Перспективное планирование по чтению художественной литературы в первой младшей группе. Перспективный план первой младшей группы Сценарий занятия по чтению в младшей группе

Наталья Купрешкина
Занятие по чтению художественной литературы в 1 младшей группе. Чтение стихотворения С. Маршака «Кто колечко найдёт»

Конспект занятия

по чтению художественной литературы

в 1 младшей группе «Чтение стихотворения

С. Маршака

«Кто колечко найдёт » .

Воспитатель МДОБУ

«Солнечный детский сад»

Купрешкина Н. А.

Цели : Продолжать вызывать у детей интерес к слушанию поэтического произведения и учить понимать его содержание.

Вызывать эмоциональный отклик и желание помочь девочке.

Закреплять представления детей о домашних птицах.

Заинтересовать детей рассматриванием иллюстраций В. Лебедева к стихотворению .

Развивать воображение, фантазию.

Пособия : Иллюстрированная книжка С. Маршака «Кто колечко найдёт , игрушки – кот, гусь, курица, индюк, сорока, кукла, колечко .

Предварительная работа : знакомство с домашними животными и птицами, чтение стихотворений , потешек о домашних птицах, животных.

Интеграция областей : познание, чтение художественной литературы ,

здоровье, социализация, коммуникация.

Ход занятия.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что где-то за дверью плачет кукла. Педагог и дети открывают дверь, обращаются к кукле. Заводят беседу.

Куколка, как тебя зовут? (Оля)

Что же плачешь, Оленька? Что у тебя случилось?

Ребятки, давайте спросим у Оли? (воспитатель делает вид, что Оля говорит на ушко) .

Куколка Оля сказала мне, что она потеряла колечко ? Ребятки, а как же нам её успокоить, помочь ей? (Поискать колечко )

Ребятки. А вы хотите узнать, что же всё-таки случилось с Оленькиным колечком ? Давайте присядем и нашу Оленьку посадим на стульсик. (Дети садятся на стульчики)

Ребята, посмотрите, какая у меня интересная книжечка, здесь написано про Оленькино колечко .

Чтение стихотворения . Воспитатель в соответствии с текстом выставляет игрушки – кошки, гуся, курицы, индюка, сороки.

Ребятки. А кто же хотел помочь найти колечко для Оли ? (дети смотрят на игрушки и называют их) .

Да, вот эти домашние птицы. (Воспитатель обращает внимание на животных) . Все хотели помочь. (Воспитатель незаметно одевает колечко кукле и дочитывает строчки стихотворения до конца ).

Ой. Посмотрите, у Оли колечко на пальчике сверкает?

Заключительная беседа с куклой Олей.

Оля, ты больше не будешь терять колечко ? (Нет)

Ребятки, куколка Оля наверно проголодалась. Давайте мы накроем на стол и её напоим чаем с вареньем.

Переход в сюжетно-ролевую игру «Напоим куклу Олю чаем» .

Чтение художественной литературынаправлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

– формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

– развитие литературной речи;

– приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Художественная литература, являясь видом искусства, выполняет эстетическую и этическую функции образования детей дошкольного возраста, что, безусловно, способствует интеграции данной области с направлением «Художественно-эстетическое развитие». Однако особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественного текста таковы, что с помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное. Главная миссия области – воспитание в ребенке читателя, который «начинается» в дошкольном детстве. Процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном (в т.ч. мировоззренческом) становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством.

Чтение – условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Читатель-дошкольник зависим от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности. Поэтому важными моментами деятельности взрослого при реализации данной области Программы являются: 1) формирование круга детского чтения; 2) организация процесса чтения.

При формировании круга детского чтения педагогам и родителям необходимо, в первую очередь, руководствоваться принципом всестороннего развития ребенка (социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического), так как подбор художественной литературы в соответствии с прикладными принципами (по жанрам, периодам, писателям) ориентирован в большей степени на изучение литературы, или литературное образование детей. Условия эффективности организации процесса чтения: систематичность (ежедневное чтение), выразительность и организация чтения как совместной деятельности взрослого и детей (а не в рамках регламентированного занятия). Критерий эффективности – радость детей при встрече с книгой, «чтение» ее с непосредственным интересом и увлечением.
^ ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (1-3 ГОДА)
«Содержание образовательной области „Чтение художественной литературы”

направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении

(восприятии) книг через решение следующих задач:

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных

представлений;

Развитие литературной речи;

Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного

восприятия и эстетического вкуса»*.

^ Формирование интереса и потребности в чтении

понимание того, что из книг можно узнать много интересного.

Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя,

приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».

Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах.



Читать детям художественные произведения, предусмотренные Программой для второй

группы раннего возраста,

Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения.

Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других



средств наглядности, а также формировать умение слушать художественное произведение без

наглядного сопровождения.

Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.

Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем

знакомых стихотворений.

Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.

Описание материала: предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей первой младшей группы по теме: чтение стихотворения А. Барто «Мяч». Конспект будет полезен воспитателям 1 младшей группе. Это конспект занятия по развитию речи с элементами экспериментирования, направленного на развитие речи, обогащение словарного запаса по теме «Волшебница вода».

Конспект НОД по развитию речи для детей 1 младшей группе. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч»

Цель : помочь детям запомнить стихотворение А. Барто.

Задачи.

Образовательные: учить рассказывать стихотворение с помощь воспитателя.

Расширять активный словарь: легкий, тяжелый, мокрый, сухой, плавает, тонет.

Развивающие : развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику.

Воспитательные: аккуратность.

Интеграция образовательных областей. «Познание». «Коммуникация». «Социализация». «Чтение».

Оборудование : кукла, мячик, ванночка с водой, камешки, веточки, полотенце.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа- диалог, подвижная игра, эксперимент.

Ход.

Игра - приветствие: «Здравствуй, друг» . (Установление эмоционального контакта.)

Подойди ко мне, дружок.

Соберемся все в кружок.

Мы за руки все возьмемся.

И друг другу улыбнемся.

Здравствуй, друг. Здравствуй, друг.

Здравствуй, весь наш дружный круг!

Воспитатель: «Слышите, кто-то плачет? Что случилось?

(Подвести к тазику с водой. Рядом с тазиком сидит кукла. В тазике плавает мяч.)

Наша Таня громко плачет.

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь.

Не утонет в речке мяч.

Что делает наша Таня? (Громко плачет)

Почему она плачет? (Уронила в речку мячик.)

Давайте успокоим Таню, скажем: «Тише, Танечка, не плачь. Не утонет в речке мяч».

(Предложить детям рассказать стихотворение про Таню и мячик.)

Посмотрите, мячик плавает, или, он тонет? (Он плавает)

Давайте мы его достанем. (Вылавливает мяч сачком.)

Что делал Танин мячик в воде? (Он плавал.)

Что капает с мячика? (Капельки воды.)

Каким стал мячик на ощупь? (Мокрый.)

Почему он мокрый? (Плавал в воде.)

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы мячик стал сухим? (Вытереть его.)

(Воспитатель вытирает мяч полотенцем)

Какой теперь мяч на ощупь? (Сухой.) Давайте поиграем с ним.

Игра «Мой веселый, звонкий мяч».

В конце игры мяч «случайно» попадает в тазик с водой.

Воспитатель: « Мяч опять упал в воду. Он плавает, или тонет? Как вы думаете, почему он плавает? (Он легкий.)

Как вы думаете, если бросить в воду камень, он будет плавать, или он утонет?

Давайте проверим. (Раздает камешки детям.) Бросьте камешки в воду. Посмотрите, что произошло? (Камень утонул.)

Почему он утонул? (Он тяжелый.)

А если веточки бросить в воду, что с веточками произойдет? Они утонут, или будут плавать? (Дети высказывают свои предположения.)

Давайте проверим.

(Раздает веточки. Дети бросают их в воду.)

Как вы думаете, почему веточки плавают? (Они легкие.)

Какие предметы плавают? (Плавают легкие предметы.)

Какие предметы тонут? (Тонут тяжелые предметы.)

Давайте выловим все предметы из воды».

Дети вылавливают камешки и веточки сачком.

Воспитатель . «Какими стали камешки и веточки? (Мокрыми)

Что нужно сделать, чтобы они стали сухими?» (Вытереть)

Дети вытирают камешки и веточки салфетками.

Воспитатель : «Понравилось вам играть с водой? Расскажите, что мы сегодня делали.»


Перспективное планирование «Чтение художественной литературы в 1 младшей группе»
Тема
Месяц
Список художественной литературы
Чтение
Заучивание наизусть
1. «Здравствуй, детский сад» Сентябрь И. Гурина «Дошколята»
А. Вишневская «Я работаю ребенком »
Н. Калинина «Как Саша и Алеша пришли в детский сад» (из книги «Про снежный ком»)
С. Приварская «Прощание с мамой»;
В. Гербова «Про девочку Машу и Зайку Длинное ушко»
З. Александрова: «Утром», «Вкусная каша», «Топотушки» (из книги «Топотушки»).
З. Александрова «Катя в яслях» (отрывок)
«Все захлопали в ладошки» А. Ануфриева
2. «Мой дом» Сентябрь С. Капутикян «Маша обедает»
Н. Калинина «Как ребята построили дом» (из книги «Про снежный ком»);


«Рукавичка» украинская народная сказка (обр. Е. Благининой)
«Катя, Катя маленька…» русская народная потешка
«Дай молочка, Буренушка…» чешская народная песенка
3. «Урожай» Сентябрь Ю. Тувим «Овощи»
В. Сутеев «Яблоко»

Т.Шорыгина «Щедрый урожай»
Т. Бокова «Праздник урожая»
«Огуречик» русская народная потешка
«После теплого дождя…» русская народная потешка
4. «Наш быт» Сентябрь В.Осеева «Добрая хозяюшка»
Л. Воронкова «Маша-растеряша»
«Колобок» русская народная сказка
Д. Шидловская «Обиженные игрушки»
Н. Павлова «Чьи башмачки?»
«Больная кукла» В. Берестов
«Киска» русская народная потешка
1. «Животный мир» Октябрь С. Капутикян «Все спят»;
Е. Чарушин «Кошка» («На нашем дворе»)
«Петушок, петушок» русская народная песенка;
«Петушок и бобовое зернышко» русская народная сказка
«Ты, собачка, не лай» (перевод с молдавского, И. Токмакова);
Е. Чарушин «Собака» («На нашем дворе»)
4. «Раним-рано поутру» русская народная потешка;
Е. Чарушин «Корова» («На нашем дворе»)
5. «Идет коза рогатая» русская народная потешка;

«Слон» А. Барто
«Мишка косолапый» русская народная потешка
2. «Я – человек» Октябрь «Пошел котик на торжок» русская народная потешка;
«Маша и медведь» русская народная сказка
С. Прокофьева«Маша и Ойка»,
«Сказка про Йоку-плаксу» (из книги «Маша и Ойка»)
С. Прокофьева «Сказка о высунутом язычке» (из книги «Маша и Ойка»)
С. Прокофьева «Сказка про непослушные ручки и ножки» (из книги «Маша и Ойка»)

«Кто поможет» М. Ивенсен
«Ножки» русская народная потешка
3. Народная культура и традиции в игре Октябрь 1. «Курочка-рябушечка» русская народная потешка;
«Золотое яичко» русская народная сказка (обраб. К. Ушинского);
2. «Ладушки-ладушки» русская народная потешка;
«Репка» русская народная сказка (обраб. К. Ушинского)
3. «Ай, дуду-дуду-дуду» русская народная потешка;
«Теремок» русская народная сказка (обраб. К. Ушинского)
«Баю-баюшки-баю» русская народная потешка;
«Козлятки и волк» русская народная сказка
«Привяжу я козлика» русская народная потешка;
«Как коза избушку строила» русская народная сказка
«Зайка Егорка…» русская народная потешка
«Из-за леса, из-за гор» русская народная потешка
4. Музыкальная гостиная «Краски осени» Октябрь М. Ивенсен «Осень»;
А. Вишневская «Осень»
А. Плещеев «Осень наступила»;
Н.Калинина «В лесу»
«Закатилось красно солнышко» русская народная песенка;
О. Высотская «Елочка»
5. А. Блок «Зайчик»
«Осенью» А. Плещеев (отрывок)
«Ветер дует нам в лицо» русская народная потешка
1. Я в мире людей «Дружба» Ноябрь
Л.Н. Толстой. Рассказы «Был у Пети и Миши конь»
В. Осеева «Добрая хозяюшка»
С. Прокофьева «Сказка о самом большом друге» (из книги «Маша и Ойка»
С. Прокофьева «Сказка про грубое слово «уходи»» (из книги «Маша и Ойка»)
С. Прокофьева «Сказка про молоток и гвозди» (из книги «Маша и Ойка»)
«Две руки» Г. Сапгир
«На улице три курицы» русская народная потешка
2. Транспорт Ноябрь Н. Павлова «На машине»
2. С. Берников «Сказка о паровозике Ту-Ту» (из книги «Сказки о паровозике Ту-Ту и его друзьях»)
3. Е. Бендрышева «Что как звучит?»
С. Берников «Паровозик Ту-Ту и Луна» (из книги «Сказки о паровозике Ту-Ту и его друзьях»)
4. Т. Крюкова «Предисловие» и «Авария» (из книги «Автомобильчик БИП»)
5. Т. Крюкова «Больной» (из книги «Автомобильчик БИП»)
«Грузовик» А. Барто
«Загудел паровоз» Т. Волгина
3. Школа здоровья «Здоровей-ка» Ноябрь С. Прокофьева «Сказка про воронье гнездо» (из книги «Маша и Ойка»)
С. Прокофьева «Сказка про соску» (из книги «Маша и Ойка»)
А.Мецгер «Волшебный творожок»
Д. Шидловская «Маленький доктор»

«Ай, лады, лады, не боимся мы воды» русская народная потешка
«Наденем на ножки новые сапожки» русская народная потешка
4. «Кто как готовится к зиме» Ноябрь Кабардино- балкарская песня «Заяц» ;
И. Пивоварова «Заяц»
А. Блок «Зайчик».
Е. Чарушин («Кто как живет?») «Заяц»
Е. Чарушин («Кто как живет?»)
«Еж»,
«Белка»,
«Волк»
Н. Калинина «В лесу»;
А.Вишневская «Зимний лес»
А. Парошин «Улетают к югу птицы»;
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» (в сокращении)
«Холодно» О. Высотская
«Наша Маша маленька» русская народная потешка
5.«Мамина неделя» Ноябрь С. Прокофьева «Сказка про маму» (из книги «Маша и Ойка»)
А. Мецгер «Добрые дела»
А. Мецгер «Зайчик Длинное Ушко»
А. Мецгер «Нас любят такими – какими мы родились»
А. Мецгер «Чтобы мамы не болели»
«Лошадка» А.Барто
«Ладушки» русская народная потешка
1. Здравствуй, зимушка-зима Декабрь «Баю-баю, баиньки…»
А. Вишневская «Зима во дворе», «Варежки»
З.Александрова «Новый снег»;
А. Прокофьев «Как на горке, на горе»
В. Орлов «Все злее, злее, злее на улице мороз»;
П. Воронько «Дед Мороз несет мешок»
Н. Никитин «Зашумела, разгулялась в поле непогода…», «Весело сияет месяц над селом», «Жгуч мороз трескучий…»
В. Орлов «Вечерняя песенка»
«Уж ты, зимушка-зима» русская народная потешка
«Где мой пальчик?» Н. Саксонская
2. Город-мастеров Декабрь С. Прокофьева. «Сказка про часы с кукушкой» (из книги «Маша и Ойка»)
С. Прокофьева. «Сказка про волшебную корзиночку» (из книги «Маша и Ойка»)
Б.Заходер «Строители»
«Теремок» русская народная сказка (обраб. К. Ушинского);
А. Мецгер «Как Зайчик искал свой талант»
«Зайка, зайка, попляши» Г. Лагздынь
«Обновки» П. Воронько
3. Зима-волшебница Декабрь А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя» (из романа «Евгений Онегин»)
А.Мецгер «Зимняя песенка»
О. Высотская «Холодно»;
В. Хорол «Зайчик»;
3. З.Александрова «Катя в яслях»
4. С. Богдан «На прогулку… Зима»;
А. Парошин «Варежки»
В. Степанов (из «Азбуки времен года») «Зима»; «Декабрь»; «Январь»
«Жгуч мороз трескучий» И. Никитин
«Снег, снег кружится» А. Барто
4. Новогодний калейдоскоп Декабрь А. Вишневская «Елочка», «Новый год в детском саду»;
В. Гербова «Рассказ о приключениях зеленой елочки»
А. Мецгер «Как звери елки делили»
Ч. Янчарский «Елочка большого медведя» (глава из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько.
В. Сутеев «Елка»
Н. Майер «Дед Мороз – Красный Нос»
«Улицей гуляет Дедушка Мороз» С. Дрожжин
«Наша елка» Я. Аким
1. «В гостях у сказки» Январь М. Пляцковский «Ромашки в январе»
С. Прокофьева «Сказка про честные ушки» (из книги «Маша и Ойка»)
А. Мецгер «Добрый снеговик»
А.Барто «Дело было в январе»
И. Гурина «Снеговик»
«Чики, чики, кички» русская народная потешка
«Стоит терем-теремок» русская народная прибаутка
2. «Зимние забавы» Январь С. Берников. «Паровозик Ту-Ту и Снеговик» (из книги «Сказки о паровозике Ту-Ту и его друзьях»)
И. Гурина «Снежный бой»
Я. Тайц «Поезд»
В. Сутеев «Снежный зайчик»
5. Н. Калинина «Снежный ком» (из книги «Про снежный ком»)
«Много снега, негде бегать…»
«Катя саночки везет» 3. Александрова
3.Этикет Январь Н. Калинина «Разве так играют?» (из книги «Про снежный ком»)
С. Прокофьева «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Маша и Ойка»)
А. Мецгер «Про жадного медвежонка»
Ч. Янчарский «Каждый ест то, что но любит», «Гость» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько.
А. Барто, П. Барто «Девочка-ревушка»
«Зайка» А. Барто
«Мишка» А. Барто
4.Птичкам холодно зимой Январь 1. М. Бирюкова. «Весёлая синица»;
В. Сухомлинский «О чем плачет синичка».
2. А. Барков «Птица-радость» (Сказки) 3. С. Берников «Паровозик Ту-Ту и Воробушек» (из книги «Сказки о паровозике Ту-Ту и его друзьях»)
4. В. Звягин «Воробышки»;
М. Горький «Воробьишко».
5. А. Прокофьев «Снегири» «Птичка» А. Барто
«Снегирек» немецкая народная песенка
1. «Маленькие исследователи» Февраль И. Даренский «Пирожок»
С. Муллабаев «Следы на снегу»
М. Лаписова «Это будет кошкин дом»
А. Барто «Я знаю, что надо придумать»
Д. Хармс «Я шел зимою вдоль болота…»
«Пирог» П. Воронько

«Надувала кошка шар» Н. Пикулева
2. Путешествия и открытия Февраль С. Берников. «Паровозик Ту-Ту едет в Африку» (из книги «Сказки о паровозике Ту-Ту и его друзьях»)
В. Сутеев «Кто сказал «мяу»?»
«Путешествие мышонка» эскимосская народная сказка
Б. Поттер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой
Б. Поттер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой (продоолжение)
«Вся земля в снегу» А. Введенский
«Шли по крыше три кота» В. Левин
3. Неделя мужества «Наши защитники» Февраль Р. Быков «Мужчина»
К. Авдеенко «Маленький офицерик»
В. Руденко «Мужской праздник»;
И.Гурина «23 февраля»
А. Вишневская «Самолет», «Мой сон»
Т. Бокова «Пора на работу»
«Самолет» А.Барто
«Поздравляю папу»
4. «Моя семья» Февраль А.Вишневская «Я бабушку люблю»;
«Жили у бабуси…» укр. н. песня
2. С. Черный «Про Катюшу»; М. Скребцова «Мама с нами»
3.«Ленивая Бручолина» итальянская народная сказка.
4.Е. Раннева «Влюбленные»; М. Скребцова «Мой дед»
И. Векшегонова «Наша дружная семья»;
О. Бундур «Папу с мамой берегу»
«Тра-та-та, тра-та-та, поймал дедушка кота…» русская народная потешка
«Дружная семья» русская народная потешка
1. Встреча весны «Женский день» Март
1. С. Богдан «На прогулку… Весна»;
Весна-волшебница А. Барков
Л. Дьяконов «Мы на саночках катались»;
В. Сутеев. «Как зима кончилась»
3. С.Маршак «Стихи о весне»;
«Как медведя будили» А. Барков
4. Е. Благинина «Посидим в тишине»;
С.Я. Маршак «Перчатки»
«Моя мама» Г. Руссу
«Выходи скорее в сад» русская народная потешка
2. Миром правит доброта Март «Заюшкина избушка» русская народная сказка
Е. Бехлерова «Капустный лист» Пер. с польск. Г. Лукина
С. Прокофьева. «Сказка о том, как мышонок попал в беду» (из книги «Маша и Ойка»)
А. Мецгер «День рождения медвежонка»
А. Мецгер «Как бельчонок нашел себе друзей»
«Солнышко» Г.Бойко
«Кискино горе» Б. Заходер
3. Я и мои друзья в мире игры Март С. Прокофьева. «Сказка о первых ягодах» (из книги «Маша и Ойка»)
С. Прокофьева. «Сказка про волшебные перышки» (из книги «Маша и Ойка»)
В. Сутеев «Кораблик»
Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья»(из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько.
Ч. Янчарский. «Игры», «Самокат»(из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько.
«Мячик» А. Барто
«Мы трудимся» С. Семёнова
4. «День смеха», «Цирк», «Театр» Март В. Морозова «Кукольный театр»
«Тень, тень, потетень» р.н. песенка
Ч. Янчарский «В цирке» (глава из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько.
К. Чуковский. «Путаница»
С. Маршак «Цирк шапито»
«На болоте стоит пень» русская народная потешка
«Пошел кот под мосток» русская народная потешка
1.«Быть здоровыми хотим» Апрель А. Вишневская «Чтобы вырасти большим»
Стихотворение о здоровье
А. Барто и П. Барто «Девочка чумазая»
К. Чуковский «Мойдодыр»
«Чтобы зубки не болели»;
И.Гурина «Сказка про больные зубки»
«Теплою водою руки чисто мою» русская народная потешка
«Ребяткам мой совет такой» Л.Гржибовская.
2. «Весна шагает по планете» Апрель И. Косяков «Чик-чирик!»;
С. Богдан «Скоро лето»
«У солнышка в гостях» словацкая народная сказка
А. Плещеев. «Весна» (в сокр.);
И. Соловьев-Микитов «Здравствуй, весна!»
А. Мецгер «Капелька»
П. Соловьева «Подснежник»;
З. Александрова «Подснежник» «Сельская песенка» А. Плещеев
(отрывок)
Е. Благинина «Ручейки звенят, поют…» (отрывок)
3. «Встречаем птиц» Апрель А. Парошин «Скворечник»,
Н.В. Кузнецов «Скворушка»
«Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой;
Т. Шапиро «Соловушка»
А. Плещеев «Сельская песня»;
Г. Ладонщиков «Возвращаются певцы»
Е. Благинина «Журавушка»;
Ч. Янчарский (глава из книги «Приключения Мишки Ушастика») «Письмо от аиста»
Ч. Янчарский (глава из книги «Приключения Мишки Ушастика») «Бананы»
«Облака бегут быстрей» С. Маршак
«Воробей, чего ты ждешь?» А. Тараскин
4. «Волшебница вода» Апрель 1. С. Прокофьева. «Сказка про холодную воду» (из книги «Маша и Ойка»)
И. Гурина «По лесам бродил апрель»;
М. Пляцковский «Облако в корыте»
С. Берников. «Паровозик Ту-Ту и Облако» (из книги «Сказки о паровозике Ту-Ту и его друзьях»)
А. Мецгер «Ветерок и тучка»
А. Лукшин «Сказка про дождь»
«Водичка, водичка, умой мое личико…» русская народная потешка
«Солнце ласково смеется» Я. Колас
1. Неделя весны и памяти Май С. Капутикян «Май»; Н. Иванова «Весна»;
И. Захарова «Вот и славный месяц май!»;
С. Прокофьева. «Сказка про самого большого зайца на свете» (из книги «Маша и Ойка»)
Т. Агибалова «Мой папа»
А. Усачев «Что такое День Победы»;
И.Токмакова «Это праздник»
«Носит одуванчик…» Е. Серова
«Солнышко-колоколнышко» русская народная потешка
2. Безопасное детство Май С. Прокофьева. «Сказка про хитрую ловушку» (из книги «Маша и Ойка»)
А. Мецгер «Как зайчик Длинное ушко уколол ножку»
А. Мецгер «Как звери тушили пожар»
«Бычок» А. Барто
«Чтоб дорогу перейти» О. Емельянова
3. Неделя дружбы
с природой Май С. Прокофьева. «Сказка про серую тучку» (из книги «Маша и Ойка»)
С. Прокофьева. «Сказка про маленький дубок» (из книги «Маша и Ойка»)
А. Мецгер «Добрый гном»
А. Мецгер «Как Рассвет вставать не хотел»
А. Мецгер «Почему обиделась букашка?»
«Муравей нашел былинку» З. Александрова
«Пчелка, пчелка» югославская народная песенка
4. «Вот мы какие стали большие» Май С. Прокофьева. «Сказка про игрушечный городок» (из книги «Маша и Ойка»)
С. Прокофьева. «Сказка про башмачки» (из книги «Маша и Ойка»)
С. Прокофьева. «Сказка про красный фонарик» (из книги «Маша и Ойка»)
С. Прокофьева. «Сказка о ленивых ногах» (из книги «Маша и Ойка»)
С. Прокофьева. «Сказка про дырявый кармашек» (из книги «Маша и Ойка») «Сорока, сорока, бело-белобока …» русская народная потешка

«Малыши-крепыши» …» русская народная потешка
5.«Здравствуй, лето!» Май 1. А. Мецгер «Как Мишутка и Зайчик Длинное Ушко катались на мотоцикле»
2. А. Мецгер «Зайчишка-хвастунишка»
3. «Пых», белорусская народная сказка, обр. Н. Мялика «Музыкальные ребята» П. Золотов
«Бежала лесочком лиса с кузовочком» русская народная потешка

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида «Родничок» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников

п. Гирсово Юрьянского района Кировской области

Календарно-тематическое планирование

коммуникация (художественная литература)

в 1 младшей группе

п. Гирсово, 2012 г.

Художественная литература

Перспективное планирование в 1-ой младшей группе ведется по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по физическому направлению. Программа соответствует современным задачам дошкольного образования, предусматривает всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.

Программа разрабатывается, утверждается и реализовывается в образовательном учреждении на основе Устава МДОУ, Временных требований Министерства образования, Закона РФ об образовании. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с образовательными программами. Образовательные программы реализуются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Направление «Познавательно-речевое развитие»

Образовательная область «Коммуникация»

2. Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения.

3. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественные произведения без наглядного сопровождения.

4. Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.

5. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.

6. Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого.

7. Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах. Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».

Промежуточные результаты:

1. Слушать доступные им по содержанию стихи, сказки, рассказы. При повторном их чтении проговаривать слова, небольшие фразы.

2. Рассматривать иллюстрации в знакомых книжках с помощью педагога.

Литература:

- «Программа воспитания и обучения в детском саду» - 2008 г.

Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада» - М.: Мозаика-Синтез, 2008. 112 с.

Затулина Г.Я. «Конспекты занятий по развитию речи. Первая младшая группа» - М.: Центр педагогического образования, 2008. 160 с.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Адаптация детей

Тема: Русский фольклор. «Наши уточки с утра»

Учить детей тому, как кричат домашние птицы. Развивать слуховое внимание, правильное звукопроизношение. Воспитывать умение спокойно сидеть и слушать.

Затулина Г.Я. с. 12

Тема: «Козлятки и волк». Рассказывание русской народной сказки.

Учить слушать и понимать задаваемые вопросы, отвечать на них. Развивать внимание, память, усидчивость. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Затулина Г.Я. с. 107-108

Тема: Е. Чарушин «Утка».

Познакомить детей с рассказом, учить слушать его без наглядного сопровождения. Ввести в словарь детей слова, обозначающие действия. Развивать восприятие, внимание, память. Воспитывать интерес к чтению.

Затулина Г.Я. с. 16-17

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Октябрь

Тема: А. Барто «Грузовик»

Познакомить детей с новым стихотворением. Развивать внимание, память, умение говорить достаточно громко. Воспитывать интерес к стихам.

Тема: А. Барто «Лошадка».

Учить детей договаривать слова, фразы. Развивать внимание, память, умение слушать друг друга. Воспитывать интерес к поэтическим произведениям.

«Программа воспитания и обучения в детском саду», с. 52

Тема: В. Берестов «Больная кукла».

Познакомить детей со стихотворением. Развивать целенаправленное внимание. Воспитывать умение сопереживать героям произведения.

«Программа воспитания и обучения в детском саду», с. 52

Тема: «Репка» - рассказывание сказки.

Учить следить за развитием действия и воспроизводить порядок действий в сказке с помощью вопросов. Развивать внимание, память, умение действовать по указанию. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Затулина Г.Я., с. 54-55

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Ноябрь

Тема: С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»

Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Развивать восприятие, внимание, память, учить рассматривать рисунки к произведению. Воспитывать интерес к произведениям С. Маршака

Тема: Чтение потешки «Как и нашего кота».

Приучать детей слушать произведения устного народного творчества. Учить отвечать на вопросы по содержанию. Воспитывать желание самостоятельно рассматривать иллюстрации в книгах.

Затулина Г.Я., с 43.

Тема: «Маша и медведь», обр. М. Булатова.

Учить детей следить за развитием действия и отвечать на вопросы по содержанию сказки. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

«Программа воспитания и обучения в детском саду», с. 53

Тема: С. Михалков «Котята».

Учить отвечать на вопросы по содержанию, сочетая существительное с прилагательным. Развивать внимание, память, умение действовать по сигналу. Воспитывать интерес к стихам.

Затулина Г.Я., с. 41-42.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Декабрь

Тема: «Наша Маша маленька».

Приучать детей слушать народную потешку. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к чтению потешек.

Гербова В.В., с. 67-68

Тема: Г. Лагздынь «Петушок».

Познакомить со стихотворением. Учить слушать и запоминать. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к стихам.

«Программа воспитания и обучения в детском саду», с. 52

Тема: А. Барто «Птичка».

Учить слушать стихи, сопровождать чтение показом картинки. Развивать внимание, формировать умение использовать в речи выразительные интонации. Воспитывать интерес к стихам, желание их запоминать.

Затулина Г.Я., с 77-78

Тема: «Теремок» - рассказывание русской народной сказки. «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду. Сидит ворон на дубу» - чтение песенки.

Учить следить за развитием действия, отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к сказкам и песенкам.

Гербова В.В., с. 66

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Январь

Каникулы

Тема: «Теремок» - повторение.

Учить детей слушать сказку без наглядного сопровождения. Развивать внимание, память, умение воспроизводить фразы из знакомого текста, говорить достаточно громко. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Затулина Г.Я., с. 82-83

Тема: «Котауси и Мауси» в обр. К. Чуковского.

Учить детей договаривать слова в коротких стихах. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к чтению фольклора.

Гербова В.В., с. 59-60

Тема: В. Сутеев «Кто сказал "мяу"?» - инсценировка сказки.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Февраль

Тема: Е. Благинина «С добрым утром!»

Учить отвечать на вопросы воспитателя. Развивать художественное восприятие средствами художественной литературы. Воспитывать отзывчивость на поэтические произведения.

Затулина Г.Я., с. 92-93

Тема: А. Барто «Самолет».

Учить детей договаривать слова, фразы. Развивать внимание, память, умение говорить достаточно громко. Воспитывать интерес к стихам.

Затулина Г.Я., с. 99-100

Тема: Я. Тайц «Поезд».

Учить слушать рассказ без наглядного сопровождения. Развивать внимание, умение слушать, использовать звукоподражания. Воспитывать умение играть вместе, не ссориться.

Затулина Г.Я., с. 102-103

Тема: «Тили-бом! Тили-бом!».

Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Развивать внимание, учить понимать содержание иллюстраций. Воспитывать желание самостоятельно рассматривать иллюстрации в книгах.

Затулина Г.Я., с. 85-86

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Март

Тема: «Баю, бай, ты, собачка, не лай!».

Приучать слушать народную потешку. Учить договаривать слова. Развивать внимание, память, умение действовать по указаниям воспитателя. Воспитывать интерес к чтению потешек.

Затулина Г.Я., с. 61-62

Тема: К. Ушинский «Гуси».

Учить слушать рассказ без наглядного сопровождения. Развивать внимание, память, звукоподражание. Воспитывать интерес к окружающему.

Гербова В.В., с. 76-77

Тема: К. Чуковский «Путаница».

Продолжать знакомство с произведениями К. Чуковского. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к поэзии.

Гербова В.В., с 75-76

Тема: Л.Н. Толстой «Пришла весна, потекла вода».

Учить детей слушать литературное произведение без наглядного сопровождения. Развивать внимание, память, речевое дыхание. Воспитывать интерес к чтению.

Затулина Г.Я., с. 121-122

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Апрель

Тема: А. Фет «Верба».

Учить детей слушать стихи, сопровождать чтение показом предмета. Развивать восприятие, слуховое внимание, память. Воспитывать интерес к поэтическим произведениям.

Затулина Г.Я., с 127-128

Тема: Л.Н. Толстой «У Вари был чиж»

Учить детей слушать и понимать художественное произведение без наглядного сопровождения. Развивать внимание, память, усидчивость. Воспитывать воспитывать интерес к окружающим природным объектам - птицам.

Затулина Г.Я., с. 133-134

Тема: Д. Биссет «Га-га-га».

Учить отвечать на вопросы, активизировать словарь, используя звукоподражания. Развивать восприятие, внимание, усидчивость. Воспитывать интерес к сказкам, желание их слушать.

Гербова В.В., с. 84

Тема: В. Бианки «Лис и мышонок».

Учить отвечать на вопросы по содержанию. Развивать восприятие, внимание, память. Воспитывать интерес к животным, узнавать их на картинках.

Гербова В.В., с. 89-90

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Тема: «Снегирек» в пер. В. Викторова.

Учить детей запоминать стихи, отвечать на вопросы по содержанию. Развивать восприятие, внимание, память, умение говорить с естественной интонацией. Воспитывать эстетические чувства.

Гербова В.В., с. 88-89

Тема: Г. Балл «Желтячок».

Учить слушать произведение без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы. Развивать восприятие, внимание, память. Воспитывать интерес к животным.

Гербова В.В., с. 87

Диагностика детей

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Тема: «Что можно слепить?».

Развивать у детей интерес к процессу лепки. Познакомить со свойствами пластилина. Воспитывать аккуратность.

Казакова Т.Г., с. 15

Тема: «Испечем оладушки».

Учить аккуратно пользоваться пластилином. Вызывать интерес к процессу работы. Воспитывать аккуратность.

Казакова Т.Г., с. 17

Тема: «Палочки».

Учить отщипывать кусочки пластилина от целого, раскатывать их в длину между ладонями. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать желание лепить.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Октябрь

Тема: «Колбаски».

Учить раскатывать «колбаску» прямыми движениями рук. Развивать мелкую моторику. Воспитывать отзывчивость и доброту.

«Программа воспитания и обучения в детском саду», с. 54-55

Тема: «Что это такое?».

Вызывать у детей желание лепить. Закреплять умение раскатывать пластилин прямыми движениями рук. Развивать образное восприятие.

Казакова Т.Г., с. 16

Тема: «Угостим кукол конфетами».

Учить отщипывать кусочки пластилина. Развивать умение формировать округлые комочки. Воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Казакова Т.Г., с. 17

Тема: «Лесенка».

Закреплять умение раскатывать пластилин. Учить накладывать раскатанные палочки одна на другую. «Программа воспитания и обучения в детском саду», с. 54-55

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Ноябрь

Тема: «Печенье для кота».

Учить скатывать шар и расплющивать его между ладонями. Развивать желание лепить. Воспитывать отзывчивость и доброту.

«Программа воспитания и обучения в детском саду», с. 54-55

Тема: «Маленькие змейки».

Закреплять умение детей раскатывать валик. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать отзывчивость и доброту.

«Программа воспитания и обучения в детском саду», с. 54-55

Тема: «Ягодки для птичек».

Учить раскатывать пластилин круговыми движениями ладоней. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

«Программа воспитания и обучения в детском саду», с. 54-55

Тема: «Кто живет в избушке?».

Продолжать учить раскатывать комочек пластилина прямыми движениями рук. Развивать интерес к лепке. Воспитывать желание лепить сообща.

Казакова Т.Г., с. 20

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Декабрь

Тема: «Улитка».

Учить детей сворачивать столбик. Развивать мелкую моторику пальцев. Воспитывать отзывчивость и доброту.

«Программа воспитания и обучения в детском саду», с. 54-55

Тема: «Колобок».

Учить скатывать шар круговыми движениями рук. Развивать творческое воображение. Воспитывать интерес к поделке.

Казакова Т.Г., с. 29

Тема: «По замыслу».

Развивать у детей желание лепить, находить сходство с предметами, персонажами. Использовать полученные умения.

Казакова Т.Г., с. 21

Тема: «Мы скатаем снежный ком».

Учить раскатывать комок круговыми движениями. Развивать творческое воображение. Воспитывать радость от сделанной работы.

Казакова Т.Г., с. 20

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Январь

Тема: «Заборчик для избушки».

Продолжать учить детей скатывать столбик. Развивать сюжетно-ролевой замысел. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Казакова Т.Г., с. 24

Тема: «По замыслу».

Учить детей находить сходство с окружающими предметами, персонажами. Развивать творчество, речь, память. Воспитывать желание лепить.

Казакова Т.Г., с. 25

Тема: «Приглашаем мишку, зайку, белочку в гости».

Учить скатывать шар между ладонями, сплющивать его. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Казакова Т.Г., с. 22

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Февраль

Тема: «Снеговик».

Закреплять умение раскатывать комочки круговыми движениями ладоней. Развивать творчество. Воспитывать желание обыгрывать созданный персонаж.

Казакова Т.Г., с. 24

Тема: «Колечки».

Учить лепить из пластилина, свертывая полоску в кольцо, соединять концы. Развивать образное восприятие. Воспитывать аккуратность.

«Программа воспитания и обучения в детском саду», с. 54-55

Тема: «В гости к нам пришли цветные карандаши».

Учить детей скатывать из пластилина столбики. Развивать интерес к сказкам. Воспитывать отзывчивость и доброту.

«Программа воспитания и обучения в детском саду», с. 54-55

Тема: «Котенька-коток».

Учить создавать знакомые формы по словам потешки. Развивать эмоциональное восприятие, речь. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Казакова Т.Г., с. 26

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Март

Тема: «Любимой мамочке испеку я прянички».

Учить раскатывать между ладонями пластилин, сплющивать его. Развивать желание самостоятельно лепить знакомые формы. Воспитывать любовь к маме.

Казакова Т.Г., с. 27

Тема: «Башенка».

Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями, сплющивать его. Развивать умение детей играть с готовыми изделиями. Воспитывать желание лепить самостоятельно.

Казакова Т.Г., с. 27

Тема: «Мисочка для собачки Жучки».

Учить сплющивать комочек пластилина, скатанного между ладонями, делать углубление. Развивать речь, мышление. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Казакова Т.Г., с. 29

Тема: «Неваляшка».

Учить делить пластилин на комочки разной величины, скатывать шарики, соединять части фигуры. Развивать мелкую моторику рук, воображение. Воспитывать желание играть с изделием.

«Программа воспитания и обучения в детском саду», с. 54-55

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Апрель

Тема: «Тарелочка с яблоками».

Учить лепить плоские и круглые формы, использовать умения, полученные ранее. Развивать самостоятельность. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Казакова Т.Г., с. 30

Тема: «Колечки для пирамидки».

Учить лепить палочки и соединять их концы, образуя кольцо. Развивать мелкую моторику пальцев, рук, закреплять цветовосприятие. Воспитывать желание помочь окружающим.

«Программа воспитания и обучения в детском саду», с. 54-55

Тема: «Самолет».

Закреплять умение скатывать столбики, учить детей сопровождать слова стихотворения соответствующими движениями. Развивать речь и мышление, внимание. Воспитывать желание лепить. «Программа воспитания и обучения в детском саду», с. 54-55

Тема: «Любимые игрушки (по стихотворениям А. Барто)».

Учить самостоятельно выбирать и лепить по замыслу, используя имеющиеся навыки. Развивать образное мышление. Воспитывать желание лепить и радоваться готовым изделиям.

«Программа воспитания и обучения в детском саду», с. 54-55

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Тема: «Ай, качи, качи, качи (по потешке».

Закреплять навыки работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, делать углубление. Развивать творческое мышление, речь, память. Побуждать украшать работу стекой. Воспитывать отзывчивость и доброту.

«Программа воспитания и обучения в детском саду», с. 54-55

Тема: «Что мы научились лепить?».

Учить самостоятельно лепить простейшие формы, узнавать в них изображение знакомых предметов, персонажей. Развивать у детей замысел. Воспитывать желание лепить, радоваться своим поделкам.

Казакова Т.Г., с. 32-33

Диагностика