Отношение автора к мечтателю. Характеристика героев «Белые ночи»

/ / / Образ Мечтателя в повести Достоевского «Белые ночи»

Повесть Достоевского «Белые ночи» названа его самым сентиментальным романом. Сам роман состоит из пяти частей: в четырех - описания ночи, а в пятой - утро.

В образе главного героя показан молодой человек двадцати шести лет, который проживает в городе больше восьми лет, и у которого реальную жизнь заменяют мечты и грезы. Он наивный, не практичный, добрый человек, но очень одинокий. В повести не сказано ни о его образовании, ни о его семье, автор даже не назвал его имя. В один из вечеров, возвращаясь домой, он встретил молодую девушку, Настеньку. В разговоре с ней он про себя сказал, что он просто мечтатель, который считает себя счастливым человеком. Но встреча с Настенькой дает ему понять, что можно быть счастливым человеком и в реальной жизни. Он осознал, сколько счастья может принести живое общение! От собственного счастья хочется обнять всех.

Действительной жизни у героя мало, и его общение с принесло ему маленькие мгновения реального счастья. Мечтатель убежден, что мир прекрасен, и нет в нем несправедливости. Он своими поступками показывает свою наивность и непрактичность. Испытывая самые теплые чувства к Настеньке, парень помогает ей устроить жизнь с другим мужчиной. При этом он искренне верит в то, что так будет лучше. Он любил Настеньку, но не умел и не хотел мешать ее счастью. Он радовался за нее, не упрекая, чтобы ненароком не нагнать тоску на ее сердце. Мечтатель желает ей только ясного неба, светлой улыбки, благодарит ее за те минуты счастья и блаженства, которое она смогла дать его одинокому сердцу.

Но встреча с Настенькой дала ему какое-то осознание того, что происходит с его жизнью. Он признался ей, что у него бывают минуты тоски, невыносимой тоски. Ему тогда даже казалось, что он уже не способен вернуться к реальной жизни, считая, что потерял всякий такт и чутье в действительности.

После фантастической и придуманной жизни в своих мечтах к нему уже приходит мысль, что вокруг идет жизнь, кружится людская толпа, люди вокруг живут наяву, и жизнь их не разлетается, как сон или виденье. А как живет он? Как пугливы его фантазии. Как тяжело очутиться опять в реальности, где он так одинок. Куда же деваются мечты? А как быстро идет год за годом! Что же Мечтатель делает со своей жизнью? Пролетят года, и наступит старость, а с ней и одиночество, тоска и уныние. Тут бы прийти воспоминаниям, но вспомнить-то нечего, кроме своих несбывшихся желаний и мечтаний. Фантастический мир, придуманный тобой, улетит в прошлое, как прошлогодние листки с дерева. Как грустно будет остаться одному, и не о чем хорошем жалеть не придется, потому что все это было только в мечтаниях. То, что раньше так было мило, так сильно трогало душу, и в то же время так шикарно обманывало.

Достоевский на примере своего мечтателя показывает, как люди уходят от действительности, которая им не нравится. В своих мечтах они живут другой жизнью. Яркой, насыщенной, где есть счастье радость и любовь.

«Белые ночи» характеристика Мечтателя

Мечтатель — 26-летний молодой человек. Живет преимущественно собственными фантазиями, в реальную жизнь выглядывает редко. Как-то он отправился от нечего делать бродить по городу, да так увлекся прогулкой, что вышел за город. Там он насладился вольным природным воздухом. Когда уже поздним вечером герой возвращался домой, он встретил молодую худенькую девушку, которая почему-то плакала.

Молодой человек заговорить с ней сразу не решился. Она тем временем перешла на другую сторону улицы. Герой увидел, что там к ней вот-вот пристанет пьяный. Мечтатель героически спас девушку от неприятностей. Правда, обошлось без рукоприкладства: оказалось, что достаточно только присутствия молодого человека рядом с прекрасной незнакомкой.

Герой преодолевает свое смущение и провожает девушку до дома. По пути рассказывает ей о себе, о своей бедности, фантазиях, тайных надеждах. Потом молодые люди доходят до пункта назначения и прощаются, условившись обязательно встретиться завтра. В этом месте произведения «Белые ночи» характеристика Настеньки совершенно не ясна читателю. Понятно одно: это молодая и, видимо, несчастная девушка.

Характеристика Настеньки «Белые ночи»

Настя вот уже два года ни на шаг не отходит утром и днем от своей бабушки. Та почти ослепла, и за какой-то проступок, о котором не сообщается, родственница в буквальном смысле прикрепила девушку к себе, чтобы она еще чего не натворила. Настя – сирота, родители умерли, и она осталась она с бабулей. У них в доме есть две комнаты: в одной живут они, а другую бабушка сдает внаем – это единственный источник их существования, кроме пенсии старушки.

И вот к ним заехал жилец – молодой человек. В результате одного неловкого эпизода он понял, что Настя пристегнута к бабушке булавкой. Он пожалел девушку, стал давать ей книги и вывозить в театр. Она, конечно, влюбилась в благодетеля, открылась ему, но он сказал, что пока не может взять ее замуж, так у него нет достаточного количества денег на сей момент для такого ответственного шага, и ему надо в ближайшее время ехать в Москву на год. Если за это время у Насти к нему не изменятся чувства, то он приедет ровно через год и женится на ней.

В тот же день, когда герои встретились, исполнился год и чуть больше со времени договора, но молодой человек не появился в условленном месте, хотя был уже в городе, о чем хорошо известно девушке. Мечтателю открывается причина слез Настеньки.

Настенька не слишком умна, но и не слишком глупа. У нее есть вкус к литературе, вернее, она любит истории. Жених ей попался случайно, но она ухватилась за него, как за соломинку, чтобы сбежать от слепой бабки. Наверное, как девушка совестливая, она еще и мучилась виной из-за того, что не слишком любит свою престарелую родственницу. И, тем не менее, она была на грани отчаяния и, может быть, безумия, когда жених не появился, ведь он олицетворял собой выход из жизненного плена.

Мечтатель хочет помочь девушке и предлагает ей сочинить письмо для суженого, а он его отнесет куда следует. Удивительным образом необходимое письмо уже написано девушкой, а герою даны четкие инструкции, кому именно его надо отдать. Нельзя сказать, что Настя манипулирует мечтателем намеренно, эксплуатируя его влюбленность, у нее это выходит невольно и невинно.

Встреча заканчивается тем, что Настя и мечтатель распевают песни. Чему радуется она – понятно, а он, видимо, надеется ей услужить и добиться ответных чувств от девушки и, предвкушая это событие, поет.

На третье встрече мы узнаем, что друг девушки не отвечает на переданное письмо. Мечтатель понял, что его шансы на взаимность стремительно приближаются к нулю. Девушка пытается его как-то утешить и заверить в своем дружеском расположении. Естественно, мечтателю от этого не легче.

На четвертую ночь девушка уже отчаялась, а Мечтатель признался в любви. Они друг другу говорят всякие «сладости», и вот Настенька уже готова забыть предавшего ее жениха, но тут появляется он сам собственной персоной, и Настя, позабыв про друга-мечтателя, устремляется в объятия старой любви.

На следующий день она пишет мечтателю письмо, в котором говорит, что у нее все в порядке, и что в скором времени она и ее возлюбленный поженятся. Главному герою остается только вспоминать события, которые произошли под бледный свет белых ночей, и тосковать.

«Белые ночи» цитатная х арактеристика Настеньки

«…теперь мне семнадцать…» (Настенька о своем возрасте)

«… умница: это при красоте никогда не мешает…» (Мечтатель о Настеньке)

«…У меня тоже никого нет, с кем бы мне можно было слово сказать, у кого бы совета спросить…» (Настенька о себе)

«…я вчера поступила, как ребенок, как девочка, и, разумеется, вышло так, что всему виновато мое доброе сердце…» (Настенька о себе)

«…я сама мечтатель! <…> Ну, вот и начнешь мечтать, да так раздумаешься – ну, просто за китайского принца выхожу…» (Настенька о себе)

«…Я простая девушка, я мало училась, хотя мне бабушка и нанимала учителя…» (Настенька о себе)»

…за ее детским смехом…»

«…Настенька, которая слушала меня, открыв свои умные глазки, захохочет всем своим детским, неудержимо веселым смехом…»

1. История создания романа.
2. Образ главного героя произведения.
3. Психологизм романа «Белые ночи».

Впервые роман «Белые ночи» Ф. М. Достоевского увидел свет в 1848 году в периодическом издании «Отечественные записки». Свое произведение писатель посвятил другу молодости — поэту А. Н. Плещееву. Возможно, этот человек явился и прототипом главного героя произведения, поскольку именно в это время он думал над своим вариантом повести о мечтателе. По мнению многих литературоведов, «Белые ночи» — это из самых светлых и поэтических произведений писателя. Более того, сам Достоевский писал, что «все мы более или менее мечтатели». То есть в какой-то мере роман является автобиографичным, поскольку Федор Михайлович, как и его персонаж не раз вспоминал о своих «золотых и воспаленных грезах»: «Прежде в юношеской фантазии моей любил воображать себя иногда то Периклом, то Марием, то христианином из времен Нерона, то рыцарем на турнире, то Эдуардом Глянденингом из романа "Монастырь" Вальтер Скотта... И чего я не перемечтал в моем юношестве...». Действие произведения разворачивается в поэтической атмосфере романтической лирики, этим же овеяны и образы главных героев молодого чиновника-разночинца и юной девушки. Каждый из них обладает чистой душой. Все происходящее протекает на фоне петербургских каналов в период белых ночей.

Роман «Белые ночи» включает в себя пять частей, в четырех из которых описываются ночи, а в последнем утро. Главный герой произведения, молодой человек, мечтатель прожил в Петербурге уже восемь лет, однако так и не смог найти себе друзей. В один из летних дней он вышел на прогулку, и вдруг ему показалось, что весь город выехал на дачу. Будучи человеком одиноким, мечтатель еще более почувствовал свою оторванность от других людей. Это толкнуло его совершить пешую прогулку за город. Возвращаясь поздно вечером, главный герой увидел молодую женщину, которая рыдала у перил канала. Безусловно, он, как настоящий мужчина, да еще и романтик, не мог просто так пройти мимо. Он хотел подойти к девушке, однако та опомнилась и пошла быстрым шагом по набережной. Случай помог молодому человеку познакомиться и разговориться с незнакомкой, Девушка пообещала рассказать свою историю следующей ночью и попросила нового друга ни в коем случае не влюбляться в нее. Неожиданная встреча так поразила главного героя, что на следующий день он пришел на место встречи на два часа раньше. Пылкий юноша готов был пожертвовать, чем угодно, чтобы обезопасить Настеньку от беды, если бы та угрожала новой знакомой. Наконец ожидания главного героя были вознаграждены.

Молодые люди поближе познакомились друг с другом, причем герой представился, как мечтатель-чудак, который одновременно и боится, и стремится к общению с окружающими: «Мечтатель — если нужно его подробное определение — не человек, а, знаете, какое-то существо среднего рода. Садится он большею частию где-нибудь в неприступном углу, как будто таится в нем даже от дневного света, и уж если заберется к себе, то так и прирастет к своему углу, как улитка...». В вечернее время главный герой любил бродить по городу и мечтать. Мечты придавали смысл его существованию, а также наполняли его радостью: «Он теперь уже богат своею особенною жизнью; он как-то вдруг стал богатым, и прощальный луч потухающего солнца не напрасно так весело сверкнул перед ним и вызвал из согретого сердца целый рой впечатлений... Теперь "богиня фантазия".. . уже заткала прихотливою рукою свою золотую основу и пошла развивать перед ним узоры небывалой причудливой жизни...». Рассказ девушки не мог не затронуть душу мечтателя, тем более, что она испытывала серьезные чувства, и вся история была окутана ореолом романтики. Молодой человек стал успокаивать Настеньку и даже согласился передать письмо людям, которые доставят его адресату. Следующее свидание новых друзей было назначено на следующую ночь. Во время третьей встрече пылкому юноше на мгновение показалось, что девушка любит его, так она нежно о нем заботилась, однако благородное сердце не могло заподозрить Настеньку в проявлении чувств. Мечтатель довольно скоро одернул себя, осознавая, что «ее забота, ее любовь... была не что иное, как радость о скором свидании с другим».

Ожидание растянулось на несколько часов. Сначала Настенька была весела и даже шаловлива, однако вскоре стала грустна. Как не успокаивал мечтатель девушку, она становилась все печальнее и печальнее. Главный герой так искреннее успокаивал свою новую подругу, что ей в голову пришла мысль: «Я вас » обоих сравнила. Зачем он — не вы? Зачем он не такой, как вы? Он хуже вас, хоть я и люблю его больше вас». Молодые люди расстались, так и не дождавшись Настенькиного избранника.

Слова девушки настолько взволновали мечтателя, что он еле дождался утра, чтобы найти ее дом. Он искренне полюбил девушку: «Я было пошел в их переулок, но мне стало стыдно. И я воротился, не взглянув на их окна. Не дойдя двух шагов до их дома. Я пришел домой в такой тоске, в какой никогда не бывал». Он мучился из-за того, что ничего уже не мог с этим поделать. Четвертое свидание было назначено на девять часов вечера, однако когда мечтатель пришел, девушка была уже там. Она надеялась, что новый знакомый принесет ей письмо от ее возлюбленного, когда же ожидания не подтвердились, то девушка залилась слезами. Ради Настеньки молодой человек готов был сам отправиться к ее избраннику и потребовать у него ответа, однако девушка остановила его. Вскоре мечтатель не мог не признаться ей в любви. Несчастная девушка спросила только, не мог бы ее новый знакомый подождать, пока ее сердце освободится от старой любви. Безусловно, мечтатель был готов ждать, сколько понадобится. Молодые люди тут же стали прогуливаться по набережной строить планы на будущее. Они решили, что мечтатель, не мешкая, переселится в дом девушки, где ее бабушка сдает освободившийся мезонин. Настроение Настеньки постоянно менялось, она не могла забыть свое унижение и отвергнутую любовь. Молодой человек, как мог, старался отвлечь ее.

Вдруг им навстречу попался мужчина, который пристально посмотрел на девушку, назвал ее по имени. Настенька узнала в нем своего возлюбленного и кинулась к нему Мечтатель не посмел ее остановить. Утром он получил письмо, в котором девушка благодарила его за поддержку и рассказывала, что выходит замуж за своего избранника. Мечтатель вдруг увидел свое будущее, когда он постаревший лет на пятнадцать находится все в той же комнате с теми же полинявшими стенами и полами.

В своем проникновенном романе Федор Михайлович старался осмыслить тему Петербурга с философско-исторической точки зрения. Ему в полной мере удалось раскрыть образ одинокого интеллигентного человека, ощущающего себя чужим и в большом городе. В поисках выхода из сложившейся ситуации « главный герой погрузился в себя, он ушел от реальности с помощью мечтательности.

В своем творчестве Достоевский не раз обращается к этой теме. В последующих произведениях писателя проявляется причина подобной мечтательности. Автор рассматривал ее как следствие «разрыва с народом огромного большинства образованного сословия». Он проводит серьезнейший психологический анализ человеческих отношений. Мечтатели Достоевского жаждали живой жизни, они мучитель но искали точки соприкосновения с ней. Многие литературоведы были уверены, что в художественном плане «Белые ночи» значительно совершеннее предшествующих произведений Федора Михайловича.

Образ мечтателя является одним из центральных в творчестве молодого Достоевского. Образ мечтателя в повести «Белые ночи» автобиографичен: за ним стоит сам Достоевский.

С одной стороны, автор утверждает, что призрачная жизнь есть грех, она уводит от настоящей действительности, а с другой - подчеркивает творческую ценность этой искренней и чистой жизни. «Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу».

«Я ходил много и долго, так что уже совсем успел, по своему обыкновению, забыть, где я, как вдруг очутился у заставы… Точно я вдруг очутился в Италии, - так сильно поразила природа меня, полубольного горожанина, чуть не задохнувшегося в городских стенах… Есть что-то неизъяснимо трогательное в нашей петербургской при- роде, когда она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю мощь свою, все дарованные ей небом силы, опушится, разрядится, упестрится цветами…»

В темных петербургских углах, куда никогда не заглядывает солнце, прячется бедный мечтатель, всегда сконфуженный, чувствующий себя виноватым, с нелепыми манерами, бестолковой речью, доходящий до самоуничтожения. Герой рисует автопортрет: измятый, замызганный котенок, который, отфыркиваясь, с обидой и одновременно враждой взирает на природу и даже «на подачку с господского обеда», принесенную сердобольной ключницей.

«Белые ночи» - повесть об одиночестве человека, не нашедшего себя в несправедливом мире, о несостоявшемся счастье. Герою неведомы эгоистические побуждения. Он готов всем пожертвовать для другого и стремится устроить счастье Настеньки, ни на минуту не задумываясь над тем, что любовь к нему Настеньки - единственное, что от может получить от жизни. Любовь мечтателя к Настеньке бескорыстна, доверчива и так же чиста, как белые ночи. Это чувство спасает героя от «греха» мечтательства и утоляет жажду настоящей жизни. Но участь его печальна. Он снова одинок. Однако безысходного трагизма в повести нет. Мечтатель благословляет свою возлюбленную: «Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу!»

Эта повесть - своеобразная идиллия. Это утопия о том, какими могли бы быть люди, если бы проявляли свои лучшие чувства. Это скорее мечта о другой, красивой жизни, чем отражение действительности.

    • В самом начале «сентиментального романа» автор знакомит нас с мечтателем. В одну из петербургских белых ночей происходит встреча и знакомство мечтателя с Настенькой. Он сразу же раскрывает ей всё о себе, о своей однообразной, на первый взгляд, жизни. Она отвечает ему взаимностью,и тут, сам того не замечая, мечтатель влюбляется всё сильнее и сильнее в Настеньку. Конечно же, она понимает, чувствует его любовь к себе. При помощи их взаимоотношений, автор раскрывает пред нами множество тем: тема любви, ненависти, […]
    • Образ мечтателя является одним из центральных в творчестве молодого Достоевского. Образ мечтателя в повести «Белые ночи» автобиографичен: за ним стоит сам Достоевский. С одной стороны, автор утверждает, что призрачная жизнь есть грех, она уводит от настоящей действительности, а с другой - подчеркивает творческую ценность этой искренней и чистой жизни. «Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу». «Я ходил много и долго, так что уже совсем успел, по своему обыкновению, […]
    • Родион Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, совершает одно из самых страшных, с точки зрения Библии и человеческой морали, преступлений – убийство. Он – бедный студент, разночинец, принимает решение убить старую женщину – процентщицу Алену Ивановну. В ходе убийства он обрекает на смерть и ее безобидную сестру Лизавету, которая к тому же была беременна. Писатель представляет на суд читателя не просто убийцу, а персонажа трагедийного, наделенного массой положительных […]
    • Ф.М. Достоевский - это не просто классик русской литературы. Это гений, сумевший понять загадочный русский характер и раскрыть многие проблемы русского общества, которые актуальны и в наши дни. Его роман "Преступление и наказание" открывает череду эпохальных романов, сделавших писателя поистине мировым классиком. В нем подробно исследован человеческий индивидуализм, граничащий с абсолютным эгоизмом, который приводит к отрицанию всех ценностей жизни. Помимо точного психологического анализа отдельного человека, в […]
    • Мы все глядим в наполеоны, Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно... А. С. Пушкин Каждый век в истории человечества связан с какой-то личностью, которая выразила свое время с наибольшей полнотой. Такую личность, такого человека называют великим, гением и тому подобными словами. Век буржуазных революций давно уже связан в сознании читателей с феноменом Наполеона - маленького корсиканца с прядкой волос, упавшей на лоб. Он начинал с участия в великой революции, которая раскрыла его талант и таланты […]
    • В центре внимания писателей 19 века находится человек с богатой духовной жизнью,изменчивым внутренним миром.Новый герой отражает состояние личности в эпоху социальных преобразований.Авторы не обходят вниманием и сложную обусловленность развития человеческой психики внешней материальной обстановкой.Главная особенность изображения мира героев русской литературы - психологизм, то есть способность показать изменение души героя В центре разных произведений мы видим "лишних […]
    • Порфирий Петрович - пристав следственных дел, дальний родственник Разумихина. Это человек умный, хитрый, проницательный, ироничный, незаурядный. Три встречи Раскольникова со следователем - своеобразный психологический поединок. У Порфирия Петровича нет улик против Раскольникова, но он убежден, что тот - преступник, и свою задачу как следователя видит либо в том, чтобы найти улики, либо в его признании. Вот как Порфирий Петрович описывает свое общение с преступником: «Видали бабочку перед свечкой? Ну, так он все […]
    • Лужин Свидригайлов Возраст 45 лет Около 50 лет Внешность Он уже немолод. Чопорный и осанистый мужчина. Брюзглив, что отражается на лице. Носит завитые волосы и бакенбарды, что, однако, не делает его смешным. Весь внешний вид весьма моложавый, на свой возраст не выглядит. Отчасти еще и потому, что вся одежда – исключительно в светлый тонах. Любит хорошие вещи – шляпу, перчатки. Дворянин, раньше служил в кавалерии, имеет связи. Род занятий Весьма преуспевающий юрист, надворный […]
    • «Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света […]
    • В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая идет вразрез с главными человеческими законами. Идея Раскольникова о том, что есть люди – «твари дрожащие» и «право имеющие», находит в романе много опровержение. И, пожалуй, самым ярким разоблачением этой идеи является образ Сонечки Мармеладовой. Именно этой героине суждено было разделить глубину всех душевных мук […]
    • Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за то, что они попирают слабых людей и унижают их достоинство. Раскольников очень чутко воспринимает чужое горе, пытается как‑то помочь беднякам, но вместе с тем понимает, что изменить что‑либо не в его силах. В его страдающем и измученном мозгу рождает теория, согласно которой все люди разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». […]
    • Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любовью пишет о «маленьком человеке», живущем в холодном и жестоком мире. Сам писатель заметил: «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя». Тема «маленького человека», «униженных и оскорбленных» особенно сильно прозвучала в романе Достоевского «Преступление и наказание». Одну […]
    • Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу в моральном плане. Некоторые из этих героев так никогда и не поднимаются на прежний уровень, а становятся настоящими […]
    • В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60‑х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху‑процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим. Достоевский наделил своего героя прекрасными чертами: Раскольников был «замечательного хорош собою, с […]
    • Роман Достоевского «Преступление и наказание» просто изобилует символическими деталями, нюансами, несущими в своём значении скрытый подтекст. Это произведение по праву можно считать образцом символизма в русской литературе XIX века. Главный герой «Преступления и наказания» – Родион Романович Раскольников. В самом его имении скрыт мотив крови: «Родион», с древнегреческого – житель острова Родос. Но это – не единственное значение имени. Старославянское «руда» (кровь) берёт своё начало здесь же. И это – ещё не […]
    • Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» поднимает целый ряд социальных, психологических и нравственных проблем, заставляя читателя всерьез задуматься о поиске ответов на многие вопросы, стоящие перед личностью и человечеством в целом. Каждый персонаж в произведении примером собственной жизни и выбора демонстрирует результат этого вечного человеческого поиска и роковых ошибок на этом пути. Главный герой романа – Родион Раскольников – молодой человек, терзаемый мыслью о собственном предназначении и […]
    • Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи‑процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд над Раскольниковым и его бесчеловечной теорией. Признание Раскольникова не связано окончательно с развенчанием самой идеи возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней. Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский […]
    • Ф. М. Достоевский был настоящим писателем‑гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа. Герои романов Достоевского – это люди, желающие найти выход из жизненного тупика, в котором оказались по разным причинам. Они вынуждены жить в жестоком мире, который порабощает их умы и сердца, заставляет действовать и поступать так, как людям не хотелось бы, или как бы они не поступили, находясь в других […]
    • Бывший студент Родион Романович Раскольников – главный герой «Преступления и наказания», одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом: Родион Романович – человек с расколотым сознанием. Он изобретает собственную теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя […]
    • Одним из сильнейших моментов романа «Преступление и наказание» является его эпилог. Хотя, казалось бы, кульминация романа давно миновала, и события видимого «физического» плана уже произошли (задумано и содеяна страшное преступление, совершено признание, приведено в исполнение наказание), на самом деле только в эпилоге роман достигает своего подлинного, духовного пика. Ведь, как выясняется, совершив признание, Раскольников не раскаялся. «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес […]