Общая характеристика эпохи просвещения. Педагогическая этика

Новыми явлениями в развитии этической мысли обозначенное XVIII ст., величайшим явлением который пруд культурно-философское движение Просвещения. Оно в своем интеллектуальном поиске вышло далеко, чем границы непосредственно буржуазных идеалов, сформировав целый комплекс общечеловеческих социально-культурных установок. Просветительское движение, развиваясь в разных странах на грунте разных культурных традиций, имел и общую основу - веру в человеческий ум, предназначенное обеспечить прогресс человечества, увольнения от невежества, суеверий, мифов и духовного рабства.

В философских учениях того времени утверждался настоящий культ Разума, который отождествлялся с развитием научного познания как орудия преобразования природы и условий жизнь человечества. Эта позиция проявилась в таких культурно-идеологических приоритетах, как религиозная и этическая терпимость, защита неотъемлемых естественных прав человека и гражданина, борьба против сословных привилегий и тирании.

Ярким феноменом просвещения постоянная французская традиция. Просветители-материалисты Дени Дидро(1715-1784), Поль – Анри Гольбах (1723-1789), Клод – Андриан Гельвеций (1715-1771) и прочие выдвинули тезис о том, что началом нравственности есть интерес,который вытекает из чувств любви к себе и самосохранение. Непосредственным движителем человеческой деятельности являются интересы или страсти, которые возникают на основе "любви к себе". В этическом мире страсти и интересы имеют такое же значение, как и движение в мире природы.

Основные положения французского Просвещения:

От природы человек ни добрая, ни злая, она подчиняется закона своего интереса;

Эгоизм и стремления к осуществлению своих интересов – ведущий мотив человеческих поступков;

Эгоизм – единая основа положительной нравственности;

Реформу моральных ценностей нужно начинать из реформы права;

Цель этики – сделать человека общественно полезным существом, соединив частный интерес и общественное благо;

Эта цель предусматривает преобразования естественного эгоизма на «умный эгоизм»;

Путь к этой цели – индивидуальное просвещение.

Клод-Андриан Гельвеций (1715 – 1771) различал страсти естественные (связанные с удовлетворением физических потребностей) и искусственные (рожденные социальной жизнью человека - гордость, честолюбие, стремления к славе и т.п.). В своей работе «Об уме» он рассматривает принцип чувства в антропологическом ракурсе, то есть, смотрит на чувство как на источник и двигатель всего в моральном мире.

Просветители-моралисты возражали установку этического рационализма XVII ст. на преодоление страстей как препятствий на пути к нравственности. По их мнению, именно страсти делают человека существом этическим. "Разрушьте в человеке ведущую страсть, - говорил К. Гельвеций, - и в тот же миг вы оставите его света ума". Страсти - это небесный огонь, который оживляет мир нравственности.



Нужно вести речь не об искоренении страстей, а о том, лишь бы сделать их соответствующими общим интересам общества. Это учение получило название теории «разумного эгоизма». В соответствии с ею, основная задача морали - не бороться с физической природой человека, его стремлением к удовлетворению, а формировать у нее личный умный интерес. Итак просветители обращаются к изучению социально-культурных механизмов, которые дают возможность эффективно объединять личный интерес с общим благом.

Другим важнейшим механизмом в этике французских материалистов относительно формирования высоких моральных черт были воспитание и образование. Настоящая нравственность всегда находится гармонии с разумом. Разум и знания открывают людям путь к постижению общественного значения личных устремлений к добродетелям и счастью. Поставив вопроса о влиянии социальной сферы на формирование морального сознания личности, философы-материалисты сделали важный шаг к изготовлению социально-исторического объяснения морали.

«Естественную» мораль исследовал Франсуа – Мари Вольтер (1694-1778). Естественность морали он отождествлял с ее соответствием требованиям разума, а важнейшую предпосылку такой морали усматривал в "естественной" религии. Французский просветитель выходил с двух основных положений: признания фактом разума существования высочайшей разумной существо – бога и возражения христианского учения, обезображенного суеверием и фанатизмом. "Естественная" религия считает существование Бога не вопросом веры, а результатом работы ума, здравого смысла. ее содержание сводится к поклонению высшему Существу, которое создало мировой порядок, и покорности ее вечным заповедям. Из этого вытекает вечный универсальный закон нравственности, которая призывает человечество к миролюбию, дружбы и братства.

Основное в морали, за Ф. Вольтером, чувства моральной обязанности , которая проявляется в двух аспектах: как этический инстинкт, заложенный в человеке Высшим Существом, и как результат свободных действий отдельных людей. Осознания обязанности в Ф. Вольтера есть основным содержанием его этики и поясняется правилом: "Веди себя с другими так, как ты хотел бы, чтобы вели себя с тобой".

В своей этике Ф. Вольтер объединяет натуралистические и рационалистические мотивы. Он выходит из положение про "добрую природу человека" и считает, что образование укрепит у нее стремления быть добродетельной. Его этика оптимистичная и гуманная, так как счастье состоит в возможности пользоваться всеми благами жизни.

Другой вариант создания "естественной" морали предложил второй выдающийся просветитель XVIII ст. Жан – Жак Руссо (1712-1778). Ее истоки он искал в "естественном" состоянии человека, когда она еще не была порабощена предрассудками и не познала неестественных страстей. В трактате "Соображения о науках" Ж.-Ж. Руссо писал, что дикарям не дает совершать плохо не образование, не требования законов, а естественное отношение к страстям и незнанию аморальных поступков.

В своих главных произведениях «Новая Элоиза», «Эмиль, или воспитание», «Исповедь», а также «Мечты любителя одиноких прогулок», «Соображения о происхождение и основании неравенства среди людей», «Об общественном договоре человека, данные нему природой основы здоровья и нравственности» ставит вопрос об эмоциональной общности индивидов, о возможности преодоления морального отчуждения между людьми. Так, в романе – трактате «Эмиль, или о воспитании» Руссо утверждал, что, развивая в ребенке чувства мягкости, сочувствия, человечности, воспитатель должен с помощью необходимой коррекции естественных качеств искоренять в ней черты жестокости и деспотизма. Философ делает акцент на человеческой совести, так как это – стержень личности, проявление его чувства, а не суждения, так как человек – существо эмоциональная. Моральное зло в обществе, по его мнению, порождается социальным неравенством, частной собственностью. А потому основой положительного преобразования нравственности должны быть социально – классовые изменения и волеизъявления народа.

В отличие от многих своих предшественников, Ж.-Ж. Руссо объединяет черты моралиста и этического мыслителя. Этика интересует его как способ осмысления первоочередных нравственно-воспитательных задач общества, поэтому внимание мыслителя сконцентрировано на разработке эффективной программы воспитания моральной личности. Его этическое учение очень противоречивое. Философ идеализирует природу человека, но абстрактность социальной позиции создала Ж.-Ж. Руссо явным образом несправедливую репутацию философа, который критически относится к достижениям цивилизации. Своей критикой бездушного, распущенного общества, которое уничтожает естественные человеческие стремления, и пропагандой идей "свободного" воспитания философ справил огромное влияние на европейскую этико-педагогическую мысль конца XVIII - начала XIX столетий.

Главная идея французских просветителей – естественное равенство всех людей – была направлена против социального деления французского общества и послужила идейным обоснованием Большой французской революции 1789 года.

В европейской культуре XVII в. - это век рационализма. В социальной жизни он положил начало полосе буржуазных революций (вплоть до начала XX в.). В общественном сознании господствующей формой является научное познание. На него и были сориентированы другие формы человеческого сознания и поведения. Рационализм способствовал и тому, что в самих знаниях был сделан акцент на технологичность , что отразилось и на правилах этикета.

    Этикет рассматривался как своеобразный инструментарий . С его помощью происходит сдерживание человеческих аффектов (чувств, эмоций, состояний сильного возбуждения), неуместных в обществе. Открытое, раскованное проявление чувств - признак невоспитанности.

    Существенной чертой эпохи Нового времени стала идея личностного начала в человеке, его автономности, суверенности. Человек стал рассматриваться как автономный субъект собственной деятельности, обладающий свободой воли. На первый план в это время выдвигается ценность человеческого достоинства. И этикет Нового времени стал одной из форм самоутверждения личности, ее «Я». Чувство собственного достоинства стало базовым и в этикете.

    Новым моментом в воспитании приличного человека, джентльмена было осуждение светского высокомерия , требование вежливости и приветливости в обращении с людьми различных рангов (а не только высшего).

Этикет эпохи Просвещения

    Веком прагматизма стал XVIIIв. В новой буржуазной системе ценностей и добродетелей появились нормы и правила этикета, принципы индивидуализма и полезности.

    Критерием деятельности, поступков человека, его личностных качеств выступает полезность . Сами правила этикета признаются лишь в той мере, в какой признается их полезность. Причем акцент в этих правилах переносится с внешней, формальной стороны на внутреннюю, содержательную. Происходит замена хороших манер хорошими людьми; понятия чести - честностью и т. п.

    Идеал добропорядочности - это «человек, который всем обязан самому себе».

    Щедрость, расточительность, праздность дворянского образа жизни постепенно сменяются добродетелями трудолюбия и бережливости.

    Владение правилами хорошего тона было средством , которое позволяло занять определенное положение в обществе, составить удачную партию в браке и т. д. Особенно это относилось к женщинам. Для них достаточно было научиться производить нужное впечатление - воплощенной женственности и хороших манер, чтобы завоевать популярность в светском обществе.

    В буржуазной культуре этикет становится более открытой и демократической системой. В нем все больше преобладают личностные характеристики и добродетели человека, его нравственная позиция. Все это нашло отражение в формировании нового образца эпохи - джентльмена . В Европе воспитанный человек издавна обозначался словом «джентльмен». Слово это появилось в Англии и распространилось по всему свету.

Образцу порядочного человека (джентльмена) соответствовали:

финансовая надежность, основанная на трудолюбии, бережливости, порядке, осмотрительности, прозорливости и мышлении в денежных категориях;

образованность и культура речи;

верность данному слову;

образцовая пунктуальность и точность.

В настоящее время личностный образец джентльмена практически лишен какого-либо классового содержания, а само понятие «джентльмен» является лишь одной из форм вежливого обращения.

Этикетная культура буржуазного общества эпохи зрелого и позднего капитализма:

практичность норм этикета;

апелляция к здравому человеческому смыслу;

нравственная содержательность этикета: ценность человеческого достоинства как смысл этикетных норм;

равенство людей разных социальных статусов перед требованиями общественных приличий;

недогматичность этикета, динамизм и изменчивость его правил.

Переходя к историческому обзору российского этикета, следует учесть, что Россия не пережила классического европейского средневековья, и культура этикета здесь распространилась значительно позднее, чем в Западной Европе, - в первой половине XVIII в.

Основное направление этической мысли.

Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, призывая к политической централизации, превращению феодальных государств в национальные и расширению прав их граждан. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние государственной церкви в социальной и политической жизни, рассматривая их как силы реакционные, репрессивные и основанные на предрассудках.

Собственно термин Просвещение пришел в русский язык, как и в английский и немецкий из французского и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Вместе с тем, он не является названием некой философской школы, поскольку взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому Просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определенным направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали.

Существовало восприятие Бога как Великого Архитектора, почившего от своих трудов в седьмой день. Людям он даровал две книги - Библию и книгу природы. Таким образом, наряду с кастой священников выдвигается каста учёных. Отсюда параллелизм духовной и светской культуры с постепенной дискредитацией первой за ханжество и фанатизм. Единственным источником нашего познания является непредубежденный разум.

15Вопрос. Профессиональный долг и требования нравственности: единство и борьба противоположностей.

16вопрос. Теория морали И. Канта. Иммануил Кант (1724-1804).

Моральная философия И. Канта знаменует собой переход от попыток описания, объяснения морали, осуществляемых преимущественно на эмпирическом фундаменте, к теоретическому анализу нравственности как особого, специфического явления. Мораль и этика представляли для Канта исключительную ценность.

Замысел Канта - выявить "чистоту" морали, освободив ее от всех "загрязнивших" ее уникальную сущность наслоений. В осуществлении этой задачи он ориентируется не на природу человека и обстоятельства его жизни, а на "понятия чистого разума". Избрав умозрительный путь построения моральной теории, Кант неоднократно подчеркивал ее практическую значимость: "Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу, а именно: подобающим образом занять указанное человеку место в мире - и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком". Уже в этом высказывании отчетливо просвечивает основная этическая ориентация Канта, предполагающая восприятие морали как долженствования.

Мораль, по мнению Канта, это сфера свободы человека, воля которого здесь автономна и определяется им самим. Для придания этой воле нравственно-положительного значения необходимо согласование ее с высшим нравственным законом категорическим императивом, поскольку только добрая воля способна осуществить правильный выбор. Наиболее известная формулировка категорического императива выглядит так: "Поступай только! согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом". Фиксируемая в данном случае всеобщность нравственных требований является, несомненно, специфической характеристикой морали, но весьма проблематична в качестве критерия различения добра и зла в реальной жизненной практике, поскольку любой субъективный выбор можно при желании. представить в виде общей нормы.

Преодоление противоречия между идеалом и реальностью Кант видел в возвышении, одухотворении сущего, подчинении его принципам морали, выражающим главную родовую цель человеческого сообщества, однако анализ реалий бытия не давал ему оснований надеяться на то, что это возможно большинство людей одержимо эгоистическими склонностями и мало задумывается о судьбе добродетели. Таким образом, нравственный закон должен быть осуществлен, но осуществлен быть не может. Своеобразный выход из этой антиномии Кант связывает с постулатами о бессмертии души и бытии бога, которые позволяют помыслить осуществление нравственного закона, хотя и не детерминируют содержание морали. Что же касается истории то она "должна быть (хотя и не была до сих пор) областью приложения нравственности, но не является ее источником". Изначально отвергнув социальную практику в качестве основания морали, Кант вынужден был использовать религиозные ценности, хотя и подчеркивая, что в идеальном смысле "моральность отнюдь не нуждается в религии".

По Канту, многое зависит от самого человека. Есть такое понятие - достоинство. Надо знать, что это значит, и уметь сохранять его.

Не становитесь холопом другого человека.

Не допускайте безнаказанного попрания ваших прав.

Не делайте долгов, если у вас нет полной уверенности, что вы можете их вернуть.

Не принимайте благодеяний.

Не становитесь прихлебателями или льстецами.

Тогда, - говорит Кант, - вы сохраните свое достоинство. А кто превратил себя в червя, пусть потом не жалуется, что его топчут ногами.

Этика просвещения.

Это была эпоха в которой сложилась первая безрелигиозная идеология. Бог был окончательно вытеснен из картины мира, но вместе с ним исчез и человек. Внимание переносится на то, что окружает людей.

Меняется представление и о самом человеке. По такой теории человек отныне считался прямоходящим и членораздельно говорящим животным, а, по мнению Гельвеция, худшим из животных.

Человек – всего лишь биологический механизм. Новое мировоззрение определило и новую мораль. Единственным принципом новой морали стал принцип эгоизма. Просветители считали, что люди по природе эгоисты. Эгоизм являлся врожденным и определяющим свойством любого человека. Они считали, что никто из людей никогда и ничего не сделает во благо другого, если это не принесет пользы лично ему. Даже в тех случаях, когда люди совершают с виду добродетельные поступки в них стоит искать эгоистичные мотивы. В большинстве ситуация быть хорошим выгоднее, чем быть плохим.

Сущность новой морали нашла отражение в предложенной просветителями теории разумного эгоизма. Неудовлетворенность жизнью большинства людей обусловлена тем, что их эгоизм является неразумным и зависит от следующих причин:

1) Подавляющее большинство людей не осознает природы собственных эгоистических желаний, поэтому они стремятся к достижению тех целей, которые ставят перед собою либо люди с яркой индивидуальностью, либо, занимающие высокое социальное положение, поэтому очень часто ценой огромных усилий, добившись желаемого, они чувствуют разочарование.

2) Очень многие люди бывают неспособны соотносить свои интересы с интересами других людей и интересами общества. Это всегда ведет к конфликтам, во время которых любые эгоистичные притязания остаются неудовлетворенными.

3) Люди, как правило, бывают неспособны соотносить свои желания со своими возможностями. Если человек хотел бы исполнения своих потребностей, то он должен помнить о том, что они должны быть разумны.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Этические идеи эпохи Просвещения.:

  1. 2. Какую эпоху в истории Европы называют «веком Просвещения»? Назовите её основных представителей в разных странах. Каковы главные идеи и значение Просвещения?

Выдвинув идею формирования личности, просветители показали, что человек обладает разумом, духовной и физической силой Люди приходят в мир равными, со своими потребностями, интересами, удовлетворение которых - в установлении разумных и справедливых форм человеческого общежития. Умы просветителей волнует идея равенства, что только перед Богом, но и перед законами, перед другими людьми. Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством - первый характерный признак эпохи Просвещения.

Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в распространении знаний. И не без их участия в эпоху Просвещения победу одержал рационализм, развившийся в западноевропейской мысли еще в Средние века. В статье "Ответ на вопрос: что такое Просвещение?" И. Кант писал:

Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им.

Неудивительно, что религия в той форме, в какой преподносила ее церковь, казалась просветителям-атеистам в пылу борьбы крайностей врагом человека. В глазах просветителей-деистов. Бог превратился в силу, которая лишь внесла определенный порядок в извечно существовавшую материю. В эпоху Просвещения стало особенно популярным представление о Боге как великом механике и о мире как огромном механизме.

Благодаря достижениям естественных наук возникло представление, что время чудес и загадок миновало, что все тайны мироздания раскрыты и Вселенная, и общество подчиняются логичным, доступным человеческому разуму законам. Победа разума - второй характерный признак эпохи.

Третий характерный признак эпохи Просвещения - исторический оптимизм.

Эпоха Просвещения по праву может быть названа "золотым веком утопии". Просвещение, прежде всего, включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, "рационально" преобразовывая, политические и социальные устои.

Ориентиром для создателей утопий XVIII в. служило "естественное" или "природное" состояние общества, не ведающего частной собственности и угнетения, деления на сословия, не утопающего в роскоши и не обремененного нищетой, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму, а не "по искусственным" законам. Это был исключительно вымышленный, умозрительный тип общества, который, по замечанию Руссо, возможно, никогда и не существовал и который, скорее всего, никогда не будет существовать в реальности.

Возрожденческий идеал свободной личности приобретает атрибут всеобщности и ответственности: человек Просвещения думает не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. В центре внимания просветителей - проблема наилучшего общественного устройства. Просветители верили в возможность построения гармонического общества.

Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений обусловили основные доминанты культуры XVIII в.

Главными очагами Просвещения были Англия, Франция, Германия. С 1689 г. - года последней революции в Англии - начинается эпоха Просвещения. Это была славная эпоха, начатая одной революцией и закончившаяся тремя: промышленной - в Англии, политической - во Франции, философской и эстетической - в Германии. За сто лет - от 1689 до 1789 гг. - мир изменился. Все больше выветривались остатки феодализма, все громче заявляли о себе буржуазные отношения, окончательно утвердившиеся после Великой французской революции.

XVIII столетие подготовило также господство буржуазной культуры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов, литераторов нового века Просвещения.

В философии Просвещение выступало против всякой метафизики (науки о сверхчувственных принципах и началах бытия). Оно содействовало развитию любого рода рационализма (признающего разум основой познания и поведения людей), в науке - развитию естествознания, достижение которого оно часто использует для обоснования научной правомерности взглядов и веры в прогресс. Не случайно, что и сам период Просвещения в некоторых странах называли именами философов. Во Франции, например, этот период называли веком Вольтера, в Германии - веком Канта.

В истории человечества просветителей волновали глобальные проблемы: Как появилось государство? Когда и почему возникло неравенство? Что такое прогресс? И на эти вопросы находились столь же рациональные ответы, как и в тех случаях, когда речь шла о "механизме" мироздания.

В области морали и педагогики Просвещение проповедовало идеалы гуманности и возлагало большие надежды на магическую силу воспитания.

В области политики, юриспруденции и общественно-экономической жизни - освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом, перед человечеством. Эпохе впервые пришлось решать в столь острых формах давно известный вопрос о достоинстве человека. В разных сферах деятельности он трансформировался по-разному, но неизбежно приводил к принципиально новым, новаторским по своей сути открытиям. Если говорить об искусстве, например, то не случайно именно эта эпоха столь неожиданно для себя, но столь результативно вынуждена была откликнуться не только на проблему "искусство и революция", но и на проблему художественного открытия, рожденного в недрах формирующегося нового типа сознания.

Просветители были материалисты и идеалисты, сторонники рационализма, сенсуализма (основой познания и поведения считали ощущения) и даже божественного провидения (уповали на волю Бога). Часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая - рассматривала историю как общественный регресс. Отсюда и своеобразие конфликта между историческим сознанием эпохи и вырабатывавшимся ею же историческим знанием - конфликта тем более обострявшегося, чем обстоятельнее определяла сама эпоха свои исторические предпочтения, особую роль в текущем и грядущем развитии человечества.

Как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это, прежде всего цели и идеалы Просвещения, такие, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм, в том числе церковных.

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав, политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной, прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в кровь и плоть западной цивилизации.

Просветители происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, представителей торгово-промышленных кругов. Разнообразны были и условия, в которых они жили. В каждой стране просветительское движение носило отпечаток национальной самобытности.

Особая роль Англии в истории Европейского Просвещения заключалась, прежде всего, в том, что она была его родиной и во многих отношениях первопроходцем. В Англии в XVII-XVIII вв. после революции и гражданских войн сгладились резкиепротиворечия в обществе. Развитие парламентаризма привело к упрочению правовых форм политической борьбы. Английская церковь не противопоставляла себя Просвещению, а в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпимости. Это способствовало культурному развитию страны, поскольку позволяло сохранить равновесие между традиционными ценностями, хранительницей которых выступала церковь, и новаторскими, которые несло Просвещение. Все это делало Англию своего рода образцом общественного прогресса. Не случайно в XVIII в. все основные течения английской общественной мысли находили свое продолжение и развитие в других европейских странах.

В основных чертах политическая программа Английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Лоцком (1632-1704). Основное его сочинение - "Опыт о человеческом разумении" (1690) - содержало позитивную программу, воспринятую не только английскими, но и французскими просветителями. К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Право на собственность у Локка тесно связано с высокой оценкой человеческого труда Он был убежден в том, что собственность каждого человека есть результат его труда. Правовое равенство индивидов - необходимый результат принятия трех неотчуждаемых прав.

Этика долга Канта.

Этика И. Канта

Согласно Канту, имеется три основных вопроса философии:

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я смею надеяться?

На первый вопрос отвечает метафизика, на второй - мораль, на третий - религия. Задача философской этики, таким образом, не сводится к рекомендации ценностных ориентиров, а ее функцией является ответить на этот второй вопрос.

Христианская мысль исходит из принципа, что мораль вытекает из религии. В этом есть логика - делать следует то, что ведет к благой цели, на достижение которой можно надеяться. Но Кант считает, что«идти от получения благодати к добродетели, значит идти превратным путем. Стремиться от добродетели к обретению благодати - вот путь гораздо более верный».

Кант подчеркивает, что «мораль … основана на понятии о человеке свободном» и «для себя самой … мораль отнюдь не нуждается в религии». Но, отказывая морали в необходимости опоры на религиозные основания, Кант придает абсолютный характер самому моральному закону. Эта вера в абсолютность морали выражена в его знаменитом изречении: «Две вещи наполняют душу все новым и возрастающим удивлением и благоговением, чем чаще,чем продолжительнее размышляешь о них, - звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Таким образом, Кант возводит моральный закон на религиозный пьедестал. Он формулирует этот закон как категорический императив, т.е. повеление, которое человек обязан выполнять категорически, не взирая на особенности ситуации, в которой он находится, и не связывая с достигаемыми пользой или удобствами. Моральный закон ставится в один ряд с космическими законами и не требует, с точки зрения Канта, никаких оправданий не только пользой, но даже и религиозными принципами. Исполнение морального закона становится одновременно абсолютным и высшим благом.

Кантовская этическая система являет собой высший образец этического абсолютизма. Категорический императив есть обращенное к каждому человеку нравственное повеление, не зависящее ни от каких конкретных условий места, времени и обстоятельств так же, как фундаментальные законы физики, управляющие движением тел, не зависят от подобных условий.

Более того, Кант всячески подчеркивает, что полезность и приятность доброго дела выводит соответствующий поступок из сферы моральных оценок, ибо такой поступок совершается не по велению абсолютного долга, выраженного категорическим (т.е. не связанным ни с какими ситуационными обстоятельствами) императивом, а по чисто практическим соображениям удобства или практичности.Следует подчеркнуть, что абсолютизм категорического императива Кант не считает нужным обосновывать религиозными соображениями. Мораль уже сама по себе является, по Канту, абсолютным нравственным законом, выражающим безусловный долг человека, который превышает все остальные человеческие обязательства. В этике Канта фактически выражены две этические интуиции: необходимость этического поведения для человека состоит в том, что нарушение категорического императива есть нарушение фундаментальногозакона человеческой природы, что влечет разрушение этой природы, а этическая симметрия обеспечивается не только универсальностью императива, но даже одной из 3 приводимых ниже формулировок. Потому если человек, к примеру, солгал ради спасения жизни другого человека (например, чтобы помочь ему скрыться от преследования разбойничьей банды), то он все-таки совершил тягчайшее нарушение морального закона, разрушающее всю сферу нравственного бытия. Категорический императив в этической системе Канта оказывается выше не только пользы и удовольствия, но и милосердия. Кант указывает 3 основныеформулировки категорического императива. Первая из них требует «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом», т.е. фактически поступок мог быть возведен в ранг универсального морального закона. Этим в корне отрицается возможность в акте выбора опираться на специфику конкретной ситуации. Поступок должен иметь, хотя бы в потенции, универсальную значимость. Здесь выражена очень важная идея: в этическом контексте человеческий поступок имеет значение гораздо более широкое, чем ситуация, на которую он воздействует. Поступок данного человека есть основа для поступков других людей, невольно видящих в нем образец допустимого. Тем самым мой поступок, если даже он не повредил ни мне, ни окружающим, может оказаться серьезным соблазном для других (раз кто-то уже так поступал и это не вызвало прямых дурных последствий или суждений, то так поступать допустимо).

Если любой поступок имеет универсальное значение, то вред, который я могу своим действием нанести другому, создает дополнительную возможность самому получить аналогичный вред от других, ибо я фактически превратил этот вид действия в разрешенный. Поэтому возникает вторая формулировка категорического императива в форме «золотого правила», призывающего не делать другим ничего такого, что ты сам не хотел бы претерпеть со стороны других.Обратим внимание на то, что это правило выражено в запрещающей, а не в рекомендательной формулировке. Ведь можно было бы потребовать делать другому все то, что ты хотел бы, чтобы делали для тебя самого. Но это было бы не очень удачно, ибо я могу хотеть столько всего, сколько я не мог бы сделать другим при всем желании - их для этого вдобавок слишком много. Бернард Шоу заметил однажды про опасность делать ближнему то, чего бы ты хотел для себя: у него может быть иной вкус. А вот не делать другому, что тебе самому неприятно, гораздо безопасней, ибо в худшем случае риск состоит в том, что кто-то не получит желаемого. При этом можно утешить себя тем, чтотакое странное желание ближнего не могло прийти в твою голову. Наоборот, есть вещи, которые мы полагаем для себя благом, однако они не воспринимаются так другими. Стремясь к подвигу как безусловному благу, мы не имеем моральных оснований требовать такого же стремления от ближних. Более того, опасно ставить ближних в ситуацию, в которой единственным достойным выходом оказывается подвиг, к которому те духовно не подготовлены. Человек может страстно желать отдать себя в жертву за великую идею, но нельзя приносить в жертву других, которые к жертве не готовы. Никто из нас не желал бы превратиться в средство для выполнения чужих целей, хотя общество часто пытается к этому нас вынудить.

Не случайно третья формулировка категорического императива Канта строго запрещает рассматривать других людей как средство для достижения собственных (пусть самых высоких и общественно значимых) целей: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».Человек не может в принципе рассматриваться как инструмент для социальной деятельности, но сам есть целый мир со своими целями, которые не менее ценны, чем все остальные. Никто не имеет права управлять (манипулировать) другими как орудием ни от своего имени, ни от имени общества. Эта формулировка категорического императива фактически запрещает использовать дурные средства для достижения сколь угодно великой цели, ибо оправдать такое использование было бы равносильно оправданию дурного поступка в отношении каких-то людей той целью, ради которой он совершается. Но тем самым эти люди рассматривались бы как вспомогательное средство ради достижения некоей цели. Даже простое небрежение интересами других при деятельности, направленной на великую цель («Лес рубят - щепки летят»), есть, по сути, выражение инструментального отношения к другим людям, запрещаемого третьей формулировкой категорического императива.

В этической концепции Канта каждый поступок человека оценивается по абсолютной шкале, по его соответствию категорическому императиву. Поэтому здесь бессмысленно применять схему рассуждений типа: я сейчас нарушаю категорический императив по мелкому поводу, дабы потом его реализовать в более важном случае. Нарушение требований категорического императива есть его разрушение, несущее огромную моральную опасность. Оценка этого не зависит от того, что человек в этот момент делал: воровал яблоки в чужом саду или оставил без помощи умирающего. Все это заставляет усомниться в окончательной правоте и полноте этической системы Канта.Надо еще подчеркнуть, что в отличие от многих других этических систем, где центр тяжести лежит в достижении определенного состояния души, которое может считаться счастливым или добродетельным, категорический императив делает акцент на конкретном действии, на оценке поступка и категории морального долга.

Этическая система Канта, вся его концепция этики содержит в себе ту существенную истину, что мораль нуждается в опоре на какие-то абсолютные принципы, стоящие выше непосредственных человеческих интересов. Ценность следования категорическому императиву не просто выше всех человеческих ценностей, непосредственно ощущаемых как благо. Категорический императив не обещает человеку никакого удовольствия от его исполнения (разве что чувство удовлетворения от исполненного трудного долга). Но этим принижается право человека на стремление получить лично им ценимое благо, поскольку стремление к такому благу лишает его действия моральной ценности.

Абсолютизм этики Канта подчеркивается утверждением, что человек имеет моральное право на поступок, только будучи уверен, что в результате не произойдет ничего дурного. Человек должен сознавать, что он поступает справедливо, только тогда его действия морально обоснованы. Этим Кант отвергает принцип пробабилизма, допускающий такие действия, относительно которых субъект только предполагает, что они могут быть справедливы. Правда, стоит заметить, что человек никогда не может быть уверен в своей способности предвидеть все последствия своих поступков. «Мягкий» пробабилизм, допускающий поступок, где риск дурных последствий не превышает нормального риска от человеческих действий, мог бы вполне отстаивать свое право на жизнь. В противном случае даже поездка на автомобиле с ребенком была бы морально не допустима, т.к. угроза автокатастрофы в ней всегда присутствует.

Предпосылкой этики канта является свобода человека поступать. Но при этом Кант утверждает, что «свободная воля и воля, подчиненная нравственным законам, - это одно и то же». Но тут надо учитывать, что воля, подчиненная законам, не пассивна, но, наоборот, противостоит стихийному ходу вещей. Кант считает, что зло - это и есть отдание себя потоку событий, неспособность противостоять ему.

Кант детально исследует вопрос о первоначальных зачатках добра в человеческой природе и о склонности человека ко злу. В этой склонности различаются три ступени:

хрупкость человеческой природы (слабость человеческого сердца - хочу добра, но не могу его совершить);

недобросовестность, когда моральный мотив смешивается с другими;

Кант не считает, что человек в естественном состоянии свободен от зла.

Кант подчеркивает, что «человек (даже самый худший) … не отрекается от морального закона», но привязан к мотивам чувственности. Различие между добрым и злым человеком не в том, какие мотивы действуют в том и другом, но в их субординации. Злонравие следует понимать не как убеждение в том, что следует делать зло, но скорее как извращенность сердца, не готового принимать моральный закон в качестве единственного мотива поступков. Отсюда уже видно, что Кант реалистический оптимист в своих взглядах на человеческую природу - он верит в то, что в ней укоренена моральность, но понимает, как трудно бывает человеку на нее опереться.

Этика Гегеля.

Принцип историзма, которого придерживался Г. В. Ф. Ге–гель (1770-1831 гг.), позволил осуществить ему поворот от этики внутренней убежденности к социально ориентирован–ной теории морали. Гегель, в отличие от Канта, обратился не к выявлению сущности морали, а к определению ее роли в си–стеме общественных отношений. Поэтому в философии абсо–лютного идеализма Гегеля этика заняла довольно скромное место. Этические взгляды немецкого философа наиболее пол–но были изложены в двух его произведениях: «Феноменология духа» и «Философия права». Актуальной темой для Гегеля бы–ло различение самих понятий «мораль» и «нравственность».

Следует отметить, что в это время существовало два подхо–да к морали: мораль как область духа, обозначенная только лишь личностными смыслами, а также мораль как сфера со–циально определенного поведения. Подчеркивая оригиналь–ность личностного и социального смысла морали, Гегель по–старался объединить обе эти этические традиции. Необходимо отметить, что учение о морали Гегеля явилось ре–зультатом сложного творческого развития, в процессе которо–го философом постепенно преодолевалась патетика ранних работ, связанная с идеями активности, моральной самостоя–тельности личности.В результате личность как бы приносилась Гегелем в жертву философии абсолютного идеализма, направленной на дости–жение социальной гармонии. Учение Гегеля о свободе воли предопределило исследование философом природы нравствен–ности и морали. Считая свободу «необходимым условием и ос–новой нравственности», Гегель обнаруживает развивающийся характер отношения свободы и необходимости.

В результате чего им была предложена концепция развития свободной воли. Воля должна пройти при этом три стадии. Это природная воля, произвол, разумная воля. Впоследствии Гегель использовал данные положения в учении об абстракт–ном праве, нравственности морали.

В учении о морали, представляющем собой область лич–ностных убеждений, философ диалектически проанализиро–вал следующие понятия: умысел и вина, добро и совесть, на–мерение и благо. Он высказал при этом значительное количество весьма продуктивных идей. Так, в частности, от–мечая, что «ряд поступков субъекта это и есть он», Гегель по–ставил задачу обязательного осуществления внутренней мо–ральной убежденности человека в действиях, так как «лавры одного лишь хотения есть сухие листья, которые никогда не зеленели».

Конечно же, следует помнить, что активная деятельность человека ограничивается у философа сферой духа, хотя даже сама постановка данной проблемы вызывает положительный отклик, как и рекомендация ставить перед собой великие це–ли («хотеть чего-то великого») при определении намерений. Особенно интересным является определение Гегелем понятия морального долга человека. Философ считал, что он состоит в том, чтобы «иметь понимание добра, сделать его своим на–мерением и осуществлять в деятельности».

Так, по существу, определяется сам механизм осуществле–ния морали, ставится задача моральной необходимости Очень много ценных идей содержится также в гегелевской ди–алектике добра и зла. Что же Гегель понимал под нравствен–ностью? В своем учении по этому вопросу философ делает следующие выводы. Нравственность – это вторая (обществен–ная) природа человека, которая возвышается над первой (лич–ностной).

Существуют также три последовательные формы ее разви–тия: семья, гражданское общество и государство. Процесс ста–новления нравственности является, в принципе, подчинени–ем личности государственным интересам, потому что «вся ценность человека, вся его духовная действительность суще–ствует благодаря государству».Руководствуясь принципом историзма, Гегель выявил многие черты исторического развития нравственности, про–анализировал связь морали с другими сторонами обществен–ной жизни, таким образом, вписав понятие морали в социаль–ный контекст.

Хотя принято считать, что предложенная им модель гар–монизации личного и общественного блага является несо–стоятельной. Учение об «объективном духе», которое «раз–глядело» основные черты морали, противостоит самой действительности, находится над ней.

Поэтому мораль не в состоянии оказать на реальный мир сколько-нибудь существенное влияние. Философ предлагал также «считать недействительной всю дисгармоничную, разла–женную, полную конфликтов и себялюбивого хаоса действи–тельность, т. е. живую жизнь, которой живут живые индиви–ды, а видеть лежащую в основе бытия гармонию логических связей, скрытый за исторической эмпирией разум, т. е. от–крываемую философией и в самой только философии суще–ствующую разумную действительность».

  • III. 1. Выделение нового звука. Кого записали в лесную школу"?