Основные принципы марксистско-ленинской теории истины. Марксистская философия (Marxism)

Б. Божественного творения истории

В. История – развертывающаяся мировая идея

28. В основе марксистской теории познания лежат принципы:

А. Отражения

Б. Первичности идеи

В. Существования объективной истины

29 . «Философы лишь различным путем объясняли мир, но дело в том, чтобы изменить его», – сказал:

А. Гегель

30 . Критерием истины в марксизме является:

А. Практика

Б. Полезность знаний

В. Соответствие логики

Вопросы для обсуждения

1. Философская система И. Канта. Этическая теория И. Канта.

2. Развитие идей диалектики и истории в философии Г. Гегеля.

3. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

4. Новая «религия» Л. Фейербаха.

5. Деятельная природа человека в философии И. Фихте и Ф. Шеллинга.

6. Марксистское учение, его исторические судьбы.

7. Философское значение клеточной теории Т. Шванна.

8. «Физиологический идеализм» И. Мюллера и его роль в современной медицине и философии.

9. Философское значение теории Г. Гельмгольца о законе сохранения энергии в живой клетке.

Темы рефератов и докладов

1. И. Кант. Жизнь и основные философские идеи.

2. Этика Канта. Можем ли мы руководствоваться ее принципами сегодня?

3. Г. Гегель. Жизнь и основные философские идеи.

4. «Все действительное разумно и все разумное действительно». Так ли это?

5. Л. Фейербах. Философия любви и мое к ней отношение.

6. Идеи немецкой классической философии в философии ХХ в.

7. Диалектический материализм. Сущность и основные принципы.

Объясните понятия: агностицизм, трансцендентальный, априорность, абсолютный дух, абсолютная идея, диалектический идеализм, антропологический материализм, вульгарный материализм.

Тема 6

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

6.1. Особенности русской философии

Философская мысль в России зарождается в XI в. под влиянием процесса христианизации. Киевский митрополит Илларион создает «Слово о законе и благодати», в котором приветствует включенность русской земли в общемировой процесс торжества божественного христианского света. Дальнейшее развитие русской философии проходило в обосновании особого предназначения православной Руси для развития мировой цивилизации. Во времена правления Василия III появилось учение игумена Спасо– Елизаровского монастыря Филофея «Москва как третий Рим».

Русская философия на протяжении XVI–XIX вв. развивалась в противоборстве двух тенденций. Первая делала акцент на самобытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Вторая же тенденция стремилась вписать Россию в процесс развития европейской культуры и предложить ей следовать тем же историческим путем.

предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. В отличие от психологии, физиологии высшей нервной деятельности и других наук, Теория познания как философская дисциплина анализирует не индивидуальные, функционирующие в психике механизмы, позволяющие тому или иному субъекту прийти к определённому познавательному результату, а всеобщие основания, дающие возможность рассматривать этот результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей. Два основных направления в Теория познания - материализм и идеализм .

История Теория познания В античности центральной в Теория познания выступала проблема отношения знания и мнения, истины и заблуждения. При этом знание понималось в единстве с его предметом: для идеалиста Платона предметом познания является мир идей, для древнегреческих материалистов - природа. Античная философия исходила из того, что знание есть своеобразная копия предмета; эта предпосылка принималась как нечто совершенно естественное и даже особенно не обсуждалась. Главный интерес дискуссии состоял в выяснении того процесса, посредством которого предмет переводится в состояние знания. Тезис о единстве знания и предмета специфически сочетался с непониманием активности субъекта в процессе познания: истинный объект может быть только «дан» познающему; все продукты его творчества, его субъективной познавательной деятельности - лишь неистинное мнение.

Крупный шаг в развитии Теория познания был сделан европейской философией 17-18 вв., главными для которой стали проблемы связи «я» и внешнего мира, внешнего и внутреннего опыта . Теория познания выступала не только как анализ философско-метафизического знания, но и как критическое исследование научного знания. В этот период проблематика Теория познания занимала центральное место в философии, будучи исходной при построении философских систем (а иногда и совпадая с этими системами). Ставилась задача отыскания абсолютно достоверного знания, которое было бы исходным пунктом и вместе с тем предельным основанием всей остальной совокупности знаний, позволяющим дать оценку этих знаний по степени их истинности.

Выбор разных путей решения этой задачи обусловил появление рационализма и эмпиризма . Ориентация на механико-математическое естествознание того времени, попытка применить методы науки непосредственно к решению философских вопросов определяли понимание рационализмом врождённых идей (из которых якобы и может быть выведено всё остальное знание) по аналогии с геометрическими аксиомами. Эмпиризм пришёл к уподоблению данных чувственности (как элементарных единиц знания) своеобразным «атомам», взаимодействие которых порождает все остальные познавательные образования. Взаимоотношение чувственности и разума, эмпирического и рационального исследовалось Теория познания не только как проблема происхождения знания, а прежде всего как проблема логического обоснования системы знания. В этой связи философия 17-18 вв. анализировала проблемы взаимоотношения субъекта и материальной субстанции, «я» и внешнего мира (и производные от них проблемы внешнего и внутреннего опыта, первичных и вторичных качеств ), возникшие как следствие осуществленного Р. Декартом выделения субъекта (субъективного) как чего-то резко отличного от материальной субстанции и логически противоположного ей. Материалистический эмпиризм, выступая против превращения идеалистами-рационалистами мышления в самостоятельную субстанцию, в «рациональную вещь», остро критиковал декартовское учение о врождённых идеях. Признавая сам факт существования «я» как феномена психической жизни, непосредственно переживаемого познающим субъектом, эмпиризм безуспешно пытался объяснить происхождение и функционирование внутреннего опыта - проблему, неразрешимую в рамках метафизической формы материализма того времени. Слабости метафизического материализма были использованы субъективным идеализмом (Дж. Беркли, Д. Юм). который спекулировал прежде всего на проблематике Теория познания

В немецкой классической философии проблемы Теория познания связывались с исследованием исторического развития форм практической и познавательной деятельности. В философской системе И. Канта впервые предпринимается попытка построить такую Теория познания . которая была бы совершенно независима от всяких допущений о реальности - как онтологических, так и психологических. Кант постулировал зависимость реальности от самого познания: объект и субъект познания существуют лишь как форма протекания познавательной деятельности. По Канту, предметность, объективация содержаний знания - форма деятельности субъекта (который не существует вне познаваемых им предметов); с др. стороны, объект существует, согласно Канту, как таковой лишь в формах деятельности субъекта. «Вещь в себе» , то есть реальность, существующая вне всякого отношения к познающему субъекту, даётся последнему лишь в формах объектов, являющихся по существу продуктами собственного творчества субъекта. Установка Канта на создание «чистой» Теория познания . независимой от онтологических предпосылок, была реализована им лишь частично. Доведение до конца «чистого гносеологизма» принадлежит уже неокантианству , отвергнувшему не только «вещь в себе», но и самого субъекта, осуществляющего познание.

После Канта немецкая классическая философия стремилась преодолеть разрыв гносеологической и онтологической проблематики. Наиболее полно в домарксистской философии эта задача решалась Г. Гегелем. Утверждая диалектическую взаимозависимость субъекта и объекта, Гегель показал несостоятельность их метафизического противопоставления. По Гегелю, субъект и объект по существу тождественны друг другу, так как в основе действительности лежит саморазвитие абсолютного духа, который является абсолютным субъектом, имеющим в качестве объекта самого себя. Отсюда проистекает принцип совпадения диалектики, логики и Теория познания сформулированный Гегелем на объективно-идеалистической основе.

Анализ проблем Теория познания в буржуазной философии 20 в. характеризуется следующими особенностями. Впервые в истории Теория познания идеалистический эмпиризм (махизм , неореализм ) сочетается с онтологизмом, то есть с определёнными допущениями о реальности и её свойствах. Фундаментальное для эмпиризма понятие элементарных данных чувственности истолковывается как относящееся не к субъективным психическим переживаниям субъекта, а к некоторым объективно (то есть независимо от индивидуального сознания) существующим чувственным сущностям («нейтральные» элементы мира Э. Маха, «чувственные данные» неореалистов, «сенсибилии» Б. Рассела и т. д.). Теория познания такого типа сочетают в себе черты как субъективного, так и объективного идеализма. Другая особенность современной западной философии состоит в появлении направлений (логический позитивизм , неопозитивизм , аналитическая философия ), которые отрицают осмысленность Теория познания (как и всей классической философии). С точки зрения логического позитивизма, идеалом осмысленности является научное знание; все предложения науки можно разделить либо на синтетические (высказывания эмпирических наук), либо на аналитические (истины логики, математики); классические философские проблемы не имеют смысла, ибо предполагаемые этими проблемами возможные ответы не могут быть отнесены ни к эмпирически-синтетическим, ни к аналитическим высказываниям. Проблемы Теория познания (отношение субъекта к объекту. природа реальности и др.) носят, согласно логическому позитивизму, характер типичных псевдопроблем. Экзистенциализм , в противоположность неопозитивизму, критикует Теория познания (и всю классическую философскую «метафизику») за близость к правилам, которые приняты для формулирования вопросов в науке или в обыденном языке.

Теория познания марксистско-ленинской философии. Отвергая все формы гносеологического идеализма, марксистско-ленинская Теория познания исходит из последовательно материалистического решения основного вопроса философии , то есть рассматривает познаваемый материальный мир, объективную реальность как существующую вне и независимо от сознания. Из принципиального тезиса о материальной обусловленности познания следует, что процесс познания осуществляется не неким оторванным от человека «чистым» сознанием или самосознанием, а реальным человеком посредством его сознания. Диалектический материализм исходит из положения о том, что мир познаваем, и решительно отвергает утверждение о его непознаваемости, то есть агностицизм .

Будучи последовательно материалистической, марксистско-ленинская Теория познания не есть, однако, простое продолжение сложившейся в домарксистской философии материалистической линии в решении проблем гносеологии (см. Материализм ). В системе философии марксизма-ленинизма Теория познания существенно преобразуется и по структуре, и по содержанию своих проблем, и по характеру связи как с другими разделами философии и социальной теории, так и с проблемами реальной жизни.

Основная особенность диалектико-материалистической Теория познания определяется тем, что её развитие осуществляется на основе материалистически истолковываемого тезиса о единстве диалектики , логики и Теория познания (см. Диалектическая логика ). «Диалектика и есть теория познания (Гегеля и) марксизма...» (Ленин В. И.. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 321). Это означает, что в системе марксистско-ленинской философии не существует ни «чистой онтологии», ни «чистой гносеологии»; во всякой крупной философской проблеме диалектический материализм рассматривает онтологический и гносеологический аспекты в их единстве. Примеры такого принципиально нового подхода даёт работа Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», в которой содержится теоретико-познавательное истолкование ряда категорий, являющихся, с точки зрения метафизической философии, «чисто онтологическими», - материи , движения , пространства и времени , причинности и др. Вместе с тем при решении любой проблемы Теория познания марксизм-ленинизм исходит из определённых представлений о структуре объективной реальности, о месте познавательного процесса в системе действительности.

Диалектический материализм не только снимает противопоставление Теория познания и онтологии , но кладет конец характерному для немарксистской философии отрыву проблем Теория познания от проблем социального бытия. Сущность и природа познания носят социальный характер и, следовательно, не могут быть поняты в изоляции от предметно-практической деятельности, которая есть подлинная сущность человека. Поэтому субъект познания производен от субъекта практики ; познающий субъект - это не изолированный от др. людей индивид (так называемый «гносеологический робинзон» метафизической философии), а человек, включенный в социальную жизнь, использующий общественно выработанные формы познавательной деятельности - как материальные (орудия труда, инструменты, приборы и т. д.) так и идеальные (язык, категории логики и т. п.).

Исходные знания о мире даны человеку в чувств. познании - ощущениях , восприятиях , представлениях . Марксистская Теория познания противостоит идеалистическому и метафизически истолкованному сенсуализму , она подчёркивает несводимость рационального познания (мышления , понятия ) к простому суммированию или механическому преобразованию данных органов чувств. Результаты мыслит. деятельности не только дают новое знание, непосредственно не содержащееся в данных чувственности, но и активно влияют на структуру и содержание чувств. познания. Поэтому те эмпирические данные, с которыми имеет дело наука, образуются в результате использования теоретических положений для описания содержания чувственного опыта и предполагают ряд теоретических идеализаций . Наряду с этим чувственный опыт, выступающий в качестве исходной основы познавательного процесса, понимается не как пассивное запечатление воздействия предметов внешнего мира, а как момент активной практической, чувственно-предметной деятельности.

Теоретическое мышление руководствуется при воспроизведении объекта познания методом восхождения от абстрактного к конкретному , с которым неразрывно связаны принципы единства логического и исторического , анализа и синтеза (см. Метод , Методология ). Формами отражения объективной действительности в познании являются категории и законы материалистической диалектики, выступающие также и как методология. принципы научно-теоретической деятельности. Общая схема процесса познания выражена в положении Ленина: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике» (там же, с. 152-53).

Характер и уровень развития материальной практики, то есть деятельности по преобразованию природной и социальной реальности, определяет и горизонт познания для любых конкретных условий истории. В классово-антагонистическом обществе характер практики того или иного класса существенно определяет возможности объективно-истинного познания для его представителей. Революционное преобразование общества, осуществляемое рабочим классом, не только обеспечивает всемирно-исторический прогресс человечества, но и непосредственно служит прогрессу познания.

Познавательный процесс рассматривается в марксистско-ленинской Теория познания не только и не столько в той форме, в какой он осуществляется в голове индивида, сколько в форме социально-исторического процесса развития знания. Теория познания , подчёркивал Ленин, «... должна рассматривать свой предмет... исторически, изучая и обобщая происхождение и развитие познания, переход от незнания к познанию» (там же, т. 26, с. 55). Познание мира отдельным человеком опосредовано всемирно-историческим процессом развития знания. Для домарксистской и немарксистской Теория познания характерно сведение проблемы обоснования знания к поиску некоей абсолютно неизменной, внеисторической предельной основы всякого знания, позволяющей осуществлять внеисторическую оценку продуктов познавательной деятельности. Марксистско-ленинская Теория познания последовательно проводя диалектико-материалистический принцип историзма в анализе знания, подчёркивает конкретноисторический характер оснований знания, изменение логической структуры систем знания (и прежде всего научных теорий) в процессе развития человеческого познания, которое происходит в определённой связи с изменением социальных и культурных институтов. Вместе с тем диалектический материализм решительно выступает против какого бы то ни было гносеологического релятивизма , развивая учение о диалектике абсолютной и относительной истины и подчёркивая наличие в человеческих знаниях объективной истины, то есть такого содержания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Этапы познания - это ступени на пути всё более точного и всестороннего воспроизведения в знании объективного положения дел. Общественно-историческая практика выступает не только как основа и цель познания, но и как критерий истины.

Краеугольный камень материалистической Теория познания - принцип отражения . Диалектико-материалистическая теория отражения, основы которой заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом и разработка которой была поднята на новую ступень В. И. Лениным, лежит в фундаменте всей марксистско-ленинской философии. В системе диалектического материализма нет абсолютного совпадения Теория познания и теории отражения. Последняя имеет дело не только с анализом познания и знания, но и с исследованием тех форм отражения, которые существуют на допознавательном уровне, в частности в неживой природе. Марксистсколенинская теория отражения существенным образом отличается от теории отражения домарксистского метафизического материализма, носившей созерцательный характер. Диалектический материализм показывает, что специфически человеческое отражение осуществляется в неразрывной связи и на основе активной практической преобразовательной деятельности. Поэтому и сам познавательный процесс протекает не в форме пассивного созерцания некоторых вовне данных объектов, а в виде ряда организованных в систему идеальных действий, операций, формирующих определённые «идеальные объекты», которые и служат средствами для познавательного освоения, отражения объективного мира. Процесс отражения, таким образом, понимается в неразрывной связи с процессом материального и идеального творчества.

История Теория познания доказывает, что эта область философии в большей степени, чем другие, связана с наукой, выступая в ряде случаев как критический анализ и истолкование (не всегда, конечно, адекватное) научных данных. Так, Теория познания Канта в значительной степени есть попытка философского осмысления ньютоновской механики; логический позитивизм пытался выдать себя за концепцию, формулирующую познавательные процедуры, которые характеризуют современную науку. Однако Теория познания не тождественна некоей метанауке. Она сложилась как сфера философского знания задолго до появления современной науки; к тому же не всякое метанаучное исследование носит гносеологический характер. Как анализ логической структуры той или иной конкретной научной теории (например, метаматематика , металогика и т. д.). так и изучение с помощью аппарата современной формальной логики связей между элементами языка целых классов научных теорий (так называемый логический анализ языка науки, см. Логика науки ) сами по себе не являются гносеологическими исследованиями. Теоретико-познавательное истолкование науки начинается там, где теоретические конструкции интерпретируются с точки зрения их соответствия реальности, истинности, возможности приписать статус существования тем или иным используемым в теории абстрактным объектам, возможности оценить как аналитические или синтетические те или иные высказывания данной научной области. Такое исследование связано с анализом содержания эмпирических данных, подтверждающих теорию, с точки зрения их обоснованности, наличия в них достоверного и проблематического знания. Гносеологическая интерпретация конкретных научных теорий выступает, с одной стороны, как приложение некоторых общих принципов Теория познания к анализу специальных случаев, с другой - как своеобразная ассимиляция новых научных результатов для уточнения, а иногда и пересмотра некоторых общих гносеологических постулатов. Например, революция в физике на рубеже 19-20 вв. продемонстрировала полную несостоятельность Теория познания созерцательного, метафизического материализма; Теория познания махизма и логического позитивизма пришла в очевидное противоречие с развитием современной науки. Ленин, проанализировав развитие естествознания в начале 20 в.. творчески разработал основные принципы диалектико-материалистической Теория познания Гносеологическая ассимиляция новых научных данных не имеет ничего общего с простым «индуктивным обобщением»: развитие науки может потребовать новой гносеологической интерпретации её результатов, которая приводит к необходимости обратиться прежде всего к классической проблематике Теория познания

Во 2-й половине 20 в. больше, чем когда-либо раньше, стала ясна несостоятельность идеалистических претензий (наиболее выраженных неокантианцами) на истолкование Теория познания как особой, специальной научной дисциплины, не имеющей ничего общего с «метафизикой». Теория познания была и остаётся особой сферой философского знания, которая в силу этого не может быть оторвана от решения основных мировоззренческих проблем.

В. А. Лекторский.

Статья про слово "Теория познания " в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 41662 раз

это система теоретических знаний, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон. Основное содержание этих знаний составляют сознание и оценка отношения людей к действительности
Идеология
2. ___________- это образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений
Идеал
3. _____________ проблемы - это такие проблемы, которые по своему масштабу могут повлиять на развитие всего человечества в целом и решение которых, в свою очередь, требует также участия всего разумного потенциала человечества
Глобальные
4. _____________- это общепризнанная в определенной социальной среде совокупность требований, регулирующих поведение людей, все иные формы их деятельности
Норма

5. ______________уровень научного познания отличается нацеленностью на обнаружение общих, необходимых, закономерных характеристик объекта, выявляемых с помощью рациональных процедур
теоретический
6. Адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый субъект так, как он существует сам по себе, вне сознания - это
истина
7. Английский мыслитель, считавший, что нет единой истории человечества, а есть лишь история локальных цивилизаций, - это
А. Тойнби
8. В XVIв. складывается доктрина «Москва - третий Рим», ставившая целью возвеличивания московских царей. Окончательно эта идея была сформулирована в посланиях псковского старца
Филофея
9. В ___________ из шумерской мифологии и эпоса зарождаются философские представления о мире и месте в нем человека
Вавилоне
10. В Германии в конце XIX в. зарождается философия техники в качестве относительно самостоятельной области исследований в творчестве таких мыслителей, как
Э. Капп
Ф. Дессауэр
К. Тухель
11. В Древней Греции в VIII в. до н.э. создаются первые элементы философского подхода к миру
Орфизм
Гомер
Гесиод
12. В Индии в VI в. до н.э. возникают классические ортодоксальные философские системы
веданта
йога
13. В Индии в VI в. до н.э. возникают неортодоксальные философские системы
джайнизм
буддизм
санхья
14. В Китае в VI - V вв. до н.э. возникают
конфуцианство
моизм
даосизм
15. В Новое время одним из первых к проблеме периодизации исторического процесса обратился
Д. Вико
16. В античной философии можно выделить три этапа (периода)
ранняя классика или досократическая философия
классический период
римско-эллинистическая философия
17. В истории философии природу бессознательного раскрыл
З. Фрейд
18. В марксистской философии базис рассматривается как
совокупность производственных отношений
19. В марксистской философии совокупность политических, правовых, моральных, эстетических, религиозных, философских взглядов общества и соответствующих этим взглядам отношений и учреждений называется
надстройкой
20. В основе современной теории познания лежат следующие принципы
диалектика процесса познания
тождество мышления и бытия
общественная практика - основа, движущая сила, цель, критерий истинности познания
21. В основе философии Средневековья лежат следующие фундаментальные теологические принципы
теоцентризм
креационизм
провиденциализм
персонализм
релятивизм
22. В основе философии неотомизма лежит философия средневекового христианского философа
Фомы Аквинского
23. В патристике можно выделить следующие этапы
апологетика
догматика
24. В развитии философии техники в 60 - 70-ые годы ХХ в. большую роль сыграли
Ф. Рапп
Г. Рополь
Ж. Эллюль
Х. Шельски
25. В римско-эллинистической философии можно выделить следующие школы
Стоицизм
Скептицизм
Эпикуреизм
26. В своей философии истории Н.К. Михайловский утверждал, что решающая роль в истории принадлежит
герою
27. В учении о трех стадиях развития человечества французский философ и социолог О.Конт выделил следующие стадии
метафизическая
теологическая
позитивная
28. В философии русского философа «Серебряного века» ___________одно из важнейших понятий - «русская идея»
Н.А. Бердяева
29. В философии эпохи ___________ человек рассматривается как чувствующее тело с характерными для него многочисленными эстетическими достоинствами
Возрождения
30. В философию истории понятие «осевого времени» ввел немецкий философ ХХ века
К. Ясперс
31. В христианстве человек рассматривается
с позиций не разума, а сердца
как образ бога
с позиции противоречия между «плотским человеком» и «духовным человеком»
32. В центре философских проблем эпохи Возрождения
Человек
33. В эпоху Возрождения возникает новое отношение к человеку как к
творцу самого себя
34. Веданта возникает в Индии в
VI в. до н.э.
35. Версия «человека деятельного» - Homo faber - возникла в философии
прагматизма
36. Воззрение, в основе которого лежит принцип упорядочения целостности Вселенной и человека, - это
космоцентризм
37. Возникновение европейского гуманизма связано с именами
Леона Баттисты Альберти
Лоренцо Валлы
Эразма Роттердамского
38. Возникновение европейского гуманизма связано с эпохой
Возрождения
39. Возникновение протестантизма в эпоху Возрождения связано с именами
Мюнцера
Лютера
Кальвина
40. Впервые идею историчности человека стали развивать немецкие мыслители
Г.В.Ф. Гегель
И.Г. Гердер
41. Впервые понятие бытия как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель ___________
Парменид
42. Время возникновения философии - это
VII по V вв. до н.э.
43. Генеральные стратегии действий человечества в условиях глобальных проблем разрабатывал итальянский мыслитель
А. Печчеи
44. Главная проблема экзистенциализма - это
подлинность индивидуального человеческого существования
45. Главная тема философской картины мира - это соотношение
человека и мира
46. Главные признаки научности - это
аксиоматизм
дедуктивность
верифицируемость
фальсифицируемость
47. Глобальной проблемой является ______________ проблема, связанная с оценкой перспектив развития человечества в условиях глобального загрязнения окружающей среды
экологическая
48. Для немецкой классической философии характерны следующие черты и идеи
просветительские ценности прогресса человеческого рода, разума и свободы
идея историчности форм человеческого духа
духовно-практическая активность человека
разработка диалектики, диалектического метода
49. Для становления философии истории требуется соблюдения нескольких условий
должна существовать философия, обладающая интеллектуальными ресурсами для постижения истории
социальная жизнь должна носить изменчивый характер
должно оформиться историческое сознание как рефлекс изменчивой социальной жизни
50. Для этики протестантизма, возникшей в эпоху Возрождения, характерны следующие черты
оправдание труда в любой его форме
ориентация на предпринимательство, которое становится нравственно обязательным
рост всеобщей образованности
51. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений объясняет ___________ развития
форму и характер
52. Закон единства и борьбы противоположностей указывает на __________ развития
источник
53. Закон отрицания отрицания выражает
тенденцию развития
54. Законосообразность деятельности и её подчиненность определенным правилам, существующим в общественной жизни людей, обусловливается
потребностями
55. Заратустризм с его учением о мире возникает в
Иране
56. И. Кант находится на позициях
дуализма
57. Идея материального единства мира покоится на открытом русским ученым-энциклопедистом _______принципе сохранения материи и движения
М.В. Ломоносовым
58. Инструментально-антропологический взгляд на технику заключается в утверждении, что техника
есть средство, или инструмент, для достижения целей,это человеческая деятельность
59. Инструментально-антропологический взгляд на технику разделяли
К. Ясперс
М. Шелер
А. Гелен
Ю. Хабермас
60. Иррациональная форма познания - это
интуиция
61. Истоки философии - это
мифология
религия
62. Исторические формы материализма - это
наивный, стихийный материализм древних мыслителей
метафизический (механистический) материализм
диалектический материализм
63. Исходная форма чувственного познания - это
ощущение
64. К глобальным проблемам относятся следующие
экологические
демографические
войны и мира
65. К представителям философской антропологии (направление современной западной философии) относятся
М. Шелер
А. Гелен
А. Плеснер
66. К элейской школе древнегреческой философии мы может отнести
Ксенофана
Парменида
Зенона
67. Каждая норма формируется на основе определенных законов и включает 4 основных элемента
содержание - действие, являющееся объектом регуляции (познание, практика)
характер - то, что разрешается или запрещается
условия приложения - обстоятельства, в которых должно или не должно выполняться действие
субъект или группа людей
68. Категорический императив сформулировал немецкий философ
И. Кант
69. Концепция атомизма была сформулирована
Левкиппом-Демокритом
70. Критерии истины - это
практика
логический критерий
аксиологический критерий
71. Либидо - это психическая энергия сексуальных влечений, считал
З. Фрейд
72. М.В. Ломоносов находился на позициях ___________, считая, что мир веры и мир знания охватывают собственные сферы, не противореча и не мешая друг другу
деизма
73. Материалистическую интерпретацию гегелевского учения о развития осуществил немецкий философ
Ф. Энгельс
74. Междисциплинарная научная дисциплина, которая ставит своей задачей исследование общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации систем различной природы и сложности: от физических до социальных
синергетика
75. Метафизический материализм Нового времени обосновывал такие положения и принципы, как
всеобщность движения
принцип неуничтожимости материи и движения
механистическое понимание движения как перемещения тел в пространстве
76. На учении французских материалистов эпохи Просвещения лежит печать
механицизма
77. Назовите философов эпохи Возрождения
Телезио
Кампанелла
Бруно
78. Наиболее подробно идея прогресса развивалась французскими мыслителями эпохи Просвещения
Тюрго
Кондорсе
79. Наука эпохи Возрождения связана с такими мыслителями, как
Леонардо да Винчи
Галилео Гилилей
Николай Коперник
80. Немецкий философ XIX века __________ создал философское учение, в котором выдвигается и обосновывается идеал жизни по принципу «человек человеку Бог»
Л. Фейербах
81. Немецкий философ XIX века, который связал проблему отчуждения с трудом, - это
К. Маркс
82. Немецкий философ М. Шелер писал, что в западной культуре есть три традиционных представления, дающие разные понятия человека: это
теологическая антропология
философская антропология
естественнонаучная антропология
83. Немецкий философ ХХ века, рассматривающий цивилизацию как определенную стадию в развитии локальных культур, а именно стадию деградации и упадка, - это
О. Шпенглер
84. Немецкий философ второй половины XIX - начала ХХ вв. ____________ развивал герменевтику как методологическую основу гуманитарного знания
В. Дильтей
85. Немецкий философ, в концепции которого техника больше, чем средство практической деятельности человека, она есть способ явления истины, в ней заключена суть бытия человека, - это
М. Хайдеггер
86. Немецкий философ, который характеризует всемирную историю как прогресс в сознании свободы, - это
Г.В.Ф. Гегель
87. Немецкий философ, развивавший концепцию символического человека, - это
Э. Кассирер
88. Ноосфера выступает как особое «царство Разума» внутри биосферы, считал русский ученый ХХ века
В.И. Вернадский
89. Обобщенная совокупность взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем
мировоззрение
90. Обращение мыслителей к самосознанию как особой сфере субъективного мира начинается уже с древнегреческого философа _________ с его максимой: «Познай самого себя»
Сократа
91. Общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему надстройкой, историческими формами общности людей, типом и формой семьи, - это
общественно-экономическая формация
92. Общефилософский критерий прогресса - это
человек и его положение человека в обществе
93. Объектом дискуссий номинализма и реализма в средневековой философии явилось происхождение общих понятий - это
универсалий
94. Основа рационального познания - это
понятие
95. Основатель современного индуктивного метода - английский философ Нового времени
Ф. Бэкон
96. Основной признак техники - это
преобразование
97. Основной принцип технократического детерминизма - это когда технике(а)
отводится роль главного фактора социального прогресса
98. Основной принцип философии Ф. Бэкона в области теории познания выражен в тезисе
«Нет ничего в разуме, что бы до этого не прошло через чувства»
99. Основные идеи философии Г.В.Ф. Гегеля - это
триада: тезис (полагание) - антитезис (отрицание) - синтез
диалектика понимается как способ существования абсолютного идеального начала, способ его саморазвития и самопознания
мир есть развивающаяся абсолютная идея
100. Основные принципы и законы диалектики как учения о развитии сформулировал немецкий философ
Г.В.Ф. Гегель
101. Основой зарождения и полагания целей человека являются
интересы
потребности
102. Основоположником экзистенциализма - ведущего направления современной западной философии - является немецкий философ
М. Хайдеггер
103. Основы _______________ как общей теории интерпретации заложены немецким философом Ф. Шлейермахером в конце XVIII - начале XIX вв.
герменевтики
104. Основы рационалистической традиции были заложены в Новое время французским философом
Рене Декартом
105. Особенности научной деятельности выражаются в двух основных аспектах
когнитивном (познавательном)
социокультурном
106. Отношения личности к социальным ценностям, выступающие в качестве регуляторов ее поведения, - это
ценностные ориентации
107. Отрасль христианского богословия, возникшая в начале нашей эры и посвященная защите вероучения христианства, называется
апологетикой
108. Отцом античной диалектики является
Гераклит
109. Первая систематическая интерпретация социальной динамики была осуществлена итальянским философом
Дж. Вико
110. Первое всеобщее учение о развитии было сформулировано немецким философом
Г.В.Ф. Гегелем
111. Первую в истории философии систему объективного идеализма создал древнегреческий философ
Платон
112. Первые древнерусские религиозные мыслители - это
Иларион
Климент Смолятич
Нил Сорский
Иосиф Волоцкий
113. По Гегелю, процесс развития характеризуют следующие законы
единства и борьбы противоположностей
перехода количества в качество
отрицания отрицания
114. По мнению Аурелио Печчеи, для решения глобальных проблем необходимо установить контроль за «внешними пределами» роста человечества, что предполагает
приостановку хищнической эксплуатации земли
115. По мнению Аурелио Печчеи, для решения глобальных проблем, которые стоят перед человечеством, необходимо оптимизировать производственную систему, что предполагает
научное решение проблемы бюджета разных стран
обеспечение относительно «бескризисного» экономического развития стран
116. Подлинным субъектом истории выступает
народ
117. Понимание научной теории как объяснения принадлежит линии
Декарта - Лапласа
118. Понятие «метафизика» употребляется в трех смыслах как
синоним философии
синоним онтологии
метод познания, противостоящий диалектическому методу
119. Понятие «соборность», означающее растворение личного в общественном, появилось в философии
славянофилов
120. Понятие биосферы ввел русский учений
В.И. Вернадский
121. Понятийный, категориальный, интеллектуальный аспект мировоззрения - это
миропонимание
122. Портрет мирозданья, образно-понятийная копия Вселенной, взглянув на которую, человек сразу видит действительность, ее связи, соотнесенные с ним самим, - это ________-
Картина мира
123. Последователями эмпиризма в Новое время были
Дж. Беркли
Т. Гоббс
Дж. Локк
124. Представители ________________ (ХХ век) поставили в центр внимания проблемы существования человека, отношения человека к смерти, смысла жизни, ответственности, выбора, бытия как такового, проблемы, трогающие душу любого человека, задумывающегося о смысле своего бытия
экзистенциализма
125. Представители немецкой классической философии - это
И.Кант
И.Фихте
Ф.Шеллинг
Г.В.Ф.Гегель
Л.Фейербах
126. Представители философии «жизни», которые видят специфику человека в феномене жизни, он либо сильно сближается с органическим, биологическим, либо истолковывается в культурно-историческом смысле, - это
Ф. Ницше
А. Бергсон
В. Дильтей
127. Представитель немецкой классической философии, у которого антропологизм соединяется с материализмом и атеизмом, - это
Л. Фейербах
128. Представителями пантеизма в эпоху Возрождения были
Н. Кузанский
Дж. Бруно
129. Предфилософия несет на себе печать
мифологии
130. При анализе техники немецкий философ ХХ века М. Хайдеггер выделяет два подхода, которые сложились в истории философии: техника
есть средство, или инструмент, для достижения целей
это человеческая деятельность
131. При выборе и реализации цели человек ориентируется на
ценности
идеалы
нормы
132. Принцип «Софии» занимает центральное место в религиозной философии русского мыслителя XIX столетия
В.С. Соловьева
133. Принцип христианской средневековой философии, в соответствии с которым мир «тленный» сотворен Богом из ничего и превращается в ничто, - это
креационизм
134. Проблема метатеоретического уровня исследования поднята таким философским направлением ХХ века, как
постпозитивизм
135. Проблему демаркации как вопрос о критериях различения эмпирической науки с логикой и математикой, с одной стороны, и с метафизическими системами, с другой стороны, сформулировал английский мыслитель ХХ века
К.Поппер
136. Продукт совместной исторической деятельности людей, совокупность общественных связей, отношений и компонентов, особый тип надындивидуальной и надприродной системной организации - это
общество
137. Произведения «Критика чистого разума», «Критика способности суждения» «Критика практического разума» написаны немецким философом
И. Кантом
138. Производство духовных ценностей, т.е. идей, представлений, научных знаний, идеалов, а также вся система деятельности людей по производству, обмену, распределению и потреблению духовных ценностей, - это
духовное производство
139. Пространство и время - самостоятельные, не связанные друг с другом сущности. Пространство - вместилище для атомов; время - чистая длительность; материя - косна, инертна - это _______________ концепция
субстанциальная
140. Пространство и время не существуют как абсолютно самостоятельные, не зависимые от материи сущности; их характеристики относительны, будучи обусловлены движением и взаимодействием материальных объектов и систем - это ______________ концепция
релятивистская
141. Раздел философии, который изучает проблемы природы и возможностей познания мира человеком, называется
гносеологией
142. Раздел философского знания, изучающий общество, социальное бытие; его динамику; принципы, способы, методологию его познания, - это
социальная философия
143. Религиозно-философские учения западноевропейского средневековья, которые в противоположность мистике видели путь постижения Бога в логике рассуждений, а не в сверхразумном созерцании и чувстве - это
схоластика
144. Решение глобальных проблем неизбежно потребует создания особого «генерального штаба человечества», который должен определить стратегии использования знаний для предотвращения глобальных катастроф, считает итальянский мыслитель
Аурелио Печчеи
145. Рост технических возможностей человека сопровождается дегуманизацией, считал
М. Хоркхаймер
146. Русский ученый, который один из первых стал рассматривать явление жизни на Земле не как оторванную от всего совокупность биологических процессов, но как особое живое вещество, которое является органической частью всей природы, - это
В.И. Вернадский
147. Русский философ ХХ века __________ развивал тезис об интуиции как целостном знании, охватывающем и разум, и чувства, и волю, постигающем саму сущность жизни
Н.О. Лосский
148. Русский философ-иррационалист ХХ века, в центре внимания которого находится трагическая сущность человеческого бытия и постоянства человеческого страдания, - это
Л.И. Шестов
149. С позиции материалистического монизма материя обладает следующими свойствами
неуничтожимость
вечность
несотворимость
150. Самая древняя форма общественного сознания - это
мораль
151. Свойства социальной деятельности - это
орудийность
креативность
осознанность
152. Свойство субъекта, раскрывающееся в его отношении к необходимым условиям существования, или свойство нуждаться в определённых условиях своего существования в мире, - это
потребность
153. Свойство человека, его способность создавать идеальный образ мира и с его помощью преобразовывать себя и окружающую среду в процессе своей предметно-практической деятельности - это
сознание
154. Системность общества проявляется как признание приоритета всеобщего над уникальным, единичным - это позиция
социального реализма
155. Совокупность взглядов чувств, настроений, мнений, обычаев, привычек, побуждений, слухов, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп, - это
общественная психология
156. Совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю со стороны сознания - это
бессознательное
157. Совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II- VIII в. (так называемых отцов церкви) называется
патристика
158. Совокупный продукт духовного производства, характеристика взглядов, идей, чувств мнений людей - это
общественное сознание
159. Соединение разнородных элементов, принципов, идей - это
эклектика
160. Социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства, - это
цивилизация
161. Социальный ____________ считает, что подлинной реальностью обладает лишь единичное, т.е. конкретный индивид, следовательно, социальное есть совокупность свойств, присущих отдельным индивидам
номинализм
162. Специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, предполагающая его целесообразное изменение и преобразование, - это
деятельность
163. Способ построения и обоснования системы знания; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности - это
метод
164. Способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего - это
монизм
165. Способность человека к творческому воображению, формами выражения которого являются такие формы человеческой психики, как озарение, откровение, интуиция, вера, - это
сверхсознание
166. Структура научной теории включает в себя следующие основные элементы
фундаментальные понятия и принципы
идеализированные объекты
методологические принципы
способы доказательства
167. Структура сознания, по С.Л. Франку, включает
предметное сознание
сознание как переживание
самосознание
168. Субъекты истории - это
народ
этнос
личности
классы
169. Творческая деятельность по получению нового знания, результат этой деятельности: совокупность знаний в понятийной форме, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов, процесс их производства - это
наука
170. Теоретик ортодоксального марксизма в России
Г.В. Плеханов
171. Теорию естественного права в эпоху Просвещения разрабатывали следующие мыслители
Ш.Монтескье
Ф.Вольтер
Ж.-Ж.Руссо
172. Термин «философия истории» ввел в 1765 г. французский философ
Вольтер
173. Термин, широко используемый в философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности, - это
ценность
174. Три аспекта объективной истины - это
бытийственный
аксиологический
праксеологический
175. У истоков позитивизма стоял французский философ XIX века
О. Конт
176. Укажите соответствие между категориями диалектики и их определениями

содержание <=> вся совокупность сторон, свойств, признаков предмета, явления, процесса

форма <=> способ существования, способ развития, выражения содержания

качество <=> совокупность свойств, указывающих на то, что собой представляет данная вещь, чем она является

количество <=> совокупность свойств, указывающих на размеры вещи, ее величину
177. Укажите соответствие между концепцией истины и ее определением

концепция соответствия (корреспонденции) <=> устанавливает соответствие между формами психики и определенным объективным содержанием, истина есть форма соотношения психики субъекта и объекта

концепция когеренции <=> исходит из взаимосоответствия высказываний

концепция прагматичности <=> истина рассматривается как работоспособность чувств, мыслей, идей, их полезность в деле достижения желаемой цели и успеха

классическая концепция <=> истина - это соответствие знаний действительности
178. Укажите соответствие между направлениями философии и их определениями

материализм <=> философское направление, которое исходит из первичности материи и вторичности сознания, духа

идеализм <=> философское направление, которое считает исходным, первичным и определяющим элементом всего сущего дух, идейное начало, а вторичным - материю

дуализм <=> философское направление, считающее, что материя и сознание - два первоначала, существующие независимо друг от друга

монизм <=> способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего
179. Укажите соответствие между наукой и ее предметом

социальная философия <=> обобщение конкретного научного материала, стремление дать общую картину социального мира в целостности, выявить интегративные свойства различных процессов, происходящих в обществе.

культурология <=> изучение совокупности всех ценностей, созданных обществом, и способов освоения этих ценностей человеком

социология <=> изучение законов строения, функционирования и развития исторически-конкретных типов социальной организации, объединяющих родственные в социокультурном отношении страны и народы

история <=> предметом является не общее как таковое, а конкретное проявление закономерностей общественного развития в определенном регионе, у определенного народа в тех или иных конкретно-исторических условиях
180. Укажите соответствие между онтологическими категориями и их определениями

действительность <=> то, что существует реально, уже наступило, проявилось

возможность <=> то, чего еще нет, но что может наступить, проявиться

сущность <=> внутренняя, относительно устойчивая сторона действительности, скрытая за поверхностью явлений и выражающаяся в них

явление <=> внешняя, более изменчивая сторона действительности, представляющая собой форму выражения сущности
181. Укажите соответствие между периодом развития средневековой христианской философии и его содержанием

патристика <=> этап христианской философии, на котором сложилась совокупность теолого-философских, политико-социологических взглядов и доктрин христианских богословов, мыслителей - «отцов церкви»

схоластика <=> этап развития средневековой философии и теологии, когда сформировались религиозно-философские учения западноевропейского средневековья, которые в противоположность мистике видели путь постижения бога в логике рассуждений, а не в сверхразумном созерцании и чувстве

апологетика <=> ранний этап патристики, в котором христианские мыслители защищали христианское учение от нападок еретиков, сторонников языческой религии и античной философии

догматика <=> этап патристики, когда в религиозной философии обсуждались официально признанные основные положения христианского вероучения, исповедование которых считалось непременным условием постижения бога
182. Укажите соответствие между персоналиями и направлениями русской философии XIX века

славянофильство <=> И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, К.С.Аксаков, Ю.Ф.Самарин, Н.Я.Данилевский

западничество <=> Т.Н. Грановский, В.Г.Белинский, А.И.Герцен, В.П.Боткин, И.С.Тургенев, К.Д.Кавелин, П.В.Анненков

народничество <=> Н.А. Серно-Соловьевич, А.А. Слепцов, Н. И. Утин, Н. В. Шелгунов

позитивизм <=> Н.К.Михайловский, М.М.Троицкий, Н.И.Кареев, Н.М. Коркунов
183. Укажите соответствие между понятием и его определением

масса <=> ситуативно возникающие (существующие) социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по формам выражения

народ <=> устойчивая общность людей, со своими «этническими» интересами

нация <=> совокупность людей, имеющих одно общее отечество

класс <=> большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают
184. Укажите соответствие между понятием и определением

скептицизм <=> учение, подвергающее сомнению возможность познания объективного мира

агностицизм <=> учение (или убеждение, установка), отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества

когерентность <=> взаимосоответствие высказываний

релятивизм <=> концепция, отрицающая объективность познания мира
185. Укажите соответствие между понятиями и их определениями

обыденное сознание <=> формируется на основе личного опыта людей, включает в себя разнородные знания, которые используются в повседневной жизни

теоретическое сознание <=> знания об окружающей действительности на уровне сущности

общественная психология <=> совокупность взглядов чувств, настроений, мнений, обычаев, привычек, побуждений, слухов, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп

идеология <=> система теоретических знаний, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон. основное содержание этих знаний составляют сознание и оценка отношения людей к действительности
186. Укажите соответствие между понятиями и определениями

пространство <=> совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих объектов, их расположение относительно друг друга и относительную величину (расстояние и ориентацию).

время <=> совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний (явлений), их последовательность и длительность

движение <=> неотъемлемое внутреннее свойство материи, способ ее существования

материя <=> вся объективная реальность, существующая независимо от человека
187. Укажите соответствие между разделами философского знания и их содержанием

логика <=> учение о законах мышления

эстетика <=> учение о прекрасном

этика <=> учение о морали

онтология <=> учение о бытии
188. Укажите соответствие между следующими понятиями и их определениями

антропоцентризм <=> воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания

космоцентризм <=> воззрение, в основе которого лежит принцип упорядочения целостности вселенной и человека

теоцентризм <=> воззрение, объясняющее суть мироздания посредством существования Бога

сциентизм <=> мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире
189. Укажите соответствие между философами и их представлениями о природе человека

Демокрит <=> человек - «малый мирострой»

Макс Шелер <=> сущность человека - духовная, она выражается в его способности к усмотрению безусловных ценностей

Блез Паскаль <=> человек - «мыслящий тростник»

Иммануил Кант <=> специфика человека определяется его трансцендентальностью и нравственной свободой поведения
190. Укажите соответствие между философом и его взглядами на цивилизацию

О. Шпенглер <=> цивилизация есть стадия деградации и упадка культуры

Н.Я. Данилевский <=> цивилизация как культурно-исторический тип развития

Ф. Энгельс <=> цивилизация - это ступень исторического развития человечества, следующая за варварством

А.Тойнби <=> цивилизация понимается как синоним культуры
191. Укажите соответствие между философом и тем, что он считали первоосновой мира

Фалес <=> Вода

Анаксимандр <=> Апейрон

Анаксимен <=> Воздух

Гераклит <=> Огонь
192. Укажите соответствие между философской позицией и философами Нового времени

эмпиризм <=> Ф. Бэкон, Дж. Беркли, Т. Гоббс

материализм <=> Ж.-О.Ламетри, К.-А. Гельвеций, П.Гольбах

рационализм <=> Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц

деизм <=> Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо
193. Укажите соответствие между формами идеализма и материализма и их определениями

объективный идеализм <=> форма идеализма, который исходит из первичности духа, существующего объективно, независимо от индивида, его сознания

субъективный материализм <=> форма идеализма, для которой характерно признание сознания субъекта в качестве первичного, определяющего субъективный дух

наивный материализм <=> форма материализма древних мыслителей египта, индии, китая, античной эпохи

метафизический материализм <=> форма материализма, сложившаяся в xvii - xviii вв. под влиянием развития механики и других опытных наук
194. Уровни мировоззрения - это
жизненно-практический
интеллектуально-умозрительный
195. Установите соответствие между философскими направлениями и их определением

эмпиризм <=> направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему

сенсуализм <=> направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного знания

рационализм <=> учение, утверждающее первенство разума в познании, независимость разума от чувственных восприятий

деизм <=> философское воззрение, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нем какое-либо участие и не вмешивается в закономерное течение его событий
196. Утверждение об описательном характере теории принадлежит линии
Паскаля - Ампера
197. Учение о всеобщей причинной обусловленности природных, общественных, психических явлений - это
детерминизм
198. Учение о культурно-исторических типах развивал русский философ
Н.Я. Данилевский
199. Учение об идеях (эйдосах) создал древнегреческий философ
Платон
200. Учения об индустриальном, постиндустриальном и информационном обществе находятся на позициях ____________ детерминизма
технократического
201. Философ XIX в., который переносил законы эволюции в область социального познания, - это
Г. Спенсер
202. Философ Нового времени, рассматривающий мышление как единственное достоверное свидетельство человеческого существования, - это
Р. Декарт
203. Философ ХХ века, который основным способом достижения истины в гуманитарных науках считает диалог, - это
Г.-Г. Гадамер
204. Философ, который считает определяющим в понимании человека трудовую деятельность, - это
К. Маркс
205. Философия _______________ (ХХ век) пытается защитить избранность, индивидуальность личности, её причастность к творению мира культуры
персонализма
206. Философия является способом____________________ деятельности людей
духовной
207. Философские представления Древнего Египта оказали большое воздействие на формирование философии
Античной
208. Философско-религиозное учение Средневековья, согласно которому общие понятия - имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо отдельных вещей. Это
номинализм
209. Философско-религиозное учение средневековья, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), а не отдельные вещи, существующие в эмпирическом мире, - это
реализм
210. Философское направление, которое исходит из первичности материи и вторичности сознания, духа, - это
материализм
211. Философское направление, которое считает исходным, первичным и определяющим элементом всего сущего дух, идейное начало, а вторичным - материю, - это
идеализм
212. Философское направление, считающее, что материя и сознание - два первоначала, существующие независимо друг от друга, - это
дуализм
213. Философское учение о бытии
онтология
214. Философское учение, отождествляющее Бога и мир, - это
пантеизм
215. Философы и историки, считавшие, что цивилизация - это ступень исторического развития человечества, следующая за варварством
Л. Морган
Ф. Энгельс
Э. Тоффлер
216. Философы, связывавшие смысл истории с Божественным провидением, - это
К. Ясперс
Н.А. Бердяев
Аврелий Августин
217. Форма общественного сознания - это
правовое сознание
218. Форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и место в нем человека, - это
философия
219. Формальную логику как учение о законах и формах правильного мышления создал древнегреческий философ
Аристотель
220. Формы идеального бытия - это
субъективный дух
объективный дух
221. Формы материального бытия
«Первая» природа
«Вторая» природа
222. Французские материалисты эпохи Просвещения - это
Ж.-О.Ламетри
К.-А. Гельвеций
П.Гольбах
223. Функции духовного производства - это функции
производства фундаментальных и прикладных идей
воспроизводства общественного сознания в его целостности
224. Целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа - это
самосознание
225. Ценности по их роли в жизни человека и человечества можно разделить на
утилитарные
духовные
226. Ценности по содержанию можно разделить на
экономические
политические
социальные
духовные
227. Ценности по субъекту можно разделить на
субъективно-личностные ценности
надиндивидуальные
228. Части философии марксизма - это __________ и __________ материализм
диалектический
исторический
229. Черты развития - это
направленность
отрицание старого и появление нового
преемственность
поступательность
230. Эмпирические методы - это
наблюдение
эксперимент
231. Ядром учения Фомы Аквинского является принцип
гармонии веры и разума
232. Ярким представителем христианской патристики является
Аврелий Августин

Установить соответствие

Ответ: 1__ 2__ 3__

Выбрать правильный ответ

2. «Человек может познать только явления вещей в его сознании, сами же вещи остаются непознанными, вещами в себе », – считал:

А. Гегель

3 . «Человек – самоцель, а не средство достижения цели» – это нравственный принцип философии:

Б. Маркса

В. Фейербаха

А. Термин философии марксизма

Б. Понятие диалектики Гегеля

В. Моральный закон Канта

5 . «Мера нравственности определяется чувством долга», – считал:

Б. Фейербах

6. «Когда речь идет о долге (деон), человек должен отказаться от счастья», – утверждал:

А. Гегель

Установить соответствие


Ответ: 1__ 2__ 3__

Выбрать правильный ответ

8. «Причина развития находится в самом явлении, в борьбе внутрен- них противоположностей», – утверждал:

А. Гегель

В. Фейербах

9 . Первичным является мировой разум, а природа, общество и чело- век – его воплощение. Это идея:

А. Материализма

Б. Объективного идеализма

В. Субъективного идеализма

Установить соответствие

Ответ: 1__ 2__

Дополнить

11. Первый закон диалектики: закон единства и ______________ противо положностей.

12 . Второй закон диалектики: переход количественных изменений в ____________.

13 . Третий закон диалектики: закон отрицания _________________.

Выбрать правильный ответ

14. Кто утверждал: «Все действительное разумно, все разумное действительно»:

А. Гегель

Б. Фейербах

15 . Развил идеи диалектики и историзма:

Б. Гегель

В. Фейербах

Установить соответствие


Ответ: 1__ 2__ 3__

Выбрать правильный ответ

17 . Предложил принципы «категорического императива»:

Б. Гегель

В. Фейербах

18 . «Человек создал Бога, а не Бог человека», – считал:

А. Фейербах

Б. Гегель

Установить соответствие


Ответ: 1__ 2__ 3__

Выбрать правильный ответ

20. «Природа – это основание, на котором вырастают люди», – считал:

А. Гегель

Б. Фейербах

21 . Л. Фейербах утверждал, что источник всех знаний – это:

А. Природа

Б. Мировая идея

В. Собственный разум человека

22 . «Человек – часть природы, существо биологическое», – считал:

Б. Фейербах

В. Гегель

23 . «Человек имеет бисоциальную природу», – утверждал:

А. Фейербах

В. Гегель

Установить соответствие

Ответ: 1__ 2__

Выбрать правильный ответ

А. Энгельс

В. Гегель

26 . «Сущностью человека является его деятельность по преобразованию природы, общества и самого себя», – утверждал:

В. Гегель

27 . В основе материалистического понимания истории у К. Маркса лежит принцип:

А. Материальное производство определяет политику и мораль

Б. Божественного творения истории

В. История – развертывающаяся мировая идея

28. В основе марксистской теории познания лежат принципы:

А. Отражения

Б. Первичности идеи

В. Существования объективной истины

29 . «Философы лишь различным путем объясняли мир, но дело в том, чтобы изменить его», – сказал:

А. Гегель

30 . Критерием истины в марксизме является:

А. Практика

Б. Полезность знаний

В. Соответствие логики

Вопросы для обсуждения

1. Философская система И. Канта. Этическая теория И. Канта.

2. Развитие идей диалектики и истории в философии Г. Гегеля.

3. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

4. Новая «религия» Л. Фейербаха.

5. Деятельная природа человека в философии И. Фихте и Ф. Шеллинга.

6. Марксистское учение, его исторические судьбы.

7. Философское значение клеточной теории Т. Шванна.

8. «Физиологический идеализм» И. Мюллера и его роль в современной медицине и философии.

9. Философское значение теории Г. Гельмгольца о законе сохранения энергии в живой клетке.

Темы рефератов и докладов

1. И. Кант. Жизнь и основные философские идеи.

2. Этика Канта. Можем ли мы руководствоваться ее принципами сегодня?

3. Г. Гегель. Жизнь и основные философские идеи.

4. «Все действительное разумно и все разумное действительно». Так ли это?

5. Л. Фейербах. Философия любви и мое к ней отношение.

6. Идеи немецкой классической философии в философии ХХ в.

7. Диалектический материализм. Сущность и основные принципы.

Объясните понятия: агностицизм, трансцендентальный, априорность, абсолютный дух, абсолютная идея, диалектический идеализм, антропологический материализм, вульгарный материализм.

Тема 6

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ


Похожая информация.


§2. Из марксистской теории познания

Сколь близко марксистские положения нам не были б внешне знакомы, мы вынуждены повторять их снова и снова потому, что сейчас вопрос стоит не просто о знании, а о неизмеримо большем - о понимании.

Понимание, как известно, не равноценно знанию. Знать человек может очень многое и в то же время понимать может очень мало. Если предшествующая эпоха была характерна борьбой только за знания, то наша эпоха характерна борьбой за понимание. Эта борьба уже началась.

Острая нужда в понимании ощущается во всех областях человеческой деятельности. Повсеместно накоплен огромный практический и теоретический материал, и чего не хватает сейчас - это обобщения и, осмысливания накопленного, т.е. понимания. Наш народ находится перед грандиозным взлетом человеческой мысли, в сравнении с которым взлеты и подъемы классовой науки, совершённые ею за предшествующие века, покажутся просто забавой.

Взлет мысли назрел, он необходим, - сейчас это чувствуют все, - но он возможен только на путях марксистско-ленинского понимания процессов развития. Поэтому мы обязаны повторять без конца следующие положения марксизма.

В природе, обществе и мышлении - все находится во взаимосвязи и взаимодействии, следовательно; рассматриваться и изучаться все должно тоже во взаимосвязи и взаимодействии, т.е. системно. И, тем не менее, многое в настоящее время продолжает рассматриваться и изучаться не системно, а элементарно. Энгельс уже II половину XIX века характеризовал как эпоху надвигающегося синтеза, и, тем не менее, даже в середине XX века повсюду продолжают господствовать методы анализа. Трудно придумать большее несовпадение и несоответствие, чем несовпадение между господствующим методом в познании и действительным положением вещей в природе, обществе и мышлении.

Маркс подчеркивал, что развитая диалектико-материалистическая мысль не нуждается в гипотезах, а тем более в скороспелых. Гипотезы нужны на низком уровне развития науки там, где отсутствуют достоверные знания и понимание. Цена любой гипотезе не больше, чем любому субъективному представлению. Если же скороспелые гипотезы к тому же становятся распространенными теориями - то это приносит делу развития и прогресса не меньше вреда, нежели общепринятые представления.

Изучаемый диалектически и материалистически предмет не нуждается в гипотезах; его надо брать таким, каков он есть в действительности. А для того, чтобы не ошибиться в конечных выводах, Маркс рекомендовал соблюдать ряд правил;

Не полагаться на одну логику. Изучаемые предметы надо еще рассматривать исторически, т.е. в развитии и изменении;

Не дать обмануть себя различного рода распространенными представлениями, которые окружают исследуемый предмет. Поэтому Маркс говорил: «подвергай все сомнению» - это замечание относится, прежде всего, к представлениям и особенно к общепринятым.

В познании исходить надо из высшей ступени развития объекта. Нельзя представлять себе исследуемый объект как логическое завершение предшествующей истории. По анатомии обезьяны нельзя понять анатомию человека; да и сама обезьяна останется не понятой до конца, если не будет раскрыт человек.

И, тем не менее, большинство исследователей продолжает придерживаться традиционных путей в познании - идет от обезьяны к человеку, от простого к сложному, немало не считаясь с тем, что сложное не сводится к простому.

Маркс, Энгельс и Ленин неоднократно подчеркивали, что задачей всякой науки является выработка понятий. А для этого каждая наука должна основываться не па одних формальных аксиомах, но и на полноценных понятиях, - это, во-первых. И, во-вторых, наука, по мере ее развития, должна наполняться не тощими дефинициями, но и реальными понятиями, отражающими реальную действительность.

Некоторые разделы современной математики, а вместе с нею и теоретической физики содержат много символов, которым не найдено еще объяснений в реальной действительности. Это называется опережением практики, могуществом науки, ее силой; в действительности же это скорее показатель ее слабости.

Получившая в последние годы большое распространение в науке идея «черного ящика» в принципе глубоко чужда марксистско-ленинской теории познания:

«Задача науки заключается в том, чтобы видимое, лишь выступающее в явлении движение свести к действительному внутреннему движению», (К. Маркс и Ф. Энгельс, соч.; т. 25, стр. 343).

Идея «черного ящика» ограничивает исследователя лишь видимым и оставляет нетронутым действительное движение, находящееся в «черном ящике». Поэтому подлинная наука и этот «ящик» в принципе не совместимы.

Марксистский тезис: - критерием истины является практика, и только практика , - в наше время не решаются оспаривать даже 100%-ные буржуазные теоретики. Но как только дело действительно доходит до практики, многие исследователи проявляют удивительное непонимание. Далее чем другие уходят от практики те из исследователей, кто хлопочет, чтобы, в самом деле, не закончила своего существования «чистая» наука. Некоторые из ее представителей соглашаются вообще обходиться без практики. Но есть и другая категория исследователей, которые напротив, шага в науке не могут сделать без практики. «Истинным», «научным», «правильным» они считают лишь то, что исходит из практики и приходит к той же самой практике, не задумываясь над вопросом - о какой практике должна идти речь?

Те и другие, несмотря на их кажущееся несходство, во всех своих исследованиях приходят одинаково к бесплодным результатам, потому что те и другие забывают основное положение марксизма:

Наука не просто должна объяснять мир, т.е. не только удовлетворять простое любопытство людей, но она должна и переделывать мир, - постоянно иметь в виду практику, которая каждый раз являла бы собой шаг вперед. Наука в любом своем исследовании должна находиться на переднем крае развития Природы, Общества и мышления.

Лишь революционная практика может стать критерием истины - вот это простое положение забывают как те, кто занят лишь чистой наукой, так и те, кто вращается в кругу одной и той же неизменной практики.

Трудно предположить, чтобы среди исследователей сейчас имелись люди, ничего не знающие о перечисленных положениях марксистской теории познания. Все «знают» эту теорию. И задача сейчас состоит не в том, чтобы и далее заучивать ее положения, а в том, чтобы понять и применять их на практике. Как не возможно современное производство только на основе знания конструкции изделий без знания технология их производства, - точно так же невозможно современное научное исследование без знания технологии этого исследования. Мало понять исследуемый объект, что возможно лишь в конце исследования, надо знать и понимать еще пути достижения его - метод исследования.

О том, что метод должен быть диалектическим - об этом говорят все исследователи, но что собой представляет этот метод в практическом смысле - вот здесь-то и возникает у каждого исследователя свое собственное, присущее только ему, понимание. В словесном толковании диалектического метода больших расхождений не наблюдается: большинство исследователей толкует о методе фразами и определениями, позаимствованными у классиков марксизма. В понимании же методов наблюдается значительный разнобой.

Причина застоя в развитии диалектического метода обычно связывается с условиями, в которых находились наши исследователи в предшествующий период; немалую роль играли так же и пережитки прошлого в самой науке и т.д., бесспорно, все это сказалось и продолжает сказываться и сейчас на развитии диалектического метода. Однако надо признать, что в настоящее время главная причина застоя в развитии этого метода в нашей стране связывается не с общественными, а с гносеологическими факторами.

Поставим вопрос:

Имеем ли мы сейчас науку, которая называлась бы «Диалектический метод», содержащую все необходимое, чтобы любой исследователь мог бы черпать из нее ответы на все интересующие его вопросы относительно того, как на практике вести исследования диалектически?

На этот, казалось бы, простой вопрос, еще и теперь мы не можем ответить положительно. Такой науки, доведенной до практического руководства, у нас еще не имеется.

Люди, которые сами не сделали ни одного самостоятельного шага на пути диалектики, по существу ясно не представляющие себе, что означает диалектика и диалектическое мышление, умеющие в результате этого мыслить лишь формально, - такие люди обычно говорят нам: изучайте Гегеля, изучайте Маркса, Энгельса, Ленина и вы найдете у них ответ на вопрос, что такое диалектика, что собой представляет диалектический метод и диалектическое мышление.

Исследователь совершит большую сшибку, если некритично подойдет к этому совету и ограничится только изучением классиков. Классиков-диалектиков надо изучать - это бесспорно. Более того, к ним снова и снова надо возвращаться и каждый раз на более высоком уровне понимания, - все это верно.

Но не менее верно и то, что самому исследователю тоже надо работать над диалектикой. На классиков надейся, а сам не плошай. Без самостоятельного мышления и на своем собственном участке диалектике и диалектическому метолу научиться нельзя.

Исследователь может выучить наизусть все положения диалектики, может их твердо запомнить, а затем всю свою жизнь правильно цитировать и при всем этом может не понимать ни диалектики, ни того, что цитирует - если он не научится самостоятельно мыслить на своем собственном участке. Все известные диалектики мыслили самостоятельно и меньше всего руководствовались в своих исследованиях сложившимися представлениями - это факт общеизвестный. Если исследователь не в состоянии вырваться из плена общепринятых представлений - это верный признак, что он не мыслит диалектически.

Диалектическая мысль всегда самостоятельна, но самостоятельная мысль не всегда может быть диалектической. Для того чтобы эта связь действовала одинаково в обоих направлениях, в исследованиях необходимо соблюдать те требования марксистской теории познания, о которой говорилось выше.

Повторим их:

1. Приступая к исследованию, не надо придумывать гипотез и скороспелых теорий. Их время прошло; сейчас они только вредят. Исследуемый объект надо брать таким, какой он есть в действительности, и изучать его.

2. В природе, обществе и мышлении все должно изучаться системно и в системе. Исследуемый объект необходимо представлять себе внутренне неоднородным; все части которого находятся в непрерывном изменении и взаимной связи.

3. Начинать исследования надо с наиболее развитого объекта, - находящегося на высшей ступени развития.

4. В исследованиях нельзя полагаться только на логику. Надо руководствоваться еще и тем, что исследуемый объект имеет свою собственную логику - законы:

5. Начинать исследования необходимо не гипотезами, не тощими дефинициями, не условностями, не аксиомами и не символами, а полноценными понятиями, отражающими реальную действительность. Продолжать и заканчивать исследование надо тоже полноценными понятиями.

6. К сложившимся представлениям об объекте следует относиться критически, подвергать их всяческому сомнению я в то же время в этих представлениях надо видеть отражение прошлых ступеней развития исследуемого объекта.

7. Критерием истинности добытых в результате исследования знаний может быть только передовая практика. Исследование, совершившее порочный круг той же самой тактике не может быть названо научным исследованием.

Из книги Продавец грез автора Кури Августо

Расшатывая некоторые устои марксистской теории Вопросы, которые учитель задавал на кладбище «Реколета», привели нашу нервную систему в состояние шока. Я нападал на предпринимательскую элиту в лекционном зале в течение многих лет, но некоторые свои взгляды пришлось

Из книги Статьи разных лет автора Багатурия Георгий Александрович

Исторический материализм и разработка Энгельсом основ марксистской военной теории Гениальный теоретик и великий пролетарский революционер, один из основоположников марксизма Фридрих Энгельс «после своего друга Карла Маркса… – как указывал В.И. Ленин, – был самым

Из книги Философия в систематическом изложении (сборник) автора Коллектив авторов

Целостность марксистской теории коммунистического преобразования общества В Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС проводится огромная работа по изучению и публикации теоретического наследия К. Маркса и Ф. Энгельса. Основные ее результаты воплощены в 50-томном

Из книги О неповиновении и другие эссе автора Фромм Эрих Зелигманн

К вопросу о развитии марксистской теории формационного преобразования общества Мой «вклад» в теорию социализма XXI века, а правильнее сказать мои идеи, относящиеся к теории предстоящего формационного преобразования общества, не порождены только постсоветским

Из книги Марксистская философия в XIX веке. Книга первая (От возникновения марксистской философии до ее развития в 50-х – 60 годах XIX века) автора

I. Проблемы теории познания Логика не нуждается для своего обоснования в теории познания. Как учение о форме науки вообще она представляет наиболее общую научную дисциплину, не подчиненную никакой другой дисциплине; она поэтому не допускает, да и не нуждается ни в каком

Из книги Марксистская философия в XIX веке. Книга вторая (Развитие марксистской философии во второй половине XIX века) автора

II. Развитие теории познания В «Опыте о человеческом разуме» Локка теория познания начиналась психологическим рассуждением о происхождении понятий, но Локк не развил подробно своего представления об их происхождении из внешних и внутренних чувств. Большая часть второй

Из книги История марксистской диалектики (От возникновения марксизма до ленинского этапа) автора

III. Приложение гуманистического психоанализа к марксистской теории Марксизм – это гуманизм, и его цель – полное раскрытие потенциала человека; не того человека, каким он представляется на основании своих идей или своего сознания, а реального человека со всеми его

Из книги Диалектика эстетического процесса.Диалектика эстетического как теория чувственного познания автора Канарский Анатолий Станиславович

Глава седьмая. Разработка К. Марксом и Ф. Энгельсом марксистской теории революции в работах 1848 – 1852

Из книги История марксизма-ленинизма. Книга вторая (70 – 90-е годы XIX века) автора Коллектив авторов

3. Становление марксистской теории непрерывной революции Идея непрерывной революции появилась у К. Маркса и Ф. Энгельса еще до событий 1848 – 1849 гг. В ходе революционных событий она была развита ими в теорию. В работе «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» на основе

Из книги автора

Вопросы теории познания В центре интересов Дицгена стояли вопросы материалистической теории познания. Он писал: «Монистическим наш взгляд может стать лишь благодаря материалистической теории познания» ; «познание и есть предмет философии» [там же, с. 157].

Из книги автора

Борьба за чистоту марксистской философии. Диалектика как метод познания и преобразования действительности Решительная отповедь ревизионизму, острая полемика с реакционными идеалистическими течениями в философии и естествознании составили непреходящую историческую

Из книги автора

4. Борьба против марксистской диалектики как логики и теории познания Вместе с отрицанием объективной диалектики природы и общества ведется критика диалектики как логики и теории познания. Буржуазные философы никак не могут взять в толк, как можно в рамках материализма

Из книги автора

Из книги автора

Единство диалектики, логики и теории познания применительно к специфике эстетических исследований. Понятие «начала» теории эстетического Решить проблему эстетического можно только при условии, что мысль исследователя обратится к действительной истории возникновения

Из книги автора

1. Пути распространения марксистской теории: издание трудов Маркса и Энгельса, социалистическая печать, пропагандистская деятельность марксистов Возникшие к началу 80-х годов XIX века в ряде стран Европы рабочие партии положили в основу своих программ и практической

Из книги автора

Защита основ марксистской политэкономической теории В представлении бернштейнианцев некоторые новые явления в развитии капитализма истолковывались как факторы, ведущие к сглаживанию противоречий в обществе, к снижению их остроты. Они абсолютизировали тенденции