Описание чичикова из поэмы мертвые души. Cочинение «Образ и характеристика Чичикова в поэме Гоголя «Мертвые души

Создание поэмы «Мертвые души» пришлось как раз на тот период, когда в России происходила смена традиционных, устаревших устоев общества, назревали реформы, перемены в мышлении людей. Уже тогда было понятно, что дворянство с его старыми традициями и взглядами на жизнь потихоньку вымирает, на смену ему должен был прийти новый тип человека. Цель Гоголя - описать героя своего времени, заявить о нем в полный голос, описать его положительные и пояснить, к чему приведет его деятельность, а также как она отразится на судьбах других людей.

Центральный персонаж поэмы

Николай Васильевич Чичикова в поэме сделал центральным персонажем, его нельзя назвать главным героем, но именно на нем держится сюжет поэмы. Путешествие Павла Ивановича является каркасом для всего произведения. Не зря автор поместил биографию героя в самом конце, читателю неинтересен сам Чичиков, ему любопытны его действия, зачем он собирает этих мертвых душ и к чему это приведет в конце концов. Гоголь даже не пытается раскрыть характер персонажа, зато он знакомит с особенностями его мышления, таким образом давая подсказку, где искать суть данного поступка Чичикова. Детство - вот откуда идут корни, еще в нежном возрасте у героя сформировалось свое мировоззрение, видение ситуации и поиск путей решения проблем.

Описание Чичикова

Детство и юные годы Павла Ивановича неизвестны читателю в начале поэмы. Гоголь изобразил своего персонажа безликим и безголосым: на фоне ярких, колоритных образов помещиков со своими причудами фигура Чичикова теряется, становится маленькой и незначимой. Он не имеет ни своего лица, ни права голоса, герой напоминает хамелеона, умело подстраивающегося под своего собеседника. Это отличный актер и психолог, он знает, как себя повести в той или иной ситуации, моментально определяет характер человека и делает все, чтобы расположить его к себе, говорит только то, что от него желают услышать. Чичиков умело играет роль, притворяется, скрывает истинные чувства, пытается быть своим среди чужих, но все это он делает ради достижения главной цели - собственного благополучия.

Детство Павла Ивановича Чичикова

Мировоззрение человека формируется еще в юном возрасте, поэтому многие его поступки в зрелом возрасте можно объяснить, хорошо изучив биографию. Чем руководствовался, зачем собирал мертвые души, чего этим хотел добиться - на все эти вопросы отвечает Детство героя нельзя назвать счастливым, его постоянно преследовали скука и одиночество. Ни друзей, ни развлечений не знал в юные годы Павлуша, он делал однообразную, нудную и совершенно неинтересную работу, выслушивал упреки больного отца. Автор даже не намекнул о материнской ласке. Из этого можно сделать один вывод - Павел Иванович желал наверстать упущенное, получить все те блага, которые ему были недоступны в детстве.

Но не стоит думать, что Чичиков бездушный сухарь, думающий лишь о своем обогащении. Он был добрым, активным и чутким ребенком, тонко воспринимающим окружающий мир. Тот факт, что он часто убегал от няни, дабы исследовать невиданные ранее места, указывает на любознательность Чичикова. Детство сформировало его характер, научило добиваться всего самостоятельно. Отец учил Павла Ивановича копить деньги и угождать начальникам и богатым людям, а он эти наставления воплощал в жизнь.

Детство и учеба Чичикова были серыми и неинтересными, он всячески пытался выбиться в люди. Сначала он угождал учителю, чтобы стать любимым учеником, затем пообещал начальнику жениться на его дочери, чтобы получить повышение, работая на таможне, убеждает всех в своей честности и непредвзятости, а сам на контрабанде наживает себе огромное состояние. Но все это Павел Иванович делает не со злого умысла, а с единственной целью - воплотить в жизнь детскую мечту о большом и светлом доме, заботливой и любящей супруге, кучке веселых ребятишек.

Общение Чичикова с помещиками

Павел Иванович ко всем мог найти подход, с первых минут общения понять, что собой представляет человек. Например, с Коробочкой он особо не церемонился, разговаривал патриархально-набожным и даже слегка покровительственным тоном. С помещицей Чичиков чувствовал себя раскованно, употреблял просторечные, грубые выражения, полностью подстраиваясь под женщину. С Маниловым Павел Иванович высокопарен и любезен до приторности. Он льстит помещику, в речи употребляет цветистые фразы. Отказавшись от предложенного угощения, даже Плюшкину угодил Чичиков. «Мертвые души» очень хорошо демонстрируют изменчивую натуру человека, ведь Павел Иванович приспособился ко нравам практически всех помещиков.

Каким выглядит Чичиков в глазах других людей?

Деятельность Павла Ивановича очень сильно напугала городских чиновников и помещиков. Сначала они сравнивали его с романтическим разбойником Ринальдом Ринальдином, затем начали искать схожесть с Наполеоном, думая, что сбежал с острова Елены. В конце концов, в Чичикове признали самого настоящего антихриста. Конечно, такие сравнения абсурдны и даже в некоторой степени комичны, Гоголь с иронией описывает испуг недалеких помещиков, их домыслы о том, зачем на самом деле собирает Чичиков мертвые души. Характеристика персонажа намекает на то, что герои уже не те, какие были раньше. Народ мог гордиться, брать пример с великих полководцев и защитников, а теперь нет таких людей, на смену им пришли корыстные чичиковы.

Настоящее «Я» персонажа

Можно было бы подумать, что Павел Иванович - прекрасный психолог и актер, поскольку он с легкостью подстраивается под нужных ему людей, мгновенно угадывает их характер, но так ли это на самом деле? Герой так и не смог приспособиться к Ноздреву, потому что бесцеремонность, наглость, фамильярность ему чужды. Но и здесь он пытается приспособиться, ведь помещик невероятно богат, отсюда и обращение на «ты», хамский тон Чичикова. Детство научило Павлушу угождать нужным людям, поэтому он готов переступить через себя, забыть о своих принципах.

В то же время с Собакевичем Павел Иванович практически не притворяется, потому что их объединяет служение «копейке». И с Плюшкиным имеет некоторую схожесть Чичиков. Персонаж сорвал со столба афишу, прочитав ее дома, сложил аккуратно и положил в ларчик, в котором хранились всякие ненужные вещи. Такое поведение очень сильно напоминает Плюшкина, склонного к накопительству разного хлама. То есть сам Павел Иванович не так уж и далеко отошел от тех же помещиков.

Главная цель в жизни героя

И еще раз деньги - именно для этого собирал Чичиков мертвые души. Характеристика персонажа указывает на то, что он выдумывает различные махинации не просто ради наживы, в нем нет скупости и скряжничества. Павел Иванович мечтает о том, что придет время, когда он сможет наконец-то воспользоваться своими сбережениями, зажить спокойной, обеспеченной жизнью, не думая о завтрашнем дне.

Отношение автора к герою

Есть предположение, что в последующих томах Гоголь планировал перевоспитать Чичикова, заставить его раскаяться в своих поступках. Павел Иванович в поэме не противопоставляется помещикам или чиновникам, он - герой капиталистической формации, «первонакопитель», который пришел на смену дворянству. Чичиков - умелый делец, предприниматель, который ни перед чем не остановится для достижения поставленных целей. Афера с мертвыми душами не удалась, но ведь и наказания никакого не понес Павел Иванович. Автор намекает, что в стране есть огромное число вот таких вот чичиковых, и останавливать их никто не желает.

Меню статьи:

Часто так бывает, что нам мало знать о поступках или мнении другого человека, мы хотим иметь о нем полное представление, даже тогда, когда его внешние данные никаким образом не влияют на его род деятельности либо же не имеют отношения к предмету обсуждения. Эта закономерность имеет свои основания. Часто, всматриваясь в лицо человека, мы пытаемся причитать нечто сокровенное, то, о чем он не стремится рассказывать. Поэтому внешность любого персонажа имеет важное место для сопоставления его характеристик и поступков.

Кто такой Чичиков

Павел Иванович Чичиков – это бывший чиновник «осмотрительно-охлажденного характера».
До последней главы произведения многие факты биографии и происхождения Павла Ивановича для нас остаются сокрытыми, о некоторых моментах мы можем догадываться исходя их намеков героя и только прочитав последние страницы, мы узнаем истинную картину.

Чичиков незнатного происхождения. Как он сам говорит «без роду и племени». И это не преувеличение. Родители его действительно были простыми людьми, этот факт смущает Павла Ивановича, но, все же, в некоторых моментах он делает об этом упоминания в обществе, ссылаясь на то, что такая позиция в обществе поможет расположить к себе помещиков и те станут сговорчивее. Несмотря на свое незнатное происхождение, Павлу Ивановичу удалось стать человеком «блестящего образования», но «по-французски Чичиков не знал вовсе» (это привилегия аристократов). Особенно ему давались точные науки, он быстро и легко произвести в уме подсчет – « был в арифметике силен».

Страсть к накоплению денег

Суждение о том, что события, произошедшие в детстве должным образом влияют на характер, процесс становления принципов и моральных устоев человека, уже давно перешел из разряда предположений, в разряд аксиом. Подтверждение этому мы находим и у Чичикова.

Проработав должное время коллежским чиновником, он ушел в отставку и всерьез начал искать способ для обогащения. К слову, мысль о необходимости улучшить свое материальное положение никогда не покидала Павла Ивановича, несмотря на то, что зародилась в нем с раннего возраста.

Причиной этому было незнатное происхождение главного героя и пережитая бедность в детские годы. Это подтверждается в последних абзацах произведения, где читатель может наблюдать картину отправления юного Чичикова на учебу. Родители горячо и трепетно с ним прощаются, дают советы, которые помогли бы их сыну занять боле выгодное положение в обществе:

«Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

Гоголь не изображает детально жизнь родителей Павла – несколько выхваченных фактов не дают полной картины, но Николаю Васильевичу удается добиться понимания у читателей, того, что родители были люди честные и добропорядочные. Они ощутили на себе всю тягость заработка на кусок хлеба и не хотят, чтобы их сын также тяжело работал, поэтому и дают ему такие необычные рекомендации.

Чичиков старается соблюдать советы родителей изо всех сил. И поэтому, ему удается добиться существенных результатов, но не настолько высоких, как ему хотелось.

Он научился зарабатывать деньги и копить их, отказывая себе во всем, чем только мог. Правда, его заработок основывался, на несправедливом и коварном способе: в поведении с одноклассниками он смог обставить ситуацию так, что «они его угощали, а он, припрятав полученное угощенье, потом продавал им же». «Особенных способностей к какой-нибудь науке в нем не оказалось», но зато он умело мог мастерить, так, например, он слепил из воска снегиря и сумел его продать по хорошей цене. Он умел общаться с животными, у него просматривался талант к дрессировке животных. Павлуша – поймал мышь и научил ее нескольким трюкам: она «становилась на задние лапки, ложилась и вставала по приказу». Такую диковинку тоже удалось продать за приличную суму.

О том, как повлияла на Чичикова смерть отца, Гоголь не говорит. Единственное, что сообщает он читателю, это то, что Павлу досталось после отца «четыре заношенные безвозвратно фуфайки, два старых сюртука, подбитых мерлушками, и незначительная сумма денег». И добавляет саркастический комментарий – отец с радостью давал советы на предмет обогащения, но сам не смог накопить ничего.

Дальнейшая его жизнь проходила по этому же принципу – он упорно копил деньги – «все, что ни отзывалось богатством и довольством, производило на него впечатление, непостижимое им самим». Но экономная жизнь не позволяет ему накопить большой капитал, и этот факт его очень огорчает – он решается обогатиться любым способом. Со временем, лазейка была найдена и Чичиков спешит ней воспользоваться, пытаясь обогатиться обманным путем. Для этого он путешествует по селам и пытается скупить у местных помещиков «мертвые души», чтобы потом, выдав их за реально живущих людей, продать по более выгодной цене.

Внешность и черты характера

Павел Иванович – статный мужчина среднего возраста и «приятной наружности»: «ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

В нем всего в меру – если бы он был немного полнее – это было бы перебор и значительно портило его. Сам Чичиков тоже находит себя привлекательным. По его мнению, он обладатель красивого лица с необычайно красивым подбородком.

Он не курит, не играет в карты, не танцует и не любит быструю езду. Фактически все эти предпочтения связаны с избеганием финансовых затрат: табак стоит денег, к этому еще о добавляется страх того, что «трубка сушит», в карты можно значительно проиграться, для того чтобы танцевать, нужно сперва этому обучится, а этот тоже растраты – а это не впечатляет главного героя, он старается скопить как можно больше, ведь «копейка любые двери открывает».



Тот факт, что Чичиков имеет неблагородное происхождение, позволило ему наметить себе идеал человека приближенного к высшему обществу (он прекрасно знает, чем, кроме финансового и социального положения выделяются аристократы, что в первую очередь бросается в глаза и впечатляет людей).

В первую очередь Чичиков – бесспорный педант и чистоплюй. Он очень принципиален в плане гигиены: когда нужно было умываться, он «чрезвычайно долго тер мылом обе щеки», вытирал влажной губкой все тело, «что делалось только по воскресеньям», усердно истреблял вылезшие из носа волосы. Это оказывает необычайно положительное впечатление на уездных помещиков – они очень удивлены такими привычками, считаю их признаком высшего общества.



Следующие качества, которые его заметно выделяют из толпы – это знание и понимание основ психологии и умение польстить человеку. Его похвалы всегда знают меру – их не много и не мало – как раз столько, чтобы человек не заподозрил обман: «он очень искусно умел польстить каждому».

По долгу службы и, взирая на происхождение, Чичиков ставал свидетелем разнообразных сцен, он смог изучить типы поведение разных людей и теперь в общении легко находил ключ к доверию любого человека. Он прекрасно понимал что, кому и в какой форме нужно сказать, чтобы человек перестал к нему относится с недоверием: он, «знавший в самом деле великую тайну нравиться».

Чичиков человек исключительного воспитания и такта в общении. Его многие находят прелестным, он обладает « обворожительными качествами и приемами», а его поведение в обществе восхищает: «не любил допускать с собой ни в каком случае фамильярного обращения».

Его старания в области лести не проходят даром. Помещики, да и сам губернатор города N в скором времени отзываются о нем, как о человека самых чистых помыслов и стремлений. Он для них идеал, пример для подражания, все готовы поручиться за него.

Фигура главного героя «Мертвых душ» Чичикова выделяется среди прочих персонажей своей сложностью и многоплановостью. В образе Чичикова предстает незаурядная личность, стремящаяся достичь успеха в жизни любыми доступными средствами. Потерпев фиаско в своих предыдущих авантюрах, персонаж решает реализовать новый хитроумный план скупки умерших крестьян, формально числящихся живыми. Чичиков намерен заложить их как живых и заработать на этом капитал. С этой целью он отправляется в путешествие, навещая различных помещиков.
Можно заметить, что при посещении губернского города NN Чичиков в первую очередь наносит визиты чиновникам, облаченным властью:
«В разговорах с сими властителями...» - общается герой с власть предержащими.
При этом Чичикову удается добиться расположения представителей власти и людей, обладающих немалыми возможностями:
«В немного времени он совершенно успел очаровать их».
Равным образом по ходу всего повествования Чичиков предпочитает общаться с представителями власти, а также людьми, обладающими солидным весом и влиянием в обществе:
«Он наконец присоединился к толстым, где встретил почти все знакомые лица», присоединяется герой к людям, обладающим весом в обществе.
Чичиковым движет «вдохновсннсйшая мысль» о скупке умерших крестьян. Смысл всех дальнейших поступков героя заключается в реализации этого плана:
«Составился в голове нашего героя сей странный сюжет... Ибо, что ни говори, не приди в голову Чичикову эта мысль, не явилась бы на свет сия поэма».
Чичиков весьма основательно вникает в смысл происходящего вокруг, чтобы успешно претворить свой замысел в жизнь:
«Он тоже задумался и думал, но положительные, не так безотчетны и даже отчасти очень основательны были его мысли», - трезво размышляет герой над сложившейся ситуацией.
Общаясь с помещиками, Чичиков стремится к тому, чтобы те осознали, что в заключении выгодной сделки есть свой смысл:
«А теперь примите в соображение только то...» - убедительны аргументы персонажа, предъявляемые Коробочке.
Весьма роковую роль в судьбе героя играет вспыхнувшая в нем мимолетная любовь к юной дочери губернатора:
«Нельзя сказать наверно, точно ли пробудилось в нашем герое чувство любви, - даже сомнительно».
Также Чичиков подчас отдается порыву дружеской любви:
«Здесь Ноздрев и Чичиков поцеловались», - отвечает герой взаимностью на душевный порыв своего собеседника.
Тем самым Чичикову присущи стремления к власти, смыслу и любви. Вместе с тем герой отнюдь не всегда добивается желаемого, вследствие чего ощущает собственное бессилие. Иногда Чичиков совершает неосознанные действия. Подчас он поддается вспышкам злости. Заметим, что схожими чертами обладают герои пушкинских произведений: «Борис Годунов», «Сцена из Фауста», сказка «Жених».
Среди прочего, Чичиков хорошо сознает, что он бессилен заставить помещиков пойти на сомнительную сделку, а потому старается добиться их расположения, чем-то заинтересовать:
«Ничтожный человек, и больше ничего», - подчеркивает герой ограниченность своих возможностей в беседе с Маниловым.
Несмотря на все усилия, Чичиков оказывается бессилен реализовать свои планы, и он терпит сокрушительное фиаско:
«Без суда, без следствия, бросить в тюрьму, отобрать все от меня: вещи, шкатулка... там деньги, там все имущество... Спасите, благодетель, спасите!» -- беспомощно взывает о спасении арестованный властями авантюрист.
В какие-то моменты Чичиков совершает неосознанные действия. К примеру, герой не сознает., что он делает, когда пускается в тяжбу со своим подельником, помогавшим ему в таможенных махинациях:
«Черт сбил с толку обоих чиновников... Как после чаду опомнились они и увидели с ужасом, что наделали», - бездумно разрушили чиновники свою карьеру.
Чичиков не сознает, что он совершает бездумный поступок, посещая самодура Ноздрева:
«Просто дурак я», - ругает себя герой за то, что связался с помещиком.
Подчас Чичикова охватывают приступы злости. Так, он едва не проклинает Коробочку за ее несговорчивость:
«Пойди ты сладь с нею! В пот бросила, проклятая старуха», - бранит герой помещицу: «Чичиков вышел совершенно из границ всякого терпения, хватил в сердцах стулом об пол и посулил ей черта».
Символично, что нечистый на руку Чичиков в какой-то момент возненавидел сам себя:
«Мать ты моя пресвятая! Какой же я стал гадкий», - сам себе отвратителен персонаж.
Как и персонажей Пушкина, Чичикова отличает не только определенный набор стремлений, но и способы достижения своих целей.
Чичиков любыми средствами стремится сколотить капитал, используя все свои возможности. Герой обладает поистине грандиозным потенциалом и способен достичь очень многого:
«Решился он жарко заняться службой, все победить и преодолеть. ... Надобно отдать справедливость непреодолимой силе его характера», отмечается недюжинный потенциал Чичикова.
Стремясь к достижению своей цели, Чичиков нередко манипулирует людьми:
«Здесь он прилгнул, хоть и вскользь», - лжет персонаж Коробочке, чтобы добиться нужного результата.
Персонаж проворачивает незаконные операции, уверяя при этом окружающих, что он всецело подчиняется закону:
«Обязанность для меня дело священное, закон, -- я немею пред законом», - заверяет Чичиков Манилова в своей законопослушности.
Пытаясь донести до помещиков суть своего выгодного предложения, Чичиков стремится, во что бы то ни стало, убедить их заключить сделку:
«После таких сильных убеждений Чичиков почти уже не сомневался, что старуха наконец подастся», - долго убеждает герой Коробочку.
Между тем многие помещики сомневаются в том, что им стоит принять столь странное предложение гостя:
«Может быть, вы имеете какие-нибудь сомнения?» - замечает Чичиков неуверенность Манилова.
Предавшись чувствам, Чичиков настолько поглощен общением с дамами, что забывает о правилах приличия:
«Чичиков так занялся разговорами с дамами... что он позабыл исполнить долг приличия и подойти прежде всего к хозяйке».
Впрочем, более всего Чичиков поглощен самим собой:
«В приезжем оказалась такая внимательность к туалету, какой даже не везде видывано», - озабочен герой собственной внешностью.
Не испытывая искренней любви к людям, Чичиков порой невольно отчуждается от общества:
«Чичиков вдруг сделался чуждым всему, что ни происходило вокруг него», — чуждо персонажу происходящее вокруг.
Заметим, что общество в итоге отчуждается от самого Чичикова, так что тот вынужден спешно оставить город:
«Ну, уж коли пошло на то, - подумал он сам в себе, - так мешкать более нечего, нужно отсюда убираться поскорей».
Чичиков обладает задатками самоактуализирующейся личности, способной к развитию. Начав «ходить в классы», он прилежно, чтобы освоить новые для себя поприща:
«Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай», - учит юного Чичикова отец.
В этом смысле достаточно показательна такая деталь, что, будучи ребенком, Чичиков обучает различным трюкам мышь:
«Два месяца он провозился у себя на квартире без отдыха около мыши, ... и добился наконец до того, что мышь становилась на задние лапки, ложилась и вставала по приказу».
Обладая творческими способностями, Чичиков подчас проявляет недюжинную изобретательность:
«Преследований он не испугался и обратил их в тот же час в свою пользу, показав таким образом прямо русскую изобретательность», предприимчив герой.
Происходящее вокруг Чичиков порой воспринимает как игру:
«Казалось, она вся походила на какую-то игрушку», - игрушкой кажется герою юная дочка губернатора.
Чичиков склонен к самовыражению. Нередко герой не сдерживает порыва нахлынувших на него чувств:
«Казалось, он был настроен к сердечным излияниям. ... Тут даже он отер платком выкатившуюся слезу», - расчувствовался Чичиков во время беседы с Маниловым.
Чичикову не чужды эстетические переживания. Так, он невольно обращает взор на живописный облик дочки губернатора:
«Свеженькую блондинку с тоненькими и стройными чертами лица, ...с очаровательно круглившимся овалом лица, какое художник взял бы за образец».
Чичиков хорошо ориентируется в самой непростой ситуации. К примеру, он полагается на свое чутье, избирая тех, кто может оказаться ему полезен:
«Он не обращался наобум ко всякому помещику, но избирал людей более по своему вкусу», - неплохо разбирается герой в людях.
Тем самым Чичикову присущи творческие потребности: в игре, самовыражении, ориентировке, эстетические потребности, а также стремление к самоактуализации.
Заметим, что Чичикову знакомо ощущение творческого подъема. Так, персонаж уже в молодости настраивает себя на достижение своих целей:
«Решился он жарко заняться службою, все победить и преодолеть. И точно, самоотвержение, терпение и ограничение нужд показал он неслыханное», - намерен герой добиться успеха в жизни.
Случайно повстречавшаяся Чичикову прекрасная незнакомка на какое-то время очаровывает его:
«Все это в ней было так мило, что герой наш глядел на нее несколько минут, не обращая... внимания на происходящую кутерьму», - заворожен герой красотой юной девушки.
В моменты вдохновения Чичикова посещают многообещающие идеи:
«Героя нашего осенила вдохновеннейшая мысль, какая когда-либо приходила в человеческую голову», — вдохновился мыслью персонаж.
Чичиков пытается создать благоприятные условия для реализации своих замыслов:
«Деятельность никак не умирала в голове его; там все хотело что-то строиться и ждало только плана», - весьма креативен персонаж.
Гоголь верит в возможность преображения своего героя:
«Быстро все превращается в человеке... Блажен избравший себе из всех прекраснейшую страсть; растет и десятерится с каждым часом и минутой безмерное его блаженство», - способен измениться к лучшему человек, по мнению автора.
Между тем ощущение творческого подъема у Чичикова подчас сменяется состоянием творческого упадка:
Действительно, порой дела у Чичикова идут не так, как ему того бы хотелось, отчего он бывает сильно расстроен:
«Жаловался и плакал герой наш», - раскис персонаж, переживая неудачу.
Чичиков возлагал немало надежд на свою предприимчивость, однако в итоге он оказывался глубоко разочарован:
«Он был в горе, в досаде, роптал на весь свет, сердился на несправедливость судьбы, негодовал на несправедливость людей», - разочарован персонаж своей судьбой.
Подчас Чичиковым овладевают упадочные настроения. К примеру, проворовавшись на службе, персонаж опустился до низменного положения:
«Вновь из чистоты и приличного положения опустился в грязь и низменную жизнь».
В какой-то момент Чичиков собственными руками разрушает свою карьеру:
«Черт сбил с толку обоих чиновников; чиновники, говоря попусту, перебесились и поссорились ни за что. ... Громада бедствий обрушилась ему на голову», - сломана жизнь персонажа.
Жизнь Чичикова, пускающегося во все новые авантюры, приводит героя к все большей нравственной деградации:
«Быстро все превращается в человеке; не успеешь оглянуться, как уже вырос внутри страшный червь, самовластно обративший к себе все жизненные соки», - способна деградировать человеческая личность.
Таким образом, Чичиков раскрывает творческую сторону своей натуры. При этом персонажу присущи как состояния творческого подъемаь так и творческого упадка.
Проведенный анализ характера Чичикова показывает, что ему присущ определенный набор склонностей, отличающих персонажей пушкинских произведений: «Борис Годунов», «Сцена из Фауста», сказка «Жених». Как и героям Пушкина, гоголевскому Чичикову свойственны характерные способы достижения своих целей, сопряженные с чертами характера.
Чичиков стремится добиться расположения влиятельных людей, облаченных властью. Добиваясь своих целей, он нередко манипулирует другими. Тем не менее, персонаж стремится всем показать, что он подчиняется закону. В результате герой оказывается бессилен провернуть задуманную авантюру.
Смысл действий Чичикова заключен в желании сколотить капитал. В какие-то моменты он совершает неосознанные поступки. Герой хочет убедить помещиков заключить с ним сделку, однако практически у каждого из них, так или иначе, возникают сомнения по поводу законности подобной операции.
Любовь в жизни Чичикова занимает не столь значительное место. Пожалуй, персонажу более знакомы вспышки злости. Вместе с тем, поддавшись чувству влюбленности, Чичиков оказывается настолько поглощен своими переживаниями, что на какое-то время отчуждается от происходящего.
Следует также отметить, что Чичиков раскрывается как творческая натура. Персонажу знакомо как ощущение творческого подъема, так и переживание творческого упадка.
Чичиков обладает задатками самоактуализирующейся личности, способной к развитию. Однако, направив свою энергию на проведение авантюр, персонаж все более деградирует. Между тем автор не исключает возможность преображения персонажа.
Чичиков воспринимает жизнь как игру, в которой он должен выиграть. Герой пытается создать условия для воплощения своих замыслов, однако жизнь всякий раз разрушает его планы.
Чичиков склонен к самовыражению. Порой он вдохновляется многообещающими идеями. Вместе с тем персонажем подчас овладевают и упадочные настроения.
Чичикову не чужды эстетические переживания. На какое-то время его очаровывает прекрасная незнакомка. В то же время героя нередко постигают горькие разочарования.
Чичиков неплохо ориентируется в людях. Он с юности настраивает себя на достижение успеха в жизни. В то же время дела у героя складываются не всегда лучшим образом, отчего он бывает сильно расстроен.

Выводы
Характерологический анализ персонажей «Мертвых душ» позволяет сделать следующие выводы.
1. Как и в произведениях Пушкина, в гоголевских «Мертвых душах» описано семь типов персонажей. Каждому из героев присущ определенный набор стремлений, выступающих в качестве мотивирующего их фактора.
2. Героям «Мертвых душ» и персонажам пушкинских циклов произведений присущи сходные стремления и черты характера.
3. Каждому из шести персонажей «Мертвых душ» присущи по три вида стремлений, отличающих их от прочих героев. При этом гоголевским героям свойственны сходные потребности: в любви, власти и поиске смысла. Тем самым структура потребностей рассмотренных персонажей Гоголя и Пушкина схожа и соответствует известным систематизациям потребностей личности.
4. Главному герою «Мертвых душ» Чичикову присущи творческие стремления, что отличает его от прочих персонажей. При этом по ходу действия герой пребывает как в состоянии творческого подъема, так и в состоянии творческого упадка.
5. Подобно персонажам Пушкина герои Гоголя различаются не только видами стремлений, но и способами достижения своих целей, сопряженными с чертами характера.

краткая характеристика Чичикова?

  1. Характеристика Чичикова дается автором в первой главе. Портрет его дан очень неопределенно: не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод. Больше внимания Гоголь уделяет его манерам: он произвел прекрасное впечатление на всех гостей на вечеринке у губернатора, показал себя как опытного светского человека, поддерживая разговор на самые разные темы, умело польстил губернатору, полицмейстеру, чиновникам и составил о себе самое лестное мнение. Гоголь сам говорит нам, что не взял в герои добродетельного человека, сразу оговаривает, что его герой подлец.
    Темно и скромно происхождение нашего героя. Автор говорит нам, что его родители были дворяне, но столбовые или личные - Бог ведает. Чичиков лицом не походил на своих родителей. В детстве у него не было ни друга, ни товарища. Отец у него был болен, окна маленькой горенки не отворялись ни в зиму, ни лето. Гоголь говорит о Чичикове: Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло- неприютно, сквозь какое-то мутное, занеснное снегом окошко
  2. Чичиков был очень опрятно одет, во всем умел хорошо держать себя. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек. Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор о нем изъяснялся, что он благонамеренный человек, прокурор- что он дельный человек, жандармский полковник говорил, что он ученый человек, председатель палаты - что он знающий человек, полицмейстер - что он почтенный и любезный человек, жена полицмейстера - что он любезнейший и обходительнейший человек. Даже Собакевич, который резко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны, назвал Чичикова преприятным человеком.
    Чиновники города Н были бюрократами, взяточниками, бездельниками корыстолюбивыми и эгоистичными людьми с нечистой совестью, но у них сложилось мнение о Чичикове как о порядочном человеке. И дают эти оценки самые разные по характеру люди.

    2)
    Отношения к окружающим... Чичиков прекрасно изучил людей, в любой ситуации умеет найти выгоду, всегда говорит то, что от него хотели бы услышать. Так, с Маниловым Чичиков высокопарен, любезен и льстив. С Коробочкой он разговаривает уже без особых церемоний, и его лексикон созвучен стилю хозяйки. Общение с наглым вруном Ноздревым складывается нелегко, так как Павел Иванович не терпит фамильярного обращения, разве только если особа слишком высокого звания. Однако, надеясь на выгодную сделку, он до последнего не покидает имение Ноздрева и старается ему уподобиться: обращается на ты, перенимает хамский тон, ведет себя фамильярно. Образ Собакевича, олицетворяющий основательность помещичьего бытия, сразу же побуждает Павла Ивановича повести как можно более основательный разговор о мертвых душах. Чичикову удается расположить к себе прореху на человеческом теле Плюшкина, который давно утратил связь с внешним миром и забыл нормы вежливости. Для этого ему было достаточно сыграть роль мотишки, готового в убыток себе избавить случайного знакомого от необходимости платить подати за умерших крестьян.

    3)Как проезжающий через захолустный городок Хлестаков позволили Гоголю обнажить и показать взбаламученный муравейник уездного чиновничества. Так объезжающий дворянские усадьбы Чичиков дал возможность нарисовать картину провинциально-помещьечей жизни крепостной России: быт типичных представителей сословия помещиков, круг их умственных и нравственных интересов.
    Коробочка небогатая крохоборная помещица, владелица восьмидесяти душ крепостных, которая живет, как будто в скорлупе, отдельно от остального мира. Живет она в довольстве, но вместе с тем вечно плачется то на неурожаи, то на смерть крестьян и убытки. Коробочка бережлива и умеет набирать понемногу денег целковиков, полтинничков, четвертачков, и прятать их в мешочках по комодам (собственно говоря, на то она и Коробочка) . Гоголь подчеркивает типичность этого образа, попутно давая характеристику Настасьи Петровны, из которой мы узнаем о е непомерном корыстолюбии и жадности.
    Далее следует интерьер комнат, которые предстают пред читателем скромными и достаточно старыми, зато с большим количеством картин с какими-то птицами. Старенькие полосатые обои, хрипящие и шипящие часы, зеркала с темными рамками все это носит отпечаток характера самой хозяйки все берегущей и собирающей.
    А вот пейзаж двора усадьбы представляет собой изобилие птицы и другой домашней твари, как отметил Чичиков. Избы, которые хотя и были выстроены врассыпную и не заключены в правильные улицы показали приезжему довольство жителей и то, что у ней (у Коробочки) деревушка не маленька. Хозяйка продает и мед, и пеньку, и муку, и птичьи перья. Угощая покупщика Чичикова, Коробочка потчует его такими яствами патриархальной деревенской кухни, что в е благосостоянии никак нельзя усомниться

  3. Начало верное.
  4. Спасибо
  5. спасибо
  6. Главным героем поэмы Гоголя Мертвые души является Павел Иванович Чичиков авантюрист, осуществляющий на страницах произведения гениальную аферу. Подробно автор представляет нам своего героя только в одиннадцатой главе Мертвых душ. До этого Гоголь изображает среду, в которой действует герой; раскрывает суть его дела, ради которого Чичиков колесит по всей Руси; представляет его героем фантасмагористических слухов (будто Чичиков - это и Ринальди, и Наполеон, и даже сам Антихрист).
  7. спасибки
  8. не то.

Повесть «Мертвые души», которую Николай Васильевич Гоголь предусмотрительно назвал поэмой, действительно содержит «поэтические» устремления главного героя Чичикова в решении его вполне прозаических жизненных задач. С детства он был предоставлен самому себе, воспитание получил недостаточное, юность прошла даже в некоторых лишениях. Характеристика Чичикова мало чем отличается от других. Однако молодой человек от природы был сообразительным и находчивым, сложные ситуации в жизни своей преодолевал самостоятельно, иногда весьма успешно. Взрослея и набираясь опыта, Чичиков научился использовать многочисленные социальные российские недостатки с выгодой для себя, так чтобы и в выигрыше остаться и не отвечать по закону.

Время от времени Чичиков, находясь на службе в каком-либо «хлебном месте», по неосторожности или из жадности просчитывался, получал нагоняй от начальства, но в целом был на хорошем счету и взятки брал ловко, незаметно и даже артистично. И характеристика Чичикова была примером для всех прочих чиновников. Проситель, пришедший к Чичикову, дает бывало сумму ему в руки, а тот не берет. Что вы, как можно, мы не берем-с…! И уверял человека, что тому сегодня же принесут на дом все нужные документы, без всякой «подмазки». Проситель шел домой, окрыленный, почти счастливый и ждал курьера. Ждал день, другой, одну неделю и вторую. Взятка, которую посетитель потом приносил в результате этой нехитрой комбинации, придуманной Чичиковым, была втрое больше первоначальной.

И вот однажды Чичикова осенила некая гениальная мысль, обещавшая быстрое и верное обогащение. «Ищу рукавицы повсюду, а они за поясом», - произнес Чичиков и взялся за разработку своей будущей операции по приобретению мертвых душ. В помещичьей России тогда существовал рынок Другими словами, можно было покупать крестьян, продавать их и дарить. Сделка оформлялась законным порядком, покупатель и продавец составляли крепостную купчую. Крестьяне стоили дорого, и по сто рублей и по двести. А вот если покупать у помещиков крепостных умерших, то можно и дешевле, подумал Чичиков и принялся за дело.

Вся соль его предприятия заключалась в расчете на получение так называемых подъемных денег, выдаваемых опекунскими советами по всей России, при переселении помещичьих хозяйств на другие земли или просто по приобретению крепостных крестьян. По двести рублей на одного крестьянина, живого и здорового естественно. Да кто там будет проверять, живой или умерший, справедливо полагал Чичиков и потихоньку собирался в дорогу. Приехал наш герой в город NN, осмотрелся и сразу нанес визиты всем городским чиновникам. После короткого общения с Чичиковым, чиновники в нем так он умел подльститься да подмаслиться. Характеристика Чичикова сложилась безупречная, его везде привечали и были ему рады.

Затем выбрал Чичиков помещиков, имеющих крепостных и стал их объезжать по очереди. Каждому он делал одно и то же предложение. Куплю, мол, умерших крепостных, нужно для дела, но дам недорого, небогат в настоящеее время. Первый помещик, Манилов, был этаким рафинированным щеголем, имел жену и детей. Удивился просьбе Чичикова, но повел себя интеллигентно и умерших крестьян своих отдал даром. После Манилова Чичиков попал к помещице Коробочке. Старушка выслушала, покумекала и поначалу отказала. Чичиков буквально взмок, уговаривая ее, приводя всю очевидность выгоды сделки для помещицы. А Коробочка знай себе мурыжит, я мол сперва цены узнаю, справки наведу, потом поговорим.

После Коробочки приехал Чичиков к Ноздреву. оказался редким пройдохой, кутилой и картежником. Намаялся и с ним Чичиков. Тот ему и лошадей предлагал вместо и собак и шарманку. В карты поиграть на мертвые души хотел или в шашки. А уж цену загнул, дороже живых запросил. Еле ноги унес Чичиков от Ноздрева. И приехал к следующему помещику Собакевичу. Огромного роста помещик Собакевич, детина небольшого ума, но с хитрецой, первым делом наступил Чичикову на ногу всем своим весом. Чичиков зашипел от боли и запрыгал на одной ноге. Довольный Собакевич пригласил отобедать. А когда Чичиков завел деловой разговор, то помещик назначил цену еще выше, чем Ноздрев. После торга сошлись на двух рублях с полтиной. Краткая характеристика Чичикова должна быть дополнена его умением торговаться.

Последним был помещик Плюшкин. Больше тысячи крепостных было у него. А умерших сто двадцать, да беглых около сотни. Всех купил Чичиков. А как пошли в городе после его поездок да покупок разговоры, то стал Чичиков чуть ли не героем. Но при этом характеристика Чичикова захромала, многие бывшие его друзья отказали ему от дома. Жаль только, понапрасну все было. Не поможет и безупречная характеристика Чичикова, мертвые души - они ведь живыми не станут, денег им не дадут.