего о победе, для него честь Родины была превыше всего. И во имя этого он шёл в неравный бой, оставался верен своим принци­пам, своему долгу.

В. В. Быков «Сотников»

Писатель затрагивает в повести проблему трусости и предательства как духовного падения человека. По­пав в плен к фашистам и стремясь спасти собственную жизнь, партизан Рыбак предаёт свой отряд, тех, кто помог ему выжить. Он предаёт своего друга Сотнико- ва, соглашается принять участие в его казни. Престу­пив через истинно человеческое, вымолив себе жизнь ценой предательства, Рыбак достоин презрения.

Писатель ставит вопрос: что лучше - спасти свою жизнь, предав ближнего, или умереть с достоинством? Сотников делает свой нравственный выбор. Он гибнет, сохранив человеческий облик, одержав нравственную победу.

А. П. Чехов «Месть»

Автор рассказывает о трусливой и мелкой мести заурядного актёра молодой актрисе только за то, что она не захотела дать ему красивый халат для участия в спектакле. Писатель показал низость и ничтожность людей, способных трусливо «прятаться в кустах», мстить и втихомолку радоваться. Однако задуманная месть неудачного комика не достигла своей цели.

Даже понимая, что найденное и вывешенное объяв­ление «На сегодняшний спектакль все билеты прода­ны» сорвёт представление, комик наслаждался тем, что смог отомстить дерзкой девчонке. Разрушающая чело­веческую сущность месть постепенно превращала испор­ченную душу героя в нечто ещё более отвратительное.

А. Т. Твардовский «Василий Тёркин»

Поэма А. Твардовского «Василий Тёркин» подни­мает проблемы самопожертвования, героизма, смело­сти, терпения, глубокой боли за объятую огнём родину.

Описывая картины голода и холода, поэт говорит, что на войне «жить без пищи можно сутки, можно больше», но каждый день нужно иметь мужество быть готовым к смерти. И все эти тяготы солдаты выносят терпеливо и достойно.

Несмотря на оптимистический настрой поэмы, необходимый в то время для поднятия солдатского духа, её трагичность прорывается в типичной карти­не, описанной в главе «Про солдата-сироту», в которой герой, проходя мимо родных мест, не узнал родной де­ревни, не нашёл родного дома:

Ни окошка нет, ни хаты,

Ни хозяйки, хоть женатый,

Ни сынка, а был, ребята…

Понимая, что родных уже нет в живых, солдат, сам оставшийся сиротой, горько плакал; и эти слёзы вос­принимаются как плач по жизни, сгоревшей в огне войны. Поэма полна патриотизма, боли, но и веры в народ, вставший на защиту своей земли. Поэт уверен­но говорит:

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за всё на свете.

Даже о смерти А. Твардовский говорит как о чём- то не столь важном, ведь это смерть во имя Родины: «страшный бой идёт кровавый, смертный бой не ради славы, - ради жизни на земле».

Кажется невероятным, что о самой трудной и же­стокой войне в истории человечества можно было на­писать так оптимистично, жизнеутверждающе, с та­кой светлой жизненной философией, как это сделал А. Твардовский в поэме «Василий Тёркин».

Ю. В. Друнина «Запас прочности»

Проблема войны особенно остро поставлена в поэ­тических произведениях Ю. Друниной, известной поэтессы, которая сама прошла всю войну, самоотвер­женно спасая раненых на полях сражений.

Женщину на войне вообще очень трудно предста­вить, ведь она - хранительница очага и мать. Поэто­му роль женщины на войне и воспринимается неодно­значно: это противно всей человеческой природе.

Может быть, именно потому, что женщина и вой­на - понятия несовместимые, смело сражались все вместе - и мужчины, и женщины - за спокойствие материнства, благополучие детей, чтобы сохранить мир для нового человека.

В стихотворении «Запас прочности» поэтесса с гор­достью и болью говорит, что силы и мужество русского народа не иссякают, если они нужны для защиты от­чизны:

И откуда взялось столько силы

Даже в самых слабейших из нас?..

Что гадать! - Был и есть у России

Вечной прочности вечный запас.

Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие…»

Роль женщины на войне, её участие в боях и стой­кость, которую она проявляла, отражена во многих произведениях о войне. Но контраст сочетания жен­ственности и кровавой бойни являет собой неприми­римое противоречие сил добра и зла. Именно эта идея прослеживается в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…».

В повести Б. Васильева юная девичья чистота стал­кивается с бесчеловечными и жестокими силами фа­шизма. И в этом столкновении пять девушек, вы­ступивших против матёрых немецких диверсантов, погибают, проявив смелость, мужество и отвагу, при­сущие настоящим бойцам.

Да, враг задержан, но эта маленькая победа до­стаётся ценою пяти юных жизней. Небольшая повесть стала гимном женственности, символом вечности оба­яния, душевного богатства и красоты пятерых девчат, силы их духа. Б. Васильев с горечью описывает, как суровая и жестокая действительность войны вступает в борьбу со всем прекрасным, что есть в героинях.

В. Л. Кондратьев «Сашка»

Тяготы войны, мужество и ежедневный подвиг лю­дей на фронте, в тылу, в больницах и в поле отражены в повести В. Кондратьева «Сашка». Через восприятие главного героя читатель видит солдат, наблюдает за их суровыми буднями, вместе с ним проходит путь ста­новления характера, вместе с ним гордится проявлен­ной смелостью и храбростью при задержании немца и заслуженной Сашкиной наградой.

К. М. Симонов «Жди меня…», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

Имя поэта Константина Симонова было хорошо известно уже в годы Великой Отечественной войны.

Прошедший всю войну, хорошо знавший её героев, он просто и искренне писал стихи, дающие надежду, вселяющие веру в победу, исцеляющие боль. Его сти­хотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщи­ны…», «Жди меня…» и другие призывали солдат к мужеству и стойкости, верности и готовности выпол­нить свой долг.

Своими стихами поэт утверждает, что никто из сол­дат, сражавшихся за счастье будущих поколений, не будет забыт, что память о них вечно будет жить в серд­цах, а их подвиг навсегда останется в памяти потомков.

М. А. Шолохов «Судьба человека»

В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» под­нимается проблема не только мужества и героизма простого советского солдата на войне, но и проблемы сохранения человеческих чувств, готовности помогать людям, чуткости и милосердия к слабым и беззащит­ным. Андрей Соколов, главный герой рассказа, прошёл всю войну, перенёс тяжелейшие испытания на фронте, потерял родных и друзей. Однако он нашёл в себе силы, волю, чтобы совершить нравственный подвиг, усыно­вив мальчика-сироту. В чудовищных условиях войны, под натиском вражеской силы Соколов остался челове­ком, несломленным, душевным, надёжным.

В этом и заключается его настоящий послевоенный подвиг. Наверное, благодаря таким людям, их вну­тренней силе и стойкости, смелости наша страна одер­жала победу в нелёгкой борьбе с фашистами.

Э. Хемингуэй «Старик и море»

Герой повести рыбак Сантьяго, одинокий старик, живущий в хижине, думал о море как о живом суще­стве, способном на всё. Люди ведут вечную борьбу со стихией, и эта борьба делает героя сильным и воле­вым человеком. Морская стихия приготовила рыбаку испытание. Старик долго смело и самоотверженно бо­рется с огромной рыбой. Трёхдневный поединок с ней старик «выиграл». Повесть вызывает гордость за чело­века, которого нельзя победить. Человек многое может в этой жизни, даже быть сильнее самой природы, но он всегда должен ощущать связь с ней и осознавать перед ней свою вину.

Доброго времени суток! В данной статье мы предлагаем сочинение «».

Будут использованы следующие аргументы:

– А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»

– Эмили Бронте, «Грозовой перевал»

Духовная сторона без исключения каждого человека состоит из набора различных качеств и черт, как положительных, так и отрицательных. К последним можно отнести трусость. Достаточно часто эту черту можно скрыть. Тем не менее она дает о себе знать в самых неожиданных ситуациях, выбивая человека из его привычного образа жизни, ставя врасплох. Антиподом трусости является смелость, и оба этих качества могут присутствовать в человеке. Вопрос в том, какое из них перевешивает.

Трусость сдерживает человека перед трудными, но достойными уважения поступками, и наоборот, толкает на совершение низких, мелочных и отталкивающих действий. Данная тема является актуальной и в наше время, особенно часто встречается в произведениях русской и зарубежной литературы.

На примере известного романа «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина показано, как в одном человеке может присутствовать и смелость, и трусость. Евгений Онегин показывает презрение к обществу и безразличие к общественному мнению, ему присущи уверенность в себе и смелость в высказываниях. Однако позже главный герой, слепо следуя общественному мнению, идет на дуэль. Причиной этому является трусость. Это яркий пример губительного результата минутной слабости: Онегин потерял друга из-за боязни негативного отношения общества к себе. Одно неверное решение, движимое трусостью, губит несколько человеческих судеб.

Роман английской писательницы и поэтессы Эмили Бронте, «Грозовой перевал» повествует об истории любви Хитклиффа и Кэтрин, о сильном чувстве, связывающем двух людей с раннего детства и соединившем их после жизни. Однако, этому чувству не суждено было связать их и во взрослой жизни. Познакомившись с семьёй Линтонов, Кэтрин привыкает к их образу жизни, сближается с Эдгаром Линтоном, чем отдаляет от себя Хитклиффа. В решающий момент, когда Эдгар делает предложение Кэтрин, та не может ему отказать. Несмотря на то, что она любит только Хитклиффа, Кэтрин боится жизни с ним: страх перед неопределенным будущим берет верх. Эта трусость, боязнь пойти за любимым до конца, становится решающим моментом в судьбе нескольких людей. Именно из-за этой трусости Кэтрин разлучится с Хитклиффом, чем обречет его на страдания в течение всей жизни, не сможет сделать счастливым Эдгара и уйдет из мира в столь молодом возрасте.

Подводя итог, можно сказать: трусость, какая бы она не была, живет в каждом из нас. Будь то боязнь темноты или страх потерять уважение в обществе, каждый человек должен работать над собой, преодолевать себя, не бояться в тех ситуациях, где нужно рискнуть. Необходимо учиться быть смелее, чтобы в будущем не жалеть об упущенных возможностях и совершенных ошибках.

Мы разобрали сочинение на тему: “Проблема трусости: аргументы из литературы “, обсудили два примера из литературы. Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ «Смелость и трусость» 2017-2018 учебный год Мелкумян Жанна Григорьевна, учитель русского языка и литературы высшей категории, МОУ «Гимназия № 17» г.о. Электросталь

2 слайд

Описание слайда:

Литература часто заставляет читателя задуматься о таких противоположных нравственных качествах, как смелость и трусость, которые, между тем, тесно связаны между собой: о том, что в одном и том же человеке может жить как трус, так и смельчак о преимуществах смелости и порочности трусости о готовности к решительным поступкам и стремлении спрятаться от опасности о проявлении смелости и трусости при решении ключевых жизненных вопросов о том, что наиболее ярко эти противоположные проявления человеческой личности раскрываются на войне Смелость и трусость

3 слайд

Описание слайда:

Добиться многого невозможно без смелости и риска, и неудачи при этом неизбежны. Дионисий Галикарнасский Храбрый - это не тот, ...который не боится, а храбрый тот, который умеет свою трусость подавить. Другой храбрости и быть не может. Вы думаете, идти на смерть под пули, под снаряды - это значит ничего не испытывать, ничего не бояться? Нет, это именно значит и бояться, и испытывать, и подавить боязнь Антон Макаренко

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Этимологический словарь Смелость Трусость Смелый-Общеслав.Суф. производное отсмѣти«сметь»Осмеливаться, отваживаться, находить в себе силы, смелость для чего-нибудь. Сметь -Общеслав.Преф.производноеот исчезнувшегомѣтитого же значения, родственно др. в. нем.muot«мужество, гнев», лат.mos«воля, норов», греч.mēnis«гнев» и т.д Трусость -Происходит от сущ. трус, изпраслав. *trǫsъ,связ. чередованием с *tręsǫ(см. трясу́, трясти); т. е. «тот, кто трясётся», дрожит Кроме того, сравнивают с польск.truchliwy«пугливый» илатышск.traušâtiês«бояться»

6 слайд

Описание слайда:

Толкование понятий Смелость Трусость Способность человека преодолевать чувство страха и растерянности,решительность в поступках, это уверенность в себе, это умение взять на себя ответственность и идти на оправданный риск ради определенной цели. Душевная слабость, результатом которой являются боязливость, робость, малодушие, мнительность, нерешительность, колебание; это поведение человека, который не в состоянии совершить поступки из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами; это нежелание навлечь на себя неблагоприятныепоследствия,чей-либо гнев из-за страха потерять имеющиеся блага или общественное положение.

7 слайд

Описание слайда:

Словарь синонимов Смелость Трусость отвага отважность бесстрашие решимость непреклонность непоколебимость мужество геройство храбрость боязливость пугливость робость малодушие колебание нерешительность мнительность паника страх

8 слайд

Описание слайда:

Преимущества смелости Обеспечивает уверенность в собственных силах Помогает идти вперёд и достигать своих целей Уважение чужого мнения и готовность отстаивать свои идеалы Умение брать на себя ответственность Способность подвергнуть себя опасности ради доброго дела. Смелость – залог успеха «Смелость -это сопротивление страху и контроль над страхом, а не отсутствие страха» Марк Твен

9 слайд

Описание слайда:

Последствия трусости Из-за одного труса может быть проиграно сражение, из-за одного сражения - война, из-за одной войны может быть потеряна страна. Трусливый человек боится пробовать и рисковать. Прячется за чужие спины. Боится сказать правду и нести ответственность за свои мысли и поступки. Изворотливость, лживость, приспособленчество, беспринципность, эгоизм- частые спутники трусости Трусость – серьёзный недостаток, перерастающий в большой порок «Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий» Р. Декарт

10 слайд

Описание слайда:

Риторические вопросы Для чего человеку нужна смелость? Нужна ли смелость в любви? Можно ли утверждать, что смелость – двигатель прогресса? В каких жизненных ситуациях лучше всего проявляется смелость? Нужно ли иметь смелость, чтобы признать свои ошибки? Можно ли воспитать в себе смелость? Почему важно быть смелым в жизни? Как сила воли связана со смелостью? Нужно ли иметь смелость, чтобы сказать «нет»? К чему приводит трусость? На какие поступки толкает человека трусость? Кого можно назвать трусом? Чем отличается истинная смелость от ложной? Можно ли утверждать, что смелость и трусость-две стороны одной медали? Как влияет трусость на формирование личности?

11 слайд

Описание слайда:

Пословицы и крылатые фразы Смелый там найдёт, где робкий потеряет Смелый сквозь огонь пройдёт, только крепче станет От смелого смерть бежит, а враг перед смелым дрожит Смелому уважение – трусу- презрение Смел не тот, кто смерти не боится, смелее тот, кто победить врага стремится Смелый умирает один раз, трус умирает тысячу раз Смелость города берет. Где смелость, там и победа. На смелого собака только лает, а труса кусает.

12 слайд

Описание слайда:

Пословицы и крылатые фразы На колеблющегося не рассчитывай, на воду не опирайся. Враг побежит, если ты не побежишь. Бить мертвого тигра - выдавать трусость за храбрость. Один трус - всему войску гибель. Кто испытывает страх, у того в глазах двоится. Шпага труса не имеет ни ручки, ни лезвия. Большая отвага о себе молчит. Волков бояться - в лес не ходить. Трус и тени своей боится.

13 слайд

Описание слайда:

Высказывания о смелости и трусости Смелость Трусость «Смелость – это не отсутствие страха; быть смелым - значит не бояться собственного страха»(Словарь парадоксальных определений) «Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего» Л. Берне «Когда боишься - действуй смело, и ты избегнешь худших бед»Г. Сакс «Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий»Р. Декарт «Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет ничего более несходного и по своему источнику, и по результату»Ж.Ж. Руссо «Страх - плохой наставник»Плиний Младший «Излишняя смелость такой же порок, как и излишняя робость»Б. Джонсон «Испуган - наполовину побежден»А.В.Суворов «Отвага заменяет крепостные стены»Саллюстий Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу. О.Бальзак «Смелость не зря считается высшей добродетелью - ведь в смелости залог остальных положительных качеств»У.Черчилль Трусость никогда не может быть моральной.М. Ганди «Смелость - это сопротивление страху, а не его отсутствие»М. Твен Трус посылает угрозы только тогда, когда он уверен в безопасности.И. Гёте Быть смелым - значит считать далёким всё страшное и близким всё, внушающее смелость.Аристотель В нашем мире опасность всегда угрожает тем, кто еёбоится.Д.Б.Шоу

14 слайд

Описание слайда:

Может ли смелый человек бояться? Человеку свойственно испытывать страх. Смелый – не тот, кто ничего не боится; смелый боится, но мужественно преодолевает свой страх, не поддаётся ему, бросает вызов нерешительности, смотрит в лицо опасностям. Смелость - это сила духа, которая помогает человеку преодолеть страх при совершении опасного, но важного для людей дела.

15 слайд

Описание слайда:

Можно ли утверждать, что смелость и трусость-две стороны одной медали? Все люди сотканы из противоречий: тот, кого считают трусом, может при определенных обстоятельствах поступить смело, и, наоборот, смелый человек может почувствовать страх. Таким образом, смелость и трусость живут рядом. Данные качества присущи каждому человеку. Смелость и трусость как контрастные состояния души

16 слайд

Описание слайда:

Примерные темы сочинений: 1)Смелый погибнет, но не отступит 2)Как отличить трусость от благоразумия, а смелость от безрассудства. 3)Трусость отнимает разум. Фридрих Энгельс 4)Смелость - начало победы. Плутарх 5)Когда можно оправдать трусость? 6)На самом ли деле удача сопутствует смелым? 7)Когда нужно быть смелым? 8)Трусость - в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого. Конфуций 9)Согласны ли Вы с тем, что смелость – это преодоленная трусость? 10)В душах трусливых нет места для счастья. М. Сервантес 11)Трусость – самый страшный порок. М. Булгаков

17 слайд

Описание слайда:

Выбор темы сочинения Определите, какая из тем кажется вам наиболее конкретной и понятной. Подумайте, какие из подходящих художественных произведений вы знаете лучше всего, так как, не зная текста, вы вообще не сможете раскрыть тему. Вспомните, по какой из предложенных тем вы знакомы с критической литературой, с интересными интерпретациями текста, современными литературоведческими подходами.

18 слайд

Описание слайда:

Структура итогового сочинения: Вступление – в этой части следует поработать с антонимическими понятиями СМЕЛОСТЬ /ТРУСОСТЬ порассуждать о смелости/трусости, поведении смелого/трусливого человека Риторические вопросы, пословицы, поговорки, афоризмы также уместны во вступлении Основная часть включает аргументацию. В нем нужно привести как минимум 2 аргумента из литературы. Например: А.С. Пушкин "Капитанская дочка", сравнение Гринева и Швабрина. М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита", предательство Понтия Пилата и расплата за него. Также можно приводить цитаты и пословицы. Заключение – в этой части необходимо подвести итог. Объем итогового сочинения - от 350 слов

19 слайд

Описание слайда:

Варианты вступления Смелость и трусость… Что же это такое? Это два совершенно противоположных проявления человеческого характера, которые проявляются в ситуации нравственного выбора. Как поступить в сложных обстоятельствах: подвергнуть себя опасности, сохранить самообладание, проявив волю, решительность, храбрость или смалодушничать, показав свою беспринципность, трусость? На страницах многих литературных произведений представлены разные герои и персонажи, которые проявляют и смелость, и трусость. Смелость... Трусость…. В основе данных понятий лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовность к решительным поступкам и стремление спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

20 слайд

Описание слайда:

Список литературы к направлению "Смелость и трусость" В. Быков. «Сотников», «Журавлиный крик», «В списках не значился» 2. Л. Н. Толстой. «Война и мир» 3. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» 4. Б. Васильев. «А зори здесь тихие...» 5. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание» 6. А.И. Гончаров «Обломов» 7. М. Шолохов. «Судьба человека». «Тихий Дон» 8. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» 9.Н. Кондратьев «Сашка» 10.М. Горький «Старуха Изергиль» 11.В.А. Каверин «Два капитана» 12.И.С. Тургенев «Враг и друг» 13.А. Грин «Победитель» 14.Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» 15.М.Ю. Лермонтов «Мцыри»,«Герой нашего времени» 16. В.К.Железников «Чучело» 17.В.Ф.Тендряков «Весенние перевёртыши» 18.О.Уайльд «Портрет Дориана Грея»

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

Рассмотрим тематическое направление «Смелость и трусость» с нескольких позиций: Смелость и трусость на войне и в экстремальных условиях; Смелость и трусость в жизни; Смелость и трусость в любви; Смелость и трусость в умах, душах, характерах; Смелость и трусость в умении признать правду или признать свои ошибки.

23 слайд

Описание слайда:

Смелость и трусость на войне и в экстремальных условиях «Война и мир» роман-эпопея Л.Н.Толстого В экстремальных ситуациях идёт проверка человека на прочность, и он проявляет себя либо как отважная, волевая личность, либо показывает свою трусость.

24 слайд

Описание слайда:

Истинная и ложная смелость Истиннаясмелость Ложная смелость Бескорыстие Эгоизм Способность на подвиг во имя общего блага Показной героизм во имя себя, своего блага, своей карьеры Мужество, дисциплинированность Самоуверенность,выпячивание себя на первый план Тушин, Тимохин с солдатами Долохов и штабные

25 слайд

Описание слайда:

Истинный героизм проявляют на войне прежде всего простые люди – солдаты, капитан Тушин, капитан Тимохин и другие.

26 слайд

Описание слайда:

Маленький, скромный капитан Тушин перед боем говорит, что боится смерти, в бою же « Тушин не испытывал ни малейшего чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». Тушин поджег Шенграбен, остановил со своей батареей движение французов в центре сражения, но вовсе не думал, что он герой «Война и мир» роман-эпопея Л.Н.Толстого

27 слайд

Описание слайда:

«Война и мир» роман-эпопея Л.Н.Толстого Один из героев Шенграбенского сражения- Тимохин. До боя мы видим обыкновенного человека, тихого, нескладного. В его внешности нет ничего героического. В бою же он и его рота проявили мужество, выдержку. Тимохин- храбрый, бывалый воин, его рота пришла на выручку остальным.А в результате боя ещё и захватила пленных и трофеи.

28 слайд

Описание слайда:

Штабной офицер Жерков отправлен на батарею Тушина, чтобы передать приказ Багратиона об отступлении. Но Жерков испугался ехать туда, так как там было опаснее всего. «Война и мир» роман-эпопея Л.Н.Толстого Лжегероизм

29 слайд

Описание слайда:

Долохов храбр и решителен в бою, но для него война- способ вернуть звание после того, как он был разжалован в рядовые. Им движут эгоистические, карьерные цели, когда он докладывает о своем успехе в сражении командиру и просит запомнить его подвиг. «Война и мир» роман-эпопея Л.Н.Толстого Лжегероизм

30 слайд

Описание слайда:

31 слайд

Описание слайда:

«Война и мир» роман-эпопея Л.Н.Толстого Николай Ростов перед сражением полон желания показать свою храбрость, но при виде падающих от пуль людей ему стало страшно, что его могут убить. “Не может быть, чтобы они хотели убить меня”, - думает он, убегая от французов. Страх Николая Ростова- это не страх перед врагом. Им владеет “чувство страха за свою счастливую молодую жизнь”.

32 слайд

Описание слайда:

Николай Ростов смог впоследствии преодолеть в себе трусость и стать храбрым офицером. Залогом его будущей храбрости стала короткая мысль: «Да, я трус». Если человек имеет мужество назвать себя трусом; стыдится своего страха, то рано или поздно он преодолеет его.

33 слайд

Описание слайда:

Смел не тот, кто не испытывает страха, а тот, кто превозмогает свой страх, обуздывает его и становится сильнее. МИНИ-ВЫВОД

34 слайд

Описание слайда:

«Сотников» повесть В. Быкова Повесть «Сотников»- это рассуждение о вечных философских вопросах: цене жизни и смерти, трусости и смелости, верности долгу и предательстве. Трусливый друг опаснее врага. Л.Н.Толстой

35 слайд

Описание слайда:

«Сотников» повесть В. Быкова Главные герои повести - Сотников и Рыбак - в одних и тех же обстоятельствах вели себя по-разному. Страх смерти заставляет Рыбака стать полицаем, хотя он надеется при удобном случае вернуться в партизанский отряд. Рыбак проявляет малодушие и трусость, предаёт друга, с которым делил тяготы воинской партизанской службы. Сотников выбирает героическую смерть, потому что он человек с обостренным чувством ответственности, долга, способностью не думать о себе, о своей собственной судьбе, когда решается судьба Родины.

36 слайд

Описание слайда:

«Сашка» Рассказ В. Л. Кондратьев Даже на полях сражений обычные люди могут найти в себе силы и остаться настоящими людьми: вот и Сашка не кичится своей смелостью, он даже не думает о трусости, он просто живет в тяжелых условиях и остается человеком.

38 слайд

Описание слайда:

«Капитанская дочка» А.С. Пушкин Хитрость – сила трусливого. Смелый погибнет, но не отступит Смелым можно назвать человека, который до конца остаётся верным своим взглядам, не отступает даже перед лицом опасности. В качестве примера можно привести повесть "Капитанская дочка" и ее главного героя Петра Гринева. Смелость и трусость в умах, душах, характерах

39 слайд

Описание слайда:

«Капитанская дочка» А.С. Пушкин В этом произведении противопоставлены два персонажа: Гринев и Швабрин. Гринев проявил свою смелость и отвагу во время захвата крепости, он стоял до последнего и был готов умереть. Швабрин же поступил низко и подло - перешел на сторону врага, этим он и показал свою трусость.

40 слайд

Описание слайда:

«Мцыри» М.Ю. Лермонтова Мцыри – образец силы человеческого характера. Он мужественный юноша. Лучше умереть в борьбе, чем всю жизнь прозябать, сознавая безвыходность своего положения и невозможность ничего изменить. Герой решается на отважный поступок – побег из монастыря в надежде вернуться на родину.

41 слайд

Описание слайда:

«Старуха Изергиль» рассказ М. Горького Взять на себя ответственность за судьбы других людей, возможно, более слабых, - большое мужество. Таков Данко – герой легенды из рассказа Горького.

42 слайд

Описание слайда:

«Белый пудель» рассказ А.И. Куприна Часто смелым помогает стать тревога, забота о близких людях. Недюжинную смелость проявляет Сережа, герой рассказа А.И. Куприна

43 слайд

Описание слайда:

«Чучело» повесть В. Железникова Сложно быть смелым всегда. Порой даже сильные и честные люди могут испугаться, как, например, герой повести В.В. Железникова Дима Сомов. Черты его характера, такие как "смелость", "правильность" выделяют его на фоне других ребят. Но страх превратил его из «героя» в обыкновенного «труса», обесценил все его положительные качества. Этот герой показывает нам и другую истину: мы все сотканы из противоречий. Когда-то мы смелые, когда-то боимся. Но между страхом и трусостью есть огромная пропасть. Трусость опасна, потому как толкает человека на нехорошие поступки.А страх – это то, что присуще каждому.

44 слайд

Описание слайда:

В отличие от всех персонажей Лена оказывается сильной личностью: ничто не способно толкнуть ее на предательство. Она находит в себе силы пережить все обиды и измены, не озлобиться.

45 слайд

Описание слайда:

Смелость и трусость в жизни «Премудрый пескарь» Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина Трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему на свете, кроме собственной персоны, рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла; житейская "премудрость" умерщвляет в людях ум, честь, совесть.

46 слайд

Описание слайда:

«Премудрый пескарь» Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина "Премудрый пескарь" - поучительная история о том, чем опасен страх. Пескарь всю жизнь жил и дрожал. Он считал себя очень умным, потому что сделал пещеру, в которой он мог находиться в безопасности, но обратной стороной такого существования стало полнейшее отсутствие реальной жизни. Он не создал семьи, не обрел друзей, не дышал полной грудью, не ел досыта, не жил, только сидел в своей норе. Он задумывался иногда о том, есть ли кому-то польза от его существования, понимал, что нет, но страх не позволял ему выйти из своей зоны комфорта и безопасности. Так пескарь и умер, не познав в жизни никакой радости. В этой поучительной аллегории многие люди могут увидеть себя. Эта сказка учит нас не бояться жизни. Да, она полна опасностей и разочарований, но если всего бояться, то когда жить?

47 слайд

В романе В.А. Каверина «Два капитана» другом главного героя Сани Григорьева является Валька Жуков. Они подружились с момента встречи в школе-интернате, куда попал Саня как беспризорник. Валька – настоящий друг Сани, не то, что Михаил Ромашов. Когда между Ромашкой и Григорьевым возникает конфликт, Валька знает правду, но боится её сказать, так как подлый Ромашов его шантажирует. Однако, понимая, что его молчание может стоить другу слишком дорого, он рассказывает всё Сане, а тот просит его сказать это всем на педсовете, на котором будет обсуждаться его исключение из школы. Если у тебя есть поддержка такого смелого и отважного друга – никто не страшен.

2. А.С. Грибоедов «Горе от ума»

В комедии возникает конфликт между Чацким и фамусовским обществом. Молодой человек смело говорит в лицо всем представителям московского света о том, насколько нелепо выглядят их привычки и пристрастия. Он отважно осуждает ханжество и лицемерие, царящие здесь, презрительно отзывается о чинопочитании и низкопоклонстве. Каждый гость на балу услышал в его словах что-то оскорбительное. А ведь, на самом деле, кому приятно слышать о себе что-то обличительное. Так для графини-внучки такими словами показались сравнение её с модисткой, для Натальи Дмитриевны Горич – рекомендация переехать в деревню, старуху Хлёстову оскорбил его смех по поводу Загорецкого. Но тем не менее Чацкий продолжает говорить о подлости крепостников, которые обращаются с крестьянами как со скотом, о лизоблюдстве, о вечном подражании иностранцам. Именно за эту смелость И.А.Гончаров назвал героя Грибоедова победителем.

3. Б.Васильев «Завтра была война»

В повести показаны взаимоотношения трёх подруг: Зина Коваленко, Искры Поляковой и Вики Люберецкой. Однажды на дне рождения в квартире Люберецких прозвучали стихи Есенина. Творчество этого поэта считалось запрещённым. Завуч школы Валентина Андроновна собирала информацию от детей, которые были слабее других по характеру и личным качествам. Такой оказалась Зиночка. Она и сообщила Валендре, что читали Есенина. Спустя некоторое время отца Вики Люберецкой арестовывают. Вика оказывается перед сложным выбором: она должна либо отказаться от отца, либо выйти из комсомола. Она не может сделать ни того, ни другого. Не желая выслушивать обвинительные слова в её адрес, подставлять друзей, она решает отравиться. Своей смертью Вика высказывает протест существующему миропорядку. Искра Полякова на похоронах своей подруги читает стихи Есенина, доказывая всем, что эти люди не победили ни Вику, ни их дружбу.