О чем рассказывает роман "айвенго". Анализ исторического произведения вальтера скотта "айвенго" Черты характера Вамба

"Айвенго" - классика мировой литературы. Имя храброго рыцаря, кажется, слышали или знают все, даже те, кто не читал произведения известного романиста. Поэтому представляется актуальным обратиться к знаменитому сочинению В. Скотта. Это объяснит успех романа, а также поможет понять причину его популярности в наши дни.

Краткий обзор творчества писателя

Авантюрно-приключенческая тематика на историческом фоне занимает видное место в английской литературе. Известное произведение, которое написал Вальтер Скотт, - "Айвенго". Характеристика Айвенго составляет предмет настоящего обзора. Шотландский писатель прославился как создатель целой серии авантюрно-приключенческих романов, посвященных истории средневековой Англии и Шотландии.

Свою творческую деятельность он начал с создания лирико-эпических баллад, основанных на народных песнях и шотландском фольклоре. Молодой поэт настолько увлекся старинными преданиями, сказаниями, древними песнями, что самолично несколько лет занимался их сбором и записью. Результатом стало появление таких замечательных поэм как «Песня последнего менестреля» (1805 год), «Дева озера» (1810 год), «Рокби» (1813 год).

Общая характеристика героя

Очень скоро Скотт обратился к крупной прозе. После выхода его нового произведения («Уэверли, или Шестьдесят лет назад», 1814 год) писатель создал один из своих самых знаменитых романов - «Айвенго» (1819 год). Здесь автор вышел за пределы исключительно шотландской тематики, обратившись к событиям из английской истории. Действие происходит в XII веке, во времена царствования короля Иоанна Безземельного.

Айвенго, характеристика которого неотделима от общеисторического фона, невозможно представить в отрыве от его социальной почвы. Этот герой - типичный представитель рыцарского сословия средневековой Англии. Он является сыном главы старинного клана, впавшим в немилость к отцу, который изгнал его из дома. С этого времени молодой человек был вынужден искать счастья только со своим мечом и отвагой. Он пускается в странствия, и тут с ним, согласно канону жанра, происходит множество захватывающих приключений.

Сопоставление рыцаря с персонажами романа

Описание портрета главного героя (который, разумеется, красив, храбр, честен и благороден) предполагает обращение к теме его отношений с окружающими людьми в первую очередь с отцом Седриком Саксом, королем Ричардом Львиное Сердце, леди Ровеной, Ревеккой и, наконец, Брианом де Буагильбером. С лордом Седриком Саксом у юноши отношения не сложились. Влюбившись в его воспитанницу Ровену, Айвенго воспротивился матримониальным планам Седрика устроить ее брак с отпрыском королевского рода, что привело к известной ссоре и последующему изгнанию. Однако молодой человек по-прежнему уважает своего отца. Айвенго, характеристика которого нами рассматривается, незлопамятен и почтителен к родителю.

Скотт рисует своего любимца как настоящего рыцаря без страха и упрека. Он верен королю и готов до последнего сражаться за его дело. Преданность Ричарду является одной из главных черт в его портрете. Айвенго, характеристика которого предполагает обращение в первую очередь к любовной линии молодого человека и леди Ровены, особенно интересен в паре со своей невестой, поскольку именно она по сути является его самым лучшим другом. Девушка безоговорочно верит в порядочность своего избранника, несмотря на все наговоры окружающих, многочисленные слухи и сплетни. Молодые люди являются оба спокойны, твердо уверены в своей правоте, с достоинством переносят выпавшие на их долю испытания.

Сдержанной Ровене противопоставлен в романе образ еврейки Ревекки. Она более импульсивна и открыта: ее эмоциональность сказывается в самые решительные минуты. Возможно, именно этим она и вызвала симпатию главного героя.

Характеристика Айвенго и Бриана является, пожалуй, ключевым моментом в описании персонажей. Рыцари сходятся в финальном поединке за честь оклеветанной Ревекки, и преимущество было явно не на стороне главного героя, который еще не оправился окончательно от ранее полученной раны. Однако нравственная сила юноши и сознание им своей правоты были столь велики, что противник не выдержал не столько физически, сколько морально.

Портрет на фоне эпохи

Айвенго, характеристика которого вписана в общеисторический контекст произведения, очень реалистичен. Скотт трепетно относился к воспроизведению реалий далекого XII века. Сразу следует отметить, что фигура главного героя - это типичный образ рыцаря того времени, правда, несколько идеализированный. Тем не менее общие черты все равно достаточно узнаваемы даже для неспециалиста.

Так называемое "дворянство шпаги" воевало в королевских войсках, где и получало жалованье. Однако часто представители благородного сословия не находили себе пристанища и тогда начинали вести бродячую жизнь. Наиболее бедные из них даже пополняли ряды «лесного братства» - вольных разбойников. С нашим героем, к счастью, ничего такого не случилось, однако с самого начала романа было очевидно, что он не имеет постоянного пристанища. Именно в таком положении и находилась значительная часть рыцарства того времени, и далеко не каждому выпадала удача жениться на богатой и знатной леди, как это случилось с героем романа.

Успех произведения в искусстве

Характеристика Айвенго, коротко представленная в настоящем обзоре, должна быть завершена обозначением места жанного сочинения В. Скотта в художественной литературе. Это, пожалуй, самая популярная на сегодняшний день работа писателя, которую экранизировали как в зарубежном, так и отечественном кино. Секрет популярности объясняется лихо закрученным сюжетом, сложными персонажами, великолепным колоритом эпохи. Несомненно, данный роман следует считать самым удачным творением писателя.

Вклад сэра Вальтера Скотта в дело создания исторического романа переоценить невозможно. Его произведениями лет сто пятьдесят зачитывалось не одно поколение читателей. «Айвенго» — одна из наиболее интересных вещей, написанных этим автором.

Историческая обстановка романа

Норманны завоевали около 150 лет назад исконные земли саксов всего в одном сражении. Действие романа происходит в XII веке на фоне борьбы двух братьев за трон. Это законный король Ричард I и его брат Джон, который, по сути, хочет узурпировать власть в королевстве. Династия Плантагенетов вполне утвердилась на острове и вытеснила ее коренных жителей на худшие земли. Саксонская знать мечтает вернуть себе прежнее положение. И страна оказывается в трех противоборствующих лагерях. Такова расстановка сил в начале романа, где главным должен быть образ Айвенго, созданный воображением писателя. Завязка романа начинается с возвращения Айвенго на родину, где он не знает, что его ждет.

Характеристика образа Айвенго

Уилфред Айвенго лишен наследства своим отцом Седриком, но глубоко влюблен в его подопечную Ровену, которой Седрик готовит более высокую участь, чем брак с его сыном. Айвенго — саксонский рыцарь, который верен Ричарду I, королю Англии, представителю пришедшей из Франции династии Плантагенетов. От своего сюзерена он получил желание следовать куртуазным законам чести. Доблесть, смелость, верность для него не пустой звук. Такова характеристика образа Айвенго в целом.

Участвуя в Ричарда, он завоевал большую славу как истинный защитник веры и христианства. Там он покрывает себя славой, но и вызывает к себе ненависть рыцаря Буагильбера, которого он победил на турнире в Палестине. Это одна из сторон, которой охарактеризован образ Айвенго. Он — идеальное воплощение рыцарского кодекса чести и героизма. Для него примером служит Ричард Львиное Сердце. Отважный рыцарь долгое время провел, сражаясь за Святую Землю. Он не юнец, но истинный который не будет действовать сгоряча, — таким предстает образ Айвенго перед читателем. Во время двухдневного турнира в Ашби он получил тяжелое ранение, но, собрав всю силу и выдержку, довел турнир до победы. А затем Айвенго, не выздоровев до конца, отправится защищать честь еврейской девушки Ревекки. Это еще одна грань, которая входит в образ Айвенго. К своему королю, доблесть и мужество которого безупречны, рыцарь относится с большой долей критики из-за его любовных приключений. Сам же главный герой романа однолюб, и никаким соблазнам он не подвержен. Образ Айвенго в романе Вальтера Скотта написан достаточно однообразно. Этот персонаж положительный, и его достаточно трудно нарисовать ярко.

Бриан де Буагильбер

Это рыцарь Ордена Тамплиеров. Рыцари-тамплиеры являются представителями мощной международной военной религиозной организации, которая якобы посвятила себя завоеванию Святой Земли. Но на самом деле они часто вмешиваются в европейскую политику. Бриан де Буагильбер — грозный боец, который перенес много испытаний, опасностей и бурных страстей. Он суров и выглядит зловеще. Мораль он не признает. Он потакает своим страстям и соблазнам. Так, зная, что состоятельный еврей Исаак собирается поехать в Шеффилд, рыцарь не гнушается простым нападением на него с целью ограбления. Жадность, похотливое отношение к женщинам, далекое от возвышенных куртуазных представлений того времени, характеризуют этот персонаж.

Он не стесняется похитить дочь старого Исаака, Ребекку, и добиваться у своей пленницы любви. Однако с течением романа его образ претерпевает романтические изменения благодаря его любви к Ревекке. Он, поняв, что девушка не ответит на его чувства, потерял интерес к жизни и погиб в поединке с Айвенго, но сделал свою гибель сознательной. Таков образ рыцаря ордена храма в романе Вальтера Скотта «Айвенго». Он противоположен главному герою, но очень интересен и ярок.

Леди Ровена

Трудно анализировать образ белокурой леди Ровены, потому что в романе он дан намеком и без развития. Мы многое узнаем о ее окружении, а о ней самой можем судить только косвенно. Из текста мы узнаем, что она справедливая и красивая. Еще сообщается, что девушка — это существо «мягкое, доброе, нежное», хотя благодаря своему воспитанию она весьма гордая и серьезная.

Леди Ровена служит только пешкой в руках мужчин, которые пытаются ею манипулировать. Так, Морис де Браси сразу захотел жениться на ней, когда узнал, какое у нее приданое. Седрик желает связать ее браком с Ательстаном, чтобы они могли родить новое сильное королевское саксонское поколение. И никому нет дела до чувств самой леди Ровены. Она мужчинами не воспринимается как человек с собственными желаниями. Даже Айвенго относится к ней как к предмету. Когда он возвращается на родину, то не спешит обрадовать леди Ровену своим появлением, а держит и от нее все в глубокой тайне. Выигрывая турнир, Айвенго называет Ровену королевой любви и красоты, хотя она, возможно, предпочла бы простую теплую встречу.

Даже когда в конце романа Айвенго наконец добивается у Седрика согласия на свадьбу, то оказывается, что читатель даже не видел, как Айвенго ухаживал за своей невестой. Можно только предположить, что некогда ухаживания были, и у Ровены возникло чувство любви к Айвенго. Этот молодой мужчина — средневековый романтичный рыцарь, и ему нужна прекрасная дама для выражения куртуазной любви и борьбы за нее. Это и делает Ровену чем-то вроде пешки для самого писателя, чтобы поддерживать любовную интригу, поэтому мало привлекает к ней интерес, любовь и сочувствие читательской аудитории. Положительный образ писателю не удался. Он слишком схематичен.

Ревекка

Не совсем справедливо сравнивать Ревекку и Ровену, потому что в романе они играют разные роли. Если о любви Ровены и Айвенго читатель знает как о свершившемся факте и не видит в ней никакой интриги, то отношения Ревекки к Айвенго даны в развитии. Любовь прекрасной черноволосой еврейки не находит отклика в душе главного героя. Ревекка — человек гордый, смелый, мужественный и свободный, так как она не принадлежит к высшей знати. Она — лицо презираемое в силу своей национальности. Но красавица-еврейка почти всегда уверена в себе.

И всякий раз, когда она находится под угрозой насилия, то ведет споры с храмовником. Ревекка имеет возможность выбирать свою судьбу — умереть с достоинством на суде Тамплиеров или поехать в Испанию и посвятить себя работе в больнице. В финальной сцене она дарит Ровене ларец с драгоценностями и отвергает предложение перейти в христианство и остаться в Англии.

Такими вырисовываются главные женские образы в романе Вальтера Скотта «Айвенго».

Заключение

Этим романом сразу после его написания зачитывались самые известные писатели всех стран, не говоря уж о массовом читателе. Затем он перешел в разряд детской литературы. Но современного ребенка роман вряд ли заинтересует. Эта красочно описанная эпоха раннего Средневековья может вызвать интерес у взрослого вдумчивого человека, знающего историю и склонного к анализу.

195 лет со времени выхода романа

Вальтера Скотта «Айвенго» (1819)

Вальтер Скотт вошел в мировую литературу как создатель исторического романа. Главное в его романах – не изображение быта или нравов, а человек в различные эпохи своего существования. От своих предшественников в литературе Скотт отличается стремлением объяснить психологию и поведение героев того исторического периода, в котором они живут, извлечением героями различных уроков: нравственных, психологических, исторических. «Айвенго» - бесспорно, один из лучших романов Вальтера Скотта. Глубокий знаток «средневековых древностей» и к тому же величайший художник, он умел оживить события, «покрывшиеся пылью времен». Его литературное наследие -28 романов, несколько повестей и рассказов. Писатель отличался огромной работоспособностью. Ежедневно он поднимался на рассвете и с пунктуальностью небесных светил усаживался за письменный стол, чтобы провести за ним пять-шесть часов.

История создания романа

Из 28 исторических романов, написанных Вальтером Скоттом, выделяется «Айвенго». Исторически правдиво отобразив время правления английского короля Ричарда Первого Плантагенета, прозванного « Львиное Сердце», отступая иногда от правды в портретах исторических деятелей (короля Ричарда I и его брата принца Джона) в целях утверждения более высоких идеалов, «шотландский чародей» изобразил в вымышленном образе Уилфреда Айвенго подлинного «рыцаря без страха и упрёка», символ победы добра над социальным и бытовым злом. Образ Айвенго останется на века. В предисловии к роману Скотт писал: «Мне само собой пришло в голову, что древние традиции и благородный дух народа, который живет в условиях цивилизованного века и государства и сохраняет столь многое от обычаев и нравов, присущих обществу на заре его существования, должны послужить благодатной темой для романа, если только не выйдет по поговорке: «Рассказ-то хорош, да рассказчик плох».

История родного края, родной Шотландии, переживания и боль за её судьбу, отголоски народных баллад присутствует в «Айвенго». В любом случае романы Скотта читали, читают и будут читать. И не только потому, что они верно воссоздают прошлое во всём его историческом колорите, но и потому, что они показывают связь частной жизни, судеб людей обычных, рядовых с жизнью общества, с историческими событиями своего времени, с судьбами великих мира сего и народов. И если не всегда в пример нынешнему поколению исторических личностей прошлого не удаётся сделать лучше, чем они были, можно дать добрые примеры из тех героев, которых создаёт воображение автора. Присутствует в снятом виде в романе и знание Вальтером Скоттом истории и культуры Англии и Шотландии, знание писателем шотландских и английских народных баллад, которые Вальтер Скотт собирал долгие годы. Отголоски многих из них мы видим в романе «Айвенго».


Цитаты из «Айвенго»


  • Читайте с удовольствием!

  • Учредитель: МБОУ «Гимназия № 5»

    Адрес: Красноярский край, г. Норильск, ул. Богдана Хмельницкого, 12

    Сайт: Акбутаева Татьяна Яковлевна

    Члены редакционной коллегии: Кошелева Ульяна, Кривощекова Вероника, Сирота Марина,

    Стяжкина Элина, Сукач Анастасия, Шикалина Ольга

"Иногда Добро просто обязано победить Зло!"
неизвестный МТА

«Новый боец был немногим выше среднего роста и казался скорее хрупкого, чем крепкого телосложения. На нем был стальной панцирь с богатой золотой насечкой; девиз на его щите изображал молодой дуб, вырванный с корнем; под ним была надпись на испанском языке: "Desdichado", что означает "Лишенный наследства".
В. Скотт, "Айвенго"

Пожалуй, немного найдется людей, которые не зачитывались в детстве романами Вальтера Скотта. Имя Айвенго, рыцаря Лишенного Наследства, знакомо любому в той же мере, что и имена Галахада, Персеваля и Ланселота. Верный вассал короля Ричарда Львиное Сердце, друг легендарного разбойника из Шервудского леса, отважный юноша, у которого нет ничего, кроме чести - почему этот образ оставался притягательным для читателей так долго?

Роман «Айвенго» («Ivanhoe») Вальтер Скотт написал в 1819 году, став, таким образом, основоположником жанра исторического приключенческого романа. Книга вышла из печати в декабре 1819-го и была раскуплена в течение одной недели. Журналы наперебой публиковали восторженные рецензии на роман, а писатель пожинал плоды своей популярности. Уже в марте следующего года Вальтеру Скотту был пожалован титул баронета, и вскоре портрет писателя, сделанный художником Лоренсом по заказу короля Георга Четвертого, появился в большой галерее в Виндзорском замке. Стоит заметить, однако, что в то время интерес к рыцарским романам несколько спал и всякий автор, решавший заняться описанием сражений благородных рыцарей с фантастическими чудовищами или поисков Грааля, не мог рассчитывать на успех у публики. Юрист по образованию, историк и фольклорист по призванию, Вальтер Скотт отошел от традиционного языка и сюжетных решений рыцарских романов, вознамерившись написать историю рыцаря, основанную на реальных событиях и с использованием фактического исторического материала. Это принесло ему всемирную славу. К слову, надо сказать, что незадолго до начала работ над романом «Айвенго» Вальтер Скотт начал строительство средневекового особняка в старошотландском стиле на южном берегу реки Твид, и на продолжение строительства ему требовались деньги. Дизайн особняка, названного Эбботсфорд, разрабатывал сам писатель. Некоторые полагают, что столь отличный от всего, что публиковалось в то время, роман «Айвенго» написан был лишь потому, что Вальтер Скотт считал писательскую деятельность своим хобби, хотя именно она была его основным источником дохода в то время.

Центральный персонаж романа - классический средневековый рыцарь, честный, искренний, порядочный и принципиальный. В сюжете задействован и благородный король Ричард Львиное Сердце, так похожий на короля Артура Пендрагона, и хитрый принц Джон с его лживыми приспешниками, и прекрасная дама Ровена, любовь к которой главный герой хранит в своем сердце… Даже борьба между норманнами и саксами, вполне вписывающаяся в концепцию конфликта борьбы старого и нового образа жизни, показанного в историях «артуровского цикла, имеет место быть. И быть бы «Айвенго» рыцарским романом, если бы не одно «но» - в «Айвенго» полностью отсутствует сказочный или фантастический элемент. Не с колдунами и драконами сражается благородный герой, а с трусами, лжецами и подлецами и не столько образ христианского бога несет в Палестину крестоносец Айвенго, сколько свою собственную (и автора) идею о том, что все люди перед Богом равны. Знание Вальтером Скоттом той эпохи, в которой происходило действие его романов, поражало читательское воображение и, безусловно, очень легко было поверить в то, что все это происходило на самом деле. Однако на данный момент известно, что, хотя король Ричард и принц Джон были реальными историческими лицами, Айвенго и другие герои, участвующие в романтической линии сюжета книги, были вымышлены автором.

Пересказывать краткое содержание романа «Айвенго» почти бессмысленно. Сухие факты и описание сюжета в двух-трех фразах не смогут передать очарования романа, его атмосферы и живости диалогов персонажей. Вместо этого тем, кто не любит читать, можно порекомендовать ознакомиться с одной из четырех экранизаций «Айвенго». В России наиболее известной и популярной у зрителей экранизацией является фильм Сергея Тарасова «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». Фильм стал лидером проката 1983 года и многие годы оставался одним из самых любимых публикой. Он был снят в Хотинской крепости на Украине. Первая часть романа в фильме опущена, и впервые Айвенго, чье лицо скрыто шлемом рыцаря Лишенного Наследства, появляется лишь на турнире, объявленном принцем Джоном для развлечения скучающего цвета рыцарства. Кроме того, режиссер полностью проигнорировал линию, которую сам Вальтер Скотт считал достаточно важной для раскрытия образа Айвенго - линию еврея-ростовщика Исаака и его дочери Ревекки. Согласно сюжету романа, изгнанный отцом - суровым саксом Седриком Ротервудским - из дома, юноша-крестоносец Уилфред Айвенго под видом пилигрима возвращается из Палестины в Англию. Застигнутый непогодой возле отчего дома, он решается попросить у отца ночлега в надежде, что в этой одежде его никто не узнает. Вместе с ним в поместье Седрика оказываются старый еврей Исаак с дочерью и отряд Бриана де Буагильбера (по некоторым данным, реальное историческое лицо, норманнский рыцарь). Беспринципный, хвастливый и не в меру жадный норманн Буагильбер, выяснив, что у Исаака при себе имеются некоторые ценности, тайком отдают слугам приказ схватить ростовщика утром, как только тот покинет поместье. Возмущенный поведением норманнского рыцаря Айвенго предупреждает Исаака об опасности, чем нарушает планы Буагильбера. Заметим, что рыцарь из хроник «артуровского цикла» в аналогичной ситуации скорее вызвал бы на поединок рыцаря, нарушающего законы рыцарского братства, однако поступок Айвенго во многом продиктован не необходимостью фанатично следовать догматам рыцарства, а элементарной логикой, более понятной и близкой читателю Вальтера Скотта. В дальнейшем в романе Айвенго защищает честь Ревекки, похищенной Брианом де Буагильбером. Не останавливающийся ни перед чем при достижении своих целей, норманн готов опозорить девушку, не испытывающую к нему любви, заставив ее бежать с ним. В фильме «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» именно леди Ровена, возлюбленная Айвенго, а не Ревекка, заботится о нем после турнира и противостоит де Буагильберу. Однако при этом фильм, едва выйдя на экраны, стал культовым, а песни Высоцкого, использованные в нем, сделали «Балладу…» еще более популярной. Песни из «Айвенго» были изначально написаны для фильма «Стрелы Робин Гуда», однако так удачно легли в концепцию «Баллады…», что вошли в оба фильма. На сегодня наиболее известной из них является «Баллада о борьбе» (1975 г.).

Сpедь оплывших свечей и вечеpних молитв,
Сpедь военных тpофеев и миpных костpов
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от мелких своих катастpоф.
Детям вечно досаден
Их возpаст и быт,-
И дpались мы до ссадин,
До смеpтных обид.
Hо одежды латали
Hам матеpи в сpок,
Мы же книги глотали,
Пьянея от стpок.

Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой сладко от фpаз,
И кpужил наши головы запах боpьбы,
Со стpаниц пожелтевших слетая на нас.
И пытались постичь
Мы, не знавшие войн,
За воинственный клич
Пpинимавшие вой,
Тайну слова "пpиказ",
Hазначенье гpаниц,
Смысл атаки и лязг
Боевых колесниц.

А в кипящих котлах пpежних боен и смут
Столько пищи для маленьких наших мозгов!
Мы на pоли пpедателей, тpусов, иуд
В детских игpах своих назначали вpагов.
И злодея следам
Hе давали остыть,
И пpекpаснейших дам
Обещали любить,
И, дpузей успокоив
И ближних любя,
Мы на pоли геpоев
Вводили себя.

Только в гpезы нельзя насовсем убежать:
Кpаткий век у забав - столько боли вокpуг!
Постаpайся ладони у меpтвых pазжать
И оpужье пpинять из натpуженных pук.
Испытай, завладев
Еще теплым мечом
И доспехи надев,
Что почем, что почем!
Разбеpись, кто ты - тpус
Иль избpанник судьбы,
И попpобуй на вкус
Hастоящей боpьбы.

И когда pядом pухнет изpаненный дpуг,
И над пеpвой потеpей ты взвоешь, скоpбя,
И когда ты без кожи останешься вдpуг
Оттого, что убили его - не тебя,-
Ты поймешь, что узнал,
Отличил, отыскал
По оскалу забpал:
Это - смеpти оскал!
Ложь и зло - погляди,
Как их лица гpубы!
И всегда позади -
Воpонье и гpобы.

Если, путь пpоpубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жаpком бою испытал, что почем,-
Значит, нужные книги ты в детстве читал!
Если мяса с ножа
Ты не ел ни куска,
Если pуки сложа
Наблюдал свысока,
И в боpьбу не вступил
С подлецом, с палачом,-
Значит, в жизни ты был
Ни пpи чем, ни пpи чем!

Самой красивой и, пожалуй, наиболее точной экранизацией романа Вальтера Скотта можно признать фильм «Айвенго» 1952 года, снятый Ричардом Торпом. Он был номинирован на три премии Оскар, однако не получил ни одной, хотя саундрек к фильму до сих пор пользуется популярностью. Роль леди Ровены в фильме исполнила Джоан Фонтейн, а Ревекку сыграла Элизабет Тейлор. Две менее известных картины, снятых по роману «Айвенго», вышли на экраны в 1982 («Айвенго») и в 1995 («Молодой Айвенго») годах в США. Ни один из этих фильмов не имел сколько-нибудь серьезного бюджета и не собрал кассы.

Безусловно, любое новое прочтение романа Вальтера Скотта дает нам в результате совершенно новую историю рыцаря, пытающегося сохранить верность своим принципам в условиях конфликта между саксами и норманнами, конфликта, раздирающего его страну на две части. Однако при всем при этом, «Айвенго» навсегда останется историей о победе Добра над Злом. Непременной, обязательной победе, поскольку иного исхода у такой истории быть не может. Пусть даже победа эта потребовала от героя проявления всех его положительных качеств и приложения огромных усилий.

Роман В. Скотта «Айвенго» был написан в 1819 году. Его действие происходит в Шотландии и переносит читателя на семь веков назад в особенный мир истории и переживаний. Нас интересует главный герой – Айвенго, характеристика которого будет дана в статье. Но сначала мы кратко рассмотрим основные события этого произведения.

Начало событий в романе

После окончания Третьего крестового похода в плену томится король Ричард Львиное Сердце. Его место на престоле коварно занимает принц Джон. Айвенго, характеристика которого нас интересует, является верным сторонником законного короля.
Застигнутые непогодой, в доме Седрика Сакса встречаются все герои романа. Идут расспросы о походе во имя веры. Рыцарь-храмовник рассказывает, что проиграл лишь одному рыцарю на турнире: его зовут Айвенго. Все ахают – это имя в доме запрещено упоминать.

Тем временем все готовятся к турниру в Ашби, который должен состояться на следующий день.
Вся знать прибыла в Ашби посмотреть на доблесть рыцарей, вернувшихся их Палестины. На арену выезжает рыцарь, который представился как Лишенный Наследства. Он никому не открывает лица. Победив всех, он делает круг по арене и выбирает королевой красоты и любви леди Ровену.
Второй день турнира продолжается поединками отрядов. Соратники рыцаря Лишенного Наследства разбиты. Он сражается один с тремя противниками. Ему на помощь выезжает рыцарь в черных доспехах. Вдвоем они добиваются победы, и черный рыцарь исчезает. Принц Джон снова назначает победителем таинственного рыцаря. Тот вновь выбирает королевой леди Ровену, но, раненый, падает с коня и тут открывается его лицо. Все узнают Уилфреда Айвенго, характеристика которого последует далее.

В плену

Маленький отряд Седрика Сакса, в который входит леди Ровена, прекрасная еврейка Ревекка с отцом и раненый беспомощный главный герой, захватывает отряд принца Джона и заключает в замок де Бефа. Хитростью подчиненные Седрика вызволяют его из замка. Он вместе с Черным рыцарем захватывает замок и освобождает узников. Этот рыцарь оказывается королем Ричардом и приглашает всех к себе.

В замке короля

Королевское приглашение – это приказ. По мнению Седрика, именно Ательстан – законный король Англии, и ему должна принадлежать леди Ровена. Но сам Ательстан, коренной сакс, присягает королю Ричарду, и все уговаривают Седрика соединить влюбленных друг в друга Ровену и сына Седрика. Пока Седрик колеблется, изможденный раной рыцарь-герой едет на верную гибель – освобождать Ревекку. Она в плену у храмовника Буагильбера. На поединке рыцарь ордена внезапно падает с коня и умирает. Наш герой, освободив Ревекку, возвращается. Седрика уговорили разрешить брак леди Ровены и его сына. Происходит свадьба Ровены и Айвенго, характеристика которого чуть позже будет изложена.

Роман «Айвенго»

После успеха романа «Уэверли», который вышел в свет в 1814 году, восьмым произведением исторического жанра станет «Айвенго». Произведение «Айвенго», характеристика которого парадоксальна и заключается в том, что оно, став классикой исторической приключенческой литературы, в наши дни перекочевало в детские библиотеки. Роман кажется несколько затянутым, действие развивается медленно. Зато прекрасны отступления, которые показывают панораму жизни XII столетия и погружают в ее атмосферу, в антураж рыцарской жизни, который вновь входит в моду: подростки и взрослые делают себе костюмы рыцарей и устраивают нарядные рыцарские турниры.

Рыцарь Айвенго: характеристика

Уилфред Айвенго принадлежит к старинному роду. Его отец Сакс придерживается всех древних обычаев и не переносит норманов, захвативших всего в одном сражении всю страну. Он считает, что его воспитанница, прекрасная леди Ровена, должна породниться с лицом королевского дома саксов. Поэтому у него имеются две причины лишить сына наследства: он присягнул на верность английскому королю и мечтает жениться на леди Ровене.
Айвенго – красив, молод, силен и смел. Он отлично владеет всеми воинскими искусствами, что позволяет ему на турнире в Палестине победить опытного рыцаря Буагильбера и повторить это на родине.
Герой произведения – патриот. Он ненавидит норманов, которые более ста лет взращивают на родине ожесточение и озлобление простого народа.
Айвенго – однолюб. Полюбив Ровену, он деликатен с чувствами Ревекки и ведет себя, как рыцарь, – не более. А леди Ровене он навсегда отдал свое сердце. Своей возлюбленной он посвящает военные подвиги.
Уилфред благороден. Он – человек чести и справедлив. Он помогает отцу Ревекки, старому еврею Исааку, спасти свое состояние и жизнь от посягательств храмовника де Буагильбера. Он защищает Ревекку на суде.
Айвенго прогрессивен. Он понимает, что будущее его страны состоит в объединении. Поэтому он присягает королю и отправляется с ним в Третий крестовый поход. Отец за это лишил сына наследства, и тот поместил на свой щит дуб, который вырван с корнем. Смелость, благородство и любовь к родине сына заставляют старого Седрика пересмотреть свои политические взгляды и раскрыть сердце сыну.
Герой – рыцарь, а это значит, что он верен данному слову, защищает слабых. Всегда, даже с риском для жизни, правдив и справедлив Айвенго, характеристика которого закончена.

Все качества Айвенго актуальны для нашего времени. Остается открытым вопрос: «Легко ли быть рыцарем?».

План характеристики Айвенго:

    История создания романа «Айвенго».Происхождение героя.Его портрет.Верность королю Ричарду.Отношение к положительным и отрицательным персонажам.Рыцарские качества.
На этом мы заканчиваем рассмотрение романа В. Скотта и его главного героя Айвенго.