Оформляем и оплачиваем замещение на время отпуска. Замещение работника на время отпуска


ТК временными признаются работники, принятые на работу на срок до двух месяцев, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы (должность), — до четырех месяцев. Трудовой договор с временными работниками считается продолженным на неопределенный срок, когда: временный работник проработал свыше сроков, указанных в ст. 292 ТК, и ни одна из сторон не потребовала прекращения трудовых отношений; уволенный временный работник вновь принят на работу к тому же нанимателю после перерыва, не превышающего одной недели, если при этом срок его работы до и после перерыва в общей сложности соответственно превышает два или четыре месяца. Далее рассмотрим перевод.

Онлайн журнал для бухгалтера

Инфо

Если причина отсутствия на работе оказалась неуважительной, есть возможность уволить нерадивого подчиненного согласно подп. «а» п. 6 части первой ст. 81 ТК РФ за грубое нарушение трудовой дисциплины. Переносим отпуск Заявление на перенос отпуска по причине болезни сотрудник может написать в первый же день выхода на работу. Причиной переноса служит подтвержденная больничным временная нетрудоспособность.


В заявлении указывают новую дату, с которой стартует неиспользованные дни отпуска. Имейте в виду: перенести отпуск можно исключительно с одобрения работодателя, так как это его право, а не обязанность (ч. 1 ст. 124 ТК РФ). Если начальство дает добро на перенос отпуска, издается приказ о предоставлении неиспользованных дней с оговоренной даты.
В этом случае бухгалтерия делает перерасчет выплаченных отпускных. Не исключен их зачет в счет будущих выплат.

Передача полномочий руководителя на время его отсутствия

  • Предоставить ему на указанный период право подписи за руководителя
  • всех финансово-хозяйственных, в том числе банковских документов, а также бухгалтерской и налоговой отчетности.
  1. Установить Петрову И.И. доплату в размере 40% от должностного оклада директора исходя из фактически отработанного времени.

Директор (подпись) (расшифровка подписи) Визы: С приказом ознакомлен: И.И.Петров (подпись) Представляется логичным при подписании документов, поскольку должности «исполняющий обязанности» не существует, указывать перед фамилией исполняющего обязанности руководителя должность замещающего работника. Например: Заместитель директора Сидоров В.Р., Начальник торгового отдела Петров И.И.». Следует помнить об оформлении временного предоставления права первой подписи документов для проведения расчетов.

Вход на сайт

Внимание

В случае отсутствия штатного уполномоченного заместителя руководителя издается приказ о временном возложении обязанностей руководителя на такого работника. Рекомендуем вам предусмотреть порядок назначения исполняющего обязанности руководителя в учредительных документах юридического лица и в должностных инструкциях заместителей руководителя. ЭТО ВАЖНО! Если в названных документах будет подробно изложена процедура исполнения обязанностей временно отсутствующего руководителя, то издавать отдельный приказ о возложении обязанностей не требуется.


Не следует забывать, что для осуществления непрерывной хозяйственной деятельности организации может потребоваться оформление в банке карточки с образцами подписи, носящей временный характер (п. 11 постановления Правления Нацбанка РБ от 03.04.2009 № 40).

Временная нетрудоспособность во время отпуска

Важно

Порядок назначения исполняющего обязанности на время отсутствия (отпуск, болезнь, командировка) руководителя в организациях и на предприятиях. Для того, чтобы определиться с порядком назначения исполняющего обязанности на время отсутствия руководителя, следует уяснить, что такое само понятие «исполнение обязанностей». Легального определения термина «исполнение обязанностей» в действующем законодательстве не существует.

Это понятие пришло к нам с советских времен, когда им активно пользовались при временном заместительстве руководителя. Также активно этим понятием продолжают пользоваться и в настоящее время. Поскольку в законодательстве нет самого понятия «исполнение обязанностей», нет и сроков, на которые лицо может быть назначено исполняющим обязанности.

Документальное оформление факта болезни при нахождении в отпуске

Трудового кодекса РБ). Также руководитель – это единоличный исполнительный орган юридического лица и иные лица, осуществляющие в установленном законодательством порядке деятельность от имени юридического лица. Правовой статус исполнительных органов юридических лиц регулирует гражданское и трудовое законодательство. Вместе с тем законодательство не содержит прямых норм, регулирующих исполнение обязанностей руководителя при его временном отсутствии. Исполнение обязанностей временно отсутствующего руководителя означает оперативное замещение должности руководителя в связи с временным отсутствием у него возможности осуществлять свои полномочия непосредственно. В сложившейся практике делового сотрудничества полномочия временно исполняющего обязанности приравниваются к полномочиям единоличного исполнительного органа организации (руководителя).
В них, в частности, сказано, что кассир является материально ответственным лицом и несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный предприятию как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям. Кассиру запрещается передоверять выполнение порученной ему работы другим лицам. На предприятиях, имеющих одного кассира, в случае необходимости временной его замены исполнение обязанностей кассира возлагается на другого работника по письменному приказу (решению, постановлению) руководителя предприятия. С этим работником заключается договор о полной материальной ответственности.
В соответствии с п.11 постановления Правления Нацбанка Республики Беларусь от 03.04.2009 № 40 при временном предоставлении права подписи документов для проведения расчетов, а также при временной замене одного из лиц, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, новая карточка с образцами подписей и оттиска печати может не оформляться. В таком случае владельцем счета — юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем представляется носящая временный характер карточка с образцом подписи лица (лиц), временно имеющего (имеющих) право подписи документов для проведения расчетов, верность которых свидетельствована владельцем счета — юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Срок действия такой карточки не должен превышать двух месяцев.


Итак, подведем итоги.

А в случае его временного отсутствия болезнь отпуск и др лицо его

Руководитель организации – это фактически единственный ее представитель, который может единолично принимать решения в отношении перспектив развития организации и вести ее текущее руководство. В организации может возникнуть ситуация, когда руководитель организации по каким-либо причинам не может выполнять свои должностные обязанности (болезнь, отпуск и др.). Из данной статьи вы поймете, как правильно поступить в таком случае. Правовой статус руководителя Организация как юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и учредительными документами (пп. 1 и 2 ст. 49 Гражданского кодекса РБ, далее – ГК). Руководитель организации – физическое лицо, которое в силу закона или учредительных документов организации осуществляет руководство организацией, в т.ч.
Назначить исполняющего обязанности вправе также орган управления организации, который избирает или назначает самого руководителя. Однако данное назначение не является оперативным и вряд ли будет целесообразным, так как каждый раз придется проходить процедуру созыва и проведения внеочередного собрания указанного органа управления. Как правило, временное исполнение обязанностей руководителя возлагается на его заместителя. При этом заместитель не освобождается от своих непосредственных обязанностей. В случае если в организации существует несколько заместителей, исполнение обязанностей руководителя возлагается на одного из них. Если заместителя, в должностные обязанности которого входило бы исполнение обязанностей отсутствующего руководителя, нет, то эти обязанности возлагают на другого работника.

Доплата труда лиц, на которых возложено исполнение обязанностей руководителя регулируется нормами ст. 67 ТК. Работникам, выполняющим у одного и того же нанимателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабочей смены), производится доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
В данном случае исполнение обязанностей руководителя производится на основании приказа о распределении обязанностей и соответствующей доверенности. Порядок назначения исполняющего обязанности руководителя Назначение исполняющего обязанности руководителя напрямую зависит от организационно-правовой формы юридического лица. В некоторых видах организаций действует ограничение на замещение должности руководителя. Так, например, в производственных кооперативах председателем может быть только член кооператива, следовательно, исполняющий обязанности также должен являться членом кооператива. В хозяйственных обществах таких ограничений нет, поэтому исполняющим обязанности руководителя может быть назначен любой сотрудник организации, имеющий соответствующие профессиональные навыки, например руководителя структурного подразделения.

Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника ТК РФ допускает оформлять несколькими способами: с помощью временного перевода иного сотрудника предприятия, посредством поручения обязанностей кому-то из персонала без освобождения от основной трудовой функции или путем приема на работу нового работника. Во избежание конфликтов между сотрудниками и руководством, а также проблем с надзорными органами важно разобраться с особенностями оформления каждого из перечисленных способов.

Когда может понадобиться временный перевод для замещения отсутствующего сотрудника, возложение его обязанностей на другого и т. п.

Трудовым законодательством в ряде случаев работникам предоставлены гарантии освобождения от труда с сохранением рабочего места. Согласно ТК, к обстоятельствам, дающим право на это, относятся:

  1. Наличие медицинского заключения, в соответствии с которым работник на срок до 4 месяцев не допускается к исполнению основной трудовой функции. При этом специалист переводится на другую (доступную ему) работу либо вовсе освобождается от выполнения обязанностей при отказе от перевода (ст. 73).
  2. Ежегодный отпуск (ст. 114).
  3. Командировка, в которую направляется работник по распоряжению руководства (ст. 167).
  4. Прохождение промежуточной и итоговой аттестации при получении образования в заочной, вечерней или очно-заочной форме обучения (ст. 174).
  5. Рождение ребенка и уход за ним: до достижения возраста 1,5 лет — с оплатой, с 1,5 до 3 лет — без таковой (ст. 256).

Существуют и иные случаи, когда работник может не присутствовать на рабочем месте с сохранением последнего, в том числе на более короткий срок. К ним можно причислить исполнение обязанностей присяжного заседателя (равно как и иных общественных и государственных обязанностей, установленных законом), прохождение медицинских осмотров, сдачу донорской крови, дополнительные отпуска при наличии ребенка-инвалида и др.

В таких ситуациях обязанности отсутствующего работника должен выполнять кто-то другой. Оформить замещение можно различными способами:

  • временным переводом другого работника на место отсутствующего (ст. 72.2);
  • возложением обязанностей отсутствующего сотрудника на одного из его коллег без перевода (ст. 60.2);
  • заключением срочного трудового договора с другим работником (ст. 59).

Выбор способа замещения зависит от решения работодателя, которое, в свою очередь, принимается с учетом целого ряда факторов (о них подробнее поговорим ниже). Представляется, что целесообразно делать его исходя из продолжительности отсутствия основного работника и условий, в которых выполняется его трудовая функция.

Временный перевод на период отсутствия основного работника для исполнения его обязанностей

Положения ст. 72.2 ТК РФ закрепляют возможность перевода работника, в том числе для исполнения обязанностей сотрудника, который на рабочем месте временно отсутствует, но при этом имеет право вернуться на работу после того, как основания отсутствия будут исчерпаны. По общему правилу (в соответствии с ч. 1 указанной нормы) такой временный перевод возможен лишь в случаях, когда работник сам изъявляет на него согласие (при этом согласие оформляется обязательно в письменном виде).

Однако ч. 3 определено особое условие, когда получение согласия на временный перевод от работника получать необязательно. Это допустимо, если необходимость такого перевода вызвана обстоятельствами, носящими характер чрезвычайных, необходимостью их предотвращения либо устранения их последствий. Срок такого перевода не может превышать календарного месяца.

Временный перевод в рамках ч. 3 может быть произведен только на должность, для замещения которой требуется квалификация не ниже, чем на должность, замещаемую работником до перевода. Если же работник дает свое согласие, то его можно перевести и на менее квалифицированную работу — однако в этом случае законодательство гарантирует такому специалисту заработную плату не ниже средней по основному месту.

При правильном оформлении подобного перевода невыход на работу переведенного работника является основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности, о чем свидетельствует в том числе раздел постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» от 17.03.2004 № 2, посвященный изменению трудового договора.

Исполнение функций временно отсутствующего работника путем возложения его обязанностей на другого сотрудника без отрыва от основной работы

Урегулирование вопроса исполнения функции отсутствующего определенное время работника другим сотрудником предприятия (организации) без освобождения от основного труда осуществляется в соответствии со ст. 60.2 ТК. Оформляется процедура возложения обязанностей в таком случае внутренним правовым актом, которым определяется перечень и объем возлагаемых обязанностей, размер доплаты за их исполнение и срок, на который указанные обязанности возлагаются на другого специалиста.

Для осуществления подобной процедуры требуется, чтобы были соблюдены следующие условия, установленные ч. 1 и 2 указанной статьи:

  1. Руководством предприятия от работника, на которого планируется возложить обязанности, должно быть получено письменное согласие.
  2. Дополнительная работа должна выполняться в течение рабочего дня, продолжительность которого устанавливается в соответствии с внутренними правилами.
  3. Увеличенный объем работ должен осуществляться в той же организации, где находится основное место работы сотрудника.
  4. Такая работа должна оплачиваться дополнительно (размер оплаты устанавливается по взаимному согласию сторон).

Увеличение объема выполняемой работы может быть связано с выполнением функции отсутствующего работника как той же профессии, так и иной. Например, при уходе в отпуск одного из работников бухгалтерии его обязанности могут быть возложены на любого другого бухгалтера (с его согласия), за счет чего у последнего фактически просто увеличивается объем работы. Примерно такая же ситуация возникает, например, при возложении обязанностей курьера, пребывающего в отпуске, на секретаря. Однако в этом случае увеличение объема происходит уже за счет выполнения обязанностей работника иной профессии.

Временное замещение отсутствующего работника вновь принятым на работу

В случае длительного отсутствия основного работника на рабочем месте на законных основаниях целесообразно прибегнуть к заключению срочного трудового договора с новым специалистом. Данная процедура законодательством допускается (ч. 1 ст. 59 ТК) и регулируется общими нормами главы 11 ТК о порядке оформления трудовых отношений.

Главной особенностью заключения договора с работником, который принимается на период невозможности исполнения трудовых обязанностей основным специалистом, является обязательность упоминания о том, что он заключается на определенный срок, с указанием такого срока. Срок, на который новый работник принимается на предприятие, зависит от длительности отсутствия основного специалиста, но по правилам ст. 58 ТК не может превышать 5 лет. Если же по какой-либо причине условие о времени действия в договоре отсутствует, он считается заключенным на неопределенный срок. В итоге при выходе основного работника неизбежны серьезные правовые проблемы, т. к. просто уволить замещающего в этом случае нельзя. Таким образом, при заключении договора в такой ситуации следует предельно внимательно отнестись к пункту о сроке его действия.

ВАЖНО! Вместо конкретной даты окончания трудового договора допускается указание на то, что он заключается до момента выхода на работу основного сотрудника (абз. 1 ч. 1 ст. 59 ТК). В таком случае сложностей с увольнением замещающего работника не будет.

Другой особенностью регулирования трудовых отношений с таким работником является возможность установления испытательного срока. Так, если лицо принимается для выполнения работы на срок до 2 месяцев, испытание ему установлено быть не может в силу п. 7 ч. 4 ст. 70 ТК. Если же срок выполнения трудовой функции предполагается до 2 до 6 месяцев, то испытание в договоре предусмотреть можно, но его срок будет отличаться от общего и не может превышать 2 недель, на основании ч. 6 той же статьи.

В остальном оформление трудовых отношений строится на общих принципах и регулируется общими нормами, вне зависимости от срока действия договора.

Исчисление сроков окончания исполнения обязанностей временно отсутствующего работника

Наиболее актуально вопрос особенностей исчисления срока окончания договора стоит при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника принятым на работу новым специалистом. По общему правилу в трудовом договоре в этом случае указывается не точная дата его окончания, а событие, являющееся основанием прекращения трудовых отношений.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 79, в случае указания в трудовом договоре условия о том, что новый сотрудник принимается на временной основе до выхода основного работника, предупреждать о прекращении такого договора работодатель не обязан. В таком случае днем окончания исполнения трудовой функции (и, соответственно, увольнения) является день выхода на работу основного специалиста.

Аналогичная ситуация складывается и при возвращении работника, временно переведенного для исполнения обязанностей отсутствующего, на его прежнее место. Увольнение замещающего в такой ситуации осуществляется в тот день, когда основной работник приступил и исполнению своих обязанностей, что следует как из ч. 1 ст. 72.2, так и из нормы, указанной выше.

В случае возложения обязанностей отсутствующего работника на иное лицо в распорядительном документе часто (законодательно это никоим образом не запрещается) указывается точный срок исполнения таких обязанностей, который может быть продлен впоследствии по взаимной договоренности сторон. Освободить от исполнения обязанностей досрочно работодатель имеет право, лишь предупредив вторую сторону предварительно за 3 дня. При этом может возникнуть ситуация, когда основной работник уже исполняет свои обязанности, а специалист, на которого они были временно возложены, от них еще не освобожден. Во избежание данной коллизии рекомендуется дополнение указания срока возложения обязанностей в соответствующем приказе пометкой «но не далее чем до выхода на работу основного работника».

Итак, для замещения основного специалиста работодатель может перевести другого работника, возложить обязанности на него без отстранения от основной работы либо по своему усмотрению заключить трудовой договор с иным лицом. Для возложения обязанностей и временного перевода по общему правилу требуется письменное согласие работника. Прием нового работника на временно вакантное место осуществляется с особенностями (указанием на срочность договора, укороченным сроком испытания или его отсутствием). Днем прекращения исполнения обязанностей является день возвращения основного специалиста к выполнению своей трудовой функции.

Отдыхать должны все. Но уход сотрудника в отпуск не должен нарушать нормальный ход работы организации. Поэтому пока один отдыхает, другой выполняет все или часть его обязанностей. Как оформить и оплатить дополнительную работу?

Когда замещение - это совмещение

В.А. Васильева, г. Липецк

В нашей организации главный инженер в период нахождения руководителя в ежегодном отпуске исполняет его обязанности наряду со своими. Что это: замещение или совмещение?

: В ТК РФ под замещением понимается перевод для замещения временно отсутствующего работника. В этом случае работник освобождается от своей работы на время исполнения обязанностей другого работника в период его временного отсутствия в случае болезни, отпуска, командировки. Оплата при переводе производится по выполняемой работ ест. 72.2 ТК РФ .

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

На одного работника можно возложить исполнение обязанностей сразу нескольких отсутствующих работнико вст. 60.2 ТК РФ .

В вашем же случае речь идет о замещении в порядке совмещения. То есть работник в течение рабочего дня наряду со своими должностными обязанностями выполняет обязанности по должности временно отсутствующего работник аст. 60.2 ТК РФ . За совмещение работнику нужно доплачивать. Размер доплаты определяется по договоренности с работником с учетом объема или содержания поручаемой ему дополнительной работы. При этом ТК РФ не устанавливает ни минимального, ни максимального размера такой доплат ыст. 151 ТК РФ .

Работа две смены подряд - это не совмещение

Е.А. Магина, г. Тверь

В нашей организации двухсменный режим работы. Один сотрудник уходит в отпуск в июле. Можем ли мы на это время поручить его работу в порядке совмещения его сменщику?

: Нет, так делать нельзя. Во-первых, это не совмещение, поскольку исполнение обязанностей отсутствующего работника предполагается выполнять не в течение своего рабочего дня, а по его окончани ист. 60.2 ТК РФ . Во-вторых, работа в течение двух смен подряд запрещен аст. 103 ТК РФ .

Замещение в нерабочий день по графику - это работа в выходной день

Р.П. Сабинина, г. Пенза

В нашем магазине продавцы работают по графику «неделя через неделю». В июне один из них ушел в отпуск, другой работает за него в его неделю и в свою тоже. Как правильно рассчитать второму сумму доплаты за замещение?

: Это не замещение, ведь работник выполняет работу за другого работника в свои выходные дни. Причем это не запрещено, если работник согласе нст. 113 ТК РФ . Но раз это работа в выходные, то и оплачивать ее нужно не менее чем в двойном размер ест. 153 ТК РФ .

Директор не может временно передать самому себе право второй подписи

В.О. Кравец, г. Самара

Директор хочет на время отпуска главного бухгалтера распределить его обязанности следующим образом: он сам будет подписывать за главбуха финансовые документы, а остальные обязанности будет выполнять рядовой бухгалтер. Как это правильно оформить?

: Насколько мы понимаем, у вас директору принадлежит право первой подписи, а главному бухгалтеру - право второй подпис ипп. 7.5 , 7.6 Инструкции ЦБ от 14.09.2006 № 28-И . При этом вы не можете передать директору право подписи финансовых документов за главного бухгалтера на время его отпуск а. Поэтому на время отпуска главбуха нужно оформить новую карточку в банке, где право второй подписи передать другому сотруднику.

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

У одного сотрудника организации не может быть одновременно права первой и второй подпис ип. 7.9 Инструкции ЦБ от 14.09.2006 № 28-И .

А с бухгалтером, который будет исполнять остальные обязанности главбуха, нужно заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором установить доплату за совмещени естатьи 60 , 60.2 , 151 ТК РФ . После этого надо издать приказ о наделении его обязанностями главного бухгалтера, за исключением права подписи финансовых документов.

Приказ на замещение нужен, если у руководителя нет заместителя

А.Н. Миронова, г. Кострома

Нужно ли издавать приказ о передаче полномочий генерального директора на время отпуска, если у нас куча сотрудников, которые по доверенности подписывают документы за генерального директора?

: Да, нужно, если в вашей организации нет должности заместителя генерального директора.

Наделение сотрудника правом подписи документов не свидетельствует о том, что он в отсутствие директора исполняет его полномочия по управлению организацией.

Поэтому генеральный директор должен назначить кого-то из сотрудников приказом исполнять свои полномочия.

Если главбух выполняет обязанности кассира, нужно оформить совмещение

Е.М. Радько, г. Краснодар

Кассир уходит в отпуск. На это время его будет замещать главный бухгалтер, в обязанности которого не входит замещение кассира. Как правильно оформить замещение в этом случае?

: На время отпуска кассира нужно:

  • заключить с главным бухгалтером:

Дополнительное соглашение к трудовому договору о выполнении обязанностей кассира, в котором следует установить доплату, и, если считаете нужным, включить в него условие о полной материальной ответственност иcтатьи 60 , 60.2 , 151 ТК РФ ;

Договор о полной материальной ответственност ип. 2 ч. 1 ст. 243 , ст. 244 ТК РФ ;

  • подписать у руководителя приказ о совмещении главным бухгалтером должности кассира.

Перед передачей дел от кассира главбуху для бухгалтерии нужно провести инвентаризацию касс ып. 2 ст. 12 Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ .

Заместителю главбуха можно не доплачивать за совмещение

Л.Ю. Абашкина, г. Белгород

В трудовом договоре с заместителем главного бухгалтера указано, что он выполняет обязанности главного бухгалтера в период его временного отсутствия. В самом трудовом договоре и во внутренних документах компании никакой доплаты за это для зама не предусмотрено. Можем ли мы не доплачивать заместителю с учетом того, что объем его работы во время отпуска главного бухгалтера значительно возрастает? Правильно мы делаем, что не издаем приказы о возложении обязанностей главбуха на его заместителя на время отпуска?

: Временное исполнение обязанностей главного бухгалтера входит в круг должностных обязанностей его заместителя, а значит, уже учтено при установлении ему оклад аПисьмо Минздравсоцразвития от 12.03.2012 № 22-2-897 . Поэтому заместителю можно не доплачивать за совмещение. Хотя если объем работы в период отпуска главбуха значительно возрастает, то можете установить доплат уст. 151 ТК РФ .

Вы правильно делаете, что не издаете приказ на заместителя главного бухгалтера, ведь он исполняет обязанности своего шефа в период его отпуска автоматически.

Если в период временного отсутствия главного бухгалтера заместитель вправе подписывать финансовые и первичные документы, счета-фактуры и др., то главный бухгалтер должен выдать своему заму доверенность на этост. 185 ГК РФ .

Начальнику можно доплачивать за исполнение обязанностей подчиненного

П.А. Григорьева, г. Ярославль

Можно ли сделать доплату начальнику, который выполняет обязанности своего подчиненного, находящегося в отпуске?

: Начальник - такой же работник, как и все остальные. Поэтому вопрос об установлении доплаты начальнику за исполнение обязанностей подчиненного на время отпуска решается по договоренност ист. 151 ТК РФ . К тому же сейчас законодательством это не запрещен оподп. «а» п. 15 Постановления Совмина СССР от 04.12.81 № 1145 (утратило силу с 10.03.2009 в связи с принятием Постановления Правительства от 10.03.2009 № 216) .

Можно установить любой порядок определения размера доплаты за совмещение

Л.Б. Кобзева, г. Брянск

Работник-сдельщик наряду со своей работой выполнял еще работу сотрудника на окладе, который находился в отпуске. Как правильно оплатить ему дополнительную работу?

: В ТК РФ нет никаких правил определения размера доплаты за совмещени ест. 151 ТК РФ . Поэтому вы можете установить по договоренности со сдельщиком размер доплаты с учетом объема выполненной работы, например в твердой сумме или в процентах от оклада замещаемого работника.

Размер доплаты совместителю не ограничен его зарплатой

Ю.И. Чашкина, г. Иваново

В нашей организации работает внешний совместитель. По приказу он в порядке совмещения замещал отсутствующего основного сотрудника в течение 10 рабочих дней в июне. Зарплата совместителя из расчета половины оклада составляет 5500 руб. Оклад по совмещаемой должности - 14 000 руб. Как правильно рассчитать ему доплату: от полного оклада или от половины (так как это совместитель), если размер доплаты установлен в размере 50% от оклада по совмещаемой должности?

: То, что совместитель с учетом отработанного времени получает за свою основную работу половину оклада, никак не связано с размером доплаты за совмещение. Поэтому если размер доплаты установлен в процентах от оклада по совмещаемой должности, то доплату нужно считать от полного оклада отсутствующего работника.

ШАГ 1. Рассчитайте размер доплаты за день: 14 000 руб. х 50% / 20 дн. (количество рабочих дней в июне по производственному календарю) = 350 руб.

ШАГ 2. Определите сумму доплаты за 10 рабочих дней: 350 руб. х 10 дн. = 3500 руб.

ШАГ 3. Определите зарплату совместителя за июнь с учетом доплаты: 5500 руб. + 3500 руб. = 9000 руб.

В любой организации может возникнуть ситуация, когда работник длительное время отсутствует — болеет, находится в отпуске или длительной командировке, обучается с отрывом от работы и т.д. Однако работу выполнять надо. О вариантах возложения обязанностей временно отсутствующего работника на другого сотрудника поговорим сегодня: расскажем, как оформить такое исполнение обязанностей, нужно ли вносить запись в трудовую книжку, и ответим на попутно возникающие вопросы.

Трудовой кодекс предлагает не один вариант исполнения обязанностей временно отсутствующего работника:
— без освобождения от работы, определенной трудовым договором;
— временный перевод;
— перемещение;
— совместительство;
— срочный трудовой договор.
Рассмотрим подробнее каждый из этих вариантов.

Используем внутренние ресурсы организации

Совмещение или расширение зон обслуживания. На основании ст. 60.2 ТК РФ работнику может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Если дополнительная работа будет осуществляться по другой профессии (должности), это будет совмещением, а если по такой же профессии (должности) — расширением зон обслуживания, увеличением объема работ.

При этом ст. 60.2 ТК РФ делает оговорку, что для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем определяются работодателем с письменного согласия работника и оформляются соглашением. Этим же соглашением утверждается и размер доплаты за дополнительную работу (ст. 151 ТК РФ) — либо в твердой сумме, либо в процентах от оклада (как по основной должности, так и по замещаемой).

Хотелось бы заострить внимание на оплате дополнительной работы. Минздравсоцразвития в Письме от 12.03.2012 N 22-2-897 разъяснило, что иногда исполнение обязанностей отсутствующего специалиста может не оплачиваться. Это возможно, когда в должностных инструкциях работников отдельных категорий предусмотрены случаи исполнения обязанностей отсутствующего специалиста со схожей трудовой функцией. В таком случае совмещение является частью трудовой функции и не подлежит оплате.

Примечание. Если поручаемая работа по другой профессии требует дополнительных навыков или образования, оцените, сможет ли работник выполнять ее без ущерба для своей работы, в противном случае лучше воспользоваться иным вариантом замещения.

Однако автор не согласен с такой позицией, и вот почему. Привлечение к временному исполнению обязанностей по должности отсутствующего работника должно в любом случае осуществляться путем издания работодателем соответствующего приказа (распоряжения), как того требует Разъяснение Госкомтруда СССР N 30, ВЦспс N 39 от 29.12.1965 «О порядке оплаты временного заместительства», независимо от того, указана ли возможность такого привлечения в трудовом договоре или должностной инструкции работника. Кроме этого, ст. 151 ТК РФ установление доплаты за выполнение дополнительной работы также не ставится в зависимость от наличия или отсутствия в трудовом договоре (должностной инструкции) указания на исполнение обязанностей отсутствующего работника. Поэтому мы считаем, что работнику за выполнение дополнительной работы в любом случае полагается доплата в размере, определенном сторонами трудовых отношений.

На основании соглашения издается приказ. Он может выглядеть, например, так:

Общество с ограниченной ответственностью «Весна»

Приказ N 41
О поручении дополнительной работы в порядке совмещения должностей

В связи с отсутствием бухгалтера по начислению заработной платы Анохиной В.Л. по причине повышения квалификации с отрывом от производства на основании ст. 60.2 и 151 Трудового кодекса РФ

Приказываю:
1. Поручить старшему бухгалтеру Волковой А.С. выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по должности бухгалтера по начислению заработной платы за дополнительную оплату.
2. Установить Волковой А.С. ежемесячную доплату за выполнение дополнительной работы в порядке совмещения должностей в размере 12 000 руб.
3. Определить срок совмещения Волковой А.С. в должности бухгалтера по начислению заработной платы с 15.05.2013 по 19.07.2013.

Основание: дополнительное соглашение от 14.05.2013 к трудовому договору от 05.08.2009 N 9-08.

Директор Медведев /Медведев А.Д./

С приказом ознакомлены:
бухгалтер по начислению
заработной платы Анохина, 14.05.2013 /Анохина В.Л./
старший бухгалтер Волкова, 14.05.2013 /Волкова А.С./

Помните, что работник вправе досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня (ст. 60.2 ТК РФ). Работодатель также может досрочно отменить поручение о ее выполнении, уведомив работника об этом в те же сроки.

Временный перевод. Переводом считается постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя (ст. 72.1 ТК РФ).

Более конкретно порядок временных переводов определен в ст. 72.2 ТК РФ. В частности, согласно данной норме работник может быть временно переведен на другую работу у того же работодателя на срок до одного года. Если временный перевод осуществляется для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, срок такого перевода может быть и более года (например, на период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет).

В любом случае временный перевод на период замещения отсутствующего сотрудника допускается только по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме.

Условия временного перевода и его срок оговариваются сторонами в дополнительном соглашении к трудовому договору. На основании такого соглашения издается приказ о переводе. Напомним, что унифицированные формы приказов, установленные Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1, с 2013 года не обязательны к применению, поэтому приказ о переводе может быть издан по форме, утвержденной организацией. При этом важно указать в приказе характер перевода — временный и в качестве основания привести реквизиты соглашения о переводе — его дату и номер. С таким приказом работника необходимо ознакомить под роспись.

Примечание. Если по окончании срока перевода прежняя работа работнику не предоставлена, а он не потребовал ее предоставления и продолжает работать, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным.

Вопрос: Достаточно ли подписи работника на приказе о временном переводе, чтобы соглашение о переводе считалось достигнутым?

Нет, недостаточно. Необходим отдельный документ — соглашение , в котором стороны на равноправной основе определят условия временного перевода. Именно такое соглашение, подписанное обеими сторонами трудовых отношений, и является основанием для издания приказа о переводе.

Помните, что если при переводе обязанности работника изменяются, то его надо ознакомить с новой должностной инструкцией. То же самое относится и к правилам техники безопасности (ч. 2 ст. 225 ТК РФ).
По поводу внесения записи в трудовую книжку скажем следующее. Ни Правилами ведения и хранения трудовых книжек*(1), ни Инструкцией по заполнению трудовых книжек*(2) не предусмотрено внесение в трудовую книжку записей о временном переводе. Кроме того, ст. 66 ТК РФ установлено, что в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника. Соответственно, вносить запись о временном переводе не нужно.

Часто возникает вопрос, нужно ли оформлять возвращение работника на постоянное место. Трудовой кодекс не дает на него ответа. Однако во избежание спорных ситуаций рекомендуем направить сотруднику уведомление о выходе на работу основного работника, которое составляется в произвольной форме. Также можно издать приказ о прекращении исполнения временных обязанностей и возвращении к старой должности. Он составляется в произвольной форме.

Перемещение. Для замены временно отсутствующего работника можно воспользоваться перемещением. Оно, в отличие от перевода, не требует согласия работника при условии, что осуществляется на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, и это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора (ч. 3 ст. 72.1 ТК РФ). Без согласия работника можно переместить и для работы на другом механизме или агрегате, но с соблюдением вышеназванного условия.

Для того чтобы узнать, можно ли переместить работника, необходимо проверить трудовой договор с ним. Довольно часто работодатели указывают в качестве места работы наименование структурного подразделения, в котором будет трудиться работник, а между тем в соответствии со ст. 57 ТК РФ называть структурное подразделение необходимо только в том случае, если работник принимается в филиал, представительство или иное обособленное подразделение, расположенное в другой местности.

К сведению. Под другой местностью в силу п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» понимается местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта.

Таким образом, если в трудовом договоре работника указано структурное подразделение, то переместить его в другое структурное подразделение для замещения временно отсутствующего работника даже без изменения должности или трудовой функции не получится — это будет изменением определенных сторонами условий трудового договора и потребует согласия работника.

Привлекаем рабочую силу со стороны

Если обязанности отсутствующего работника обширны, а иные сотрудники компании сильно загружены работой, чтобы не нарушать производственного процесса, работодатель может принять решение о привлечении работников со стороны для замещения временно отсутствующего работника.

Совместительство. Данный вариант исполнения обязанностей отсутствующего работника подойдет не только для сотрудника со стороны, но и для работников, уже трудящихся в компании.

Итак, ст. 60.1 ТК РФ позволяет заменить отсутствующего работника на определенное время, оформив совместительство. Статья 282 ТК РФ дает определение совместительству — выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Причем такой трудовой договор может быть заключен как у того же работодателя (внутреннее совместительство), так и у другого работодателя (внешнее совместительство).

Важным нюансом совместительства является не только наличие отдельного трудового договора, но и продолжительность рабочего времени . Так, в силу ст. 284 ТК РФ продолжительность рабочего времени при такой работе не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену).

На основании ст. 285 ТК РФ оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором. При установлении лицам, работающим по совместительству с повременной оплатой труда, нормированных заданий оплата труда производится по конечным результатам за фактически выполненный объем работ.

Для оформления совместительства работник представляет документы, указанные в ст. 65 ТК РФ, и справку о характере и условиях труда по основному месту работы (ст. 283 ТК РФ) — при приеме на тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Один нюанс: трудовую книжку совместитель не представляет, поскольку все записи в нее вносит работодатель по основному месту работы. Поэтому если работник захочет видеть запись в трудовой книжке о работе по совместительству, то ему необходимо представить документ, подтверждающий совместительство, по основному месту работы (ст. 66 ТК РФ).

Затем заключается трудовой договор, в котором обязательно должно быть указано, что работа является совместительством. Ну и, конечно, совершаются иные действия по оформлению приема на работу: издается приказ о приеме, заводится личная карточка (даже на внутреннего совместителя).

Срочный трудовой договор. Если другие варианты замещения отсутствующего работника не подошли, можно воспользоваться еще одним — заключение срочного трудового договора с новым работником. Однако в данном случае нужно учитывать требования ст. 58 ТК РФ, на основании которой срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 59 ТК РФ. Для нашей ситуации подойдет основание, указанное в абз. 2 ч. 1 этой статьи: на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы.

Обратите внимание! На основании ст. 57 ТК РФ при заключении срочного трудового договора обязательно нужно указать дату начала работы, а также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для его заключения. Если этого не сделать, договор будет считаться заключенным на неопределенный срок.

Формулируя условие о сроке трудового договора, целесообразно указывать не только срок действия договора, но и дату его окончания, поскольку в дальнейшем это поможет избежать споров при прекращении договора в связи с окончанием его срока. Например, формулировка может быть следующей: «Настоящий договор заключен на период обучения бухгалтера Сорокиной Р.З. с 04.03.2013 по 04.06.2013».

Но как быть, когда дату окончания работы, да и саму продолжительность срока договора определить проблематично, например при замещении работника на период отпуска по уходу за ребенком? В таком случае формулировка может быть следующей: «Настоящий договор заключен на время отпуска Калмыковой И.Д. по уходу за ребенком, не достигшим трехлетнего возраста».

При таком замещении отсутствующего оформляются те же документы, что и при приеме на работу обычного сотрудника: трудовой договор, приказ о приеме на работу, личная карточка. Кроме этого, нужно сделать запись о приеме в трудовой книжке, причем без указания, что работник принят на определенный срок. Это подтверждается и разъяснениями Роструда в Письме от 06.04.2010 N 937-6-1.

Отметим, что трудовой договор, заключенный на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, прекращается с его выходом на работу (ст. 79 ТК РФ).

В заключение

Когда временно отсутствует руководитель организации, довольно часто назначают лицо, исполняющее его обязанности. Да и в документах нередко можно увидеть подпись с пометкой «и.о.». Скажем сразу, что должности «исполняющий обязанности» не существует. Однако на какое-то время назначить «и.о.» все-таки можно.

Если обязанности будет исполнять лицо, в должностной инструкции или трудовом договоре которого есть пункт об исполнении обязанностей руководителя или другого работника, нужно издать соответствующий приказ, чтобы этот пункт начал действовать (условие о замещении в трудовом договоре означает, что работник обязан исполнять его только тогда, когда другой сотрудник будет отсутствовать).

Если же обязанности по замещению нет, получается, что работник согласился наряду со своими должностными обязанностями выполнять дополнительную работу по должности отсутствующего сотрудника, то есть нужно применить ст. 60.2 ТК РФ и оформить совмещение.

В любом из этих случаев работнику, замещающему отсутствующего работника, должна производиться доплата.

Действует от имени организации без доверенности, в силу закрепления его полномочий в действующем законодательстве и в уставе организации. Эта должность уникальна. Человек, ее занимающий, по сути отвечает за всю деятельность компании. И естественно, когда Генералу необходимо отлучиться, на фирме случается небольшой катаклизм. Оснований отсутствия может быть много: очередной отпуск или длительная болезнь, командировка, исполнение государственных или общественных обязанностей, обучение и повышение квалификации и многое другое. Однако во всех этих случаях возникает необходимость поддержать работу организации. В настоящей статье мы покажем, как наиболее полно и с наименьшим ущербом для работы организации оформить передачу полномочий руководителя.

Что передаем?

Единоличный исполнительный орган (ЕИО) осуществляет текущее руководство организацией. Казалось бы, простое определение, но когда дело доходит до фактической передачи данных полномочий, возникает масса проблем и вопросов. Корень их в том, что полномочия генерального директора формулируются действующим законодательством по остаточному принципу, то есть на него возлагаются все иные обязанности, не возложенные законодательством или учредительными документами (когда это возможно) на общее собрание или совет директоров. В противовес этому передаваемые полномочия должны быть конкретизированы (четко обозначены). Главное следствие этого противоречия на практике - возникновение ситуаций, когда часть полномочий генеральный директор «забирает с собой» в отпуск, командировку, в больницу и т.п. То есть вдруг для подчиненных оказывается, что назначенный заместитель не может сделать то или иное действие, поскольку это особо не было оговорено при передаче дел.

Условно все полномочия можно разделить на два больших блока:

  • представление интересов юридического лица перед третьими лицами,
  • осуществление административно-хозяйственной власти в рамках самой организации.

В рамках первого блока руководитель представляет интересы компании во множестве самых различных правоотношений: заключает от имени организации сделки (гражданско-правовые отношения), подписывает налоговую отчетность (налоговые правоотношения), несет ответственность за нарушение действующего законодательства по широкому спектру вопросов (административные правоотношения) и др. Второй блок сводится к взаимоотношениям, возникающим в рамках трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Передача полномочий «по объему» должна быть максимально полной, чтобы потом не возникло проблемы с подписанием «жизненно важного в данный момент» документа.

Но существует не только проблема «остаточных/забытых полномочий» , но и проблема «дублирования полномочий руководителя», которая сводится к простому вопросу: «А что же остается у руководителя при передаче полномочий?» Этот глобальный вопрос можно разложить на несколько более мелких:

Действующее законодательство не дает на эти вопросы однозначного ответа. В целом, опираясь на практику, в том числе и судебных споров, можно дать следующий ответ: делегируя полномочия по предоставлению интересов общества, генеральный директор не слагает с себя ни права, ни обязанности по представлению его интересов. Такая передача представляет собой «дублирование» функционала, а не его «передачу», причем происходит дублирование не только права принятия решения, но и ответственности за принятые решения (так, за административное нарушение будет привлечен к ответственности заместитель, который его допустил, а не генеральный директор, находящийся в отпуске; однако если такое ответственное лицо не было обозначено, ответственность с большой долей вероятности возложат на отсутствовавшего в этот момент руководителя).

Вместе с тем для самого общества не имеет значения, делегировались ли генеральным директором на период отсутствия полномочия кому-либо. Вне зависимости от смены «человеческого лица», выполняющего функции капитана, считается, что корабль без него плыть не может. Вот классический пример, иллюстрирующий эту позицию:

Судебная практика.

Определение ФАС Уральского округа от 01.11.2002 № Ф09-2808/02-ГК

Свернуть Показать

ООО «МВМ» пыталось обосновать пропуск срока на подачу кассационной жалобы тем, что генеральный директор сначала находился в длительной командировке, а затем проходил лечение за пределами региона. Но суд эти причины уважительными не посчитал.

Способы замещения:«штатный зам» или «халиф на час»?

Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, зависит только от системы работы компании и ее внутренней организации.

Если руководитель отсутствует часто, то наличие «дополнительного» сотрудника, выполняющего его обязанности в рамках своих должностных полномочий, повышает эффективность деятельности организации.

Заместитель «по случаю» хорош тем, что позволяет не только выбирать лицо, которое будет выполнять обязанности отсутствующего руководителя в каждом конкретном случае, но и перераспределять полномочия отсутствующего руководителя. Как правило, такое перераспределение идет по направлениям деятельности организации: заключать сделки поручается, например, руководителю сбытового подразделения, контролировать производство - главному инженеру, осуществление платежей - руководителю финансовой службы и т.д.

Штатное заместительство

Некоторые считают, что если обязанность замещения руководителя заложена в трудовую функцию (указана в трудом договоре или должностной инструкции), то такая нагрузка возможна без дополнительной оплаты: считается, что оплата такой работы уже включена в оклад штатного заместителя. Эта позиция во многом основана еще на советской практике, в частности, на разъяснениях Госкомтруда СССР № 30, ВЦСПС № 39 от 29.12.1965.

Свернуть Показать

Наталья Комова , эксперт журнала «Кадровая служба и управление персоналом предприятия»

В вопросе доплаты штатным заместителям некоторые работодатели ссылаются на письмо Минздравсоцразвития России от 12.03.2012 № 22-2-897, в котором ведомство пришло к выводу, что доплачивать в таких ситуациях не надо. Вместе с тем напомним об определении Верховного Суда от 11.03.2003 № КАС03-25, где указано, что доплата положена. Суд указал, что сложность труда и количество выполняемой штатным заместителем работы в период отсутствия руководителя намного больше, чем обычно. Поэтому труд заместителя в этот период не может оплачиваться в прежнем размере, даже если пункт об исполнении обязанностей руководителя содержится в его должностной инструкции.

Свернуть Показать

Хосаева Радмила , юрист ООО «Прогресс»

В неофициальных разъяснениях представители Минздравсоцразвития России (в частности, заместитель директора Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Нина Ковязина) придерживаются позиции, что установление доплаты штатным заместителям за время исполнения обязанностей временно отсутствующего руководства остается на усмотрение работодателя. Дело в том, что часто в должностном окладе штатного заместителя заложена оплата труда за замещение начальника. Если же работодатель придет к выводу, что для поощрения работника выплата необходима, то никто его не будет за это наказывать.

Самый актуальный вопрос, который волнует работодателей в таких случаях, - каковы риски. Понесет ли организация или должностное лицо ответственность в случае прихода проверяющих? Если мы говорим о государственной инспекции труда и ответственности за нарушение ст. 5.27 КоАП РФ, то нет. Если вы решили доплатить работнику, то главное, чтобы документы были правильно оформлены, к тому же всегда можно сослаться на письмо Минздравсоцразвития РФ. Однако необходимо иметь в виду, что практика проверок госинспекций труда разнится. Известны случаи, когда они выдавали работодателям предписания с требованием произвести доплату по заработной плате работникам-заместителям за время, когда они выполняли обязанности начальства (см., например, решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 12.11.2010 № 2-2913\2010).

Итак, доплата штатному заместителю возможна. Она может быть зафиксирована несколькими способами (в локальном нормативном акте, приказе, ПВТР и т.д.), но более логично фиксировать ее размер непосредственно в том документе, в котором указывается обязанность осуществлять замещение. Главным условием штатного замещения является согласие на него работника. Оно должно найти свое выражение в трудовом договоре (или дополнительном соглашении к нему). Обязанность замещения на время отсутствия руководителя можно дополнительно продублировать в должностной инструкции заместителя.

Пример 1

Отражение штатного заместительства и доплаты за него в трудовом договоре

Свернуть Показать

Для третьих лиц особенно важно, что написано в доверенности - только по ее тексту они могут определить объем полномочий, предоставленных доверенному лицу. Здесь есть несколько «подводных камней». Дело в том, что в целом ряде законов особо указывается на необходимость наличия в доверенности конкретного полномочия. Для суда, например, важно обязательное указание в доверенности на возможность заключения мирового соглашения или признания иска. Даже «Почта России» в ряде случаев требует указания в доверенности специального полномочия - «получение заказных и ценных писем». А порой еще и прямо указывается на обязательность нотариального заверения доверенности (так, вне зависимости от объема полномочий нотариальная доверенность нужна для предоставления документов на регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним). Причем при отсутствии в доверенности требуемой формулировки делегированных прав и обязанностей или нотариальной формы может возникнуть ситуация, когда представителю организации просто откажут в сотрудничестве.

Результатом этого становится объемный текст доверенности (см. образец, оформленный на бланке организации, в Примере 7). В Примере 6 показано, как иначе можно оформить «шапку» доверенности, но в этом случае идентифицирующие организацию сведения (место ее нахождения, ИНН, ОГРН) перекочевывают в текст доверенности. В России может одновременно существовать несколько юридических лиц с идентичным наименованием, которых можно отличить друг от друга только по этим «паспортным данным» организации. Вот почему их наличие в доверенности необходимо.

Порядок прекращения доверенностей (с образцами необходимых документов) подробно описан в статье «Хранение доверенностей: технология и сроки » на стр. 12 журнала № 9’ 2011

При выдаче доверенности (как и при издании приказа) возникает серьезная проблема с определением срока ее действия. Если определить его в рамках планового времени отсутствия генерального директора, вполне возможна ситуация, когда полномочия по ней истекут до фактического возвращения руководителя. А

Распоряжение безналичными денежными средствами

Лицо, замещающее генерального директора, получает возможность распоряжения денежными средствами на расчетных счетах организации. Банк определяет лицо, обладающее данным правом, на основе пакета документов, однако «блокирующим» в нашем случае является карточка с образцами подписей (банковская карточка) .

Легче всего «обеспечить доступ» «штатным заместителям» - их изначально можно внести в карточку, предоставив право распоряжения денежными средствами компании, но в этом случае необходимо понимать, что такое право предоставлено «на все время» и не зависит от того, отсутствует ли генеральный директор. Регулирование полномочий при этом производится на уровне самой компании в локальных нормативных актах, но нужно понимать, что и . В этом случае в лучшем положении находятся клиенты банков, сотрудники которых вправе самостоятельно заверять подписи клиентов. В тех же банках, которые требуют нотариального удостоверения банковской карточки, клиенты могут испытать определенные неудобства, связанные с процедурой удостоверения их подписей.

Подготовкой и подачей временных банковских карточек обычно пренебрегают в тех случаях, когда в организации установлена электронная система работы со счетом (банк-клиент). Обычно в этой ситуации ограничиваются передачей электронных ключей. В реальности часто и этого не происходит, поскольку платежи осуществляют операционисты бухгалтерской или финансовой службы и по сути передаются права по контролю за их работой. Аналогично ситуация выглядит и с подачей отчетности в электронной форме (Пенсионный фонд, ФСС и т.д.). Подобная практика уже сложилась повсеместно, но надо понимать, что в этом случае «подписантом» электронного послания его получатели будут считать уже отбывшего в отпуск или командировку генерального директора.

В заключение хотелось бы сказать следующее. Да, действительно, в регулировании деятельности генерального директора, в том числе и при передаче его полномочий, существует целый ряд белых пятен. Поэтому главным принципом, которым должны руководствоваться все участники данных отношений, является добросовестность. Если все участники процесса разумно действовали в интересах организации, небольшие нарушения в порядке оформления документации могут быть легко исправлены, а в случае экстренных ситуаций - и объяснены как представителям государственных органов, так и суду.

Сноски

Свернуть Показать