Нейромонах Феофан: «В небольших городах люди ведут себя более открыто и раскрепощенно. Нейромонах Феофан - кто это на самом деле и чем знаменит? Как такое возможно

В 2009 году. Выступления коллектива стилизованы под русские народные танцы и песни с балалайкой, но в смешении с электронной ритмичной музыки в стиле drum-n-bass (драм). Изначально проект воспринимался шуткой, быстро разлетелся по Сети с хитами про «Ядрёность – это образ жизни», где Нейромонах, нарочно окая, распевает про широту русской души под бешеный тусовочный ритм.

Прошло 7 лет, и вот уже Феофан гастролирует по городам России, где собирает залы поклонников. С ним ди-джей Никодим и Медведь. Команда не открывает лиц, считая, что их образы отвлекают от главного – музыки и эмоций.

Трое приходят ко мне в редакцию шумно, что не удивительно — где вы видели, чтобы такие персонажи не обратили на себя внимания? Впереди всех идёт Медведь, с торчащими пузом, его хочется сразу потрогать. Мишка тёплый — в костюме внутри очень жарко. Косолапый практически не общается с нами, да и что нужно говорить лесному зверю? Себе на уме сидит рядом, изредка шутит и оживляется только, когда речь зашла про чикойские кедровые орехи, которыми я пообещала его угостить.

Никодим бренчит на балалайке, что ему в голову придёт. Он самый модный в коллективе — носит косоворотку, растрёпанную бороду и трендовые очки Ray Ban. Феофан — будет повыше друга, статный с басистым голосом. Лица его не видно за плотным капюшоном, только пышная борода выглядывает из-под материи. В руках монаха посох, который он сделал сам в начале музыкальной карьеры. Сказал, что он к девицам женихов приманивает, и дал мне подержать.

— Как вы познакомились с Медведем и Никодимом, как решили создать коллектив?

— Своя легенда про это есть, мы познакомились все в нашем лесу родимом. Но история попадания в лес - тайна. Оттуда и пошло творчество, там из глубин черпаем вдохновение. Природа сама даёт идеи, которые хочется передать. Никодим, вот, в лесу на балалайке научился играть.

— Почему вы в названии коллектива использовали слово, похожее на сан православного священника? Что оно означает?

— Приставка «нейро» указывает на связь с нервной системой, то есть с органами чувств. А монах, в первую очередь, есть отшельник. Я думаю понять можно, когда послушаешь наши песни, конкретно объяснять это не нужно.

— Что вы хотите донести до слушателя?

— Главное, что мы пытаемся донести до своих слушателей — ритмичную музыку и светлые эмоции в ней. Ничего больше. Поэтому и не показываем лиц — внимание не должно рассеиваться.

— Для слушателей ваш образ, скорее, шутка. Сочетается ли смех и тот светлый посыл, который вы несёте?

— Сочетается великолепно! Мы сначала всерьёз сами не воспринимали, просто делали, что хотелось. И не думали, что всё так пойдёт дальше, люди начнут отзываться, начнём гастролировать. В прошлом году доехали на автобусе до Иркутска. До Читы ещё не получилось. Добрались в первый раз.

Пока нам нравится, здесь отличные позитивные люди. Люди вообще везде радушные. Перед тем, как попасть в новый город, мы внимательно изучаем его историю, его особенности, говор. Например, уже знаем про ваш краеведческий музей, Церковь декабристов, буузы, дацан. Даже знаем, на какой высоте над морем находится Чита.

— На какой же?

— Где-то около 670 метров.

— Ибо сие есть Драм Древнерусский, из глубины веков возродившийся. Балалайка и драм вообще по энергетике очень схожи, отчего бы и не соединить.

— Вы не сразу стали выступать — сначала получили известность в интернете. Как решились давать концерты? Не было ли страшно?

— Решились легко, страшно не было! С каждым разом выступать всё интереснее, концерты наши же не просто выступление на сцене, а что-то похожее на шоу. Мы с собою везём очень много костюмов, инвентаря, предметов разных, сзади нас на сцене проецируется видео. Хотим чем больше, тем лучше. У меня есть посох с лазерными лучами — сделал из дерева, засохшего около дома, ещё в 2009 году.

— Вы знаете про битмейкера Oligarkh (читает молитвы под ритмичную мелодию — И.Х.) ? Не думали с ним совместно поработать или с кем-то ещё, кто продвигает идею широты русской души?

— Мы вообще редко думаем о таком. У нас направленность разная, так что вряд ли получится. Хотя время покажет.

— Что значит слово ядрёность, встречавшееся в названии одного из ваших первых хитов?

— Это образ жизни же! Состояние задора, когда энергия пышет через край. Во всём проявляться может, в танцах, например.

— А он закреплён надёжно.(даёт потрогать рукой, как капюшон держится на чем-то подобном шапке)

Фотография © Евгений Петрушанский

Никто не знает ни имени, ни лица этого человека, хотя он дает концерты и написал уже два альбома: «В душе драм, в сердце светлая Русь» и «Велики силы добра». Первым впечатлением от прослушивания древнерусского драма нейромонаха Феофана может быть ощущение иронии. И само название проекта - «Нейромонах Феофан», и название первого альбома («В душе драм, в сердце светлая Русь »), да и сами тексты отчасти могут располагать к такому впечатлению. Однако мы сильно ошибемся, если увидим в проекте «Нейромонах Феофан» одну лишь иронию над русской религиозностью, квасным патриотизмом и русским бытом в целом. Иронии-то тут, пожалуй, меньше всего.

Мы сильно ошибемся, если увидим в проекте «Нейромонах Феофан» одну лишь иронию над русской религиозностью, квасным патриотизмом и русским бытом в целом

А что же здесь тогда, если не ирония? - спросишь ты меня, проницательный читатель. Я полагаю, что здесь мы имеем дело с очень добротной работой с почвой, с материалом, отчего проект нейромонаха Феофана получается настолько самобытным. Действительно, подобного, если я не ошибаюсь, еще не появлялось в нашей музыке. Именно работа с почвой, с родным материалом - вот что давно уже требовалось нашей музыкальной области. Что я имею в виду под работой с почвой? Например, если я делаю, скажем, рэп, и хочу при этом, чтобы мой рэп был самобытным, не похожим на западный, аутентичным, то я должен вложить в него оригинальные смыслы, должен напитать его философией отчего края, соками родной земли. Естественно, я также должен поработать над формой. Однако ж если мы посмотрим на нашу сегодняшнюю национальную музыку, каковой является русский рэп, то мы увидим, что рэп, сделанный, скажем, в городе Чите ничем принципиально не отличается от рэпа, сделанного, например, в городе Воронеже. Почему так? Да потому что там одни и те же темы, одни и те же смыслы, сюжеты, проблемы, и даже бит сделал один и тот же битмейкер… В результате мы и имеем то, что имеем, а именно перепроизводство однотипного серого рэпа, подражательного и предельно неоригинального, однако при этом уверенного в своей невероятно оригинальности.

Совсем не то у нейромонаха Феофана, который и легенду сочинил прекрасную, и компанию себе подобрал отличнейшую (Медведь и битмейкер Никодим), и песни поет задористо. И словарь свой собственный придумал, вернее не придумал, но взял себе на вооружение кое-какие древнерусские словечки, наполнив их своими коннотациями. Актуализировал, одним словом. Например, «Ядреность» - это, по Феофану, образ жизни, который проявляется в том, что человек буквально источает позитивную энергию, пускается в пляс по поводу и без повода и вообще склонен к веселью. Ну и так далее. А еще нейромонах Феофан призывает приходить к себе на концерты в рубахах и лаптях, из-за чего у мастеров лаптеплетения прибавилось заказов перед концертами нейромонаха. Вот и складывается уже образ жизни…

Повторюсь, что воспринимать творчество нейромонаха Феофана как иронию или как стеб над русским православным укладом жизни ни в коем случае нельзя. Это именно проект (да, пусть коммерческий, да куда ж без этого нынче?), который работает с аутентичным материалом и притом работает с ним блестяще! Кто увидел здесь иронию над русским православием и патриотизмом, просто ничего не понял.

Каждое слово альбома «Велики силы добра» очень доброе, теплое, светлое, дружеское, и весь альбом выходит таким

Кого-то может покоробить словосочетание «древнерусский драм». Ну вот тут-то как раз и есть ирония. Причем ирония, скорее, над драмом как жанром. Поскольку слово «драм» нейромонах Феофан также наделяет какими-то своими дополнительными смыслами. Этот самый древнерусский драм есть ирония еще и потому, что, как уже успели заметить дотошные до определения ярлыка, ой - зачеркните! - т. е. жанра, музыкальные критики, это никакой не драм, а просто-напросто электропоп с элементами фолка. Пусть так, от этого дело не меняется.

Скажем также пару слов о последнем альбоме нейромонаха Феофана «Велики силы добра ». Не удержусь и скажу от себя, что альбом - замечательнейший! И прибавлю: зело замечательный!

« Много грязных, бесполезных слов» - поет Феофан. С уверенностью можно сказать, что ни одного такого бесполезного слова в альбоме нейромонаха нет. Каждое слово альбома очень доброе, теплое, светлое, дружеское, и весь альбом выходит таким. Альбом, по сути, по сюжетике, повествует о том, как Феофан вместе со своими друзьями Медведем и Никодимом оставляют за спиной шумный город (песня «Пойдем со мной») и отправляются в деревню, чтобы там играть древнерусский драм и веселиться. Собственно, больше им ничего и не надо, разве что только им хотелось бы, чтобы и мы веселились вместе с ними, поэтому они приглашают нас с собой.

Нейромонах видит вокруг одно добро и приглашает к веселью по такому прекрасному поводу. Вот уж и вправду, «чистому все чисто»!

Альбом о дружбе, о веселье, о добре, о любви к природе. О том, собственно, что велики силы добра! И хотя нейромонах ни разу, кажется, в альбоме не произносит ни слова Бог, ни слова Церковь, да и в интервью, как говорят, принципиально отказывается говорить о религии, тем не менее, само настроение альбома - светлое, доброе - нельзя воспринимать только лишь в светском ключе. Да и само обращение к теме русского монашества и вообще русского быта говорит само за себя. Даже если это обращение лишь на уровне атрибутики, все равно - сама атрибутика для слушателя обладает ценностью. Впрочем, нейромонашество можно воспринимать и как современное юродство, кто знает!… Юродивый же не растолковывает нам догматы и нюансы той или иной теологумены, но он иными способами говорит с нами! (сравните нейромонаха Феофана с санкт-петербургским рэп-юродивым МС Покайся, которого вы можете совершенно случайно встретить на улицах северной столицы и послушать его православный фристайл).

Во всяком случае, очевидно, что альбом силен своим светлым и добрым настроением, прежде всего, а не мыслью. Нейромонах видит вокруг одно добро и приглашает к веселью по такому прекрасному поводу. Вот уж и вправду, «чистому все чисто»! А когда вокруг нас только негатива, злобы и лжи, как важно вспомнить про свет подлинного простого человеческого добра!

Потому и благодарствуем за сей месседж нейромонаху Феофану!

Любомудр Андрей

Комментирует протоиерей Игорь Фомин.

Здравствуйте! В развлекательном медиапространстве появился новый персонаж, который быстро завоевал популярность среди молодого поколения. Существует музыкальный проект, создающий авторскую музыку в направлении фолк со смешением электронной музыки, так называемый Drum and Bass . Все бы ничего, оригинальная и интересная идея, но солист коллектива одет в кощунственное подобие монашеского одеяния и называет себя «Нейромонах Феофан». «Актуальный комментарий» прямо сейчас, гость программы - протоиерей Игорь Фомин.

Батюшка, здравствуйте!

Здравствуйте!

- Как такое возможно?

В погоне за популярностью человек очень часто забывает границы дозволенного, границы своей безопасности, как физической, так и духовной. Человек, о котором Вы сейчас говорите, забыл границы своей духовной безопасности. Очень часто, когда ты за чем-то гонишься, что-то преследуешь, ты пренебрегаешь правилами и заступаешь за запретные линии. Этот музыкант заступил за запретную линию духовной безопасности.

- Причем он ведет за собой молодежь.

Молодежь ведет. Смущает это молодежь? Это возможность посмеяться и поглумиться?

Вы знаете, я скажу, что он не смущает молодежь. Аудитория, которая находится на его концертах, - это (я не побоюсь этого слова) беснующаяся толпа.

Смущает не в том плане, что молодые вдруг стали как-то стыдливо отводить глаза… Если б это было - это было бы прекрасно. Он дает им мнимую свободу от ограничений каких-то правил приличия. Нельзя высмеивать то, что дорого другому, и нельзя над этим глумиться.

- Тут человек не стал брать образ мусульманина, буддиста, это нападки именно в сторону православия.

Естественно, мы же с Вами прекрасно понимаем, что, кто бы там ни был... Одна телеведущая надела священнические одежды и провела фотосессию, кто-то станцевал в православном храме. Они хоть и кощунники, но не совсем безмозглые люди, они же прекрасно понимают, что жизнь - это единственное, что у них есть, земная жизнь - это единственное, что они могут пройти, а дальше у них нет будущего после смерти. Поэтому эту жизнь они хотят так прожить, чтобы «эх!», чтобы все кругом зазвенело. К сожалению, даже этого не получится, потому что, когда нас настигнет раскаяние, когда нас настигнут угрызения совести…

- Когда нас настигнет час смертный, никто не знает.

Ну, это же далеко. Когда к нам придет Отец, Он нам ничего не скажет, Он просто посмотрит в наши глаза, а мы увидим Его глаза. И что тогда будет твориться в душе у этого человека, этого «нейромонаха», как он сам себя называет? Господь не накажет его прямым методом, он сам себя уже наказал. Захочет Господь наказать - разум отнимает.

Мы здесь видим, что этот музыкант разрушает то, на чем, наоборот, надо было созидать. Он разрушает свою платформу безопасности, свою платформу устойчивости в этом мире. Он думает, что везде устоит? Нет, он не сможет, Россия не сможет устоять без православия, России не будет без православия. И тот, кто разрушает эту основу, должен в первую очередь об этом задуматься. Мы сформировались как православные, мы сформировались как общество, которое без Бога не мыслится быть даже русскими, как говорил Федор Михайлович Достоевский. Поэтому - только сожаления.

Давайте помолимся, чтобы Господь безболезненно вразумил, даровал человеку возможность покаяния. Кстати, очень часто бывает, что люди, которые вот так себя ведут, через какое-то время приходят на исповедь, перерождаются и потом служат делу проповеди Христа. Не будем ходить далеко и возьмем Савла, который вдруг в одночасье переродился в Павла.

Ведущий Александр Крузе

Записала Анна Солодникова

— Как в таких небольших городах, как Липецк, воспринимают вашу музыку?

Феофан : Вот лучше всего! Как раз за счет того, что город провинциальный, обычно на выступления приходят компании, в которых все друг друга знают, поэтому они более открыто и раскрепощенно себя ведут. Так что зачастую в небольших городах проходит все более энергично. Чувствуется какая-то большая общность что ли.

Липецк уже пятый город, в котором вы презентуете свой новый альбом. Что-то запомнилось на концертах в других городах?

Феофан : В каждом городе что-то свое. В Воронеже, например, были двойные хороводы. В Туле было очень плотно. Народу было много, а площадка не очень большая. Вот там был слэм очень неистовый. Там все прыгали, и смотрелось это очень эпично.

Никодим : В Брянске, например, было очень семейно. Там очень низкая сцена, и зрители фактически были прямо перед нами.

Феофан : Мы там в зал ходили.

- А не боялись, что вас раскроют?

Феофан : Да ну, все же люди адекватные. Никому это не надо.

Читала, что в Брянске концерт оказался на грани срыва из-за звонков от анонимов, которые настоятельно рекомендовали его отменить.

Феофан : Я сейчас объясню. На самом деле, там просто была небольшая проблема с организаторами, и концерт просто перенесли на другой день. А никаких подобных вещей там не было. У нас же нет никаких оскорбительных текстов, провоцирующих. Все очень по-доброму.

В своем интервью Юрию Дудю вы говорили, что уважаете творчество такого исполнителя, как Big Russian Boss. Когда он выступал у нас в Липецке, то на концерт пришли, в основном, школьники. А вы можете примерно обрисовать образ своего поклонника?

Феофан : Что касается Big Russian Boss, то мы за любое творчество. Мы за максимальное разнообразие и отсутствие рамок в творчестве. Главное, чтоб Никодим только поменьше пел (смеется).

Никодим : Пытаюсь петь, рвется из души все.

Феофан : Он как запоет, его не остановить. Ну, это я все шучу, конечно. А что касается поклонников, то очень широкий спектр. У нас была на женщина, ей 62 года, она танцевала перед сценой весь концерт. Я не знаю, откуда у нее столько сил. Они тремя поколениями приходили - внук, мама и бабушка. Нравится и маленьким детям даже, но они, правда, вряд ли придут на наши выступления. Не на колясках же их везти?!

- Ваше интервью Дудю скоро наберет три миллиона просмотров . Вы как-то смотрите за комментариями в соцсетях, следите, что пишут фанаты?

Феофан : Я иногда отвечаю во «Вконтакте», когда что-то спрашивают. У Никодима вот есть своя официальная страница «Вконтакте».

Никодим : Люди пишут, я стараюсь отвечать всем. В основном, пишут по музыкальным вопросам, много отзывов, всем нравится. Так что добавляйтесь и пишите.

- А Медведь не заведет страницу?

Феофан : Да он же косолапый.

Никодим : Он компьютер съел.

Наверняка, вы слышали такие группы, как «Невидь», «Аркона», «Butterfly Temple». Не было ли желания сделать что-то подобное, «утяжелить» вашу музыку?

Феофан : Ну, это уже есть, какой смысл делать то, что уже было. Мы идем своей дорогой, своим путем и развиваемся в этом. Мы вот, например, добавили Медведя.

Феофан : А теперь убавить Медведя.

Никодим : Добавить белок. Еще можно сделать песню рыбы. Будем добавлять зверей.

- На ваш взгляд фольклор и традиционная культура могут жить в эпоху постмодерна? И в какой форме?

Феофан : В эпоху постмодерна может жить вообще все в любой форме. Это же не изобретение чего-то нового, а комбинация старого, поэтому родиться может все, что угодно. А если двигаться в постпостмодерн, то там еще больше вариативности и каких-то вещей, созданных на разных полюсах.

Есть видео, как ваши клипы дают смотреть иностранцам. Они все в восторге, всем очень нравится. Не думаете ли вы, что ваше творчество в умах иностранцев укоренится как стереотип о русской культуре?

Феофан : У них там такое разнообразие, что вряд ли. Есть, конечно, коллективы, которые «лупят» по стереотипам. Например, Little Big. Они прекрасные ребята, мы с ними знакомы. У них как раз все с чистым стебом. Та же самая «Аркона» очень популярна за границей, например. За счет того, что есть такое разнообразие, поэтому вряд ли они будут зацикливаться на чем-то одном и строить свое мнение на основе творчества одной группы.

- Поклонники пишут, что ваш новый альбом более серьезный.

Никодим : Это все потому, что Медведь запел.

Феофан : Альбом называется «Плясать. Петь». То есть, есть более плясательная часть, а есть та, где можно много подпевать, там много слов, они очень мелодичные. Если убрать вторую часть, то получится задорный плясательный альбом, если первую, то будет спокойный альбом. Их можно было смело на два поделить.

Никодим : Главное, не перепутать части и не петь танцы и не танцевать песни (смеется).

Феофан : Мы в перспективе, возможно, выпустим утяжеленную, ужесточенную версию «Плясать», потому что в рамках одного альбома было бы странно, чтобы части сильно отличались. Они идут в общей канве. Так что, возможно, именно плясовые песни мы отдельно выпустим, но утяжелив звук. Мы сейчас работаем над этим.

Вы, наверняка, слышали про такого исполнителя, как иеромонах Фотий (победитель шоу «Голос). Он к нам через месяц, кстати, приедет с концертом. Вы часто сталкивались с тем, что вас путают?

Феофан : Не так уж часто, но больше, чем хотелось бы. Мы, конечно, совсем с ним никак не пересекаемся, абсолютно. Есть люди, которые путают, но это все из-за схожести в названиях только.

Никодим : Наверное, это просто какая-то невнимательность.

Феофан : Ну, и хорошо. Это говорит о разнообразии и о том, что столько много всех, всяких групп и исполнителей, что есть даже небольшие совпадения.

- На «Пикабу» недавно появился пост о том, как парень решил сделать приятное своим верующим родителям и купить билет на Фотия. Но ошибся и купил билет на ваш концерт. Отец был в восторге, а вот мама не очень поняла.

Феофан : Значит отец очень современный человек, он готов ко всему новому, открыт, а мама тоже молодец. Она, наверное, суп вкусно готовит.

Вы не хотите записать песню на старославянском? В комментариях на YouTube пишут, что вам такое предлагали, но вы вроде бы отказались.

Феофан : А кто пишет? Нам такие предложения не поступали. Если выйти на улицу и сказать: «Предлагайте», то люди, конечно, начнут очень активно это делать. Но мы физически не можем сделать все, что предлагают. То, что нам нравится, то мы и делаем. Если бы мы постоянно только сидели в студии, то у нас было бы столько вариантов... Но мы же не постоянно в студии сидим, сейчас вот концерт, тур. Сил уже ни на что не хватает потом.

- У вас очень плотный график, много концертов в рамках тура. Как справляетесь с этим, как отдыхаете?

Феофан : Это совсем непросто, постоянно сбои режимов, физически это тяжело. Если бы мы просто стояли на сцене, как статуи, то это одно, а мы двигаемся активно. Физически это не просто, нужно иметь подготовку. Мы постоянно восстанавливаем силы. Надо параллельно делать все.

Никодим : В течение тура все происходит.

Феофан : Надо, например, на массаж сходить, в сауну.

Никодим : Позвонки на место поставить после транспорта.

Следующий город в рамках тура это Киев. Как настрой перед этим концертом? Думаете, что там смогут спокойно и адекватно воспринять группу с такой традиционной русской направленностью?

Феофан : Я думаю, что круто будет. Все наши знакомые, кто там был, говорят, что публика там очень хорошая, все очень веселые. Конечно, если кому-то что-то захочется сделать, за деньги отчитаться, то мы тут ничего не сможем поделать. Но я думаю, что вряд ли такое будет. Все люди адекватные. В Киеве мы будем первый раз. Мы были в Минске, в Белоруссии, там было, вообще, очень круто. Еще были недалеко от Минска на фестивале. Вот там, кстати, и были украинцы, белорусы, русские. Мы выступали там абсолютно нормально, при том, что там были и украинские националисты. То есть, бывают, конечно, какие-то инциденты. Люди, которые приходят к нам на выступления, все очень адекватные и здравомыслящие, есть, конечно, те, кто ведут себя странно, но их единицы.

У вас группа связана со славянской, древнерусской культурой. Вы насколько сильно этим всем в жизни интересуетесь? Или это тоже просто образ в большей степени? Некоторые же группы, играющие в славянской тематике, они и в жизни, например, непосредственно связаны с родноверием, славянским язычеством.

Феофан : Мне эта тема интересна. Если бы я ничего об этом не знал, то откуда бы это взялось?! Интересно, как все выглядело. Мы все крепости, которые есть в Ленобласти, объезжали. Это любопытно, а углубляться в какие-то верования. Даже не знаю. Может Никодим втихаря?!

Никодим : А я инструменты люблю всякие старинные и музыку. Напевы, наигрыши. По музыкальному искусству есть очень крутые вещи, если покопаться.

Феофан : Я дико тащусь от хорового пения. Особенно «Степь широкая», но не в исполнении казачьих хоров... От этого прям мурашки, в эти моменты вот там прям хочется сидеть (показывает позу мудреца). Да и все напевы, они очень шустрые и быстрые, тоже очень круто звучат.

Первое интервью в истории группы проходит в Петербурге. Феофан - высокий, задумчивый, с широкими плечами и зычным голосом. Его диджей Никодим - пониже, повеселее и с большим удовольствием разговаривает про практические стороны дела. У обоих на лицах пышные накладные бороды, оба заказывают чай с чабрецом и отдельно - мед (который спустя полтора часа разговора останется почти нетронутым). С ними - медведь, которого в материале описывать запретили.

Словарь Феофана

Анонимность

Принципиальное решение. Музыканты не показывают лиц и не называют имен, чтобы не отвлекать слушателей от собственной музыки.

Асмодей

Злой демон, покровитель блуда, разврата и мести. Впервые встречается в Талмуде, впоследствии - в средневековой и современной литературе. Феофан противостоит Асмодеям. «Понимаете, это образ собирательный. Мы не тыкаем пальцем на какие-то конкретные вещи. Асмодеи - это и люди, и явления. То есть все негативное. Если послушать эту песню («Асмодеев на кол», один из главных хитов «Нейромонаха». - Прим. ред. ), то вы не найдете там конкретных указаний, кто это и что это. По сути - это то, что противостоит свету (см. Свет)».

Зело

Очень. «Давайте это слово в словарь вставим. Мы его в текстах используем - люди спрашивают».

Лапти

Обувь, в которой стоит плясать под старорусский драм. (Слушайте песню «Лапти разбить об пол». - Прим. ред. ) Некоторые посетители концертов это знали и изначально ходили на концерты в лаптях - они и попали в клип «Поле притоптать», после того как группа связалась с ними в «ВКонтакте».

Накладные бороды

Одна из трех вещей, которые Феофан и Никодим принципиально не обсуждают. Остальные две - религия и политика.

Свет

То, что Феофан несет своим творчеством. «Есть люди, которые несут позитив. Это другое. Позитив - это конкретно «ха-ха». А свет - наполнение энергией. Не чтобы рассмешить, а чтобы вдохновить и порадовать. Это и счастье, и позитив в том числе, но свет - более емкое понятие. И оно абсолютно точно не означает «покой». Свет - это движение».

Сергей Шнуров

Человек, чей пост про Феофана в инстаграме этим летом набрал 20 000 лайков и прибавил группе популярности. Вот подпись, которая его сопровождала: «Наконец-то появилось то, что достойно внимания. Актуальный, как ламинат, имитирующий дерево, музыкальный проект - «Нейромонах Феофан». Вижу, чувствую потенциал чего-то невообразимо большого. Словно ядерный гриб, выращенный на садовом участке в зоне рискованного земледелия садоводом-любителем, «Нейромонах», надеюсь, прорвет парниковый полиэтилен настоящего. Аминь».

Ядреность

Образ жизни. «Это нам проще показать на концертах, объяснить труднее - слово такое емкое, что можно научную диссертацию писать. Ядреность - состояние, в котором человек полон через край позитивной энергии. Синонимы - задор, бодрость, прыткость. Проявляться может в абсолютно любом деле.


Фотография: Евгений Петрушанский

  • У вас есть легенда?

Никодим: Есть. Могу рассказать про себя. Вернее, про Никодима. Городской житель, который утомился от происходящего. Занимался музыкой довольно долго и умело. Но немножко устал и решил обратиться к природе. Ушел в лес. Иду, вдруг слышу - музыка доносится чудесная. Ритм такой, что энергия начинает сочиться. Прям тянет туда. Подхожу - и как раз встретил Феофана. А там и медведь чуть позже подтянулся. Посидели, выпили меду, чаю. Я послушал песни Феофановы, которые он уже к тому моменту написал, предложил какие-то свои идеи, познания музыкальные вложил, и вот что получилось, то и видим на концертах-то на наших первых.

  • А у Феофана какая история? Когда он попал в лес и как написал там песни?

Феофан: История попадания в лес - тайна покрытая. Никому не рассказываю. Но можно догадаться - разобщение с людьми в социуме, как это обычно в жизни и бывает. Я вообще человек нелюдимый, были периоды, когда подолгу не видел людей. Это не значит, что общения совсем не было, - лес я обожаю как раз за то, что там нет никого, но общение все равно происходит. С каждым деревом свои взаимоотношения. Оно может тебе что-то подарить, может сделать тебе плохо. И там, в этой тишине, когда нету никакой спешки, когда никто не гонит никуда, чувствуется единение со всей планетой. Собственно, за счет этого и родилась моя идея. На бегу она бы не родилась. Потому что быстрый городской ритм от тебя что-то требует. А когда от тебя требуют, творчества обычно не очень много. В спокойном же состоянии - тогда, конечно, совсем по-другому.

Никодим: Природа вдохновляет. Сидишь на пне, смотришь в небо. Вдруг раз - и пришла идея. И все, и как это объяснить. Да никак это, наверное, не объяснишь. Так что конкретной причины не было: просто делать то, что уже делали, - неинтересно. Мы нашли такой выход - соединить балалайку и драм. По энергетике они схожи. По посылу.

  • А где именно точка соприкосновения?

Феофан: В сочетании красоты и энергии. Если бы была в древнее время возможность сделать такие рваные громкие биты, то, что мы делаем, появилось бы именно тогда. Тогда ритм, конечно, не считали, но разницы мало. Посмотрите на танец драмстеп. На YouTube очень любят накладывать народные русские танцы на эту музыку. Несведущий человек может не сразу и отличить, правда это или не правда. Все корнями оттуда идет. Вот есть балалайка - струнный инструмент, на ней часто играют динамичную музыку. То же самое - драм-н-бейс. Он несет просто колоссальную энергетику. Если попробовать постоять у нас на концерте рядом со сценой, вы почувствуете...

Никодим: Если попробовать там постоять, то постоять у вас не получится, вот что я скажу. Народная музыка обладает большой энергией, она сама по себе очень энергична. А когда эта энергия усилена драм-н-бейсом, тут уж держите меня семеро. Я на первом концерте пробовал стоять за диджейской установкой, не выдержал, сорвался в пляс, побежал на край сцены, так с тех пор и делаю. Можно сказать, что музыка изначально всем управляет - и нами в том числе.

Народный русский драм в единственном на данный момент клипе Нейромонаха Феофана «Притоптать»

  • В каком-то смысле драм-н-бейс - тоже народная музыка. Приводит людей в зале к общему знаменателю.

Феофан: Есть люди, которые почти не смотрят на сцену на концерте, просто танцуют. А есть люди, которым важно посмотреть, что там происходит. Поэтому мы стараемся насытить соразмерно музыкальную составляющую и визуальную. Многие вот выступают на фоне баннера, а мы стараемся сделать как-то поинтереснее. Так мы проявляем свое уважение к слушателям. Мы понимаем, что стоять на сцене с микрофоном, не шевелясь, на темном фоне и просто играть музыку в нашем случае мало. Не потрудиться, чтобы передать всю мощь придуманного образа, - это неуважительно. Поэтому мы стараемся захватить на концерте все чувства.

Никодим: У нас витражи, пляски, визуализации, посох с лазерными лучами, мóлодцы с топориками. Медведь. Мóлодцы, кстати, сами к нам пришли однажды на концерт, мы их и взяли. Мы свою программу постоянно дорабатываем и к публике прислушиваемся очень внимательно. Ходим, бывает, перед концертом без костюмов в толпе - слушаем, кто что рассказывает.

  • Вы много говорите про концерты, но начали ведь далеко не с них. Когда вы увидели впервые, как зал под вас пляшет?

Феофан: В этом году. До этого я сам записывал песни, еще с 2009 года. Года полтора назад Никодим в лес забрел - мы все старые песни перезаписали (альбом почти целиком состоит из них), написали и несколько новых. А вот потом уже и стали выступать.

  • Что почувствовали?

Феофан и Никодим (одновременно): Поняли, что делали все правильно!

  • Вам пишут люди? Много?

Никодим: Люди просят новых песен.

Медведь: Очень много непрочитанных сообщений, к сожалению, на все ответить нет возможности. Там несколько десятков тысяч висит. Мы и решились-то на первый концерт только потому, что люди просили.

  • Для вас с самого начала было важно сохранять инкогнито. Почему так?

Феофан: Потому что главное, что мы доносим, - эмоции и музыка. Персонализировать эти вещи смысла никакого нет. Вот как в стихотворении, знаешь? «Не стоит лезть за декорации». Мы очень любим то, что делаем. И видим, что людям тоже нравится. Иногда, конечно, спрашивают… но большинству не нужно это. Смысл в том, чтобы не рассеивать внимание. Понятно, что, если кто-то очень сильно захочет, он про нас больше узнает. Но даже если узнает и напишет у себя на странице в социальной сети, опять-таки большинству будет наплевать. Есть образ, он людям нравится. Это как сложно написанный стих. Каждый читает - и свой смысл находит. Зачем отнимать этот смысл у того, кто его нашел. Мы сознательно избегаем конкретики, потому что конкретика для кого-то верна, а для кого-то нет. Она сбивает с истинного смысла. Общее понятие и является самым правильным.

На концертах разодетые в народные рубахи и венки зрители пляшут под драм-н-бейс, подложенный под балалаечные мотивы.

  • Трудно сохранить анонимность, когда становишься популярным.

Феофан: Ну жизнь-то, в принципе, все время течет и меняется. Мы не знаем, как оно там будет. Мы можем акцентировать внимание только на настоящем. Сегодня - анонимность. А через год, глядишь, будем бегать везде, раздавать интервью, со всеми фотографироваться и целовать в уста сахарные.

  • Не могу не спросить: на сколько концертов хватает одной пары лаптей?

Никодим: Есть лапти разных мануфактур!

Феофан: Есть лыковые, есть берестяные. Берестяных хватило на восемь концертов. А лыковые живы по сей день. Мы же не бутафорские покупаем, а у мастеров заказываем.

  • Сами не присылают еще - в качестве сувенира?

Медведь: Не. Иван-чай присылают зато. А вот лапти покупать - очень большая морока. Мы в Москве и Петербурге уже все скупили, какие нашли. Очень мало мастеров. Сейчас вот мне идут лапти из Томска, партию заказали. Знаете, что здорово? Люди на концерты стали в лаптях ходить. В группах у мастеров перед концертом шквал сообщений: «Куплю лапти». Очень большой спрос. Думаю, это большая проблема для наших слушателей - трудно лапти раздобыть.

  • Надо прокат лаптей устроить.

Медведь: Хорошая идея.