Народный фольклорный театр. Фольклорный театр

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7, 13, 14.

С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, жёлтые листья и бросали их в костёр, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева - безграничную степь, справа - бесконечное море и прямо против меня - фигуру Макара Чудры, старого цыгана, - он сторожил коней своего табора, раскинутого шагах в пятидесяти от нас.

Не обращая внимания на то, что холодные волны ветра, распахнув чекмень, обнажили его волосатую грудь и безжалостно бьют её, он полулежал в красивой, сильной позе, лицом ко мне, методически потягивал из своей громадной трубки, выпускал изо рта и носа густые клубы дыма и, неподвижно уставив глаза куда-то через мою голову в мертво молчавшую темноту степи, разговаривал со мной, не умолкая и не делая ни одного движения к защите от резких ударов ветра.

Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал себе, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай - вот и всё!

Жизнь? Иные люди? - продолжал он, скептически выслушав моё возражение на его «так и надо». - Эге! А тебе что до этого? Разве ты сам - не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому.

Учиться и учить, говоришь ты? А ты можешь научиться сделать людей счастливыми? Нет, не можешь. Ты поседей сначала, да и говори, что надо учить. Чему учить? Всякий знает, что ему нужно. Которые умнее, те берут что есть, которые поглупее - те ничего не получают, и всякий сам учится...

Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько,- он широко повёл рукой на степь. - И всё работают. Зачем? Кому? Никто не знает. Видишь, как человек пашет, и думаешь: вот он по капле с потом силы свои источит на землю, а потом ляжет в неё и сгниёт в ней. Ничего по нём не останется, ничего он не видит с своего поля и умирает, как родился, - дураком.

Что ж, - он родился затем, что ли, чтоб поковырять землю, да и умереть, не успев даже могилы самому себе выковырять? Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб - как только родился, всю жизнь раб, и всё тут! Что он с собой может сделать? Только удавиться, коли поумнеет немного.

А я, вот смотри, в пятьдесят восемь лет столько видел, что коли написать всё это на бумаге, так в тысячу таких торб, как у тебя, не положишь. А ну-ка, скажи, в каких краях я не был? И не скажешь. Ты и не знаешь таких краев, где я бывал. Так нужно жить: иди, иди - и всё тут. Долго не стой на одном месте - чего в нём? Вон как деень и ночь бегают, гоняясь друг за другом, вокруг земли, так и ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить её. А задумаешься - разлюбишь жизнь, это всегда так бывает. И со мной это было. Эге! Было, сокол.

(М. Горький. «Макар Чудра» )

Контрольно-измерительные материалы по литературе.

(ответы в конце теста)

ЧАСТЬ 1

Прочитайте приведенных ниже фрагмент текста и выполните задания В1–В7; С1–С3.

Военный совет, на котором князю Андрею не удалось высказать свое мнение, как он надеялся, оставил в нем неясное и тревожное впечатление. Кто был прав: Долгоруков с Вейротером или Кутузов с Ланжероном и др., не одобрявшими план атаки, он не знал. «Но неужели нельзя было Кутузову прямо высказать государю свои мысли? Неужели это не может иначе делаться? Неужели из-за придворных и личных соображений должно рисковать десятками тысяч и моей, моей жизнью?» - думал он.

«Да, очень может быть, завтра убьют», - подумал он. И вдруг, при этой одной мысли о смерти, целый ряд воспоминаний, самых далеких и самых задушевных, восстал в его воображении; он вспоминал последнее прощание с отцом и женою; он вспоминал первые времена своей любви к ней! Вспомнил о ее беременности, и ему стало жалко и ее и себя, и он в нервично-размягченном и взволнованном состоянии вышел из избы, в которой он стоял с Несвицким, и стал ходить перед домом.

Ночь была туманная, и сквозь туман таинственно пробивался лунный свет. «Да завтра, завтра! – думал он. – Завтра, может быть, все будет кончено для меня, всех этих воспоминаний не будет более, все эти воспоминания не будут иметь для меня более никакого смысла. Завтра же, может быть, даже наверное, завтра, я это предчувствую, в первый раз мне придется, наконец, показать все то, что я могу сделать». И ему представилось сражение, потеря его, сосредоточение боя на одном пункте и замешательство всех начальствующих лиц. И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он, наконец, представляется ему. Он твердо и ясно говорит свое мнение и Кутузову, и Вейротеру, и императорам. Все поражены верностью его соображения, но никто не берется исполнить его, и вот он берет полк, дивизию, выговаривает условие, чтобы уже никто не вмешивался в его распоряжения, и ведет свою дивизию к решительному пункту, и один одерживает победу. А смерть и страдания? говорит другой голос. Но князь Андрей не отвечает этому голосу и продолжает свои успехи. Диспозиция следующего сражения делается им одним. Он носит звание дежурного по армии при Кутузове, но делает все он один. Следующее сражение выиграно им одним. Кутузов сменяется, назначается он… Ну а потом? говорит опять другой голос, а потом, ежели ты десять раз прежде всего этого не будешь ранен, убит или обманут; ну, а потом что ж? – «Ну, а потом, - отвечает сам себе князь Андрей, – я не знаю, что будет потом, не хочу и не могу знать: но ежели хочу этого, хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, боже мой! что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую.

Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне мои люди – отец, сестра, жена, - самые дороги мне люди, - но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей», - подумал он, прислушиваясь к говору на дворе Кутузова. На дворе Кутузова слышались голоса укладывавшихся денщиков; один голос, вероятно, кучера, дразнившего старого кутузовского повара, которого знал князь Андрей и которого звали Титом, говорил: «Тит, а Тит?»

Ну, - отвечал старик.

Тит, ступай молотить, - говорил денщик.

«И все-таки я люблю и дорожу только торжеством над всеми ими, дорожу этой таинственной силой и славой, которая вот тут надо мной носится в этом тумане!»

(Л.Н.Толстой «Война и мир»)

В1 . Как называется сражение, ожидание которого вызвало описанные Толстым рассуждения одного из героев романа «Война и мир», князя Андрея Болконского?

В2 . Чем закончились для князя Андрея его мечты накануне сражения?

В3 . Назовите героя современного роману «Война и мир» произведения, которым, как и князем Андреем, владеют мечты о славе Наполеона?

В4 . Какими страшными словами передает Л.Н.Толстой готовность князя Андрея заплатить «за минуту славы и торжества над людьми»? Выпишите соответствующее предложение из текста.

В5 . Как называется развернутое размышление героя, которое использует Толстой, чтобы раскрыть внутреннее состояние князя Андрея?

В6 . Какой прием использует Л.Н.Толстой, включая в эпизод после торжественных мечтаний князя Андрея реплику кучера, дразнившего старого кутузовского повара Тита?

В7 . Перечитайте приведенный отрывок от слов «И ему представилось сражение…» (третий абзац) до слов «Кутузов сменяется, назначается он…». Как называется художественный принцип изображения, цель которого не вызвать улыбку, насмешить, а показать серьезность и даже трагичность ситуации, обнажить нелепость происходящего?

ЧАСТЬ 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8–В12; С4–С6.

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочел до середины:

Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,

Что над Элладою когда-то поднялся.

Как журавлиный клин в чужие рубежи, -

На головах царей божественная пена, -

Куда плывете вы? Когда бы не Елена,

Что Троя вам одна, ахейские мужи?

И море, и Гомер – все движется любовью.

Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,

И море черное, витийствуя, шумит

И с тяжким грохотом ложится к изголовью.

1915 г .

(О.Э.Мандельштам)

В8 . Укажите название течения в поэзии начала XX века, принципы которого проявились в творчестве О.Э.Мандельштама, в частности в стихотворении «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»

В9 . Как называется вил звукописи, характеризующийся повторением одинаковых согласных звуков?

В10 . Приведите пример названного вами вида звукописи из второй строфы стихотворения О.Э.Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…».

В11 . Как называется произведение, в котором лирический герой читал список кораблей, отправившихся к стенам Трои?

В12 . В словосочетании «море черное» слово черное является названием моря или эпитетом?

ЧАСТЬ 3

С1 . Какой смысл вкладывает князь Андрей в слово завтра , повторяя его несколько раз? Совпадут ли его мечты с тем, что произойдет завтра ? Как это завтра откликнется в судьбе князя Андрея?

С2 . Какова главная тема приведенного отрывка и как различные художественные приемы и приемы психологической характеристики помогают ее раскрытию? Сочувствует ли Л.Н.Толстой своему герою, спорит ли с ним, опровергает ли его мысли?

ЧАСТИ 1 и 2

№ вопроса

Ответы

№ вопроса

Ответы

Аустерлицкое

разочарование, ранение

Раскольников

аллитерация

всех их отдам (родных)

журавлиный, в чужие рубежи

внутренний монолог

подтекст

№ вопроса

Ответ

В слово «завтра» князь Андрей вкладывает будущее, в котором исполнятся его сокровенные мечты, в котором он будет знаменитым человеком, обретет людскую славу. Но мечты его не сбудутся. «Завтра» Наполеон уже не будет для героя кумиром, не вызовет восторга – гораздо сильнее окажутся физическая боль и желание жить. «Завтра» выше славы и подвига окажется для него жизнь близкого человека, рождение сына и забота том, как его вырастить. Истина, которая откроется «завтра», даст ему способность любить.

Темой приведенного отрывка является тщетность человеческих устремлений к славе, никчемность желания встать над людьми.

Внутренний монолог князя Андрея передает его тайные мечты о славе. В отрывке применяется и такой прием, как ирония : Толстой с иронией пишет о мечтах молодого человека – есть откровенная ребячливость в том, как князь представляет себе картину восхождения к славе. Подтекст помогает понять и иронию автора, и его убеждения: важнее славы – простая человеческая жизнь. Недаром после возвышенных мечтаний князя Андрея описываются слуги, их незамысловатые шутки, их повседневные дела.