Перспективный план кружка по рисованию в подготовительной группе «Радуга красок. Использование нетрадиционных техник рисования Нетрадиционные техники рисования занятие в подготовительной группе

Тюнтяева Оксана Анатольевна

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Музыка», «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура».

Цель:

формировать навыки и умения в рисовании нетрадиционным методом.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать у детей эстетическое восприятие

действительности, эстетическое отношение к

явлениям окружающего мира;

Воспитывать устойчивый интерес к изобразительной

деятельности;

Образовательные:

Закрепить понятие «пейзаж»;

Учить изображать фон рисунка, используя метод

нанесения акварельной краски «по мокрому», чередуя

оттенки неба – от темно-синего до голубого, травы –

от светло-зеленой до темно-зеленой;

Учить рисовать, используя технику рисования мятой

бумагой (прижимание бумажных комочков к листу);

Учить дополнять движением кисти дорисовывать

мелкие детали изображаемого (лепестки цветов,

стебельки, тем самым завершая эстетическую карти-

Развивающие:

Развивать творческие способности у детей старшего до-

школьного возраста;

Развивать внимание и аккуратность, эстетический вкус;

Побуждать детей передавать в рисунке красоту и яркое

многообразие цветущего луга;

Материалы:

листы А 4, акварельные краски, кисти № 4 для передачи фона, гуашь, бумажные комочки, кисти № 2 для изображения мелких деталей рисунка (лепестки цветов, стебельки, салфетки; музыкальный отрывок песни Гр. Гладкова «О картинах», отрывок песни «Разноцветная игра» (автор текста Л. Рубальская, композитор Б. Савельев, отрывок песни В. Шаинского «Дети любят рисовать», наглядно-дидактическое пособие «Мир искусства» «Пейзаж»;подвижная игра "Пчелы" взята на сайте "Фламингуру","Букет цветов"(автор Светлана Русанова).

Ход занятия:

1. Вводная часть. Беседа.

Воспитатель: - Ребята, любите ли вы рисовать?

Дети: - Да.

Воспитатель: А чем можно рисовать?

Дети: - Цветными карандашами, фломастерами, красками, гуашью.

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Верно.

(Звучит песня В. Шаинского «Дети любят рисовать»).

Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне!

Воспитатель: - Ребята, а вы верите в волшебство?

Дети: - Да!

Воспитатель: - У меня есть один знакомый волшебник и он мне рассказал вот такую историю. Послушайте, пожалуйста.

В одном далеком городе жил-был маленький мальчик Коля. Он был грустный и печальный и ничто его не веселило. А город этот, ребята, был необычный. Это был Серый город. Небо было серое, река - серая и даже трава и цветы были серого цвета. Конечно же, все жители в этом городе были строгие, хмурые и ничто их не радовало.

Но однажды в этот город прилетел волшебник. Ему стало жаль Колю и он решил с ним подружиться. У Коли был день рождения. На столе стоял большой пирог со свечками. Казалось бы такой веселый праздник, а Коля продолжал грустить. Тогда волшебник решил подарить мальчику краски. Краски жили в большой разноцветной коробке. Но краски были не простые, а волшебные. Надоело им жить в тесной коробке и решили они мир посмотреть и раскрасить его в разные цвета. И вот коробочка приоткрылась и веселые тюбики с краской принялись за дело: солнце стало желтым, трава - зеленой, небо – голубым, цветы, бабочки, стрекозы – разноцветными. Краски старались, как только могли, чтобы порадовать всех вокруг. И о чудо! Все стали улыбаться, помогать друг другу, делать подарки. Мир заиграл разноцветными красками! Коля повеселел и пригласил много детей на свой праздник. С тех пор мальчик Коля никогда не грустил.

А добрый волшебник, ребята, передал для нас письмо. А в письме – секрет веселого настроения. Только письмо не простое, а музыкальное.

(Дети слушают отрывок из детской песни «Разноцветная игра», стихи Л. Рубальской):

Мы с утра глядим в окошко,

Дождик льёт как из ведра,

Дождик льёт как из ведра,

Дождик льёт как из ведра.

Только выручить нас может

Разноцветная игра,

Разноцветная игра,

Разноцветная игра.

Никому про наш секрет не говори,

А стекляшек разноцветных набери.

Ты зажмурься и три раза повернись,

А теперь глаза открой и удивись!

А сейчас, ребята, откроем глазки

И окажемся мы в сказке.

А помогут нам оказаться в сказке наши с вами волшебные краски.

Ребята, давайте вспомним какие жанры живописи существуют в изобразительном искусстве?

Дети: - Натюрморт, пейзаж, портрет.

Воспитатель: - Молодцы! Верно. Сегодня мы с вами будем рисовать пейзаж. А что такое пейзаж?

Ответы детей.

Воспитатель: - Поможет вспомнить нам веселая детская песенка.

(Звучит песня Гр. Гладкова «О картинах»).

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,-

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Да, ребята, пейзаж – это изображение природы.

Сегодня мы будем рисовать не так как обычно. Я познакомлю вас, ребята, с новой техникой рисования. Она называется «рисование мятой бумагой».

Но для начала давайте с вами сделаем зарядку для наших пальчиков.

Пальчиковая игра «Букет цветов».

Посадили зернышко, (воспитатель кладет в ладони каждому ребенку воображаемое «зернышко»)

Выглянуло солнышко. (кисти сжимаем и разжимаем по очереди)

Солнышко, свети, свети!

Зернышко, расти-расти! (ладони вместе, руки двигаются вверх)

Появляются листочки, (ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно)

Распускаются цветочки. (кисти сжимаем и разжимаем по очереди).

2. Практическая часть.

Этапы выполнения работы:

1. Выполнение фона рисунка акварельной краской. Лист бумаги смачиваем водой с помощью кисти. Рисуем по мокрому листу. Небо более темных оттенков вверху рисунка изображается темно-синей краской постепенно плавно переходя в светлые голубые тона. При изображении травы соблюдается так же плавный переход от светло-зеленого тона к темно-зеленому (изумрудному) оттенку.

2. Маленькие кусочки бумаги сминаем в комочки.

3. Обмакиваем комочки в тарелки с гуашью и прижимаем комочки к листу бумаги, оставляя отпечатки в виде облаков и травы.

4. Обмакиваем комочки в красную, желтую и синию гуашь, оставляя следы на бумаге в виде цветов.

5. Придаем контур травинкам и лепесткам цветов в поле с помощью кисточки.

Воспитатель: - Ребята, а давайте поиграем!

Подвижная игра «Пчелы».

С помощью считалки выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчел.

Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:

Пчёлки яровые,

Крылья золотые,

Что вы сидите,

В поле не летите?

Аль вас дождичком сечёт,

Аль вас солнышком печёт?

Летите за горы высокие,

За леса зелёные -

На кругленький лужок,

На лазоревый цветок.

Пчелы стараются забежать в круг, а Сторожа, то подымая, то опуская руки, мешают им.

Как только одной из Пчел удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа, не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются.

Пчёлы бегут за ними, стараясь ужалить и пожужжать в уши.

3. Заключительная часть.

Подводятся итоги занятия. Организуется выставка детских работ.















Нетрадиционная техника рисования

Цель: формировать у детей художественное мышление, развивать творческие способности, фантазию, воображение, средствами нетрадиционного рисования.

  • Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
  • Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
  • Развивать у детей чувство формы, композиции, цвета, ритма, пропорции.
  • Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.
  • Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
  • Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.
  • Учить придавать законченный вид рисунку, доводить дело до конца.
  • Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

Виды и техники нетрадиционного рисования

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5-ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Скатывание бумаги

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск поролоном

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск пенопластом

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Черно-белый граттаж

(Грунтованный лист.)

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Кляксография с трубочкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см) .

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти).

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Тиснение

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т. д., простой карандаш.

Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев, целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

Цветной граттаж

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Месяц Тема Программное содержание Вид работы
Сентябрь

(1 неделя)

«Воспоминание о лете». Напомнить детям технику «примакивание кистью». Усложнение работы путем набирание на кисть двух контрастных красок. Учить детей с помощью примакивания кистью создавать какое-либо изображение. Освоение техники «примакивание кистью» в усложнённом виде.
Сентябрь

(2 неделя)

По замыслу Развивать у детей видение художественного образа и замысла будущей картины. Учить создавать изображения путем использования различных предметов не боясь экспериментировать. Освоение техники «отпечатывание различными предметами», путем экспериментирования.
Сентябрь

(3 неделя)

«Вишневый сад» Продолжить учить детей делать «оттиск листьями», создавать законченный вид изображению, путем дорисовывания отдельных элементов, кистью. Развивать чувства композиции, цветовое восприятие. Освоение техники «оттиск листьями» в усложнённом виде.
Сентябрь

(4 неделя)

«Пейзаж» Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства.

Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа - монотипией, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумать его самому. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.

Продолжать знакомится с техникой рисования – монотипия (пейзажная).
Октябрь

(1 неделя)

«Осенний букет» Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «набрызг». Усложнение работы за счет наложения набрызга друг на друга используя разные оттенки цвета. Развивать у детей внимание, мышление, цветовое восприятие. Воспитывать аккуратность при работе. Освоение техники «набрызг многослойный».
Октябрь

(2 неделя)

«Синичка на ветки» Учить детей самостоятельно отображать образ синички сидящей на ветки, используя простой карандаш. Продолжать знакомить с техникой «пуантилизм». Развивать чувство композиции, цветовое восприятие. Продолжать знакомить с техникой «пуантилизм».
Октябрь

(3 неделя)

«Город» Познакомить детей с новой техникой, рисование кусочками картона. Учить рисовать полосками картона, составлять законченый сюжет; закрепить умение набирать краску на картон и изображать предметы. Развивать чувства композиции. Освоение техники рисования кусочками картона.
Октябрь

(4 неделя)

«Сказочная рыбка» Познакомить детей с новой техникой создания изображений - «мозаика». Учить детей самостоятельно отображать образ рыбки, используя простой карандаш. Далее используя кусочки цветной бумаги и клей, учить создавать мозаичную композицию. Воспитывать аккуратность при работе. Освоение техники «мозаика».
Ноябрь

(1 неделя)

«Рыжая лисичка» Продолжать знакомить детей с техникой «тычок жесткой кистью». Усложнение работы за счет подбора и использование разных оттенков цвета, и наложение их друг на друга, выделяя света, и тени. Развивать воображение, образное мышление, цветовое восприятие, творческие способности детей. Продолжать знакомить с техникой «тычок сухой, жесткой кистью».
Ноябрь

(2 неделя)

«Пингвины в Артике» Познакомить детей с новой техникой – «тампонирование». Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик птиц. Умение применять в одной работе разные техники. Познакомить с пингвинами, средой их обитания. Развивать воображение, творчество. Освоение техники «тампонирование».
Ноябрь

(3 неделя)

«Северное сияние» Продолжать знакомить детей с техникой «ниткография». Развивать цветовое восприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление. Продолжать знакомить с техникой «ниткография».
Ноябрь

(4 неделя)

«Зимние цветы» Совершенствования двух техник - «примакивание кистью», и рисование ватными палочками. Учить создавать рисунок пользуясь ощущениями от просматриваемых картин. Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения, развивать цветовое восприятие, чувство композиции. Совершенствование техник «пиримакивание кистью», рисование ватными палочками.
Декабрь

(1 неделя)

«Снежинка» Познакомить детей с новой техникой рисования – «граттаж». Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. Продолжать развивать фантазию и воображение детей. Освоение техники «граттаж».
Декабрь

(2 неделя)

«Мастерская Деда Мороза»

(Делаем заготовки новогодних шаров)

Продолжать знакомить детей с техникой монотипия. Воспитывать интерес к творчеству. Способствовать развитию - творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания. Продолжать знакомить с техникой «монотипия». (Заготовки для бедующего коллажа).
Декабрь

(3 неделя)

«Мастерская Деда Мороза» Рисуем фон для завершения работы. Соединяем фон и заготовки новогодних шаров. Учить создавать целостность композиции. Освоение техники «коллаж».
Январь

(2 неделя)

«Зимний пейзаж» Учить детей пользоваться новой техникой для создания фона используя целлофановый пакет. Закреплять умение самостоятельно выбирать сюжет для законченности изображения и целостности композиции. Развивать воображение и творчество. Освоение новой техники рисования – отпечаток целлофановым пакетом.
Январь

(2 неделя)

«Мишка на севере» Продолжать совершенствовать технику «пуантилизм». Учить рисовать гуашью с помощью ватной палочки, смешивать краски и получать различные оттенки цвета. Развивать чувство прекрасного. Совершенствование техники «пуантилизм».
Январь

(2 неделя)

«Зимнее дерево» Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.

Продолжать развивать фантазию и воображение детей.

Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для получения нужного оттенка.

Освоение техники рисования солью.
Февраль

(1 неделя)

«Семья снеговиков» Учить детей рисовать объемные изображения. Создать радостное, настроение, вызвать положительные эмоции у детей. Продолжать развивать фантазию и образное мышление. Рисование объемной краской.
Февраль

(2 неделя)

«Необычный букет» Познакомить детей с техникой одного мазка. Научить рисовать цветы за один мазок, путем набирание на кисть двух контрастных красок. Развивать цветовое восприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление. Освоение техники «одного мазка».
Февраль

(3 неделя)

«Снегирь» Познакомить детей с техникой «пластилинография». Научить создавать картины рисуя пластилином, расширить знания детей о пластилине и его возможностях. Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Освоение техники «пластилинография».
Февраль

(4 неделя)

«Пушистый котенок» Продолжать учить рисовать пастелью по затонированой бумаге. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции. Рисование постелью.
Март

(1 неделя)

«Букет» Учить создавать цветочную композицию на сырой бумаге, дорисовывать отдельные детали изображения кистью. Развивать воображение и творчество. Рисование по мокрой бумаге.
Март

(2 неделя)

«Бабочки» Продолжать знакомить детей с техникой «набрызг многослойный». Учить выполнять работу в два этапа: заготовка фона, нанесение изображения на фон. Развивать внимание, мышление. Воспитывать аккуратность при работе. Продолжать знакомить с техникой «набрызг многослойный».
Март

(3 неделя)

«Нежные цветы» Продолжить знакомить детей с техникой использования восковых мелков и акварели. Познакомить детей с витражом. Учить придавать рисунку эффект витража, рисовать цветы используя шаблоны. Соблюдать правила композиции и цветовой колорит. Продолжать знакомить с техникой акварель + восковые мелки.
Март

(4 неделя)

Абстракция

(пробная работа)

Познакомить детей с новой техникой. Учить заполнять пустое пространство изображения разными узорами. Проявлять внимательность, воспитывать усидчивость, целенаправленность. Освоение техники «зетангл».
Апрель

(1 неделя)

«Весенние дерево» Учить детей использовать две техники в одной работе, восковые мелки + акварель и небрызг. Продолжать обучать особенностям изображения объектов с помощью техники «набрызг», развивать мелкую моторику, цветовое восприятие, эстетические восприятие. Использование двух техник, восковые мелки + акварель и небрызг.
Апрель

(2 неделя)

«Ночной город» Продолжать знакомить детей с нетрадиционным рисованием. Учить создавать яркое, насыщенное изображение на темной бумаге. Продолжать развивать фантазию и образное мышление. Рисование мелом на тонированной бумаге.
Апрель

(3 неделя)

«Морские просторы» Продолжать знакомить детей с техникой «монотипия». Подвести детей к тому, что эта техника бывает дух видов, предметная и пейзажная, и использовать ее можно по-разному. Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом. Продолжать знакомить с техникой «монотипия».
Апрель

(4 неделя)

«Цветение яблони» Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «кляксография». Учить совмещать две техники в одном изображении (клаксография и пуантилизм).

Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения, развивать цветовое восприятие, чувство композиции, умение делать выводы. Развивать дыхательную систему, воображение и мышление.

Освоение техник рисования – кляксография, пуантилизм.
Май

(1 неделя)

«Праздничный салют» Продолжать знакомит детей с техникой «граттаж». Учить самостоятельно наносить изображение. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. Продолжать знакомить с техникой «граттаж».
Май

(2 неделя)

«Радуга над поляной» Совершенствование техники «тычок жесткой, сухой кистью». Развивать воображение, образное мышление, цветовое восприятие, творческие способности детей. Вызвать интерес, отзывчивость, эмоциональный отклик к творческой деятельности. Продолжать знакомить с техникой «тычок жесткой, сухой кистью».
Май

(3 неделя)

«Вот и лето пришло» Закреплять умение детей рисовать понравившейся техникой. Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности. Воспитывать эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. Самостоятельная работа, техника рисования по выбору детей.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад № 1

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования в подготовительной группе Тема: «Осенний лес»

подготовила воспитатель

первой квалификационной

Разумова Наталья Ивановна

Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования осенними листьями, уточнить и обобщить знания об осени.

Программные задачи:

Обучающие:

Учить прижимать осенний лист к цветной бумаге и наносит оттиск на бумагу;

Познакомить с приемом – отпечаток (оттиск) осенним листом и рисование ватной палочкой;

2. Развивающие:

Развивать творческую индивидуальность.

Развивать мелкую моторику рук.

Способствовать развитию детского творчества при самостоятельном выполнении работы.

3. Воспитательные:

Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.

Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.

Воспитывать аккуратность при работе с красками.

Техника: Рисование отпечаток (оттиск) осенним листом и рисование ватной палочкой.

Оборудование: мольберт, султанчики, иллюстрации с изображением зимы, проигрыватель, гуашь белого цвета; листы цветной бумаги голубого цвета, кисти, баночки с водой, салфетки, ватные палочки, капустные листы, снежный ком с сюрпризом внутри.

Обогащение и активизация словаря:

Старинные названия месяцев: хмурень, лютовей, снеговей;

Ход занятия:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Воспитатель:

Ребята, предлагаю вам совершить путешествие в царство осенней природы…

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Подарим улыбки друг другу.

Воспитатель: ребята, я хочу начать наше с вами занятие со стихотворения А. Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.
(Е. Трутнева)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста какое время года описано в стихотворении? (Осень). – (выставляю картинку с изображением осени) .

Да, но осень к сожалению заканчивается, и я бы хотела, чтобы мы сегодня напоследок вспомнили об осени и поговорили об этом замечательном времени года.

Воспитатель:

У каждого времени года есть свои 3 месяца. А вы знаете осенние месяцы? Назовите их пожалуйста.

Ответы детей:

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, что в старину, народ сентябрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Имя «хмурень» он получил благодаря своим погодным отличиям от других – небо начинает часто хмурится, идут дожди.

А октябрь в старину называли «листопад». Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Я с вами согласна, потому что в этом месяце обильно опадают листва с деревьев.

Ноябрь в народе называли «грудень». Почему? От груд замерзшей земли со снегом.

В: а вы знаете в какие игры любили играть в старину дети?

Русская народная игра «Арина»

Ребята, а хотите немного поиграть в русскую народную игру «Арина».

Дети встают в круг. Считалкой выбрать водящего. Играющие встают в круг, в середине – водящий (Арина). Ему завязывают глаза. Все водят хоровод и поют:

Долгая Арина
Встань выше овина,
Рученьки сложи,
Чье имя скажи!

Арина ходит, напевая:

Хожу, гуляю вдоль каравая,
Вдоль по караваю.
Кого найду, узнаю!

Затем, коснувшись одного из играющих, старается его имя (наощупь). Чье имя отгадает, тот будет Ариной.

Воспитатель:

Да, ребята, вы правы действительно осень у нас очень разная. Она и хмурая, и с золотая.

Воспитатель.

Поэты, художники, композиторы очень часто в своих произведениях любят рассказывать нам об осени. Поэты – в словах (стихи, рассказы, композиторы – в звуках (музыка, художники – в красках (картинах) .

Воспитатель.

Композиторы в своих произведениях передают характер, настроение осени в музыке. Я предлагаю станцевать вам импровизированный танец под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь».

(Детям раздают султанчики и «дождик» и осенние листочки. По окончании музыки дети садятся на стульчики и убирают атрибуты.

Молодцы ребята вы замечательно танцуете.

РАССМАТРИВАНИЕ ОДНОЙ ИЗ КАРТИН.

Давайте полюбуемся на картину: И.Левитана «Золотая осень»

Из чего нам понятно, что изображена осень?

Что изобразил художник?

Какого цвета краски использовал художник?

Какие мысли и желания возникают у вас, когда вы глядите на эту картину?

Ребята, но ведь мы и сами можем передать характер, настроение осени. Давайте сами попробуем нарисовать картину на осеннюю тему.

ОБЪЯСНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕМ У ДОСКИ.

Посмотрите, что необычного лежит у вас на столах? (осенние листья и ватные палочки) .

Ребята, сегодня я хочу познакомить вас необычной техникой рисования. Техника рисования с которой я вас сегодня познакомлю называется отпечаток (оттиск) осенним листом и рисование ватной палочкой. Посмотрите как выполняется работа по этой технике.

Сначала нужно выбрать более рельефную, выпуклую сторону осеннего листа. С помощью кисти наносим желтую краску на осенний лист.

Отпечатываем.

Дерево почти готово! Потом прорисуем ствол и веточки чуть по выразительнее.

Можно взять несколько теплых оттенков, мы решили взять оранжевый и тоже нанести его на осенний лист, получается очень интересно.

В конце можно нарисовать покрытую осенними листьями землю.

И используя ватную палочку, рисуем листочки. Сначала окунаем ватную палочку в воду, затем в краску. Рисуем золотой ковер.

Но сначала подготовим пальчики к работе.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

Солнышко греет уже еле-еле; (Поочерёдно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук на каждую примету) Перелётные птицы на юг улетели; Голы деревья, пустынны поля, Первым снежком принакрылась земля. Река покрывается льдом в ноябре – (Руки сжимают в замок)

Поздняя осень стоит на дворе. (Разводят руками перед собой)
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ДЕТЬМИ.

Ребята, с чего мы начнем работать? (ответы детей). А теперь, ребята, давайте приступим к работе и попробуем нарисовать свой сказочный лес.

КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА.

Ребята, я предлагаю вам выставить все работы на доску в один ряд и полюбоваться бесконечным, осенним лесом.

АНАЛИЗ РАБОТ:

Как вы думаете у кого получилась золотая осень?

У кого самый густой лес? У кого хмурая осень? А кого самая аккуратная работа?

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Итак, ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? Каким способом мы рисовали деревья? С помощью чего мы изобразили листопад?

Закончить наше сегодняшнее занятие я хотела бы известным вам стихотворением поэта Иван Бунин "Листопад"

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Володина Наталья Витальевна
Конспект НОД по ИЗО (нетрадиционная техника) «Путешествие в страну Рисовандию» для детей подготовительной группы

Муниципальное образовательное учреждение –

средняя образовательная школа№3

г. Маркса Саратовской области им. Л. Г. Венедиктовой

структурное подразделение МДОУ д/с №1

КОНСПЕКТ

непосредственной образовательной деятельности на тему :

«»

для детей подготовительной к школе группы по изобразительной деятельности

с использованием нетрадиционной техники рисования

Образовательная область : художественно - эстетическое развитие

Воспитатель I квалификационной категории

Володина (Латышева) Наталья Витальевна

СП МДОУ д/с №1

г. Маркс, 2017г.

Тип НОД : комбинированное.

Вид НОД : художественно - эстетическое.

Тема НОД : «Путешествие в страну Рисовандию » .

Возрастная группа детей : дети подготовительной к школе группы .

Цель : развитие у детей творческих способностей; закрепление умения рисовать разными нетрадиционными способами .

Задачи :

Образовательная.

Формировать умения детей рисовать нетрадиционными способами ; реализация самостоя-тельной творческой деятельности. Виды детской деятельности : познавательно – исследо-вательская, игровая, продуктивная, художественная.

Развивающая.

Развитие творческого мышления и воображения при создании рисунка нетрадиционным методом . Развивать мелкую моторику рук, фантазию, умение ориентироваться на плоскости, развивать художественные навыки и умения, художественный вкус. Развивать умения поддерживать беседу.

Воспитательная.

Воспитывать интерес и любовь к нетрадиционной технике рисования , аккуратность в ра-боте с гуашью с нетрадиционными материалами .

Методические приемы :

Словесные : вопросы, объяснения, поощрение, напоминание.

Практические : пальчиковая гимнастика, физминутка.

Методы :

Наглядный (показ способов действий) .

Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение, повторение, разъяснение, просьба).

Игровой (сюрпризный момент) .

Практический (нетрадиционное рисование – рисование свечой , рисование ватной палоч-кой , трафаретом из картофеля).

Форма организации : фронтальная, индивидуальная, групповая .

Форма реализации : проблемная ситуация, самостоятельная деятельность, пальчиковая игра, двигательная активность.

Виды детской деятельности : познавательно – исследовательская, игровая, продуктивная, художественная.

Интеграция образовательных областей :

Художественно – эстетическое развитие;

Познавательное развитие;

Физическое развитие.

Приоритетная : художественно – эстетическое развитие.

Образовательные технологии :

Игровая технология ;

Нетрадиционные техники рисования ;

Здоровьесберегающие.

Предварительная работа :

Рассматривание дидактического иллюстративного материала «Цветы» ;

Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования .

Материалы и оборудование к занятию : альбомные листы формата А – 4 на каждого ребёнка; баночки с водой на каждого ребёнка - непроливайки; гуашь разного цвета; свеч-ка; 2 кисточки – толстая и тонкая (узкая и широкая) ; ватные палочки; влажные салфетки; ноутбук, экран, проектор; широкие тарелочки.

Наглядный материал : сундучок, трафарет из картофеля, слайд шоу, письмо.

Индивидуальная работа : показ способа изображения.

Структура занятия и методические приемы :

1часть – вводная – 5 минуты

Создание у детей хорошего настроения , чтение четверостишья «Собрались все де-ти в круг…» ;

Заинтересовать детей , чтение письма из страны Рисовандии от Мастера - Каран-даша,

Беседа.

2 часть – основная – 23 минуты

Показ способа рисования ,

Самостоятельная деятельность детей ,

Индивидуальная работа;

Помощь.

3 часть – заключительная – 2 минуты

Оценка,

Беседа, анализ детских работ.

Ход НОД:

1. Вводная часть :

Звучит спокойная музыка, воспитатель с детьми входит в музыкальный зал, останавли-ваются.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята!

Дети : Здравствуйте!

Затем педагог предлагает детям встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу и создать хорошее настроение.

Воспитатель :

Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг и я – твой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Дети действуют в соответствии с текстом.

Воспитатель : Молодцы ребята, а теперь подходите ко мне поближе, я вам сейчас что-то расскажу. Сегодня, когда я зашла в группу , вдруг от ветра открылась окно, и влетело письмо. Вот оно (педагог показывает письмо детям) . А теперь давайте мы его откроем и прочитаем от кого оно…

Дети : Да.

Воспитатель : А вы, внимательно слушайте.

Воспитатель открывает письмо, а на экране появляется Мастер - Карандаш. Звучит звуковое письмо с голосом Мастера - Карандаша. Дети слушают.

«Здравствуйте мои маленькие художники. Я Мастер - Карандаш, приглашаю вас в сказоч-ную страну «Рисовандию » . Вы там встретите много интересного. В ней живём мы – доб-рые волшебники, по нашим улицам бегают непоседы – кисточки, гордо вышагивают ка-рандаши. Мы думаем, что вам, интересно побывать в нашей стране . Ваши добрые вол-шебники»

Воспитатель : Интересно, что это за страна такая «Рисовандия » ? Почему она так называ-ется?

Ответы детей .

Воспитатель : Ребята, а вы хотите, стать маленькими волшебниками и творить чудеса?

Ответы детей .

Воспитатель : Тогда давайте закроем глаза и скажем волшебные заклинание :

«Топ - топ Хлоп - хлоп,

Вокруг себя повернись

В маленького волшебника превратись».

Звучит волшебная музыка, гаснет свет. Когда включается свет, то появляются волшеб-ные колпачки.

Воспитатель : Посмотрите, что у нас появилось?

Ответы детей .

Воспитатель : Давайте, мы их наденем.

Дети надевают волшебные колпачки, и воспитатель тоже.

Воспитатель : Вот мы и превратились в волшебников, и я вас приглашаю, отправится в волшебную страну Рисовандию . Вы готовы?

Ответы детей .

На экране появляется картинка закрытой двери.

Воспитатель : Чтобы попасть в волшебную страну Рисовандию , надо открыть эту дверь. А ключами к этой двери являются ваши волшебные пальчики, давайте с ними поиграем.

Пальчиковая гимнастика

На двери замок висит (ритмичные соединения пальцев рук в замок)

Кто открыть его бы смог?

Потянули (руки тянутся в стороны)

Покрутили (круговые движения пальцев от себя)

Постучали (основания ладоней стучат друг о друга)

И открыли (разомкнули пальцы) .

Воспитатель : Посмотрите, не открывается, давайте попробуем ещё раз.

Дети повторяют пальчиковую гимнастику ещё раз.

Воспитатель : Посмотрите, дверь открылась.

2. Основная часть :

На экране появляется слайд с открытой дверью, за которой дети видят не цветную по-лянку цветов.

На экране появляется слайд полянка цветов не цветная.

Воспитатель : Посмотрите, мы очутились на заколдованной полянке, она у нас не краси-вая, грустная, белая? Давайте поможем полянке стать яркой, сказочной, по – настоящему волшебной. Раскрасим её?

Ответы детей .

Воспитатель предлагает детям подойти к столу, где находятся гуашевые краски, листы бумаги формата А – 4, свечи, кисточки, баночки с водой – непроливайки, салфетки.

Воспитатель : А для того, чтобы полянка стала яркой, и по – настоящему волшебной, я приглашаю вас подойди к столу, на этом столе у нас есть всё, чтобы свершить чудо. Вам нужно взять лист бумаги, на нём свечой нарисовать цветы , траву, разных жучков и по-крыть весь лист краской (появляются рисунки нарисованные свечой ) .

Педагог показывает детям, как это сделать.

Воспитатель : А теперь, попробуйте вы.

Дети берут листы, на них рисуют свечой и покрывают весь лист краской.

Воспитатель : Расскажите, что у вас появилось на полянке?

Ответы детей : Цветы.

Воспитатель : А какие они?

На экране появляется полянка цветов, но уже цветная.

Воспитатель : Посмотрите наша полянка, расколдована, и на ней появились цветы, бабоч-ки и солнышко. Нам пора отправляться дальше, давайте встанем и пойдём.

Физминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге)

По тропинке побежим

До лужайке добежим (бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки (прыжки на месте на обеих ногах)

Стоп. Немного отдохнём

И в опять пешком пойдём (ходьба на месте) .

На экране появляется картинка сундучка.

Воспитатель : Посмотрите, а что это?

Ответы детей .

Воспитатель : Правильно, дети, это - волшебный сундучок. Хотите его открыть?

Ответы детей .

Воспитатель : Давайте посмотрим, что там.

Педагог открывает сундучок, удивляется и достаёт печати, сделанные из картофеля.

Воспитатель : А этот картофель необыкновенный, с его помощью можно рисовать . А я даже знаю, что можно нарисовать с помощью картофеля . Я предлагаю сделать открытки для ваших друзей.

Посмотрите на полянке, весёлые человечки приготовили для вас рабочие места. Давайте присядем за столы и будем творить чудеса. Берём волшебный предмет, окунаем его в краску любого цвета, который вам нравится, и на лист бумаги делаем отпечаток, а сейчас вы попробуете сами. А теперь оформим открытку, берём ватную палочку, обмакиваем её в краску и на краю открытки можно нарисовать волнистые линии , или точку, зигзаги, кому что нравится. Вот какие волшебные подарки у нас получились, давайте я вам помогу до-нести их. А нам пора возвращаться. Давайте встанем в круг и произнесем волшебное за-клинание и возвратимся в детский сад, и станем обычными ребятишками.

Звучит волшебна музыка, дети и воспитатель произносят волшебное заклинание.

Воспитатель :

«Топ - топ Хлоп - хлоп

Вокруг себя повернись

И в ребяток превратись».

3. Заключительная часть :

Воспитатель : Вот мы и вернулись в детский сад.

Воспитатель : Ребята, где мы с вами побывали? А что мы там делали? Что больше понра-вилось? А тебе что запомнилось? Скажите, а вам понравилось наше путешествие ? (если да, то похлопайте, если нет, то потопайте) .

На экране появляется Мастер – Карандаш.

Мастер – карандаш : А мне так понравилось с вами путешествовать , что я хочу вас на-градить за отличные знания и умения высшей наградой сказочной страны Рисовандии – волшебные раскраски (или волшебные кисточки) . Всем огромное спасибо!

Воспитатель : Ребята, давайте поблагодарим Мастера – карандаша, за такие замечатель-ные подарки.

Дети : Спасибо.

Воспитатель : Ну, а на этом наше путешествие и занятие подошло к концу. Молодцы, ре-бята, все старались, даже, если что – то не получалось.

Авторы: Крекова Надежда Валерьевна, Ильиных Екатерина Вениаминовна
Должность: воспитатель,воспитатель.
Учебное заведение: МБДОУ 8
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Перспективное планирование по нетрадиционным художественным техникам в подготовительной группе"
Дата публикации: 13.09.2017
Раздел: дошкольное образование

Методическая разработка

«Перспективное планирование по нетрадиционным

художественным техникам в подготовительной группе»

Ильиных Екатерина Вениаминовна

Аннотация

Суть рассматриваемого вопроса:

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической

теории и практики на современном этапе. Ее решение должно начаться уже в

дошкольном возрасте.

Разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от

традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих

решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения.

Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети

получают успешный продукт деятельности.

Данная методическая разработка предназначена для работы воспитателей.

Ильиных Екатерина Вениаминовна, воспитатель МБДОУ№8.

Пояснительная записка.

Обоснование актуальности данной методической разработки :

Актуальность проблемы использования нетрадиционных техник в

изобразительной деятельности обусловлена необходимостью повышения уровня

образования педагогов, их заинтересованности, способности к творчеству,

инновациям в профессиональной деятельности.

На сегодняшний день многие специалисты, несмотря на большое количество

методической литературы по нетрадиционным техникам рисования, огромного

выбора разнообразных изобразительных материалов, недостаточно используют

нетрадиционные техники изобразительной деятельности в работе с детьми

дошкольного возраста.

Развитие творчества – это один из "мостиков", ведущих к развитию

художественных способностей. Часто обучение сводится к запоминанию и

воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий.

Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий не приносит

интереса к занятиям. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут

потерять способность к творчеству.

Использование разнообразных нетрадиционных техник развивает творческий

потенциал детей. Педагогу же разнообразие изобразительных техник позволяет

ставить перед детьми новые задачи, и стимулирует творческую активность. К

тому же нетрадиционные техники развивают у детей логическое и абстрактное

мышление, фантазию, наблюдательность и самое главное - уверенность в себе. У

детей возрастает интерес к изобразительной деятельности. Они более творчески

всматриваются в окружающий мир, учатся находить разные оттенки.

Приобретают опыт эстетического восприятия. Дети создают новый оригинальный

продукт. Проявляют творчество, реализуют свои замыслы, и самостоятельно

находят средства для его воплощения.

Цели предлагаемой методической разработки:

Формирование творческого мышления детей дошкольного возраста через

знакомство с нетрадиционными способами изобразительной деятельности;

Развитие потенциальных способностей, заложенных в ребёнке.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Развивающие:

Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной

деятельности;

Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность,

пространственное воображение.

Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные

чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного

творчества.

Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности,

многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними,

закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их

возможного применения.

Воспитательные:

Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.

Краткое описание ожидаемого результата от данной методической

разработки:

научатся

сравнивать

предметы,

особенности

художественно-изобразительных

ритмично

изображать

формообразующие линии; изображать предметы по памяти; использовать цвет для

создания различных образов; создавать композиции на листах бумаги разной

формы; передавать настроение в творческой работе; использовать разные приёмы

нетрадиционного рисования; развёрнуто комментировать свою творческую работу.

Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная

деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий

является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей,

т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества,

проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке,

дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать,

чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не

утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность,

работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от

предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку

свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и

способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает

возможность выбора.

Приёмы нетрадиционного рисования – Приложение 2

Приложение 1

Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности на год

«Нетрадиционные художественные техники в подготовительной группе»

Месяц/

неделя

Тема

недели

Нетрадицион

техники

Программное

Оборудование

Сентябрь

Рисование

способом

Уточнять и расширять

представления об осени.

Продолжать закреплять

умение детей наносить

один слой краски на

другой методом тычка,

развивать творчество и

фантазию.

Листы бумаги,

гуашь, кисти

(щетинистая и

беличья), пробный

листок для

проверки цвета,

принадлежности

для рисования.

Что растет в

рисования по

сырому листу

Учить рисовать по

сырому листу, наносить

цветовые пятна.

Дополнять рисунок

масляной пастелью и

восковыми мелками.

Воспитывать

эстетическое

восприятие. Развивать

творчество, фантазию.

Листы бумаги,

акварель, кисти,

масляная пастель,

восковые мелки,

иллюстрации

грибов и ягод.

Октябрь

Пластилинова

я живопись

(рисование

пластилином)

Развивать умение

планировать

расположение

отдельных предметов на

плоскости. Упражнять в

передаче характерных

особенностей рябины:

сложный лист из

расположенных попарно

листочков, овальные

Набор пластилина,

доска, стеки, ветка

грозди рябины с

листочками.

Пластилинова

я живопись

Учить наносить тонкий

слой пластилина на

Картон, доска,

пластилин, стеки,

(рисование

пластилином)

основу, по трафарету

рисовать контур овощей,

упражнять в передаче

выразительности через

нанесение штрихов.

губка, смоченная

водой, трафареты,

иллюстрации

Ноябрь

Белая береза

Рисование кру

Учить рисовать деревья,

используя прием

рисования крупой.

Передавать характерные

особенности строения

ствола, веток березы.

Развивать навыки

построения композиции.

Воспитывать

эстетическое

восприятие.

Листы бумаги,

краски, манная

крупа, клей ПВА,

иллюстрации

Загадочный,

сказочный

Черно–белый

(грунтованны

Развивать творчество,

фантазию в рисовании,

передавать

выразительность образа

леса. Развивать чувство

композиции, колорита.

Воспитывать любовь к

Листы А- 4, А- 3,

белый картон для

граттажа, палочки

процарапывания,

свеча, гуашь,

мыло, жесткая и

мягкая кисти,

трафареты.

Декабрь

Волшебный

Черно-белый

(грунтованны

Продолжать учить

рисовать в технике

черно-белого граттажа.

Оформлять сосуд

различными узорами

(растительным,

геометрическим,

линиями). Развивать

стремление быть

оригинальным в

создании формы сосуда.

Воспитывать

творческую активность.

Листы плотной

бумаги разных

форм и форматов,

палочки для

процарапывания,

свеча, тушь, мыло,

жесткая и мягкая

кисти, сосуд (ваза)

Елочка наря

(рисование по

Познакомить с техникой

рисования простой батик

(рисование по ткани).

Обводить эскиз простым

карандашом и

раскрашивать его.

Ткань, простой

карандаш, гуашь,

Январь

Снегири на

Пуантилизм

(рисование

палочками)

Формировать у детей

обобщённое

представление о птицах.

Пробуждать интерес

детей к известным

птицам. Учить рисовать

снегирей, используя

шаблон и ватные

Ватные палочки,

бумага, гуашь,

простой карандаш,

шаблон снегиря.

Зимний лес

Монотипия

рисуется на

одной стороне

поверхности и

отпечатываетс

я на другую)

Учить переносить

рисунок на мокрый фон

с целлофана, делать

дорисовки. Развивать

познавательный интерес,

чуткость к восприятию

красоты зимнего

Целлофан, кисти,

гуашь, мыло,

альбомный лист,

губка для

смачивания водой

поверхности листа.

Февраль

Путешеств

воздушном

Витражная

живопись

Учить рисовать витражи,

переносить рисунок на

пленку, заполнять

контуры краской,

подбирать сочетание

цветов. Развивать

творческую активность.

Прозрачная

пленка, набросок

карандашом

воздушного шара,

витражные краски,

На льдине

Антарктид

Черно–белый

(грунтованны

Познакомить с

нетрадиционной

изобразительной

техникой черно – белого

граттаж; учить

передавать образ

животного, используя

такие средства

выразительности, как

Картон, свеча,

гуашь, мыло,

кисть, заостренная

палочка, эскизы.

Март

Салфетка

в подарок

(рисование по

Продолжать учить

рисовать в технике

батик. Подбирать

гармоничную цветовую

гамму. Воспитывать

эстетический вкус.

Ткань, гуашь,

кисти, эскизы.

Монотипия

рисуется на

одной стороне

поверхности и

отпечатываетс

я на другую)

Учить передавать

характерные признаки

весны, используя способ

«монотипия». Рисовать

пейзаж на пластиковой

доске гуашью с мылом,

переносить на мокрый

фон, делать дорисовки.

Воспитывать

эстетическое

восприятие.

Пластиковая доска,

гуашь, кисти,

мыло, альбомный

лист, губка для

смачивания водой

поверхности листа.

Апрель

Таинствен

Знакомить с техникой

«цветной граттаж».

Упражнять в

использовании средств

выразительности: линия,

штрих. Расширять

кругозор, знания детей о

космосе. Развивать

творческую активность

и фантазию.

Полукартон,

гуашь, кисти,

свеча, мыло,

заостренная

иллюстрации

космоса, планет,

ракет, эскизы.

Внимание,

(рисование

Учить приемам

рисования гелевой

ручкой. Создавать

выразительный образ,

используя линии, точки.

Развивать творческую

активность.

Листы бумаги,

гелевая ручка,

иллюстрации.

Праздничн

Восковые

акварель

Закрепить свойства

материалов,

используемых в работе:

акварель и восковые

мелки. Развивать

композиционные

Листы бумаги,

мелки, акварель

Одуванчик

полусухой

манка (метод

Продолжать знакомить

детей со способом

рисования тычком

жесткой полусухой

кистью, упражнять в

работе с манкой,

развивать

изобразительные навыки

и умения.

Листы бумаги,

кисти, манка,

Приложение 2

Приёмы нетрадиционного рисования:

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

получения

изображения:

восковыми

белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов.

Рисунок мелками остается не закрашенным.

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы:

вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: Весь рисунок состоит из отдельных тычков,

которые наносятся кончиком жёсткой кисти (кисть может быть разного размера).

Предварительно

карандашом

наносится

опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе

кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или

шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на

половине

половину

изображаемого

предмета

(предметы

выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не

высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем

изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких

украшений.

Черно-белый граттаж (грунтованный лист)

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть,

черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или

зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом

либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После

высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Рисунок по сырому листу

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой

краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно

дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При

необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

определить

дорисовать недостающие детали.

приподнимая

наклоняя

растекающейся краской, создавать изображения.

соломинку

раздувать

создавая

изображение.

Цветной граттаж

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные

акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка

с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он

весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с

жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее

возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Монотипия пейзажная

Средства

выразительности:

вертикальная

симметрия,

изображение пространства в композиции.

Материалы:

акварель,

целлофан,

пластиковая доска или кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной

половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере,

реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть.

Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой.

Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками,

отличался

отпечатка.

монотипии

использовать

кафельную

последнюю

наносится

накрывается

получается размытым.

карандашом

наносится

набросок,

разукрашивают

прямыми линиями сверху - вниз, слева - направо…

Рисование манкой

Мокрый, ещё не высохший рисунок, посыпается манкой.

Рисование по ткани. Ткань предварительно крахмалится, проглаживается,

натягивается на рамку или на коробку из-под конфет, или делается паспарту

любой формы. Рисование производится гуашевым и или акварельными красками

намеченному

карандашному

спонтанно,

предварительной

подготовки.

Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании

пластилином

картинки

бумажной,

картонной

благодаря

изображения

получаются