Почему гроза является самым решительным произведением островского. Гроза – «Самое решительное произведение Островского


Вставай же, Русь, на подвиг славы –

Борьба велика и свята!..

Возьми своё святое право

У подлых рыцарей кнута…


Молодой поэт предсказывал, что настанет иное время:

Тогда республикою стройной,

В величье благородных чувств,

Могучий, славный и спокойный,

В красе познаний и искусств,

Глазам Европы изумлённой

Предстанет русский исполин,

И на Руси освобождённой

Явится русский гражданин…


Добролюбов прекрасно понимал, на что он решился, посвящая свою жизнь «великому делу переворота». «Говорят, что мой путь смелой правды приведёт меня когда-нибудь к погибели, - это очень может быть; но я сумею погибнуть недаром. Следовательно, и в самой последней крайности будет со мной моё всегдашнее неотъемлемое утешение – что я трудился и жил не без пользы».


  • «Что такое обломовщина?»,
  • «Тёмное царство»,

«Когда же придёт настоящий день?»,

  • «Луч света в тёмном царстве» и другие.

Посылая Чернышевскому очередную статью, он сообщал: « Я кончил статью кое-как: у меня хлынула кровь горлом…» Но он продолжал работать. Он спешил, зная, что времени остаётся совсем мало.


Милый друг, я умираю

Оттого, что был я честен;

Но зато родному краю,

Верно, буду я известен.

Милый друг, я умираю,

Но спокоен я душою…

И тебя благословляю:

Шествуй тою же стезёю.


  • В этой пьесе Островский поставил один из актуальных вопросов своего времени – освобождение женщины от семейного рабства, её раскрепощение, но не все это видели.
  • Один московский критик заявил , что драма должна представлять нам героя, проникнутого высокими идеями. Героиня «Грозы», напротив, вся проникнута мистицизмом, то есть верой в сверхъестественные силы, не годится для драмы, значит, «Гроза» имеет значение сатиры, да и то неважной.
  • Другой критик замечает, что по его соображениям, Островский в «Грозе» вывел на смех Катерину, желая в её лице опозорить русский мистицизм.
  • Третьи критики считали, что «Гроза» - оскорбление искусства и ничего больше. Катерина, по выражению Павлова , «женщина безнравственная, бесстыжая, выбежавшая ночью к любовнику, как только муж уехал из дому. Язык, каким говорят действующие лица, превосходит всякое терпение благовоспитанного человека». Павлов считал «Грозу» не драмой, а «балаганным представлением».

1. Почему Добролюбов называет «Грозу» самым решительным произведением Островского?

2. Как представлено «тёмное царство» в «Грозе»?

3. Что говорит Добролюбов о формировании характера Катерины?

5. В чём значение образа Катерины?



Почему Добролюбов называет «Грозу» самым решительным произведением Островского?

  • А. Н. Добролюбов назвал пьесу Островского “Гроза” самым решительным произведением, так как “взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий.. . В "Грозе" есть что-то освежающее и ободряющее. Это что-то и есть, по нашему мнению, фон пьесы”. Кто же составляет этот фон? Второстепенные персонажи. Так, постоянной спутницей Катерины - главной героини пьесы - является Варвара, сестра мужа Катерины Тихона Кабанова. Она - оппонент Катерины. Главное ее правило: “Делай что хочешь, только бы все шито да крыто было”. Варваре не откажешь в уме, хитрости и легкости; до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, так как она знает, что “девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят”. Ложь для нее - норма жизни.

Как представлено «тёмное царство» в «Грозе»?

  • Весь тот мир, в котором живут обитатели вымышленного города Калинова, насквозь пропитан ложью и жульничеством. Власть над «тёмным царством» принадлежит самодурам и обманщикам. Жители настолько привыкли к бесстрастному раболепствовать перед более богатыми людьми, что такой образ жизни является для них нормой. К Дикому часто приходят просить денег, при этом зная, что он унизит их, но не даст нужной суммы. Больше всего негативных эмоций в купце вызывает родной племянник. Даже не из-за того, что Борис льстит Дикому, чтобы получить денег, а потому, что сам Дикой не желает расставаться с полученным наследством. Главные его черты – грубость и жадность. Дикой считает, что раз у него есть большое количество денег, значит, другие должны ему подчиняться, бояться его и при этом уважать.




  • ...Борис - не герой, он далеко, не стоит Катерины, она и полюбила-то его больше на безлюдье. Он хватил "образования" и никак не справится ни со старым бытом, ни с сердцем своим, ни со здравым смыслом, - ходит точно потерянный... Словом, это один из тех весьма нередких людей, которые не умеют делать того, что понимают, и не понимают того, что делают... О Борисе

Что говорит Добролюбов о формировании характера Катерины?

  • Во-первых, Катя отличается от жителей города. Она, хоть и воспитывалась по старым законам, о сохранении которых часто говорит Кабаниха, имеет другое представление о жизни. Катя добра и чиста. Она хочет помогать бедным, хочет ходить в церковь, заниматься домашними делами, растить детей. Но в такой обстановке всё это кажется невозможным из-за одного простого факта: в «тёмном царстве» в «Грозе» невозможно обрести внутреннее спокойствие. Люди постоянно ходят в страхе, пьют, лгут, изменяют друг другу, пытаясь скрыть неприглядные стороны жизни. В такой атмосфере невозможно быть честным с другими, честным перед самим собой. Во-вторых, одного луча недостаточно, чтобы осветить «царство». Свет, согласно законам физики, должен отражаться от какой-либо поверхности. Также известно, что чёрный цвет имеет способность поглощать остальные цвета. Подобные законы применимы и к ситуации с главной героиней пьесы. Катерина не видит в других того, что есть в ней. Ни жители города, ни Борис, «порядочно образованный человек», не смогли бы понять причину внутреннего конфликта Кати.

  • ... Русский сильный характер в "Грозе"... Он, прежде всего, поражает нас своею противоположностью всяким самодурным началам. Он сосредоточенно-решителен, неуклонно верен чутью естественной правды, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен, в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны.








Почему критик называет Катерину «лучом света в тёмном царстве»?

«Самое решительное произведение Островского»

«Гроза» показана борьба между отжившими нормами жизни и новыми веяниями на рубеже 50-60 годов XIX века. Это был период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества и в душной тревожной атмосфере России действительно собиралась «гроза». Гроза «темному царству», гроза силам лжи и человеконенавистничества.

«Грозы» делятся на две основные группы: угнетатели и угнетенные. Смысл жизни первых заключался в том, чтобы приобретать, увеличивать свое богатство да повелевать покорными. Дикой для наживы не брезгует никакими средствами, не боясь даже говорить об этом вслух. Имея «тысячи», представители «темного царства» чувствуют свою силу и нагло требуют всеобщего уважения и покорности. Дикой, например, считает себя вправе ругать всех людей подряд безо всякого на то основания. Но боится тех, кто может дать ему решительный отпор. Оказывается, предел власти самодура зависит от степени покорности окружающих. Это хорошо поняла другая владычица «темного царства» - Кабаниха. Она знает, что одни деньги власти еще не дают. Другим непременным условием является послушание тех, кто денег не имеет. Островский рисует Кабаниху как убежденную защитницу «темного царства». Свою главную задачу она видит в том, чтобы пресекать всякую возможность свободомыслия, запугать человека, держать его в вечном страхе.

«темное царство» рушится, изживает себя. В обществе самодуров растет другая жизнь, с другими началами, посылающая, по" словам Добролюбова, «нехорошие видения темному царству». Эта новая сила воплощена в образе Катерины.

«Грозы». Цельная, сильная натура, Катерина терпит лишь до поры до времени. Она отличается открытым характером, искренностью, моральной чистотой. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу», - говорит она. Тонко чувствующая жизнь, Катерина, словно птица в клетке, тоскует в неволе. В основе протеста Катерины лежит стремление отстоять свободу своей личности; жить в неволе «темного царства» для нее хуже смерти. И Катерина предпочла смерть, Гибель девушки поколебала царство мертвящего холода, лжи и человеконенавистничества. Под влиянием смерти Катерины Кулигин, Тихон, Варвара, Борис открыто выступают против «самодурной силы». Почему же Островский показал протест слабой Катерины, пусть даже неосознанный?

«самый сильный протест, - по словам Добролюбова, - бывает тот, который поднимается, наконец, из груди самых слабых и терпеливых». А если слабые люди бросают вызов «самодурной силе», значит, в России просыпается страшный гнев народных масс, и общественный строй, существовавший в дореформенной России, должен быть разгромлен и исчезнуть навсегда. Пьеса «Гроза» звучит как приговор «темному царству». Недаром русский критик Добролюбов назвал «Грозу» А. Островского самым решительным произведением Островского».

Вопросы по драме Островского "Гроза" 1) Как характеризуется темное царство? 2) Почему Катерина луч света в темном царстве? 3)

Почему Гроза самое решительное произведение?

4) Гроза как проявление народного самосостояния.

Даже если мало главное своими словами хотябы 3-4 предл.))

Конспект Добролюбова "Луч света в темном царстве" п плану: 1. "Гроза" Островского самое решительное произведение Островского. 2.

Историческая обусловленность образа Катерины.

3. Своеобразие характера катерины:простодушие, блогородство... (не менее 8 характеристик)

4.Образ Катерины в заимосвязи с другими персонаажами.

5. Темное царство.

6.Вызов самодурной силе

Заранее спасибо!!!)

Вопросы и задания к стихотворению «Элегия» Почему стихотворение называется «Элегия»? В чем его сходство и различие с элегиями

русских поэтов начала XIX века? Почему поэт называет страдания народа «старой темой»? Как в стихотворении выражено его отношение к крестьянской реформе? Почему автор уверен, что народ не внемлет его песням? Как и с какой целью меняются образные картины и поэтические интонации в четырех частях стихотворения? Какие строки стихотворения являются скрытыми цитатами или отсылают читателя к творчеству Пушкина? Сопоставьте стихотворение «Элегия» с одним из стихотворений Пушкина: «Деревня», «Поэту», «Элегия (Безумных лет угасшее веселье…)», «Из Пиндемонти». Как в них решается проблема взаимоотношений поэта и народа? Есть ли разница в понятиях «народ» и «толпа» в стихах Пушкина и Некрасова?

Последняя книга, которую читал Лев Толстой, - его собственная. Он считал ее самым главным своим произведением и часто повторял: «Какая хорошая это

книга!». Интересно, что эту книгу мало кто знает, она редко издавалась. Она называется «Круг чтения». Это два больших тома - сборник избранных мыслей великих писателей и философов об истине, жизни, отрывки из священных книг разных народов. Собрал их вместе Лев Толстой, украсив собственными размышлениями. Многие считают «Круг чтения» одним из самых значительных произведений ХХ века. Толстой взял эту книгу с собой в свой последний путь, который окончился на маленькой железнодорожной станции в ноябре 1910 года. В названии станции запомним первую букву.

Эта оценка не потеряла своей силы и до настоящего времени . Среди всего написанного Островским «Гроза» является, несомненно, лучшим произведением, вершиной его творчества. Это настоящая жемчужина русской драматургии, стоящая в одном ряду с такими произведениями, как «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор», «Борис Годунов» и т. д. С поразительной силой изображает Островский уголок «темного царства», где нагло попирается в людях человеческое достоинство. Хозяевами жизни здесь являются самодуры. Они теснят людей, тиранствуют в своих семьях и подавляют всякое проявление живой и здоровой человеческой мысли. Среди героев драмы главное место занимает Катерина, которая задыхается в этом затхлом болоте. По складу характера и интересам Катерина резко выделяется из окружающей ее среды. Судьба Катерины, к сожалению, является ярким и типичным примером судеб тысяч русских женщин той поры.

Катерина - молодая женщина, жена купеческого сына Тихона Кабанова. Она недавно оставила свой родной дом и переселилась в дом к мужу, где она живет вместе со своей свекровью Кабановой, являющейся полновластной хозяйкой. В семье Катерина не имеет никаких прав, она не вольна даже распоряжаться собой. С теплотой и любовью она вспоминает родительский дом, свою девичью жизнь. Там она жила вольготно, окруженная лаской и заботой матери. В свободное время ходила на ключ за водой, ухаживала за цветами, вышивала по бархату, ходила в церковь, слушала рассказы и пение странниц. Религиозное воспитание, которое она получила в семье, развило в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и возмездие человеку за грехи.

В совершенно иные условия попала Катерина в доме мужа. С внешней стороны будто бы все обстояло так же, но приволье родительского дома сменилось на душное рабство. На каждом шагу она чувствовала зависимость от свекрови, терпела унижения и оскорбления. Со стороны Тихона она не встречает никакой поддержки, а тем более понимания, так как он сам находится под властью Каба-нихи. По своей доброте Катерина готова относиться к Кабанихе, как к родной матери. Она говорит Кабанихе: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты». Но искренние чувства Катерины не встречают поддержки ни у Кабанихи, ни у Тихона. Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: «Какая я была резвая, а у вас завяла совсем… Такая ли я была? 1» Искренность и правдивость Катерины сталкиваются в доме Кабанихи с ложью, лицемерием, ханжеством, грубостью. Когда в Катерине рождается любовь к Борису, это ей кажется преступлением, и она борется с на-хлынувшим на нее чувством. Правдивость и искренность Катерины заставляют ее страдать так, что ей приходится наконец покаяться перед мужем. Искренность Катерины, ее правдивость несовместимы с бытом «темного царства». Все это и явилось причиной трагедии Катерины. Напряженность переживаний Катерины особенно ясно видна после возвращения Тихона: «Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет: бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной, давеча утром плакать принялась, так и рыдает».

Публичное покаяние Катерины показывает всю глубину ее страданий, нравственного величия, решимости. Но после покаяния ее положение стало невыносимым. Муж не понимает ее, Борис безволен и не идет ей на помощь. Положение стало безвыходным - Катерина гибнет. В гибели Катерины виновата не одна конкретная личность. Ее гибель - результат несовместимости нравственности и уклада той жизни, в которой она вынуждена была существовать. Образ Катерины имел для современников Островского и для последующих поколений огромное воспитательное значение. Он звал на борьбу со всеми формами деспотизма и угнетения человеческой личности. Это выражение растущего протеста масс против всех видов рабства. Своей смертью Катерина протестует против деспотизма и самодурства, ее смерть свидетельствует о приближении конца «темного царства».

Образ Катерины принадлежит к лучшим образам русской художественной литературы. Катерина - новый тип людей русской действительности 60-х годов XIX века. Добролюбов писал, что характер Катерины «исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны. Решительный, цельный характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе, и это не лишено своего серьезного значения». Далее Добролюбов называет Катерину «лучом света в темном царстве». Он говорит, что самоубийство ее как бы осветило на миг беспробудный мрак «темного царства». В ее трагическом конце, по словам критика, «дан страшный вызов самодурной силе». В Катерине мы видим протест против кабановских понятий нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина.

…Взаимные отношения самодурства и безгласности
доведены в ней до самых трагических последствий… Н.А. Добролюбов

В «Грозе» изображена типичная история, которая могла произойти в любом городе, в любой семье. Наверное, именно этот факт дает многим критикам основания называть А.Н. Островского «философом русской души».

Драма начинается с описания прекрасного пейзажа реки Волга и города Калинов, но это и помогает нам лучше узнать, какие нравы у жителей тех мест. Островский дает понять то, как жутко выглядит такой жестокий мир рядом с красивой природой.

Можно предположить, что такой вступительной частью Александр Николаевич хотел показать, насколько отличаются друг от друга на первый взгляд два совершенно одинаковых мира: мира растений, животных и мира человека разумного. Один мир нам нужен как воздух, он дарит нам душевные силы, а другой мир может как подарить свет, так и запросто его отнять.

К сожалению, недолго длится в «Грозе» эта гармония красоты и силы…

Через некоторое время над городом Калиновым сгущаются грозовые тучи, как в прямом смысле, так и переносном.

Природа, словно обижается на людей за то, что они не уделяют ей должного внимания. Что все свои силы, время тратят на ссоры, ругань, сплетни. Природа впитывает в свои тучи негативный опал, исходящий от Дикого, Кабановой и других героев. В результате все проливается на них дождем, который воспринимается, как кара Божья за все содеянное, за все их грехи. Они боятся грозы, так как боятся наказания, исходящего от него.

«Гроза то нам и наказание посылает», - поучает Дикой Кулигина.

Люди «Грозы» живут в особом мире, в мире близком к катастрофическому перевороту, кризисному состоянию. Пошатнулись опоры, сдерживающие старый порядок, и взбудораженный быт заходил ходуном.

Может быть, из-за того, что «домостроевский» режим приходит в упадок, Кабанова так ополчается на Катерину , на этот «луч света в темном царстве».

В образе угнетенной нравами «домостроя» женщины драматург показал весь «ужас подневольного существования людей в условиях социального гнета. И судьбой героини вызвал к жизни практическую мысль о том, что дальше так существовать невозможно».

Катерина в доме своих родителей жила свободно, как птица. Она не привыкла к унижениям, которым подвергалась в доме мужа, и так же, как птица, рвется из этой «тесной клетки». Она рвется, хочется улететь, но у нее ничего не получается. Из сложившейся ситуации она видит только один выход – смерть.

Смерть она видит меньшим злом. Это была ее первая и последняя минута слабости, так как во всем остальном можно увидеть ту силу характера, которая проявляется во всем, что было сделано ей. Эта сила проявляется даже в отношениях к Кабанихе, которая «нищих оделяет, а домашних заела совсем», ведь не каждый смог бы вынести нрав Марфы Игнатьевны, но не Катерина… Она способна на многое. В отличие от других жителей города Калинова она не позволяет, чтобы власть свекрови-тирана искалечила ей жизнь.

Катерина хоть немного, но сопротивляется, и ее смерть кажется протестом, избавлением от рабства души и тела. Она свободна и может «лететь» куда угодно. Теперь она не во власти недоброжелателей. Она единственная (кроме Кудряша) проявила в открытую свои чувства, свое отношение к нравам, царившим в Калинове. Никто: ни Тихон, ни Варя – не посмели этого сделать. Только после смерти Катерины мы видим слабую искорку протеста в словах убитого горем Тихона.

Деспоты, окружающие Катерину, хоть и придерживаются одних правил «домостроя», но совершенно разные люди. К примеру, возьмем образ Марфы Игнатьевны Кабановой и Савела Прокофьевича Дикого. Дикой, хоть и был скупым, но не скрывал этого. Вот, что он говорит городничему:

«… Не доплачу я им по копейке какой-нибудь на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно и мне хорошо!»

Савел Прокофьевич говорит, не стесняясь в выражениях. Он кружит людьми, законом как ему угодно, для него бедные и зависимые от него люди – черви.

«Что ж ты судиться, что ли, со мною будешь? – заявляет он Кулигину . – Так ты знай: ты – червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю».

Но Дикой силен только материально, да на ругань, зато слаб духовно. В его душе иногда мерцает огонек нравственной истины, и именно поэтому Савел Прокофьевич может струсить перед людьми выше его стоящими, перед теми, кто в законе сильнее его, перед законом здравого смысла.

Добролюбов:

«Ему кажется, что если он признает над собою законы здравого смысла, общего всем людям, то его важность сильно пострадает от этого… Он осознает, что он нелеп… Привычка дурить в нем так сильна, что он подчиняется ей даже вопреки голосу собственного здравого смысла.»

Но нельзя сказать, что он «прозрел», нет «его нельзя «просветить», но можно «прекратить».

Чем, кстати, и занимается Марфа Игнатьевна. Она добивается этого приостановления, а все, потому что знает: корень внутренней слабости в самодурстве Дикого:

«А и честь-то не велика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами. Вот что».

Кабанова ханжа, деспот, свою тиранию прикрывает приверженностью старым порядкам. Ее женское самодурство мельче и несноснее мужского. Она делает все как бы исподтишка. Да, она нищему подает на пропитание, но домашних «заела совсем».

Но почему она так относится к родственникам? Потому что «домострой» предписывает подавать нуждающимся, а домашних держать «в кулаке». Катерину она ненавидит просто неосознанно: не любить ее не за что. Кабанихе нельзя угодить, ее мелочные требования и бесконечные претензии отравляют атмосферу в доме.

В драме «Гроза» мы видим: насколько ничтожен, мелочен был мир купцов.Все можно было купить за деньги, они решали все, даже закон был подвластен им, ведь не зря народная поговорка гласит: «Закон, что дышло: куда повернешь, туда и вышло». В образе Катерины мы видим новый зарождающийся мир. Ведь именно она, эта хрупкая девушка, нашла в себе силы сопротивляться, хотя в городе Калинове это могли бы многие. Кудряш тоже подавал надежду на протест, но он сжился с калиновскими нравами.

Варвара: она, как «дитя Диких и Кабаних» , не свободна от бездуховности отцов.

А Тихон: молчащий и смирившийся бунтарь, который не разделял деспотических взглядов маменьки, но молчал, пряча глубоко в душе свои добрые и великодушные чувства.

«Гроза» датируется 1859 годом, получается, что драма была написана накануне революции и впитала в себя всю «предгрозовые» настроения, царившие в стране.

Историзм «Грозы» заключен в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. В драме нет идеализации купечества, есть лишь острая сатира, что свидетельствует о том, что Островский во многом преодолел свои воззрения.