Наполеон и кутузов в изображении толстого. В помощь школьнику

«Нет истинного величия там, где нет простоты, добра и правды », - пишет Л. Н. Толстой и воплощает эту мысль в образах двух исторических деятелей, двух полководцев, к которым на протяжении всей эпопеи «Война и мир» приковано внимание читателя. Выразителем патриотического духа и нравственной силы русской армии выступает в романе Кутузов. Писатель убежден, что по-настоящему велик лишь человек, посвятивший свою жизнь служению народу, родине. Толстой показывает, что путь такого человека может быть тернистым, но он всегда прекрасен; что неизбежен крах даже выдающегося исторического деятеля, если он возомнил себя вершителем судеб человечества.

Кутузов в войне 1805-1807 гг. предстает перед нами как полководец, который считает своей основной задачей сберечь армию. Об этом свидетельствует смотр войск под Браунау, когда русский главнокомандующий старался убедить союзников в том, что его армия не готова к бою. Об этом же говорит решение послать четырехтысячный отряд Багратиона, чтобы задержать французов и таким образом, «не погубив армию, соединиться с войсками, шедшими из России». Зная, что Аустерлицкое сражение будет проиграно, Кутузов всячески противится ему, но вынужден подчиниться царской воле. Поражение он воспринимает как большую личную беду. В войне 1805-1807 гг. великий полководец проявляет и мудрость, и талант, и высокую человечность. Он уважает своих солдат и офицеров (вспоминает старого измаильского товарища капитана Тимохина), презирает карьеристов и трусов. Но по-настоящему великим историческим деятелем Кутузова делает Отечественная война 1812 г. и то высокое доверие, которое оказывают ему народ и армия.

Толстой, рисуя народного полководца в 1812 году, противопоставляет внешний облик слабого, тучного, дряхлого старика его внутреннему нравственному величию. Все свои поступки, действия, решения он подчиняет единственному стремлению и самому задушевному желанию - во что бы то ни стало победить врага. Его идеал возвышен и величествен, а сам он скромен и доступен. Часто мы, читатели, видим Кутузова глазами умного и проницательного князя Андрея, в размышлениях которого подчеркнуто основное качество старого полководца - «отсутствие всего личного». Кутузов «понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли - это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение...»

Великий полководец появляется на переднем плане эпопеи в самые ответственные моменты войны: мы видим его накануне и в ходе Бородинского сражения, на совете в Филях и сразу после оставления Наполеоном Москвы, в Тарутинском сражении и в боях под Малоярославцем и Красным. Он всегда глубже и правильнее других понимает значение каждого сражения в ходе войны, умеет предвидеть дальнейший ход событий. Главное в Кутузове, по Толстому, - его кровная связь с народом, «то народное чувство, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его». Это чувство поставило его на высшую человеческую высоту, сделало народным героем, выполнившим в войне 1812 года великую историческую миссию.

Л. Н. Толстой, исходя из стихийности исторического процесса, отрицал роль личности в истории и поэтому приписал Кутузову черты фатализма и созерцательной мудрости. Но в живых картинах Бородинского сражения и особенно совета в Филях писатель противоречит себе, показывая, что Кутузов не ожидал покорно исхода исторических событий, которые предрешены свыше, а талантливо направлял их ход. А принимая на себя всю тяжесть и всю ответственность решения об отступлении из Москвы, разве был Кутузов фаталистом? Разве был он пассивен? Нет и нет! Он понимал, что означает такое решение для него лично, но не о себе думал он и не боялся навлечь на себя царскую немилость - он спасал армию, спасал русских солдат, спасал Россию. Он один сказал, что «потеря Москвы не есть потеря России».

Отвечая Лористону на его предложение о мире, Кутузов пишет, что «мира не может быть, потому что такова воля народа». Полководец, выполняя свой долг, проявляет большое личное мужество, высочайшую нравственность и человеколюбие. Он остается в памяти не только как гениальный полководец, спаситель России, но и как один из великих представителей народа, народной мудрости, народной морали, воплотивший в себе патриотический дух и нравственные силы, объединившие лучших людей России и обеспечившие победу над «непобедимым» врагом. Кутузову как представителю народной войны противопоставлен в романе Наполеон - жестокий и самовлюбленный завоеватель, действия которого, по мнению Толстого, не могут быть оправданы ни историей, ни интересами французского народа. Наполеон во всем - антипод Кутузова. Писатель, выступая против культа императора Франции, видит в нем агрессора, вероломно напавшего на Россию, честолюбца, для которого «все, что было вне его, не имело никакого значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли». Не случайно его любимое слово - «я». Вся деятельность Наполеона - это попытка заставить народы жить по его собственному произволу, направлять историю по собственному желанию. До нападения на Россию это ему удавалось. Поэтому он уверился в собственной непогрешимости, стал считать себя движущей силой истории.

Писатель иронизирует: «Он был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит». Наполеон воображает себя властителем мира, вершителем судеб и государств. Толстой подчеркивает его самовлюбленность, индивидуализм, стремление «сделать себя» - и полное безразличие к людям, нежелание считаться с их интересами, высокомерное презрение к армии, к тем, кто преданно служит ему. Достаточно вспомнить переправу полка уланов через Вилию, когда Наполеон равнодушно смотрит на бессмысленно гибнущих людей, а потом приписывает «к когорте чести» бесчестного карьериста, командира полка. В сценах приема Балашова и Боссе писатель ярко показывает самомнение, позерство, актерство этого антигероя, отсутствие в нем той простоты и естественности, которые отличали Кутузова. Толстой отказывает ему даже в полководческом таланте, показывая растерянность самовлюбленного честолюбца, когда во время Бородинского сражения он понял, что победу над русскими одержать невозможно, что рушатся все его планы и расчеты. Рассказывая о Наполеоне, Толстой дает волю своему сарказму. Писатель отказывает ему в простых естественных человеческих чувствах. Незабываема сцена, когда перед Бородинским сражением Наполеон устраивает настоящий спектакль, демонстрируя на глазах у всех родительскую любовь. А как смешон и ничтожен он, когда, стоя на Поклонной горе и любуясь видом поверженной, как он полагал, Москвы, мысленно репетирует напыщенную речь, которую произнесет перед «боярами». А Москва горит, и «бояре» не собираются вручать ему ключи от города...

Ничего не искажая, Толстой все-таки принижает Наполеона, подчеркивая его физические недостатки: круглый живот, короткие ноги, толстые плечи, дрожание левой ноги - и показывая, что перед нами обычный заурядный человек, а не полубог. А разве можно забыть бегство французов из России, когда Наполеон бежит впереди своей армии, не думая о ее судьбе, то есть совершает поступок, которого «стыдится каждый ребенок». Развенчивая Наполеона, Толстой обличает и наполеоновское начало в людях. Кутузов и Наполеон - два полюса романа. Если Кутузов воплощает народную мудрость и представляет коллективное начало, волю народа, то Наполеон - выразитель ложной мудрости, самовлюбленности и индивидуализма.

Так же, как они, противопоставлены герои, в которых Толстой видит кутузовское народолюбие, кутузовскую самоотверженность, кутузовское отношение к людям (Ростовы, Болконские, Пьер, Денисов), и те, в ком проявляются наполеоновская чванливость, индивидуализм, позерство, стремление повелевать людьми, не считаясь с ними (Курагины, Берг, Долохов). Кутузов и Наполеон показаны с бытовыми чертами как люди, но вместе с тем иначе, чем все остальные герои романа. Они что-то большее, чем просто «персонажи», фигуры более обобщенные, олицетворяющие те мировые силы, о конфликте которых рассказано в «Войне и мире».

Эта антитеза помогает раскрыть «мысль народную» как основную идею «лучшего романа всех времен».

Роль образов Наполеона и Кутузова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Одним из главных вопросов в романе Толстого является философский вопрос о том, что такое великий человек. Автор отвечает на него в четвертом томе «Войны и мира» таким образом: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Для понимания авторской интерпретации «великого человека» крайне важны образы Кутузова и Наполеона, представленные в романе, так как они помогают максимально точно понять авторскую позицию и увидеть ответ самого автора на этот философский вопрос.

В образе Наполеона писатель постоянно подчеркивает неискренность и наигранность, которые проявляются в том, что Наполеон уделяет очень много внимания своему имиджу и заботе о том, как он будет выглядеть в глазах окружающих. Толстой подчеркивает во французском полководце отсутствие простоты, описывая поведение императора накануне Бородинского сражения, когда он рассматривал подаренный ему портрет сына. Наполеон рассуждает о том, какое выражение лица ему имеет смысл иметь при взгляде на портрет своего ребенка, то есть какую надо надеть маску: «Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, - есть история. И ему казалось, что лучшее, [.] чтобы он выказал, в противоположность этого величия, самую простую отеческую нежность».

Замечательное актерское чутье спасает Наполеона во многих ситуациях, когда, по его же собственным словам, «du sublime au ridicule il n’y a qu’un pas» («от великого до смешного один шаг»). Говоря об этом, Толстой делает ироническое замечание «(он что-то sublime видит в себе)», то есть «он видит в себе что-то великое», тем самым ставя под сомнение это утверждение. Также, рассуждая о величии, Толстой анализирует смысл слова «Grand» («великий»), которое приписывают многим историческим деятелям историки: ««C’est grand!» («Это величественно!») - говорят историки, и тогда уже нет ни хорошего, ни дурного, а есть «grand» и «не grand». Grand - хорошо, не grand - дурно. Grand есть свойство, по их понятиям, каких-то особенных животных, называемых ими героями. И Наполеон, убираясь в теплой шубе домой от гибнущих не только товарищей, но (по его мнению) людей, им приведенных сюда, чувствует que c’est grand, и душа его покойна».

Толстой, безусловно, согласен с наполеоновским афоризмом про великое и смешное, и это видно в сцене, где император стоит на Поклонной горе и ждет бояр с ключами от Москвы: «Речь его к боярам уже ясно сложилась в его воображении. Речь эта была исполнена достоинства и того величия, которое понимал Наполеон». Но потом выяснилось, что «Москва пуста, что все уехали и ушли из нее», и главным вопросом в наполеоновском окружении стал «каким образом объявить о том императору, каким образом, не ставя его величество в то страшное, называемое французами ridicule («смешное» - Прим. ред.) положение, объявить ему, что он напрасно ждал бояр так долго, что есть толпы пьяных, но никого больше».

В образе Кутузова Толстой, наоборот, подчеркивает естественность, доброту, великодушие и искренность, автор всячески подчеркивает, что главнокомандующий не заботится о своем имидже и старается общаться с солдатами на равных. Например, в четвертом томе, после очередного удачного сражения, когда Кутузов обращается к солдатам с речью, Толстой пишет: «вдруг голос и выражение лица его изменились: перестал говорить главнокомандующий, а заговорил простой, старый человек».

В Наполеоне же Толстой не видит доброты. Это подчеркивается тем, что император обладает некими привычками, которые, по мнению автора, противоестественны, и даже гордится ими. Например, Наполеон «рассматривал убитых и раненых, оставшихся на поле сражения». Толстой пишет, как Болконский, лежа раненым на поле боя, видит Наполеона за этим занятием и отмечает, что князь Андрей «знал, что это был Наполеон - его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками». В этой сцене Наполеон теряет для Болконского свою значимость и представляется лишь песчинкой под этим огромным небом Аустерлица. Это правда жизни, которая открылась князю Андрею на грани жизни и смерти.

Кутузова Толстой изображает как мудрого и проницательного человека. На совете в Филях, где все генералы горячились, предлагая способы спасения Москвы, только Кутузов сохранил самообладание. Толстой пишет, что часть участников дискуссии «как бы не понимали того, что настоящий совет не мог изменить неизбежного хода дел и что Москва уже теперь оставлена», а другие «понимали это и, оставляя в стороне вопрос о Москве, говорили о том направлении, которое в своем отступлении должно было принять войско». В конце концов Кутузов ответил на поставленный столь высокопарным образом вопрос Бенигсена («Оставить ли без боя священную и древнюю столицу России или защищать ее?»), проявив при этом холодность и рассудительность. Толстой показывает, как нелегко главнокомандующему далось это решение: «Но я (он остановился) властью, врученной мне моим государем и отечеством, я - приказываю отступление».

Крестьянская девочка Малаша, ставшая волею случая свидетельницей этого исторического события, сочувствует не «длиннополому» Бенигсену, а «дедушке» Кутузову - так Толстой хотел показать, что даже ребенок на каком-то интуитивном уровне чувствует простоту, доброту и искренность Кутузова, сохранившего трезвость рассудка перед лицом провокации.

Толстой в романе приводит еще одну деталь, характеризующую Кутузова как великодушного человека. Главнокомандующий приезжает в полк осматривать знамена и пленных, но при взгляде на них ему становится их жалко, и он говорит: «пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди». После этого на лицах солдат Кутузов «читал сочувствие своим словам». Толстой пишет, что «сердечный смысл этой речи не только был понят, но то самое, то самое чувство величественного торжества в соединении с жалостью к врагам и сознанием своей правоты, выраженное этим, именно этим стариковским, добродушным ругательством, - это самое чувство лежало в душе каждого солдата и выразилось радостным, долго не умолкавшим криком». Это значит, что Кутузов очень тонко чувствовал настроение своих солдат и выразил то, что уже давно понимали и они.

Показывая отношение Наполеона к военнопленным и к военным действиям вообще, Толстой дает ему точную характеристику, которая заключается во фразе самого полководца перед битвой: «Шахматы поставлены, игра начнется завтра», то есть Наполеон сравнивает битву с шахматной партией, а людей, соответственно, с фигурами на доске, которыми игрок может распоряжаться согласно своим желаниям.

Кутузов же, по словам Болконского, «понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, - это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое», то есть понимает происходящее вокруг него совершенно иным образом.

Кутузов осознал всю полноту значения слов «Отечественная война» и таким образом снискал расположение простых солдат. Толстой задается вопросом, как Кутузов «так верно угадал тогда значение народного смысла события, что ни разу во всю свою деятельность не изменил ему?», и сам на него отвечает: «Источник этой необычайной силы прозрения в смысле совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его».

В романе Кутузов ставит на первое место гуманистическую идею о всеобщем благе, отказываясь при этом от личной славы. И в этом заключается главное отличие его от Наполеона, который достаточно часто задумывается на страницах романа о своем величии.

Образы этих двух исторических личностей на страницах романа позволяют Толстому выразить собственное видение того, каким имеет смысл быть человеку, которого можно назвать по-настоящему великим.

Произведение «Война и мир» является одним из величайших во всей русской литературе. В нем Л. Н. Толстой смог нарисовать широкую панораму жизни русского общества с 1805 по 1820 год. И в центральной части этой панорамы находится разгром наполеоновских войск, которые до этого времени казались совершенно непобедимыми. На страницах своего романа Толстой развивает идею о том, какова роль народа и личности в развитии исторических событий.

Единение с народом

Образ Кутузова в романе «Война и мир» - один из самых благородных во всем произведении. Полководец был человеком, который ни одним своим действием или словом не изменил собственным убеждениям. Он был примером настоящего самоотвержения, а также умения понимать будущее значение наступающих событий. Сложно представить себе такого человека, деятельность которого была направлена на достижение одной и той же цели на протяжении столь длительного времени. И так же сложно представить себе более достойную задачу, чем была у Кутузова.

Кутузов был не только мудр, но и близок к народу, он ценил жизнь каждого солдата. И поэтому из остальных исторических личностей только Кутузов назван истинно великим человеком. Писатель поднимает образ полководца на самую высокую ступень чистоты духовных устремлений.

Добродушный и внимательный полководец

Описывая образ Кутузова в романе «Война и мир», необходимо подчеркнуть: полководец наделен Толстым чертами харизматичного лидера - у него есть авторитет, который основывается на его личных качествах. Это мудрость и героизм, и даже в некоторой степени святость. Во время встреч с солдатами полководец умеет находить с ними общий язык, иногда даже пускает в ход интересную и забавную шутку. Можно услышать от Кутузова и «стариковское добродушное ругательство». Например, можно вспомнить, как солдаты делились впечатлением о Кутузове после смотра под Браунау. Один солдат говорит о том, что Кутузов «кривой, об одном глазу». Другой вторит ему - «Вовсе кривой». Но на это следует ответ, что Кутузов все сумел увидеть - и сапоги, и подвертки.

Понимание духа войска

В 1812 году и полководец, и каждый простой солдат был наполнен патриотизмом. Описывая Бородинское сражение, Толстой подчеркивает: Кутузов понимал, что исход битвы решается не распоряжениями командующего войсками. Давая описание образу Кутузова в романе «Война и мир», учащийся может подчеркнуть: он понимал, что главную роль играет та неуловимая сила, которая носит название «дух войска». Полководец может лишь наблюдать за этой силой и руководить ею, но только в определенной степени. К примеру, когда Кутузов получает новость о пленении Мюрата, он говорит, что еще пока рано радоваться. Однако вместе с тем он посылает адъютанта проехаться по войскам и рассказать всем это известие.

С этой же целью поддержания высокого духа в войске Кутузов в конце дня Бородинского сражения отдает распоряжение зачитать среди солдат приказ о завтрашнем наступлении. Когда простые солдаты услышали этот приказ, смысл которого проистекал из чувств главнокомандующего, они, хотя и измученные, ободрялись и утешались.

Образ Кутузова в романе «Война и мир» глубоко патриотичен. Это качество можно проследить не только в словах самого Кутузова, но и в тех словах, которыми характеризуют его другие герои. Например, князь Андрей обретает спокойствие после того, как встретился с Кутузовым. Болконский размышляет о полководце в таком ключе: Кутузов ничего не придумает, однако все сможет выслушать и расставить на свои места. Полезному он не станет мешать, а вредного не позволит.

Образ Кутузова в романе «Война и мир» Толстого: цели полководца

Приказ оставить Москву Кутузов отдает только с одной целью - добиться победы и изгнания вражеских войск во что бы то ни стало. Полководец не случайно постоянно повторяет одни и те же слова: «Я заставлю их есть лошадиное мясо». Все действия Кутузова направлены на три главных цели:

  • напряжение всех сил для триумфа над врагом;
  • одержание победы;
  • изгнание врага из пределов страны и облегчение, насколько это может быть возможным, последствий для народа и солдат.

И только после того как эти задачи были решены, полководец оставляет деятельность главнокомандующего войск. Как мог он достичь этих целей, ни разу не отступив от своих благородных задач? Он был способен сделать это по той причине, что в его душе было истинно великое народное чувство, непобедимое начало.

Фатализм или реализм в образе Кутузова?

Давая описание образа Кутузова в романе «Война и мир», учащийся может указать: в какой-то мере Л. Н. Толстой делает полководца фаталистом: ведь он подчиняется ходу событий истории. Писатель не говорит о том, каким образом Кутузов готовил солдат к столкновениям после оставления Москвы и каким образом он осуществлял свой план. Будучи писателем-реалистом, Толстой все же стремился преодолеть философию фатализма, и во многих своих чертах Кутузов показан верно с исторической точки зрения: ему свойственно высокое стратегическое мастерство, он целыми ночами напролет размышляет о предстоящей военной кампании, выступает в качестве активного деятеля. За кажущимся спокойствием Кутузова скрывается волевое напряжение.

Позиция полководца, которая привела к победе

Образ и характеристика Кутузова в романе «Война и мир» будут неполными без описания его морально-духовной позиции, источника мудрости этого военачальника. Полководец всеми силами бережет своих солдат, ведет противостояние с царем, придворными генералами. Солдаты и офицеры его любят. Кутузову известны законы войны, он вполне способен предусмотреть ход дальнейших событий, поскольку берет в расчет духовное состояние войска.

Основной источник его мудрости - это близость к народу. И наиболее ярко раскрывается образ полководца во время описания Бородинского сражения. Наполеон уже начинает нервничать, ведь к нему возвращаются толпы расстроенных и обессиленных солдат. Кутузов же спокойно обдумывает, как может быть завершена битва. Об этом необходимо упомянуть в описании образа Кутузова в романе Л. Толстого «Война и мир». Ведь своим спокойствием он рождает уверенность и в солдатах. Например, генералу Вольцогену, который полностью охвачен паникой, он говорит: «Победа!». Еще до окончания сражения Кутузов объявляет о том, что битва выиграна. Он понимает, что отдать Москву необходимо для того, чтобы сберечь страну. Ведь французы в Москве начнут поддаваться моральному разложению, они станут мародерами, дисциплина их полностью иссякнет.

Характеристика Кутузова в романе «Война и мир»: полководец и его возраст

Во время первой войны Кутузов еще представлен как бравый генерал. Однако во время Отечественной войны полководец уже стар. И над этим позволяют себе посмеиваться его враги. Однако со стороны его войска возраст Кутузова только вызывает уважительное отношение. Кутузов - старик с белой головой, располневший. Он обычно надевает белый сюртук и фуражку с красным околышем без козырька. Во время заседаний военного совета он засыпает. Полководцу тяжело сесть на лошадь и точно так же трудно ему спуститься. Также писатель подчеркивает, что Кутузов «слаб на слезы». Он может плакать, не только думая о судьбе своей страны, но даже и при виде раненых солдат. Однако это его качество не принижает образ полководца.

Образ Наполеона

Образы Кутузова и Наполеона в романе «Война и мир» в произведении противоположны друг другу. Они являются антиподами. Толстой говорит о неприятии французского полководца, его стратегии. Все симпатии читателя, по задумке автора, должны быть на стороне Кутузова. Слава о Наполеоне распространилась по всему миру. Однако Толстой пишет о его армии, что она представляла собой «толпу мародеров». Сам же Наполеон отличался жестокостью и вероломством.

Жизнь его армии была ему глубоко безразлична. Совершенно равнодушно наблюдает он за тем, как погибают его солдаты. Ведь они являются всего лишь орудием для достижения его сугубо личных целей. Народное признание льстит французскому военачальнику. Однако благодарности Наполеон не испытывает. Ведь все были обязаны без каких-либо возражений подчиняться только его воле. Толстой пишет о том, что миллионы людей были вынуждены убивать друг друга только по причине властолюбия Бонапарта.

В романе «Война и мир» Л. Толстой рисует образы двух великих полководцев: Кутузова и Наполеона. Но отношение к этим двум историческим деятелям эпохи различное.

Наполеон изображен в романе сатирически. Внешность этого «великого» человека ничтожна и смешна. Толстой не раз повторяет определения «маленький», «малый ростом», снова и снова рисует «круглый малый живот императора», «жирные ляжки коротких ног».

Писатель подчеркивает холодность, самодовольство, напускное глубокомыслие выражения лица Наполеона. Особенно резко вырисовывается одна его черта - позерство. Наполеон ведет себя как актер на сцене. Перед портретом сына он «сделал вид задумчивой нежности», жест его «грациозно-величественен». Наполеон уверен: все, что делает и говорит он, «есть история». И даже такое отнюдь не величественное явление, как дрожание икры его левой ноги, выражавшей его гнев или беспокойство, представляется ему значительным, историческим.

По мере того как развертываются исторические события, все отвратительнее становится внутренний и внешний облик Наполеона. В период Аустерлицкого сражения он еще сохраняет человеческие черты: «…на холодном лице его был тот особый оттенок самоуверенного, заслуженного счастья, который бывает на лице влюбленного и счастливого мальчика.» Но годы идут. Новые сражения. Новые трупы. Лицо остается холодным и все больше оплывает жиром. И вот в день Бородинского сражения мы видим страшно изменившийся, отталкивающий облик императора («желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, красным носом»).

Главный аргумент, который выставляет писатель против тех, кто считал наполеона великим, заключается в следующем: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». В оценке деяний исторической личности писатель применяет нравственный критерий.

В отличие от Наполеона Кутузов в изображении Толстого не только способен понять простого человека, но и сам по натуре простой человек. В его облике Толстой прежде всего и отмечает эту простоту, обыкновенные черты старого человека, «дедушки», как называет его крестьянская девочка Малаша. Ничего от повелителя народов нет в этом «полном, рыхлом» старике, в его сутулой фигуре, ныряющей тяжелой походке. Но сколько в нем доброты, простодушия и мудрости! Вспомним его, когда он говорит с солдатами: «Лицо его становилось все светлее и светлее от старческой кроткой улыбки». Такова же речь Кутузова, понятная и близкая каждому. «Перестал говорить главнокомандующий, - замечает Толстой, - а заговорил простой, старый человек, очевидно, что-то самое нужное желавший сообщить теперь своим товарищам».

Отличаются друг от друга и военные стратегии Наполеона и Кутузова.

Для Наполеона любое сражение в любой войне - это игра в шахматы, и все зависит от опытности и умения игрока. Поэтому он пытается руководить сражением, отдавая распоряжения одно за другим.

Совсем не то Кутузов. В Бородинском сражении, например, он не стремится отдавать распоряжения, но внимательно следит за происходящими событиями, всматривается в выражение лиц офицеров, приезжающих к нему с донесениями, вслушивается в интонацию их речи. Толстой объясняет поведение главнокомандующего: «Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч людей, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».

Для Толстого Кутузов - идеал общественного деятеля и идеал человека. Противопоставляя его Наполеону, писатель замечает: «…он вообще ничего не говорил о себе, не играл никакой роли, казался всегда самым простым и обыкновенным человеком и говорил самые простые и обыкновенные вещи». Вся его деятельность была направлена не на возвеличивание своей особы, а на то, чтобы победить и изгнать врага из России, «облегчая, насколько можно, бедствия народа и войска».

Образ Кутузова исторически правдив. Однако в размышлениях о деятельности великого полководца отразились противоречия, свойственные мировоззрению писателя.

Сопоставляя Наполеона и Кутузова, Толстой тем самым решает вопрос о роли личности в истории. Писатель приходит к выводу, что историей правят не отдельные личности, а народ. И именно поэтому главной мыслью романа является «мысль народная».

Александров Слава, 10 класс "А"

Ученик 10 А класса, Александров Вячеслав, увлеченный человек русской классической литературой. На протяжении нескольких лет обучения показал себя начитанным, образованным, иннтеллигентным человеком. В произведения классической литературы, изучаемые на уроках 10-ом классе вызывали в нем большой интерес к истории Государства Россиского, любимым произведением ученика стал роман Л.Н. Толстого "Война и Мир". Взволновали молодого человека две неординарные личности, Наполеон и Кутузов. Поэтому для зачетной работы была выбрана и разработана сравнительная характеристика двух полководцев романа Кутузова и Наполеона. Работа интересная.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Умный полководец не бывает воинствен. Умелый воин не бывает гневен. Умеющий побеждать врага не нападает. Лао - цзы Наполеон и Кутузов в романе Л. Н. Толстого «Война и мир » р абота: Александрова Вячеслава 10 а

Л. Н. Толстой Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

Роман Л. Н. Толстого "Война и мир" является, по мнению известных писателей и критиков, "величайшим романом в мире". "Война и мир" - это роман-эпопея, повествующий о знаменательных и грандиозных событиях из истории страны, освещающий важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества.

Антиподы

Антитеза Кутузов Наполеон Противопоставление

Народный полководец. Для Толстого Кутузов-идеал исторического деятеля и идеал человека.

Мудрость Кутузова заключается в умении принять «необходимость покорности общему делу» и в готовности пожертвовать своими личными чувствами для общего дела.

Кутузов воплощает образ полководца, который думает о своих солдатах и знает всех в лицо: "знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войны, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти"

На ход истории не влияют даже исторические личности Наполеон показан в комическом образе. ...Не Наполеон распоряжался ходом сраженья, потому что из диспозиции его ничего не было исполнено и во время сражения он не знал про то, что происходило впереди его. Стало быть, и то, каким образом эти люди убивали друг друга, происходило не по воле Наполеона, а шло независимо от него, по воле сотен тысяч людей, участвовавших в общем деле. Наполеону казалось только, что все дело происходило по воле его. (Л. Н. Толстой) Кутузов – как спаситель России. Он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся с смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти. (Л. Н. Толстой)

Образ Наполеона Наполеон - кумир своего времени, перед ним преклонялись, ему подражали, видели в нем гения и великого человека. “Маленький человек в сером сюртучке.. Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног”.

Слава о Наполеоне облетела практически весь мир. Но Толстой не идеализировал этого всеобщего «кумира», постепенно в романе идет развенчание его как полководца и как великой личности. Вот как Толстой описывает “великую армию” Наполеона: “Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес кучу вещей, которые ему казались ценны и нужны”.

По преданию, Кутузов отправился в Фили со словами: «Хороша ли, плоха ли моя голова, а положиться больше не на кого». «Сей день пребудет вечно незабвенным для России, ибо собранный совет у фельдмаршала князя Кутузова в деревне Фили решил пожертвованием Москвы спасти армию » «Москва, как губка, всосет в себя французов»

Нравственность всегда торжествует над грубой силой Мнимое величие Наполеона особенно ярко проявляется в сцене, когда он стоит на Поклонной горе и любуется панорамой Москвы: «Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица...» Но недолго пришлось ему наслаждаться своим величием. Он оказался в жалком и смешном положении, так и не дождавшись ключей от величественного города. Толстой противопоставляет Наполеону (и как военачальнику, и как человеку) фельдмаршала Кутузова. В отличие от императора Франции, русский полководец не считал руководство военными операциями «игрой в шахматы». Кроме того, он никогда не приписывал себе главную роль в успехах, достигнутых русской армией. В отличие от Наполеона, он делал ставку не на свою гениальность, а на силу армии. Кутузов был убежден, что решающее значение в войне имеет «дух войска».

н ет величия там, где нет простоты и правды Жесток в стремлении удовлетворить свое честолюбие ценой тысяч жизней, в попытке навязать свою волю целой стране. Его поведение определяет не сердце, а разум, потому он обречен на поражение. Толстого не впечатляет количество выигранных им государств – у него другая мера: «Нет величия там, где нет простоты и правды». Изображен полководцем не столько направляющим действия армии, сколько не мешавшим течению событий. Не опыт полководца, а опыт сердца подсказывает ему, что исход войны предопределен нравственным превосходством русских. Поэтому он первую свою задачу видит в том, чтобы поднять боевой дух в войсках, внушить веру в победу. Честолюбие и сердечность победить не берусь, перехитрить попробую

Мелочность и мудрость Мелочная раздражительность, актерство – он ни одной чертой не похож на великого человека. Подчеркнуты холодность, напыщенность, он все время позирует, играет роль гения. «Он был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит». Он добр, мудр, прост и открыт людям, как обыкновенный – старый и нравственно опытный – человек. Образ дан в восприятии различных людей. Человек и живым изображен он в беседах (с Болконским, Денисовым, Багратионом), на военных советах, в Аустерлицкой и Бородинской битвах.

Из всех исторических деятелей, показанных в романе, только Кутузова Толстой называет истинно великим человеком: «...трудно себе представить историческое лицо, деятельность которого так неизменно и постоянно была бы направлена к одной и той же цели». В романе «Война и мир» Кутузов представлен как народный герой, вся мощь которого состояла «в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его». Можно сделать вывод о том, что основное различие между этими полководцами Толстой видел в антинародной деятельности Наполеона и народном начале, лежащем в основе всех деяний Кутузова. Кутузов – народный герой

В образах Наполеона и Кутузова Толстой изобразил идею войны и мира. Герои, тяготеющие к Наполеону, наделенные наполеоновскими чертами, способствуют возникновению войн между людьми. Такими являются далекие от битв Курагины, Анна Павловна Шерер, Вера Ростова и другие. Герои же, тяготеющие к полюсу Кутузова, несут идеи мира, духовности и любви. Это Наташа Ростова, Марья Болконская и, как ни парадоксально, “военные” люди - Тушин, Тимохин, Денисов. Главные герои романа - Пьер Безухов и Андрей Болконский - проходят путь от Наполеона к Кутузову, от ложных ценностей к истинным идеалам. Заключение