Презентация - священный лик богоматери. Цель урока: познакомиться с идеалом материнства и жертвенной любви к людям

Священный идеал материнстваМадонны титанов Возрождения

Искусство Высокого Возрождения принесло иное, чем в другие эпохи, понимание женской красоты. Титаны Возрождения Леонардо да

Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Тициан создают образ
совершенного человека прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала становится
Мадонна с младенцем Иисусом – возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.
Леонардо да Винчи (1452-1519)
живописец, скульптор, архитектор учёный, анатом,
естествоиспытатель, изобретатель, писатель, музыкант,
Мадонна Бенуа, 1478г. Эрмитаж

«Мадонна Литта» – жемчужина коллекции Эрмитажа. Н картине юная Мария бережно держит на руках младенца. Её склоненный профиль

полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза
и едва заметная улыбка придают облику Мадонны необыкновенную выразительную теплоту, озаряют её
светлым материнским чувством. Художнику удалось передать своё представление о счастье, земной радости
бытия и святости чувств матери.
Мадонна Литта, 1490г., Эрмитаж
Мадонна в скалах, 1483-1486 г., Лувр,
Париж

В «Сикстинской мадонне» гениально воплощена идея материнства, земное, реалистическое изображение женщины-матери. Она только что

сделала шаг навстречу людям. Её движение спокойно и величаво, в нем нет ничего
торопливого и суетливого. Она слегка привлекает к себе младенца, словно боясь расстаться с ним, и в то же время
протягивает его к людям. В этом противоречивом жесте матери скрыт глубокий трагизм происходящего.
Рафаэль Санти (1483-1520)
живописец, график и архитектор
«Сикстинская мадонна», 1515-1519г.,
Галерея старых мастеров, г.Дрезден, Германия

«Мадонна дель Грандука», ок.1505г.,
Палаццо Питти, г.Флоренция, Италия
«Мадонна в кресле», 1513-1514г.,
палаццо Питти, г.Флоренция, Италия

Рафаэлем написано более 20 Мадонн, но самая ранняя работа – «Мадонна Конестабиле». На фоне пейзажа изображена молодая женщина с

ребенком на руках. Задумчивое, немного грустное лицо обращено к книге Священного
Писания. Рассеянным взглядом она скользит глазами по давно знакомым строчкам. А в это время шаловливый ребенок
стремится перевернуть страницы книги. Молодая мать и дитя удивительно трогательны и проситодушны. Рафаэль
мастерски вписывает фигшуры Мадонны и ребенка в очень сложную форму тондо (итал. «круг»). При этом он
соблюдает все законы перспективы, не нарушая естественных форм зрительного восприятия мира.
Прекрасная садовница
Мадонна Конестабиле. 15021503гг. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Священный лик Богоматери

Икона Владимирской Богоматери, XII в., неизвестный
византийский мастер.
Церковь святителя Николы в Толмачах при ГТГ, г.Москва
Феофан Грек. Икона «Богоматерь
Донская», 14 в., ГТГ, Москва

Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определялось как «радость святой печали». Младенец нежно прижимается

личиком к материнской щеке и обвивает рукой её шею.
«Не на троне, на ее руке, правой ручкой обнимая шею, взор во взор, щекой припав к щеке…. Нет в
мирах слепительнее чуда, откровенья чистой красоты.»

В древнерусском искусстве образ Богородицы связан с культом Матери-земли. Обеим присущи общие начала святости и материнства.

«Несравненная, извечная песнь материнства», сказал об иконе «Владимирская Богоматерь» Игорь Эммануилович Грабарь. В древнерусской
иконописи различают 4 типа изображения Богородицы.
Богоматерь Знамение, знаменующей
Богоматерь Оранта, молящаяся с
рождение Спасителя, воплощение
воздетыми к небу руками.
новой жизни

Богоматерь Елеуса, умиление,
ласкающая и обнимающая своего
Сына.
Богоматерь Одигитрия –
путеводительница, указывающая на
Иисуса Христа, сидящего у нее на руках.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939)

Автопортрет, 1918г.
«Богоматерь Умиление злых сердец»,
1914-1915гг.

« 1918год в Петрограде» («Петроградская мадонна»), 1920г. ГТГ, г.Москва

Молодая женщина с ребенком на
руках
изображена
на
фоне
революционного Петрограда. Кудато
спешат
прохожие,
кто-то
останавливается у стен здания.
Чтобы обсудить декреты новой
власти. Но это лишь случайный,
временный фон. Не случайно
женщина стоит спиной к городу.
Главное для неё – забота о ребенке,
его настоящем и будущем.

Иначе звучит тема материнства в произведениях, созданных в годы Великой Отечественной войны. Деятели искусства с первых дней

войны опровергли изречение древних римлян: «Когда грохочут пушки,
музы молчат». В суровые годы как никогда прозвучал материнский призыв к защите Отечества. Невозможно
забыть прямой открытый взгляд женщины, устремленный на зрителя с проникнутого силой и
мобилизующего плаката Ираклия Моисеевича Тоидзе «Родина – мать зовёт!». «Родная земля в
опасности!» _ так был воспринят этот плакат. Жест поднятой руки напомнил известный образ Богоматери
Оранты, молящейся за спасение человечества.

Женщина, прижав к себе ребенка, готова грудью, жизнью своей защитить дочь от окровавленного штыка фашистской винтовки. Один из

самых эмоционально сильных плакатов был издан 14-миллионным
тиражом. Фронтовики видели в этой гневной, непокорившейся женщине свою мать, жену, сестру, а в
испуганной беззащитной девчушке – дочку, сестру, залитую кровью Родину, ее будущее.
«Воин Красной Армии, спаси!», Виктор
Корецкий, 1942

Рождение новой жизни – одно из величайших таинств на земле, и потому имя Матери всегда окружено благоговением.

Тема материнства – одна из древнейших тем в мировом искусстве. Первые изображения матери с ребенком на руках относятся к додинастическим временам Египта.

Образ- вид, облик. Мадонна (моя госпожа)- название композиции, изображающей Богоматерь с младенцем. Архетип- прообраз, образец запечатленный в душе человека, народа, нации.

«Палеолитические Венеры» - образ подчёркивающий женское начало, созревание новой жизни. Воплощение идеи материнства и продолжения рода.

Богиня с древних времён ассоциируется с Луной. Луна имеет три фазы: прибывающую, полную и убывающую. Они соответствуют трем фазам любой богини: дева, мать, старуха. Каждая из них имела отчетливо выраженное назначение и ценность. n Дева символизировала молодость и энергию. n Мать являлась воплощением женской силы и плодородия. n Старуха – это жизненный опыт, сострадание и, прежде всего, n мудрость.

В христианской культурной традиции особая роль отводилась Богоматери – Деве Марии, родившей и воспитавшей Спасителя. Владимирская Богоматерь

Русская икона… В мировом искусстве это явление уникальное. Русская иконопись имеет огромное художественное значение. Это источник света и радости, который вызывает у зрителя ощущение внутренней лёгкости, ощущение гармонии. Иконы исцеляют, спасают…

Образ Мадонн …Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец… А. С. Пушкин

Нас всегда восторгали и вдохновляли художники XV–XVI веков, поскольку они отличались тем, что у них было свое видение на написание Мадонн. Они отличались гармонией, формой, красотой линейного и цветового ритма и главное – глубиной материнской, нежной любви, поднятой на уровень высокого, прекрасного идеала.

Пречистая – вот эталон женственности, сосредоточие благодетелей, образец для подражания… Её чарующий облик – вершина совершенства и гармонии

А. Г. Венецианов В полном разгаре страда деревенская, Доля ты! – русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать…

Искусство XX века К. С. Петров - Водкин Богоматерь – умиление злых сердец, 1915 г.

Раньше всех открыл красоту лиц сельских женщин и создал поэтический идеал красоты русской матери известный русский художник А.Г. Венецианов. Ему были близки и понятны человечность, нравственность и спокойная красота человека, особенно русской женщины-труженицы. И он создает полотна, где запечатлены образы крестьянок, которые

С ранней поры привыкали к работе:
Ткали и пряли, вязали и шили,
Сеяли, жали и тесто месили...

Картина «На жатве. Лето» вместила в себя и бездонное небо, и ширь земли русской, и глубокие человеческие чувства. Это полотно написано на извечную тему, которая прошла через всю историю искусства. К ней столетиями обращались сотни художников разных веков, стран, художественных направлений. Эта сцена - мать кормит грудью ребенка - всегда выражала животворную силу материнства. На минуту оставила свой серп молодая мать, чтобы покормить принесенного старшими детьми грудного ребенка. Ну как тут не вспомнить стихотворение Некрасова.

В полном разгаре страда деревенская...
Доля ты! - русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!

Молодая, стройная красавица-крестьянка в длинном сарафане, белой рубахе и русском национальном головном уборе легко и плавно ступает по вспаханному полю, ведя двух запряженных в борону коней. Венецианов рисует «тип русской славянки», позже воспетой Некрасовым.

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц...

Тема женственности и материнства занимает значительное место в творчестве одного из крупных и оригинальных художников начала XX века - К. Петрова-Водкина. Картина «Мать» представляет собой завершенное, отлично скомпонованное произведение, в котором художник добился полного, свежего и поэтического раскрытия темы. Картина отличается особой ясностью и прозрачностью красок, среди которых доминируют пылающе-красная и различные оттенки ультрамариново-синих. Это - гимн семейному счастью, радости и святости материнской любви. В этом живописном полотне Петров-Водкин преследует одну из основных целей - раскрыть средствами живописи сущность и красоту жизни во всех ее проявлениях. Это - возвышенный образ матери, непреходящий в своей душевной чистоте и нравственной силе. Молодая мать, прижимающая к себе спящего младенца, своим общим обликом, силуэтом напоминает мадонну.

Тему материнства воспел художник Б.М. Кустодиев в своих лирических картинах «Утро», «Сирень», «На террасе». Картины пронизаны светом и воздухом и воспринимаются как гимн материнству и простым человеческим радостям. Материал для своих произведений он черпал из воспоминаний детства и воссоздавал с любовью характерные материнские образы.

Женские портреты художника О. Кипренского занимают достойное место в творчестве, отражая его понимание идеала материнской красоты. На картине «Мать с ребенком» показано привлекательно доброе, отзывчивое лицо матери и взгляд ее теплых глаз.

Самым сильным воплощением в развитии искусства выдающегося советского художника Александра Дейнеки стала картина «Мать». Спокойная, уверенная в себе молодая женщина с гордой осанкой - таким предстает образ матери. Великая нежность, всепоглощающая любовь женщины к своему малышу дали художнику возможность создать обобщенный образ благородной и прекрасной материнской души. Ребенок, заснувший у нее на руках, мягко клонит к материнскому плечу отяжелевшую головку. Весь облик женщины исполнен счастья и веры в бу-дущее. Полотно, выполненное в сдержанных, теплых тонах, напоминает настенную фресковую живопись. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве.

В образе, созданном А. Дейнекой, нерасторжимо сли-лись доброта и твердость характера, лиризм и мужество. Художник сумел воплотить не только непреходящее оба-яние материнства, но и духовную красоту советской женщины, сознающей свое человеческое достоинство.

В своих произведениях создает полнокровный образ женщины-матери, труженицы, созидательницы и берегини Юрий Петрович Кугай - представитель династической семьи талантливых художников. Особенно известна картина «В субботу» (1964 г.). Во многих российских семьях суббота традиционно считается днем уборки дома, стирки и банного купанья. На картине блестят чистотой выскобленные полы и скамейки, свежевыстиранные половики и занавеска на печи. А сами женщины только вернулись из бани. Молодая мама, которая является композиционным и идейным центром, расчесывает волосы. Ее младшая сестра несет самовар. Маленькая девочка, пьет из кружки молоко, а пожилая женщина заплетает косичку внучке. В другой работе Ю. Кугача «В семье» композиция составлена как бы в форме треугольника, вершинами которого являются три женщины разного возраста: юная, молодая и самой высокой точкой композиции является мудрая, полная достоинства пожилая женщина. В центре картины маленькая девочка, делает первые шаги, боясь потерять равновесие, протягивает руки к матери (второе название картины «Первые шаги»). Та в любой момент готова подхватить ребенка. В работе показаны четыре поколения, зримо воплощающие четыре важных этапа в жизни женщины: детство, юность, зрелость и старость. Связующим звеном является именно семья, которая позволяет радоваться каждому проявлению жизни, первым шагам маленького человечка, и которая поведет этого малыша по жизни, научит его добру, культуре поведения, пониманию и трудолюбию. Женские образы картин этого автора включают в себя извечные представления человечества о животворности материнского начала, источника всего сущего, символа жизни, тепла и любви.

Тайна женской красоты тревожит человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдется художник, который не пытался бы ее постичь. НО главной и неизменной темой оставалась тема материнства.

Во время археологических раскопок в разных странах мира было найдено много маленьких женских статуэток, которые получили название «палеолитические Венеры». Они были крайне примитивны и грубы. Их высота составляла 10-15 см. Их лица не имели прорисовки черт, а руки и ступни ног были едва намечены или отсутствовали вообще, туловище излишне вытянуто. Особое внимание уделено изображению всего, что подчеркивало женское начало: непомерно большая грудь, бедра, огромный живот, в котором зреет новая жизнь.

Дело в том,что в первобытную эпоху женщина – мать занимала особое место в жизни племени. Существовал культ женщины, продолжательницы рода. С женщиной были связаны идеи плодородия и охраны домашнего очага. В палеолитической Венере заключался не только магический культ, но и эстетический идеал далеких предков, связанный с полезностью. Красиво то, что приносит пользу. А женщина приносит потомство.

В средние века изменился образ женщины – матери. В западной Европе он был связан с культом Мадонны. А на Руси- с Богоматерью т.е. Богородицей. Этот образ запечатлен во многих произведениях искусства. Одна из лучших работ византийской живописи икона «Владимирской богоматери», созданная в Константинополе в XIIвеке.

Тогда же она была привезена на Русь и с тех пор не покидала земли русской. Долгое время она находилась в Успенском соборе во Владимире, а недавно ее перевезли в Успенский собор в Москву.

Глаза матери полны чувства, которое раньше определяли как «радость святой печали». Грядущее неотвратимо. Младенец ласково прожимается личиком к щеке матери и обвивает ее шею. Мария придерживает ребенка, пытаясь робко защитить его от уготованной судьбы. На лице затаилась печаль. В облике чувствуется неизбежная жертвенность.

В древнерусском искусстве образ Богородицы был связан с культом Матери- земли. В сознании русского человека образ богоматери всегда был окружен ореолом чистоты, святости и жертвенной любви.

Существует четыре основных типа изображений Богоматери: Знамение (рождение Спасителя, воплощение новой жизни), Богоматерь Оранта (молящаяся с воздетыми к верху руками), Одигитрия(путеводительница, указывающая на младенца Иисуса, сидящего у нее на руках) и Елеуса (умиление).

К шедеврам древнерусской иконописи относятся «Богоматерь Донская», созданная Феофаном Греком в 14 веке и «Богоматерь Оранта Панагия Великая» и другие.

«Урок-игра по МХК» - Малый театр. Французский архитектурный стиль. Создание Русского национального гимна. Визуальный конкурс. Произведение скульптора. Блиц. Бурлаки. Этапы игры. Социальный статус артистов. Цари. Название памятника Александру I. Томский собор. Картина «Гумно». Министр юстиции. Архитектор храма Христа Спасителя.

«Задания по МХК» - Выберите признаки, отличающие первобытное изобразительное искусство. Архитектурный комплекс Древнего Египта. Отметьте виды искусства, зародившиеся в первобытном обществе. Тест по МХК. У каких народов древних цивилизаций была развита письменность. Каким правителям посвящен храмовый комплекс Абу-Симбел.

«Уроки искусства» - Методы работы: Работы детей. Награждение. Главная идея моей педагогической системы работы: Кабинет ИЗО. Сдала зачеты по основным дисциплинам и программам: Типы уроков: 6б класс. Итоги внеклассной работы. Гадкий утенок. Урок изобразительного искусства. Показатели эффективности моей деятельности по обучению школьников:

«Электронные учебники по МХК» - Русский музей. Кузьма Петров – Водкин. Учимся понимать архитектуру. Василий Суриков (1949-1916). Библейские образы в искусстве. Россия 20 век. Учимся понимать музыку. Учимся выступать публично. Современное российское искусство. Русские императорские дворцы. Симоне Мартини. Шедевры архитектуры. История искусства.

«Школа искусств» - Проектная деятельность детской школы искусств. Развитие вариативности образовательных программ художественного образования. Инвестиционная привлекательность художественного образования. Современные информационно-коммуникационные технологии как средство развития художественного образования. С.В.Рахманинова» www.dmsh7.ru.

«Проекты по МХК» - Мультимедийная презентация. Основные требования к проекту. Проект в рамках курса МХК. Проектная компетентность. Творческий проект на уроках мировой художественной культуры. Культурная адаптация школьников. Творческий проект. Проект. Планирование. Искусство.

Всего в теме 14 презентаций