Основные формы соседской общины. Общественный строй восточных славян, роль общины и городов Особенности соседской общины

Соседская община – это традиционная форма человеческой организации. Она делилась на сельскую и территориальную общины.

Родовая и соседская община

Соседскую общину считают наиболее поздней формой родовой общины. В отличие от родовой общины, соседская община комбинирует в себе не только коллективный труд и потребление избыточного продукта, но и землепользование (общинное и индивидуальное).

В родовой общине люди были связаны кровным родством. Основным занятием такой общины было собирательство и охота. Основным же занятием соседской общины было земледелие и скотоводство.

Соседская община

Под соседской общиной принято считать некую социально-экономическую структуру. Эта структура состоит из нескольких отдельных семейств, родов. Это общество объединено общей территорией и совместными усилиями по средствам производства. Этим средством производства можно назвать землю, различные угодья, пастбища для животных.

Основные черты соседской общины

– общая территория;
– общее землепользование;
– общинные органы управления такой общиной;

Признак, ярко характеризующий подобную общину – наличие отдельных семейств. Такие семейства ведут самостоятельное хозяйство, самостоятельно распоряжаются всем произведенным продуктом. Каждая семья самостоятельно занимается обработкой своей территории.
Хотя семья и обособлены в хозяйственном отношении, они могут быть связаны и не связаны родственными узами.

Соседская община противостояла родовой общине, она была главным фактором в разложении родового устройства обществе. У соседской общины было очень большое преимущество, что и помогло соседской искоренить родовое устройство. Главное преимущество – это не только социальная организация, но социально-экономическая организация общества.

Соседскую общину заменило классовое разделение общества. Причиной этому стало возникновение частной собственности, появление избыточного продукта и увеличение населения планеты. Общинная земля переходит в частное землевладение, в Западной Европе такое землевладение стало называться аллодом.

Не смотря на это, общинная собственность еще сохранилась до сих пор. Некоторые первобытные племена, в частности племена Океании, сохраняют соседское устройство общества.

Соседская община у восточных славян

Соседскую общину восточных славян историки называют вервью. Это термин был изъят из «Русской правды» Ярослава Мудрого.

Вервь – общинная организация на территории Киевской Руси. Вервь была распространена и на территории современной Хорватии. Впервые вервь упоминается в «Русской правде» (сборник законов Киевской Руси, созданный князем Ярославом Мудрым).

Для верви была характерна круговая ответственность. Это значит, что если кто-то из общины совершил преступление, то наказание может понести вся община. Например, если кто-то в верви совершил убийство, но все члены общины должны были выплатить князю штраф, называвшийся вира.

На вервь налаживались общая воинская повинность.

Во время своего развития вервь стала уже не селянская община, это уже несколько поселений, состоявшие из нескольких небольших поселков.

В личном владении семьи в верви были приусадебная земля, все домашние постройки, орудия труда и другой инвентарь, скот, участок для пахоты и покоса. В общественном владении верви находились леса, угодья, близлежащие водоемы, луга, пашня, места промыслов.

На раннем этапе развития вервь была тесно связана кровными узами, однако со времени они перестают играть господствующую роль.

Древнерусская соседская община

Древнерусская община по данным летописи называлась мир.

Соседская община или мир – низшее звено социальной организации Руси. Такие общины зачастую объединялись в племена, иногда же племена во время угрозы нападения объединялись в союзы племен.

Земля превратилась в вотчину. За пользование вотчинной земли крестьяне (общинники) должны были платить дань князю. Такая вотчина передавалась по наследству, от отца к сыну. Крестьяне, жившие в сельской соседской общине, назывались «черными крестьянами», а такие земли назывались «черными». Все вопросы в соседских общинах решались народным собранием. Участвовать в нем могли объединялись в союзы племен.
Такие племена могли вести между собой войны. Вследствие этого появляется дружина – профессиональные конные воины. Дружиной руководил князь, кроме того, она была его личной охраной. В руках такого князя была сконцентрирована вся власть в общине.
Князья часто пользовались своей военной силой и авторитетом. И благодаря этому они отбирали часть остаточного продукта у простых общинников. Так началось формирование государства – Киевской Руси.
Земля превратилась в вотчину. За пользование вотчинной земли крестьяне (общинники) должны были платить дань князю. Такая вотчина передавалась по наследству, от отца к сыну. Крестьяне, жившие в сельской соседской общине, назывались «черными крестьянами», а такие земли назывались «черными». Все вопросы в соседских общинах решались народным собранием. Участвовать в нем могли только совершеннолетние мужчины, то есть воины. С этого следует сделать вывод, что формой управления в общине была военная демократия.

Это переплетение родовых и соседских связей, чрезвычайно разнообразное в конкретных обществах, заставляет поставить вопрос о критериях, позволяющих отличать родовую общину на позднейшем этапе ее развития от соседской и о характере переходных форм между ними.

Главные признаки, характеризующие любую соседскую общину, это наличие отдельных семейных коллективов, самостоятельно ведущих хозяйство и распоряжающихся произведенным продуктом, так что каждый своими собственными силами производит обработку отведенных ему полей и урожай им присваивается единолично, и коллективная собственность на основное средство производства. Семьи, представленные в общине, могут быть родственными и неродственными - коль скоро в хозяйственном отношении они обособлены, это не имеет принципиального значения.

На начальных этапах формирования соседской общины общинная собственность на землю сосуществует с родовой, иногда даже занимая подчиненное положение. На некоторых островах Ново-Гебридского архипелага деревни, хотя и состоят из подразделений нескольких родов, но еще не образуют общины и не имеют земельной собственности. На островах Тробриан, Шортландских, Флорида, Сан-Кристобаль, Санта-Анна, Вао, Фате и других соседская община уже возникла и общинная собственность на землю сосуществует с родовой и индивидуальным заимочным землепользованием, а на острове Амрим земля принадлежит всей общине в целом, но распределяется между различными родовыми группами.

В стадиальном отношении такая община является переходной от родовой к чисто соседской. Ее можно считать ранним этапом соседской общины или переходным типом; между этими двумя точками зрения мы не видим больших различий. Главным критерием, позволяющим ее выделять, является не столько сосуществование общинной собственности с частной (это разумеется для любой соседской общины), сколько переплетение родовых связей с соседскими.

Переход от такой общины к собственно соседской в значительной мере зависит от судеб позднего рода, от времени, когда он окончательно прекращает свое существование. Поскольку род чаще всего доживает до классового общества, очевидно, именно этот ранний этап соседской общины и является наиболее характерным для ее бытования в разлагающемся первобытном обществе, и для ее обозначения кажется вполне приемлемым термин "первобытная соседская община".

Такая община является соседской, потому что имеет главную ее особенность - сочетание частной собственности с коллективной. О том, что она присуща эпохе разложения первобытного общества, свидетельствует и археологический материал. В Дании уже в поселениях бронзового века в пределах каждой деревни ясно видны границы индивидуальных участков и общинного пастбища. Нечто подобное еще раньше наблюдается на неолитическом Кипре.

Однако такая община является не просто соседской, а именно первобытно-соседской, так как коллективная собственность в ней представлена двумя формами: общинной и родовой. Подобное сочетание двух форм коллективной собственности может сохраняться очень долго, и не только в разлагающихся первобытных обществах, но даже в раннеклассовых, как это видно на многочисленных африканских примерах.

Хотя род и община как формы социальной организации и дополняют друг друга, создавая для индивида двойную линию защиты, между ними идет определенная борьба за сферу влияния. Конечная победа соседской общины над родом определяется уже тем, что она является не только социальной организацией, каковой практически стал поздний род, но организацией социально-экономической, в которой социальные связи переплетаются и определяются производственными.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Соседская община – это несколько родовых общин (семей), живших в одной местности. В каждой из этих семей есть своя глава. И каждая семья ведет свое хозяйство, по своему усмотрению использует произведенный продукт. Иногда соседскую общину еще называют сельской, территориальной. Дело в том, что члены ее проживали обычно в одной деревне.

Родовая община и соседская община– это два последовательных этапа в становлении общества. Переход от родовой общины к соседской стал неизбежным и закономерным этапом в жизни древних народов. И на это были свои причины:

  • Кочевой образ жизни стал меняться на оседлый.
  • Земледелие стало не подсечно-огневым, а пашенным.
  • Орудия труда для обработки земли стали более совершенными, а это, в свою очередь, резко увеличило производительность труда.
  • Появление социального расслоения и неравенства среди населения.

Таким образом, произошел постепенный распад родовых отношений, который сменился семейными. Общая собственность стала уходить на второй план, а на первый выдвинулась частная. Однако долгое время они продолжали существовать параллельно: леса и водоемы были общими, а скот, жилище, орудия, участки земли – индивидуальными благами. Теперь каждый человек стал стремиться заниматься своим делом, зарабатывая им на жизнь. Это, несомненно, требовало максимального объединения людей, чтобы соседская община продолжала существовать.

Отличия соседской общины от родовой

Чем отличается родовая община от соседской?

  • Во-первых, тем, что в первой обязательным условием было наличие между людьми родственных (кровных) связей. В соседской же общине такого не было.
  • Во-вторых, соседская община состояла из нескольких семей. Причем каждая из семей владела своей собственностью.
  • В-третьих, совместный труд, существовавший в родовой общине, был забыт. Теперь каждая семья занималась своим участком.
  • В-четвертых, в соседской общине появлялось так называемое социальное расслоение. Выделялись более влиятельные люди, формировались классы.

Человек в соседской общине стал более свободным и независимым. Но, с другой стороны, он потерял мощную поддержку, которая была в родовой общине.

Когда мы говорим о том, чем отличается соседская община от родовой, то необходимо отметить один очень важный факт. Соседская община имела большое преимущество над родовой: она стала видом не просто социальной, а социально-экономической организации. Она дала мощный толчок для развития частной собственности и экономических отношений.

Соседская община у восточных славян

У восточных славян окончательный переход к соседской общине произошел в седьмом веке (в некоторых источниках ее называют «вервь»). Причем такой вид социальной организации просуществовал достаточно долго. Соседская община не давала крестьянам разориться, в ней царила круговая порука: более богатые выручали бедных. Также в такой общине разбогатевшие крестьяне всегда должны были ориентироваться на соседей. То есть еще как-то сдерживалось социальное неравенство, хоть оно и закономерно прогрессировало. Характерной особенностью для соседской общины славян была круговая ответственность за совершенные проступки, преступления. Это касалось и воинской повинности.

В заключение

Соседская община и родовая община – это разновидности социального устройства, существовавшие в свое время у каждого народа. С течением времени постепенно происходил переход к классовому строю, к частной собственности, к социальному расслоению. Эти явления были неизбежными. Поэтому общины ушли в историю и сегодня встречаются только в некоторых отдаленных регионах.

Соседская община и родовая община.

Скотоводов

На смену родовой общине постепенно приходит новый тип общины - первобытная соседская община земледельцев и скотоводов. У разных народов это происходит в разное время:

В Египте и Месопотамии - в начале I - V ты с. до н.э. В Китае - в I V ты с. до н.э. В северной Корее и южной Маньчжурии - во II тыс. до н.э. В Японии - в середине I тыс. до н.э. У предков славян и германцев - приблизительно во второй половине I тыс. до н.э.

Соседская община представляла собой коллектив, состоящий из ведущих самостоятельное хозяйство отдельных семей, индивидуальных хозяйств, объединённых друг с другом территориально - соседскими связями. Соседская община объединялась не кровнородственной, а территориальной связью. Если родовая община представляет собой в первую очередь организацию сородичей, то соседская община - организацию соседей, имеющих общую территорию.

Соседская община характеризуется следующими особенностями:

1. По-прежнему община основана на производящей экономике - земледелии и скотоводстве.

2. Численность коллектива увеличивается. Соседская община начинается с численности в 200 - 300 человек. В дальнейшем её коллектив вырастает до 1000 человек. Как следствие - увеличивается плотность населения.

3. Права соседской общины на землю можно охарактеризовать как верховная коллективная собственность. Права всей общины стоят над правами («вверху») каждого отдельного индивидуального хозяйства. Отсюда и название - верховная . Община - это весь коллектив общинников в целом. Когда общинники собираются на народные собрания, то теперь они должны учитывают интересы не только всей общины целиком, но и интересы каждого индивидуального хозяйства. В первобытной соседской общине при верховной коллективной собственности возникают отдельные права общинников на часть земель и часть произведённого продукта.

Соседская общинатеперь делит землю на наделы, обычно, по жребию. Каждый общинник получает свою часть земли. Поэтому единственным признаком вхождения человека в общину теперь становится обладание земельным наделом в общинном фонде земель. Соседская община как верховныйколлективный собственник не допускала к земле не общинника. Вне общины, вне общинного коллектива право владенияземлёй получить было невозможно. Если человек входит в общинный коллектив - он имеет землю. Если в общину приняли человека, который родственником не являлся, ему давался надел, и он становится членом общины. При совершении общинником какого-нибудь тяжкого проступка он подвергался изгнанию из общины. В связи с этим появляется термин «изгóй» - дословно «изгнанный из жизни». У изгоя в общине оставались родственники. Но он теперь не считался членом общины и лишался земли. Фактически это обрекало его на смерть.

Землю большим семьям общинников давали по количеству едоков в семье, по числу членов семьи. Все тем самым находились в равных условиях. И теперь каждый общинник получал продукты со своего надела - всё, что он произвёл своим трудом на своей земле. В результате, произошёл переход от коллективного хозяйства к индивидуальному хозяйству.

С юридической точки зрения права этих индивидуальных хозяйств (больших семей) на землю представляют собой владение землёй, то есть фактическое обладание вещью, соединённое с намерением относиться к вещи как к своей. Возникает новая форма собственности - трудовая (личная ) собственность означала - собственность на всё, что связано с личным трудом: пока общинник работает на этой земле, он имеет право на эту землю и на всё, что он производит своим трудом на этом наделе - это его имущество. Соседская община как верховный коллективный собственник периодически проводила переделы земли. Семьи наделялись землёй по количеству едоков.

Так, например, часть членов семьи погибала на войне, людей в семье стало меньше и часть земли забрасывалась из-за нехватки работников и за отсутствием необходимости обрабатывать такое количество земли. Соседская община тогдакак верховныйколлективный собственник изымала эту пустующую землю и отдавала другому индивидуальному хозяйству. Ведь в нём подросли дети и существовала потребность в расширении земельного надела, чтобы прокормить бóльшее количество человек в семье, и которая могла землю обработать. Другими словами, пока работаешь, пока что-то выращиваешь на земле - земля и производимые на ней продукты - твои. Когда перестал сам обрабатывать землю и что-то на ней выращивать - то теряешь право на землю и производимый на ней продукт. Земля принадлежала только тому, кто мог её обработать. Это и есть принцип трудовой собственности.

Появление соседской территориальной общины и начало разложения первобытного общества. Прочная оседлость земледельческих общин создает определенную ограниченность доступа к редким ресурсам (какие-то породы камня, растения, животные). Это объективно приводит к необходимости обмена между общинами. Регулярный избыточный продукт позволял часть его направить на выменивание необходимого для общины, но труднодоступного сырья. Но при наличии одинакового хозяйственно-культурного типа продукция также похожа, поэтому обменивать на редкое сырье продукт, который уже имеется, невыгодно. Это возможно лишь при необходимости пополнения недостающего запаса. В связи с этим зарождается престижная экономика. Она появляется на основе дарообменных отношений. Главная цель престижной экономики – создание важных социальных связей различного характера (межродовых, межплеменных, брачных, дружественных и т.д.). Для этого нуждающаяся в сырье община создает какой-нибудь новый продукт, которого нет у соседей (новый сорт ячменя, пшеницы, новая порода домашних животных, необычное изделие и др.). В этом случае возможен обмен редкими вещами. В итоге появляется престижный продукт-предмет, которым обладают немногие, что резко выделяет общину по сравнению с другими. После этого с производителем продукта или с его обладателем стремятся дружить, то есть создать или поддержать существующие связи, поскольку в экстренных ситуациях они могут пригодиться. При этом престижный продукт может обращаться в ограниченном (согласованном) круге общин.

Дальнейшее совершенствование навыков земледельческих работ и выращивания животных, последующее появление более производительных орудий труда позволяют создавать значительный по объему избыточный продукт. Он продолжает оставаться в общинной собственности. Но для нужд общины его эффективно используют, главным образом старейшины, формально, с общего согласия. Такая ситуация становится стимулом для индивидуальных накоплений. Проще всего это было осуществить в специализированных охотничьих и собирательских общинах. Лучших охотников и собирателей поощряли оставлением у них части добытого избыточного продукта. Тем самым рождается трудовой характер распределения. Так лучшие трудящиеся получали возможность стать богаче других.

В земледельческих общинах трудовой характер распределения возможен был при разделе общинного поля на индивидуальные участки и появлении дворохозяйства как хозяйственной ячейки.

В общинах, где развитие получает престижная экономика, эту сферу труда начинают монополизировать мужчины, так как она дает возможность начать делать индивидуальные накопления за счет участия в престижном обмене. В данных обществах даже начинают появляться патрилокальные поселения. Даже в материнских семьях большую роль играли мужчины-братья.

Поскольку племена объединяли большое количество родов, то при заключении брака всегда появлялся выбор. Женщинами дорожили как важной рабочей силой, поэтому уход ее в другой род приводил к ослаблению своего рода. В связи с этим за потерю рабочей силы требуется возмещение: отработки на общественном поле или в других сферах труда. Развитие престижной экономики создает форму брачного выкупа. Появляется традиция добрачных сговоров родственников (утробный сговор, колыбельный, или люлечный, сговор).

Стремление к престижу можно было удовлетворить за счет обогащения. Поэтому на стадии перехода от матрилокальности и матрилинейности к патрилокальности и патрилинейности происходит распределение земельных участков между семьями, которые превращаются в хозяйственную ячейку – дворохозяйство. Это, в свою очередь, формирует соседскую общину, так как меняются отношения внутри рода. Основными становятся трудовые усилия внутри дворохозяйства. Даже если представители данного дворохозяйства не принадлежат к главному роду и не могут в силу этого претендовать на высокий статус в племени, они, накопив значительные богатства, за счет дарообменных отношений могут создать значительную группу друзей и оказывать влияние на принятие решений. Имущественное положение человека в общине начало определять его социальный статус.

В условиях производящего хозяйства можно было «спланировать» запасы на сельскохозяйственный цикл. Каждая отдельная семья могла обеспечить себя из расчета урожайности и обработанной площади. Необходимость в обмене готовыми идентичными продуктами внутри коллектива исчезла, и произведенный продукт стал поступать не в собственность коллектива, а оставаться у производителя. Так возникла обособленная собственность . Это и есть главный отличительный признак соседской общины.

В литературе часто встречается указание, что формирование соседской общины создает частную собственность. Самое общее различие между обособленной и частной собственностью заключается в том, что с помощью первой продолжает создаваться регулярный избыточный продукт, используемый для потребления и накопления, в обмене он используется эпизодически; вторая (частная) форма собственности создает прибавочный продукт, используемый целенаправленно для обмена и накопления богатства за счет этого. Можно сказать, что предпосылки формирования частной собственности появились в сфере престижной экономики. Обособленная собственность представляет собой частное владение в рамках общинной собственности. Поскольку важная черта частной собственности – это право полного распоряжения земельным участком вплоть до его продажи, то частная собственность на землю в чистом виде отсутствовала даже на этапе древнейших цивилизаций. Главным распорядителем земли оставалась соседская община, которая должна была гарантировать своим членам стабильное существование.

Появление соседской общины привело к изменению отношений в ней. В условиях обособленной собственности сотрудничество из сферы обмена переносится в сферу производства. Хозяйственной ячейкой становится дворохозяйство (оно же ячейка потребления). Община выполняет функции хозяйственного организма, регулирует экономические отношения между дворохозяйствами. Социальным организмом, который регулирует отношения между общинами, становится племя.

Основные формы отношений в соседской общине:

а) помогообмен – взаимопомощь при разработке участка, при посевных и уборочных работах (помощь трудом); предусматривается, что получивший помощь согласно принципу дарообмена должен когда-то ответить помощью. Таким образом, отношения становятся круговыми, общинными;

б) помогозаем – помощь в чрезвычайных ситуациях (стихийное бедствие) путем займа продукта (именно займа, а не подачки), иногда под проценты (или помого-возвратные отношения). В данном случае срок возврата помощи оговаривался;

в) услуго-обмен – формируется в условиях отделения ремесла от земледелия, когда за предоставление своей продукции ремесленники получают в обмен продукты земледелия и животноводства.

Стабильное функционирование данных отношений и всей общины возможно при сохранении примерного экономического равенства дворохозяйств. Но частное землевладение при совмещении с рядом других факторов (численность дворохозяйства; соотношение мужского и женского, взрослого и детского состава; разные природные способности; трудолюбие; случайные факторы (неурожай, пожар и т.д.) создает условия для формирования экономического неравенства (бедные – богатые).

В общине существуют некоторые механизмы, позволяющие временно сглаживать неравенство. При существовании резервного фонда земли нуждающимся предоставляют дополнительные участки. Богатые дворохозяйства принимают на себя часть общинных расходов (празднества) либо обязуются периодически делиться частью имущества согласно принципу первобытного равенства (общественные раздачи, трапезы). У индейских племен Северной Америки такой обычай носил название потлач. Подрастание нового поколения вызывает потребность в земельных наделах. Отсутствие резервного фонда требует внешней активности общины. Это либо захват земли у соседей, либо отселение части общины (молодого безземельного поколения) на свободные земли (колонизация).

Тем не менее в общине рано или поздно в результате имущественного неравенства (экономического неравенства дворохозяйств) начинают формироваться отношения внутриобщинной зависимости и эксплуатации. Помогообменные отношения при экономическом неравенстве перерастают в патронатные (покровительство), когдаболее сильный двор выступает в качестве патрона (покровителя), более слабый – в качестве клиента (находящегося под покровительством). Эта форма зависимости подразумевает сохранение экономической самостоятельности клиента, но в остальном он вынужден поддерживать интересы патрона.

Помогозаемные отношения, при экономическом неравенстве порождают кабальные (долговые) . Очевидно, при сохранении некоторых традиций первобытного равенства, кабала была менее распространена в первоначальный период. Вероятно, и в этом случае надел сохранялся за кабальником, но свои долги он отрабатывал в хозяйстве закабалителя.

Так как прибавочный продукт можно не только накопить, но и изъять, это породило эпоху порабощения и войн «всех против всех» (грабительские войны), то есть как только человек стал производить больше, чем ему необходимо для повседневного существования, появились те кто желает жить, не производя. Межплеменные войны нередко сопровождались уничтожением поселений, истреблением и захватом в плен жителей. Пленных убивали или усыновляли для пополнения убыли в собственных родах. Причем очищенную территорию сразу не заселяли, так как считалось, что она еще какое-то время находится под покровительством духов врага.

Таким образом, начинается период разложения первобытнообщинного строя и становления цивилизации (классов, сословий, государства).