Натюрморт с цветами карандашом. Как нарисовать натюрморт начинающему художнику

Натюрмортом называется изображение ряда предметов нежи­вой натуры. В переводе с французского это «мёртвая природа». Ово­щи, фрукты, букеты цветов, разные предметы, изготовленные че­ловеком, могут быть материалом для натюрмортов. Рисование натюрморта развивает в ребёнке художественный вкус, ведь под­бор предметов в натюрморте не случаен, а осмыслен и подобран специально. В натюрморте художник стремится раскрыть красоту формы предметов или их цветовое соотношение.

Прежде чем начинать рисовать, по­думаем, как удобнее их расположить на листе - в длину или ширину листа.

Старайся, чтобы предметы получились у тебя не кривые, сто­яли прямо, не падали, были похожи на чайник и чашку, нарисо­ванные здесь.

Когда будем рисовать низ чайника, проведём закруглённые ли­нии, помня при этом, что не надо сильно зажимать карандаш в паль­цах и нажимать на него. Проведём закруглённые линии легко и свободно: они получатся правильнее.

При изображении натюрморта, состоящего из нескольких пред­метов, старайся компоновать их так, чтобы они частично закрыва­ли друг друга - это придаст большую естественность.

На этом рисунке видно, как объём передан отдельными мазка­ми: там, где нет света, мазки темнее. Более тёмные мазки располо­жены и в месте падающей тени. А в месте, куда падает свет, прири­сованы блики.

Попробуем нарисовать натюрморт, состоящий из четырёх пред­метов: кувшина, драпировки и двух яблок.

А теперь нарисуем натюрморт, состоящий из кувшина, тарел­ки, разделочной доски и ложки.

Композиционно вся группа очень разнообразна. Лежащая на­клонно ложка «перебивает» вертикальность кувшина и горизон­тальность доски с тарелкой, внося, таким образом, разнообразие в криволинейные формы предметов.

Рисование драпировки

Фон в натюрморте играет большую роль. Умение художника «увязать» фон с предметами говорит о его профессиональном уров­не. Чаще всего в роли фона при рисовании натюрморта выступает драпировка.Драпировка - это ткань, постеленная на плоскость под предмет или наброшенная на него так, что образует складки. Драпировками называются шторы, скатерти, покрывала. Драпи­ровка будет выглядеть по-разному в зависимости от вида ткани, её качества. Жёсткая, например парча, даёт крупные и торчащие складки, у шерсти складки меньшего размера, а шёлковые ткани образуют лёгкие, мягкие и мелкие складочки.

Для рисования драпировки лучше брать ткань гладкую, немну­щуюся и однотонную (без узора). Чтобы узнать тип складок, ткань закрепляют на вертикальной поверхности так, чтобы складки спада­ли вниз. Рисуя ткань, закреплённую в одной точке на вертикальной поверхности, мы прежде всего должны разглядеть, как образуются складки. Мы видим, что складки образуются в од­ной точке и, расширяясь, расходятся вниз. Они также образуют выпуклые и углуб­лённые поверхности. Углублённые по­верхности более тёмные, чем выпуклые.

Начиная штриховку складок, наноси штрихи по направлению движе­ния складок, а в углубле­ниях - вдоль натяжения поверхности ткани. Вся драпировка покрывается штрихами, а в тенистых местах тон усиливается. Складки драпировки дол­жны быть хорошо прори­сованы.

Мастер-класс по рисованию «Декоративный натюрморт» в технике «декоративное рисование»

Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по декоративному рисованию «Декоративный натюрморт». Он рассчитан на детей 3-х, 4-х классов (9-11 лет). Данную технику можно применять и как дополнительное творчество, и во время урока изобразительного искусства (например, по программе «Планета знаний» в третьем классе существует тема «Декоративный натюрморт»).

Цель : Вызвать интерес у детей к декоративному рисованию.

Задачи:

· развитие фантазии и воображения детей;

· развитие творческих способностей детей;

· воспитание интереса к технике декоративного рисования.

Для создания картины «Декоративный натюрморт» в технике декоративного рисования нам понадобятся:

· Формат А-3 - 1 лист;

· кисти (средняя (примерно № 5) и тонкая (№ 2));

· клей ПВА;

· простой карандаш;

· баночка с водой;

· палитра.

1. Для начала простым карандашом на формате А-3 нарисуем линию стола, на котором будет стоять натюрморт, и «скелет» для вазы. К построению натюрморта следует относиться очень серьезно, так как от основы (рисунка) будет напрямую зависеть конечный результат работы:

3. И скругляем острые углы:

4. Теперь прорисовываем эллипсы. Чем ближе эллипс к линии горизонта - тем менее он раскрыт, а чем дальше от нее - тем он круглее:

5. И дорисовываем другие элементы натюрморта - у меня это фрукты (яблоки и сливы) и драпировка на дальнем плане:

6. Теперь ненужные линии лучше стареть, чтобы дальше не запутаться в них (например, к ним относятся невидимые дальние линии эллипсов):

7. А сейчас нам предстоит разделить все предметы будущего декоративного натюрморта на плоскости по следующему принципу: свет - полутень - тень - рефлекс.

8. Последними штрихами в построении нашего натюрморта будет набросок рисунка на ткани, чтобы дальний план не был слишком пустым (я решила нарисовать различные по диаметру круги, которые соприкасаются друг с другом):

9. После того как натюрморт построен, приступаем к работе гуашью. В моем декоративном натюрморте не будет плавных переходов цвета, я буду писать его по плоскостям, на которые мы ранее разделили предметы. Я решила нарисовать всю работу в теплых тонах. Начнем писать с дальней драпировки. На палитре смешиваем оттенки розового - от темного до светлого:

1 рис. Итак, на этом мастер-классе вы поменяете отношение к цветным карандашам вовсе! Цветные карандаши - очень удобный в использовании материал, ведь в вашем распоряжении может быть очень большое количество оттенков, включая и те, которые появятся посредством наложения цветов друг на друга. Но используя карандаши, надо знать их особенности, например, не следует давить на карандаш вначале работы, иначе и не сотрешь и не перекроешь другим цветом. С этим материалом надо пользоваться принципом - от светлого к темному. Но сначала давайте закомпонуем натюрморт. Начнем с линии горизонта. Затем при помощи линии геометрических фигур наметим примерную форму наших предметов композиции. Начнем с блюда.

2 рис. Вы молодцы! А теперь нам важно построить блюдо под фрукты правильной формы. Находим центральную ось, она должна быть прямой и ровной, на ней находим точку на уровне предполагаемой горловины блюда и проводим через точку горизонтальную линию, то же проделываем у основания ножки блюда. Очень хорошо! Берем линейку и отмеряем равные части от оси по горизонталям. Делаем эллипсы и соединяем линии. Смотрите рисунок. Стираем вспомогательные линии и обводим блюдо.

3 рис. Найдите направление фруктов, используя, при этом диагональную ось и уточните формы и детали яблока, груши и сливы. А виноград начните рисовать с кисти, после его по форме, сверху вниз добавляя овальные виноградины, некоторые из них для реалистичности заходят друг за друга. Пририсуйте хвостики.

4 рис. Прежде чем приступить к работе с цветом, напомню это не раскраска и вы должны накладывать штрих, а не раскрашивать! На этом этапе на карандаши надо давить в полсилы. Штриховать надо только по форме предмета. Берем карандаши и наносим основные оттенки предметов, смотрите на рисунок.

5 рис. На этом этапе вы должны добавить предметам натюрморта плотности, посредством внесения новых оттенков. Ваш штрих теперь имеет большее значение, так как важно сделать натюрморт более реальным. Надо углубить тени, используя синий, фиолетовый, зеленый и коричневый цвет. Покажите падающую тень от предметов и стол штрихами. Поработайте над деталями.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

НАТЮРМОРТ - неподвижная, «мертвая натура» (так переводится это слово), он состоит из предметов, которые являются частью живой, окружающей нас действительности. Вещи, которыми мы пользуемся, в натюрморте образуют свою среду, как бы переносятся в иное измерение. Их значение в композиции, их смысловая нагрузка возрастают. Сочетания простых предметов могут выражать самые разные и сложные чувства.

3 слайд

Описание слайда:

НАТЮРМОРТ В ГРАФИКЕ Рисунок – основной вид графики. Графикой занимаются все художники, будь они живописцами или скульпторами, - рисунок им необходим как этап работы. Однако рисунок может быть самостоятельным графическим произведением. Художнику – графику бывает достаточно простых средств – карандаша, фломастера, тушь, гелиевой ручки, чтобы создать замечательную графическую композицию.

4 слайд

Описание слайда:

Рисование натюрморта карандашом(поэтапно). Перед тем как нарисовать натюрморт карандашом, поэтапно разместим предметы друг возле друга, не забывая об источнике света. Объекты могут располагаться на некотором расстоянии, но интересней будет, если они слегка перекрывают края друг друга. Поток света от лампы позволит выразительней акцентировать контраст оттенков и бликов. Лучше, если он падает сбоку. Полагаясь не на искусственный, а на солнечный свет, необходимо помнить о том, что светило не стоит на месте, поэтому ракурсы света и тени будут меняться. Карандашные рисунки имеют свою специфику – для освоения техники потребуется нарисовать не один эскиз или натюрморт. Линия, точка, штрих, пятно.

5 слайд

Описание слайда:

Существует особый вид графики – ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА. В этом случае с одного рисунка, сделанного специальными резцами на доске из дерева, металла или линолеума, можно сделать несколько авторских отпечатков – оттисков. Такой вид графики называется ГРАВЮРА. Гравюра бывает разной: на дереве – ксилография, на металле – офорт, на линолеуме – линогравюра… В этих случаях художник – график пользуется такими сложными приспособлениями для своей работы, как печатный станок, специальные резцы (штихели), металлические пластины для травления их кислотой и многим другим. Все это нужно для создания печатной графики. гравюра, ксилография, эстамп, старинный натюрморт, Старая Рига КСИЛОГРА́ФИЯ - один из видов гравюры, гравюра на дереве. линогравюра

6 слайд

Описание слайда:

Техника граттаж Технику «граттаж» еще называют «цап-царапки» или «граффито». Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель). Слово произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Обычно использую плотную бумагу, закрашиваю гуашью. Можно взять цветной картон с готовым пёстрым рисунком, тогда можно ограничиться обычной восковой свечой (не цветной). Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши. Когда она высохнет, острым предметом - пластиковой вилкой, зубочисткой - процарапываем на готовом фоне рисунок из тонких белых или цветных линий.

7 слайд

Описание слайда:

Рисунки в технике граттаж выполняются острым предметом (пером, специальным резцом, заостренной палочкой и т.д.) на предварительно подготовленной поверхности. Прежде чем приступить к выполнению гравюры - на картон наносится слой воска или парафина (можно использовать свечку), а затем тушь или краска. Тушь приходится накладывать в несколько слоев, просушивая каждый, так как она растекается на воске и вначале ложится неравномерно. Тушь наносится широкой кистью, губкой или ватным тампоном.

8 слайд

В использовании пастели нет совершенно ничего сложного. Во многом вам понадобятся те же умения, что подробно описывались в статье, посвященной рисованию яблока. Вообще натюрморт – были и остается одним из самых любимых жанров классического изобразительного искусства. Натюрморт представляет собой создание в рамках единой композиции разнообразных предметов, которые просто попадаются вам на глаза. Все, что остается после этого – лишь гармонично расположить их рядом друг с другом.

А вот и натюрморт, который мы будем учиться рисовать в данном уроке с использованием пастели. Как видите, пастель представляет собой замечательное средство, с помощью которого можно добиться импрессионистических образов.

Пастель всегда славилась цветом ярким и весьма насыщенным, поэтому многие художники уделяют ей особое внимание. С использованием пастели можно добиться самых разнообразных эффектов, таких как наложение цветов слоями, внесение в картину ярких штрихов или смешение цветовой гаммы с использованием пальцев, что дает возможность добиться матового тона.

Пастель можно приобрести в виде обычных мелков или карандашей. Пастель бывает различной жесткости. В данном случае для создания этого натюрморта использовалась мягкая разновидность пастели. В качестве фона применяется желтый цвет, на который накладываются все остальные цвета, применяемые для прорисовки фруктов. Бумага также соответствует по тону общей композиции. С помощью острого кончика пастели делается обводка контуров фруктов, которые затем закрашиваются плоской частью пастели.

Посмотрим, что нам понадобится для создания этого натюрморта.

  • Лист специальной бумаги для пастели, цвет бумаги серый или бежевый
  • Мелок черной пастели жесткого типа или пастельный карандаш, который нужно предварительно заточить. Он понадобится для создания контуров.
  • 12 палочек пастели мягкого типа.

Итак, приступаем к рисованию натюрморта.

Создаем набросок

В первую очередь нужно внимательно изучить, как именно расположены фрукты и разобраться в их очертаниях, том как они сочетаются друг с другом. Далее возьмите жесткую пастель черного цвета и легкими штрихами набросайте композицию. Пусть штрихи будут легкие и не сильные, ведь это всего лишь эскиз, он и не обязан быть совершенно точным.

Добавляем фоновый тон

Возьмите пастель лимонно-желтого цвета и начинайте наносить ее боковой стороной фон на все фрукты теплых цветов. В нашем случае это оранжевый апельсин, красное яблоко, а также банан и груша желтого цвета. А вот виноград пока не трогаем. Желательно не выходить за границу контура и не затрагивать те зоны, что будут после применяться для отображения бликов. С помощью кончика пастели создавайте более четкие желтые линии. Они позволять отобразить нижний изгиб банана, а равно как его ножку.

После того как контуры обозначены и нанесен фоновый цвет, пора переходить к базовым цветам и бликам. Чтобы обозначить границы фруктов нужно использовать не только плоскую сторону, но и острый кончик пастели.

Апельсин обретает форму

С помощью пастели оранжевого цвета внутри апельсина нужно сделать несколько коротких линий в форме серпа. Эти линии должны повторять контур апельсина. Сделать линии можно как острым концом пастели, так и ее плоской стороной. Как правило, оранжевый цвет гармонично смешивается со светлыми теплыми цветами, поэтому оранжевый обеспечит частичное закрытие фона лимонно-желтого цвета.

Штрихи зеленого цвета для банана и груши

Теперь нам опять понадобится как острый кончик, так и боковая сторона пастели, имеющей зеленый цвет (цвет хаки). С его помощью для груши и банана нужно добавить зеленый оттенок. При этом внимательно проведите сложные линии, которые должны указать на выпуклость груши в ее нижней области и на, собственно, ножку банана.

Добавляем светлый тон

Чтобы обеспечить прорисовку яблока, нам понадобится пастель светло-красного цвета. Среднюю часть яблока нужно закрасить равномерными штрихами, что следует повторить и для левой части яблока. Далее с помощью острого кончика требуется усилить цвет в области, расположенной вокруг углубления с черенком, а затем более явно выделить контур плода.

Переходим к винограду

С помощью пастели вишнево-красного цвета мы нарисуем виноградинки. С помощью коротких штрихов ягоды нужно закрасить таким образом, чтобы штрихи приходились по форме ягод. Не забывайте оставлять пустое пространство для будущих бликов.

Возвращаемся к яблоку и апельсину

Снова возьмите вишнево-красную пастель и обратимся к областям яблока, что уже закрыты светло-красным цветом. Теперь с помощью плотных штрихов нужно подчеркнуть форму яблока, не затрагивая при этом его среднюю левую область. Затем берем ярко-оранжевую пастель и заштриховываем апельсин. При штриховке также старайтесь повторять форму апельсина.

Наносим на яблоко темные тона

С помощью острого кончика темно-лиловой пастели следует выделить контур плода, а также выемку, в которой расположен черенок. Посредством боковой стороны пастели нужно сделать более темным красное пятно, которое находится прямо по центру яблока.

Виноградинки получают форму

Перенесем наше внимание на виноград. Посредством пастели темно-лилового цвета нужно закрасить внутреннюю часть каждой виноградинки, что нужно делать мелкими и энергичными штрихами. При этом нам нужно подчеркнуть форму ягод. Конечно же, не забываем оставлять не закрашенными области, предназначенные для бликов.

Добавляем темные тона

С помощью желтой охры выделите самые темные области на груше и банановой кожуре. При этом наиболее плотные линии должны проходить там, где от виноградин падает незначительная тень на грушу. Чтобы выделить форму винограда, внешнюю границу ягод следует обвести с помощью острого кончика черной пастели.

Блики для винограда

Теперь берем белую пастель и легко закрываем все области на виноградинах, которые до сих пор оставались белыми. При этом некоторые блики нужно сделать более четкими. Чтобы блики были правильно расположены, не помешает лишний раз сверится с финальным результатом, показанным в начале этой статьи.

Усиление бликов

С бликами мы еще не закончили. На апельсине нужно выделить яркое пятно цвета хаки и создать на нем белый блик. Затем белые блики следует сделать и на остальных фруктах, для чего понадобится плоская сторона пастели. С помощью острого конца пастели белого цвета необходимо сделать ряд скошенных линий в выеме с черенком яблока, после чего пройтись черно-коричневой пастелью. С помощью такого же цвета нужно немножко обвести границы яблока и сделать легкую штриховку светло-коричневых пятен, которые должны стать немного темнее. Теперь легонько, кончиком пальца, разотрите блики на винограде.

Завершаем работу с апельсином

Пора бы уже и с апельсинкой разобраться. Посредством плоской стороны пастели нужно добавить на апельсин несколько светло-красных штрихов, которые позволят не только подчеркнуть форму, но и контур плода. Наносите такие штрихи легко, после чего красную пастель нужно легонечко растереть пальцем.

Добавляем фон и тень

С помощью белой пастели следует добавить несколько линий вокруг натюрморта по вертикали и горизонтали. Штриховка не должна затрагивать лишь те области, что расположены справа от груши и слева от апельсина, поскольку там мы прорисуем тень.

Чтобы сделать тень, кончиком пастели черного цвета нужно сделать небольшие штрихи вокруг виноградин, усиливая тень от них. Затем с помощью плоской стороны добавьте небольшую тень и разотрите ее пальцем таким образом, чтобы она плавно сливалась с белым фоном.

Готовый натюрморт

Что ж, вот что у нас получилось. Обратим внимание на некоторые элементы готового рисунка.

А) Многослойный цвет . Пастель позволяет без проблем наносить на рисунок множество слоев. В данном случае светлый тон выступает в качестве основного, а на него наносятся темные тона, что позволяет добиться эффекта объема.

Б) Равномерный фон . Фон белого цвета оттеняет формы фруктов, окрашенных в яркие цвета.

В) Размытая тень . Благодаря тому, что тень от фруктов плавно переходит в белый цвет фона, она выглядит более натурально.

Как видите, в рисование натюрморта нет ничего сложного, да и пастель – удивительное средство, с которым действительно приятно работать.