От чего умерла мать григория мелехова. «Григорий Мелехов» был расстрелян

Григорий Мелехов - самый известный и запоминающийся персонаж романа Шолохова «Тихий Дон». Но мало кто знает, что в первой редакции произведения такого героя не было вообще. Его место занимал некто Абрам Ермаков, который внешне очень походил на Григория. Почему автор решил внести в роман изменения, до сих пор неизвестно.

Внешность героя

Григорий Мелехов (характеристика персонажа будет подробно рассмотрена в этой статье) наделен автором «диковатой» красотой, как и все казаки его рода. Он был выше своего старшего брата, черноволосый и горбоносый, что делало его похожим на цыгана. Глаза чуть раскосы, миндалевидные и «подсиненные», а «острые плиты скул обтянуты коричневой кожей». Улыбка у него была «звероватая», «волчьи зубы» белоснежные. Руки неподатливы и черствы на ласку.

Во всем его облике чувствуется дикость и грубость, сочетающаяся с невероятной красотой. Даже во время войны он не утратил привлекательности. Хотя сильно исхудал и больше стал похож на азиата.

Григорий Мелихов носил традиционную казачью одежду: широкие шаровары, шерстяные белые чулки, чирики (туфли), зипун, просторную рубаху, полушубок. В одежде имеется прямое указание на национальную принадлежность. Автор подчеркивает казачье происхождение своего героя.

Кто главный герой романа?

Начнем с того, что в центре внимания Шолохова находится народ, а не конкретная личность. А Григорий выделяется на общем фоне лишь потому, что является воплощением народных черт. Он стал отражением казацкой удали и «любви к хозяйству, к работе» - двух главных заповедей казаков, которые были воинами и земледельцами одновременно.

Но славен не только этим Григорий Мелехов («Тихий Дон»). Отличительными чертами его характера стали своеволие, стремление к истине и независимость в поступках. Он всегда стремится во всем убедиться лично и не верит никому на слово. Для него истина рождается медленно, из конкретной действительности, тягостно и мучительно. Вся его жизнь и есть поиск правды. Эти же мысли мучили и казаков, впервые столкнувшихся с новой властью.

Григорий Мелехов и Аксинья

Любовный конфликт является одним из главных в романе. Отношения главного героя с Аксиньей проходят красной нитью через все произведение. Их чувство было высоким, но трагичным.

Поговорим немного о героине. Аксинья - статная, красивая и гордая казачка, очень эмоционально воспринимающая происходящее. На ее долю выпала нелегкая судьба. В шестнадцать лет Аксинью изнасиловал отец, а через год выдали замуж за Степана Астахова, который бил ее. За этим последовала гибель ребенка. Нелюбимый муж и тяжелая работа - вот вся жизнь молодой женщины. Такова была судьба многих крестьянок и казачек, поэтому и принято считать, что отражает целую эпоху «Тихий Дон».

Судьба Григория Мелехова оказалась тесно переплетена с жизнью Аксиньи. Женщина хотела настоящей любви, поэтому она с такой готовностью откликнулась на ухаживания соседа. Между молодыми людьми вспыхнула страсть, сжегшая страх, стыд и сомнения.

Даже женитьба на Наталье не остановила Григория. Он продолжал встречаться с Аксиньей, за что и был изгнан отцом из дома. Но и тут влюбленные не сдались. Их жизнь в работниках не приносит счастья. А измена Аксиньи с хозяйским сыном заставляет Григория вернуться к жене.

Однако окончательного разрыва не происходит. Влюбленные снова начинают встречаться. Они проносят свои чувства через всю жизнь, несмотря на все несчастья и трагедии.

Характер

Григорий Мелехов не бежит от реальности. Он трезво оценивает все происходящее вокруг и принимает активное участие во всех событиях. Это считается самым ярким и запоминающимся в его образе. Ему свойственны широта души и благородство. Так, он спасает жизнь Степану Астахову, рискуя собой, хотя не питает к нему никаких дружеских чувств. Затем он отважно бросается на спасения тех, кто убил его брата.

Образ Мелехова сложен и неоднозначен. Ему свойственны метания, чувство внутренней неудовлетворенности своими поступками. Именно поэтому он постоянно мечется, для него сделать выбор - непростая задача.

Социальный аспект

Характер героя определяется его происхождением. Например, Листницкий является помещиком, а Кошевой - батраком, поэтому на них нельзя положиться. Совсем другое происхождение имеет Григорий Мелехов. «Тихий Дон» писался во время расцвета соцреализма и жесткой критики. Поэтому не удивительно, что главный герой имеет крестьянское происхождение, которое считалось самым «правильным». Однако то, что он был из середняков, стало причиной всех его метаний. В герое уживаются одновременно труженик и собственник. Это и является причиной внутреннего разлада.

Григорий Мелехов на войне практически не заботится о своей семье, даже Аксинья уходит на второй план. В это время он пытается понять общественное устройство и свое место в нем. На войне герой не ищет для себя выгоды, главное - отыскать правду. Именно поэтому он так пристально всматривается в окружающий мир. Он не разделяет восторга других казаков относительно прихода революции. Григорий не понимает, зачем она им нужна.

Раньше казаки сами решали, кто будет ими править, выбирали атамана, а теперь за такое сажают. На Дону не нужны ни генералы, ни мужики, народ и сам разберется, как разбирался и до этого. Да и обещания большевиков ложны. Говорят, что все равны, а вот идет Красная армия, на взводном хромовые сапоги, а солдаты все в обмотках. И где равенство?

Поиски

Григорий Мелехов очень ясно видит действительность и трезво оценивает происходящее. В этом он похож на многих казаков, однако есть и одно отличие - герой ищет правду. Именно это не дает ему покоя. Сам Шолохов писал, что в Мелехове воплотилось мнение всех казаков, но сила его в том, что он не боялся высказываться и пытался разрешить противоречия, а не принял смиренно происходящее, прикрываясь словами о братстве и равенстве.

Григорий мог бы признать правоту красных, но чувствовал ложь в их лозунгах и обещаниях. Он не мог принять все на веру, а когда проверял на деле, получалось, что ему врали.

Закрыть же глаза на ложь было равносильно предательству себя, своей земли и своего народа.

Как поступить с ненужным человеком?

Григорий Мелехов (характеристика это подтверждает) выделялся на фоне других представителей казачества. Это и привлекло к нему внимание Штокмана. У этого человека не было времени переубеждать таких, как наш герой, поэтому он сразу же решил его устранить. Неповинный Григорий был обречен на арест и смерть. А что еще делать с ненужными людьми, которые задают лишние вопросы?

Приказ отдается Кошевому, который приходит в удивление и смущение. Григория, его друга, обвиняют в опасном образе мыслей. Здесь мы видим основной конфликт романа, где сталкиваются две стороны, каждая из которых права. Штокман предпринимает все меры, чтобы не допустить восстания, которое могло бы помешать воцарению советской власти, которой он служит. Характер же Григория не позволяет ему смириться ни со своей участью, ни с участью своего народа.

Однако приказ Штокмана становится началом того самого восстания, которое он хотел предупредить. Вместе с Мелеховым, вступившим в бой с Кошевым, поднимается все казачество. В этой сцене читатель с отчетливой ясностью может убедиться в том, что Григорий действительно является отражение народной воли.

Мелехов принимает решение бороться с властью красных. И это решение обусловлено чередой происшествий: арест отца, многочисленные расстрелы в Татарском, угроза жизни самому герою, оскорбления красноармейцев, разместившихся на его базу.

Григорий сделал свой выбор и уверен в нем. Однако не все так просто. Это еще не последний поворот в его судьбе.

Метания

Образ Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» очень неоднозначен. Он постоянно в метаниях и не уверен в правильности выбора. Так происходит и с решением противостоять Красной армии. Он видит пленных и погибших, участвовавших в его восстании, понимает, кому это может быть выгодно. Окончательно прозрение наступает, когда Григорий один мчится на пулемет и убивает матросов, управлявших им. Мелехов после этого катается по снегу и восклицает: «Кого же я убил!»

Герой снова оказывается в конфликте с миром. Все метания Мелехова отражают колебания всего казачества, которое сначала пришло от монархизма к большевизму, затем решило строить автономию, а потом опять вернулось к большевизму. Только на примере Григория мы видим все более отчетливо, чем это происходило в действительности. Связано это с самим характером героя, с его непримиримостью, страстностью, необузданностью. Строго Мелехов судит себя и окружающих. Он готов ответить за свои неверные поступки, но хочет, чтобы ответили и другие.

Подводя итоги

Образ Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» полон трагизма. На протяжении всей своей жизни он пытался найти правду, но что получил в конце? В последней главе книги мы видим, как герой теряет самое дорогое - любимую женщину. Смерть Аксиньи стала самым страшным ударом для Мелехова. В этот момент у него отняли смысл жизни. В этом мире у него не осталось больше близких людей. Душевное опустошение приводит его в лес. Он пытается жить один, но не выдерживает и возвращается в хутор, где живет его сын - единственное, что осталось от Аксиньи и их любви.

В чем трагедия Григория Мелехова? Он вступил в конфликт с миром, не смог смириться с его новыми законами, попытки что-то изменить завершились провалом. Но смириться с происходящим герой так и не смог. Новая эпоха «перемолола» и исковеркала его судьбу. Григорий просто оказался человеком, который не смог приспособиться к переменам.

ИСТОРИЯ СЕМЬИ МЕЛЕХОВЫХ КАК ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КАТАКЛИЗМОВ ЭПОХИ

Одна из главных тем романа-эпопеи «Тихий Дон» – семья, простой, «частный» человек в водовороте истории. Впервые в русской литературе в центре большого произведения оказались не представители высших сословий и интеллигенции, а простые люди из народа. Солдаты и землепашцы. Для русского читателя стало почти аксиомой (этому учила литература), что глубина переживаний и сила страстей является привилегией натур избранных, интеллигентных, обладающих тонкой организацией психики, высокой культурой. Шолохов же продемонстрировал, что и людям от земли присущи могучие страсти, что и они трепетно воспринимают земные радости и по-настоящему страдают. Шолохов подробно описывает быт и нравы казаков, их устоявшуюся патриархальную нравственность, конечно, не лишенную и пережитков.

В этой патриархальной системе ценностей основное – товарищество, дружба, взаимопомощь, почитание старших, забота о детях, честность и бесхитростность, благообразие в быту, добропорядочность, отвращение ко лжи, двуличию, лицемерию, наглости и насилию.

Подлинным примером для подражания могут служить дед Гришака Коршунов и дед Максим Богатырев. Первый побывал в турецкой компании, второй – еще в кавказской. Сидя за свадебным столом, они вспоминают годы своей молодости. Однако деда Максима гложет раскаяние: когда-то давно с однополчанином отобрали они ковер: «До этого сроду не брал чужого… бывало, займем черкесский аул, в саклях имение, а я не завидую… Чужое сиречь от нечистого… А тут поди ж ты… Влез в глаза ковер… с махрами… Вот, думаю, попона коню будет…»

А дед Гришака вспоминает, как взял в бою турецкого офицера в плен: «Стрельнул и не попал. Тут придавил я коня, догоняю его. Хотел срубить, а посля раздумал. Человек ить…»
Или еще более показательный пример. Бывалый воин, участник турецкой кампании, у которого в курене ночуют казаки, держащие путь на фронт, говорит им: « – Помните одно: хочешь живым быть, из смертного боя целым выйтить – надо человечью правду блюсть.
– Какую? – спросил Степан Астахов, лежавший с краю…
– А вот какую: чужого на войне не бери – раз. Женщин упаси бог трогать…
Казаки заворочались, заговорили все сразу… Дед сурово наставил глаза, ответил всем сразу:
– Женщин никак нельзя трогать. Вовсе никак! Не утерпишь – голову потеряешь али рану получишь, посля спохватишься, да поздно».

Самой же главной ценностью, оплотом патриархальной нравственности, воспитавшей в людях их лучшие качества, была семья. Ярким примером такой семьи является семья Мелеховых. Во главе ее стоит Пантелей Прокофьевич, крутой и своенравный человек, но за ним и большая правота, поскольку он охраняет покой и благосостояние близких. Не по самодурству пытается Пантелей Прокофьевич уломать Григория, когда тот стал встречаться с Аксиньей, а потому что по-своему беспокоится за будущее сына и семьи соседей Астаховых. После женитьбы сына следовало оградить от страданий Наталью и детей. Эти же чувства испытывает мудрая, сильная духом Ильинична, также являющаяся хранительницей домашнего очага.

Совершенно прав Пантелей Прокофьевич, когда галопом примчался разнимать не на шутку повздоривших сыновей. Дело не в арапнике, который он держит в руке с целью якобы наказать виновных (этого как раз и не случилось), а в том, что есть глава семьи, отец, следящий за порядком, не дающий распускаться домашним.

Трудно возразить Ильиничне и Пантелею Прокофьевичу, когда они следят за тем, чтоб Наталья и Дарья – жены сыновей – несли равный труд по хозяйству.

Говоря о семье Мелеховых, Шолохов ведет речь о народной нравственности, о разумном и человеческом в ней. Писатель за крепкую семью, в которой есть и мир, и согласие, и порядок.

Этот мир первым нарушает Григорий, бросив законную жену и уйдя с Аксиньей в Ягодное, в имение пана Листницкого. Поступок Григория служит как бы провозвестником грядущих трагических событий.

И они не заставили себя ждать. Грянули первая мировая война, Февральская революция, Октябрьский переворот, гражданская война. С началом катаклизмов, потрясений началось постепенное выжигание, которое привело к гибели большинства Мелеховых. Уцелели лишь Дуняшка, Григорий и его сын. Да и Григорий возвращается в родной хутор до амнистии, на верную смерть.

Как трагическое, переломное время воздействовало на семью, обусловив крушение веками сложившихся устоев, особенно наглядно видно на примере образа Пантелея Прокофьевича.
В начале произведения мы видим Пантелея Прокофьевича полновластным хозяином в своем доме. Еще с молоком матери впитал он в себя патриархальные устои и стоит на страже их. Не гнушается он поднять руку на домашних, чтобы охладить их пыл.

Однако в контексте того времени это входило в его обязанности, считалось долгом перед детьми. В Библии сказано: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает его», «наказывай сына своего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей».

В то же время это очень трудолюбивый человек, хозяйственный, в курене которого царит достаток.

Весь смысл жизни Пантелея Прокофьевича заключен в семье. Он безмерно гордится сыновьями, дослужившимися до офицерских чинов. Любит похвастаться их успехами. Например, приехавшего в отпуск Григория он везет со станции через весь хутор, минуя свой проулок. «Сыновей на войну провожал рядовыми казаками, а выслужились в офицерья. Что ж, аль мне не гордо прокатить сына по хутору? Пущай глядят и завидуют. А у меня, брат, сердце маслом обливается!» – откровенничает Пантелей Прокофьевич.

Отдельные исследователи, в частности, Якименко, осуждает Пантелея Пракофьевича за эту черту, но, думается, напрасно. Разве плохо, когда отец гордится своими детьми, радуется их успехам как своим?

Но вот начинается гражданская война. То одна, то другая сторона одерживает верх. Меняются власти. Не однажды приходится Пантелею Прокофьевичу бросать свой дом, спасаться бегством. И, возвращаясь, видит он все большие разрушения и опустошения.

Поначалу Пантелей Прокофьевич пытается что-то чинить, восстанавливать. Но далеко не все можно было уже восстановить. И скуповатый Пантелей Прокофьевич, ранее приучавший семью беречь каждую спичку, обходиться вечером без лампы (так как «керосин дорогой»), теперь, словно защищаясь от тяжелых потерь и разрухи, махнул на все рукой. Он пытается хотя бы в своих глазах обесценить нажитое с таким трудом. Все чаще в его речах звучит смешное и жалкое утешение: «Он и поросенок-то был так, одно горе…», «он и амбар-то был…» Шолохов пишет: «Все, чего лишался старик, по его словам было никуда не годное. Такая уж у него повелась привычка утешать себя».

Но имущественные утраты были лишь частью беды. На глазах Пантелея Прокофьевича разрушалась крепкая, дружная семья. Как ни пытался, не мог Пантелей Прокофьевич сохранить в доме старинный порядок.

Первой от семьи откололась Дуняшка. В своей любви к Михаилу Кошевому – убийце брата – Дуняшка пошла против всей семьи. Чуждается стариков и Наталья, остро переживавшая новое сближение Григория и Аксиньи. Дарья после смерти Петра норовила под любым предлогом уехать из дому, чтобы погулять на воле. Пантелей Прокофьевич, видя весь этот разлад и сумятицу в семье, ничего не мог поделать. Кругом рушилось все привычное, устоявшееся, и его власть хозяина, старшего, отца развеялась как дым.

Разительно меняется характер Пантелея Прокофьевича. Все еще покрикивает он на домашних, но хорошо знает, что нет уже у него ни прежней силы, ни власти. Постоянно пререкается с ним Дарья, не слушается Дуняшка, Ильинична и та все чаще перечит своему старику. Его тяжелая вспыльчивость, повергавшая некогда в страх и смятение весь дом, теперь не представляет серьезной опасности для окружающих и поэтому нередко вызывает смех.
Со временем что-то жалкое и суетливое появляется в облике Пантелея Прокофьевича. Наигранной бодростью, хвастливостью он словно пытается защититься от беспощадных ударов судьбы.

А жизнь не щадила ни его, ни других Мелеховых. За короткий промежуток времени погибают Петр и Наталья, которая не вынесла измены Григория, не захотела родить от него и после аборта умерла от потери крови. Хоронясь от близких, Пантелей Прокофьевич горько оплакивал эту смерть, потому что любил Наталью, как родную дочь. Не прошло и месяца, как вновь запахло «ладаном» в доме Мелеховых. Утопилась Дарья, не захотевшая жить с «дурной болезнью».

С ужасом думает Пантелей Прокофьевич об опасности, которой подвергается жизнь Григория на фронте. На долю старика выпало столько горя и утрат, что больше их сносить он уже не мог.
Это новое состояние Пантелея Прокофьевича Шолохов выражает в том чувстве загнанности, страха перед несчастьями, которое не покидало старика. Он стал бояться всего. Он бежит из хутора, когда привозят туда убитых казаков. «За один год смерть сразила столько родных и знакомых, что при одной мысли о них на душе его становилось тяжко и весь мир тускнел и словно одевался какой-то черной пеленой».

В размышлениях, переживаниях Пантелея Прокофьевича начинает звучать чувство приближающейся смерти. В осеннем лесу все напоминает Пантелею Прокофьевичу о смерти: «и падающий лист, и с криком пролетающие в голубом небе станицы гуси, и мертвенно полегшая трава…» Когда рыли могилу Дарье, Пантелей Прокофьевич выбрал место и для себя. Но довелось ему умереть вдали от родных мест. После очередного наступления Красной Армии Пантелей Прокофьевич пустился в бега. Заболев тифом, он умер на Кубани. В чужой земле похоронили его Григорий Мелехов и Прохор Зыков – ординарец Мелехова.

Введение

Семья Мелеховых в романе «Тихий Дон» Шолохова оказывается в центре внимания читателя с первых строк. Ей посвящены и последние страницы произведения. Открывает повествование рассказ о трагической судьбе Прокофия Мелехова и его жены-турчанки, по навету убитой односельчанами. Завершает роман картина возвращения домой похоронившего Аксинью Григория Мелехова.

Характеристика Мелеховых

Мелеховы изначально выделяются среди других жителей хутора Татарский. Прокофий, носивший бороду и русскую одежду, был «чужим, непохожим на казака». «Исчерна-смуглым» и «бедовым» растёт и его сын Пантелей. Прозвали соседи Мелеховых «турками» за их горбатый нос и «диковатую» красоту.

Дом Мелеховых имел вид «самодовольный и зажиточный», благодаря усилиям Пантелея Прокофьевича. Старший Мелехов, его жена, двое сыновей с жёнами, дочь, а затем и внуки – таковы обитатели мелеховского дома.

Но, мирную жизнь хутора нарушает сначала Мировая, а затем Гражданская война. Разрушается привычный казачий уклад, рушатся семьи. Не обходит стороной беда и Мелеховых. Пантелей Прокофьевич и оба его сына оказываются захваченными водоворотом страшных событий. Трагично складывается судьба и других членов некогда крепкой семьи.

Старшее поколение Мелеховых

Характеристика Мелеховых в романе будет неполной, если не обратиться к образу каждого члена семьи.

Пантелей Прокофьевич, глава семейства Мелеховых, был рождён раньше срока. Но выжил, встал на ноги обзавёлся семьёй и хозяйством. Он был «сух в кости, хром…, носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нём вороной масти борода и волосы».

Старший Мелехов – натура вспыльчивая и властная. Он бьёт костылём Григория за ослушание, «учит» вожжами загулявшую Дарью, частенько «подносит» жене. Узнав о связи младшего сына с Аксиньей, он своею властью женит его на Наталье Коршуновой, не считаясь с желаниями самого жениха.

С другой стороны, Пантелей Прокофьевич искренне любит своих домашних, переживает за их судьбу. Так, он возвращает в семью Наталью, ушедшую к родителям, относится к ней с подчёркнутым вниманием. Привозит обмундированию Григорию в Ягодное, хотя тот ушёл с Аксиньей из родного дома. Гордится сыновьями, получившими офицерский чин. Только переживания из-за гибели сыновей смогли сломить крепкого старика, для которого семья была смыслом жизни.

Василиса Ильинична, жена старшего Мелехова, по-своему хранит домашний очаг. Ко всему семейству она относится с необыкновенной теплотой и пониманием. Ильинична безгранично любит своих детей, часто защищает их от гнева несдержанного мужа. Огромной трагедией становится для неё смерть Петра, убитого рядом с домом. Только ожидание Григория даёт ей силы жить после потери почти всех родных. Как родную дочь принимает Василиса Ильинична Наталью. Поддерживает её, понимая, как тяжело живётся невестке, нелюбимой мужем. Скрывает от Пантелея Прокофьевича болезнь Дарьи, чтобы тот не прогнал её со двора. Она даже находит в себе силы сблизиться с Аксиньей, с которой они вместе ждут с фронта Григория, и принять в качестве зятя Мишку Кошевого, убийцу её сына и свата.

Григорий и Пётр

Пётр Мелехов – старший сын Пантелея Пркофьевича и Василисы Ильиничны. Внешне он был очень похож на мать «небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый». От матери передался ему и мягкий характер. Он искренне любит родных, особенно брата, во всём поддерживает его. В то же время Пётр готов, не задумываясь, постоять за справедливость. Так, он вместе с Григорием бросается спасать Аксинью от избивающего её мужа, вступается за односельчан на мельнице.

Но во время войны неожиданно проявляются совершенно другие стороны личности Петра. В отличие от Григория, Пётр быстро приспосабливается, совершенно не задумывается о чужой жизни. «Война радовала, потому что открывала перспективы необыкновенные». Пётр «быстро и гладко» дослуживается до чина, а потом, на радость отцу, отправляет домой целые подводы награбленного. Но, война, на которую герой возлагает такие надежды, приводит его к гибели. Пётр умирает от рук Кошевого, униженно прося о пощаде бывших односельчан.

Григорий Мелехов – полная противоположность старшего брата. Своим обликом он напоминает отца. У него «вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей». Пошёл Григорий в отца и взрывным характером. В отличие от брата, Григорий не может принять насилия. Врождённое чувство справедливости заставляет героя метаться между белыми и красными. Видя, что все разговоры о светлом будущем заканчиваются кровопролитием, Григорий не может принять какую-либо сторону. Опустошённый, он пытается уйти с Аксиньей на Кубань, чтобы найти покой. Но судьба лишает его возлюбленной и надежды на счастье.

Дуняша, Наталья и Дарья

Дуняша Мелехова, как и Григорий, пошла в отца не только внешне, но и по своему характеру. Отцовская твёрдость особенно проявляется в ней, когда она решает выйти замуж за Михаила Кошевого, убийцу брата. С другой стороны, Дуняше свойственна нежность и душевная теплота. Именно они побуждают девушку взять к себе детей Григория, заменить им мать. Дуняша, да ещё сын Мишатка – единственные близкие люди, которые остались у Григория, вернувшегося в родной хутор.

Наталья, жена Григория, – один из самых ярких женских образов романа. Замечательная красавица, она создана для того, чтобы любить и быть любимой. Но, выйдя замуж за Григория, девушка не обретает семейного счастья. Муж так и не смог полюбить её, и Наталья обречена на страдания. Только любовь и сочувствие старших Мелеховых дают ей силы. А затем она находит утешение в детях. Всю жизнь борясь за мужа, гордая Наталья, тем не менее, не может простить ему последней измены и избавляется от последнего ребёнка ценой собственной жизни.

Дарья, жена Петра, совсем не похожа на Наталью. «С ленцой баба, спорченная… румянится, да брови чернит», – говорит о ней Пантелей Прокофьевич. Дарья идёт по жизни легко, не слишком задумываясь о морали. Душевные переживания наложили отпечаток на всех членах семьи Мелеховых, но не на Дарью. Оплакав мужа, она быстро оправилась и снова расцвела «гибкая, красивая и доступная». Жизнь Дарьи заканчивается драматично. Она заражается сифилисом и решает свести счеты с жизнью, утопившись в Дону.

Заключение

Если вокруг идёт война, меняется власть, никто не сможет остаться в стороне. В романе «Тихий Дон» семья Мелеховых – яркий тому пример. До конца произведения почти никто не доживает. Остаётся только Григорий, его маленький сын и сестра, вышедшая замуж за врага.

Тест по произведению

На канале «Россия» завершился показ сериала «Тихий Дон». Он стал уже четвёртой по счёту версией экранизации великого романа Михаила Шолохова, сумевшего на примере своего героя показать катастрофу человеческой судьбы в эпоху Гражданской войны. Существовал ли Григорий Мелехов на самом деле? Этот вопрос Шолохову после выхода произведения в свет задавали тысячи раз.

В течение полувека писатель утверждал однозначно: его герой – персонаж, полностью выдуманный. И только на склоне жизни писатель Шолохов признался: у Мелехова действительно имелся реальный прототип. Но говорить об этом было нельзя, ведь прототип Григория уже к моменту выхода в свет первого тома «Тихого Дона» лежал в братской могиле, расстрелянный как «враг народа».

Стоит отметить, что попытки раскрыть тайну Шолохов всё же предпринимал. Так, ещё в 1951 году на встрече с болгарскими писателями он обмолвился – мол, был прототип у Григория. Однако на дальнейшие попытки выпытать у него подробности ответил молчанием. Только в 1972 году нобелевский лауреат назвал литературоведу Константину Прийме имя того, с чьей биографии он почти полностью списал образ своего героя: полный георгиевский кавалер, верхнедонской казак Харлампий Васильевич Ермаков.

Из красных – в белые и обратно

«Почти полностью» – в данном случае это не фигура речи. Теперь, когда исследователи изучили «Тихий Дон» от первой до последней строчки, сравнив сюжет с жизнью Ермакова, можно признать: роман у Шолохова вышел практически биографический, вплоть до мельчайших деталей. Помните, с чего начинается «Тихий Дон» ? «Мелеховский двор – на самом краю хутора…». Вот и дом, в котором рос Харлампий, также стоял на самой окраине. И даже внешность Григория списана с него – дед Ермакова на самом деле привёз с войны жену-турчанку, отчего и пошли чернявые дети. Разве что на войну Харлампий ушёл не рядовым казаком, а взводным урядником, успев окончить учебную команду. И воевал, судя по всему, он отчаянно – за два с половиной года заслужил четыре солдатских Георгиевских креста и четыре Георгиевские медали, став одним из немногих полных кавалеров. Однако в конце 1917-го поймал пулю и вернулся в родной хутор.

На Дону, как и во всей стране, в ту пору царили разброд и шатание. Белые с атаманом Калединым звали воевать дальше за «единую неделимую», красные обещали мир, землю и справедливость. Выйдя из казачьей голытьбы, Ермаков, естественно, примкнул к красным. Вскоре командир казаков Подтёлков назначает опытного вояку своим заместителем. Именно Ермаков громит отряд полковника Чернецова – последнюю контрреволюционную силу на Дону. Однако сразу же после боя случается роковой поворот. Подтёлков приказал казнить всех пленных, для примера лично зарубив десяток из них.

«Убивать без суда не дело, – воспротивился Ермаков. – Многие были взяты по мобилизации, а многие по темноте своей одурманены. Революция не для того делалась, чтобы людей десятками в распыл пускать». После этого Ермаков, сославшись на рану, покинул отряд и вернулся домой. Судя по всему, та кровавая казнь крепко засела в его памяти, так как с началом казачьего восстания на Верхнем Дону он тут же примкнул к белым. И снова судьба подбросила неожиданность: теперь уже бывший командир и товарищ Подтёлков со своим штабом сам оказался в плену. «Предателей казачества» приговорили к повешению. Привести приговор в исполнение поручили Ермакову.

И снова он ответил отказом. Военно-полевой суд приговорил отступника к расстрелу, но казаки его сотни пригрозили устроить бунт и дело спустили на тормозах.

В Добровольческой армии Ермаков провоевал ещё год, дослужившись до полковничьих

погон. Однако к тому времени победа перешла на сторону красных. Отступив со своим отрядом до Новороссийска, где разгромленные части Белого движения садились на пароходы, Ермаков решил, что турецкая эмиграция не для него. После чего отправился навстречу наступающему эскадрону Первой конной. Как оказалось, вчерашние противники были наслышаны о его славе солдата, а не палача. Ермакова принял лично Будённый, дав ему под командование отдельный кавалерийский полк. В течение двух лет бывший белый есаул, сменивший кокарду на звезду, поочерёдно воюет на Польском фронте, крошит в Крыму кавалерию Врангеля, гоняется за отрядами Махно, за что сам Троцкий вручает ему именные часы. В 1923-м Ермаков назначается начальником майкопской кавалерийской школы. С этой должности он и выходит в отставку, поселяясь в родном хуторе. Почему же обладателя столь славной биографии решили забыть?

Приговор без суда

В архиве управления ФСБ по Ростовской области до сих пор хранятся тома следственного дела № 45529. Их содержимое даёт ответ на поставленный выше вопрос. Судя по всему, оставить Ермакова в живых новая власть просто не могла.

По его военной биографии нетрудно понять: с одной стороны на другую бравый казак бегал вовсе не оттого, что искал для себя местечко потеплее. «Он за справедливость всегда стоял», – годы спустя рассказывала дочь Ермакова. Вот и вернувшись к мирной жизни, отставной красный командир вскоре начал замечать, что воевал он вообще-то за другое. «Все думают, что война кончилась, а она теперь против своих идёт, страшнее германской…» – однажды заметил он.

В хуторе Базки Ермакова повстречал молодой Шолохов. История Харлампия, метавшегося в поисках правды от красных к белым, немало заинтересовала писателя. В беседах с писателем тот откровенно рассказывал о своей службе, не скрывая, что творили во время Гражданской и белые, и красные. В деле Харлампия находится письмо, посланное ему Шолоховым весной 1926 года, когда тот только задумывал «Тихий Дон»: «Уважаемый товарищ Ермаков! Мне необходимо получить от Вас некоторые сведения относительно эпохи 1919 года. Сведения эти касаются мелочей Верхне-Донского восстания. Сообщите, в какое время удобнее будет приехать к Вам?».

Естественно, что такие разговоры не могли остаться незамеченными – в Базки нагрянул оперуполномоченный ГПУ.

Вряд ли чекистов навёл на Ермакова сам – как следует из следственного дела, за бывшим белым офицером и без того велось наблюдение.

В начале 1927 года Ермакова арестовали. На основании показаний восьми свидетелей его признали виновным в контрреволюционной агитации и участии в контрреволюционном восстании. Односельчане пытались заступиться за земляка. «Очень и очень многие могут засвидетельствовать о том, что остались живы только благодаря Ермакову. Всегда и всюду при поимке шпионов и при взятии пленных десятки рук тянулись растерзать пойманных, но Ермаков сказал, что если вы позволите расстрелять пленных, то постреляю и вас, как собак», – писали они в своём обращении. Однако оно осталось без внимания. 6 июня 1927 года Президиум ЦИК под председательством Калинина разрешил вынести Харлампию Ермакову «внесудебный приговор». Спустя 11 дней он был приведён в исполнение. Прототипу Григория Мелехова к тому времени исполнилось 33 года.

18 августа 1989 года постановлением президиума Ростовского областного суда Х.В. Ермаков был реабилитирован «за отсутствием состава преступления». Место захоронения Ермакова по понятным причинам осталось неизвестным. По некоторым данным, его тело бросили в братскую могилу в окрестностях Ростова.