Нобелевская премия бернарда шоу информация. Бернард шоу краткая биография

» ( , за сценарий фильма «Пигмалион»). Активный пропагандист вегетарианства.

Биография

Джордж Бернард Шоу родился в Дублине 26 июля 1856 года в семье Джорджа Шоу, торговца зерном, и Люсинды Шоу, профессиональной певицы. У него было две сестры: Люсинда Франсес, театральная певица, и Элинор Агнес, умершая от туберкулёза на 21 году жизни.

Шоу посещал Wesley College в Дублине и грамматическую школу. Среднее образование получил в Дублине. В одиннадцать лет его отдали в протестантскую школу, где он был, по собственным его словам, предпоследним или последним учеником. Школу он называл самым вредным этапом своего образования: «Мне в голову не приходило готовить уроки или говорить правду этому всеобщему врагу и палачу - учителю». Система образования была не раз раскритикована Шоу за сосредоточение на умственном, а не духовном развитии. Особенно автор критиковал систему физического наказания в школе. В пятнадцать лет он стал клерком. У семьи не было средств для того, чтобы послать его в университет, но дядины связи помогли ему устроиться в довольно известное агентство Таунзэнда по продаже недвижимости. Одной из обязанностей Шоу был сбор квартплаты с обитателей дублинских трущоб, и грустные впечатления этих лет впоследствии нашли воплощение в «Домах вдовца». Он был, по всей вероятности, довольно способным клерком, хотя однообразие этой работы надоедало ему. Он научился аккуратно вести книги учета, а также писать вполне разборчивым почерком. Все написанное почерком Шоу (даже в преклонные годы) было легко и приятно читать. Это сослужило Шоу хорошую службу впоследствии, когда он стал профессиональным писателем: наборщики горя не знали с его рукописями. Когда Шоу было 16 лет, его мать убежала из дома с любовником и дочерьми. Бернард решил остаться с отцом в Дублине. Он получил образование и поступил служащим в контору недвижимости. Этой работой он занимался несколько лет, хотя она ему не нравилась.

В 1876 году Шоу уехал к матери в Лондон. Семья встретила его очень тепло. В это время он посещал публичные библиотеки и музеи. В библиотеках начал усиленно заниматься и создал свои первые произведения, а позже вёл газетную колонку, посвящённую музыке. Однако его ранние романы не имели успеха до 1885 года, когда он стал известен как творческий критик.

В первой половине 1890-х годов работал критиком в журнале «London World», где его сменил Роберт Хиченс .

В это же время увлёкся социал-демократическими идеями и вступил в Фабианское общество, цель которого - установить социализм с помощью мирных средств. В этом обществе он встретил свою будущую жену Шарлотту Пейн-Таунсхенд, на которой он женился в 1898 году. Бернард Шоу имел связи на стороне.

В последние годы драматург жил в собственном доме и умер в 94 года от почечной недостаточности. Его тело было кремировано, а прах развеян вместе с прахом его жены.

Творчество

Первая пьеса Бернарда Шоу была представлена в 1892 г. В конце десятилетия он стал уже известным драматургом. Он написал шестьдесят три пьесы, а также романы, критические произведения, эссе и больше чем 250 000 писем.

Романы

Шоу написал пять безуспешных романов в начале своей карьеры между 1879 и 1883 гг. Позднее они все были опубликованы.

Первый напечатанный роман Шоу был «Профессия Кашеля Байрона» (1886), написанный в 1882 году. Главный герой романа - своенравный школьник, который вместе с матерью эмигрирует в Австралию, где участвует в боях за деньги. Он возвращается в Англию на боксерский матч. Здесь он влюбляется в умную и богатую женщину Лидию Карью. Эта женщина, привлеченная животным магнетизмом, соглашается на замужество, несмотря на их разное социальное положение. Потом выясняется, что главный герой благородного происхождения и наследник большого состояния. Таким образом, он становится депутатом в Парламенте и семейная пара становится обычной буржуазной семьей.

Роман «Не социальный социалист» опубликован в 1887 году. В начале описывается школа для девочек, но затем сосредотачивается на бедном рабочем, который на самом деле скрывает свои состояния от жены. Также он активный борец за продвижение социализма. С этого момента весь роман сосредотачивается на социалистических темах.

Роман «Love Among the Artists» написан в 1881 году, опубликован в 1900 году в Соединенных Штатах и в 1914 году в Англии. В этом романе на примере викторианского общества Шоу показывает свои взгляды на искусство, романтическую любовь и брак.

«The Irrational Knot» - роман, написанный в 1880 году и опубликованный в 1905 году. В этом романе автор осуждает наследственный статус и настаивает на благородстве рабочих. Институт брака ставится под вопрос на примере благородной женщины и рабочего, который разбогател на изобретении электрического мотора. Их брак распадается из-за неспособности членов семьи найти общие интересы.

Первый роман Шоу «Immaturity», написанный в 1879 году, стал последним опубликованным романом. Он описывает жизнь и карьеру Роберта Смитта, энергичного молодого жителя Лондона. Осуждение алкоголизма - это первый посыл в книге, основанной на семейных воспоминаниях автора.

Пьесы

Шоу совершенно порывает с чопорной пуританской моралью, всё ещё свойственной значительной части зажиточных кругов английского общества. Он называет вещи их настоящими именами, считает возможным изображать любое житейское явление и до известной степени является последователем натурализма .

Шоу начал работать над первой пьесой «Дома вдовца» в 1885. Через некоторое время автор отказался от продолжения работы над ней и доделал её только в 1892 году. Пьеса была представлена в Лондонском Королевском Театре 9 декабря 1892 года. В этой пьесе Шоу дал замечательную по своему реализму картину жизни лондонских пролетариев. Пьеса начинается с того, что молодой человек собирается жениться на девушке, отец которой сдает трущобы беднякам, которые платят за них последние деньги. Молодой хочет отказаться и от брака и приданого, которое получили через адский труд бедняков, но потом узнает, что и его доходы основаны на труде бедных. Очень часто Шоу выступает в роли сатирика , беспощадно осмеивающего уродливые и пошлые стороны английской жизни, особенно - быта буржуазных кругов («John Bull’s Other Island», «Arms and the Man», «How He Lied to Her Husband» и др.).

В пьесе «Профессия госпожи Уоррен» (1893) молодая девушка узнает, что её мать получает доходы от публичных домов, а потому покидает дом, чтобы самой зарабатывать деньги честным трудом.

Пьесы Бернарда Шоу, как и пьесы Оскара Уайльда, включают острый юмор, исключительный для драматургов викторианской эпохи. Шоу начал реформировать театр, предлагая новые темы и приглашая публику к обдумыванию моральных, политических и экономических проблем. В этом он близок к драматургии Ибсена с его реалистической драмой, которую он использовал для решения социальных проблем.

Когда опыт и популярность Шоу возросла, его пьесы стали менее сосредоточены на реформах, которые он отстаивал, но их развлекательная роль не уменьшалась. Такие работы, как «Цезарь и Клеопатра » (1898), «Человек и сверхчеловек» (1903), «Майор Барбара» (1905) и «Врач перед дилеммой» (1906), показывают зрелые взгляды автора, которому было уже 50 лет.

До 1910-х Шоу был полностью сформированным драматургом. Новые работы, такие как «Первая пьеса Фанни» (1911) и «Пигмалион » (1912), были хорошо известны лондонской публике.

В наиболее популярной пьесе «Пигмалион», основанной на сюжете древнегреческого мифа, в которой скульптор просит богов, чтобы они оживили статую, Пигмалион предстает в виде профессора фонетики Хиггинса. Его Галатея - это уличная торговка цветами Элиза Дулитл. Профессор пытается исправить язык девушки, которая говорит на кокни . Таким образом, девушка становится похожей на благородную женщину. Этим Шоу пытается сказать, что люди отличаются только внешне.

Взгляды Шоу изменились после Первой мировой войны, которую он не одобрял. Его первой работой, написанной после войны, была пьеса «Дом, где разбиваются сердца» (1919). В этой пьесе появился новый Шоу - юмор остался прежним, но его вера в гуманизм поколебалась.

Ранее Шоу поддерживал постепенный переход к социализму, но сейчас он видел правительство под руководством сильного человека. Для него диктаторство было очевидным. Под конец жизни его надежды также умирали. Так, в пьесе «Миллиарды Буянта» (Buoyant Billions , 1946-48), его последней пьесе, он говорит, что не стоит надеяться на массы, которые выступают, как слепая толпа, и могут выбирать себе в правители таких людей, как Гитлер .

В 1921 году Шоу завершил работу над пенталогией «Назад к Мафусаилу », в которую вошли пять пьес, и которая начинается в Эдемском саду и кончается через тысячу лет в будущем. В этих пьесах утверждается, что жизнь совершенствуется с помощью попыток и ошибок. Сам Шоу считал эти пьесы шедевром, но критики были другого мнения.

После «Мафусаила» была написана пьеса «Святая Иоанна » (1923), которая считается одной из его лучших работ. Идея о написании работы о Жанне Д’Арк и её канонизации появилась в 1920 году. Пьеса получила мировую известность и приблизила автора к Нобелевской премии (1925 год).

У Шоу есть и пьесы в психологическом жанре, иногда соприкасающиеся даже с областью мелодрамы («Кандида» и др.).

Автор создавал пьесы до конца своей жизни, но только некоторые из них стали такими же удачными, как его ранние работы. «Тележка с яблоками» (1929) стала наиболее известной пьесой в этот период. Поздние произведения, такие как «Горько, но правда», «На мели» (1933), «Миллионерша» (1935) и «Женева» (1935), не получили широкого признания публики.

Поездка в СССР

С 21 по 31 июля 1931 года Бернард Шоу посетил СССР, где 29 июля у него состоялась личная встреча с Иосифом Сталиным . Помимо столицы, Шоу побывал в глубинке - коммуне им. Ленина () Тамбовской области, считавшейся образцовой . Возвращаясь из Советского Союза, Шоу говорил :

«Я уезжаю из государства надежды и возвращаюсь в наши западные страны - страны отчаяния… Для меня, старого человека, составляет глубокое утешение, сходя в могилу, знать, что мировая цивилизация будет спасена… Здесь, в России, я убедился, что новая коммунистическая система способна вывести человечество из современного кризиса и спасти его от полной анархии и гибели».

В интервью, предоставленном в Берлине по дороге на родину, Шоу дал высокую оценку Сталину как политику :

«Сталин - очень приятный человек и действительно руководитель рабочего класса… Сталин - гигант, а все западные деятели - пигмеи».

«В России нет парламента или другой ерунды в этом роде. Русские не так глупы, как мы; им было бы даже трудно представить, что могут быть дураки, подобные нам. Разумеется, и государственные люди советской России имеют не только огромное моральное превосходство над нашими, но и значительное умственное превосходство».

Будучи социалистом по своим политическим взглядам, Бернард Шоу стал также сторонником сталинизма и «другого СССР». Так, в предисловии к своей пьесе «На мели» (1933) он подводит теоретическую базу под репрессии ОГПУ против врагов народа . В открытом письме в редакцию газеты Manchester Guardian Бернард Шоу называет появившиеся в прессе сведения о голоде в СССР (1932-1933) фальшивкой .

В письме в газету Labour Monthly Бернард Шоу также открыто выступил на стороне Сталина и Лысенко в кампании против ученых-генетиков .

Драматургия

1885-1896

  • «Пьесы неприятные» (Plays Unpleasant, опубликованы в 1898 году)
    • «Дома вдовца» (Widower’s Houses, 1885-1892)
    • «Сердцеед» (The Philanderer, 1893)
    • «Профессия миссис Уоррен» (Mrs Warren’s Profession, 1893-1894)
  • «Пьесы приятные» (Plays Pleasant, опубликованы в 1898 году)
    • «Оружие и человек» (англ.) русск. Arms and the Man », )
    • «Кандида» (Candida, 1894-1895)
    • «Избранник судьбы» (The Man of Destiny, 1895)
    • «Поживем - увидим» (You Never Can Tell, 1895-1896)

1896-1904

  • «Три пьесы для пуритан» (Three Plays for Puritans)
    • «Ученик дьявола » (The Devil’s Disciple, 1896-1897)
    • «Цезарь и Клеопатра » (Caesar and Cleopatra, 1898)
    • «Обращение капитана Брасбаунда» (Captain Brassbound’s Conversion, 1899)
  • «Великолепный Бэшвил, или Невознаграждённое постоянство» (The Admirable Bashville; or, Constancy Unrewarded, 1901)
  • «Воскресный день среди холмов Суррея» (1888)
  • «Человек и сверхчеловек» (англ.) русск. Man and Superman », -)
  • «Другой остров Джона Булля» (John Bull’s Other Island, 1904)

1904-1910

  • «Как он лгал её мужу» (How He Lied to Her Husband, 1904)
  • «Майор Барбара» (Major Barbara, 1906)
  • «Врач перед дилеммой» (The Doctor’s Dilemma, 1906)
  • «Интерлюдия в театре» (The Interlude at the Playhouse, 1907)
  • «Вступление в брак» (Getting Married, 1908)
  • «Разоблачение Бланко Поснета» (The Shewing-Up of Blanco Posnet, 1909)
  • «Дурачества и безделки» (Trifles and tomfooleries)
    • «Страсть, яд, окаменение, или роковой газоген» (Passion, Poison and Petrifaction; or, the Fatal Gasogene, 1905)
    • «Газетные вырезки» (Press Cuttings, 1909)
    • «Очаровательный найденыш» (The Fascinating Foundling, 1909)
    • «Немного реальности» (The Glimps of Reality, 1909)
  • «Неравный брак» (Misalliance, 1910)

1910-1919

  • «Смуглая леди сонетов» (The Dark Lady of the Sonnets, 1910)
  • «Первая пьеса Фанни» (Fanny’s First Play, 1911)
  • «Андрокл и лев» (Androcles and the Lion, 1912)
  • «Охваченные страстью» (Overruled, 1912)
  • «Пигмалион» (Pygmalion, 1912-1913)
  • «Великая Екатерина» (Great Catherine, 1913)
  • «Лечение музыкой» (The Music-cure, 1913)
  • «О’Флаэрти, кавалер ордена Виктории» (O’Flaherty, V.C.,)
  • «Инка Перусалемский» (The Inca of Perusalem, 1916)
  • «Огастес выполняет свой долг» (Augustus Does His Bit, 1916)
  • «Аннаянска, сумасбродная великая княжна» (Annajanska, the Wild Grand Duchess, 1917)
  • «Дом, где разбиваются сердца » (Heartbreak House, 1913-1919)

1918-1931

  • «Назад к Мафусаилу» (Back to Methuselah, 1918-1920)
    • Часть I. «В начале» (In the Beginning)
    • Часть II. «Евангелие от братьев Барнабас» (The Gospel of the Brothers Barnabas)
    • Часть III. «Свершилось!» (The Thing Happens)
    • Часть IV. «Трагедия пожилого джентльмена» (Tragedy of an Elderly Gentleman)
    • Часть V. «У предела мысли» (As Far as Thought Can Reach)
  • «Святая Иоанна» (Saint Joan, 1923)
  • «Тележка с яблоками» (The Apple Cart, 1929)
  • «Горько, но правда» (Too True To Be Good, 1931)

1933-1950

Библиография

  • Brown, G.E. «George Bernard Shaw». Evans Brothers Ltd, 1970
  • Chappelow, Alan . «Shaw the Villager and Human Being - a Biographical symposium», with a preface by Dame Sybil Thorndike (1962). «Shaw - „the Chucker-Out“», 1969. ISBN 0-404-08359-5
  • Elliot, Vivian. «Dear Mr Shaw Selections from Bernard Shaw’s postbag» Bloomsbury, 1987 ISBN 0-7475-0256-0 . With an introduction by Michael Holroyd
  • Evans, T.F. «Shaw: The Critical heritage». The Critical Heritage series. Routlege & Kegan Paul , 1976
  • Gibbs, A.M (Ed.). «Shaw: Interviews and Recollections».
  • Gibbs, A.M. «Bernard Shaw, A Life». University of Florida Press , 2005. ISBN 0-8130-2859-0
  • Henderson, Archibald. «Bernard Shaw: Playboy and Prophet». D. Appleton & Co., 1932
  • Holroyd, Michael (Etd). «The Genius of Shaw: A symposium», Hodder & Stoughton, 1979
  • Holroyd, Michael . «Bernard Shaw: The One-Volume Definitive Edition», Random House , 1998. ISBN 978-0-393-32718-2

См. также

Напишите отзыв о статье "Шоу, Джордж Бернард"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова
  • - Подборка статей А. В. Луначарского

Отрывок, характеризующий Шоу, Джордж Бернард

– Как хочешь – право… я думаю… а как хочешь, – сказала княжна Марья, видимо робея и стыдясь того, что ее мнение восторжествовало. Она указала брату на девушку, шопотом вызывавшую его.
Была вторая ночь, что они оба не спали, ухаживая за горевшим в жару мальчиком. Все сутки эти, не доверяя своему домашнему доктору и ожидая того, за которым было послано в город, они предпринимали то то, то другое средство. Измученные бессоницей и встревоженные, они сваливали друг на друга свое горе, упрекали друг друга и ссорились.
– Петруша с бумагами от папеньки, – прошептала девушка. – Князь Андрей вышел.
– Ну что там! – проговорил он сердито, и выслушав словесные приказания от отца и взяв подаваемые конверты и письмо отца, вернулся в детскую.
– Ну что? – спросил князь Андрей.
– Всё то же, подожди ради Бога. Карл Иваныч всегда говорит, что сон всего дороже, – прошептала со вздохом княжна Марья. – Князь Андрей подошел к ребенку и пощупал его. Он горел.
– Убирайтесь вы с вашим Карлом Иванычем! – Он взял рюмку с накапанными в нее каплями и опять подошел.
– Andre, не надо! – сказала княжна Марья.
Но он злобно и вместе страдальчески нахмурился на нее и с рюмкой нагнулся к ребенку. – Ну, я хочу этого, сказал он. – Ну я прошу тебя, дай ему.
Княжна Марья пожала плечами, но покорно взяла рюмку и подозвав няньку, стала давать лекарство. Ребенок закричал и захрипел. Князь Андрей, сморщившись, взяв себя за голову, вышел из комнаты и сел в соседней, на диване.
Письма всё были в его руке. Он машинально открыл их и стал читать. Старый князь, на синей бумаге, своим крупным, продолговатым почерком, употребляя кое где титлы, писал следующее:
«Весьма радостное в сей момент известие получил через курьера, если не вранье. Бенигсен под Эйлау над Буонапартием якобы полную викторию одержал. В Петербурге все ликуют, e наград послано в армию несть конца. Хотя немец, – поздравляю. Корчевский начальник, некий Хандриков, не постигну, что делает: до сих пор не доставлены добавочные люди и провиант. Сейчас скачи туда и скажи, что я с него голову сниму, чтобы через неделю всё было. О Прейсиш Эйлауском сражении получил еще письмо от Петиньки, он участвовал, – всё правда. Когда не мешают кому мешаться не следует, то и немец побил Буонапартия. Сказывают, бежит весьма расстроен. Смотри ж немедля скачи в Корчеву и исполни!»
Князь Андрей вздохнул и распечатал другой конверт. Это было на двух листочках мелко исписанное письмо от Билибина. Он сложил его не читая и опять прочел письмо отца, кончавшееся словами: «скачи в Корчеву и исполни!» «Нет, уж извините, теперь не поеду, пока ребенок не оправится», подумал он и, подошедши к двери, заглянул в детскую. Княжна Марья всё стояла у кроватки и тихо качала ребенка.
«Да, что бишь еще неприятное он пишет? вспоминал князь Андрей содержание отцовского письма. Да. Победу одержали наши над Бонапартом именно тогда, когда я не служу… Да, да, всё подшучивает надо мной… ну, да на здоровье…» и он стал читать французское письмо Билибина. Он читал не понимая половины, читал только для того, чтобы хоть на минуту перестать думать о том, о чем он слишком долго исключительно и мучительно думал.

Билибин находился теперь в качестве дипломатического чиновника при главной квартире армии и хоть и на французском языке, с французскими шуточками и оборотами речи, но с исключительно русским бесстрашием перед самоосуждением и самоосмеянием описывал всю кампанию. Билибин писал, что его дипломатическая discretion [скромность] мучила его, и что он был счастлив, имея в князе Андрее верного корреспондента, которому он мог изливать всю желчь, накопившуюся в нем при виде того, что творится в армии. Письмо это было старое, еще до Прейсиш Эйлауского сражения.
«Depuis nos grands succes d"Austerlitz vous savez, mon cher Prince, писал Билибин, que je ne quitte plus les quartiers generaux. Decidement j"ai pris le gout de la guerre, et bien m"en a pris. Ce que j"ai vu ces trois mois, est incroyable.
«Je commence ab ovo. L"ennemi du genre humain , comme vous savez, s"attaque aux Prussiens. Les Prussiens sont nos fideles allies, qui ne nous ont trompes que trois fois depuis trois ans. Nous prenons fait et cause pour eux. Mais il se trouve que l"ennemi du genre humain ne fait nulle attention a nos beaux discours, et avec sa maniere impolie et sauvage se jette sur les Prussiens sans leur donner le temps de finir la parade commencee, en deux tours de main les rosse a plate couture et va s"installer au palais de Potsdam.
«J"ai le plus vif desir, ecrit le Roi de Prusse a Bonaparte, que V. M. soit accueillie еt traitee dans mon palais d"une maniere, qui lui soit agreable et c"est avec еmpres sement, que j"ai pris a cet effet toutes les mesures que les circonstances me permettaient. Puisse je avoir reussi! Les generaux Prussiens se piquent de politesse envers les Francais et mettent bas les armes aux premieres sommations.
«Le chef de la garienison de Glogau avec dix mille hommes, demande au Roi de Prusse, ce qu"il doit faire s"il est somme de se rendre?… Tout cela est positif.
«Bref, esperant en imposer seulement par notre attitude militaire, il se trouve que nous voila en guerre pour tout de bon, et ce qui plus est, en guerre sur nos frontieres avec et pour le Roi de Prusse . Tout est au grand complet, il ne nous manque qu"une petite chose, c"est le general en chef. Comme il s"est trouve que les succes d"Austerlitz aurant pu etre plus decisifs si le general en chef eut ete moins jeune, on fait la revue des octogenaires et entre Prosorofsky et Kamensky, on donne la preference au derienier. Le general nous arrive en kibik a la maniere Souvoroff, et est accueilli avec des acclamations de joie et de triomphe.
«Le 4 arrive le premier courrier de Petersbourg. On apporte les malles dans le cabinet du Marieechal, qui aime a faire tout par lui meme. On m"appelle pour aider a faire le triage des lettres et prendre celles qui nous sont destinees. Le Marieechal nous regarde faire et attend les paquets qui lui sont adresses. Nous cherchons – il n"y en a point. Le Marieechal devient impatient, se met lui meme a la besogne et trouve des lettres de l"Empereur pour le comte T., pour le prince V. et autres. Alors le voila qui se met dans une de ses coleres bleues. Il jette feu et flamme contre tout le monde, s"empare des lettres, les decachete et lit celles de l"Empereur adressees a d"autres. А, так со мною поступают! Мне доверия нет! А, за мной следить велено, хорошо же; подите вон! Et il ecrit le fameux ordre du jour au general Benigsen
«Я ранен, верхом ездить не могу, следственно и командовать армией. Вы кор д"арме ваш привели разбитый в Пултуск: тут оно открыто, и без дров, и без фуража, потому пособить надо, и я так как вчера сами отнеслись к графу Буксгевдену, думать должно о ретираде к нашей границе, что и выполнить сегодня.
«От всех моих поездок, ecrit il a l"Empereur, получил ссадину от седла, которая сверх прежних перевозок моих совсем мне мешает ездить верхом и командовать такой обширной армией, а потому я командованье оной сложил на старшего по мне генерала, графа Буксгевдена, отослав к нему всё дежурство и всё принадлежащее к оному, советовав им, если хлеба не будет, ретироваться ближе во внутренность Пруссии, потому что оставалось хлеба только на один день, а у иных полков ничего, как о том дивизионные командиры Остерман и Седморецкий объявили, а у мужиков всё съедено; я и сам, пока вылечусь, остаюсь в гошпитале в Остроленке. О числе которого ведомость всеподданнейше подношу, донеся, что если армия простоит в нынешнем биваке еще пятнадцать дней, то весной ни одного здорового не останется.
«Увольте старика в деревню, который и так обесславлен остается, что не смог выполнить великого и славного жребия, к которому был избран. Всемилостивейшего дозволения вашего о том ожидать буду здесь при гошпитале, дабы не играть роль писарскую, а не командирскую при войске. Отлучение меня от армии ни малейшего разглашения не произведет, что ослепший отъехал от армии. Таковых, как я – в России тысячи».
«Le Marieechal se fache contre l"Empereur et nous punit tous; n"est ce pas que с"est logique!
«Voila le premier acte. Aux suivants l"interet et le ridicule montent comme de raison. Apres le depart du Marieechal il se trouve que nous sommes en vue de l"ennemi, et qu"il faut livrer bataille. Boukshevden est general en chef par droit d"anciennete, mais le general Benigsen n"est pas de cet avis; d"autant plus qu"il est lui, avec son corps en vue de l"ennemi, et qu"il veut profiter de l"occasion d"une bataille „aus eigener Hand“ comme disent les Allemands. Il la donne. C"est la bataille de Poultousk qui est sensee etre une grande victoire, mais qui a mon avis ne l"est pas du tout. Nous autres pekins avons, comme vous savez, une tres vilaine habitude de decider du gain ou de la perte d"une bataille. Celui qui s"est retire apres la bataille, l"a perdu, voila ce que nous disons, et a ce titre nous avons perdu la bataille de Poultousk. Bref, nous nous retirons apres la bataille, mais nous envoyons un courrier a Petersbourg, qui porte les nouvelles d"une victoire, et le general ne cede pas le commandement en chef a Boukshevden, esperant recevoir de Petersbourg en reconnaissance de sa victoire le titre de general en chef. Pendant cet interregne, nous commencons un plan de man?uvres excessivement interessant et original. Notre but ne consiste pas, comme il devrait l"etre, a eviter ou a attaquer l"ennemi; mais uniquement a eviter le general Boukshevden, qui par droit d"ancnnete serait notre chef. Nous poursuivons ce but avec tant d"energie, que meme en passant une riviere qui n"est рas gueable, nous brulons les ponts pour nous separer de notre ennemi, qui pour le moment, n"est pas Bonaparte, mais Boukshevden. Le general Boukshevden a manque etre attaque et pris par des forces ennemies superieures a cause d"une de nos belles man?uvres qui nous sauvait de lui. Boukshevden nous poursuit – nous filons. A peine passe t il de notre cote de la riviere, que nous repassons de l"autre. A la fin notre ennemi Boukshevden nous attrappe et s"attaque a nous. Les deux generaux se fachent. Il y a meme une provocation en duel de la part de Boukshevden et une attaque d"epilepsie de la part de Benigsen. Mais au moment critique le courrier, qui porte la nouvelle de notre victoire de Poultousk, nous apporte de Petersbourg notre nomination de general en chef, et le premier ennemi Boukshevden est enfonce: nous pouvons penser au second, a Bonaparte. Mais ne voila t il pas qu"a ce moment se leve devant nous un troisieme ennemi, c"est le православное qui demande a grands cris du pain, de la viande, des souchary, du foin, – que sais je! Les magasins sont vides, les сhemins impraticables. Le православное se met a la Marieaude, et d"une maniere dont la derieniere campagne ne peut vous donner la moindre idee. La moitie des regiments forme des troupes libres, qui parcourent la contree en mettant tout a feu et a sang. Les habitants sont ruines de fond en comble, les hopitaux regorgent de malades, et la disette est partout. Deux fois le quartier general a ete attaque par des troupes de Marieaudeurs et le general en chef a ete oblige lui meme de demander un bataillon pour les chasser. Dans une de ces attaques on m"a еmporte ma malle vide et ma robe de chambre. L"Empereur veut donner le droit a tous les chefs de divisions de fusiller les Marieaudeurs, mais je crains fort que cela n"oblige une moitie de l"armee de fusiller l"autre.
[Со времени наших блестящих успехов в Аустерлице, вы знаете, мой милый князь, что я не покидаю более главных квартир. Решительно я вошел во вкус войны, и тем очень доволен; то, что я видел эти три месяца – невероятно.
«Я начинаю аb ovo. Враг рода человеческого, вам известный, аттакует пруссаков. Пруссаки – наши верные союзники, которые нас обманули только три раза в три года. Мы заступаемся за них. Но оказывается, что враг рода человеческого не обращает никакого внимания на наши прелестные речи, и с своей неучтивой и дикой манерой бросается на пруссаков, не давая им времени кончить их начатый парад, вдребезги разбивает их и поселяется в потсдамском дворце.
«Я очень желаю, пишет прусской король Бонапарту, чтобы ваше величество были приняты в моем дворце самым приятнейшим для вас образом, и я с особенной заботливостью сделал для того все нужные распоряжения на сколько позволили обстоятельства. Весьма желаю, чтоб я достигнул цели». Прусские генералы щеголяют учтивостью перед французами и сдаются по первому требованию. Начальник гарнизона Глогау, с десятью тысячами, спрашивает у прусского короля, что ему делать, если ему придется сдаваться. Всё это положительно верно. Словом, мы думали внушить им страх только положением наших военных сил, но кончается тем, что мы вовлечены в войну, на нашей же границе и, главное, за прусского короля и заодно с ним. Всего у нас в избытке, недостает только маленькой штучки, а именно – главнокомандующего. Так как оказалось, что успехи Аустерлица могли бы быть положительнее, если б главнокомандующий был бы не так молод, то делается обзор осьмидесятилетних генералов, и между Прозоровским и Каменским выбирают последнего. Генерал приезжает к нам в кибитке по Суворовски, и его принимают с радостными и торжественными восклицаниями.
4 го приезжает первый курьер из Петербурга. Приносят чемоданы в кабинет фельдмаршала, который любит всё делать сам. Меня зовут, чтобы помочь разобрать письма и взять те, которые назначены нам. Фельдмаршал, предоставляя нам это занятие, ждет конвертов, адресованных ему. Мы ищем – но их не оказывается. Фельдмаршал начинает волноваться, сам принимается за работу и находит письма от государя к графу Т., князю В. и другим. Он приходит в сильнейший гнев, выходит из себя, берет письма, распечатывает их и читает письма Императора, адресованные другим… Затем пишет знаменитый суточный приказ генералу Бенигсену.
Фельдмаршал сердится на государя, и наказывает всех нас: неправда ли это логично!
Вот первое действие. При следующих интерес и забавность возрастают, само собой разумеется. После отъезда фельдмаршала оказывается, что мы в виду неприятеля, и необходимо дать сражение. Буксгевден, главнокомандующий по старшинству, но генерал Бенигсен совсем не того же мнения, тем более, что он с своим корпусом находится в виду неприятеля, и хочет воспользоваться случаем дать сражение самостоятельно. Он его и дает.
Это пултуская битва, которая считается великой победой, но которая совсем не такова, по моему мнению. Мы штатские имеем, как вы знаете, очень дурную привычку решать вопрос о выигрыше или проигрыше сражения. Тот, кто отступил после сражения, тот проиграл его, вот что мы говорим, и судя по этому мы проиграли пултуское сражение. Одним словом, мы отступаем после битвы, но посылаем курьера в Петербург с известием о победе, и генерал Бенигсен не уступает начальствования над армией генералу Буксгевдену, надеясь получить из Петербурга в благодарность за свою победу звание главнокомандующего. Во время этого междуцарствия, мы начинаем очень оригинальный и интересный ряд маневров. План наш не состоит более, как бы он должен был состоять, в том, чтобы избегать или атаковать неприятеля, но только в том, чтобы избегать генерала Буксгевдена, который по праву старшинства должен бы был быть нашим начальником. Мы преследуем эту цель с такой энергией, что даже переходя реку, на которой нет бродов, мы сжигаем мост, с целью отдалить от себя нашего врага, который в настоящее время не Бонапарт, но Буксгевден. Генерал Буксгевден чуть чуть не был атакован и взят превосходными неприятельскими силами, вследствие одного из таких маневров, спасавших нас от него. Буксгевден нас преследует – мы бежим. Только что он перейдет на нашу сторону реки, мы переходим на другую. Наконец враг наш Буксгевден ловит нас и атакует. Оба генерала сердятся и дело доходит до вызова на дуэль со стороны Буксгевдена и припадка падучей болезни со стороны Бенигсена. Но в самую критическую минуту курьер, который возил в Петербург известие о пултуской победе, возвращается и привозит нам назначение главнокомандующего, и первый враг – Буксгевден побежден. Мы теперь можем думать о втором враге – Бонапарте. Но оказывается, что в эту самую минуту возникает перед нами третий враг – православное, которое громкими возгласами требует хлеба, говядины, сухарей, сена, овса, – и мало ли чего еще! Магазины пусты, дороги непроходимы. Православное начинает грабить, и грабёж доходит до такой степени, о которой последняя кампания не могла вам дать ни малейшего понятия. Половина полков образуют вольные команды, которые обходят страну и все предают мечу и пламени. Жители разорены совершенно, больницы завалены больными, и везде голод. Два раза мародеры нападали даже на главную квартиру, и главнокомандующий принужден был взять баталион солдат, чтобы прогнать их. В одно из этих нападений у меня унесли мой пустой чемодан и халат. Государь хочет дать право всем начальникам дивизии расстреливать мародеров, но я очень боюсь, чтобы это не заставило одну половину войска расстрелять другую.]
Князь Андрей сначала читал одними глазами, но потом невольно то, что он читал (несмотря на то, что он знал, на сколько должно было верить Билибину) больше и больше начинало занимать его. Дочитав до этого места, он смял письмо и бросил его. Не то, что он прочел в письме, сердило его, но его сердило то, что эта тамошняя, чуждая для него, жизнь могла волновать его. Он закрыл глаза, потер себе лоб рукою, как будто изгоняя всякое участие к тому, что он читал, и прислушался к тому, что делалось в детской. Вдруг ему показался за дверью какой то странный звук. На него нашел страх; он боялся, не случилось ли чего с ребенком в то время, как он читал письмо. Он на цыпочках подошел к двери детской и отворил ее.
В ту минуту, как он входил, он увидал, что нянька с испуганным видом спрятала что то от него, и что княжны Марьи уже не было у кроватки.
– Мой друг, – послышался ему сзади отчаянный, как ему показалось, шопот княжны Марьи. Как это часто бывает после долгой бессонницы и долгого волнения, на него нашел беспричинный страх: ему пришло в голову, что ребенок умер. Всё, что oн видел и слышал, казалось ему подтверждением его страха.
«Всё кончено», подумал он, и холодный пот выступил у него на лбу! Он растерянно подошел к кроватке, уверенный, что он найдет ее пустою, что нянька прятала мертвого ребенка. Он раскрыл занавески, и долго его испуганные, разбегавшиеся глаза не могли отыскать ребенка. Наконец он увидал его: румяный мальчик, раскидавшись, лежал поперек кроватки, спустив голову ниже подушки и во сне чмокал, перебирая губками, и ровно дышал.

George Bernard Shaw

Ирландский драматург. лауреат Нобелевской премии по литературе Джорджа Бернарда Шоу. автор полусотни пьес, многочисленных критических статей, эссе и публицистических книг. За Бернардом Шоу закрепилась репутация острослова и юмориста. Его пьесы разошлись на афоризмы и многочисленные цитаты, которые до сих пор публикуются в газетах и журналах.

Реформатор современного театра, человек яркий, эксцентричный, Шоу всегда вызывал огромный интерес публики. Его прижизненная слава могла поспорить популярностью самого Шекспира.

Великий писатель был еще и великим мудрецом, надежным другом, пылким любовником, верным супругом и просто очень хорошим человеком.

Именно Дубин, столица Ирландии подарил миру выдающихся писателей, поэтов и драматургов. В их числе Уильям Батлер Йейтс, лауреат Нобелевской премии 1923 года, Оскар Уайльд. Джонатан Свифт, Брем Стокер. В Дублине родились Джеймс Джойс и Сэмюэл Беккет, лауреат Нобелевской премии 1969 года. Здесь и родился Шоу.

26 июля 1856 года в семье Джорджа и Элизабет Шо появился на свет третий и последний ребенок мальчик, получивший имя Джордж Бернард.

Уже ко времени появления на свет Бернарда, отец Джордж Карри Шоу был глубоко пьющим человеком. Пьянство разрушило семью Шоу.

Джордж Бернард Шоу смотря на отца так и не пристрастился ни к курению, ни к алкоголю.

Матушка Бернарда дала своим деткам превосходное начальное образование. Благодаря ей Бернард Шоу очень неплохо играл на фортепиано и пел. А сестры замечательно танцевали и тоже владели искусством игры на фортепиано.

Сама матушка Элизабет искусству нигде не училась – брала частные уроки и музицировала дома. Однако вскоре достигла определенного мастерства. что позже позволило ей давать частные уроки музыки самой и тем зарабатывать на жизнь, избавившись от опека мужа.

А пока, в раннем детстве, мальчик жил на правах всеобщего любимца и баловника.

В девять лет Бернарда отдали в школу. Это время драматург вспоминал с тоской. “В школе я не выучил ничего и забыл многое”.

За шесть лет обучения в средней школе Шоу сменил четыре учебных заведения. Недостающие знания он добывал сам читая Диккенса, Шекспира, Беньяна.

В школьные годы Шоу был завсегдатаем Ирландской национальной картинной галереи. Он часами рассматривал полотна классиков европейской живописи, а вечерами слушал арии из опер в исполнении матушки.

Одной из любимых книг будущего драматурга была Библия.

Самый интересный факт из жизни Шоу – он вырос в протестантской семье, посещал религиозные протестантские и католические дневные школы, но вырос абсолютным атеистом.

В 1871 году, пятнадцати лет от роду, Шоу бросил школу и устроился клерком в фирму по торговле землей…

Он учился всего лишь 6 лет, но в глазах современников это был не просто хорошо, а блестяще образованный человек. Энциклопедист, мудрец, необыкновенный дока.

Спустя год Бернарда заслужил повышение – его назначили кассиром. Целый день он сидел у окошка, принимая деньги и выдавая наличность.

На деньги, которые зарабатывал Шоу жила матушка, сестры, и немного оставалось на выпивку папеньке.

Став великим драматургом, Шоу никогда не жаловался на трудное детство.

Семья остро нуждалась в деньгах. И матушка решила сдать одну из пяти комнат внаем. Комнату взял Джон Ванделер Ли. По профессии Ли был музыкантом и дирижером. Человек легкий, веселы и общительный.

Ли занимался с матушкой музыкой. И скоро она свободно играла на фортепьяно.

Вскоре Ли стала брать Бернарда в филармонию на свои репетиции. И Шоу стал разбираться в таких непростых вещах, как бесчисленные и до невозможности виртуозные оперы Моцарта.

О том, что Джордж Бернард Шоу великий драматург, знают все. Но он был не только драматургом, но и выдающимся, лучшим из лучших, музыкальным критиком. Главными увеличениями его жизни были музыка и театр.

Шоу хорошо играл на фортепьяно. Он владел инструментом в совершенстве и сохранил исполнительское мастерство до глубокой старости.

Пьянство папаши привело к тому, что матушка решила развестись. В семейном совете было решено, что после развода в Лондон уедут матушка Элизабет и сестры Бернарда, а сам Шоу останется с отцом.

В 1875 году Элизабет получила развод и уехала с детьми на пароходе в Лондон.

В Лондоне матушка хотела вылечить дочку Агнес – девушка страдала от туберкулеза.

в 1876 году в Дублин пришло письмо. Матушка Элизабет со слезами сообщала, что Агнес очень очень плохо. Что дни девочки сочтены. И что Бернарду следует поторопиться, чтобы попрощаться с сестренкой.

Бернард уволился из фирмы, в которой проработал пять лет. Из Дублина он уезжал в твердом убеждении, что сюда уже не вернется никогда.

Он едва успел. Агнес умерла на следующий день после его приезда. Девушке было всего 22 года…

Это врем оставило в сердце Шоу глубокую рану. Старшая сестра Анна после смерти Агнес замкнулась и отдалилась и от матери, и от брата.

Элизабет в Лондоне открыла частные уроки музыки. Плата была установлена очень небольшой. Скоро квартира превратилась в настоящий музыкальный салон. Слава об ее частной школе музыки разнеслась по всему Лондону.

В это время и Бернард писал и писал. Статьи он рассылал по редакциям, романы – по издательствам. Но ему всегда приходили отказы.Он прекрасно знал причины отказа, ведь в его багаже шесть классов средней школы и Шоу с завидным упорством берется за саморазвитие.

Пока матушка его содержит, он полностью сосредотачивается на книгах и учебниках. Он много читает и проводит много времени в библиотеке.

А вот удача. Одна из лондонских газет берет статью молодого автора. Гонорар – пятнадцать шиллингов. Какое начало…

Его оптимизму можно лишь позавидовать. С 1879 по 1883 годы Шоу написал пять романов. Каждый из них – более года упорного труда. И каждый – ужасное разочарование.

В 1879 году Шоу закончил первый роман “Незрелость”.

В 1880 завершен следующий роман “Неразумный брак”.

В 1881 написал роман “Любовь артиста”.

В 1882 – роман “Профессия Кэшеля Байрона”.

Наконец, в 1883 году Шоу написал последний роман – “Неуживчивый социалист”.

На этом его карьера романиста была завершена. Это были неудачи.

Жизнь Бернард Шоу сама по себе рекорд. Пятьдесят всемирно известных и необыкновенно популярных пьес. Нобелевская премия в области литературы. В 75 лет кругосветное путешествие. Наконец, 94 года насыщенной событиями жизни. Активная старость. Ясный ум до самой последней минуты.

Но самое главное, что он ни когда не сдавался. Из разных редакций издательств приходили разные ответы. Часто – обидные.

Шоу исполнилось 28 лет, когда его последний роман “Неуживчивый социалист” был принят к изданию крошечным журналом “Тудей”. Это случилось в 1884 году.

Как бы ни было человеку тяжело, но он смог преодолеть все, если способен улыбаться. Шоу обладал удивительной способностью смотреть на мир улыбкой.

В эти года он экономил на всем. По Лондону передвигался пешком. чтобы не тратиться на транспорт. Ходил лишь в бесплатные публичные библиотеки и музеи.

В 1884 году в руки Шоу попал фундаментальный труд Карла Маркса “Капитал”. Эта книга, по признанию самого Шоу, стала для него откровением. Прочитав книгу, молодой Бернард сказал о себе – я социалист.

Бернард ходил на лекции. И однажды познакомился с молодым писателем. Это был Уильям Арчер. Арчер убедил Шоу написать статей для газет. На следующий день они отправились в редакцию лондонской “Пэлл – Мэлл газет”.

Он стал себя пробовать в качестве Театрального критика. Услуги Арчера он не забыл до конца жизни. Они подружились и стали очень близкими друзьями. Ведь Арчер для Шоу открыл дорогу в большую литературу.

Бернарду Шоу работа в газете понравилась сразу. Он так и не рассказал редактору, что уже много пытался пробиться со своими статьями в газете, но получил абсолютно никакого ответа.

Очень скоро театральная и артистическая общественность Лондона признала молодого за своего. У него появились многочисленные друзья и покровители.

В 1885 году в Лондоне открылся новая газета “Стар”. Уильям Арчер уже работал там и убедил Шоу тоже работать в этой редакции. Шоу стал публиковать музыкальные рецензии под псевдонимом Корно ди Бассето. Это настолько поправило материальное положение писателя, что он предложил матушке Элизабет закрыть частные музыкальные курсы и отдохнуть.

В 1886 году. работая”на два фронта”, Шоу получил приглашение еще от одной газеты – от авторитетного лондонского еженедельника “Уорлд”. Речь шла о музыкальной критике, но иногда. расширенного формата. Шоу окунулся в новую работу с головой. Он не пропускал ни одного заметного театрального и музыкального события. Он честно говорил о недостатках и неудачах, никогда не отпускался до лести и не обращал внимание на религии. Единственным мерилом для него было искусство.

Его все любили и уважали, приглашали на свои представления. Он стремительно набирал популярность.

Бернард Шоу пристально присматривался к творчеству Ибсена. В его пьесах он видел признаки нового реалистического театра. Все любили и читали Ибсена. В 1891 году Шоу опубликовал критический этюд “Квинтэссенция ибсенизма” – первое серьезное исследование, посвященное творчеству норвежского драматурга, вышедшее на английском языке.

В 1891 году в Лондоне открылся новый “Независимый театр”. Его основателем был Джекоб Грейн известный английский режиссер. Грейн чувствовал в молодом человеке дар драматурга. В конце концов Грейн встретился с Шоу и предложил ему попробовать свои силы в драматургии.

В 1892 году Джекоб Грей получил от Шоу первую пьему – “Дома вдовца”. Опытный режиссер не ошибся. Это было настоящий шедевр. Первое в жизни самостоятельное драматургическое произведение и абсолютное, безупречное попадание в цел.

До сорока двух лет Шоу оставался убежденным холостяком.

Летом 1896 года Шоу случайно познакомился с убежденной социалисткой, прогрессивной и очень богатой девушкой, наследницей многомиллионного состояния Шарлоттой Пейн-Таузенд, ирландской по происхождению, как и сам Бернард.

Весной 1898 года Шарлотта отправилась на небольшое путешествие по европе. В Париже ее настигло телеграмма от лондонского приятеля, который сообщал девушке, что Шоу очень серьезно болен. Она тут же вернулась в Англию и сразу по приезде бросилась на Фицрой-сквер, 29, где на третьем этаже в ужасно тесной комнатушке жил Шоу.

Он встретил ее на огромных костылях. Никогда ни чем не хворавший Шоу (богатырское здоровье он сохранил до глубокой старости) был на грани поражения гангреной.

Она убедила Шоу переехать к нему жить.

1 июня 1898 года в регистратуре Вест-Стреэнда был оформлен брак между Джорджем Бернардом Шоу и Шарлоттой Пейн-Таунзенд. Чиновник, заполнявший бумаги, не мог взять в толк – что нашла это элегантная и очень богатая леди в этом костлявом инвалиде. Шарлотта очень любила Шоу.

Сразу после свадьбы они отправились в Пикфорд. Здесь в местной клинике, они и провели свой медовый месяц, залечивая ногу Шоу и наслаждаясь новыми ощущениями семейной пары.

Они прожили долгую жизнь – сорок пять лет вместе. Но так и не завели детей. Все не реализованные материнские чувства Шарлотта обратила на мужа.

Женитьба круто изменила жизнь Шоу. Отныне ему не приходилось зарабатывать на хлеб, публикуя критические статьи в еженедельной колонке. Шоу полностью сосредоточился на драматурга.

После выхода сборника в свет на Шоу обрушилось две волны – восторга и критики. Им восхищались, его цитировали, а сборник пьес раскупался, как популярный роман. Но его же обвиняли в аморальности, подрыве традиций, в натурализме и даже… в порнографии.

Два года работы, и в 1899 году в свет вышел новый сборник пьес Шоу – “Пьесы для пуритан”, в который вошли “Учебник дьявола”, “Цезарь и Клеопатра”, “Обращение капитана Брассбаунда”.

В 1897 году после окончания работы над пьесой “Ученик дьявола”, Шоу отдал Грейну, который показал ее своему приятелю, американскому театральному режиссеру Мансфилду. В том же году пьеса была поставлена на театральной сцене.

Спектакль прошел с большим успехом на Бродвее. Затем волна постановок прокатилась по всей Америке. Это был первый успех.

Настоящий успех ждал Шоу в 1903 году, когда он написал и передал в театры пьесу “Человек и сверхчеловек”. Это философская комедия, в котором Шоу излагает собственные взгляды на религию, женщину и брак.

Пьеса была поставлена во всех ведущих театрах Англии, Европы и Америки. Но особый успех она имела на родине автора.

Это были годы расцвета. Шоу -драматург достиг высшей точки и оставался на драматургическом Олимпе в течении многих лет. Именно в девятисотые годы его часто сравнивали с Шекспиром.

В 1908 году в жизни Шоу наступил период “большого эксперимента”.

В 1910 году Шоу продолжил свои эксперименты по созданию лишенных действия пьесы, целиком построенных на статичных сценах и диалогах. Он написал очередную пьесу “Мезальянс”, которую ждал провал.

Враждебно настроенные критики впервые заговорили о том, что Шоу исписался. Ему было 54 года.

Каждая новая пьеса Шоу, написанная им в начале двадцатого столетия, вызвала скандал.

В 1914 году в Театре Его Величества (Лондонском Королевском театре) состоялась премьера спектакля, поставленного режиссером Бирбомом-Три по новой пьесе Шоу “Пигмалион”. В постановке участвовал и сам драматург.

Спектакль имел потрясающий успех – только в Театре Его Величества в 1914 году состоялось 118 представлений. Затем пьеса разошлась по всем странам мира.

В 1956 году Алан Джей Ларнер и Фредерик Лоу на основе сюжета”Пигмалиона” написали мюзикл “Моя прекрасная леди”. Этот мюзикл обошел все музыкальные театры мира. был экранизирован и до сих пор остается одним из самых любимых музыкальных спектаклей ценителей этого жанра.

На протяжении всей войны Шоу работал над пьесой, которая стала вершиной его драматургического творчества. Эту пьесу – “Дом, где разбиваются сердца” – сам Шоу называл “английской фантазией на русские темы” и признавался, что написал ее под влиянием Чехова.

В творческую жизнь драматурга снова вмешалась политика. В 1917 году неожиданно для всех в России одна за другой грянули два революции – Февральская и Октябрьская. Он не признавал революций, как не признавал какого-либо насилия вообще.

Вдруг он увлекся Жанной д’Арк… Легендарной женщиной, спасительницей Франции, которой благодарная родина отплатила за спасение костром. В 1924 году Шоу закончил драму “Святая Иоанна”.

Джорджу Бернарду Шоу уже 68 лет.

Осенью 1925 года весь мир облетело известие Бернарду Шоу присуждена Нобелевская премия в области литературы.

Больше всех эта новость удивила самого Шоу.

С начало он заявил, что от денег отказывается, поскольку в них не нуждается, а потом отказался присутствовать на церемонии вручения премии – не видит смысла.

В 1928 году Шоу исполнилось 72 года. Возраст Сократа. Вершина мудрости, осень жизни… А Шоу продолжает работать.

Летом 1929 года в английском городе Малверне был организован театральный фестиваль по имени Шоу.

Малвернский фестиваль просуществовал до начала Второй мировой войны. За десять лет, с 1929 года до 1939 год, в рамках фестиваля было поставлено 20 пьес Шоу.

Весной 1931 года Шарлотта Шоу уговорила мужа отложить все дела и совершить первое и единственное в их жизни кругосветное путешествие. Поднявшись на борт парохода, супруги отправились в Индию, Новую Зеландию и США. А по возращении в Англию отправились в новое путешествие – Южную Африку.

Его везде встречали, как самого известного драматурга планеты.

В 1931 году Шоу пригласили в СССР. Его встретил сам Сталин.

После возвращении из СССР Шоу снова стал работать. В 1939 году он написал пьесу “В золотые дни доброго короля Карла”. Затем последуют почти десять лет молчания. Последняя пьеса великого мастера появится за год кончины – в 1949 году.

Один за другим уходили друзья. Вокруг Бернарда Шоу образовывался зияющая пустота. В 1935 году скончалась старшая сестра Люси. Затем ушли друзья молодости Уильям Моррис и Уильям Арчер.

Весной 1943 года Шарлотта Шоу расхворалась не на шутку. Шарлотта покидала его. От Шоу уходил человек, которому он был обязан всем – своим успехом, душевным равновесием, семейным счастьем, способностью работать до преклонных лет.

Похоронив жену, Шоу несколько дней бродил по Лондону – по местам своей молодости.

В августе 1950 года 94 – летний Бернард Шоу, как обычно, работал в саду. Неожиданно он неловко ступил, подвернул ногу и упал на землю. Моментально прибывший доктор поставил неутешительный диагноз – с Бернардом Шоу несчастие, он сломал шейку бедра.

Он не терял сознание до последней минуты и сохранял трезвый ум и прекрасную память. Утром 2 ноября 1950 года он скончался.

Источник – Николая Надежд “Неформальные биографии”. Интересно все. ру советует всем прочитать книги этого автора.

Бернард Шоу – талантливый писатель, английский драматург ирландского происхождения был назван при жизни «вторым драматургом английского театра после Уильяма Шекспира». Он стал единственным человеком, которого удостоили 2-х больших наград в сфере искусства:

  • В 1925 году Бернард Шоу стал лауреатом Нобелевской премии по литературе «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой». От денежной выплаты премии он отказался.
  • В 1938 году ему был вручен «Оскар» за сценарий к фильму «Пигмалион».

Краткая биография

Бернард Шоу (полное имя – Джордж Бернард Шоу ) родился 26 июля 1856 года в ирландском городе Дублин. Его отец – Джордж Шоу , торговец зерном. Его мать – Люсинда Шоу , профессиональная певица.

Период учебы

Шоу посещал «колледж Уэссли» в Дублине и грамматическую школу. Среднее образование получил в Дублине. В 11 лет его отдали в протестантскую школу , где он был, по собственным его словам, предпоследним или последним учеником.

Школу он называл самым вредным этапом своего образования. Вот одна из его цитат на эту тему:

«Мне и в голову не приходило готовить уроки или говорить правду этому всеобщему врагу и палачу - учителю»

Отношение к систему образования

Система образования была не раз раскритикована Шоу за сосредоточение на умственном, а не духовном развитии . Особенно автор критиковал систему физического наказания в школе.

Несмотря на такое отношение Бернард Шоу известен своей образованностью, но заслуга эта принадлежит исключительно к желанию развиваться . Шоу достаточно много времени проводил за свою жизнь в читальных залах библиотек – занимался саморазвитием.

Первая должность

В 15 лет Джордж Бернард становится клерком в агентстве недвижимости . Одной из обязанностей Шоу был сбор квартплаты с обитателей дублинских трущоб, и грустные впечатления этих лет впоследствии нашли воплощение в «Домах вдовца» . Этой работой он занимался несколько лет, хотя она ему не нравилась.

Переезд в Лондон

В 16-летнем возрасте Бернард остался с отцом в Ирландии – его мать уехала в Лондон с двумя дочерьми. Через 4 года он решил переехать в столицу Британии. Именно в этот период он начал бурную деятельность, как писатель.

Бернард Шоу посещал британские библиотеки, писал романы, которые, впрочем, сразу не захотели нигде печатать. Лишь через 9 лет, 1885 году его ранние произведения стали замечать. Возможно, этому поспособствовало то, что Шоу в тот момент стал творческим критиком.

Полоса «неудач»

Если посмотреть на жизнь британского драматурга, то может показаться, что до 36 лет его преследовала полоса неудач: его романы не публиковались, в музыке он не нашел себя, также политическая карьера не принесла плодов.

Однако это просто был поиск «своего» занятия. И этот поиск успешно был завершен, когда он познакомился с творчеством норвежского драматурга Генриха Ибсена :

Чтение его пьес, просмотр их в театре убедили Бернарда Шоу в том, что и он так сможет!

Первая пьеса Бернарда Шоу

В 1892 году, в возрасте 36 лет, Шоу написал свою первую пьесу - «Дома вдовца» , в которой иронично высказался в отношении института брака. Он попытался ее реализовать, но театры отказались ее принять, хотя режиссеры находили сценарий занятным.

Становление драматурга

Отказы не остановили начинающего драматурга – он продолжал писать пьесы «на злобу дня», описывающие социальные стороны жизни. Он работал с таким усилием, что просто надорвался и сильно заболел.

Усилиями своей будущей жены — меценатки Шарлотты Пейн Таузенд , которая просто обожала театр, Б. Шоу смог преодолеть свой недуг и восстановился. Она не только выходила больного Бернарда, но и помогла ему состояться как драматургу.

Признание зарубежом

В 1902 году лондонский театр, называемый «Независимый », поставил «Дома вдовца». Пьеса встретила холодный прием публики, но обсуждение в прессе свидетельствовало о внимании к затронутой теме.

Бернард Шоу принялся за следующие пьесы, так появились «Ученик дьявола », «Оружие и человек ». В Лондоне их не ставили, а вот в Вене и в Берлине успех был полный. Его пьесы пошли в Соединенных Штатах.

Шоу был признан за рубежом

Позже в Великобритании спохватились, поставили ранние пьесы драматурга, признали его мастерство и назвали «вторым после Шекспира» .

Герои пьес Б. Шоу

В его пьесах было мало действия, но много смысла . Его герои рассуждали, поучали, критиковали, не боялись называть вещи своими именами, не скрывали своих настроений и чувств. Это было в новинку.

Шоу беспощадно осмеивал уродливые и пошлые стороны английской жизни. Лорды воротили носы, простые люди неистово хлопали. Британская публика постепенно привыкала к Шоу и его парадоксам.

Парадоксы драматурга

Во время Первой мировой войны Шоу не боялся высказываться критически по отношению к воюющим, а в своей пьесе «Дом, где разбиваются сердца » предсказал грядущие трагические события.

В следующей пьесе, «Святая Иоанна », о Жанне Д’Арк он почему-то осудил свою героиню и посчитал смертный приговор ей вполне закономерным. Публика отказывалась его понимать.

Шоу и Сталин

В 1931 году Бернард Шоу посетил СССР. Ему устроили самый радушный прием. Его чуть ли не на руках носили. Драматурга принял сам Сталин, долго беседовал с ним.

Шоу был очарован Страной Советов и, прибыв в Лондон, обрушился с критикой на буржуазные консервативные устои, которые не имеют будущего. То ли дело обетованная земля, где правит товарищ Сталин…

Последние годы жизни

В последние годы драматург жил в собственном доме в Хартфодшире (Англия). Он создавал пьесы до конца своей жизни, но только некоторые из них стали такими же удачными, как его ранние работы.

«Тележка с яблоками » (1929) стала наиболее известной пьесой в этот период. Поздние произведения, такие как «Горько, но правда », «На мели » (1933), «Миллионерша » (1935) и «Женева » (1935), не получили широкого признания публики.

В возрасте 94 лет, 2 ноября 1950 года , Бернард Шоу умер от почечной недостаточности. Его тело было кремировано, а прах развеян вместе с прахом его жены.

Джордж Бернард Шоу – великий драматург ирландского происхождения, лауреат Нобелевской премии в области литературы, автор множества пьес и нескольких романов.

Детство и юность

Будущий драматург родился в Дублине, столице Ирландии, в 1856 году. Отец Джон Шоу торговал зерном, но вскоре прогорел и постепенно пристрастился к выпивке. Мать Люсинда Шоу была профессиональной певицей. Кроме Бернарда в семье росло еще двое детей, девочки Люсинда Франсес и Элинор Агнес.

В детстве мальчик посещал дублинский колледж Уэсли, а с одиннадцати лет – протестантскую школу, где особое внимание уделялось не точным наукам, а духовному развитию детей. При этом пастыри не гнушались физическими наказаниями и лупили детей розгами, что, как тогда считалось, шло им только на пользу.

Юный Бернард терпеть не мог школу и всю систему образования, каковой она ему виделась со школьной скамьи. Впоследствии он вспоминал, что был одним из худших, если не последним учеником в классе.

В возрасте пятнадцати лет Шоу устроился клерком в контору, занимавшуюся продажей недвижимости. У родителей не было денег, чтобы оплатить сыну учебу в колледже, но родственные связи помогли юноше занять неплохую по тем временам должность. В его обязанности, в том числе, входил сбор денег за жилье с бедняков. Воспоминания об этом нелегком времени нашли отражение в одной из «неприятных пьес» под названием «Дома вдовца».

Когда юноше было шестнадцать, его мать, забрав обеих дочерей, бросила отца и уехала в Лондон. Бернард остался с отцом в Дублине, продолжив карьеру в сфере недвижимости. Спустя еще четыре года, в 1876 году, Шоу все-таки уехал к матери в Лондон, где занялся самообразованием и устроился на работу в одну из столичных газет.

Творчество

Первое время по приезду в Лондон Бернард Шоу посещал библиотеки и музеи, заполняя пробелы в своем образовании. Мать драматурга зарабатывала на жизнь, давая уроки пения, а сын с головой ушел в общественно-политические проблемы.


В 1884 году Шоу вступил в Фабианское общество, названное так в честь римского полководца Фабия. Фабий одержал победу над врагами благодаря медлительности, осторожности и умению ждать. Основная идея фабианцев заключалась в том, что социализм - единственно возможный тип дальнейшего развития Великобритании, однако прийти к нему страна должна была постепенно, без катаклизмов и революций.

В тот же период в Британском музее Бернард Шоу познакомился с писателем Арчером, после общения с которым будущий драматург решил попробовать себя в журналистике. Сначала он работал внештатным корреспондентом, затем шесть лет трудился как музыкальный критик в журнале London World, после чего три года вел колонку, посвященную театру, в «Сатердей ривью».


Одновременно с журналистикой Шоу начал писать романы, которые на тот момент никто не брался издавать. В период между 1879 и 1883 годами Бернард Шоу написал пять романов, первый из которых был опубликован только в 1886 году. Впоследствии критики, проанализировав первые литературные опыты Бернарда Шоу, пришли к выводу, что в них проявились яркие черты, присущие дальнейшему творчеству драматурга: краткие описания ситуаций и насыщенные парадоксами диалоги.

В бытность театральным критиком Шоу увлекся творчеством норвежского писателя Генрика Ибсена. В 1891 году он выпустил книгу «Квинтэссенция ибсенизма», в которой вычленил основные характеристики пьес скандинавского драматурга. Во времена молодости Шоу на театральных подмостках преобладали исключительно пьесы , а также малозначимые мелодрамы и комедии. Ибсен же, по мнению Шоу, стал настоящим новатором в европейской драматургии, подняв ее на новую ступень посредством вскрытия острых конфликтов и дискуссий между персонажами.

Вдохновленный пьесами Ибсена, в 1885 году Бернард Шоу пишет первую из своих «неприятных пьес» под названием «Дом вдовца». Считается, что с этого произведения началась биография Шоу как писателя-драматурга. Здесь же родилась и новая эра европейской драмы, острой, злободневной, построенной на конфликтах и диалогах, а не на активных действиях героев.

Далее последовали пьесы «Волокита» и «Профессия миссис Уоррен», буквально взорвавшие чопорную викторианскую Англию своей неприкрытой злободневностью, едкой сатирой и правдивостью. Главная героиня «Профессии миссис Уоррен» - проститутка, зарабатывающая на жизнь древнейшим ремеслом и не собирающаяся отказываться от этого способа получения дохода.


Противоположностью этой продажной женщине в пьесе выступает ее дочь. Девушка, узнав об источнике заработка матери, уходит из дома, чтобы честно зарабатывать себе на хлеб. В этом произведении Шоу ярко проявился реформаторский характер творчества, поднимающего новые для английской литературы и театра темы, острые и злободневные, политические и социальные. Жанр реалистической драмы Бернард Шоу дополняет тонким юмором и сатирой, благодаря чему его пьесы обретают необыкновенную притягательность и силу изложения.

Создав небывалый по тем временам прецедент своими «неприятными пьесами», Шоу выпустил серию «приятных пьес»: «Оружие и человек», «Избранник судьбы», «Поживем - увидим», «Кандида».


«Пигмалион» - одна из пьес Бернарда Шоу, емкая, многогранная и сложная вещь, которой посвящено немало книг и научных монографий. В центре повествования судьба бедной продавщицы цветов Элизы Дулитл и состоятельного, благородного светского джентльмена Хигинса. Последний хочет слепить из цветочницы даму высшего света, как мифический Пигмалион создал свою Галатею из куска мрамора.


Удивительное преображение Элизы помогает раскрыть душевные качества, врожденные доброту, благородство простой цветочницы. Шуточный спор двух джентльменов грозит обернуться трагедией для девушки, внутреннюю красоту которой они не разглядели

Следующим знаковым произведением драматурга стала пьеса «Дом, где разбиваются сердца», написанная после Первой мировой войны. Шоу недвусмысленно обвинял английскую интеллигенцию и сливки общества в том, что они ввергли страну и всю Европу в пучину разрухи и ужаса. В этом произведении отчетливо прослеживается влияние Ибсена и на творчество Шоу. Сатирическая драма приобретает черты гротеска, аллегории и символизма.


Война еще больше утвердила Бернарда Шоу в его приверженности идеям социализма. Он до конца своих дней продолжал верить в то, что социалистическая Россия является примером для всего цивилизованного мира, а общественно-политический строй СССР – единственно верный и правильный. Под конец жизни Шоу стал идейным приверженцем сталинского режима и даже посетил СССР в 1931 году.

В течение непродолжительного времени драматург склонялся к мысли, что порядок в обществе и стране может навести только диктатор, но после прихода к власти в Германии отказался от такой идеи.


В 1923 году свет увидела лучшая, по мнению критиков и поклонников творчества Бернарда Шоу, пьеса «Святая Иоанна», посвященная жизни, подвигам и мученической гибели Жанны д’Арк. Последующие пьесы «Горько, но правда», «На мели», «Миллионерша», «Женева» и другие не получили признания публики при жизни автора.

После смерти Бернарда Шоу драмы ставили театры разных стран, идут они на театральных подмостках и сегодня, а некоторые произведения обрели новую жизнь в кино. Так, в 1974 году в Советском Союзе вышел фильм «Миллионерша» по одноименной пьесе, имевший оглушительный успех. Роли исполнили , В. Осенев, и другие актеры.

Личная жизнь

В 1898 году Бернард Шоу женился на Шарлотте Пейн-Таунзенд, с которой писатель познакомился в Фабианском обществе. Девушка была богатой наследницей, но Бернарда не интересовали ее миллионы. В 1925 году он даже отказался от получения премии, и деньги пришлось получать английскому послу Артуру Даффу. Впоследствии эти средства потратили на создание фонда для переводчиков.


С Шарлоттой Бернард Шоу прожил душа в душу сорок пять лет, до самой ее кончины. Детей у них не было. Конечно, брак не всегда идеален, и между Шоу и его супругой тоже случались ссоры.


Так, поговаривали, что писатель был влюблен в знаменитую актрису Стеллу Патрик Кэмпбелл, для которой он и написал «Пиглмалиона», придумав прелестную Элизу Дулитл.

Смерть

Вторую половину жизни драматург провел в Хартфордшире, где у них с Шарлоттой был уютный двухэтажный дом, утопающий в зелени. Писатель жил и творил там с 1906 по 1950 годы, до самой смерти.


Под конец жизни потери начали преследовать писателя одна за другой. В 1940 году скончалась Стелла, его негласная возлюбленная, отвечавшая драматургу взаимностью. В 1943 году ушла из жизни верная Шарлотта. Последние месяцы жизни Бернард был прикован к постели. Он мужественно встретил кончину, оставаясь в сознании до конца. Бернарда Шоу не стало 2 ноября 1950 года. По завещанию писателя его тело было кремировано, а прах развеяли вместе с прахом его любимой супруги.

Цитаты и афоризмы

  • Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи.
  • Самый большой грех по отношению к ближнему - не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности.
  • Идеальный муж - это мужчина, считающий, что у него идеальная жена.
  • Тот, кто умеет, тот делает, кто не умеет - тот учит других.

Библиография

  • «Immaturity (1879);
  • «The Irrational Knot» (1880);
  • «Love Among the Artists» (1881);
  • «Профессия Кашеля Байрона» (1882);
  • «Не социальный социалист» (1882).

ШОУ, ДЖОРДЖ БЕРНАРД (Shaw, George Bernard) (1856–1950), ирландский драматург, философ и прозаик, выдающийся критик своего времени и самый прославленный – после Шекспира – драматург, писавший на английском языке. Родился 26 июля 1856 в Дублине. Его отец, потерпев крах в бизнесе, пристрастился к алкоголю; мать, разочаровавшись в супружестве, увлеклась пением. Шоу ничему не научился в школах, которые посещал, но многое почерпнул из книг Ч.Диккенса , У.Шекспира, Д.Беньяна , Библии , арабских сказок Тысяча и одна ночь , а также слушая оперы и оратории, в которых пела мать, и созерцая картины в Ирландской национальной галерее.

В пятнадцатилетнем возрасте Шоу устроился клерком в фирму по продаже земельных участков. Спустя год он стал кассиром и занимал эту должность в течении четырех лет. Не в силах превозмочь отвращение к такой работе, он в двадцатилетнем возрасте уехал в Лондон к матери, которая после развода с мужем зарабатывала на жизнь уроками пения.

Шоу уже в молодости решил зарабатывать на жизнь литературным трудом, и хотя рассылаемые статьи возвращались к нему с удручающей регулярностью, он продолжал осаждать редакции. Только одну его статью приняли к печати, заплатив автору пятнадцать шиллингов, – и это было все, что Шоу заработал пером за девять лет. За эти годы он написал пять романов, которые отвергли все английские издательства.

В 1884 Шоу вступил в Фабианское общество и вскоре стал одним из самых блестящих его ораторов. Одновременно он совершенствовал свое образование в читальном зале Британского музея, где познакомился с писателем У.Арчером (1856–1924), который приобщил его к журналистике. Поработав какое-то время внештатным корреспондентом, Шоу получил место музыкального критика в одной из вечерних газет. После шести лет, отданных музыкальному рецензированию, Шоу в течение трех с половиной лет работал театральным критиком в «Сатердей ривью». За это время он выпустил книги об Х.Ибсене и Р.Вагнере . Он писал также пьесы (сборник Пьесы приятные и неприятные Plays: Pleasant and Unpleasant , 1898). Одна из них, Профессия миссис Уоррен (Mrs. Warren"s Profession , впервые поставлена в 1902), была запрещена цензурой; другая, Поживем – увидим (You Never Can Tell , 1895) после нескольких репетиций была отклонена; третью, Оружие и человек (Arms and the Man , 1894), вообще никто не понял. Помимо названных в сборник вошли пьесы Кандида (Candida , 1895), Избранник судьбы (The Man of Destiny , 1897), Домá вдовца (Widower"s Houses , 1892) и Сердцеед (The Philanderer , 1893). Поставленный в Америке Р.Мансфилдом Ученик дьявола (The Devil"s Disciple , 1897) – первая пьеса Шоу, имевшая кассовый успех.

Шоу писал пьесы, рецензии, выступал как уличный оратор, пропагандируя социалистические идеи, и, кроме того, был членом муниципального совета округа Сент-Панкрас, где он жил. Такие перегрузки привели к резкому ухудшению здоровья, и если бы не забота и уход Шарлотты Пейн-Таунзенд, на которой он женился в 1898, дело могло бы кончиться плохо. Во время затянувшейся болезни Шоу написал пьесы Цезаря и Клеопатру (Caesar and Cleopatra , 1899) и (Captain Brassbound"s Conversion , 1900), которое сам писатель называл «религиозным трактатом». В 1901 Ученик дьявола , Цезарь и Клеопатра и Обращение капитана Брасбаунда были опубликованы в сборнике Три пьесы для пуритан (Three Plays for Puritans ). В Цезаре и Клеопатре – первой пьесе Шоу, где действуют реальные исторические личности, – традиционное представление о герое и героине изменено до неузнаваемости.

Не преуспев на стезе коммерческого театра, Шоу решил сделать драму проводником своей философии, опубликовав в 1903 пьесу Человек и сверхчеловек (Man and Superman ). Однако уже в следующем году пришел его час. Молодой актер Х.Грэнвил-Баркер (1877–1946) вместе с предпринимателем Дж.Э.Ведренном принял руководство лондонским театром «Корт» и открыл сезон, успех которого обеспечили старые и новые пьесы Шоу – Кандида , Поживем – увидим , Другой остров Джона Булля (John Bull"s Other Island , 1904), Человек и сверхчеловек , Майор Барбара (Major Barbara , 1905) и Врач перед дилеммой (The Doctor"s Dilemma , 1906).

Теперь Шоу решил писать пьесы, целиком лишенные действия. Первая из этих пьес-дискуссий, Женитьба (Getting Married , 1908), имела некоторый успех среди интеллектуалов, вторая, Мезальянс (Misalliance , 1910), оказалась трудноватой и для них. Сдавшись, Шоу написал откровенно кассовую безделицу – Первую пьесу Фанни (Fanny"s First Play , 1911), которая в течение почти двух лет шла на сцене небольшого театра. Затем, словно отыгрываясь за эту уступку вкусу толпы, Шоу создал подлинный шедевр – Андрокла и льва (Androcles and the Lion , 1913), за которым последовала пьеса Пигмалион (Pygmalion , 1914), поставленная Г.Бирбомом-Три в «Театре Его Величества» с Патрик Кэмпбелл в роли Элизы Дулиттл.

Во время Первой мировой войны Шоу был исключительно непопулярной фигурой. Пресса, публика, коллеги осыпали его оскорблениями, а он между тем невозмутимо закончил пьесу Дом, где разбиваются сердца (Heartbreak House , 1921) и готовил свой завет человеческому роду – Назад, к Мафусаилу (Back to Methuselah , 1923), где облек в драматургическую форму свои эволюционистские идеи. В 1924 слава возвратилась к писателю, он обрел мировое признание драмой Святая Иоанна (Saint Joan ). В глазах Шоу Жанна д"Арк – провозвестница протестантизма и национализма, и потому вполне закономерен приговор, вынесенный ей средневековой церковью и феодальной системой. В 1925 Шоу была присуждена Нобелевская премия по литературе, от получения которой он отказался.

Последней пьесой, принесшей Шоу успех, стала Тележка с яблоками (The Apple Cart , 1929), открывшая Малвернский фестиваль в честь драматурга.

В годы, когда большинству людей было не до путешествий, Шоу посетил США, СССР, Южную Африку, Индию, Новую Зеландию. В Москве, куда Шоу прибыл с леди Астор, он беседовал со Сталиным. Когда к власти пришла лейбористская партия, для которой драматург сделал так много, ему предложили дворянство и титул пэра, но он от всего отказывался. В возрасте девяноста лет писатель все же согласился стать почетным гражданином Дублина и лондонского округа Сент-Панкрас, где он жил в молодые годы.

Жена Шоу скончалась в 1943. Оставшиеся годы писатель провел в уединении в Эйот-Сент-Лоренсе (графство Хертфордшир), где в возрасте девяноста двух лет закончил свою последнюю пьесу Миллиарды Байанта (Buoyant Billions , 1949). До конца дней писатель сохранял ясность ума. Умер Шоу в Эйот-Сент-Лоренсе 2 ноября 1950.