Николай гнатюк семья дети. Гнатюк Николай: биография, личная жизнь (фото)

Кратко о статье: Несколько лет назад один из фронтменов культовой группы «Король и Шут» Андрей Князев начал сольную карьеру. В настоящий момент его новый коллектив готовит уже третий альбом. Мы не могли упустить возможность пообщаться с Андреем - в том числе и о незавершённых делах его давнего соратника Михаила Горшенёва, безвременно ушедшего минувшим летом.

«Я создаю своё маленькое княжество»

БЕСЕДА С АНДРЕЕМ КНЯЗЕВЫМ

Несколько лет назад один из фронтменов культовой рок-группы «Король и Шут» Андрей Князев начал сольную карьеру под именем «КняZz». В настоящий момент его новый коллектив готовит уже третий полноформатный альбом «Роковой карнавал». Песни «КняZz» часто касаются фантастических и мистических тем, поэтому мы не могли упустить возможность пообщаться с Андреем - в том числе и о незавершённых делах его давнего соратника Михаила Горшенёва, безвременно покинувшего нас минувшим летом.

Музыка вашей группы достаточно далеко ушла от творчества «Короля и Шута». Многие по старой памяти относят её к панк-року, но лично я не слышу в ней таких элементов. В одних песнях чувствуется хард-рок, в других - хэвиметал. А как вы сами определяете свой стиль?

Я бы сказал, что это скорее пост-панк и поп-панк. Насчёт хэви-метала я бы не утверждал, но элементы других стилей есть. В плане аранжировок мы стараемся себя не ограничивать и готовы использовать любые музыкальные ходы, которые приходят в голову. А отличия от старого доброго «КиШа» закономерны. Так же, как и разница между ранними альбомами и более поздними. Тут стоит определиться, что мы понимаем под творчеством группы «Король и Шут». Когда мы работали над первыми пятью альбомами, музыканты ещё толком и играть-то не умели. Аранжировки и даже сами песни были адаптированы под наш музыкальный уровень. С альбома «Жаль, нет ружья!» началась тенденция к усложнению и утяжелению музыки, которая достигла своего пика в «Бунте на корабле». А вот последний альбом, где я участвовал, «Театръ демона», оказался совершенно непохожим на всё, что делалось ранее. Таким образом, «КиШ» бывает «ранний», «классический», «поздний», «акустический», «утяжелённый», - но всё это очень условные определения, конечно.

Как видите, даже «КиШ» отличается от самого себя. Создав сольный проект, я начал искать собственное звучание, опираясь на предыдущий опыт. Передо мной сейчас стоит несколько задач. Во-пер вых, я хочу реализовать весь свой архив, накопившийся за долгие годы работы. Во-вторых, учитывая профессионализм наших музыкантов, я имею шанс более полно раскрыться как композитор. Дело не стоит на месте, и у нас появляются всё новые и новые музыкальные идеи. В-третьих, мы с каждым годом совершенствуем своё звучание и стараемся выйти на международный уровень качества. Третий год работы открывает перед нами новые возможности - как технические, так и бюджетные, - и мы планируем небольшое, но значимое увеличение команды. И нам в равной степени нужны как концертные, драйвовые «боевики», так и распевные, медленные баллады. Весь студийный материал мы адаптируем к живым выступлениям, и, чтобы получить полное представление о нашем творчестве, стоит не только послушать альбомы, но и сходить на концерт.

Очевидно, что один из источников вашего вдохновения - фантастическая и приключенческая литература. Какие авторы оказали на вас наибольшее влияние?

Это Пушкин, Булгаков, Гоголь. Это Дюма, Жюль Верн, Конан Дойл. Это Эдгар Аллан По и Говард Филипс Лавкрафт. Это Брэдбери, Шекли, Стругацкие. Из философской литературы это Шри Ауробиндо, Сатпрем и Ошо. Иногда идеи приходят из фильмов, но я пишу песни не по мотивам сюжета, а скорее на основе отложившейся в голове основной мысли. В моём деле идея первостепенна. Лишь затем я ищу подходящий язык изложения, а дальнейшее уже дело техники.

Моё детское воображение рисовало много интересных картинок, и поэтому свои первые комиксы я начал создавать в раннем школьном возрасте. Тогда же появилось и первое стихотворение. И ещё с детских лет меня вдохновляла русская деревня. До сих пор, когда я проезжаю мимо старых, полузаброшенных деревень, меня тянет остановиться и впитать в себя атмосферу этих мест. Мне хочется заходить в старые дома, где жив дух прошлого. Именно поэтому в ранних песнях «КиШа» было так много деревенских персонажей. Теперь, спустя годы, я хочу снова погрузиться в ту атмосферу.

На какой стадии находится сейчас работа над альбомом «Роковой карнавал»? Это будет концептуальный альбом или просто подборка песен? Название отсылает нас к жанру музыки или как-то обыгрывает другое значение слова «роковой», то есть «фатальный»? Нет ли тут отсылки к творчеству Эдгара По?

Работа над альбомом идёт полным ходом. Мы уже представили аудитории интернет-сингл «Горгона», в который вошли три новых трека. «Роковой карнавал» назван по одноимённой песне о демонической клоунаде. Практически все песни объединяет концепция рокового исхода. В каждом сюжете рассказывается о недоброжелательной судьбе. Как вы правильно заметили, слово «роковой» намекает ещё и на слово «рок»! Рок-н-ролл! Но этому факту не нужно объяснений.

Я очень люблю делать в своём творчестве отсылки к мастерам хорорра, но «Роковой карнавал» немного о другом. Тут мы скорее ориентируемся на стиль американских ужастиков восьмидесятых, где время от времени всплывали сюжеты о балаганах ужасов, жутких клоунах и вратах в потусторонние миры. Для давних поклонников нашего творчества мы готовим сюрприз в виде старой, но многим известной песни. В группе «КняZz» это уже традиция: одну-две песни для каждой пластинки я беру из своего архива, и на каждом новом альбоме слушатель может найти что-то, что было написано во времена зарождения или расцвета «Короля и Шута», но раньше не выходило. В архиве оседали песни недоработанные, не подходящие по формату к основному материалу, а также музыка, ожидающая своего текста, или текст, ожидающий своей музыки. Например, музыка к песням «Человек-загадка» и «Ангел и демон» была написана в 1990 году, к «Триумфу» - в 1991 году, к песне «Мистер шок» - в 2007-м...

Параллельно с записью я придумываю, как оформить будущую пластинку. Сейчас я решил подойти к этому вопросу более основательно, чем раньше. К «Письму из Трансильвании» я делал обложку и несколько картинок с персонажами для буклета. К «Тайне кривых зеркал» - основное оформление и много карандашных иллюстраций, но почему-то не включил их в буклет. Для буклета к «Роковому карнавалу» я готовлю несколько полноценных иллюстраций, и каждая из них имеет шанс попасть на обложку. Мне понравился этот подход, думаю, я буду так поступать и дальше.

Многие ваши песни объединяет общий сюжет: некий персонаж, находясь словно бы за сценой, в тени, режиссирует какой-то процесс, что-то готовит. Эта тема всплывает, например, в «Марионетках», «Фокуснике», «Танце злобного гения»... На что именно намекают эти песни?

Скажу вам так: я никогда не занимался пророчествами. Но, как показывает практика, я начал предвидеть разные события, сам того не подозревая. Вдохновение связывает меня с космосом, а оттуда приходит интуиция, и она иногда воздействует на сюжетную линию. Сюжет может оказаться пророческим через несколько лет после его написания. Но я не беру на себя слишком много. Я просто наблюдаю. В моём творчестве нет никаких отсылок к современной политической ситуации и так далее. Оно анализирует тот мир, в котором я непосредственно нахожусь, и людей, что меня окружают. Я изучаю, как подсознание действует на творчество и самовыражение. «Король и Шут» был королевством, и его мира нам всем было вполне достаточно. Теперь я создал своё маленькое княжество на территории этого королевства и расширяю его.

Российские рок-музыканты не слишком часто выпускают концептуальные альбомы, но группа «КняZz» тяготеет к тому, чтобы ломать стереотипы. Может ли в будущем появиться альбом, полностью посвящённый какой-то одной теме, - например, основанный на литературном произведении или мифологической концепции?

Создать такую работу гораздо сложнее, чем написать сборник разнородных песен. Основной сюжет, на который всё завязано, должен быть очень сильным. К подобному я пока не готов: мне надо формировать собственный стиль, аудиторию, самоут верждаться на сцене в новом амплуа, так что я буду некоторое время охотиться за хитами. Когда мы выплеснем весь первичный заряд, мы станем более свободными и сможем удариться в эксперименты. Это мечта любой группы - достичь такого уровня, чтобы аудитория уважала любую твою работу и пыталась понять, что ты хочешь до неё донести. Мы прислушиваемся к пожеланиям слушателей и стараемся удовлетворять вкусы самых разных поклонников, но основная наша задача - вести публику за собой и приобщать к тому, что для нас свято. Учить их нашему языку. Сделать так, чтобы они понимали рок-н-ролл во всех его проявлениях.

Не собирается ли группа «КняZz» писать песни на английском языке и выходить на мировой уровень? Есть ли в планах гастроли в дальнем зарубежье?

Я иногда задумываюсь, что для меня рок-н-ролл. Образ жизни и язык для общения или миссия? Вероятно, и то, и другое. Я считаю, что прошёл немалый путь, и всегда меня окружали и окружают люди, которые, как и я, не мыслят жизни без музыки. За границей живут точно такие же люди. У них есть свои проблемы, но я уверен, что мои песни, если их перевести на другой язык, не перестанут быть понятными. Хотя, если смотреть на вещи здраво, надо признать, что путь к мировому признанию совсем не прост. К тому же я большой поклонник родного русского языка. И, кстати, русскоязычной аудитории везде предостаточно, поэтому зарубежные вылазки я давно планирую.

Вы известны не только как музыкант, но и как оригинальный художник. Вы где-то применяете этот талант, кроме оформления альбомов? Не собираетесь создать что-нибудь вроде графического романа?

Я рисую параллельно с сочинением музыки, но не настолько продуктивно. В последнее время я решил более плотно этим заняться и готовлю дюжину разных работ. Я стараюсь иллюстрировать каждую песню на новом альбоме, а в будущем планирую нарисовать картинки ко всем песням группы «КняZz». Сейчас я освоил флэш-анимацию и надеюсь когда-нибудь сделать рисованный клип на одну из наших песен. Возможно, в столь кропотливом деле мне понадобится помощник. Для выставки у меня пока не хватает материала, но через год его будет гораздо больше.

Михаил Горшенёв упоминал, что собирается написать книгу в жанре фэнтези. Известно ли вам что-либо о сюжете той книги? Остались ли черновики, есть ли шанс, что книга будет дописана? И не собираетесь ли вы тоже попробовать свои силы в художественной литературе?

У нас с Михаилом было схожее качество: хвататься за интересные занятия, обещать, что скоро будут результаты, и откладывать всё на потом. Хотелось бы верить, что не всё им написанное было утеряно. Если я найду что-то в своих архивах - обязательно обнародую. Что же касается меня, то я не раз пробовал себя в литературе и даже кое-какие книги доводил до конца. Но это смешно читать. Я сейчас могу написать гораздо лучше, но пока не пишу. Всему своё время.

Какие фантастические книги, фильмы, игры вам нравятся? Вы могли бы назвать себя закоренелым фанатом какой-нибудь фантастической франшизы?

Охотно назову! Я большой поклонник «Властелина Колец» и волшебного мира «Гарри Поттера». Ещё мы с женой «подсели» на сериал «Игра престолов». Я приостановил исследование компьютерного мира, поскольку интересных игр становится всё больше, а времени на них - всё меньше. И выделю я, пожалуй, только «Корсаров». В этих путешествиях я провёл немало часов, несмотря на то, что моя любимая часть была вся в багах.

К моему большому сожалению, космическими сагами кинематограф нас радует не слишком часто. Я не люблю обыденный космос, который встречается во многих произведениях. Я люблю научную фантастику про открытие планет и загадки Вселенной. Мне нравятся и миры будущего, и далёкое Средневековье. Лучшим фантастическим фильмом я считаю «Аватар». Хочу ещё такого же! Люблю, когда умные люди снимают фильмы.

Если бы вам предложили возможность пообщаться с кем-нибудь из великих писателей, композиторов или художников прошлого, кто бы это был?

Полагаю, меня бы интересовали только писатели. А кто именно - их имена прозвучали в начале нашей беседы.

В одной из биографических книг я прочитал ваши слова о том, что вам приходилось сталкиваться с необычными явлениями. Вас нельзя назвать убеждённым скептиком. Считаете ли вы, что каждый человек должен время от времени оглядываться на потусторонний мир?

Я обожаю простонародные повествования о встречах людей с нечистой силой. В юном возрасте я был готов часами убеждать окружающих в том, что сверхъестественное существует. Но мне надоело себя расходовать попусту. Что мне с того, поверят в это другие или нет? Вопрос в том, во что верю я! Верить надо в Бога и в высшую силу, сотворившую нас. Эта вера куда более полезная, чем вера в чёрта. В чёрта надо не верить - его надо отрицать. Таким образом вы не дадите ему шанса пробраться к вам в душу. Так думают некоторые православные. Я с ними согласен, но вопросы всё равно остаются. Когда-то разговоры о других измерениях, НЛО были в диковинку, а нынче вам и без меня об этом расскажут уйму историй. Правда, веских доказательств, как и раньше, никто не предоставит. Поэтому верить или не верить - вопрос личный.

Певца посетил святой Николай-угодник

Певца посетил святой Николай-угодник

Ему подпевал весь Советский Союз - про «птицу счастья завтрашнего дня», «барабанщика», «малиновый звон». Улыбчивый, с шапкой курчавых волос, Николай ГНАТЮК выдавал один хит за другим, играючи завоевывая престижные премии музыкальных конкурсов. Но в перестройку певец неожиданно пропал с телеэкранов: как оказалось, его семья переехала в ФРГ. Мы разыскали Николая Васильевича в Баварии и узнали, как сегодня живет популярный артист.

- Николай Васильевич, Германия теперь - ваша вторая родина?

Еще Гете сказал: «Родина там, где твои дети». Сердце мое здесь, рядом с сыном, который окончил Мюнхенский университет и работает под Берлином. Я понимаю, что очень нужен ему. Но Германия вряд ли когда-нибудь станет для меня родной. Я патриот своей страны. И Россия дорога мне не менее чем Украина. Однако после чернобыльской аварии жена Наталья приняла решение эмигрировать с сыном Олесем в ФРГ. Я до сих пор протестую в душе, но что я мог сделать? Я еще некоторое время оставался на родине. Сразу после аварии на атомной станции специально организовали мой концерт в Киеве, чтобы проверить, осталась ли в городе жизнь. Казалось, страна замерла. Чуть позже мне дали народного артиста Украины. С интервалом в год я записал две пластинки - «Малиновый звон» и «Не оставь меня». И уехал к семье.

- Германия для вас была «обжитой» - вы ведь служили там в армии?

Служил в ГДР, в Веймаре. В армию пошел добровольно, понимая, что долг Родине надо отдавать. Уволился из ансамбля «Мы - одесситы» и через десять дней уже был в части. Меня, как музыканта, определили в коллектив, выступавший на вечерах танцев для русских семей. Вскоре я заметил, что люди приходят не танцевать, а слушать: ко мне впервые пришла уверенность артиста. Решил поступать в Ленинградский мюзик-холл. А в Германии попел меньше года: ностальгия замучила. Бывало, прятался за киоском, смотрел на отходящий в Союз поезд - так истосковался по родине! Пришел к командиру и заявил: «Если не отправите в СССР, совершу непоправимое - ударю проходящего мимо человека! И вы меня отправите домой в 24 часа». Меня отпустили в Ленинград, я стал учиться в студии мюзик-холла. И скоро понял, что надо искать работу: жить было не на что. Устроился в знаменитое ВИА «Дружба», стал ездить с ними с гастролями.

- Свое первое выступление помните?

О, да! Я работал в эстрадном оркестре «Мы - одесситы». Перед выступлением распевался в гримерке, в которой было много других артистов. Один из них сказал сквозь зубы: «Заткнись!» Я не послушался. Парень ударил меня в лицо. На сцену я вышел побитый, зато распетый! Спустя годы мы с тем человеком снова встретились. Я уже был знаменит, он попросил о каком-то одолжении. Было заметно, что он смущен из-за той истории, но я его успокоил. Надо учиться прощать.

- Писали, что на конкурсе в Сопоте, где вы заняли первое место, Пугачева пыталась вас «устранить» ради своего протеже. Накануне выступления пригласила на вечеринку в ресторан, откуда вы смылись через черный ход. Правда, что конфликт с примадонной на время перекрыл вам кислород на эстраде?

Неправда. В Сопоте Алла Борисовна сказала обо мне: «Хороший парень, но ленивый». Я тогда повел себя неправильно: обиделся и не пришел на ее банкет. Сейчас мы с Пугачевой в хороших отношениях.

- А с органами вы не конфликтовали? КГБ вас не вербовал?

У меня с этим органом сложились дружеские отношения. Еще с армии. Когда наших ребят отпускали в СССР на побывку, те старались везти с собой как можно больше вещей. Дефицит же был жуткий! Даже армейские часы и радио продавали. Когда я вернулся в ГДР при часах, меня вызвали в кабинет начальника: «Почему ты их не продал? Все так делают!» Далее начали намекать, что, возможно, я бы мог… Я все понял правильно и ответил: «Возможно, я был бы неплохим разведчиком, но лучше стану очень хорошим певцом!»

Другая любовь

- Николай Васильевич, вы ничего не рассказываете о жене. Как, к примеру, вы познакомились?

Я пришел в гости к журналистке на интервью. Увидел пухленькую девушку Наталью и подумал: вот бы мне такую. Она оказалась умненькой. Потом еще и похудела...

- Правда, что вашим сватом стал космонавт Гречко?

Мы встретились на съемках. Он пригласил в ресторан. А я как раз собрался идти свататься! Гречко схватил принесенный им ящик яблок, и мы отправились к Наталье. Она уже была беременна, а я созрел для семейного гнездышка.

- Почему ваше гнездышко разрушилось?

Я понял, что моя профессия не предполагает семейной жизни. Я целиком принадлежу творчеству. Наталья хотела сниматься в кино, но пожертвовала мечтой из-за меня. Сегодня она преподает танец и счастлива.

- Кто стал инициатором разрыва?

Я. Наташа долго не соглашалась, все пыталась узнать, есть ли у меня другая. Это все происки недоброжелателей. Кто-то подослал ко мне «шпионку», которая изо всех сил пыталась меня соблазнить. Кое-что ей удалось… Наталья не понимала, что надо плечом к плечу стоять с мужем, переживая невзгоды и радости вместе. Она повела себя иначе.

- Сын переживал?

Нам с Наташей удалось остаться в дружеских отношениях. Иногда она приглашает меня в гости. Думаю, сын не почувствовал себя одиноким.

- Правда, что в этот период вы стали выпивать?

Было дело. Я приезжал в Германию к сыну, проводил с ним день, а когда он уходил домой, оставался на улице. Вот тогда-то меня и тянуло в бар. Но именно ради сына я и бросил пить. Не мог являться к нему в таком состоянии, поэтому вовремя остановился.

- Почему вы не женились снова?

Однажды я забирал сына из детского садика. Он поднял на меня глазки и спросил: «У нас что, будет другая мама?» - «Есть только ты, я и мама. Больше никого не будет», - сказал я. И выполнил обещание. Хотя поклонницы вокруг меня всегда были. Есть одна постоянная в Прибалтике - все время звонит. Вторая - в Москве. Но они хотят семью, а я не хочу их обманывать. Я вообще стал задумываться об обете безбрачия. Сейчас к нему готовлюсь.

- Как же жить без любви?

Я увидел другую любовь. Сейчас собираюсь съездить в Бари к мощам святителя Николая, который накануне мне явился. У Чудотворца голубые глаза, а в них любовь безмерная, невероятная! На земле такой нет...

В 47 лет вы поступили на миссионерское отделение в Белгородскую духовную семинарию. Стали выпускать сборники с духовными песнями - что вас к этому подтолкнуло?

Я просто был в церкви, и батюшка подсказал: «Тебе надо срочно поступать в семинарию». Потом у меня было видение: проходил мимо храма и увидел святителя Иоасафа Белгородского в окошке. Сначала думал, показалось. Но на следующий день все повторилось. Семинарию я так и не окончил - ушел после второго курса. Но время, проведенное там, заставило меня на мир по-другому посмотреть. Этот духовный поиск и есть моя «птица счастья».

- Как человек верующий, от какого греха вы стремитесь избавиться?

В 1978 1979 1980

В 1980

В 1985 1987

Его возвращение в 1993 1996

Родился в семье председателя колхоза и сельской учительницы. Окончил Ровенский педагогический институт (музыкально-педагогический факультет). Творческую карьеру начал в ансамбле «Мы - одесситы». Учился в студии Ленинградского мюзик-холла и параллельно гастролировал с самым старым в СССР ВИА «Дружба».

Успех случайной записи с оркестром Ростислава Бабича и телегеничность довольно быстро сделала его желанным гостем в студиях - с экрана зазвучали «Девчонка из квартиры 45», «Крылья удачи», «У веселого клена», «Если город танцует».

В 1978 году он стал победителем второго конкурса артистов эстрады Украины в Запорожье. В 1979 году Гнатюк занимает третье место на VI Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, это открывает ему дорогу за рубеж. Песня Давида Тухманова «Я с тобой танцую» приносит ему Гран-при конкурса эстрадной песни в Дрездене, а «Танец на барабане» Р. Паулса - первое место фестиваля Интервидения в Сопоте 1980 года. Через год у Гнатюка ещё один супер-хит - «Птица счастья».

В 1980 году он недолго пел с ВИА «Мальвы», затем со своим ансамблем «Бенефис», после чего с сильной джаз-роковой командой «Кроссворд», с которой была записана первая сольная пластинка с переводами французских шансонов. И снова смена коллективов: Государственный эстрадный оркестр под управлением А. Ануфриенко, ВИА «Мрия», свой ансамбль «Праздник».

Широко известны песни Гнатюка «Танец на барабане» (Р. - А. Вознесенский), «Птица счастья» (А. Пахмутова - Н. Добронравов). В телевизионном интервью Д. Николай Гнатюк рассказал историю, происшедшую с ним в Сопоте. Тогда примадонна советской эстрады возглавляла жюри конкурса, при этом проталкивала свою кандидатуру, а Гнатюка просто решила убрать. Метод был использован простой - она пригласила Николая на вечеринку в ресторане накануне конкурсного выступления. Но парень оказался не промах: вышел из зала через черный ход и прямиком в гостиницу, затем спустился из номера и сказал портье, что уходит прогуляться, а сам проскользнул обратно в номер и закрылся. Там он спокойно выспался, а в это время примадонна подняла всех на ноги в поисках Гнатюка. Но безрезультатно. На следующий день Гнатюк весьма успешно выступил, чем расстроил недоброжелателей.

В 1985 году выходит вторая пластинка Гнатюка с песнями Евгения Ширяева, записанная с ташкентским ВИА «Лабиринт». К тому времени ажиотаж вокруг творчества Гнатюка гаснет и он, редко попадая на телеэкраны, постепенно теряет популярность - не помогают и собственные композиторские попытки. Но в 1987 году неожиданно он находит свою песню - Александр Морозов пишет для него «Малиновый звон», через год «Белые ставни» - наступает вторая волна его популярности, он удостаивается звания Народного артиста Украины. Пользуясь этим, Гнатюк, с интервалом в год, записывает две долгоиграющих пластинки - «Малиновый звон» и «Не оставь меня» и неожиданно на несколько лет оставляет украинскую эстраду (по семейным обстоятельствам он проживает в ФРГ, куда уехала его бывшая жена с сыном).

Его возвращение в 1993 году поклонники встретили с энтузиазмом, а украиноязычная песня «Час рікою пливе» («Время рекой плывёт»), что называется, пошла в народ. Одноименный альбом (на кассете и CD) был выпущен летом 1996 года с лейблом «НАК», знаменуя очередное возвращение Гнатюка на отечественную поп-сцену.

Одной из наиболее мелодичных песен, написанных в период возрождения, можно назвать «Ой, смерека!».

Репертуар Гнатюка практически поровну составлен из украинских (в большинстве постсоветских) и русских (в большинстве советских) песен.

Сын Гнатюка вырос в Германии, в фактически онемеченной семье и не собирается возвращаться на Украину. Гнатюк периодически встречается со своим сыном и стремится поддержать в нем огонёк любви к малой Родине. Вероятно, именно своему сыну Гнатюк посвятил одну из своих наиболее сильных украиноязычных лирических песен - «Повертайся, сину» («Возвращайся, сын»), в которой звучит призыв возвратиться из чужих краёв на историческую родину.

В жизни ему часто приходилось отвечать отрицательно на глупый вопрос о родственных связях с оперным певцом, народным артистом СССР Дмитрием Гнатюком.

В 2002 году Николаю Гнатюку было присвоено звание «Почётный гражданин города Могилёва» за большой вклад в развитие национальных культур Беларуси и Украины.

В возрасте 47 лет он поступает на миссионерское отделение в Белгородскую духовную семинарию. В его репертуаре появляются песни духовного содержания. Один из последних музыкальных альбомов певца называется «Господи, помилуй», а последняя версия вышла с дополнениями под названием «Господи, спаси, сохрани». В этот последний альбом вошли песни на стихи Вадима Крищенко: Вера (музыка Гнатюка), Почаев, Монахи, Малая Родина, Пора покаянная (иеромонаха Романа), Ксения блаженная (аранжировка Гнатюка), Малиновый звон, Аве мария (слова Гнатюка), и песня о Святом Николае (музыка и слова Гнатюка). Запись выпущена Свято-Успенской Почаевской лаврой.

Николай Гнатюк

Николай Гнатюк - один из самых таинственных певцов советской эстрады. Его слава взлетела до небес, едва он исполнил "Танец на барабане". "Малиновый звон", "Моё детство - красный конь", "Девчонка из квартиры 45", "Зорька алая", "Птица счастья" - это тоже его. Прошёл уже не один десяток лет, а все эти песни - до сих пор хиты на любом застолье. Что уж говорить тогда о восьмидесятых! Популярность Гнатюка была поистине всенародной, хотя на сцене он всегда стоял несколько особняком. А потом Гнатюк вдруг исчез. Перестал мелькать на телевидении, давать многотысячные концерты. Поползли слухи, что он нехорошо кончил, едва ли не сидит в тюрьме...


Вопреки ходившим тогда по стране слухам, к известному советскому оперному певцу Дмитрию Михайловичу Гнатюку Николай никакого отношения не имел. Отца его звали Василием, и служил он народу, будучи председателем обычного колхоза в селе Немировка Хмельницкой области. Там же 14 сентября 1952 года и родился Николай.

Деньги пением, как настоящий украинец, Коля начал зарабатывать с малолетства. Ещё в четырёхлетнем возрасте, когда приходили гости, родители ставили дитя на табурет и просили спеть. Мальчик честно пел, за что получал заслуженный гонорар - один рубль.

В их селе была только начальная школа, и после четвёртого класса учиться приходилось ездить в ближний районный центр Староконстантинов. Там одноклассник Николая привел его в хор музыкальной школы. Дирижёр Сергей Кириллович Семёнов прослушал и зачислил солистом.


Семья Николая поощряла его увлечение музыкой. Мама сама хорошо пела, хотя всю жизнь проработала сельской учительницей. Отец, не зная ни одной ноты, по слуху виртуозно играл на трубе. Но для семьи его талант был сущим наказанием, потому что отца приглашали играть на свадьбах, где музыкантам полагалось напиваться наравне с гостями, поэтому Коля с мамой частенько прятали трубу, чтобы отец не смог пойти по очередному приглашению. Каждый раз разыгрывался целый спектакль. Потом, к счастью, отец оставил такую "музыку" и серьёзно занялся сельским хозяйством.

Окончив Ровенский музыкальный пединститут, Николай получил специальность учителя пения. Однако вместо того, чтобы учить детей пению, он без всякого распределения пришёл в Одесскую филармонию. И сразу в отдел кадров. Там были обескуражены его наглостью: "Что же вы сразу к нам? Может быть, сначала себя покажете?" А в зале как раз репетировал оркестр "Мы - одесситы". Николай спел там пару песен, и его неожиданно взяли. За два года он объездил с гастролями полстраны. Без отрыва от сцены закончил эстрадную студию при Ленинградском мюзик-холле. Работал в легендарном ансамбле "Дружба".

Но скоро филармоническая работа перестала Гнатюка удовлетворять, и как-то на гастролях по Харьковской области он вдруг спросил себя: "А что я здесь делаю?" После чего самовольно "снялся с маршрута", оставив дирижёру записку: "Простите, я уезжаю. Прошу трудовую книжку выслать по такому-то адресу". А в родительском доме его ждала повестка в армию. И дней через десять он уже был солдатом "ограниченного контингента советских войск в Германии".

В Доме офицеров в Веймаре, где он пел в ансамбле, часто бывали танцы. Большинство песен его тогдашнего репертуара были о доме. Ностальгия - сильное и объединяющее чувство... Однажды офицеров повезли на экскурсию в Дрезденскую картинную галерею. Гнатюк поехал с ними, чтобы проверить тезис институтского преподавателя по эстетике: "Сикстинская Мадонна" Рафаэля очищает душу". И действительно, эта картина его ошеломила. А спустя два года он вернулся в Дрезден. Но уже как участник популярного тогда в Европе шлягер-фестиваля.

В Дрездене он взял Гран-при с двумя немецкими песнями "Наверное, мне всё это только приснилось" и "С удовольствием танцую". Пел по-немецки (язык выучил в армии). Никто не верил, что Гнатюк русский, думали, швед. Это была фантастика. Николай получил мешок денег и по совету Павла Слободкина, руководителя "Весёлых ребят", устроил банкет и пригласил всех. Пришли даже Карел Готт, Дин Рид и посол СССР. Среди гостей оказался и директор Сопотского фестиваля пан Сикорский, который вскоре прислал в Москву запрос на Гнатюка. Для Сопота и родилась песня "Танец на барабане".

Как вспоминает Николай, он здорово переживал, что не с чем ехать. Три дня бродил у Останкинской телебашни, придумывая свой номер. Ведь, чтобы тебя заметили, недостаточно просто спеть. Он хотел жонглировать, играть на баяне... И вдруг вспомнил, что в институте практиковался на ударной установке. Тогда и понял, о чём будет песня. Его знакомые на радио дали прослушать присланную Раймондом Паулсом кассету с новыми мелодиями. Одна вещь ему особенно понравилась своей импульсивностью. Андрей Вознесенский написал текст на его сюжет, и через неделю песня была готова.

К слову, "Танец на барабане" была далеко не первая его "хитовая" песня. До этого в телепередаче "Утренняя почта" уже звучала "Девчонка из квартиры 45". Народ её принял. Но "Барабан" после сопотского Гран-при действительно забарабанил "на всю планету". Весь Советский Союз, да и всё прогрессивное человечество, как тогда называли у нас жителей стран соцлагеря, толком не запомнив ещё имени певца, дружно пела про барабан и заваливала телевизионную "Утреннюю почту" просьбами повторить полюбившуюся песню. И сам Николай закрутился-завертелся, исполняя песню то тут, то там: бывало, завтракал в Берлине, обедал в Праге, а ужинал в Хельсинки...

Вплоть до второй половины 80-х певец собирал стадионы и концертные залы. А в 1986 году после аварии на Чернобыльской АЭС и концертов там 34-летний Николай почувствовал себя неважно. Именно это обстоятельство вынудило его вместе с женой и пятилетним сыном Олесем покинуть СССР. Тогда его приняла Германия.

Долгое время о популярном певце не было ничего слышно. На слуху были две версии его судьбы. Согласно первой он по старой русской эстрадной традиции спился, по второй - ушёл в монастырь. И хотя обе версии были неверными, вторая к истине была гораздо ближе.

В его жизни действительно началась чёрная полоса. И виноват в этом оказался он сам. Когда Николай Гнатюк был на пике популярности, тысячи людей искали с ним дружбы. А если уж не дружбы, так хоть выпить в одной компании. В одной, потом в другой, в третьей... Не закружиться в этой развесёлой череде гулянок сложно любому. Но так сошлось, что Николай в то время переживал личную драму. Его жена была заурядной танцовщицей и несостоявшейся киноактрисой, которую не устраивал статус только "жены Гнатюка". Она жутко ревновала Николая, и весь этот шум вокруг него её не радовал, поэтому им пришлось развестись. Гнатюку, естественно, просто не к кому было возвращаться. А в шумных загульных компаниях все были такие близкие, такие весёлые!..

Сейчас Николай не любит вспоминать это время. Когда от его жизни остался один огарочек, он пришёл к Церкви, надеясь хоть там укрыться от обуревавших его демонов тщеславия... Гнатюк на полном серьёзе собирался уйти в монастырь. Обучался даже в Белгородской духовной семинарии (кстати, имел четвёрку по пению). Но... наставники объяснили Николаю, что его миссия - всё же быть артистом, а не священником.

"К Богу я шёл шаг за шагом долгие годы, - рассказывает Николай. - В детстве на огороде я нашёл священнический крест. Он до сих пор со мной, это моя реликвия. Крестился в 21 год в Одессе. Перед отъездом туда мне приснился чудесный сон: вокзал, а около него - величественный собор. Приехал в Одессу, выхожу на привокзальную площадь и - о чудо! - передо мной стоит тот самый храм! Правда, был он тогда без крестов, и в нём располагался планетарий, но я его узнал сразу".

Уже будучи известным певцом, Николай часто пел на клиросе в лавре. И эстрада его вере не мешала: "Тогда можно было петь, не продав душу. И песни я пел добрые, по сию пору от них не отказываюсь. Особенно от "Малинового звона", пою его на каждом своем концерте".

Сейчас Николаю 56-лет. За время своей карьеры он выпустил восемь дисков, снял четыре видеофильма. На телевидении старается не показываться, считает, что на нём слишком мало добра, зато радио любит и охотно по нему выступает. Во второй раз ещё не женился, хотя не отрицает, что такое может произойти. После развода с первой женой у него было несколько попыток завязать новые серьёзные отношения. Но почти всегда Гнатюка смущало, что в нём видели не просто гарного хлопця Колю с Хмельнитчины, а популярного певца Николая Гнатюка. В общем, подходящую женщину он так и не встретил. "Возможно, это мне воздаётся по моим грехам, по моей гордыне. А возможно, те цели, которые я перед собой ставлю, и не подразумевают семейных отношений. Но у меня прекрасный сын. И значит, не всё так плохо".

Кстати, у его 26-летнего сына Олеся есть всё, что поможет стать ему суперзвездой: у него хороший голос, приличное музыкальное образование, знание языков. В одном немецком колледже он уже получил диплом менеджера автомобильного бизнеса. Сейчас учится в вузе на экономиста. Обожает возиться с машинами. И время от времени воспитывает Николая. Например, недавно Олесь составил список жизненно важных принципов, которых певец должен придерживаться. Первым пунктом значится: "Не пить!"

"Честно признаюсь, я бы не хотел, чтобы мой сын пошёл по моим стопам. Эстрада - тяжелейший труд с непредсказуемыми результатами. Что ты несёшь людям со сцены? Какие чувства пробудил? Рано или поздно за всё это придётся ответить".

В последние годы народный артист Украины Николай Гнатюк "сам себе казак". Долгосрочными контрактами ни с кем не связывается. Много гастролирует, отдыхать себе позволяет только пару недель зимой. В Киеве бывает редко (за год может набежать не более месяца...