Презентация на тему "великий иоганн себастьян бах ". Презентация И
ПЛАН1. Музыкальная семья Баха.
2. Клавирное творчество Баха.
Тетрадь А. М. Бах.
Инвенции.
Сюиты.
Хорошо темперированный клавир.
3. Органное творчество Баха.
Основная информация
Дата рождения: 21 марта 1685Место рождения: Эйзенах
Дата смерти: 28 июля 1750 (65 лет)
Место смерти: Лейпциг
Страна: Германия
Профессии: композитор, органист
Инструменты: орган, клавесин, скрипка
Жанры: музыка барокко
Краткая биография
Иоганн Себастьян появился на свет в семье,которая считается крупнейшей музыкальной
династией в Германии.
Из предков Баха особенно прославились Фейт
Бах – пекарь, который играл на цитре, и
Иоганнес Бах – городской музыкант в Эрфурте.
Потомки последнего стали настолько известны,
что в некоторых средневековых немецких
диалектах фамилия «Bach» стала
нарицательной и получила значение
«городской музыкант».
Краткая биография
В этом доме родился великийкомпозитор И. С. Бах
Иоганн Себастьян Бах
родился в Тюрингии, в
семье, которая считается
крупнейшей музыкальной
династией в Германии.
Его потомки настолько
известны, как музыканты
что в некоторых
средневековых немецких
диалектах фамилия «Bach»
стала нарицательной и
получила значение
«городской музыкант».В возрасте 10 лет он остался сиротой и заботу о
нём взял на себя старший брат Иоганн Кристоф
Бах.
Под его руководством и начались музыкальные
занятия будущего композитора.
Отношения с семьёй брата не всегда протекали
гладко и уже в юношеском возрасте Иоганн
начинает жить самостоятельно.
Вскоре в 1707г. Он женится на своей кузине Марии
Барбаре. У них было 10 человек детей (2 умерло).
Спустя 13 лет умирает его жена, Бах женится
вторично- на Анне Магдалине Вилькен. У них
родилось 13 человек детей но в живых осталось
только четверо.В напудренном парике,
окружённый детьми сидит
за клавесином человек. Он
сочиняет, дети слушают,
слушают внимательно, с
интересом. Это их отец –
величайший композитор
И.С.Бах.
Рядом с ним Анна
Магдалена – мама, певица.
Она тоже хочет научиться
играть, и Бах создаёт для
неё несложные пьесы,
которые войдут в две:
«Нотные тетради А. М.
Бах».
По этим же тетрадям
учились и дети Баха
.Утро в семье Баха, отец семейства
Иоганн Себастьян за клавесиномВот, другая тетрадь, на
обложке которой рукой Баха
написано «Клавирная
книжечка Вильгельма
Фридемана Баха». Здесь
композитор написал для
сына инвенции сначала
двух, а затем трёхголосные.
Латинское слово инвенция
означает «выдумка,
изобретение». В заглавии
титульного листа:
«Добросовестное
руководство в котором
показан ясный способ как
чисто играть не только с
двумя голосами, но и при
дальнейшем
совершенствовании
правильно и хорошо
исполнять три обязательных
голоса.
Бах с сыновьями
Бах написал шесть«французских» и шесть
«английских» сюит.
С английского сюита – это
ряд, последовательность.
Старинная сюита –
Цикл основан на принципе
контрастного
сопоставления танцев.
В единое целое танцы
объединяют: тональность,
двухчастная форма
каждого танца, жанр,
контрастность.
многочастное
циклическое
произведение, состоящее
из танцевальных пьес.
Основу сюиты составляли
четыре старинных танца:
аллеманда, куранта,
сарабанда и жига.
Аллеманда
–старинный немецкий
четырёхдольный
танец.
Аллеманда была
торжественным
групповым танцем. В
XVI веке она вошла в
сюиту в качестве
танцевальной пьесы.
Аллеманда
начинается а затакта.
Куранта
–подвижный
французский
трёхдольный танец.
В старину он
исполнялся парой
танцоров.
Подобно аллеманде,
куранта в сюите
начинается с затакта.
Сарабанда
– этостаринный трёхдольный
испанский танец, в
характере медленного
торжественного
шествия.
Сарабанда Баха
сосредоточена и
печальна.
Как и в аллеманде
ведущее значение здесь
имеет верхний голос
поддержанный
равномерным
движением аккордов в
остальных голосах.
Жига
– это старинныйанглийский танец. Как
танец, завершающий
сюиту, он идёт в
самом быстром темпе
по сравнению с
другими частями.
Подобно куранте жига
двухголосна.
Все танцы
объединены одной
тональностью.
Х. Т. К. Иоганна Себастьяна Баха
Великое искусство И.С Бахараскрывается в Х.Т.К. Он
объединяет два сборника (1722,
1724г.) содержащих по 24 прелюдии
и фуги во всех тональностях.
В Х.Т.К. Бах использовал
возможности нового способа
настройки клавира, когда звуки
отделены друг от друга равными
расстояниями (полутонами).
Темперированный строй позволяет
сочинять музыку в любой
тональности.
«Хорошо темперированный
клавир» – высшая школа мастерства
для каждого музыканта.
С самого рождения никто в семье не сомневался, что маленький Иоганн будет музыкантом: все дети играли на различных инструментах и изучали нотную грамоту, сольфеджио и теорию музыки.
Уже в пять лет малютка-Бах учился играть на скрипке, которую подарил ему отец. Слушая по утрам пение птиц, мальчишка пытался воспроизвести красивые звуки с помощью смычка и струн. Так появилась первая чарующая музыка Баха.
В 9 лет будущий композитор впервые узнал, что такое горе: сначала не стало мамы, через год умер от болезни отец. Иоганн поселился у старшего брата, который заботился и помогал ему, учил играть на органе и клавире.
В постоянно запертом шкафу под запретом для Баха лежала толстая нотная тетрадь с сочинениями великих композиторов. Мальчику удалось открыть замок. Он несколько месяцев ночами переписывал произведения, напрягая зрение от лунного света.
Когда юноше исполнилось 15 лет, он переехал в другой город для учебы в церковной школе. Иоганн учился петь, в то же время начинал писать свои маленькие музыкальные сочинения для клавира и органа.
Окончив школу, молодой человек ищет себе разнообразную работу, путешествуя по городам Германии. В 22 года Иоганн сделал предложение и женился на своей любимой кузине – Марии Бах.
Следующие 9 лет стали для уже известного в определенных кругах музыканта временем интенсивной и насыщенной работы. Бах служит придворным музыкантом у герцога Веймарского, много пишет и доводит уже написанные произведения до совершенства.
Здесь у Баха родилось двое прекрасных сыновей, которые в будущем станут известными композиторами. Перейдя на работу к герцогу Леопольду, композитор чувствовал себя счастливым и спокойным, много сочинял. Начинает писать концерты для оркестра.
В 1920 году снова горе – умирает жена, от которой в семье четверо малышей. Бах женится снова. Получает в Лейпциге должность кантора при церкви и становится ответственным за личный состав музыкантов и певцов всего города.
1723 – 1750 годы стали всплеском творчества уже великого композитора. Он писал духовную музыку, пьесы и каноны, которые незамедлительно разлетались партитурами по всему миру.
Последние годы И.С.Бах очень плохо видел, перенес несколько операций на глазах, но зрение только ухудшалось. Его похороны были торжественными, многолюдными. Проводить композитора в последний путь приехали поклонники из разных городов.
Оставив после себя не только 20 детей, но и огромное творческое наследие, Иоанн Себастьян Бах до сих пор удивляет своими произведениями, заставляя слушать их снова и снова.
- Иоганн Себастьян Бах
- 1685 –
- * Цель его существования состоит в том, «чтобы писать и как можно лучше исполнять музыку, назначение которой «хвала Господу и освежение души».
- Дата рождения
- 21 (31) марта 1685 года
- Место рождения Германия, Эйзенах
- Дата смерти
- 28 июля 1750 года (65 лет)
- Место смерти Лейпциг, Саксония
- Иоганн Себастьян Бах
- Представитель эпохи барокко.
- Один из величайших композиторов в истории музыки.
- За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений.
- В его творчестве представлены
- все значимые жанры того времени,
- кроме оперы.
- Органист
- кантор
- Учитель
- Композитор
- Профессии
- Инструменты: орган,
- клавир, скрипка
- Маршрут передвижений И.С.Баха
- в течение его жизни
- Кофейня Циммермана, где Бах часто давал концерты
- Орган – идеальный инструмент эпохи барокко. Пик органного искусства, его звёздный час связан с Бахом (органная музыка включает токкаты, фантазии, хоральные прелюдии, пассакальи, фуги…)
- Гениальный композитор, непревзойденный мастер полифонии, триумфатор-органист, великий педагог.
- Начало шестиголосной фуги
- «Музыкального приношения».
- Автограф Баха.
- Личная печать Иоганна Себастьяна Баха
- Почин создания сольного концерта для клавира принадлежит И.С.Баху.
- В отличие от виртуозов французской школы он играл закругленными пальцами (при свободе кисти). Сохраняя старый приём перекрещивания пальцев, ввел новый – подкладывание первого пальца.
- Инвенции, шедевры баховской полифонии, предназначались для выработки кантиленной манеры игры, что и повлекло за собой введение в аппликатуру 1-го пальца и, соотвественно, приёма легато.
- На рубеже 17-18 столетий разработан темперированный строй.
- Бах был первым – сочинил величественный музыкальный цикл прелюдий и фуг, признав правильность темперированного строя . «Хорошо темперированный клавир», двухтомник, каждый из которого содержал по 24 прелюдии и фуги, - в истории музыки первый опыт применения темперированного строя.
- Мелодия Баха сложна и изменчива, «беспокойна» по рисунку, она вьётся, блуждает, образуя извилины и разветвления, петли и зигзаги. Базируясь на трезвучиях, как основном материале своей гармонии, Бах с размахом, тогда еще неслыханным, обратился к септаккордам, вызывающим беспокойство. Ввёл в употребление Ум.VII 7 – «аккорд отчаяния».
- Бах - новатор
- Вильгельм Фридеман Бах (1710-1784)
- «гальский» Бах – немецкий композитор
- и органист, старший сын Баха
- Карл Филипп Эммануил
- (1714 – 1788)
- Иоганн Христиан
- Бах (1735 – 1782),
- известный композитор
- и пианист
- картина английского
- художника Томаса Гейнсборо,
- 1776, Болонья
- Георг Филипп Телеман - немецкий композитор эпохи барокко, органист, капельмейстер; крестный сына И.С. Баха - Карла Филиппа Эммануила
- СОВРЕМЕННИКИ И. С. БАХА
- Органист Дитрих Букстехуде
- Картина Иоганнеса Форхута, 1674
- Иоганн Адам Рейнкен
- (1643-1722)
- Голландско- немецкий композитор и органист периода барокко
- *Он – пусть это не покажется
- парадоксальным – отличное
- средство музыкальной гигиены.
- Когда он рядом с тобой,
- происходит как бы очищение
- от музыкальной скверны,
- которая нас окружает всё
- плотнее.
- Николай Петров, пианист
- Бах не только
- безгранично велик
- как композитор.
- «Этот великий человек был немцем.
- Будь горда им, родина,
- Будь им горда,
- Но и будь достойна его».
- Иоганн Николаус Форкель, автор книги
- «О жизни и творчестве Баха.
- Для почитателей настоящей музыки»
- Памятник И. С. Баху
- Постижению Баха
- нет конца.
- В этом его
- устремлённость
- в будущее .
Слайд 1
Описание слайда:
Слайд 2
Описание слайда:
Слайд 3
Описание слайда:
Слайд 4
Описание слайда:
В 15 Бах переехал в Люнеберг, где в 1700-1703 гг. учился в школе церковных певчих. Во время учебы посетил Гамбург, Целле и Любек для знакомства с творчеством знаменитых музыкантов своего времени, новой французской музыкой. К этим же годам относятся и первые композиторские опыты Баха - произведения для органа и клавира. После окончания учебы Бах был занят поиском работы, обеспечивающей хлебом насущным и оставляющей время для творчества. С 1703 по 1708 он служит в Веймаре, Арнштадте, Мюльхаузене. В 1707 женится на своей кузине Марии Барбаре Бах. Его творческие интересы были сосредоточены тогда, главным образом, на музыке для органа и клавира. Известнейшее сочинение той поры - "Каприччо на отъезд возлюбленного брата". В 15 Бах переехал в Люнеберг, где в 1700-1703 гг. учился в школе церковных певчих. Во время учебы посетил Гамбург, Целле и Любек для знакомства с творчеством знаменитых музыкантов своего времени, новой французской музыкой. К этим же годам относятся и первые композиторские опыты Баха - произведения для органа и клавира. После окончания учебы Бах был занят поиском работы, обеспечивающей хлебом насущным и оставляющей время для творчества. С 1703 по 1708 он служит в Веймаре, Арнштадте, Мюльхаузене. В 1707 женится на своей кузине Марии Барбаре Бах. Его творческие интересы были сосредоточены тогда, главным образом, на музыке для органа и клавира. Известнейшее сочинение той поры - "Каприччо на отъезд возлюбленного брата". Получив в 1708 место придворного музыканта у герцога Веймарского, Бах обосновывается в Веймаре, где проводит 9 лет. Эти годы в биографии Баха стали временем интенсивного творчества, в котором основное место принадлежало сочинениям для органа, в их числе многочисленные хоральные прелюдии, органная токката и фуга ре-минор, пассакалья до-минор. Композитор писал музыку дли клавира, духовные кантаты (более 20). Используя традиционные формы, Иоганн Бах доводил их до высочайшего совершенства. В Веймаре у Баха родились сыновья, будущие известные композиторы Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил.
Слайд 5
Описание слайда:
В 1717 Бах принял приглашение на службу герцога Анхальт-Кетенского Леопольда. Жизнь в Кетене поначалу была счастливейшим временем в жизни композитора: князь, просвещенный для своего времени человек и неплохой музыкант, ценил Баха и не мешал его творчеству, приглашал его в свои поездки. В Кетене были написаны три сонаты и три партиты для скрипки соло, шесть сюит для виолончели соло, Английские и Французские сюиты для клавира, шесть Бранденбургских концертов для оркестра. Особый интерес представляет сборник "Хорошо темперированный клавир" - 24 прелюдии и фуги, написанные во всех тональностях и на практике доказывающие преимущества темперированного музыкального строя, вокруг утверждения которого шли горячие споры. Впоследствии Бах создал второй том "Хорошо темперированного клавира", также состоящего из 24 прелюдий и фуг во всех тональностях. В 1717 Бах принял приглашение на службу герцога Анхальт-Кетенского Леопольда. Жизнь в Кетене поначалу была счастливейшим временем в жизни композитора: князь, просвещенный для своего времени человек и неплохой музыкант, ценил Баха и не мешал его творчеству, приглашал его в свои поездки. В Кетене были написаны три сонаты и три партиты для скрипки соло, шесть сюит для виолончели соло, Английские и Французские сюиты для клавира, шесть Бранденбургских концертов для оркестра. Особый интерес представляет сборник "Хорошо темперированный клавир" - 24 прелюдии и фуги, написанные во всех тональностях и на практике доказывающие преимущества темперированного музыкального строя, вокруг утверждения которого шли горячие споры. Впоследствии Бах создал второй том "Хорошо темперированного клавира", также состоящего из 24 прелюдий и фуг во всех тональностях.
Слайд 6
Описание слайда:
Но безоблачный период жизни Баха оборвался в 1720: умирает его жена, оставляя четырех малолетних детей. Но безоблачный период жизни Баха оборвался в 1720: умирает его жена, оставляя четырех малолетних детей. В 1721 Бах женится второй раз на Анне Магдалене Вилькен. В 1723 состоялось исполнение его "Страстей по Иоанну" в церкви св. Фомы в Лейпциге, и вскоре Бах получил должность кантора этой церкви с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви (латынь и пение). В Лейпциге (1723-50) Бах становится "музыкальным директором" всех церквей города, следя за личным составом музыкантов и певцов, наблюдая за их обучением, назначая необходимые к исполнению произведения и выполняя многое другое. Не умея хитрить и манкировать и не будучи в состоянии исполнять все добросовестно, композитор неоднократно попадал в конфликтные ситуации, омрачавшие его жизнь и отвлекавшие от творчества. Композитор достиг к тому времени вершин мастерства и создавал великолепные образцы в разных жанрах. В первую очередь, это духовная музыка: кантаты (сохранилось около двухсот), "Магнификат" (1723), мессы (в том числе бессмертная "Высокая месса" си-минор, 1733), "Страсти по Матфею" (1729), десятки светских кантат (среди них - комические "Кофейная" и "Крестьянская"), произведения для органа, оркестра, клавесина (среди последних необходимо выделить цикл "Ария с 30 вариациями", так называемые "Гольдберг-вариации", 1742). В 1747 Бах создал цикл пьес "Музыкальные приношения", посвященный прусскому королю Фридриху II. Последней работой стало произведение под названием "Искусство фуги" (1749-50) - 14 фуг и 4 канона на одну тему.
Слайд 7
Описание слайда:
Слайд 8
Описание слайда:
Сложной оказалась и судьба его наследия. При жизни Бах пользовался известностью. Однако после смерти композитора имя и музыка Баха стали предаваться забвению. Подлинный интерес к его творчеству возник лишь в 1820-е годы, начало чему положило исполнение в 1829 году в Берлине "Страстей по Матфею" (организованное Ф. Мендельсоном-Бартольди). В 1850 году было создано "Баховское общество", стремившееся выявить и опубликовать все рукописи композитора (за полвека было издано 46 томов). Сложной оказалась и судьба его наследия. При жизни Бах пользовался известностью. Однако после смерти композитора имя и музыка Баха стали предаваться забвению. Подлинный интерес к его творчеству возник лишь в 1820-е годы, начало чему положило исполнение в 1829 году в Берлине "Страстей по Матфею" (организованное Ф. Мендельсоном-Бартольди). В 1850 году было создано "Баховское общество", стремившееся выявить и опубликовать все рукописи композитора (за полвека было издано 46 томов).
Слайд 9
Описание слайда:
Слайд 10
Описание слайда: