Первые русские художники. Первый художник европы

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (15 апреля 1452-2 мая 1519) - знаменитый итальянский живописец, архитектор, философ, музыкант, писатель, исследователь, математик, инженер, анатом, изобретатель и геолог. Известен своими картинами, наиболее знаменитыми из которых являются «Тайная вечеря» и «Мона Лиза», а также многочисленными изобретениями , намного опережавшими своё время, но так и оставшимися только на бумаге. Кроме того, Леонардо да Винчи внёс немаловажный вклад в развитие анатомии, астрономии и техники.


Рафаэль Санти (28 марта 1483-6 апреля 1520) - великий итальянский художник и архитектор, работающий в эпоху Ренессанса, охватывающий период с конца XV и первые годы XVI века. Традиционно Рафаэль считается одним из трёх великих мастеров этого периода, наряду с Микеланджело и Леонардо да Винчи. Многие из его работ находятся в Апостольском дворце в Ватикане, в помещении под названием станцы Рафаэля. Среди прочих, здесь находиться самая знаменитая его работа - «Афинская школа».


Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (6 июня 1599-6 августа 1660) - испанский художник, портретист, придворный художник короля Филиппа IV, величайший представитель золотого века испанской живописи. Помимо, многочисленных картин, изображающих исторические и культурные сцены из прошлого, он написал множество портретов испанской королевской семьи, а также других известных европейских деятелей. Наиболее знаменитой работой Веласкеса считается картина «Менины» (или «Семья Филиппа IV») 1656 года находящаяся в музее Прадо в Мадриде.


Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо (25 октября 1881-8 апреля 1973) - всемирно известный испанский художник и скульптор, основоположник направления в изобразительном искусстве - кубизм. Считается одним из величайших художников повлиявшим на развитие изобразительного искусства в XX веке. Экспертами, был признан лучшим художником среди живших за последние 100 лет, а также самым «дорогим» в мире. За свою жизнь Пикассо создал около 20 тыс. работ (по другим данным 80 тысяч).


Винсент Виллем Ван Гог (30 марта 1853-29 июля 1890) - знаменитый нидерландский художник, приобретший известность лишь после смерти. По мнению многих экспертов, Ван Гог является одним из величайших художников в истории европейского искусства, а также одним из самых ярких представителей постимпрессионизма. Автор более 2100 произведений искусства, в том числе 870 картин, 1 тыс. рисунков и 133 эскизов. Его многочисленные автопортреты, пейзажи и портреты являются одними из самых узнаваемых и дорогих произведений искусства в мире . Наиболее известной работой Винсента Ван Гога, пожалуй, считается серия картин под названием «Подсолнухи».


Микеланджело Буонарроти (6 марта 1475-18 февраля 1564) -всемирно известный итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и мыслитель, наложивший неизгладимый отпечаток на всю мировую культуру. Самой известной работой художника, пожалуй, являются фрески на потолке Сикстинской капеллы. Среди его скульптур самыми знаменитыми считаются «Пьета» («Оплакивание Христа») и «Давид». Из произведений архитектуры - дизайн купола базилики Святого Петра. Интересно, что Микеланджело стал первым представителем западноевропейского искусства, чья биография была написана ещё при жизни.


На четвёртом месте в списке самых известных художников мира находится Мазаччо (21 декабря 1401-1428) - великий итальянский художник, оказавший огромное влияние на других мастеров. Мазаччо прожил очень короткую жизнь, поэтому биографических свидетельств о нём немного. Сохранились лишь четыре его фрески, которые, без сомнения, являются работой Мазаччо. Другие, как полагают, были уничтожены. Наиболее известной работой Мазаччо считают фреску «Троица» в церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции, Италия.


Питер Пауль Рубенс (28 июня 1577-30 мая 1640) - фламандский (южнонидерландский) живописец, один из величайших художников эпохи барокко, известен своим экстравагантным стилем. Считался самым универсальным художником своего времени. В своих работах Рубенс подчёркивал и воплощал жизненную силу и чувственность цвета. Он написал многочисленные портреты, пейзажи и исторические картины с мифологическими, религиозными и аллегорическими сюжетами. Самой знаменитой работой Рубенса является триптих «Снятие с креста» написанный в период с 1610 по 1614 год и принёсший художнику всемирную известность.


Микеланджело Меризи да Караваджо (29 сентября 1571-18 июля 1610) - великий итальянский художник периода раннего барокко, основатель европейского реалистической живописи XVII века. В своих работах Караваджо умело использовал контрасты света и тени, фокусируясь на деталях. Часто изображал простых римлян, людей с улиц и рынков в образах святых и мадонн. Примерами могут служить «Евангелист Матфей», «Вакх», «Обращение Савла» и др. Одной из самых знаменитых картин художника считается «Лютнист» (1595), которую Караваджо называл наиболее удавшимся ему фрагментом живописи.


Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) - знаменитый нидерландский живописец и гравёр, который считается величайшим и самым известным художником мира. Автор около 600 картин, 300 офортов и 2 тыс. рисунков. Характерной его особенностью является мастерская игра с эффектами света и глубокими тенями. Наиболее известной работой Рембрандта считается четырёхметровая картина «Ночной дозор», написанная в 1642 году и хранящаяся сейчас в Государственном музее Амстердама.

Поделится в соц. сетях

Искусствоведа первобытный человек волнует как художник. Археолог по произведениям первобытного человека пытается воссоздать его историю. Зоолога и географа первобытный человек интересует как естествоиспытатель. К какому периоду истории человека следует отнести возникновение искусства? Около 30-40 тысяч лет тому назад неандертальца сменил человек современного типа. Период от 40-30 до 15-го тысячелетия называют поздним палеолитом и подразделяют, в свою очередь, на три эпохи: ориньяк, солютре и мадлен, Мадленом заканчивается палеолит.

Человек позднего палеолита был в первую очередь охотником. Его добычей были зубры и туры, дикие козы и бараны, олени и тарпаны, а иногда носороги и мамонты. По-видимому, древние охотники разных племен охотились на разных зверей. Так, в Пржедмостской стоянке палеолитического человека (Чехия) были найдены среди других костей останки тысячи мамонтов; такого количества мамонтов нет в других стоянках. В Солютре, во Франции, найдены костные остатки десяти тысяч диких лошадей - тарпанов.

Наши предки, жившие в Украине, охотились преимущественно на зубров: в Амфросиевской стоянке были найдены остатки тысяч зубров.

Имеются некоторые общие черты во всех рисунках человека позднего палеолита. Животные, как правило, изображаются в профиль. На рисунках обычно не показана земля. Очень часто при тщательной разработке общего контура ноги изображены схематично, а концевые суставы не показаны вовсе. Это вполне понятно: ведь охотник видит профиль туловища и оснований ног, а концевые суставы скрыты травой.

На протяжении тысячелетий, охватывающих период позднего палеолита, изменялось искусство, совершенствовалась техника рисунка. Животные раннего ориньяка даны в сравнительно статичных позах. Рисунки позднего ориньяка - к этому периоду относятся, например, рисунки из пещеры Ласко во Франции - более динамичны. Это достигается различиями в ориентации туловища и головы, изменениями положений ног относительно друг друга. Основным достижением искусства позднего ориньяка была, конечно, многокрасочность. В эпоху солютре появляются и скульптурные изображения животных, известные нам как по пещерам Франции, так и по другим многочисленным палеолитическим стоянкам человека.

Конец позднего палеолита - эпоха мадлен - период высшего расцвета палеолитического искусства. На смену многокрасочным, но однотонным рисункам приходят тоновые изображения, объемно передающие формы зверя. Сравните раннеориньякских мамонтов с мадленскими. Первые статичны; это чуть добродушные, обросшие густой шерстью создания. Мадленский же художник не обратил внимания на шерсть, его мамонт почти гол, но зато какое напряжение, какая сила чувствуются в этой фигуре - где уж тут говорить о добродушии! Очень интересно передано движение на фресках пещеры Альтамиры в Испании, принадлежащих по возрасту к концу мадленской эпохи. Бегущий кабан имеет восемь ног! Это прообраз стробоскопической фотографии. Простым и лаконичным средством первобытный художник передает мелькание ног бегущего зверя; четыре ноги даны четким рисунком, а четыре показаны легким тоновым изображением.

О многом могут рассказать рисунки пещерного человека зоологам. Эти рисунки, как правило, настолько точны, что позволяют определить не только род и вид, но иногда даже и подвид животного. Например, на рисунке из пещеры Комбарель (Франция) даны изображения диких баранов и козлов: наверху крупно, во весь рост, - фигура самца-муфлона, чуть правее - горный козел. Ныне в окрестностях Комбареля нет ни муфлонов, ни горных козлов. Муфлоны сохранились лишь на островах Корсика и Сардиния, а горные козлы представлены в Европе тремя подвидами - иберийским и альпийским козерогами и безоаровым козлом. К какому из этих трех современных подвидов стоял ближе козерог верхнего палеолита Франции? Рисунок из пещеры Комбарель дает нам ответ: к альпийскому козерогу.

Дикие лошади - тарпаны были истреблены совсем недавно, в XIX веке. Сохранилось достаточное количество рисунков и описаний очевидцев для воссоздания облика тарпана. Но червь сомнения грыз души зоологов. А не были ли последние тарпаны помесями между дикой формой и домашними лошадьми или даже просто одичавшими лошадьми? Палеолитические рисунки, в особенности многокрасочные фрески пещеры Ласко, помогают зоологам восстановить облик западноевропейского тарпана.

Последний тур погиб в начале XVII века. До нас дошло несколько изображений тура, сделанных в середине XVI века в трудах немецкого дипломата Герберштейна. Но эти наивные гравюры могут дать нам лишь слабое представление об облике тура. Изучение фресок Ласко позволило подтвердить существование резкого полового диморфизма в окраске: быки были черно-бурой или черной окраски, а коровы рыжей, почти красной масти. Профессор Московского университета В. Г. Гептнер на основании изучения рисунков первобытного человека смог даже сделать ряд интересных заключений об изменчивости формы рогов и окраски этих вымерших быков.

Рисунки палеолитического человека позволяют говорить о времени исчезновения различных животных. Если художник из пещеры Ле Мадлен (Франция) был современником мамонтов, то это значит, что мамонты вымерли в Западной Европе не более 11-14 тысяч лет тому назад, то есть с тех пор минуло лишь 600-750 поколений людей. Теперь мы твердо знаем, что зубр, тур и тарпан были животными лесных и лесостепных ландшафтов. А раз мы находим вместе с изображениями этих животных изображения мамонтов и шерстистых носорогов, то последних можно рассматривать как представителей фауны лесов и лесостепей, а не тундр, как неверно пишут авторы многих популярных описаний.

Анри Лот нашел в Сахаре на фресках пещеры Тассили животных, совсем «не подходящим» для сегодняшней пустыни. В период (нового каменного века) здесь обитали жирафы, страусы, антилопы, африканские слоны, то есть типичные представители саванновой фауны; жили здесь и влаголюбивые бегемоты. Изучение наскальных фресок Тассили позволило А. Лоту сделать вполне обоснованный вывод: Сахара превратилась в пустыню сравнительно недавно.

Художник палеолита тщательно рисовал то, что он видел. Как мы уже говорили, по пещерным рисункам можно определить не только род и вид животного, но подчас и подвид, судить об изменчивости… Но среди сотен абсолютно реалистических рисунков пещеры Ласко имеется один, который вводит в смущение всех зоологов. На нем изображено непонятное, неизвестное животное. Французские исследователи назвали его единорогом. Быть может, первобытный охотник решил пофантазировать, изобразить мифическое животное? Но почему все другие рисунки изображают совершенно конкретных животных? А может быть, это и не мифическое чудовище, а все еще не открытое крупное копытное, вымершее лишь в палеолите? Мы не можем еще дать ответ на этот вопрос. Да мало ли загадок таится в пещерах, где жили наши предки 17 тысяч лет тому назад!

С каждым годом искусство первобытного человека начинает привлекать к себе все больше исследователей. Пещерные рисунки и наскальные фрески, резные изображения на кости и скульптуры ценны для нас не только как плоды творения гениальных художников детства человечества, но и как достоверные свидетельства первых натуралистов о животном мире минувших эпох.

На заре человеческого существования люди не имели современного комфорта, но уже тогда их сердца тянулись к творчеству. обладающие зачатком разума, и есть первые художники земли.

Наскальные рисунки эпохи палеолита

Древнейшие наскальные рисунки относятся к эпохе палеолита. Именно тогда взяли в руки краски первые художники земли. МХК начала свой длительный путь к развитию. Героями сюжетов становятся люди и дикие звери, которые одновременно были источником пищи и тотемными покровителями рода.

Наиболее известный памятник мадленской эпохи - пещера Ласко во Франции. Ученые датировали рисунки 18 тысячелетием до н.э. ценность ее настолько велика, что пещеру превратили в настоящий музей. На просторах обширного зала по стенам в безумном танце кружится целое стадо быков, лошадей, медведей и оленей. По масштабам его часто сравнивают с Сикстинской капеллой. Даже своды пещеры украшены орнаментом, напоминающим растения.

Несмотря на то, что первые художники земли творили свои шедевры по памяти, они с необычайной точностью передавали пропорции животных. Уже тогда мастера использовали перспективу и светотень для придания реалистичности изображениям. В арсенале художника было несколько цветов: черный, желтый, красный, которые изготавливались из минералов.

Мезолитическая живопись

В эпоху мезолита жизнь человека сильно изменилась. Крупного скота становилось все меньше, а от успешной охоты во многом зависела жизнь всего племени. Именно охота становится центральным сюжетом, который изображали первые художники земли. Это было своеобразным ритуалом. Многие историки считают, что изображением удачного загона скота люди пытались привлечь удачу.

В мезолите уходит многокрасочность и объемность форм. Изображения становятся более графичными и формализованными. Рисунок теперь выполнен только черным или только красным цветом. К концу периода появляются и более мирные сюжеты - сбор фруктов, меда, танцы у костра.

Наиболее яркий памятник этой эпохи - грот Зараут-Камар в Узбекистане. Благодаря искусству мезолита мы можем больше узнать об образе жизни и представлениях К примеру, именно благодаря рисункам было установлено примерное время появления лука.

Неолитическое искусство

Эпоха неолита ознаменовалась активным Человеку снова пришлось вступить в борьбу с природой за лучшие условия для жизни. Первые художники земли в древней цивилизации северной Европы все больше уходят в символизм. Изображение человека становится все схематичнее, порой с утрированными первичными половыми признаками.

Именно на территории севера Европы находится больше всего памятников этого периода. Появляются изображения морских животных - тюленей, китов, рыб. Скорее всего, это из-за того, что жизнь в этом регионе больше была связана с морем.

Первые художники земли оставили после себя множество петроглифов - камней с выдолбленным рисунком. Небольшие следы краски говорят о том, что прежде они были раскрашены. Суровый влажный климат оставил в целостности только рельеф. Мы никогда не сможем увидеть их в первозданной красе.

Роль художника в древнем обществе

Сейчас художник - это человек, который стремится реализовать себя через искусство. Но было ли это возможно в то далекое время? Люди были настолько заняты борьбой за жизнь, что вряд ли у них осталось бы время вдохновенно творить. Скорее всего, рисунок тоже был подчинен общим целям выживания.

Как бы там ни было, древнейшие художники обладали высоким талантом. Просто невозможно представить, что так рисовать могли все. Поэтому предполагают, что создатели были не только первыми художниками, но и первыми шаманами - жрецами. Они выполняли особые сакральные функции. Рисуя охоту - приманивали удачу, сбор плодов - обильный урожай в окрестном лесу, танцующих женщин - как символ продолжения рода и крепкого потомства.

Первые художники земли - это необычные люди, которые стали первооткрывателями. Именно они перенесли внутреннее представление о мире на плоскость камня. Это стало большим шагом в развитии всего человечества и его эмоциональной сферы. Благодаря им, мы сейчас наслаждаемся шедеврами мирового искусства.

Первые итоги эпохи Возрождения начали подводить довольно скоро — уже в XVI веке. Тогда-то Вазари и написал: «Джотто был рожден, чтобы просветить живопись».
Джотто был гением своего XIV века; так, как писал он, еще не умели писать художники, жившие до него, и не получалось у тех, что появились после. Его идеи пригодились только живописцам XV в. А XIV столетие не могло похвастаться изобилием гениев, и в Италии равен Джотто только Данте, с которым они дружили.

Джотто родился в предместье Флоренции, но мастерство прославило его по всей Италии, так что он получал заказы в разных городах. Он расписывал церкви и в основном изображал святых, но зрителям нравилось, что персонажи Священной истории, вышедшие из-под кисти Джотто, совсем как обычные люди и испытывают всем понятные чувства. Им можно было сопереживать. Правда, все они еще немного на одно лицо, а здания и пейзажи — это просто идеи зданий и пейзажей. Джотто не вдавался в подробности повседневной жизни, которые научились выписывать художники XV века. Но интересно, что его, как и корифеев Ренессанса — Рафаэля, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициана, занимали в первую очередь люди и их душевное состояние. Джотто был наблюдательным художником. Он знал, в каких случаях люди опускают головы, в каких — разводят руками, и пользовался этим знанием, чтобы передать переживания своих героев. Возможно, Джотто умел даже больше, чем видно по его росписям. Существует предание о том, как он, еще будучи в учениках, изобразил муху на носу одной из фигур, написанных его учителем. Получилось так похоже, что мастер, вернувшись, несколько раз пытался ее согнать. Но на собственных фресках Джотто ни одной мухи не замечено. Может, поскромничал?

Он еще не знал анатомии (художники увлекутся ею значительно позже), но его герои двигаются естественно, как в жизни; он не ведал о теории перспективы, которую изобретут в XV веке, но его фигуры не плоские, как у его предшественников, а объёмные, и росписи имеют глубину, а не только длину и ширину. В будущем живописцы полюбят геометрию — Джотто был не чужд порядку: его фрески в Капелле дель Арена в Падуе заключены в прямоугольники и расположены рядами. Подобно мастерам Возрождения, он был одновременно художником, скульптором и архитектором. По его проекту построена колокольня Флорентийского собора — она так и известна как кампанила Джотто.
Он был признанным гением, и, как это случается с гениями, опередил свое время. Хотя он и оставил учеников, 50 лет после него в живописи ничего интересного не происходило. Только художники следующего столетия оказались на том же творческом пути, по которому шел Джотто, и очень быстро обогнали его. За это искусствоведы не приняли Джотто в эпоху Возрождения, а оставили в Проторенессансе. Первым же художником Ренессанса принято считать его земляка Мазаччо.
Однако Вазари, который был значительно ближе нас к Джотто, считал, что он «обрел истинный способ живописи». Может, так оно и есть?

Мазаччо прожил всего 27 лет и оставил мало работ. Но его фрески служили образцом для многих поколений художников. Изображая изгнание из рая Адама и Евы, он первым из живописцев Возрождения «правильно» написал обнажённые фигуры и устойчиво поставил их на землю. Современников восхищало, что люди на его фресках «совсем как живые», а потомки почтили его память такой эпитафией: Как живописец, я с природою сравнился. Правдиво придавал любой своей работе движенье, жизнь и страсть. Великий Бонарроти учил всех остальных, а у меня учился.

Знаете ли вы, что: фреска — вид живописи, которая наносится прямо на стену. Такая живопись называется монументальной. Слово фреска произошло от итальянского fresco — сырой, свежий, но сама живописная техника появилась задолго до нашей эры, когда итальянского языка не было в помине. Фресковая роспись делается по сырой штукатурке водяными красками.

Празднества, какие любил устраивать царь Петр, прежде всего в честь побед русского оружия и их годовщин, просто маскарады, меньше всего были похожи на официальные мероприятия и балы поздних эпох; это были всенародные действа, начиная с приготовлений к ним: возводились триумфальные ворота, которые украшались скульптурами античных богов, живописными полотнами, продумывались маскарадные костюмы и представления, а в шествиях принимали участие все, начиная от высших сановников и самого царя. Многие ничего, кроме шутовства, во всем этом не видят. Но мы наблюдаем то же пристрастие к всенародным празднествам и театральным представлениям в Золотой век Афин, к маскарадам - в Золотой век Флоренции, с расцветом мысли и искусства, точно творчество и жизнетворчество - это праздник, или празднества и есть высшие проявления творчества и жизнетворчества. Если вдуматься, так оно и есть.

Для возведения триумфальных ворот, как и крепости при основании новой столицы, требуются мастера - от строителей до живописцев. Их приглашали из стран Европы работать по найму, это мы знаем. Оказывается, в Москве уже много лет существовала Оружейная палата, в которой, кроме иконописцев, еще в XVII веке числились живописцы, так называемые парсунщики, которые писали не иконы, а персон, конечно, из знати и царской фамилии; вскоре там появились граверы. По сути это была Академия художеств, ученики которой были востребованы с началом реформ Петра. Удивительны судьбы первых художников Петровской эпохи.

Федор Васильев расписывал пушкарское знамя для юного царя Петра Алексеевича, он также золотил и украшал киоты, кресла, расписывал стены в царских подмосковных селах Преображенское, Измайлово и Воробьево, а с 1702 года числился живописцем в Оружейной палате, куда был определен именным указом царя, занимался иллюстрированием книг; направленный в Петербург в 1705 году, там он явился архитектором, в 1708 году он строил три галереи из коринфских колонн вдоль Невы в Летнем саду, в средней позже была установлена античная статуя Венеры (Таврической). В 1720 году царь Петр отправил именно Федора Васильева в Киев для построения новой каменной колокольни, вместо сгоревшего собора. Великая колокольня Киево-Печерской лавры сооружена по проекту Федора Васильева (1731-1744), правда, не самим архитектором. После смерти Петра Васильев вернулся в Москву, где занимался перестройками дома цесаревны Елизаветы Петровны и графа С.В.Рагузинского, то есть оставался в кругу тех, кто его знал при Петре, что уберегло, может быть, его от гонений. Одно время Васильев делал зарисовки видов Петербурга, который строился на его глазах, составлял целые альбомы, которые подносил царю, и царь, верно, их ценил. Это еще не городские виды, а, к примеру, “Усадьба царицы Параскевы” - деревянные строения; “Трубецкой раскат” - берег с лодкой у Петропавловский крепости; “Кроншлот” - крепость в бурю; “Мельница в Аничкове” - там, где будет Аничков дворец. Это в своем роде исчезающие виды, бесхитростно воспроизведенные, местности, где бурно растет город. Бытовая сценка: “Капрал докучает женкам”; “Пономарь у кружала”; “Булочник”. Лишь “Шереметево подворье” - вид города, который сохранится у Фонтанки. Рисунки предельно выразительны, будто начала XX века.

Царь Петр, будучи в Амстердаме, брал уроки у гравера Адриана Шхонебека; он уговорил гравера оставить мастерскую, магазин и приехать в Москву. Алексей Зубов, числившийся в Оружейной палате, становится учеником голландского мастера. Он создал целую серию гравюр, на которых предстают Санкт-Петербург, Нева, корабли, торжества, свадьбы, исторические лица - вся Петровская эпоха. Но после смерти Петра Великого Алексей Зубов если и не гоним, то явно оттеснен другими, лучшая пора его жизни и творчества остается позади.

Живопись, точнее русский портрет первой трети XVIII века, - это Иван Никитин и Андрей Матвеев. Иван Никитин, сын духовника царицы Прасковьи, рос в Измайлове, родовом гнезде Романовых, усовершенствованном на европейский лад всесторонне - от оранжерей, где растут миндаль, финики, персики, виноград, до библиотеки, театра и быта. Сын священника в такой атмосфере увлекается рисованием, и его страсть, конечно же, замечена, его отправляют к Андриану Шхонебеку. В 1711 году Иван Никитин вызван в Петербург и назначен учителем школы рисования и гравирования при типографии, но вскоре Петр обращает внимание на его портреты членов царской семьи, велит писать и с него и находит, что из учителя школы рисования может выйти настоящий художник, и отправляет во Флоренцию с письмом к герцогу Козимо III Этрурскому: “Посылаем мы... с агентом Петром Беклемишевым несколько человек Российского народу для обучения в искусстве архитектории цивилис и молярства. И понеже Академия от Вашего высочества, во Флоренции учрежденная, во всех науках и искусствах зело прославлена: того ради просим Ваше высочество дружелюбно помянутых посланных в Вашу Академию повелеть принять и для обучения оного им тамо свободно пребывать и в прочем высокую Вашу княжескую протекцию им благоволительно во всем позволить”.

Путь в Италию для целых поколений молодых художников для усовершенствования в искусствах был открыт. В 1716 году царь Петр выехал вместе с семьей за границу, где совершит продолжительную поездку по разным странам; оставив в Данциге царицу, он приехал в Кенигсберг, откуда ей писал: “Екатеринушка, друг мой, здравствуй! Попались мне навстречу Беклемишев и живописец Иван. И как оне приедут к вам, тогда попроси короля, чтоб велел свою персону ему списать, а также и протчих, каво захочешь, а особливо свата, дабы знали, что есть из нашего народа добрые мастеры”.

Годы учения во Флоренции, слава которой была в прошлом, для русских художников прошли весьма трудно из-за постоянной задержки чиновниками пенсиона; наконец, царь вспомнил о Никитине и велит ему вернуться (ни брат Ивана, ни другие его не занимают, он отличает только Ивана, лучшего из них). В 1720 году на пасху Иван Никитин с братом добрались до Петербурга. Сохранилось удивительное свидетельство: “Великий государь во время литургии, которая непосредственно после заутрени отправлялась в Троицком соборе, узнавши о приезде его, по выходе из сего собора прямо пошел в квартиру ево, недалеко от оного бывшую. Он поздравил его с приездом и с праздником, похристосовался и благодарил за прилежность к учению. Обрадованный живописец толикою милостью государя хотел было его величеству показать свои картины, которые писал он в Италии и которые были завернуты, обвязаны рогожами и лежали на полу; но монарх, остановя его, сказал: “Оставь их в сих дедовских наших коврах; тебе должно от дороги успокоиться, и я после рассмотрю их с тобою”. Во время обеда великий государь послал ему со стола своего несколько блюд кушанья, и несколько бутылок разных напитков”.

Отчего такая честь Ивану Никитину? Возможно, Петр знал его с детства, ценил и отличал, как умел ценить и отличать сметливых и талантливых людей, коими окружал себя. Но, помимо всего, это был первый русский живописец, получивший всесторонние знания и навыки в самой Италии. Царь дарует братьям землю для строительства дома за счет казны. Художник сопровождает Петра или всю царскую семью всюду и пишет портреты царя, Екатерины, цесаревен Анны и Елизаветы, сановников. Теперь его звание - гоф-малер его императорского величества. Из работ Ивана Никитина сохранился, похоже, лишь портрет графа Гавриила Ивановича Головкина, одного из ближайших сподвижников Петра I.

Но смерть Петра отразилась на судьбе художника роковым образом. Его лишают придворного звания; земля, выделенная для строительства дома, не оформлена на бумаге; заказов нет. В довершение ко всему Ивану Никитину не повезло с женой. Она была горничной из свиты герцогини Курляндской Анны Иоанновны, очевидно, привыкла к придворным нравам; художник развелся с нею; среди книг, которые остались у бывшей жены, мог оказаться пасквиль на архиепископа Новгородского Феофана Прокоповича, ходивший по рукам, опасно было его хранить. Никитин написал письмо бывшей жене, та нашла список, но не уничтожила, не вернула бывшему мужу, а отдала куда следует. Повод для расправы с неугодным художником был найден. Братьев Никитиных арестовали. “Гоф-малер его императорского величества” был бит плетьми и отправлен в Сибирь “на житье вечно под караулом”. Смерть императрицы Анны Иоанновны принесла художнику свободу, но он на обратном пути, видимо, умер. Такова судьба первого русского портретиста на Руси.

Возможно, более счастливо сложилась судьба другого живописца Петровской эпохи. Детей царского подъячего Матвеева - дочь и сына - знала Екатерина; уезжая за границу в 1716 году, она взяла их с собой, девушку в качестве прачки, а юношу 14 лет, который уже выказал способности к рисованию, чтобы определить для обучения в Голландии. Андрей Матвеев, можно сказать, пенсионер не царский, а самой царицы, она не забывала о нем, на праздники ему добавляли к пенсиону несколько червонцев от ее имени. Еще обучаясь за границей, он получил звание гоф-малера. Одиннадцать лет учебы в Амстердаме и Антверпене - пожалуй, первый русский художник, прошедший все ступени обучения живописи, - но мало что осталось от его работ. Когда он вернулся в Россию, в Петербурге его никто не ждал и не помнил. Императрица Екатерина I скончалась прежде, чем увиделась со своим гоф-малером.

“Аллегория живописи”, “Венера с Амуром”, “Автопортрет с женой” (1729) - нечто небывалое для русского искусства. Если первые две картины можно оценивать как угодно, то последняя - это начало русской живописи, русского портрета с его задушевностью и внутренней открытостью, что станет вообще отличительной чертой для всего XVIII века.

"Взволнованно и вместе с тем предельно деликатно рассказал художник о том сокровенном, к чему не решалась прикоснуться старомосковская культура, - пишет исследователь. - Радостно заявил он о своих чувствах к любимой. Сколько затаенного любования и нежности ощущается в том жесте, которым он подводит свою подругу к краю картины! С каким удовольствием отмечает он певучую линию ее шеи, чуть приметную улыбку на губах, слегка приглушенный блеск глаз. Трепетный жест соединившихся рук, легкое касание плеч, еле уловимый поворот навстречу друг другу, - такая земная, человеческая радость. И плохо верится, что совсем недавно, за несколько десятилетий до создания этого холста, церковная культура еще держала тему земной любви под покровом аскетизма".
Это картина романтической эпохи, Андрей Матвеев - романтик задолго до романтизма. Но художнику не дали развить свой талант, а может быть, и гений. Он возглавлял живописную команду, то есть, по сути, занимался отделкой зданий, его словно нарочно загружали простой и грубой работой, в конце концов, как в насмешку, велено: "написание вновь и починка живописных картин в птичниках и голубятнях в садах ея императорского величества". Творческий импульс Петровской эпохи пытались заглушить, как могли. По сути, развитие живописи в новой столице было подавлено, приостановлено почти насильственно - по невежеству, нераденью либо преднамеренно, новые силы явятся нескоро, лишь к последней трети XVIII века.