Пасхальные традиции: почему католическая и православная Пасхи не совпадают? Православная и Католическая Пасха: почему не совпадают даты праздника.

В Беларуси живут люди, исповедующие разные религии. Но большинство белорусов либо православные, либо католики. Поэтому Пасху в нашей стране, можно сказать, отмечают дважды – по католическому календарю и по православному. А иногда Пасхи совпадают, и тогда католики и православные вместе встречают праздник. Однако делают это по-разному.

Если говорить об отличиях католической Пасхи от православной, то следует начать с описания поста.

Великий пост более продолжительный и более строгий у православных. Запрет на мясо действует на протяжении всего поста. В пост у православных нельзя есть не только мясо, но и рыбу, молочные продукты. Католики же позволяют себе есть все продукты, кроме мясных.

Католическая церковь требует придерживаться строгого поста лишь в Пепельную среду, Страстную пятницу и Великую субботу. В эти дни нельзя есть мясные и молочные продукты. А в другие дни поста запрещается есть мясо, но разрешены молочные продукты, яйца. Такое «смягчение» постов в у католиков вошло в силу после Второго Ватиканского Собора (1962-65 гг.).

Но пост это не только воздержание в еде. Это скорбь, раскаяние. Отказ от всех удовольствий. И это гораздо больше, нежели просто не есть досыта. Так скажет вам любой священнослужитель, будь то католический или православный.

Разница в датах.

На заре христианства Пасха христиан и Пасха иудеев праздновалась в один день. Но, начиная со 2 века нашей эры, христиане стали отмечать этот праздник в другой день. Причина этого была в том, что «иудеи отвергли Иисуса как спасителя» (историки так цитируют римского епископа Сикстуса). Именно по его инициативе дата христианской Пасхи была перенесена на день, не совпадающий с пасхой иудеев.

Сикстус был римским епископом с 116 по 126 год нашей эры. И все это время он и римский император Адриан выступали против еврейских обычаев и праздников. И не просто выступали, а буквально вели войну.

Но несмотря на предложение Сикстуса, новую дату христианской Пасхи приняли не во всех местностях империи. Разногласия по поводу единой даты появились внутри христианской церкви.

И вот вопрос о дне празднования был решен в 325 году. Тогда состоялся Первый Вселенский Собор. И решено было отмечать христианскую Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния, которое наступает после весеннего равноденствия.

В 325 году день весеннего равноденствия выпадал на 21 марта по юлианскому календарю. К концу 16 века день весеннего равноденствия сместился на 10 дней назад. Это случилось из-за того, что юлианский календарь основан на солнечно-лунной системе отчета, поэтому календарный год получается длиннее астрономического на 11 минут 14 секунд.

Юлианским календарем до сих пор пользуется православная церковь.

Католическая церковь в 1582 году ввела григорианский календарь. Автором этого нововведения был папа Григорий XIII.

В чем смысл реформы? С переходом на григорианский календарь дату Пасхи можно было вычислять исключительно по солнечной системе отчета. И вот в результате реформы в 1582 году день равноденствия вновь выпал на 21 марта.

С тех пор дата православной Пасхи стала отличаться от даты католической.

Почему православная церковь также не перешла на григорианский календарь?

По канонам православной церкви Пасху следует отмечать непременно после иудейской Пасхи. Так как Господь воскрес в первое воскресенье после иудейской Пасхи. А если следовать григорианскому календарю, то Пасха христианская иногда совпадает с еврейской, а иногда бывает и перед ней. Например, с 1851 по 1951 год дата католической Пасхи выпадала раньше еврейской 15 раз!

До революции Россия жила по юлианскому календарю. А потом, как и европейские католические страны, приняла систему григорианского летоисчисления. А православная церковь не отступила от старого стиля.

Сегодня, когда мы говорим о разнице между «новым стилем» и «старым стилем», то подразумеваем разбежку в 13 дней.

А католическая Пасха обычно проходит на неделю или две раньше православной. Три раза в 19 лет Пасхи совпадают.

Разница в богослужении.

Само собой, здесь следует говорить не об отличиях, а о совпадениях. Или о том, как «отличаются совпадения».

Например, пасхальный огонь . Его возжигают во время праздничного богослужения и в католических храмах, и в православных. В Греции и в некоторых российских городах люди ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня. Когда огонь прибывает, священники разносят его по всем городским храмам. Верующие зажигают свои свечи от этого огня, на протяжении всей службы сохраняют огонь и потом несут его домой, стремясь сохранить его весь год до следующей Пасхи.

В католическом храме перед началом службы возжигают особую пасхальную свечу – Пасхал. От этой свечи огонь раздают всем прихожанам. Во всю пасхальную неделю в католических храмах зажигают Пасхал.

Крестный ход устраивают на Пасху и католики, и православные. Только у православных крестный ход начинается перед богослужением. Все верующие собираются в храме и оттуда начинают шествие. После крестного хода проходит утреня.

Католики также совершают крестный ход. Но не перед началом богослужения, а после.

Конечно, это не все отличия православной Пасхи от католической. Можно найти еще много. Хотя бы в том, как проходит пасхальная трапеза у католиков и у православных. Но тогда понадобился бы целый научный труд на тему отличий. А в этой статье мы перечислили лишь ключевые моменты.

Даты Православной и Католической ПАСХИ
с 1918 по 2049

Право-
славная
пасха

Католи-
ческая
пасха

Право-
славная
пасха

Католи-
ческая
пасха

Право-
славная
пасха

Католи-
ческая
пасха

04.03.2017 22:26:57 Михаил

Всё-равно непонятно. Иисуса Христа казнили в определённый конкретный день, на третий день Он воскрес также в определённый конкретный день. А празднуется этот день в разные дни. И причём тут календари?

07.03.2017 8:15:43 Священник Василий Куценко

Дело в том, что в раннехристианскую эпоху существовало две разных традиции празднования Пасхи. Первая традиция - малоазийская. Согласно этой традиции Пасха праздновалась 14 авива (нисана) (также, как и иудейская Пасха). Вторая традиция - римская. Римские христиане праздновали Пасху в первое воскресенье после 14 авива (нисана). Если христиане, следовавшие первой традиции были в своем большинстве выходцами из иудаизма, то христиане Рима были обращены из язычества и связь с иудейскими традициями не была для них так важна. Возникает вопрос - какая из этих традиций более правильная? Ответ - обе в равной мере. Потому что обе они были освящены апостольским авторитетом и имели самое раннее происхождение.

Впоследствии между христианскими общинами Рима и Малой Азии возник спор о дате празднования Пасхи, но единого мнения достигнуто не было. Затем этот вопрос был поднят на Первом вселенском соборе в г. Никее, в 325 г. Отцы собора постановили праздновать Пасху в одним и тот же день для всех христиан согласно римской (и александрийской) традиции.

08.03.2017 10:40:20 Михаил

В "Житиях святых" 23 февраля(8марта н.с.) есть такое:"..По поводу различия между малоазийскими и западными церквами в понимании и праздновании Пасхи епископы Смирнский и Римский не согласились отступить каждый от своего местного обычая, т. е. св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии, а Аникита признавал, наоборот, правильным утвердившееся на западе понимание Пасхи, как годового праздника Воскрешения Христова и празднование ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния.". Почему же не послушали прямого ученика апостолов, а пошли на поводу у кого-то?

09.03.2017 23:10:57 Священник Василий Куценко

Я лишь еще раз кратко отмечу основные аспекты проблемы:

1. В Евангелии нет точной даты смерти Господа Иисуса Христа, есть лишь призвязка к иудейской Пасхе: Через два дня [надлежало] быть [празднику] Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить (Мк. 14, 1); в первый день опресноков, когда заколали пасхального [агнца], говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим (Мк. 14, 12); и как уже настал вечер,-- потому что была пятница, то есть [день] перед субботою,-пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета (Мк. 15, 42-43); по прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый [день] недели, приходят ко гробу, при восходе солнца (Мк. 16, 1-2).

2. Дата иудейской Пасхи - 14 нисана (авива) вычислялась по лунному каледарю. Но возникает вопрос - 1) насколько точен был этот календарь? и 2) можем ли мы с полной уверенностью утверждать, что 14 нисана (авива), празднуемое асийскими христианами во II в. (именно в это время и возник спор о дате праздника) выпадало на то же самый период года, что и во время земной жизни Христа (здесь нужно учитывать, что Иерусалим и храм были разрушены, и традиция высчитывания даты Пасхи могла быть утрачена)?

3. И Рим и асийские церкви настаивали на апостольском происхождении своей традиции (не следует забывать, что Рим - город апостолов Петра и Павла).

4. Разность традиции свидетельствовала о разном осмыслении и выделении различных аспектов празднования Пасхи в разных христианских общинах. Но еще раз повторю, что обе этих традиции были правильными. Но исторически общепринятыми стали именно римская и александрийская. Согласно этим традициям христианская Пасха должна праздноваться всегда в воскресный день.

10.03.2017 17:28:00 Михаил

1."В Евангелии нет точной даты смерти Господа Иисуса Христа". Осмелюсь заметить, что в Евангелии нет точной даты и Рождества, и Преображения. Ещё раз напомню:" св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии."

2."В то, что Спаситель умер в пятницу и воскрес, соответственно, в воскресенье, жители планеты привыкли верить с самого детства. Однако лишь два румынских астронома задумались над тем, что до сих пор не известна точная дата смерти Иисуса. Они вплотную занялись этим вопросам.

Долгое время ученые Национальной обсерватории Румынии Ливиу Мирчеа и Тибериу Опройу изучали Библию. Именно она была источником основных посылок. В Новом Завете указано, что Иисус умер в день после первой ночи полнолуния, после дня весеннего равноденствия. В Библии также говорится о том, что во время распятия Христа произошло солнечное затмение.

На основе этой информации была задействована помощь расчетных астрологических программ. По движению планет в период между 26 и 35 годами нашей эры видно, что в эти годы полнолуние приходилось на следующий день после весеннего равноденствия всего два раза. Первый раз это было в пятницу 7 апреля в 30 году нашей эры, а второй раз — 3 апреля 33 года. Из этих двух дат выбрать легко, так как солнечное затмение случилось в 33 году.

Получившийся результат вполне можно назвать сенсационным открытием. Если верить Новому Завету и расчетам астрономов, то Иисус Христос умер в пятницу 3 апреля примерно в три часа дня, а воскрес 5 апреля в четыре часа по полудни".

3.Рим, конечно, город апостолов Петра и Павла. Но это не помогло ему не стать тем, что он представляет сейчас.

4.Как могут быть правильными две такие разные традиции? И всё-таки непонятно, почему Рождество, Преображение, Крещение - это опеделённые постоянные дни, как и должно быть по логике. А распятие и Воскресение - переходящие, хотя это тоже были определённые и конкретные дни?

10.03.2017 18:54:38 Священник Василий Куценко

Михаил, еще раз рекомендую ознакомиться с работой В.В. Болотова. Он очень подробно объясняет, почему именно возникла разница в традициях римских и асийских христиан, и какой смысл та и другая церковная община вкладывала в праздник Пасхи.

Более подробно отвечу лишь на Ваш вопрос о том, как две разных традиции могут быть одновременно правильными: следует учесть, что в раннехристианский период вполне могло существовать подобное разнообразие, сейчас нам это может казаться странным, но в те века - это было нормой. Например, сейчас Православная Церковь совершает только три литургии - свт. Василия Великого, свт. Иоанна Златоуста и Литургию Преждеосвященных Даров. Сейчас - это норма. Но в древности - церковная община соврешала свое евхаристическое последование. И это тоже было нормой.

По поводу переходящих и непереходящих праздников - даты праздников возникли далеко не в апостольский период и на протяжении истории мы можем наблюдать, как даты тех или иных праздников могли варьироваться, как на Востоке, так и на Западе. Например, довольно долгое время Рождество и Крещение составляли один праздник, продолжением которого было Сретение. Некоторые христианские общины праздновали Благовещение накануне Рождества Христова. История праздника Преображения также довольно сложная и интересная.

Древние христиане скорее акцентировали символическую сторону события, а не настаивали на исторической точности. Ведь даже традиция асийских христиан праздновать Пасху 14 нисана (авива) не является исторически точной. 14 нисана - первый день иудейской Пасхи, а судя по Евангелиям Христос умер и воскрес не в сам пасхальный день. Но древние христиане видели здесь важную символику - ветхозаветная Пасха заменяется новозаветной, Бог, освободивший Израиль из рабства, теперь освобождает весь род человеческий. Еще раз повторю, что все это очень подробно описано у В.В. Болотова.

11.03.2017 13:05:05 Михаил

Да мне понятно, почему возникла разница в традициях, в календарях, в полнолуниях и равноденствиях. Мне непонятно, почему вообще стали привязываться к этим полнолуниям, равноденствиям, когда произошло событие, которого не могли не заметить: трёхчасовое затмение солнца? Дионисий Ареопагит ведь заметил и известно, когда заметил и когда он жил. Это был конкретный день. И трёхчасового солнечного затмения больше никогда не было. Да и не могло быть по всей земле. Почему этот день не взяли за основу? Вот что мне не понятно.

30.03.2018 7:29:26 Михаил

Здравия желаю. Читая"Жития святых", видел в некоторых местах обозначение даты такими словами "Такой год от сотворения мира". Как же могли посчитать время от сотворения мира, когда неизвестно, какое время подразумевается под словом "день" творения и Адам сотворён в шестой день?

06.04.2018 17:02:02 Дмитрий

А у меян возник другой вопрос почему каждый год пересчитывают эту дату, почему после первого пересчета этой даты не остановились и не взяли этот день за основу? Зачем это делать каждый год.

Почему у католиков и православных Пасха в разное время? Для всех христианских конфессий это самый главный праздник церковного календаря. В 2019 году дата этого праздника у католиков приходится на 21 апреля, а православные верующие отмечают его неделей позже, 28 апреля.

Даты Пасхи у католиков и православных верующих часто не совпадают. Но бывает и так, что они выпадают на один а тот же день. Почему это происходит, в чем разница между католической и православной Пасхой?

Согласно правилу Первого Вселенского Собора 325 года, христианская Пасха должна отмечаться в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. Каждый год ее определяют расчетным путем.

Почему у католиков и православных Пасха в разное время?

Хотя александрийская (восточная) и григорианская (западная) пасхалии – системы расчета даты празднования Пасхи – основаны на одном принципе, в разных христианских конфессиях используются разные правила исчисления.

В русской православной церкви дату праздника высчитывают по юлианскому календарю, а в некоторых других церквях – по григорианскому.

Разница между юлианским календарем, принятым у православных, и григорианским, принятым у католиков, составляет 13 дней, причем григорианские даты опережают юлианские.

Католическая Пасха обычно празднуется на неделю или на две раньше православной, и примерно три раза в 19 лет совпадает с ней, но это происходит в разной периодичностью.

Так, в один и тот же день католическая и православный Пасха отмечались в 2017 году. Далее такие совпадения дня праздника последуют в 2025 году, потом с интервалом в 3 года — в 2028, 2031, 2034, затем два года подряд — в 2037 и в 2038, а после снова через три года — в 2041, 2045 и 2048 годах.

Согласно канонам православной церкви, Пасха всегда должна отмечаться после иудейской пасхи, так как Иисус Христос воскрес в первое воскресенье после нее. По григорианскому же календарю христианская Пасха иногда отмечается в один день с еврейской или даже раньше.

Как и православные верующие, католики также соблюдают Великий пост, и следующая за ним Страстная седмица у них также начинается Вербным воскресеньем.

Накануне Пасхи прихожане собираются в храме, откуда в полночь начинается крестный ход. В римско-католической церкви его совершают в богослужение навечерия Пасхи, но не перед литургией, а после нее. Имеются и другие отличия.

Рано утром в субботу в костелах благословляют воду и огонь, который разносят по домам и зажигают от него пасхальные свечи. Водой окропляют дома, добавляют ее в пищу.

Утром на Пасху взрослые прячут дома крашеные яйца, а дети должны найти их. Считается, что их приносит пасхальный кролик.

В течение всей Пасхальной недели совершаются богослужения в костелах, организуются уличные представления на религиозные темы, а в католических храмах проходят концерты органной музыки.

Чем отличается православная пасха от католической

Пасха - главный и самый древний религиозный праздник у христиан всех направлений. Название Пасха взято от еврейского праздника Пасхи, но суть их принципиально разная. У евреев Пасха — это празднование исхода из египетского рабства. У христиан - праздник воскресения из мертвых Иисуса Христа. Поэтому христианская пасха имеет и второе название — Христово воскресение. Принципиальных отличий в праздновании Пасхи между православными христианами и католиками нет. Есть расхождения в некоторых деталях и местных традициях, которые тесно переплелись с древними языческими обрядами. Основное отличие - дата самого праздника. Там и там Пасхе предшествует Великий пост и Страстная неделя..
Изначально православные и католики руководствовались одним правилом: Пасха приходится на первое воскресенье после первого весеннего полнолуния и вычисляется на много лет вперед по так называемым Пасхалиям - пасхальным календарям. Почему православные христиане и католики стали отмечать Пасху в разное время - это целое историческое расследование. Цель этой статьи показать отличия в праздновании Пасхи простыми верующими.

КАК ПРАЗДНУЮТ ПАСХУ ПРАВОСЛАВНЫЕ НА РУСИ
Первое - Пасху празднуют всегда в воскресение. Это исходит из самого определения праздника — Христово воскресенье (из мертвых). Кстати, в дохристианскую эпоху у славян этот день назывался «неделя»=«не-делать» — только отдыхать!.
Обычай христосоваться. Все встречающие друг друга в этот день приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!» «Воистину воскресе!» При этом младшие по положению первыми приветствуют старших. Обычай красить яйца. По легенде этот обычай восходит к временам древнего Рима, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа. Император, не поверил и сказал буквально, что «как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают». И яйцо в тот же миг стало красным. Поэтому пасхальные яйца изначально красились в красный цвет, потом их стали разрисовывать самым разным образом. И даже расписывают художественно. Такие яйца называют «писанки». Пасхальные куличи. Это церковно-обрядовая пища. Этот праздничные хлеба требовалось обязательно освятить, либо в церкви, либо пригласив батюшку домой. После чего праздничными пасхальными куличами и крашенными яйцами угощать друг друга. Пасхальный благовест. Всю Страстную неделю перед Пасхой колокола на колокольнях молчат в знак скорби по страданиям Иисуса Христа. А в Пасху начинают пасхальный перезвон. Всю пасхальную неделю любому желающему дозволяется подняться на колокольню и позвенеть колоколами.

ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ НА ПАСХУ
Пасхальное воскресение знаменует конец Великого поста и начало разговения - есть что угодно, веселиться, напиваться, общаться с противоположным полом сколько влезет. «Чоканье» пасхальными яйцами. Бить яйца на Пасху — любимое соревнование детворы и взрослых. Выигрывает тот, в чьих руках яйцо после столкновения останется целым. Катанье яиц. Забава, похожая на настольную игру. На поверхности расставляют разные предметы. Потом катают яйцо. Чье яйцо какого предмета коснется - тому и достается этот предмет.

КАК ПРАЗДНУЮТ ПАСХУ КАТОЛИКИ
Пасхальный благовест, пасхальные куличи, праздничный стол, крашеные яйца, - все это также присутствует в католическом праздновании Пасхи. Приметным отличием является пасхальный кролик или пасхальный заяц..
Это чисто западная католическая традиция. Корнями уходит к древнему поклонению зайцу или кролику, как символу плодородия (все знают плодовитость этих зверюшек). Съедобных пасхальных зайцев и кроликов выпекают из теста, делают из шоколада, мармелада, из чего угодно. Очень часто в такого съедобного зайца запекают или прячут пасхальное яйцо..
Сувенирные пасхальные зайцы делают глины, пластика, ткани, дерева и т.п., и устанавливают на каминах, тумбочках и других видных местах и празднуют как бы вместе с хозяевами. Пасхальный заяц - очень популярный персонаж! Охота за пасхальными яйцами. Во многих западных странах существует поверие, что пасхальные подарки и пасхальные яйца не приходят сами, а их нужно найти. Родители прячут их где-то в доме, а дети с удовольствием находят.

КРАТКО ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
Празднование Пасхи у православных Бывает всегда либо вместе, либо позднее католической, никогда раньше. Освящают пасхальные яйца и куличи, дарят друг другу. Христосуются. Чокаются яйцами. На колокольнях звучит Благовест. Обильный праздничный стол и выпивка. Празднование Пасхи у католиков Всегда бывает вместе либо раньше православной. Благовест, яйца, куличи — как у православных. Обязательный Пасхальный заяц или кролик, как съедобный, так и сувенирный. Нет обычая христосоваться.

Пожалуй, вопросы о том, почему же Пасхи разных конфессий не совпадают по дате и как вообще рассчитывается дата этого праздника (ведь, как известно, он, в отличие, к примеру, от Рождества, не имеет постоянной даты) - самые популярные в преддверии празднования. Давайте разберемся, в чем же дело и как определяется дата самого главного христианского праздника.

Итак, почему день Пасхи у разных конфессий не совпадает? Ведь методика расчета даты Пасхи - пасхалия - одинакова как у православных, так и католиков! Как же такое может быть?! А все дело - в разнице календарей. Так, православные и представители нескольких древних восточных церквей придерживаются Юлианского календаря, известного на Руси под названием «старый стиль». Западные же конфессии - католики латинского обряда и протестанты - придерживаются «нового стиля», Грегорианского календаря.

Не будем углубляться в особенности календарей и причины их утверждения и принятия, отметим только, что разница между ними составляет 13 дней.

Чтобы высчитать дату Пасхи, церковные ученые берут во внимание три критерия:

  • День весеннего равноденствия: т.е. Пасха не может быть раньше 21 марта;
  • Первое весеннее полнолуние: т.е. Пасха должна праздноваться после этого события;
  • Пасха обязательно должна прийтись на воскресенье.

Исходя из этих условий, получается общее правило: Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния, но не ранее, чем 21 марта.

Различия в календарях, т.е. старый и новый стиль, приводят к тому, что одна методика подсчета даты может привести порой к совершенно разным датам Пасхи. И здесь вовсе нет правила, что Пасхи будут праздноваться с разницей в неделю, хотя по статистике так происходит в 45 % случаев.

Интересные факты

  1. Восточная и Западная Пасхи совпадают в 30 % случаев. В 5% случаев Западная Пасха опережает Восточную на 4 недели, в 20% - на 5 недель, в 45% случаев, как уже упоминалось, на 1 неделю. А разницы в 2 или 3 недели быть не может!
  2. Во многих странах (Австралия, Венгрия, Польша, Португалия, Сербия, Швейцария и др.) на Пасху работники получают четыре выходных дня - это пятница, суббота, воскресенье, понедельник. Трехдневные выходные - с субботы по понедельник - получают работники Австрии, Украины, Италии, Молдавии и др.
  3. Иногда бывает, что Благовещение совпадает с Пасхой (25 марта/7 апреля) - в таком случае Праздник получает название Кириопасха (Господня Пасха). Однако бывает такое очень редко - так, в XX веке Кириопасха праздновалась только в 1912 и 1991 годах. В XXI веке ближайшая Кириопасха произойдет лишь … в 2075 и 2086 годах. Следующую ж Кириопасху можно будет отпраздновать только 2159 году!
  4. Празднование Пасхи не заканчивается в этот же день: целая неделя после праздника - Светлая седмица - считается такой же праздничной, как и воскресный день. А словами «Христос воскрес!» можно приветствовать друг друга вплоть до Вознесения Иисуса Христа, которое празднуется на 40-день после Пасхи.
  5. Первое слово полного названия праздника Пасхи «Воскресение Иисуса Христа» на греческом языке - Ἡ Ανάστασις τοῦ Ἰησοῦ Χριστοῦ (что читается как Анастасис Иису Христу) стало известным христианским именем - причем не только в женской форме - Анастасия - но и в мужском варианте - Анастасий.
  6. Праздник Пасхи называют «Царем дней» и «Праздником Праздников».
  7. Следующее за пасхальным воскресенье в восточных церквях (православной, греко-католической) называется необычным словом «Антипасха», или Фомино воскресенье. В этот день вспоминается явление Христа апостолам и сама личность Фомы «Неверующего» - названного так за, что он утверждал, что не поверит в Воскресение, пока не вложит руку в рану Христа.