Презентация по истории на тему: "Алчевская Христина Даниловна". Значение алчевская христина даниловна в краткой биографической энциклопедии

    АЛЧЕВСКАЯ Христина Даниловна - (1841 1920) украинский педагог просветитель. С 1862 организатор воскресных школ на Украине. Соавтор библиографических трудов Что читать народу? (3 тома, 1888 1906). Основоположник методики обучения грамоте взрослых … Большой Энциклопедический словарь

    Алчевская Христина Даниловна - Алчевская, Христина Даниловна, жена харьковского негоцианта, родилась в 1843 году. Известна своей неутомимой деятельностью на пользу народного образования, стояла с 1860 х годов во главе харьковской воскресной школы, в которой преподавание велось … Биографический словарь

    Алчевская, Христина Даниловна - жена харьковского негоцианта; родилась в 1843 г. в Борзне Черниговской губернии; известна своей неутомимой и плодотворной деятельностью на пользу народного образования, стоит с 1860 х годов во главе харьковской воскресной школы, в которой, по… … Большая биографическая энциклопедия

    Алчевская Христина Даниловна - (1842 1920), педагог, литератор, деятель образования. Жена А. К. Алчевского. Соавтор популярных в России пособий для воскресных школ и самообразования: «Что читать народу?» (тт. 1 3, 1884 1906) и «Книга взрослых» (тт. 1 3, 1899 1900). * * *… … Энциклопедический словарь

    АЛЧЕВСКАЯ Христина Даниловна - , деятель образования взрослых, педагог, литератор. Самостоятельно выучилась грамоте, занималась самообразованием. Под влиянием просветительских идей русских демократов… … Российская педагогическая энциклопедия

    Алчевская Христина Даниловна - жена харьковского негоцианта, родилась в 1843 г. в Борзне Черниговской губ., известна своей неутомимой и плодотворной деятельностью на пользу народного образования, стоит с 1860 х годов во главе харьковской воскресной школы, в которой, по отзывам … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Алчевская Христина Даниловна - … Википедия

    Алчевская Христина Даниловна - (1843 1918) педагог, заведующая воскресной школой в Харькове, деятельница народного образования, корреспондентка Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова. Автор ряда книг по народному образованиюСловарь литературных типов


«Никто не видел, как, забравшись в уголок одичалого сада, рыдала маленькая девочка,
лишенная права учиться , о чем она мечтала».

(из воспоминаний Х.Д.Алчевской)Христина Даниловна Алчевская родилась в 1841 г. в уездном городе Борзна на Черниговщине. Мать ее Аннет, дочь генерала Вуича, героя Отечественной войны 1812 года, крупного помещика, воспитанницей Смольного института благородных девиц, вышла замуж за человека красивой наружности, но незнатного происхождения, учителя уездного училища Даниила Журавлева.

“Отец мой был учителем уездного училища, а мать внучкою господаря Молдавии - Гика. Она сделала то, что в старину называлось mesallianse: дочь заслуженного генерала, героя двенадцатого года, получившая блестящее образование в Смольном институте, обладавщая большими средствами и замечательным голосом (в бытность свою в Смольном она пела даже несколько раз при дворе), она принесла это в дар скромному учителю, отличавшемуся необычайной красотой и недюжинным умом. Я обожала мою мать, как существо любящее, порывистое, со светлым умом и даром “привлекать сердца людей”. (Алчевская Х.Д. Передуманное и пережитое: Дневники, письма, воспоминания.).

Отец был не высокого мнения о женщинах и категорически выступал против женского образования. Женщин, по его мнению, не следовало учить даже обычной грамоте.

Однако, желание учиться у Христины было сильнее гнева отца. Она слушала уроки чтения, которые давал ее братьям приходящий с этой целью семинарист. Стоя под дверью. Научившись читать, она уже самостоятельно осваивала гимназический курс по учебникам своих братьев. Книги стали основой ее самообразования, а собственный опыт определил цель дальнейшей жизни - способствовать женскому образованию.

«Однажды утром я спустилась в сад. Барышни сидели на ступеньках крыльца, окруженные толпою босоногих детей — некоторые из них держали книжечки в руках. В жизни своей я не видала ничего подобного и остановилась пораженная… Барышни разъяснили, что они учат этих бедных крестьянских детей и почему именно это хорошо… Я слушала тогда внимательно, но не знаю почему, слова эти как-то скользили по мне — я не помню их теперь, но эта группа белоголовых, босых детей и теперь живо встает передо мною… та минута заронила во мне первую искру симпатии к нашему бедному народу».

Когда она встретила своего будущего мужа, Алексея Алчевского, она уже жила в Курске,
была “активисткой молодежного кружка, под псевдонимом «Украинка» писала в журнал «Колокол». В одном из выпусков, ее стихотворения прочел прогрессивно настроенный юный Алексей Алчевский. "

Алексей Кириллович Алчевский (1835-1901)

Алексей Кириллович Алчевский, молодой сумский купец, провел лишь два года в начальной школе, остальное образование получал самостоятельно. Их объединяло многое - общие мысли и общие цели - забота о благе народа, бедой которого они считали неграмотность.

«У каждого человека бывает свой пункт помешательства. Моим пунктом являлась мысль обучить как можно больше женщин грамоте. Мне казалось всегда, что мужчины гораздо счастливее в этом направлении. Что же касается женщины, то предрассудок против ее образования живет, начиная с хаты и кончая палатами…». (Х.Д.Алчевская)

В 1862 г. Они поженились и переехали в Харьков, где предприимчивый Алчевский открыл небольшой чайный магазин.

«Оказавшись в большом культурном городе после заскорузлого Курска, я вся пламенела желанием окунуться в общественную деятельность и сделать в жизни что-либо большое, хорошее». (из дневника Алчевской)

В 1860 году было утверждено «Положение о начальных народных училищах». Это положение разрешило открывать начальные народные училища как общественным, так и частным лицам, ставя их под контроль уездных и училищных губернских советов.

Через два года после выхода постановления Алчевская открыла частную воскресную школу.
В этой школе учились женщины разного возраста, это были служанки, модистки, фабричные работницы, жёны и дочери ремесленников. Христина Даниловна давала им шанс наверстать упущенное, получить образование, которого они были лишены в детские годы. Курс обучения соответствовал программе начальных училищ.
Алчевская считала образование матери в семье особенно важным: если мать в семье будет грамотной, то она и своих детей обязательно обучит, а у грамотного отца обычно нет времени на воспитание.

Христина Даниловна вспоминала:
«Началась пора репрессий. Сурово запрещены были в школе малороссийские книги и песни, даже студенческие вышитые сорочки вызывали подозрения полиции и человека тащили в участок».

Через два года к ней присоединились еще три учительницы. Так она работала в своей «подпольной школе» восемь лет.

Наконец, в 1870 г. Алчевская сдала экзамены на право преподавания и добилась официального разрешения на открытие школы для взрослых. В ней за 50 лет прошли обучение свыше 15 тысяч человек. Школа Алчевской стала образцом и методическим центром воскресных школ России.
К преподаванию в воскресной школе она привлекла не только всех своих шестерых детей, но и огромное количество студентов университета, а также известных профессоров — все они приходили туда работать бесплатно.

Х. Д. Алчевская с учителями Харьковской воскресенской женской школы

Урок чтения в Харьковской частной женской воскресной школе проводит Х. Д. Алчевская.

Деньги на строительство школы и ее содержание давал Алексей Кириллович Алчевский, вскоре дела у него пошли в гору.
Самостоятельно осваивая коммерческие знания, в числе которых финансы и кредит, Алчевский выступает инициатором созданного в 1866 г. Харьковского общества взаимного кредита, позднее в 1868 г., совместно с другими торговцами, основывает Харьковский Торговый банк (уставной капитал 500 тыс. рублей), который был третим в Российской империи заведением акционерного коммерческого кредита после Петербургского Частного и Московського Купеческого банков, а вскоре становится металлургическим магнатом.

Алексей Кириллович еще при жизни был удостоен множества званий и наград. Так он был возведен в финансовые советники царя, был почетным гражданином города Санкт-Петербурга.


” я ровно ничего не понимаю в его банковых делах и нахожу их настолько скучными, что удаляюсь обыкновенно в другую комнату, когда заходит речь о банках».”
Из письма Х.Д.Алчевской Ф.И.Достоевскому

Христина Даниловна по современным меркам стала женой олигарха и могла ни в чем себе не отказывать - покупать автомобили и пароходы, тратить несметные средства на заграничных курортах.
Однако, в то время жены олигархов еще стремились быть полезными отечеству и своему народу.

Алчевская была убеждена в необходимости народной грамотности, считая грамотность основой духовно-нравственного пробуждения человека. Вслед за школой она организовала в Харькове Общество грамотности.
Сознавая по собственному опыту важность чтения, она организовала и первую общественную библиотеку.

Х. Д. Алчевская с крестьянами. с. Алексеевка Михайловской волости Славяносербского уезда.


Алчевская стала составителем трехтомной книги-пособия "Что читать народу?". Россия демонстрировала книгу на Всемирной парижской выставке 1899 года, на ней Христина Даниловна была награждена почётным дипломом. Она также стала вице-президентом Международной лиги образования.

Создав состояние благодаря кредитной системе, Алексей Алчевский не смог устоять перед экономическим кризисом. В 1901 году, не получив государственной поддержки, и не чувствуя себя готовым пережить разорение, он покончил с жизнью, бросившись под поезд на Царскосельском вокзале,
Христина Даниловна Алчевская талантливая просветительница простого народа скончалась в 1920-м году.

(урожд. Журавлева)

Общественная деятельница, педагог, публицист, мемуаристка. Из детства вынесла мысль, что «уметь писать и читать есть нравственное наслаждение», до которого она должна «довести в жизни как можно больше людей». В 1861 г. переехала в Харьков, выйдя замуж за руководителя либерального кружка «Громада» . В 1884 г. в Петербурге выходит 1-й том грандиозного труда «Что читать народу?», в котором Алчевской принадлежит общий замысел и авторство в литературном отделе. Мемуары Алчевской «Передуманное и пережитое. Дневники, письма, воспоминания», передающие атмосферу культурного движения в пореформенной России, свидетельствуют о знакомстве Алчевской с Достоевским в 1876 г.

Алчевская вспоминает: «Достоевский всегда был одним из моих любимых писателей. Его рассказы, повести и романы производили на меня глубокое впечатление. Но когда появился в свет "Дневник писателя", он вдруг сделался как-то особенно близок и дорог мне. Кроме даровитого автора художественных произведений, передо мною вырос человек с чутким сердцем, с отзывчивой душой, — человек, горячо откликавшийся на все злобы дня, и я написала ему порывистое письмо. Он ответил мне следующее: "<...> Позвольте мне поблагодарить Вас за Ваш искренний и радушный привет. Писателю всегда милее и важнее услышать доброе и ободряющее слово прямо от сочувствующего ему читателя, чем прочесть какие угодно себе похвалы в печати. Право, не знаю, чем это объяснить: тут, прямо от читателя, — как бы более правды, как бы более в самом деле. Итак, благодарю Вас..."»

10 марта 1876 г. Алчевская пишет второе письмо Достоевскому: «...Отправляя к вам свои несколько строк, я и не мечтала об ответе. Я чувствовала только непреодолимое желание высказать вам свой привет и не находила причин отказать себе в этом. При чтении 2-го № "Дневника писателя" я не без грустного раздумья остановилась на строках "Хорошо или нехорошо, что я всем угодил?". Сказать правду, я приняла это немножко на свой счет. Тем понятнее станет для вас та радость, которую доставило мне ваше письмо. Нам, провинциалам, каждый писатель представляется чем-то чуть не мифическим, недостягаемым, неслыханным и невиданным<...>. Февральский номер понравился нашему кружку еще более первого, особенно дело "Кронеберга". Что же касается лично до меня, то отдавая ему полную справедливость, я, тем не менее, остаюсь верна рассказу "Мальчик у Христа на елке" и признаю его chef d"œuvr"ом "Дневника писателя". Впрочем, и "Мужик Марей" мне очень, очень нравится...»

9 апреля 1876 г. Достоевский написал второе письмо Алчевской: «...Имея 53 года, можно легко отстать от поколения при первой небрежности. Я на днях встретил Гончарова, и на мой искренний вопрос: понимает ли он все в текущей действительности или кое-что уже перестал понимать, он мне прямо ответил, что многое уже перестал понимать. Конечно, я про себя знаю, что этот большой ум не только понимает, но и учителей научит, но в том известном смысле, в котором я спрашивал (и что он понял с ¼ слова. NB. Это между нами) он, разумеется, — не то что не понимает, а не хочет понимать. "Мне дороги мои идеалы и то, что я так излюбил в жизни, прибавил он, — я и хочу с этим провести те немного лет, которые мне остались, а штудировать этих (он указал мне на проходившую толпу на Невском проспекте) мне обременительно, потому что на них пойдет мое дорогое время"... Не знаю, понятно ли я Вам это выразил, Христина Даниловна, но меня как-то влечет еще написать что-нибудь с полным знанием дела, вот почему я, некоторое время, и буду штудировать и рядом вести "Дневник писателя", чтобы не пропадало даром множество впечатлений. Все это, конечно, идеал! Верите ли Вы, например, тому, что я еще не успел уяснить себе форму "Дневника", да и не знаю, налажу ли это когда-нибудь, так что "Дневник" хотя и два года, например, будет продолжаться, а все будет вещью неудавшеюся. Например, у меня 10—15 тем, когда сажусь писать (не меньше); но темы, которые я излюбил больше всего, я поневоле откладываю: места займут много, жару много возьмут (дело Кронеберга, например), номеру повредят, будет неразнообразно, мало статей; и вот пишешь не то, что хотел. С другой стороны, я слишком наивно думал, что это будет настоящий дневник. Настоящий дневник почти невозможен, а только показной, для публики. Я встречаю факты и выношу много впечатлений, которыми очень бываю занят, — но как об ином писать? Иногда просто невозможно. Например, вот уже три месяца, как я получаю отовсюду очень много писем, подписанных и анонимных, — все сочувственные. Иные писаны чрезвычайно любопытно и оригинально, и к тому же всех возможных существующих теперь направлений...»

19 апреля 1876 г. Алчевская направила еще одно письмо Достоевскому, а 19 мая 1876 г. приехала в Петербург, чтобы встретиться с Достоевским. 20 мая 1876 г. Достоевский навестил Алчевскую. Вот что вспоминает Алчевская: «...Передо мною стоял человек небольшого роста, худой, небрежно одетый. Я не назвала бы его стариком: ни лысины, ни седины, обычных примет старости, не замечалось; трудно было бы даже определить, сколько именно ему лет; зато, глядя на это страдальческое лицо, на впалые, небольшие, потухшие глаза, на резкие, точно имеющие каждая свою биографию, морщины, с уверенностью можно было сказать, что этот человек много думал, много страдал, много перенес. Казалось даже, что жизнь потухла в этом слабом теле. Когда мы уселись близко, vis-a-vis, и он начал говорить своим тихим, слабым голосом, я не спускала с него глаз, точно он был не человек, а статуя, на которую принято смотреть вволю. Мне думалось: "Где же именно помещается в этом человеке тот талант, тот огонь, тот психологический анализ, который поражает и охватывает душу при чтении его произведений? По каким признакам можно было бы узнать, что это именно он — Достоевский, мой кумир, творец "Преступления и наказания", "Подростка" и проч.? И в то время когда он своим слабым голосом говорил об отсутствии в нашем обществе стойких самостоятельных убеждений, о сектах, существующих в Петербурге для разъяснения будто бы Евангелия, о нелепости спиритизма и интеллигентного кружка, дошедшего до вывода, что это нечистая сила, о деле Каировой, о своей боязни отстать от века и перестать понимать молодое поколение или диаметрально противоположно разойтись с ним в некоторых вопросах и вызвать его порицание, об анонимных письмах, в которых за подписью "Нигилисты" говорится: "Правда, вы сбиваетесь в сторону, делаете промахи, погрешности против нас, но мы все-таки считаем вас нашим и не желали бы выпустить из своего лагеря", о тех ошибках и перемене взглядов на вещи, которых он не чужд до сих пор; в то время как он говорил это не только не с надменностью замечательного ума, психолога и поэта, а с какой-то необыкновенной застенчивостью, робостью и точно боязнью не выполнить данного ему жизнью поручения честно и добросовестно, мне вдруг показалось, что передо мною вовсе не человек. Таковы ли люди, — все те люди, которых знаю я? Все они так реальны, так понятны, так осязаемы, а здесь передо мною дух непонятный, невидимый, вызывающий желание поклоняться ему и молиться. И мне непреодолимо захотелось стать перед ним на колени, целовать его руки, молиться и плакать...»

25 мая 1876 г. Алчевская была у Достоевского, а 29 мая 1876 г. Достоевский известил Алчевскую, что будет у нее завтра и, действительно, 30 мая 1876 г. был у Алчевской. 1 июня 1876 г. Алчевская написала письмо жене писателя , где сообщала, что «воспоминания о нашей встрече останутся навсегда самыми дорогими в моей жизни <...>. Благодарю вас за "Дневник писателя". Прочла. Плакала над Каировой, плакала над Писаревой, плакала над Воспитательным домом — удивительно, как может один человек вмещать в себе столько теплоты и чувства, что стало бы, кажется, тысячу...»

1 июня 1876 г. Достоевский пишет последнее письмо Алчевской: «Помните о нас хорошо: повторяю Вам, мы оба, я и жена, редко кого так полюбили и оценили, как Вас, и любим Вас искренно...», а сделала приписку: «...Дорогая Христина Даниловна, если б Вы знали, какое отрадное впечатление Вы на нас произвели и как мы искренно Вас полюбили!..»

Христина Даниловна Алчевская (урождённая - Журавлёва ; 4 апреля 1841, Борзна, Черниговская губерния, Российская империя - 15 марта 1920, Харьков, УССР) - украинский педагог, просветитель, жена предпринимателя и мецената А. К. Алчевского, тёща академика архитектуры Алексея Бекетова.

Биография

Известна своей неутомимой деятельностью на пользу народного образования, стояла с 1860-х годов во главе харьковской воскресной школы, в которой по её инициативе была введена система педагогических советов и педагогических дневников учащихся.

По почину Алчевской и при её деятельном сотрудничестве издан критический указатель книг для народного и детского чтения: «Что читать народу?», заключающий в себе ряд рецензий на народные книги и отзывы о них самих читателей из народа. Ей принадлежат статьи: «Огородник», рассказ («Детское Чтение», 1870), «История открытия школы в деревне Алексеевке» («Южный Край», 1881) и «Драматические произведения, как они понимаются народом» («Северный Вестник», 1887).

В 1887 году в село Алексеевка Екатеринославской губернии (сейчас Луганская область Украины) для работы в народной школе Алчевской приехали молодые супруги Гринченко: Борис Дмитриевич и Мария Николаевна.

Её сотрудником и учеником был один из лидеров украинского национального движения Николай Михновский.

    АЛЧЕВСКАЯ Христина Даниловна - (1841 1920) украинский педагог просветитель. С 1862 организатор воскресных школ на Украине. Соавтор библиографических трудов Что читать народу? (3 тома, 1888 1906). Основоположник методики обучения грамоте взрослых … Большой Энциклопедический словарь

    Алчевская Христина Даниловна - Алчевская, Христина Даниловна, жена харьковского негоцианта, родилась в 1843 году. Известна своей неутомимой деятельностью на пользу народного образования, стояла с 1860 х годов во главе харьковской воскресной школы, в которой преподавание велось … Биографический словарь

    Алчевская, Христина Даниловна - жена харьковского негоцианта; родилась в 1843 г. в Борзне Черниговской губернии; известна своей неутомимой и плодотворной деятельностью на пользу народного образования, стоит с 1860 х годов во главе харьковской воскресной школы, в которой, по… … Большая биографическая энциклопедия

    Алчевская Христина Даниловна - (1842 1920), педагог, литератор, деятель образования. Жена А. К. Алчевского. Соавтор популярных в России пособий для воскресных школ и самообразования: «Что читать народу?» (тт. 1 3, 1884 1906) и «Книга взрослых» (тт. 1 3, 1899 1900). * * *… … Энциклопедический словарь

    АЛЧЕВСКАЯ Христина Даниловна - , деятель образования взрослых, педагог, литератор. Самостоятельно выучилась грамоте, занималась самообразованием. Под влиянием просветительских идей русских демократов… … Российская педагогическая энциклопедия

    Алчевская Христина Даниловна - жена харьковского негоцианта, родилась в 1843 г. в Борзне Черниговской губ., известна своей неутомимой и плодотворной деятельностью на пользу народного образования, стоит с 1860 х годов во главе харьковской воскресной школы, в которой, по отзывам … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Алчевская Христина Даниловна - … Википедия

    Алчевская Христина Даниловна - (1843 1918) педагог, заведующая воскресной школой в Харькове, деятельница народного образования, корреспондентка Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова. Автор ряда книг по народному образованию … Словарь литературных типов